Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯНВАРСКОЕ ВОССТАНИЕ И РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГУБЕРНИЯМ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

Работа №142356

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
1. Система управления благотворительными заведениями и народное просвещение накануне Январского восстания 21
1.1. Реформа управления больницами и благотворительными заведениями 1842 г. 21
1.2. Реформы 1861-1862 г. в части благотворительности и народного просвещения. 27
1.2.1. Реформа земского и городского самоуправления 1861 г. 29
1.2.2. Реформа образования 1862 г. 34
2. Первые преобразования 1864 г. 41
2.1. Реформа сельского самоуправления и общественное призрение. 41
2.2. Нововведения в области образования. 50
3. Реформирование управления благотворительными заведениями в начале 1870-х гг. 60
3.1. Реформа 1870 г 60
3.2. Порядок учреждения частных обществ 72
Заключение. 81
Список источников и литературы. 83


В XX в. русское государство дважды распадалось, что обусловило повышенный научный интерес к вопросам взаимодействия и взаимоотношений между центром и периферией. Большой интерес вызывает изучение механизмов сохранения государственной целостности полиэтничных государств. Исторический материал Российской империи периода великих реформ в плане характеристики административно-правовых форм взаимодействия центральной власти с окраинами в рамках такой макросоциальной системы как Российская Империя позволит в высокой степени полно характеризовать специфику развития российской государственности.
На фоне реформирования российского государства 1960-х гг. Январское восстание в губерниях Царства Польского, а также Западного края, радикально предопределило дальнейший курс имперского правительства в отношении русской Польши. Путь уступок, курс на автономию сменился унификацией управления губерниями Царства в общеимперском духе, а затем и явной русификацией. Вместе со сменой курса менялись и представители политической элиты, в руках которых оказались преобразования, касающиеся польских губерний. Хозяйственная дезорганизация и хаос в общественной жизни региона потребовал решительных действий русского правительства. Попав в круговорот подобных событий, жители польских губерний столкнулись с тяжкими испытаниями, их материальное и физическое благополучие сильно зависело от сиюминутных обстоятельств. В такие периоды возрастает роль сферы, выступающей своеобразным демпфером между человеком и последствиями происходящих катаклизмов – это сфера благотворительности.
Благотворительность, являясь механизмом взаимодействия общества и государства , что в большой степени обуславливает ее взаимозависимость как от частных инициатив, так и от государственной политики в данной сфере. Как форма социально ответственного поведения, социального творчества, благотворительность, особенно на имперском этапе развития российской государственности, вынуждена находиться в тех рамках, которыми ее ограничивает центростремительный имперский менталитет.
Актуальность исследования обусловлена остротой, с которой вопросы социального равенства и справедливости стоят в современном обществе. Как в Российской Федерации, так и за рубежом сферы медицины, образования, социальной работы являются показательными при оценке благосостояния населения и уровня жизни того или иного государства. В корне конфликта Запада и Востока большую роль играет, в том числе, и уровень развития социальной сферы, в споре цивилизаций уровень нищеты, доступности образования и медицины нередко выступают аргументами на чаше весов, порождая миграции населения. На этом фоне филантропия, как явление, выступает маркером развития социальной ответственности населения. Роль элит в деле благотворения обусловлена самим определением благотворительности, данного одним из крупнейших современных исследователей российской благотворительности А.Р. Соколовым: «Благотворительность есть добровольная, факультативная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе созванных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, и направленная достижение большего социального благополучия» . Сложно представить обывателя, способного безвозмездно передавать материальные ценности в большом объеме, исключая редкие случаи чрезвычайно высокой филантропической рефлексии и жертвенности.
Но, зачастую, еще более высока роль государства, строящего систему отношений вокруг богоугодного дела. Особенно это применимо к государственности имперского типа нового времени, в котором властная вертикаль раскачиваясь под влиянием либеральных идеи, капиталистического уклада, национальных и конфессиональных конфликтов, стремится удержать свои суверенные прерогативы. Государство является первичным социальным регулятором, и перераспределяет основной объем социальных благ. С другой стороны, частная благотворительность более динамично реагирует на злободневные потребности общества. Активное вмешательство государство в частную инициативу при различии целей может привести к деградации в обществе филантропических стремлений. Январское восстание и последствия его подавления инициировали кризисную ситуацию в регионе, создав большое поле деятельности благотворителям, но новый правительственный курс, предопределил разные цели. Исходя из этих отправных точек, изучение политики российского государства в области благотворительности в Царстве Польском, в связи Январским восстанием 1863-1864 гг. представляет большой научный интерес, как яркий пример взаимоотношений государственности с социумом в условиях социального и экономического кризиса.
Таким образом, объектом исследования является имперская политика в области благотворительности и народного просвещения (как сферы активного приложения усилий благотворителей) относительно губерний Царства Польского. Предмет исследования – формирование имперского законодательства в данных областях в зеркале ротации политических элит, причастных к разработке такового законодательства.
Целью исследования является подробный анализ формирования и содержания российского законодательства, как основы имперской политики в Царстве Польском, касающегося благотворительности и народного просвещения, в связи с восстанием 1863-1864 гг. Данная цель предполагает следующие задачи:
• изучить причастные к преобразованиям в Царстве Польском учреждения государственного аппарата Российской Империи и выделить представителей высшей бюрократии, причастных к проведению тех или иных решений, касающихся предмета исследования.
