Введение 4
Глава 1. Теоретические основы реализации крупных проектов в современных
условиях землепользования 6
1.1. Основные понятия, затрагиваемые в рамках настоящего исследования.. 6
1.2. Нормативная основа государственно-частного партнерства 10
Глава 2. Практика реализации крупных проектов в Санкт-Петербурге 13
2.1. Инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства в
Санкт-Петербурге 13
2.2. Анализ проекта ЗСД 18
Глава 3. Повышение эффективности реализации проектов 22
3.1. Оценка рисков 22
3.2. Рекомендации по минимизации рисков 27
Заключение 36
Список использованной литературы 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
Крупные инфраструктурные проекты - это уникальные проекты, которые имеют высокую социальную и государственной значимость при этом обладая невысокой рентабельностью [21]. В современной России реализация крупных проектов в сфере строительства и инфраструктуры — одна из важнейших передовых задач. [18] Качественно реализованный крупный инфраструктурный проект даёт импульс социальному, транспортному и экономическому развитию территории.
Западный скоростной диаметр (ЗСД), уникальная скоростная внутригородская платная магистраль, созданная в Санкт-Петербурге — один из ярчайших примеров крупного проекта. Строительство ЗСД аккумулировало целую плеяду процессуальных и правовых особенностей: тут и контурные земельные участки, и линейные объекты, и государственно-частное партнерство (ГЧП).
Впечатляющий масштаб проекта, большое количество особенностей и многоэтапность процесса строительства означают рост рисков допустить ошибку в том или ином моменте [12]. Некоторые из таких нюансов могут даже не рассматриваться в законодательстве подробно — например, контурные земельные участки. Досадные ошибки, допущенные во время реализации, могут вести к снижению качества итогового проекта, нерациональным трудозатратам и снижению финансовой эффективности процессов. Использование богатого накопленного опыта уже реализованных крупных проектов - верный способ повысить качество, увеличить финансовую и юридическую эффективность грядущих крупный проектов.
Именно в этом и состоит высокая практическая актуальность данного исследования: опыт реализации такого крупного проекта, как ЗСД, имеет неоценимое значение для перспектив реализации схожих проектов. Подробное, вдумчивое рассмотрение самых разных аспектов работы над ЗСД позволяет снизить конечные риски строительства крупных проектов в целом. Концептуальное осмысление тонкостей, возникших при строительстве ЗСД, представляет огромную ценность для дальнейшей работы со схожими проектами, а особенно для проектов со схожим масштабом.
Объектом нашего исследования является проект Западный скоростной диаметр, а предметом - существующие и потенциальные проблемы данного проекта.
В соответствии со сказанным ранее, наша цель - сформулировать основные направления решения этих проблем и рекомендуемые мероприятия. Для этого в ходе исследования мы выполнили следующие задачи.
Задачи:
• рассмотреть теоретические вопросы по представленной теме;
• рассмотреть проекты Санкт-Петербурга;
• рассмотреть этапы реализации проекта ЗСД;
• выявить существующие и потенциальные проблемы, мешающие реализации;
• проанализировать проблемы с последующей формулировкой предложений, обработкой и обобщением результатов научного исследования.
В первой главе, был изучен теоретический аспект, где мы рассмотрели действующее законодательство, регулирующее строительство линейных объектов. Затем мы обратились к правовым основам государственно-частного партнёрства в инфраструктурных и инвестиционных проектах. Наряду с нормативно-правовой базой, мы изучили научные работы и мнения экспертов по данной тематике, чтобы всесторонне осветить теоретический аспект реализации крупных проектов.
Во второй главе мы обозначили крупные проекты Санкт-Петербурга, реализуемые на основе государственно-частного партнерства, и более подробно остановились на особенностях проекта Западного скоростного диаметра, дали его характеристику.
Также здесь были перечислены затруднения, известные на данный момент: это общественный резонанс, связанный с самим проектом, в том числе экономическая, экологическая и социальные проблемы осуществимости. Также в этой главе были рассмотрены преимущества ГЧП для реализации проектов.
Указанные выше проблемы проекта Западного скоростного диаметра
проанализированы в третьей главе нашего исследования. В ней мы конкретно
остановились на потенциальных и существующих рисках проекта ЗСД и сделали предложения по их решению.
Наконец, в заключении мы даём краткие выводы по результатам нашего исследования и по выполненным задачам.
Методики, рекомендованные методическими рекомендациями для оценки инфраструктурных проектов, являются всесторонне охватывающими, однако обладают недостатками. На наш взгляд, в условиях развития российской экономики использование только западного подхода в оценке экономической эффективности нецелесообразно и может привезти к искаженным результатам.
В рамках данной работы также выявлены характеристики инфраструктурных проектов, которые реализуются на основе концессий в сфере строительства масштабных платных автомобильных дорог: длительный период возврата инвестиций, необходимость значительных стартовых капиталовложений, высокий риск неполучения запланированных доходов, поэтапность строительства, наличие мультипликативных эффектов от реализации данного проекта (создание дополнительных рабочих мест, модернизация транспортного сообщения, активизация экономической жизни населения вследствие строительства новых крупных объектов инфраструктуры).
Также выдвинуты предложения о введении в Земельный кодекс определения многоконтурного земельного участка и об уточнении способов образования земельных участков.
Были рассмотрены экологическая и социальная составляющая данного проекта и предложены пути решения.
Были рассмотрены риски, связанные с расположением земельных участков в части грунта (они минимальны, так как в проекте эти аспекты продуманы очень досконально), а также расположения в плане, с сопутствующими проблемами экологического и социального характера), а также выдвинуты предложения по минимизации таких рисков в будущем.
Реализация данного проекта оказывает значительное влияние на улучшение транспортной обстановки Санкт-Петербурга, на развитие города как важного транспортного узла северной части страны, а также на такие косвенные показатели как количество рабочих мест, объем налоговых поступлений в бюджет города, разгрузка исторической части от автотранспорта. Кроме того, эффективность проекта закладывает основу для дальнейшего развития государственно-частного партнерства в России, что в целом приводит к повышению качества предоставляемых услуг, внедрению и развитию инноваций, росту эффективности использования бюджетных средств, а также к переходу к современным формам взаимодействия государства и бизнеса.
Однако в данной работе были выделены существующие проблемы, решения которых могут послужить для решения проблем других потенциальных крупных проектов. По итогу работы все задачи были выполнены и цель достигнута.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. От 02.07.2021) (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.09.2021)
4. Модельный Гражданский кодекс для государств — участников СНГ (часть первая) // принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 29.10.1994 г.)
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2022)
6. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
8. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (послед. ред.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 182660/ (дата обращения 15.04.2022)
9. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях» (послед. ред.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 54572/ (дата обращения 23.02.2022)
10. Алпатов А. А., Пушкин А. В., Джапаридзе Р. М. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации. - Альпина Паблишер, 2010.
11. Габдуллина Э. И. Оценка эффективности проектов ГЧП как механизма взаимодействия власти и бизнеса в регионе //Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №. 2. - С. 313-313.
12. Измалкова С. А. и др. Управление инфраструктурными проектами: Учеб. пособие для высшего профессионального образования. - 2012.
13. Кабашкин В. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации. - Litres, 2021.
14. Костусенко А. И. Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде //Проблемы современной экономики. - 2009. - №. 2. - С. 174-177.
15. Кочеткова С. А. Государственно-частное партнёрство: учебное пособие //М.: Издательский дом Академии естествознания. - 2016....26