Введение 3
Глава I Кайфан (开放) или первый шаг в формировании новой политики 7
Глава II Второй шаг. Взятие курса на политику «идти вовне» 16
2.1.Предпосылки и цели политики 16
2.2 Вклад привлечения прямых иностранных инвестиций 23
2.3 Национальное предпринимательство. ВТО. Хуацяо 30
2.4 Итоги политики «идти вовне» 40
Глава III Новая Нормальность 43
3.1 Возникновение нового курса и его предназначение 43
3.2 Курс Си Цзиньпина или что будет дальше после «новой нормальности»? 62
Заключение 66
Приложения 69
Список использованной литературы 76
Сегодня о КНР говорят и пишут, либо восторженно подчеркивая ее успешные социально-экономические преобразования, либо неоднозначно поднимая темы новых возможным угроз, в связи с новой ролью Пекина на мировой арене. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров в интервью журналу «Проблемы Дальнего Востока», отвечая на вопрос о роли и месте Китая в глобальной системе международных отношений заявил, что «Китай - это, без сомнения, один из ключевых элементов формирующейся на наших глазах полицентричной международной системы. За последние тридцать лет в Китайской Народной Республике произошли грандиозные перемены во всех сферах жизни, существенно укрепился ее экономический и военный потенциал, повысился ее вес в международных делах.
По такому показателю, как ВВП, КНР занимает сейчас 2 место в мире (по данным всемирного банка) , входит в число лидеров по объему внешней торговли. Другими словами, Китай превратился в мощную мировую державу. В Пекине ставят задачу к середине XXI века завершить модернизацию страны и выйти по показателю ВВП на душу населения на уровень среднеразвитых государств. Китай поддерживает интенсивные, разветвленные отношения с США, Евросоюзом, активно включен в процессы экономической интеграции в Азии. При этом важно, что курс, осуществляемый КНР в международных делах, характеризуется взвешенными, последовательными подходами к ключевым вопросам, включая укрепление основ многополярности при формировании нового миропорядка, необходимость опоры на международное право и центральную роль ООН. Китай, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, участником саммитов «двадцатки» и «пятерки», партнером по диалогу «Группы восьми» содействует консолидации коллективных действий международного сообщества при решении таких глобальных проблем, как укрепление международной безопасности, борьба с терроризмом и транснациональной преступностью, преодоление последствий финансово-экономического кризиса, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, преодоление бедности» .
Китай в проведении успешной внешнеэкономической деятельности привлекает огромное внимание, потому что из отсталой и бедной страны государство стало одним из сильнейших, с огромным экономическим потенциалом. Именно поэтому так важно изучение данной темы, факты и обстоятельства, которой могли бы подчеркнуть причины такого колоссального успеха. Основной объект исследования данной работы является исторический контекст провозглашения китайским руководством политических лозунгов новейшего времени, которые традиционно являются неотъемлемой частью политической культуры Китая. С древних времен такие лозунги являлись простым способом донести до народа характер правления действующего императора, поэтому смена курса в Китае всегда означала пересмотр целей и задач, и в дальнейшем переориентирование во внутренней и внешней политике. На основе данной работы такую тенденцию можно проследить с 1978 года, когда был объявлен курс на политику «реформ и открытости» (кайфангайгэ, 开放改革), главная цель которого сводилась к привлечению иностранного капитала и технологий. В 2000 году было принято решение начать политику «идти вовне» (цзоучуцюй, 走出去), чтобы перенаправить ресурсы, накопленные в ходе десятилетий, на усиление национальных позиций на внешних рынках. «Новая нормальность» это политический курс, который был выбран китайским руководством в 2010 году и официально озвучен председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Этот курс предполагал ряд мер, направленных на решение проблем, связанных с последствиями мирового финансового кризиса, зависимостью от экспорта товаров и услуг, потерей основного преимущества в виде дешевой рабочей силы, старением населения, сменой мировой политической конъюнктуры, появлением новых экономических блоков, и так далее. Все эти причины, так или иначе, повлияли на экономический спад КНР и довели показатель ВВП с 10% (в 2010 году) до 6.9% в 2017 году. Актуальность данной темы заключается, в том числе, в том, чтобы сопоставить исторические события, которые были сопряжены с изменениями политических курсов того или иного времени. Именно поэтому так важно изучить политический механизм КНР, который на протяжении такого долгого периода времени является успешным и эффективным инструментом для проведения сильной внутренней и внешней политики.
