Введение 3
Глава I. Железные дороги Японии как политический фактор
в 1872-1945 годах 9
1.1. Знакомство японцев с железной дорогой 9
1.2. Начало развития полномасштабной железнодорожной
сети в эпоху Мэйдзи 9
1.3. Железная дорога как стратегический объект 14
1.4. Особенности развития железнодорожной сети
и управления железными дорогами в довоенной Японии 16
Глава II. Корпорация «Кокутэцу» 18
2.1 Образование корпорации «Кокутэцу» 18
2.2 Строительство сети сверхскоростных поездов синкансэн 25
2.3 Кризис «Кокутэцу»: причины и последствия 31
Глава III. Группа компаний «JR» 37
3.1 Образование группы компаний «JR» 37
3.2 Итоги приватизационной реформы 41
3.3. Приватизация железных дорог в контексте мирового опыта 44
3.4 Современное состояние железных дорог Японии 48
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения 61
История железнодорожной сети Японии берёт своё начало в первые годы эпохи Мэйдзи (яп. ВД'^д^^, 1868-1912), и условной точкой отсчёта можно было бы назвать 14 октября 1872 года, когда была открыта первая железнодорожная линия, соединившая токийскую станцию Синбаси (яп. ^Ж ^) и станцию Йокохама (яп. ЖЖ^)1. Несмотря на то, что железная дорога в Японии появилась на полвека позже, чем в странах Европы, она быстро и бурно развивалась, став залогом японской модернизации и вестернизации, экономического развития страны. Однако формирование железнодорожной сети Японии на протяжении всего времени её существования - с последней четверти XIX века и вплоть до настоящего времени - проходило под влиянием не только и не столько экономических факторов, сколько политических процессов, происходивших внутри Японии и за её пределами.
Работы, посвящённые исследованию развитию железнодорожной сети Японии, как правило, акцентируются на экономической стороне вопроса, или рассматривают весь спектр процессов - экономических, культурных, политических и т. д. - которые, так или иначе, оказывали влияние на формирование японской железнодорожной инфраструктуры. Научная новизна данного исследования заключается в том, что эта диссертация является попыткой рассмотреть развитие железных дорог в Японии в контексте внутриполитических процессов, происходивших в этой стране.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что транспортная инфраструктура, её качество, уровень развития и доступность являются одним из важных факторов устойчивого развития современного общества. При этом необходимо признать, что развитие транспортной отрасли, тем более реализация таких крупных инфраструктурных проектов, как строительство новых железнодорожных линий, невозможно без участия внутриполитических акторов: государства, органов местного самоуправления, депутатов законодательных собраний разного уровня. Изучение развития железнодорожной отрасли Японии в контексте внутриполитических процессов этой страны - важный этап для осмысления её опыта в этой сфере, который по праву считается передовым. Правильное понимание поможет максимально извлечь пользу из японского опыта и применить его при развитии железнодорожной сети других стран, например, в России, где вплоть до недавнего времени шла работа по проектированию и подготовке к строительству ВСМ Москва - Санкт-Петербург2.
В данной работе объектом исследования является железнодорожная сеть Японии в контексте внутриполитических процессов, происходивших в этой стране с 1945 года по настоящее время. Предметом исследования является политика японского правительства и властных структур разного уровня в направлении железнодорожной отрасли.
Хронологические рамки данного исследования определяются появлением первой железной дороги в Японии, следовательно, они охватывают период со второй половины XIX века по настоящее время. При этом основная часть работы посвящена периоду с 1949 года, когда была образована государственная железнодорожная корпорация «Кокутэцу» (яп. й Ж) по настоящее время.
Целью данного исследования было выявить влияние внутриполитических процессов послевоенной и современной Японии на формирование железнодорожной сети страны, рассмотреть механизмы этого влияния. Для этого перед автором стояли следующие задачи:
1) Изучить начальный этап развития железнодорожного транспорта в Японии (со второй половины XIX века до окончания Второй мировой войны) для лучшего понимания дальнейшего развития железнодорожной отрасли в стране;....
В 2022 году японская железная дорога отмечает юбилей - в октябре исполняется ровно сто пятьдесят лет с того дня, когда в Японии была запущена первая железнодорожная линия. История появления железных дорог в Японии - это, во многом, история политической воли государственных деятелей эпохи Мэйдзи, которые смогли осуществить постройку железной дороги, несмотря на недоверие японского капитала и прямое противодействие японских военных. Японская железная дорога появилась благодаря молодым реформаторам, сплотившихся вокруг императора Муцухито. В дальнейшем, на протяжении всех этих ста пятидесяти лет, часто именно политика определяла направление развития железных дорог страны.
Политические процессы влияли на формирование и развитие железнодорожной сети Японии, но в то же время и сама железная дорога имела важное политическое значение. Она связала между собой разные районы страны, которая ещё недавно состояла из многочисленных феодальных княжеств, а рядовые жители Японских островов ощущали себя скорее выходцами из своей определенной провинции, нежели японцами, поданными японского императора. Железная дорога связала многочисленные районы архипелага в единую сеть и стала одним из тех инструментов, которые создали Японию и как современное государство, и как единое географическое пространство1.
Несмотря на то, что строительство железных дорог в стране восходящего солнца началось практически на полвека позже, чем в Европе, оно шло бурными темпами, и уже первый вековой юбилей своих железных дорог Япония отмечала в качестве общепризнанного мирового лидера в области железнодорожных перевозок, а система сверхскоростных железных дорог стала новым шагом в развитии железнодорожного транспорта всего мира.
