Введение 3
Глава 1. Порфирий — «защитник эллинизма» 6
Глава 2. О времени написания сочинений «О философии из
оракулов» и «Против христиан» 11
Глава 3. О философии из оракулов 22
Глава 4. Против Христиан 53
Список литературы 80
Порфирий опубликовал 15-книжный трактат «Против христиан», посвятив его доказательству несостоятельности христианского учения. Трактуя Писания буквально, он выявлял внутренние противоречия и доводил общий смысл до абсурда. Он представлял обычных христиан глубоко заблуждающимися, а виновниками этого считал их наставников — апостолов и евангелистов. Его критика имела такой резонанс, что на века заслужила ему репутацию непримиримого противника христианства. Поэтому на первый взгляд кажется необычным, что в одном месте «Философии из оракулов» он пишет: «Некоторым покажется странным то, что я собираюсь сказать. Ибо боги провозгласили Христа весьма праведным и достигшим бессмертия и вспоминали о нем с большой похвалой».
Именно этим противоречием — различной трактовкой Христа и христианства самим Порфирием — обусловлена тема нашей работы. Предметом ее изучения стало отношение Порфирия к Христу в связи с его отношением к христианству, с одной стороны, и восточной мудрости, с другой.
Актуальность работы определяется сохранением множества нерешенных трудностей: различная, по крайней мере, на первый взгляд, оценка Христа в различных сочинениях философа; вопрос о возможной эволюции его взглядов; трудности в самом материале — фрагментарность сохранившихся текстов, спорность реконструкции «Против христиан», полемика, которая ведется по поводу тождества «О философии из оракулов» и «Против Христиан»; хронология этих сочинений.
Наиболее полным сборником фрагментов «О философии из оракулов» на данный момент является труд Эндрю Смита (1993). Наиболее полными сборниками «Против Христиан» — издание 1916 года Адольфа фон Гарнака и издание 2015 года Маттиаса Беккера. Их главное различие — признание или не признание в анонимном оппоненте Макария Магнесийского личности Порфирия. Авторы недавнего перевода «Апокритики» Эдвардс и Шотт (2015) все же склоняются к тому, чтобы видеть в «эллине» Макария именно Порфирия. Поэтому фрагменты, восстановленные по Макарию, используются в нашей работе.
Жозеф Биде (1913) и многие современные ученые убеждены, что «О философии из оракулов» является более ранним произведением. Чадвик (1959), Вилькен (1979) и Дигезер (1998) допускают, что оно было написано позднее «Против Христиан». Решение проблемы датировки необходимо для понимания эволюции взглядов философа. Несмотря на то, что доказательство более раннего написания «Оракулов» звучит более убедительно, привлекает внимание недавняя попытка Винтьес (2010) представить «Оракулы» более зрелым произведением, чем принято считать, и попытка Лидбеттера (2010) доказать, что контраст между двумя работами обусловлен разочарованием Порфирия в «христианском вопросе» в поздние годы.
Кристофу Ридвегу (2005) принадлежит убедительная статья, в которой, помимо прочего, он доказывает, что «О философии из оракулов» и «Против Христиан» не являются одним произведением, поскольку они обладают разной темой, целью и адресатом...
«О философии из оракулов» было обращено к другим платоникам, к «посвященным», и имело целью наставление в теософии и мантике. Два небольших фрагмента, которые затрагивают христиан и которые, к тому же, относятся учеными к последней из трех книг, не указывают на то, что это было антихристианское сочинение. Это позволяет считать оценку Порфирием образа Христа в этом сочинении более отражающим сложность его мнения о нем, так как можно считать, что здесь она в меньшей степени обременена идеологическим антагонизмом, свойственным «Против христиан».