• Изучить касающееся благотворительности имперское законодательство, действующего на момент начала Январского восстания и разработанного в следствие его в русле перестройки российской политики
• Проанализировать и сопоставить связь проводимых мер с политическим видением российской бюрократической элиты.
Хронологические рамки охватывают 1861-1872 гг., но в орбиту исследования включен 1842 г., в виду того, что реформа управления благотворительными заведениями этого времени формально и фактически действовала до 1970 г. Нижняя граница исследования – 1861 г. – начало манифестаций в Варшаве и переход правительства к преобразованиям, проводимым в большой части маркизом А. Велепольским в 1861-1862 гг. Верхняя граница – 1872 г. – последние законодательные решения в сфере благотворительности, являющиеся следствием Январского восстания датируются этим моментом.
Географические рамки включают губернии Царства Польского (Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская и Седлецкая).
Источниковую базу исследования составляют материалы архивов, опубликованные документы, периодическая печать, а также мемуарная литература.
Были использованы материалы Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), а именно фонды Комитета по делам Царства Польского (ф. 1270) и Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел (ф. 1289). Эти материалы представляют большую ценность в виду того, что материалы С.Е.И.В. канцелярии по делам Царства Польского – учреждения, созданного с целью разработки законодательства для губерний русской Польши были переданы в польские архивы. Что касается используемых материалов Комитета по делам Царства, следует отметить, что работа с каталогом РГИА и изучение описей фонда также показало изъятия множества материалов для передачи в польские архивы, что было подтверждено при обращении к делу данного фонда. Так, материалы по разработке реформы управления благотворительными заведениями 1870 г. были обнаружены в фонде Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел (МВД), в то время как в фонде Комитета по делам Царства, через заседания которого проходили все значимые преобразования в Царстве Польском искомые материалы отсутствовали. В целом, эти материалы содержат ведомственную переписку, связанную с разработкой законодательства для губерний Царства Польского, а также справочные исторические записки и т.п.
К опубликованным документам относятся законодательные акты: высочайшие указы и положения, постановления Комитета по делам Царства Польского, циркуляры и постановления Учредительного комитета в Царстве Польском, положения Комитета министров. Изучение предметных указателей Полного собрания законов Российской Империи не выявило значимых для изучения предмета исследования законодательных материалов, помимо Положения Комитета министров об учреждении благотворительных обществ на пространстве Российской Империи, не относящийся к Царству Польскому. Это обусловлено тем, что законодательство, относящееся к Царству Польскому публиковалось в специальных, зачастую билингвических сборниках: «Дневник Законов Царства Польского» («Dziennikpraw»), выходившего до 1970 г.; «Сборник правительственных распоряжений по Учредительному комитету в Царстве Польском», выходившего до 1971 г.; и сборнике «Узаконения и распоряжения правительства, относящиеся до губерний Царства Польского», выпускавшегося до 1885 г.
Отдельной группой источников следует выделить всеподданнейшие записки Н.А. Милютина, связанные с разработкой преобразований в Царстве Польском, написанные им после его поездки в Польшу, с целью изучить обстановку и настроения крестьянского населения и польского общества в целом. Эти сведения легли в основу первых преобразований в крае после подавления восстания.
Большую группу источников составляет литература мемуарного характера. Это воспоминания П.А. Валуева, М.Н. Муравьева, Д.Г. Анучина, Ю.Ф. Самарина, Е.К. Андреевского, И.А. Арсеньева, А.И. Дельвига, Н.А. Милютина, А.Н. Мосолова, П.Н. Обнинского, В.Г. Смородинова, Ю.О. Шрейера, А.П. Щербатова, А.И. Кошелева, Н.Н. Покровского. В них отразилась пестрая картина политических взглядов петербургских сановников и русских чиновников на службе в Царстве Польском. Также, они содержат обширный фактический материал, прямо или косвенно свидетельствующий о тех или иных процессах и явлениях.
Периодическая печать – один из важнейших источников по изучению фактической стороны деятельности благотворителей. В нашем исследовании она используется как вспомогательный источник в виду того, что в рамках данной работы изучение широкой палитры фактического материала о деятельности польских благотворителей не предполагается. Выборочно были проработаны годовые подшивки губернских ведомостей Варшавы (за 1877, 1878, 1879 гг.), Калиша (1868 г.), Плоцка (1873 г.) и Радома (1874 г.) – крупнейших городских центров Царства Польского, а также билингвическая Официальная газета Царства Польского (1840, 1841, 1842 гг.), обращение к которой связано с фрагментарным обращением к законодательству начала 1840-х годов за рамками непосредственно изучаемого нами периода.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, научности, системности и объективности познания. Также применены историко-критический, историко-сравнительный и биографический методы, а также методы источниковедения. Из примененных общенаучных методов можно выделить: объяснение, описание, интерпретацию, сопоставление и анализ.
Структура исследования представляет собой пять частей: Введение, содержащее сведения об актуальности, объекте, предмете, целях и задачах исследования, его структуре, новизне, а также историографический обзор; три главы основной части, описанные ниже, и заключение, содержащее основные выводы.