Поезда синкансэн стали символом новой Японии, возрожденной после поражения во Второй мировой войне и готовой претендовать на роль нового лидера в мировой экономике. Запуск сверхскоростных экспрессов, связавших крупнейшие японские города, имел колоссальный экономический эффект, а предвыборные обещания строительства новых линий синкансэн на рубеже 1960-1970 годов стали картой, которую пытались разыгрывать как региональные политики, так и представители высшего эшелона власти .
Второй важный юбилей 2022 года, связанный с японскими железными дорогами, - это тридцатипятилетие приватизации государственной железнодорожной корпорации «Кокутэцу» и образование группы компаний JR.
Железнодорожная корпорация «Кокутэцу» была создана в послевоенные годы во время американской оккупации. Корпорация, полностью контролируемая государством, успешно справилась с восстановлением железнодорожного хозяйства после войны, что стало одним из важнейших условий для бурного экономического роста Японии 1950 -х - 1960-х годов. Тем не менее, в определенный момент этот тип управления исчерпал свои возможности и стал тормозить развитие отрасли, а сама корпорация становилась всё более и более убыточной.
Разделение государственной железнодорожной корпорации «Кокутэцу» стало попыткой решить проблему неэффективного управления железнодорожной инфраструктурой. Было принято решение приватизировать государственную железную дорогу, разделив корпорацию на семь независимых друг от друга компаний. Так в 1987 году была образована группа компаний JR, которая сегодня управляет большей частью железных дорог Японии.
Несмотря на то, что главная цель - полная приватизация и выход на самоокупаемость всех компаний группы - на сегодняшний день всё ещё не была достигнута, японское общество и большинство экспертов воспринимают результаты приватизационной реформы как положительные. Это объясняется резким улучшением сервиса железных дорог при незначительном росте тарифов на перевозку, а также тем, что большая половина из образованных компаний - четыре пассажирские компании, базирующиеся на островах Хонсю и Кюсю - всё-таки смогли стать в полном смысле приватизированными и уже приносят прибыль своим акционерам.
Несмотря на то, что в этом году приватизационной реформе исполняется тридцать пять лет, можно говорить, что она всё ещё проводится. Целью реформы была полная приватизация всех образованных компаний, поэтому она будет считаться законченной тогда, когда акции всех компаний будут выставлены на бирже.....
1. ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Официальный сайт АО «Скоростные
магистрали». URL: http://www.hsrail.ru/Proiects-vsm/vsmspb/ (дата
обращения 15.04.2022).
Источники на английском языке:
2. The Shinkansen. Japan's High-Speed Railway System // Japan Overseas
Rolling Stock Association (JORSA). The Third Edition. 2012. - 65 p.
Источники на японском языке:
3. ¥^ 28 ft££i0&fa.¥$ 29 ft^iM. H±£i< 2017. 89 p. [Положение в сфере транспорта по состоянию на 2016 год. Политика в сфере транспорта на 2017 год. Министерство земли, транспорта и туризма Японии. 2017. 89 с.]
4. JR H^^^-7h/K-h 2021. ЖВ«#^Ж^^±. 2021. 101 p. [Комплексный отчёт JR East Group за 2021 год. East Japan Railway Company. 2021. 101 с.]
5. JR East Report. ЖН^^^^1Й^ЙЙ. 2019. 8 p. [Отчёт JR East 2019. East Japan Railway Company. 2019. 8 с.]
6. ^тЙШ1^Ш1^1/£ [Закон об ограничении количества
государственных служащих, 31.05.1949]
https ://hourei.ndl.go.jp/simple/detail?lawId=0000041412¤t=-1 (дата последнего обращения 22.04.2022)
7. 1^ЖЖ ШМ W7^3£13S . 2015. 18 p. [О
развитии железнодорожной сети синкансэн. Министерство внутренних дел и коммуникаций Японии. 2015. 18 с.]
8. Hokkaido Railway Company // https://www.jrhokkaido.co.jp/index.html (дата обращения: 23.04.2022).
Научная литература на русском языке:
9. Авдаков И. Ю. Железные дороги Японии: от вестернизации до глобализации. М.: Институт востоковедения РАН, 2012. - 172 с.
10. Авдаков И. Ю. Инновационное развитие железнодорожного транспорта Японии // Страны Азии и Африки в XXI веке: экономическое развитие и научно-технический прогресс. К 90-летию Виктора Георгиевича Растянникова. М.: Институт востоковедения РАН, 2018. С. 5-14.
11. Авдаков И. Ю. Особенности приватизации государственных железных дорог Японии // Восточная аналитика. 2011. № 2. С. 118-122.
12. Виноградов В. А., Зарецкая С. Л. Приватизация в Японии, Австралии и Новой Зеландии // Особенности приватизации в отдельных регионах и странах мира. 2001. - С. 151-171.
13. Дюбанов М. А. Реформирование естественных монополий: проблемы, состояние, перспективы развития (на примере реформы железнодорожного транспорта за рубежом) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 21 (54). С. 90-96.
14. Каракулов Ф. З. Методы повышения результативности деятельности железнодорожной компании в условиях трансформации системы управления. Спб: Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I, 2020. - 121 с.
15. Маркарьян С. Б. Создание единого географического пространства в Японии: дороги, мосты, тоннели // Ежегодник Япония. 2010. № 39. С. 87-102....44