В данной исследовательской работе следует рассмотреть нижеперечисленные этапы, с которых начинается действительно важный процесс, требующий особого внимания, потому что эти этапы сопряжены с историческими событиями, которые в конченом счете, стали контекстом в формировании той или иной политики.
1.В 1978 запуск политики «реформ и открытости» (кайфангайгэ, 开放改革);
2.В 2000 году официально объявлена стратегия «идти вовне» (цзоучуцюй, 走出去);
3.C 2010 года начало политики «новая нормальность» (синь чантай, 新常态).
Цель данной дипломной работы – определить линию политического курса и характер её изменений с 1978-2017 год. В соответствии с целью автор формулирует следующие задачи:
1. Ознакомиться с началом политики «реформ и открытости».
2. Рассмотреть характерные особенности курса «цзоучуцюй».
3. На основе имеющихся материалов изучить причины запуска и суть политики «новая нормальность».
4. А также определить возможные пути дальнейшего развития.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются предпосылки внедрения курса «реформ и открытости», во второй главе - причины внедрения, цели политики и задачи для реализации курса «идти вовне». Третья глава посвящена курсу «новая нормальность», о том, как был принят, при каких обстоятельствах и для чего. В заключении автор подводит итоги проделанной работы и формулирует основные выводы.
«Открытие дверей внешнему миру приводит к прогрессу, при этом их закрытие ведёт лишь к экономической отсталости. История учит нас, что государство обязано ориентироваться на господствующие тренды мирового развития, и если они таковы, то совершенствоваться и преуспевать. В противном случае, можно остаться ни с чем» - ГаоХучэн (高虎城), министр торговли КНР с 2013-2017 год .Сформировавшаяся в КНР модель успешного экономического роста в начале 80-х гг. опиралась на ее главные конкурентные преимущества – дешевую рабочую силу, политическую стабильность в государстве и благоприятную международную конъюнктуру. Благодаря этому руководство Китая смогло реализовать политику «реформ и открытости», выставляя на экспорт дешевые продукты, ассортимент которых преимущественно состоял из легкой промышленности и текстиля. В ходе первых этапов также были организованы ОЭЗ для привлечения инвестиций и технологий со стороны хуацяо и развитых стран. Вступив в ВТО, а в дальнейшем и в другие экономические блоки, Китай расширил поле для своей деятельности и запустил новый параллельный курс «идти вовне» и открылся миру еще шире для проведения более эффективной внешнеэкономической деятельности. Китай смог аккумулировать огромный капитал, который был направлен на стимуляцию внешнеэкономической экспансии в рамках курса «идти вовне», поддерживались китайские ТНК, организовывались мероприятия мирового масштаба (Олимпиада в Пекине) и многое другое. Но финансовый кризис показал, что экспорт ориентированная экономика имеет свои слабости, а агрессивная экспансия ТНК за рубежом подверглась некоторым ограничениям. Помимо всего этого Китай начал терять свое главное преимущество в виде дешевой рабочей силы из-за изменений на рынке, сильной миграции внутри страны, из-за политики «одна семья – один ребенок (как результат, на сегодняшний день мы видим увеличение доли пожилых людей и уменьшение доли работоспособных). Не стоит забывать о сильной социальной дифференциации и неравномерном развитии, с одной стороны, восточных регионов, а с другой, центральных, западных и северо-восточных. Немаловажна и проблема экологии, из-за которой ежегодно погибает 3 млн. китайцев. Курс «новая нормальность» направлен на постепенное решение накопившихся проблем, при этом сохраняя стабильность экономического развития. Для этого у КНР есть все возможности и инструменты. Например, проект «один пояс, один путь», который рассчитан на привлечение новых инвестиционных потоков в отстающие центральные и западные регионы страны, а также для закрепления в Центральной Азии и создание более благоприятных маршрутов в Европу, способен решить проблемы социальной дифференциации и дисбаланса в развитии регионов. В 2016 году первое место по потоку прямых инвестиций из Китая заняло «здравоохранение», увеличение в сравнении с 2014 составило 800.6 %. Вторая позиция – «рациональное использование водных ресурсов, коммунальные сооружения для охраны окружающей среды», 280.6 % соответственно. Все это говорит о том, что руководство Китая во главе с Си Цзиньпином намерено серьезно решать имеющиеся острые вопросы н развивать «зеленую экономику». КНР рационально пользуется имеющимися ресурсами для реализации курса «синьчантай» и, как говорят эксперты, в конце этого тернистого пути Китай сможет повсеместно перейти на новый вид экономики. Для бессменного руководителя КНР это будет отличным результатом к 100-ию КПК. Подводя итог, Многие эксперты и теоретики восхищались резкими и высокими темпами экономического роста Китая и восприняли это как «китайское экономическое чудо». Но по сути, никакого «чуда» не было, достижения были сотворены с помощью собственных огромных усилий и большого потока иностранного капитала , поэтому крайне важно для руководства КНР и дальше продолжить старательно решать проблемы по мере их поступления.