Глава Iсодержит два параграфа, и раскрывает особенности реформы управления благотворительными заведениями Царства Польского 1842 г. и преобразования 1861-1862 гг., связанные с деятельностью А. Велепольского, подразделяемые, в свою очередь, на новшества в системе самоуправления и образования. Также, проиллюстрирован спектр видения высшими сановниками империи ситуации в Царстве и их взгляды на проводимые преобразования.
Глава II содержит два параграфа, и рассматривает первые преобразования после подавления Январского восстания, проводимые Н.А. Милютиным и его единомышленниками. Первый параграф раскрывает особенности реформы сельских гмин в части вмененных им обязанностей в отношении богоугодных заведений. Второй – реформы в области образования. Глава также иллюстрирует спектр позиций высшей русской бюрократии по отношению к реформам, а также особенности деятельности сельских гмин в области общественного призрения и начального образования.
Глава IIIраскрывает финальные преобразования благотворительной сферы Царства польского. Первый параграф посвящен реформе управления благотворительными заведениями 1870 г. Второй –введению для губерний Царства запретительного порядка учреждения частных обществ. Глава содержит сведения внутриведомственной переписки касательно данных преобразований, иллюстрирующих позиции сановников и высшего начальства края относительно данных вопросов.
Историографию российской благотворительности, в частности и ее истории в польских губерниях, можно отчетливо разделить на три периода: исследования XIX–начала XXв., или дореволюционный период, исследования постсоветской исторической науки и советский период, когда в виду ценностной, методологической и предметной ориентации советской науки, сюжет благотворительности затрагивались лишь в рамках изучения внутренней политики Российской Империи, и, в основном, фрагментарно .
Обзор дореволюционной историографии, учитывая хронологические рамки исследования, имеет смысл начать историографический обзор с 1860-х годов – времени, характеризующемся значительным ростом интереса общественности к благотворительности и сфере государственного призрения. Количество публикаций на тему благотворительности до 1860-х крайне незначительно.
Следует отметить, что большое количество статей, брошюр и монографий по данной тематике представляло в большей степени публицистику, чем исторические сочинения. Большое количество статей, посвященных благотворительности появляется в российской прессе, как провинциальной, в частности польской, так и в общеизвестных российских изданиях. Это «Русский Вестник» М.Н. Каткова, «Сын Отечества» А.В. Старчевского, «Русский инвалид», сменивший в пореформенную эпоху множество редакторов. Основная масса публикаций посвящена конкретным мероприятиям благотворительного характера и отчетам благотворительных обществ. В проблемном ключе, как феномен или сферу государственной политики эти публикации данную сферу не рассматривают. И такой подход характерен для всего дореволюционного периода историографии благотворительности, за исключением отдельных немногочисленных работ.
Например, по данным А.Р. Соколова, из 350 публикаций в изданиях Царства Польского, исторических статей всего несколько. Одна из них – опубликованная в «Варшавских губернских ведомостях» и изданная отдельным оттиском в 1878 г. работа профессора Варшавского университета А. Окольского «Исторический очерк призрения бедных в Польше», выполненная по заказу Министерства внутренних дел . Это одна из немногочисленных дореволюционных работ с признаками исторического исследования. Помимо фактического и статистического материала, статья Окольского содержит анализ роли конфессионального фактора в польской благотворительности, классификацию заведений по принадлежности к той или иной государственной или частной структуре в контексте проходящих в крае преобразований, анализ законодательства в сфере благотворительности, а также принципов взаимодействия власти и общества. Помимо этого, им дается подробная критика системы благотворительности в крае на протяжении ее складывания в течении XIXв. до 1870-х годов. Из положительных сторон, он отмечает высокую степень специализации благотворительных заведений и обществ, установленную законодательством. Из отрицательных – высокую степень централизации, доминирование чиновного элемента в органах управления благотворительными заведениями и низкую степень организации благотворительных заведений на уровне гминной администрации. Помимо этого, следует отметить периодизацию развития польской благотворительности. Она подразумевает три периода: первый - 966-1469 гг., второй – 1496-1769 гг., и третий – с 1769 по современное ему время . Следует отметить, что работа Окольского не содержит сведений об изменении порядка учреждения частных обществ в Царстве Польском в 1872 г., а также фактически опускает в изложении преобразования 1861-1862 гг., в виду их кратковременного действия . Эти страницы истории польской благотворительности будут подробно рассмотрены нами ниже в Iи IIIглавах. Работа Окольского представляет большой интерес в контексте нашего исследования, как единственный труд современника, поляка, системно рассматривающий сферу благотворительности в губерниях царства.
В целом же, работы 1870-х гг. не ставят перед собой задачи рассмотрения общеисторического контекста. В их фокусе отдельные учреждения в связи с юбилейными датами, часто покровительствуемые членами императорской семьи. Они предоставляют богатый фактический материал, но в губерниях Царства такие учреждения не были распространены.
