Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КНР 6
1.1 Политико-правовые вопросы идентификации частного предпринимательства в Китае.
Место частного сектора в структуре экономики КНР 6
1.2 Индивидуальное и частное предпринимательство. Классификация частных предприятий 10
Глава 2 ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
КНР 17
2.1 Период 1978-1991 гг.: «возрождение» частного сектора 17
2.2 Период 1992-2001 гг.: ускоренный рост частного предпринимательства 20
2.3 Период 2002-2011 гг.: развитие частного бизнеса в условиях либерализации рынка в
рамках ВТО 23
2.4 Развитие частного предпринимательства на современном этапе 31
Глава 3 ALIBABA И TENCENT: УСЛОВИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 40
3.1 Развитие интернет-индустрии в КНР 40
3.2 История становления и особенности функционирования компаний Alibaba и Tencent 49
3.3 Современный этап регулирования бизнеса в сфере интернет-индустрии 56
Заключение 62
Список использованных источников 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Данная работа посвящена анализу развития частного предпринимательства в КНР - одной из главных движущих сил экономики современного Китая. За сорок лет реформенных преобразований частный сектор добился впечатляющих успехов и показал себя жизнеспособной силой в экономической структуре страны. Развитие национального предпринимательства стало важным фактором экономического «взлета» Китая, позволило ему выйти на лидирующие позиции в мировой экономике.
Актуальность исследования частного национального предпринимательства КНР обусловлена, прежде всего, его крайне быстрым и успешным развитием в условиях развивающейся рыночной экономики. Целесообразность анализа китайского опыта «возрождения» и дальнейшего функционирования, стимулирования и поддержки частного бизнеса неоспорима для России, находящейся в поиске оптимальных моделей регулирования национального предпринимательства.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей и перспектив развития частного предпринимательства в Китае, а также его роли в экономике страны с начала XXI века.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение правовых особенностей идентификации частного предпринимательства в КНР;
2. Определение места частного сектора в структуре китайской экономики;
3. Выявление классификации предприятий частного сектора в КНР;
4. Установление этапов развития частного предпринимательства в Китае;
5. Исследование эволюции государственной политики по отношению к частному сектору и изменения его роли в экономике КНР;
6. Изучение опыта присоединения Китая к ВТО и его влияния на развитие бизнеса;
7. Выявление особенностей развития частного предпринимательства в последнее десятилетие;
8. Определение условий и специфики развития крупнейших частных компаний Китая Alibaba и Tencent;
9. Выявление эволюции и тенденций регулирования бизнеса в сфере интернет-индустрии.
Объектом исследования является частное национальное предпринимательство КНР. Предметом работы выступает специфика развития частного сектора в Китае в последние два десятилетия.
Теоретической основой исследования послужили труды видных отечественных и зарубежных ученых, таких как Н. Ларди, В.В. Карлусов, В.В. Чуванкова, Я.М. Бергер,
A. П. Кудин, Л.В. Попова, И.В. Данилин. Основные положения по развитию частного предпринимательства на первых этапах реформ изложены в фундаментальной работе
B. В. Карлусова «Частное предпринимательство в Китае» (1996 г.). Важными трудами по теме исследования являются публикации В.В. Чуванковой, посвященные анализу ряда аспектов частнохозяйственной деятельности в КНР («Развитие частного предпринимательства в КНР», «Частное предпринимательство в экономике КНР в условиях глобального кризиса» и др.). Опыт присоединения Китая к ВТО проанализирован в работах Поповой Л.В. («Присоединение Китая к ВТО: опыт переговоров и первые результаты» и др.). При изучении развития бизнеса в последние два десятилетия мы во многом опирались на монографии американского экономиста Н. Ларди «Markets Over Mao: The Rise of Private Business in China» (2014 г.), «The State Strikes Back: The End of Economic Reform in China?» (2019 г.) и другие его исследования в рамках института мировой экономики Петерсона. Становлению и росту интернет-компаний в Китае посвящены статьи Данилина И.В. («Роль BAT в развитии китайских интернет-рынков и перспективные вызовы цифровой экономики КНР» и др.). Регулирование платформенной экономики в Китае затрагивается в ряде работ китайских авторов, таких как Ся Цзюнь («Convergence and liberalization in China's ICT sector: New market and new ecosystem»), У Синьи («Amazon and Alibaba: Internet Governance, Business Models, and Internationalization Strategies»), Ни Хунфу («ФД^^^ЖЙШ^^Ж^^»).