Итоги исследовательской работы:
1. Ознакомиться с началом политики «реформ и открытости». Курс гайгэкайфан это первый шаг в проведении реформ и открытии дверей внешнему миру.
2. Рассмотреть характерные особенности курса «цзоучуцюй». Особенность политики «идти вовне» - это выход Китая на международную арену и экономическое закрепление в разных регионах Земли, в особенности там, где сосредоточены необходимые природные ресурсы (Африка).
3. На основе имеющихся материалов изучить причины запуска и суть политики «новая нормальность». Этот курс руководства КНР рассчитан на кардинальные реформы для продолжения развития экономики и в тоже время решения накопившихся остросоциальных проблем.
4. А также определить возможные пути дальнейшего развития. На сегодняшний день Си Цзиньпин обладает абсолютно безграничной по срокам правления властью. В связи с этим, он также может продолжить успешно проводить свою политику и стать виновником успеха к годовщине КПК в 2021 году.
1. Интервью министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова журналу «Проблемы Дальнего Востока» (ПДВ №5, 2009г.). Полный текст «РФ-КНР: 60 лет дипломатических отношений». Доступно по электронному адресу: http://www.ifes-ras.ru/pdv/online/119-eioaeauet-ieienoea-eiinoeaiiuo-aeae-einneeneie-oaaeaeaoeee-na-eaaeiaa. Дата обращения: 12.02.2018.
2. Доклад о мировых инвестициях 2017 года. Инвестиции и цифровая экономика. Основные тенденции и общий обзор. Полный текст исследования ООН. Доступно по электронному адресу: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2017_overview_ru.pdf. Дата обращения: 21.01.2018.
3. Си Цзиньпинчжусицзайшэцзецзинцзилуньтань 2017 нянь няньхуэйкаймушишан дэ чжучжияньцзян (习近平主席在世界经济论坛2017年年会开幕式上的主旨演讲 - 全文17.01.2017). Полный текст «Основной доклад председателя Си Цзиньпина на церемонии открытия ежегодного Всемирного Экономического форума 2017 года». Доступно по электронному адресу: http://www.xinhuanet.com/politics/2017-01/18/c_1120331545.htm. Дата обращения: 03.02.2018.
4. Си Цзиньпинцзайчжунгогунчаньдандишицзюцыцюаньгодайбяодахуэйшан дэ баогао(习近平在中国共产党第十九次全国代表大会上的报告 - 全文 28.10.2017). Полный текст «Доклад Си Цзиньпина на 19 съезде КПК». Доступно по электронному адресу: http://www.people.com.cn/GB/jinji/31/179/20020125/656050.html. Дата обращения: 22.11.2015.
5. Чжунгоцзяжушицзецзучжиидиншу (бяочжуньчжунвэньбаньцюаньвэнь) (中国加入世贸组织议定书(标准中文版全文) - 全文25.01.2002). Полный текст «Протокол о входе Китая в ВТО (полный текст китайской версии документа)» Доступно по электронному адресу: http://www.people.com.cn/GB/jinji/31/179/20020125/656050.html. Дата обращения: 03.02.2018.
6. Embracing China’s «new normal»: why the economy is still on track. HuAngang (15.06.2015). Полный текст статьи ««Новая нормальность» Китая: почему китайская экономика все еще на правильном пути» Ху Аньган. Доступно по электронному адресу: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2015-04-20/embracing-chinas-new-normal. Дата обращения: 03.02.2018.