Большой интерес представляют работы современных польских историков Р. Ханковски, Л. Базылёва, Б. Чаплицкого. Базылев и Ханковска рассматривают локальные сюжеты, связанные с польской благотворительностью в Петербурге. Монография Б. Чаплицкого «Католическая благотворительность в России в 1860-1918 гг.» представляет собой серьезное исследование, основанное на привлечении широкого круга опубликованных и неопубликованных как русских, так и польских источников самого широкого спектра. На данный момент, это единственная монография, затрагивающая сюжеты польской благотворительности, содержащая сведения архивов и документальных собраний Польши.
Из работ, изданных на польском языке, большой интерес вызывает монография Ч. Кепски(C. Kepski) «Благотворительные общества в Царстве Польском (1815-1914)» («TowarzystwadobroczynnosciwKrolestwiePolskim (1815-1914)»). Они раскрывает историю благотворительных обществ, действовавших на территории польских губерний в XIX–начале XXв. на обширном местном материале, с использованием широкого круга мемуарной литературы и статистики.
Научная новизна исследования состоит в описании и анализе малоизученного периода истории благотворительности в рамках губерний Царства Польского на основе доступных архивных материалов и опубликованных источников. В исследовании впервые осуществлен анализ политики в области благотворительности в связи с течениями в высшей бюрократии в данных географических и временных рамках. В целом, нами представлен недостаточно освященный сюжет истории развития гражданского общества и законодательства в рамках Российской Империи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленной дипломной работе была рассмотрена имперская политика в области благотворительности, применительно к губерниям Царства Польского в связи с Январским восстанием.
Исследование показало, что централизованная система управления благотворительными заведениями, утвержденная в 1842 г., де-юре просуществовавшая до 1870 г., являясь типичным продуктом николаевского законодательства, имела ряд прогрессивных черт, наподобие спецификации заведений по целям и назначениям, все же способствовало накоплению в польском обществе нереализованных амбиций в общественно-важной деятельности.
Предшествующие восстанию годы неумолимо приближали русскую Польшу к губительному антиправительственному мятежу, но неуверенная политика имперского правительства, наряду с неспособностью наместника Горчакова самостоятельно управлять краем привело в 1861 г. на польскую политическую арену маркиза Велепольского, известного своей выдержанной лояльностью правительству, сочетаемой с автономистскими стремлениями. На фоне начавшейся чехарды наместников и начала активных антиправительственных выступлений, Велепольский, пользуясь поддержкой вел. кн. Константина, министра иностранных дел А.М. Горчакова, министра внутренних дел П.А. Валуева и перешедшего на его сторону начальника IIIотделения В.А. Долгорукова, то есть сановников весьма пестрых политических взглядов, проводит реформы, направленные на замирение польских патриотов. Сановники видели в нем фигуру, способную взять на себя ответственность за те мероприятия, на которые правительство не было в состоянии решиться. Наместником при нем стал вел. кн. Константин. Преобразования Велепольского привели к бурному всплеску деятельности польской общественности в деле общественного призрения и образования. Примечательно, что эта деятельность не нивелировалась непрекращающимися политическими выступлениями. Подобная модель поведения вполне объяснима многолетним ожиданием ослабления курса русской администрации. Но в крае шли вооруженные столкновения, а на их фоне открывались новые школы и богадельни. Следует отметить этот сюжет как не освещенный в историографии и требующий дальнейшей разработки.
Либеральная реформа земского и городского самоуправления 1861 г. и новый Учебный устав 1862 г. просуществовали недолго – нововведения сгорели в огне восстания. Новый курс правительства, реакционный по окрасу, по духу был антиконсервативен. В поисках опоры, правительство, под влиянием в том числе и виленского губернатора М.Н. Муравьева, решает опереться на польское крестьянство. С крестьянской реформы начались первые долгосрочные преобразования, непосредственно касающиеся общественного призрения и народного просвещения. Лавры реформатора перешли к Н.А. Милютину, прославленному деятелю крестьянской реформы 1861 г. Его сторонники – Самарин и кн. Черкасский, а также подготовленные им для дела освобождения польских крестьян деятели уверенно проводили в Царстве новый курс. Реформаторы возложили на польских крестьян, выведенных из под патримониальной юрисдикции нелегкое дело учреждения и содержания богоугодных заведений и начальных школ. Постановления и циркуляры учредительного комитета характеризуют деятельность гмин на этом поприще во второй половине 1860-х годов неудовлетворительно. Нами были выявлены нестыковки различных статистических сведений разных источников, в некоторой степени противоречиво оценивающие деятельность польского сельского самоуправления, что также говорит о недостаточной разработанности данного сюжета.
Милютин в корне развернул реформу образования Велепольского, выведя женские учебные заведения из под клерикальной опеки, увеличив дотации на русские и греко-униатские гимназии. К греко-униатское население старались опекать, рассчитывая на их переход в православие, стипендий им выделялось даже больше, чем православным. В целом, Милютин не был сторонником русификации края посредством системы образования, но его заветы были забыты после его отхода от дел в 1868 г. Таким образом, возложение на гмины обязанностей в сфере призрения и образования было самым слабым местом в преобразованиях реформаторов-славянофилов. После ухода Милютина и Черкасского Учредительный комитет царства превратился в опору власти наместника Ф.Ф. Берга, все время пытавшегося балансировать между поляками и имперской властью. Но в ведомственном отношении, Царство продолжало переходить в общеимперскую систему управления, и голос наместника не имел большого веса – если раньше все решалось в Комитете по делами Царства в Петербурге через Милютина, то с 1868 г. все решалось там же без него.
