Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-тематическая группа «День Победы»: функционально-семантический и лингвокультурологический аспекты

Работа №142327

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы109
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы описания лексики в лингвистике 9
1.1. Системность на лексическом уровне языка 9
1.2. Основные типы лексических объединений 13
1.2.1. Семантическое поле и его основные характеристики 17
1.2.2. Тематическая группа 19
1.3. Лексико-семантическая группа 21
1.4. Связь языка и культуры 22
1.4.1. Языковая картина мира 25
1.5. Методика проведения ассоциативного эксперимента 31
1.5.1. Понятие ассоциации 31
1.5.2. Ассоциативный эксперимент 33
Выводы 36
Глава II. Состав и структурно-семантические особенности лексико­тематической группы «День Победы» 39
2.1. Состав и объем лексико-тематической группы «День Победы» 39
2.2. Тематическая классификация лексических единиц, входящих в
лексико-тематическую группу «День Победы» 41
2.3. Анализ отобранных лексических единиц из лексико-тематической
группы «День Победы» 50
2.3.1. Анализ лексических значений слов 52
2.3.2. Анализ этимологии лексических единиц 57
2.3.3. Анализ контекстов употребления отобранных лексических
единиц 59
2.3.4. Анализ ассоциативного представления лексических единиц 65
2.3.5. Анализ синонимов и эпитетов отобранных лексических
единиц 67
2.3.6. Анализ отобранных единиц в лигвокультурологических справочниках 69
2.4. Портрет отобранных слов на основе проведенного анализа 76
2.5. Отражение ЛТГ «День Победы» в учебных пособиях для
иностранцев 90
2.6. Выводы по исследованию состава и структурно-семантических
особенностей лексико-тематической группы «День Победы» 91
Заключение 93
Список использованной литературы 95
Приложение 1. Слова-реакции на словосочетание-стимул «День Победы», полученный в ходе ассоциативного эксперимента 98
Приложение 2. Классификация лексических единиц ЛТГ «День Победы», полученных в ходе ассоциативного эксперимента 100
Приложение 3. Классификация лексических единиц ЛТГ «День Победы», полученных в ходе исследования газетных статей 104