Статистической базой исследования стали данные Национального бюро статистики Китая, Всемирного банка, платформы Statista, материалы информационных агентств Bloomberg, Reuters и др. Нами также использовались данные из отчетов Китайской академии информационных и коммуникационных технологий, Всекитайской федерации промышленности и торговли и годовых отчетов компаний Alibaba и Tencent.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты предпринимательской деятельности в Китае, определяется место частного сектора в структуре экономики и приводится классификация частных предприятий. Вторая глава посвящена развитию частного национального предпринимательства в КНР на разных этапах, в том числе особенностям его развития после присоединения к ВТО. В третьей главе исследуется развитие китайского бизнеса на примере двух крупнейших интернет-компаний Alibaba и Tencent, рассматриваются особенности их функционирования и государственного регулирования.
За сорок с лишним лет преобразований частный сектор КНР стал одним из самых важных и быстроразвивающихся элементов в структуре экономики. Сегодня он выступает главным источником экономического роста, создания новых рабочих мест, увеличения внешней торговли и обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.
Частный сектор в Китае является частью сектора необщественной собственности и представлен индивидуальными хозяйствами и частными предприятиями. За годы реформ количество первых увеличилось в 500 раз, вторых - почти в 340, причем их количественный рост сопровождался расширением масштабов производства и основных фондов, увеличением численности занятых.
Так, если в 1980 г. в частном секторе было занято около 800 тыс. человек (0,2% в экономически активном населении), то в 2019 г. - 400 млн человек, что составляет около 50% экономически активного населения. Вклад частного сектора в ВВП страны повысился с 0% в 1978 г. до 40% в 2006 г. и превысил 60% в 2019 г.
Столь высокие темпы развития обусловлены эволюцией государственной политики по отношению к частному предпринимательству, которая проходила в рамках реформы отношений собственности в стране, направленной на модернизацию госсектора и внедрение рыночных субъектов хозяйствования, и привела к значительному возрастанию роли частного бизнеса и вытеснению государственных предприятий из большинства отраслей промышленности. С конца 1970-х гг. по настоящее время под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, в русле радикализации рыночных реформ государство в Китае постепенно переходит от политики вынужденного допуска частного предпринимательства и его социальной дискриминации к политике сбалансированного поощрения и поддержки бизнеса в интересах ускорения роста совокупной экономической мощи страны.
На первом этапе реформ, в период 1978-1991 гг., происходило «возрождение» частнопредпринимательской деятельности, постепенное допущение частного сектора в экономику КНР. При этом индивидуальные и частные предприятия занимали, по сути, подчиненное положение по отношению к государственным и коллективным предприятиям, являлись лишь «дополнением к социалистическому общественному хозяйству».
На втором этапе развития (1992 - 2001 гг.) наблюдался ускоренный рост
частнопредпринимательской инициативы, а также опережающее развитие предприятий частного сектора по сравнению с предприятиями других форм собственности. Важным шагом на пути признания и легализации частного сектора стали внесенные в 1999 г. поправки в Конституцию КНР, согласно которым частный сектор признавался уже не дополнением, а «важным компонентом социалистической рыночной экономики».
В период 2002-2011 гг., после присоединения Китая к ВТО, частное предпринимательство развивается в новых условиях - значительно расширяется круг отраслей для частного бизнеса, происходит его окончательная легализация, нарастают масштабы его поддержки и конкуренции. Частный сектор вытесняет государственный в большинстве отраслей промышленности, внутренних инвестициях, превосходит предприятия других форм собственности по показателям эффективности производства, а также становится важнейшим драйвером экспорта КНР.
С 2012 г. масштабы частного бизнеса продолжают расти, хотя темпы его роста замедляются вследствие изменения промышленной политики страны и приоритета в распределении кредитов. В настоящее время на его долю приходится свыше 60% ВВП Китая, около 50% налоговых поступлений в бюджет, 58% общего объема инвестиций в основные фонды, 90% объема внутренней торговли, 48% экспорта, более 70% инновационной продукции, изобретений и технических новинок.
В новых условиях тормозящей экономики под давлением внешних вызовов и внутренних трудностей руководство Китая заявляет о необходимости дальнейшего поощрения частного предпринимательства. Согласно 14-му пятилетнему плану развития КНР на 2021-2025 гг., курс на поддержку бизнеса и ограничение барьеров в его деятельности, обеспечение честной конкуренции, правовой защиты и стимулирование инноваций остается одним из приоритетов политики страны.