Необходимость реформирования системы призрения в крае понимали на разных уровнях, и проект начал готовиться с 1868 г., а благотворительные заведения, по упразднении Главного попечительного совета, действовавшего с 1842 г., были переданы в распоряжение Учредительного комитета. При разработке реформы возникли разногласия между Учредительным комитетом и Комитетом по делам Царства относительно нескольких вопросов. Выборы местных жителей в советы призрения признали несвоевременными в виду неблагонадежности края, имущества заведений было решено оставить без изменений в целях экономии, чтобы не возлагать на правительство обязанности по содержанию и без того нуждающихся заведений. Министр внутренних дел А.Е. Тимашев был против создания обособленного совета в Варшаве, чтобы не придавать городу значения столичного центра, но 62% средств, поступающих на те или иные благотворительные цели расходовалось в Варшаве, следовательно, решено было создать отдельный совет. Капиталы благотворительных обществ, в целях контроля, было решено поместить в Польский банк, вне зависимости от последствий. В остальном, вновь созданная система управления отличалась аналогичными с реформой 1842 г. недостатками. Большинство членов совета являлись чиновниками, трудившимися по благотворительной части на добровольно-принудительных началах. Жестко регламентировались источники дохода, а позднее стали запрещать лотереи и ограничивать публичные лекции, гуляния – это были весомые источники дохода на благотворительные нужды. Но польская благотворительность, копившая потенциал 30 лет и выплеснувшая его при Велепольском сохранило свои устремления, и в Советов закипела работа. Советы предпринимали разнообразные попытки улучшить материальное положение заведений и капиталы самих советов: переводили наличность в ликвидационные листы, устраивали публичные мероприятия. Но чиновничье равнодушие взяло верх к середине 70-х гг., а задор польских благотворителей относительно сотрудничества с советами иссяк.
Но подъем, начавшийся с 1870 г. насторожил правительство. В 1872 г. для губерний Царства был введен запретительный порядок учреждения частных обществ. Благотворительные общества, особенно в русской Польше являлись одним из наиболее гибких механизмов решения социальных проблем, об их эффективности высоко отзывались современники и исследователи. Но Комитет по делам Царства, по представлению министра внутренних дел А.Е. Тимашева, связанному с повышенной активностью поляков, постановил учреждать такие общества через высочайшее соизволение и Комитет министров. Загруженность Комитета и доводы наместника Берга были отброшены. Тимашев, министр государственных имуществ А.А. Зеленой и начальник IIIотделения граф Шувалов единогласно выступили за новый порядок учреждения. Министр финансов М.Х. Рейтерн не видел необходимости в таких мерах, учитывая курс на унификацию управления в общеимперском духе, тем более что для остальной империи в 1862 г. был установлен разрешительный порядок, с которого исследователи отсчитывают подъем частных обществ в империи. В итоге, частные благотворительные общества в Царстве Польском открывались довольно медленно, большая часть – в 1880-х годах. При этом правительство активно способствовало деятельности в Царстве полугосударственных благотворительных организаций, таких как РБО и Общества Красного Креста, которым были разрешены устройство лотерей и прочих мероприятий, в видах повышения престижа православия и русской благотворительности в Царстве.
Таким образом, потенциал польских благотворителей был подвергнут тяжелым испытаниям в связи с последствиями восстания. Опора власти на крестьянство в сочетании с отходом Александра IIот либерального курса сначала передало сельское призрение и образование в руки крестьян, не имевших опыта распоряжения таким нелегким делом, а благотворительность и общественное призрение края в целом в руки чиновничества, заседавшего в Советах призрения. Нами приведены примеры успешной деятельности польских благотворителей и в этих условиях, что обусловлено многовековыми традициями и иным укладом хозяйственной жизни Царства, по сравнению в центральными губерниями. Но жесткие рамки были поставлены восстанием 1863-1864 гг., произошедшего при попустительстве правительства и уповании на несбыточные надежды польских патриотов.



1. РГИА. Ф. 1270. Оп. 1. Д. 808
2. РГИА. Ф. 1287. Оп. 20. Д. 789.
3. РГИА. Ф. 1287. Оп. 14. Д. 720.
Опубликованные источники:
Законодательные акты:
1. Об употреблении усилий к устранению препятствий, встречаемых учебным ведомством в применении высочайшего указа о начальных училищах: циркуляр заведующего делами Учредительного комитета комиссиям по крестьянским делам от 3 (15) марта 1865 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 2.
2. Об устройстве сельских гмин: именной указ от 19 февраля (2 марта) 1864 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 1
3. Об устройстве средних учебных заведений для греко-униатского населения: постановление Учредительного комитета в Царстве Польском от 28 апреля (10 мая) 1865 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 2.
4. Об управлении благотворительными заведениями в губерниях: Варшавской, Калишской, Келецкой, Ломжинской, Люблинской, Петроковской, Плоцкой, Радомской, Сувалкской и Седлецкой: Положение от 19 июня 1870 г. // Дневник Законов. Т. 70.