В настоящее время все больший интерес исследователей, как известно, вызывают проблемы взаимоотношения языка и культуры, ведь их решение позволяет выявить национальные особенности через язык.
При изучении иностранного языка учащийся сталкивается с целым рядом фактов, относящихся не только к области грамматики, фонетики, лексики, стилистики, но и к социальной, бытовой, политической, экономической и, конечно, исторической сферам. Владение знаниями в этих областях позволит учащимся глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка. Так, праздники, особенно государственные, также являются неотъемлемой частью культуры страны. Государственные праздники в первую очередь связаны с историческими событиями и датами, которые должны помнить все жители страны. К тому же тема «Праздники» обязательно освещается на протяжении всего курса обучения иностранному языку, в частности русскому языку, однако, несмотря на это, многим студентам трудно говорить о государственных праздниках, поскольку в существующих учебных пособиях по русскому языку как иностранному больше внимания уделяется языческим (Новый год, Масленица и др.), религиозным (Рождество) и семейным праздникам (День рождения, День Свадьбы и т.д.). Праздник, к изучению которого мы обращаемся в данной курсовой работе, был и остаётся самым почитаемым праздником как в России, так и в странах СНГ. Что касается лексического состава описываемой лексико-тематической группы «День Победы», то в учебниках и учебных пособиях по РКИ он представлен лишь фрагментарно, поэтому формирование и представление состава ЛТГ (лексико-тематической группы) «День Победы» является актуальным.
Таким образом, актуальность данной курсовой работы заключается в том, что:
1. Лексические единицы, номинирующие представления носителей языка о празднике «День Победы», обладают ярко выраженной культурной спецификой и активно участвуют в формировании национальной картины мира;
2. Исследование проводится в русле современной антропоцентрической парадигмы, что соответствует тенденциям развития современной науки о языке;
3. Знакомство с национально-детерминированными единицами является необходимым условием в процессе обучения русскому языку.
Объектом исследования является лексический состав тематической группы «День Победы», полученный в результате ассоциативного эксперимента и направленной выборки материала из учебных пособий по русскому языку как иностранному и Русского ассоциативного словаря А.В. Караулова.
Предметом исследования являются семантика, способы образования и семантические отношения в лексико-тематической группе «День Победы», отражающие мировосприятие носителей русского языка.
Цель исследования видится в сравнении лексического состава тематической группы «День Победы», полученного в ходе ассоциативного эксперимента, с лексическим составом, полученным из статей газет, и семантико-словообразовательном анализе лексики исследуемой группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования, касающуюся системных отношений в лексике, языковой картины мира, лингвосоциокультурного аспекта представления лексических единиц;
2. Провести ассоциативный эксперимент среди носителей русского языка с целью выявления ассоциатов на словосочетание-стимул «День Победы»;
3. Определить полный лексический состав исследуемой тематической группы на основании проведенного эксперимента и выборки материала из учебных пособий по русскому языку как иностранному, толковых словарей русского языка и электронного ресурса «Национальный корпус русского языка»;....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были решены следующие задачи:
1. В первой части работы была описана теоретическая база исследования, касающаяся системных отношений в лексике, языковой картины мира, лингвосоциокультурного аспекта представления лексических единиц;
2. Затем был проведен ассоциативный эксперимент среди носителей русского языка с целью выявления ассоциатов на словосочетание-стимул «День Победы»;
3. Во второй части работы был определён полный лексический состав исследуемой тематической группы на основании проведенного эксперимента и исследования 70-ти газетных статей по запросу «День Победы» в поисковой системе «Яндекс» (URL: http://www.yandex.ru) за 2020, 2019, 2018, 2017, 2016 и 2015 года. Полученные лексические единицы из ЛТГ «День Победы» были объединены в шесть групп: даты и время, символы и атрибуты праздника, военные песни и фильмы, эмоции и чувства, исторические события и места, участники праздника и исторические личности.
4. Далее для более подробного анализа была выбрана группа «Символы и атрибуты праздника», так как эта группа самая обширная группа как по числу лексических единиц, так и по общему количеству упоминаний этих единиц. И кроме того, собранные в этой группе лексические единицы могут помочь иностранным студентам наиболее ярко и наглядно представить, как проходит празднование Дня Победы в современной России.
5. Лексические единицы группы «Символы и атрибуты праздника» были проанализированы по следующему алгоритму: разбор лексического значения слов (Большой толковый словарь русского языка под редакцией С. А. Кузнецова), разбор этимологии слов (Этимологические словари русского языка под редакцией Г. А. Крылова, Шанского Н. М. и Семёнова А. В.), анализ контекстов употребления единиц в живом русском языке (электронный ресурс «Национальный корпус русского языка»), разбор ассоциаций к отобранным единицам (Русский ассоциативный словарь А.В. Караулова), разбор синонимического ряда (словари синонимов русского языка З. Е. Александровой, В.Н. Тришина, Н. Абрамова), эпитетов (Словарь эпитетов русского языка А. Л. Зеленецкого) и затем анализ лингво­культурологических комментариев (Большой лингвострановедческий словарь «Россия», Словарь русской ментальности).
6. На основе проанализированных словарных статей был составлен портрет слова для самых частотных (по данным ассоциативного эксперимента и анализа газетных статей) лексических единиц из группы «Символы и атрибуты праздника»: парад (Победы), гвоздики (красные), праздник, салют, медали, награды, Георгиевская ленточка, Вечный огонь, флаг, знамя, возложение цветов. Портреты слов составлены таким образом, чтобы они могли помочь иностранным учащимся через овладение лексикой приобрести наиболее полное понимание такого важного для культуры России и самоопределения российского народа праздника, как День Победы.


1. Апресян Ю. Д., Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк), М., 1966.
2. Апресян Ю.Д.. Интегральное описание языка и системная лексикография. «Языки русской культуры». Избранные труды. М.: Школа, 1995. Т.2.
3. Бондарь Н.И., Лутин С.А.. КАК СПРОСИТЬ? КАК СКАЗАТЬ? Пособие по развитию речи для изучающих русский язык как иностранный. Изд. 3-е: Москва, 2014. - 256 с.
4. Буров, А.А. Формирование современной русской языковой картины мира (способы речевой номинации): Филологические этюды / А.А. Буров. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. - 2010. - 304 с.
5. Васильева И. Г., Иоаннесьян В. А., Русский язык. Пособие по развитию речи. - М.:Высшая школа, 1987. - 110 с.
6. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М: Индрик, 2005 .­1040 с.
7. Денисов, П.Н. Лексика русского языка и принципы её описания, М.: Рус. яз., 1980. - 253 с.
8. Караванова Н.Б. Говорите! правильно (Курс русской разговорной речи). М., 2007 - 136 стр.
9. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1996. 264 с.
10. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 103 с.
11. Корнилов, О.А. Языковые картины мира как производные национальных ментали-тетов. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.
12. Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: Академия, 2001. - 208 с.
13. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. - М.: Флинта: Наука, 2007. 296 с.
14. Потебня А.А. Мысли и язык, Харьков, 1892, 228с.
15. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М.Издательская группа «Прогресс - Универс», 1993. 123 с.....39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