7. Чжунхуажэньминьгунхэгосяньфасючжэнань (习近平主席在世界经济论坛2017年年会开幕式上的主旨演讲 - 全文11.03.2018). Полный текст Поправка к Конституции КНР, принятая 11 марта 2018 года. Доступно по электронному адресу: http://www.npc.gov.cn/npc/xinwen/2018-03/12/content_2046540.htm.
Литература на русском языке:
8. Ван Мэнкуй. Экономика Китая. / Пер. с кит. ЧжэнЯохуа. - Межконтинентальное издательство Китая.,2005. — 195 с.
9. Виноградов А.В. Внутриполитические вызовы Китаю в начале 21 века // МГИМО МИД России. - . 2017. – № 3. – С. 131-145.
10. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. М., 2008. – 368 с.
11. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006-. Т. 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура / ред. М. Л. Титаренко и др. — 2009. — 935 с.
12. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2009. - 1087 с.
13. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики Важнейшие этапы развития 1949-2007. М., 2007. - 424 с.
14. Гельбрас В.Г. 30 лет реформ открытости Китая [текст]// Общественные науки и современность.–. М., 2009. - № 3. - С.109-117.
15. Карлусов В.В. Власть и бизнес в условиях вступления страны в ВТО: китайские уроки // Экономика зарубежных стран. - . 2006. – № 1.
16. Котляров Н.Н. Взаимодействие Китая с внешним миром в условиях «новой нормальности» китайской экономики // Мировая экономика. - . 2017. – № 2. – С. 27-37.
17. Котляров Н.Н. Экономическое взаимодействие переходных экономик с более развитыми странами (на примере КНР) // Экономика зарубежных стран. - . 2008. – № 2(5).
18. Кузнецов А.В. Транснациональные корпорации в мире // Материалы из будущего учебника по мировой экономике и международным экономическим отношениям. - . 2014. – № 2(29).
19. Кучук О.В. Экономика Китая. Владивосток, 2010. - 383 с.
20. Меликсетов А.В. История Китая. М., 2002. – 736 с.
21. Подвойский Г.Л. Феномен глобализации по-китайски и проблема евразийской интеграции // Вестник финансового университета. - . 2017. – № 4. – С. 40-46.
22. Глотова М. Роль китайских государственных компаний в инновационной политике КНР // Экономика зарубежных стран. - . 2017. – №1(40).
23. Титаренко М.Л. Экономика Китая вступает в XXI век. Ин-т Дальнего Востока, 2004. – 312 с.
24. ЧэньЦзягуй Синяя книга китайской экономики. М., 2009.
25. ЧжаоЧэньюй Последствия вступления Китая в ВТО для экономики страны // Проблемы мировой экономики. – Иркутск, 2006. С.107.
26. 13-я пятилетка (2016-2020 гг.) – важнейший этап построения в Китае общества малого благоденствия «сяокан» / отв. ред. А.В. Островский; сост. П.Б. Каменов. – М. :ИДВ РАН, 2018. – 304 с.
Литература на китайском языке:
27. ЧэньГолинь, ЧуньЮэцзюнь. «Цзоучуцюй» кайфанчжаньлюэяньцзю (陈国林, 淳悦峻 «走出去» 开放战略研究. - 中共云南省委党校学报, 2008) - Исследование стратегии открытости «идти вовне». – Юньнань: , 2008. – 92-95 c.
28. Ху Аньган. Чжунго да чжаньлюэ. (胡鞍钢中国大战略. -杭州:浙江人民出版社, 2003) – Генеральная стратегия Китая. – Ханчжоу: , 2003. – 337 с.
Литература на английском языке:
29. François Godement, Jade Le Van, Thomas Vendryes, Cheng GongFacing the risks of the «going out strategy». – London :European Council on Foreign Relations, 2012. – 11 p.
30. Jing Tao. China’s Integration into the Liberal International Economic Order and Its Changing Policies on Legalized Bilateral Investment Treaties. New York University, 2015.