5. Об упразднении правительственной Комиссии внутренних дел в Царстве Польском: высочайший указ от 23 февраля 1868 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском: Т. 5.
6. Об уставе Калишского благотворительного общества: именной указ от 15 марта 1879 г. // Узаконения и распоряжения правительства относящиеся до губерний Царства Польского. Т. 16.
7. Об уставе Ломжинского благотворительного общества: высочайший указ от 19 февраля 1882 г. // Узаконения и распоряжения правительства относящиеся до губерний Царства Польского. Т. 21.
8. Об уставе Плоцкого благотворительного общества: высочайший указ от 29 мая 1881 г. // Узаконения и распоряжения правительства относящиеся до губерний Царства Польского. Т. 20.
9. Об уставе Швейцарского благотворительного общества в Варшаве: именной указ от 13 мая 1875 г. // Узаконения и распоряжения правительства относящиеся до губерний Царства Польского. Т. 7.
10. Об учреждении обществ для взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью: положение комитета министров от 12 января 1862 г. // ПСЗ. II. Т. XXXVII. № 37852
11. О главном немецком евангелическом училище в Варшаве: именной указ от 30 августа (11 сентября) 1864 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 1
12. О главном управлении больниц и других благотворительных заведений: именной указ от 18 февраля (2 марта) 1842 г. // Дневник Законов. Т. 30.
13. О Губернских советах: именной указ от 24 мая (5 июня) 1861 г. // Dziennikpraw. Т. 58.
14. О доставлении сведений о числе начальных училищ: циркуляр заведующего делами Учредительного комитета комиссиям по крестьянским делам от 2 (14) июня 1865 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 2.
15. О женских гимназиях и прогимназиях: именной указ от 30 августа (11 сентября) 1864 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 1
16. О разработке проекта преобразования управления благотворительными заведениями в Царстве Польском: положение Комитета по делам Царства Польского // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 5.
17. О расходах на устройство начальных училищ: постановление Учредительного комитета в Царстве Польском от 28 октября (9 ноября) 1864 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 1. С. 350.
18. О русской гимназии и состоящей при ней женской прогимназии и начальном училище в Варшаве: именной указ от 30 августа (11 сентября) 1864 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 1.
19. О Уездных советах: именной указ от 24 мая (5 июня) 1861 г. // Dziennikpraw. Т. 58.
20. О начальных училищах в Царстве Польском: именной указ от 30 августа (11 сентября) 1864 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 1.
21. О порядке утверждения частных и благотворительных обществ в губерниях Царства Польского: положение Комитета по делам Царства Польского от 14 апреля 1872 г. // Узаконения и распоряжения правительства, относящиеся до губерний Царства Польского. Т. 2.
22. О постепенном упразднении военно-полицейского управления в Царстве Польском: постановление графа наместника от 5 (17) февраля 1866 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 3.
23. О разъяснении гминным войтам и бургомистрам их обязанностей по наблюдению за начальными училищами: циркуляр заведующего делами Учредительного комитета комиссиям по крестьянским делам от 4 (16 ) января 1865 г. // Сборник правительственных распоряжений по Учредительному Комитету в Царстве Польском. Т. 2.
24. О Уездных советах: именной указ от 24 мая (5 июня) 1861 г. // Dziennikpraw. Т. 58.
25. Устав об общественном воспитании в Царстве Польском: именной, от 8. (20) мая 1862 г. // Dziennikpraw. Т. 60.
Периодическая печать:
1. Варшавские губернские ведомости. № 33, 14 (26) августа 1877.
2. Варшавские губернские ведомости. № 16, 16 (28) апреля 1878 г.
3. Варшавские губернские ведомости. №40, 7 (19) октября 1879.
4. Официальная газета Царства Польского. № 83, 30 марта (11 апреля) 1840.
5. Плоцкие губернские ведомости. №31, 4 (16) августа 1873
6. Радомские губернские ведомости. №12, 22 марта (4 апреля) 1874
7. Радомские губернские ведомости. № 43, 26 октября (7 ноября) 1874.
8. Радомские губернские ведомости. № 44, 2 (14) ноября 1974.
9. Калишские губернские ведомости. № 36 7 (19) сентября 1868.
Официальные документы с авторством:
1. Всеподданнейшее представление кн. Горчакова. // Русская старина. 1899. Т. 99. №8.
2. Милютин Н.А. Копия со всеподданнейшей докладной записки статс-секретаря Милютина от 22 мая 1864 года, с представлением проектов по учебной части в Царстве Польском. 1864.
3. Милютин Н.А. Общая объяснительная записка. // Исследования в Царстве Польском, по высочайшему повелению проведенные под руководством сенатора, статс-секретаря Милютина. Т. 4: Предположения и материалы по устройству учебной части. СПб.: 1864.
Статистические сборники:
1. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и Москве. СПб., 1899.
Мемуарная литература:
1. Андреевский Е.К. Воспоминания о графе Федоре Федоровиче Берге // Русская старина. 1907. Т. 132. № 12
2. Анучин Д.Г. Граф Федор Федорович Берг, наместник в Царстве Польском (1863-1874 гг.). (Материалы для истории усмирения польского мятежа 1863-1864 г. и последовавших затем преобразований в Привислинском крае) // Русская старина. 1893. Т. 77. № 1
3. Арсеньев И.А. Варшава в 1861 г. (Из памятной книжки) //Исторический вестник. 1886. - т. 26, № 12.