В настоящее время особое внимание привлекают крупные частные компании Китая Alibaba и Tencent, работающие в сфере интернет-индустрии, пересмотром регулирования которой во многом определяется развитие бизнеса в Китае в последние два года. Компания Alibaba - лидер в сфере электронной коммерции, контролирующая более половины китайского рынка и четверть мирового рынка онлайн-торговли, где Китай выступает лидером уже с 2013 г. Компания Tencent специализируется на широком спектре интернет-сервисов и доминирует на рынке социальных сетей и видеоигр. Становлению и развитию компаний способствовали выгодные рыночные условия, успешный выбор стратегий и благожелательное отношение регуляторов на первых этапах роста. Сегодня обе компании являются ключевыми игроками, структурирующими научно-технологическую и инновационную активность в сфере интернет- экономики Китая. Они обладают огромной пользовательской базой, оперируют большим количеством личных данных и все больше усиливают свое влияние, постоянно расширяя бизнес и выходя на новые рынки, где, в силу особенностей развития платформенной экономики, занимают монопольное положение. В последние годы обострилась необходимость разработки более строгих мер регулирования их деятельности, призванных упорядочить и обезопасить их развитие. Такие меры начали разрабатываться в 2020 г., в связи с чем Alibaba и Tencent, как и другие крупные интернет-платформы, вступают в новую эпоху.
Частное предпринимательство на протяжении всего периода своего развития, и особенно с начала XXI века, проявляет себя как сильная, жизнеспособная и прогрессирующая часть китайской экономики и основной источник ее роста. Дальнейшее развитие бизнеса во многом будет определяться разработкой корректных мер его регулирования, связанных с ограничением монополизма, смягчением влияния внешних шоков, снижением рыночных барьеров, поощрением инноваций и конкуренции, улучшением финансового обслуживания и содействием расширения здоровой рыночной среды. Решение этих задач имеет ключевое значение для успешного роста китайских частных компаний и экономического процветания страны.
1. Бергер, Я.М. Экономическая стратегия Китая / Я. М. Бергер. - М.: ИД «ФОРУМ», 2009. - 560 с.
2. Бергер, Я.М. Китай в условиях глобального экономического кризиса / Я. М. Бергер // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. №1. - с. 31-44.
3. Данилин, И.В. Влияние COVID-кризиса на инновационный потенциал интернет-платформ КНР / И.В. Данилин // Вестник Российской академии наук. - 2020. № 12. - с. 1172-1182.
4. Данилин, И.В. Инновационная трансформация крупнейших интернет-платформ / И.В. Данилин // Международные процессы. - 2020. №4 (63). - с. 127-142.
5. Данилин, И.В. Роль BAT в развитии китайских интернет-рынков и перспективные вызовы цифровой экономики КНР / И.В. Данилин // Международные процессы. - 2018. №4 (55). - с. 99-116.
6. Карлусов, В.В. Власть и бизнес в Китае: ретроспективный анализ отношений / В.В. Карлусов, А.П. Кудин // Азия и Африка сегодня . - 2012. №7. - с. 2-9.
7. Карлусов, В.В. Власть и бизнес в условиях вступления страны в ВТО: китайские уроки / В.В. Карлусов // Мировое и национальное хозяйство. - 2006. №1. - с. 2-10.
8. Карлусов, В.В. Частное предпринимательство в Китае / В.В. Карлусов. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. - 384 с.
9. Карлусов, В.В. Частное предпринимательство в Китае (конец 70-х - начало 90-х годов): автореф. дис. ... док. эконом. наук: 08.00.29 / В.В. Карлусов. - М., 1995. - 53 с.
10. Кудин, А.П. Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980-2010-е годы / А. П. Кудин. — «Дашков и К», 2017. - 206 с.
11. Попова, Л.В. О тенденциях развития многоукладной экономики в КНР (1990 - 2000-е годы) / Л.В. Попова, Ю.В. Алехина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2003. №5. - с. 90-100.
12. Попова, Л.В. Присоединение к ВТО: опыт Китая / ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик. Под ред. Сутырина С.Ф. - М., Изд-во «Эксмо», 2008.
13. Попова, Л.В. Присоединение Китая к ВТО: опыт переговоров и первые результаты / Л.В. Попова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2006. №2. - с. 109120.
14. Попова, Л.В. 10 лет в ВТО: трансформация роли КНР в международной торговой системе / Л.В. Попова // Международные экономические отношения : теоретические и практические аспекты. - Санкт-Петербург, 2013. - с. 75-85.
15. Попова, Л.В. Реформирование системы отношений собственности в КНР: институциональный анализ / Л.В. Попова // В: Институты и экономическое развитие. Отечественный и зарубежный опыт: Учебник. Под ред. Румянцева М.А., Борисова Г.В. - М., Прогресс, 2013. - с. 437-463.....68