31. Junyeop Lee 2009. State owned enterprises in China: reviewing the evidence. Availableat: https://www.oecd.org.
32. Peter Fung. et al. (eds.). 2015. China outlook 2015: KMPG research. Hong Kong.
33. Vaughn Barber. et al. (eds.). 2016. China outlook 2016: KMPG research. Hong Kong.
34. Qiushi CPC journal of China’s governance and perspectives. China’s theory. Seven opportunities for China’s economy under the new normal. Bejing, july-september. 2015.
Интернетисточники:
35. Деловой журнал ChinaPRO[Электронный ресурс] «Мост» на китайский берег [Электронный ресурс] / URL: http://www.chinapro.ru// (дата обращения 11.11.15).
36. Информационный ресурс Всемирного Банка [Электронный ресурс] / URL: http://www.worldbank.org// (дата обращения 22.05.2016).
37. Информационный ресурс иллюстрированного издания о финансовых рынках [Электронный ресурс] / URL: https://ru.insider.pro// (дата обращения 22.09.2017).
38. Информационный ресурс Евразийской организации экономического сотрудничества [Электронный ресурс] / URL:http://eurasianeconomic.org// (дата обращения 23.09.2017).
39. Информационный ресурс общественно-политической газеты [Электронный ресурс] / URL: http://www.trud.ru// (дата обращения 23.09.2017).
40. Информационный ресурс Шанхайской морской кампании [Электронный ресурс] / URL: http://raysunmarine.com// (дата обращения 23.09.2017).
41. Информационный ресурс газеты Синьхуа [Электронный ресурс] / URL: http://www.xinhuanet.com// (дата обращения 23.09.2017).
42. Информационный ресурс新浪财经[Электронный ресурс] / URL: http://finance.sina.com.cn// (дата обращения 14.03.16).
43. Министерство коммерции Китайской Народной Республики [Электронный ресурс] / URL:http://russian.mofcom.gov.cn//(дата обращения 19.03.16).
44. Информационный портал Научфорум [Электронный ресурс] / URL: http://nauchforum.ru//(дата обращения 11.09.2015).
45. Портал деловой информации ARD [Электронный ресурс] / URL: http://asiarussia.ru//(дата обращения 08.02.2018).
46. Официальный новостной сайт КПК Китая [Электронный ресурс] / URL: http://cpc.people.com.cn//(дата обращения 08.09.2017).
47. Газета жэньминьжибао (人民日报)[Электронный ресурс] / URL: http://paper.people.com.cn//(дата обращения 20.07.2017).
48. Информационный портал XVII съезда [Электронный ресурс] / URL: http://www.sznews.com// (дата обращения 09.12.15).
49. Интервью В.Г. Гельбраса газете «Комсомольская правда» [Электронный ресурс] / URL: https://www.spb.kp.ru// (дата обращения 09.09.17).
50. Информационный портал СМИ телеканала "Екатеринбург-ТВ" [Электронный ресурс] / URL: http://ekburg.tv/novosti // (дата обращения 17.05.2016).
51. Информационный портал РИА [Электронный ресурс] / URL: http://ria.ru// (дата обращения 25.12.2015).
52. Журнал «Отечественные записки» [Электронный ресурс] / URL: http://www.strana-oz.ru// (дата обращения 14.10.15).
53. Сайт сводных национальных статистических данных [Электронный ресурс] / URL: https://unstats.un.org// (дата обращения 14.02.18).
54. Некоммерческий и независимый портал Гайдар [Электронный ресурс] / URL: http:// http://gaidar.center/ (дата обращения 17.02.18).
55. Официальный сайт британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young[Электронный ресурс] / URL: http://www.ey.com// (дата обращения 17.02.18).
56. Новостной портал Fortune[Электронный ресурс] / URL: http://www.fortune.com// (дата обращения 15.01.18).
57. Информационный портал «Независимая газета» [Электронный ресурс] / URL: http:// http://www.ng.ru// (дата обращения 17.02.17).
58. Информационный ресурс РБК [Электронный ресурс] / URL: https://www.rbc.ru// (дата обращения 10.10.17).
59. Новостная лента Медуза [Электронный ресурс] / URL: https://meduza.io// (дата обращения 24.10.17).
60. Официальный сайт ВСНП КНР [Электронный ресурс] / URL: http://www.npc.gov.cn// (дата обращения 24.02.18).
61. Wikipedia [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org// (дата обращения 11.09.2015).