4. Валуев П.А. Дневник министра внутренних дел (1861-1864). Т. 1.М., 1961
5. Граф Михаил Николаевич Муравьев. Записки его о мятеже в Северозападной России в 1863-1864 гг. // Русская старина. 1893. Т. 36. № 12.
6. Дельвиг А.И. Полвека русской жизни. М.: ООО ИПК «Виадук», 2014.
7. Кошелев А.И. Записки Александра Ивановича Кошелева (1812-1833 годы): С семью приложениями / сост. Т.Ф. Пирожкова. М.Н Наука, 2002.
8. Мосолов А.Н. Виленские очерки 1863-1865 гг. (Муравьевское время) // Русская старина. Т. 41. № 10.
9. Обнинский П.Н. Виктор Антонович Арцимович в Калуге в 1861-1863 годах. (Воспоминания П.Н. Обнинского). СПб.: тип. т-ва «Общественная польза», 1897.
10. Письмо Г.П. Ермолаева о деятельности В.А. Арцимовича в Царстве Польском // Виктор Антонович Арцимович. Воспоминания – характеристики. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1904. С. 624.
11. Покровский Н.Н. Отжившие бюрократические порядки. (К вопросу о реформе Правительствующего Сената) // Русская старина. 1910. Т. 144. № 11
12. Самарин Ю.Ф. Поездка по некоторым местностям Царства Польского в Октябре 1863 г. // Сочинения Ю.Ф. Самарина. Т. 1 : Статьи разнородного содержания и по польскому вопросу. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1877. С. 357.
13. Смородинов В.Г. Годы службы моей в Варшавском учебном округе и эпизоды учебного быта. Пг.: тип. П. Усова, 1914.
14. Шрейер Ю.О. К эпохе графа Берга в Варшаве. (отрывок из воспоминаний) // Исторический вестник. 1884. Т. 15. № 3
15. Щербатов А.П. Русский губернатор в Польше. Из записок отставного губернатора. 1866-1868 гг. // Русская старина. 1884. Т. 42. № 6. С. 597.
Русскоязычная литература:
1. Абросимова Е.А. Исторические аспекты законодательного регулирования деятельности российских благотворительных организаций // Благотворительность в России: социальные и исторические исследования / Общ. ред. О. Л. Лейкинд. - СПб.: Лики России, 2001.
2. Андреевский И.Е. Новейшие попытки к лучшему устроению бедных. СПб., 1874.
3. Анучин Д.Н. Гмина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 8а.
4. Аржакова Л.М. А.Ф. Гильфердинг – полонист. / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2, История. 2010. № 1.
5. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. СПб., 1998
6. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России / Под ред. П.И. Лыкошина. Т. I-II. СПб., 1901.
7. Буксгевден, О.О. Об общественном призрении и благотворительности в польских губерниях. М. 1893; Он же. Об общественном призрении и благотворительности в польских губерниях. М. 1893
8. Буксгевден, О.О. О Варшавском доме трудолюбия. М. 1894.
9. Воззвание к благотворителям г. С.-Петербурга о преобразовании частной благотворительности. СПб., 1893
10. Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. СПб., 1894
11. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1: Высшие государственные учреждения. / Сост. Раскин Д. И.
12. Гетманский А.Э. П.А. Валуев и национальная политика самодержавия. Тула: «Инфра», 2003.
13. Горизонтов Л.Е. Парадоксы имперской политики: Поляки в России и русские в Польше (XIX – начало XX в.). М.: Индрик, 1999.
14. Дворяшин Н.Н. Выгода в добром деле. СПб, Типография В.В. Комарова. 1881.
15. Дворяшин Н.Н. Средство против развития повальных болезней и пауперизма (обеднения) // Санкт-Петербургские ведомости. № 292, 24 октября 1880. С. 2.
16. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX – начало XX вв.). СПб.: ЛИСС, 1998. С. 370.
17. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России [Научно-педагогические труды]. 5-е изд., доп. / Под. ред. А.Е. Иванова, А.Д. Степанского. М.: РГГУ 2008. С. 212.
18. Зельдич Ю.В. Петр Александрович Валуев и его время: Историческое повествование. М.: Аграф, 2006
19. Институт генерал-губернаторства и наместничества в российской империи: В 2 т. / Под общей редакцией В.В. Черкесова. Т. 1 / Научные редакторы тома Д.И. Луковская, Д.И. Раскин. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. С. 234.
20. Кизеветтер А.А. Кузнец-гражданин (из эпохи 60-х годов): Очерк деятельности Н.А. Милютина. Ростов-на-Дону: Донская речь, 1904.
21. Корнилов А.А. Русская политика в Польше со времен разделов до начала XX века. Пг.: «Огни», 1915.
22. Корнилович М.И. Земское и городское самоуправление в Царстве Польском в 1861-1863 гг. Пг.: Сенатская типография, 1915
23. Кудрявцев А. Исторический очерк христианской благотворительности. Одесса, 1883
24. Кудрявцев А. Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства, 1883.