Цитируя оракул Гекаты, провозглашающий благость Христа, Порфирий сначала предупреждает читателя о странности того, что собирается сказать. Свидетельствует ли это о том, что Порфирий уже был известен как непримиримый противник христианства к моменту написания сочинения, или попросту предвосхищает расхожее мнение о нечестии христианства — неизвестно. Тем не менее, Порфирий соглашается со словами оракула и сам называет Христа благим человеком. В оракуле также говорится о вознесении души Христа на небеса, что мы интерпретируем как достижение статуса благого даймона и приобщение к собранию мудрецов и героев, подтверждая это параллелью с оракулом Аполлона из Vita Plotini, который имеет схожий мотив вознесения. Столь положительное восприятия Христа обусловлено убеждением Порфирия в превосходстве единобожия, в целом, и иудейского монотеизма, в частности. Так, оракулы неоднократно дают положительную оценку иудаизма, и сам Порфирий называет Христа иудейским мудрецом. Что же до места в хвалебном оракуле Гекаты, где говорится о невежестве христиан, кажется вероятным, что имеется в виду почитание христианами злых духов (см. 346 F), воплощающихся в материальных сущностях: идолах, изваяниях, культе личности, — вместо почитания истинных богов и высшего бога. В философии Порфирия истинное почитание — это добродетельная жизнь, уподобление богу и его познание. Почитание же Христа в представлении Порфирия — это, видимо, принесение ему материальных жертв и ожидание от него материальных благ. Впрочем, Порфирий снимает с Христа ответственность за его последователей, усматривая в их заблуждении произвол судьбы.
Отличная, по крайней мере, на первый взгляд, оценка Христа в «Против христиан» продиктована более полемическим характером сочинения. Порфирию было важно разрушить авторитет евангелий и апостольских посланий как Священного Писания. Поэтому его критика была сосредоточена на выявлении противоречий и доведении общего смысла до абсурда. В общем и целом, на протяжении всего произведения прослеживается мысль, что христианские Писания — это неумело сочиненная литературная выдумка...
1. Агвустин 1998 - Блаженный Августин. О граде Божием, том 4. СПб: Алетея, 1998.
2. Гальцин 2020 - Гальцин Д. Д. Лики Протея: история современного язычество как религиозной идентичности / под. общ. ред. Д. М. Ильиной. СПб.: РХГА, 2020.
3. Лактанций 1998 - Лактанций. О смертях преследователей / Пер. с лат. и ком. В. М. Тюленева. СПб: Алетея, 1998.
4. Barnes 1981 - Barnes T. D. Constantine and Eusebius. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1981.
5. Barnes 1994 - Barnes T. D. Scholarship or Propaganda? Porphyry Against the Christians and its Historical Setting // BICS. Vol. 39. 1994. P. 129-146
6. Becker 2016 - Becker М. Porphyrios, "Contra Christianos": Neue Sammlung der Fragmente, Testimonien und Dubia mit Einleitung, Ubersetzung und Anmerkungen. Berlin: De Gruyter, 2016.
7. Bidez 1913 - Bidez J. Vie de Porphyre, le philosophe neo-platonicien: avec les fragments des traites Hept Ayakpai®v et De regressu animae. Grand/Leipzig, 1913.
8. Blondel 1876 - Macarius Magnes, Apocriticus / ed. by C. Blondel. Paris, 1876.
9. Chadwick 1959 - Chadwick H. The Sentences of Sextus. A Contribution to the History of Early Christian Ethics. Cambridge. 1959.
10. Cook 2000 - Cook J. G. The Interpretation of the New Testament in Greco-Roman Paganism. Tubingen, 2000.
11. Cook 2000 - Cook J. G. The Interpretation of the Old Testament in Greco-Roman Paganism. Tubingen, 2004.
12. Digeser 1998 - Digeser E. D. Lactantius, Porphyry, and the Debate over Religious Toleration // Journal of Roman Studies. Vol. 88. 1998. P. 129-146
13. Edwards 2006 - Edwards M. Culture and Philosophy in the Age of Plotinus. Duckworth, 2006.
14. Girgenti, Muscolino 2011 - Girgenti G., Muscolino G. Porfirio, La filosofia rivelata dagli oracoli. Milano, 2011.
15. Harnack 1916 - Harnack, A. von. Porphyrius. Gegen die Christen. 15 Bucher. Zeugnisse, Fragmente und Referate. Abhandlungen der PreuBischen Akademie der Wissenschaften/Philosophisch-Historische Klasse. Berlin, 1916...37