25. Максимов А.И. «Польский вопрос» в дневниках П.А. Валуева (1861-1864 гг.) // Вестник Брянского государственного университета. 2014. - №2.
26. Максимов Е. Д. Общественное и частное призрение в России [Cб. ст.]. СПб., 1907
27. Максимов Е.Д. Общественное попечение о недостаточном трудящемся населении. СПб., 1905
28. Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. СПб., 1895
29. Максимов Е.Д. Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России. СПб., 1907
30. Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. СПб., 1901.
31. Обнинский П. Чего не достает нашей благотворительности? // Русская мысль. Январь 1899.
32. Окольский А.С. Исторический очерк призрения бедных в Польше / Сост. проф. Антон Окольский. Варшава: тип. И. Носковского, 1878.
33. Ордин К.Ф. Попечительный совет заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге: Очерк деятельности за 50 лет. 1828-1878. СПб., 1878.
34. Пильц Э. Русская политика в Польше. Варшава: Типография Акционерного общества С. Оргельбранда сыновей, 1909.
35. Погодин А. История польского народа в XIX в. М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1915.
36. Польша в XX веке. Очерки политической истории / Ответственный редактор А.Ф. Носкова. М.: Индрик, 2012. С. 36.
37. Рейнке Н. Очерк законодательства Царства Польского (1807-1881 гг.). СПб., 1902.
38. Селиванов, А.Ф. Варшавское благотворительное общество. [Очерк деятельности О-ва]. СПб., 1899.
39. Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII – конец XIX в.). СПб.: Лики России, 2006.
40. Соколов А.Р. Российская благотворительность в русском общественном сознании. СПб.:Гиперион, 2005
41. Соколов А.Р. Российская благотворительность. Исторические исследования. СПб.,Гиперион, 2005
42. Соколов А.Р. Благотворительность в народном образовании и ее роль в трансформации российского общества. СПб.: Лики России, 2005
43. Смирнова Т.М. Польские Общества в Санкт-Петербурге. СПб., 2013
44. Спасович В.Д. Виктор Антонович Арцимович // Виктор Антонович Арцимович. Воспоминания – характеристики. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1904.
45. Спасович В.Д. Жизнь и политика маркиза Велепольского. СПб.: типография М. Стасюлевича, 1882.
46. Стаферова Е.Л. А.В. Головнин и либеральные реформы в просвещении (первая половина 1860 гг.). М.: Катон+, 2007
47. Терешкович Н. Польша и поляки. М. 1906.
48. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской Империи: Главы высших и центральных учреждений, 1802-1917: Библиографический справочник / Д.Н. Шилов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.

49. Щебальский П.К. Николай Алексеевич Милютин и реформы в Царстве Польском. М.: Унив. тип. (М. Катков), 1882.
50. Щепкин В.Н. Голода в России. Исторический очерк // Исторический вестник, июнь 1886

Иностранная литература:
1. Kepski C. Towarzystwadobroczynnosci w KrolestwiePolskim (1815-1914). Lublin, 1993
2. Базылёв, Л. Поляки в Петербурге. СПб., 2003
3. Ханковска, Р. Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге. СПБ., 2001.
4. Чаплицкий Б. Католическая благотворительность в России в 1860-1918 гг., Гатчина., 2009

Интернет-ресурсы:
1. Ульянова Г.Н. Законодательство о благотворительности в России (конец XVIII- начало XX вв.) // Отечественная история. 2007. №6. // Галина Ульянова – персональный сайт [Электронный ресурс] / рук. проекта Г.Н. Ульянова - эл. данные. – М. – режим доступа: http://galinaulianova.ru/index.php?catid=34:historical-notes&id=104:zakon-o-blagotvoritelnosti&Itemid=56&lang=en&option=com_content&view=article, свободный.- заглавие с экрана
2. Айрапетов О.Р. Царство Польское в политике Империи в 1863-1864 гг. // Русский сборник: исследования по истории России / ред.-сост. О.Р. Айрапетов [и др.]; отв. Сост. К.В. Шевченко. Т. 15. М.: Модест Колеров, 2013. // Западная Русь [Электронный ресурс] / рук. проекта И.Ф. Зеленковский - эл. данные. – М. – режим доступа: http://zapadrus.su/attachments/RusSb-15.pdf, свободный.- заглавие с экрана
3. Веломски А. О Гегеле и политическом реализме: Александр Велепольский и понимание политики в XIX в. // Русский сборник: исследования по истории России / ред.-сост. О.Р. Айрапетов [и др.]; отв. Сост. К.В. Шевченко. Т. 15. М.: Модест Колеров, 2013. // Западная Русь [Электронный ресурс] / рук. проекта И.Ф. Зеленковский - эл. данные. – М. – режим доступа: http://zapadrus.su/attachments/RusSb-15.pdf, свободный.- заглавие с экрана.
4. Соколова В.А. Российское общество Красного Креста (1867-1918): Дис. Канд. Ист. наук. СПб., 2014 // Диссертационные советы. Санкт-Петербургский государственный Университет [Электронный ресурс] / рук. проекта З.В. Мыскова - эл. данные. – СПб. – режим доступа: https://disser.spbu.ru/files/disser2/144/disser/sokolova_dissertat.pdf, свободный.- заглавие с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