Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКОПИНСКОЙ ИГРУШКОЙ

Работа №14231

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
996
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЛАСТИКИ 8
1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы художественно-творческого развития дошкольников 8
1.2. Народная игрушка как элемент декоративно-прикладного искусства 15
1.3. Особенности скопинской игрушки, ее воспитательно-образовательный потенциал в развитии творческих способностей старших дошкольников.. ..23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКОПИНСКОЙ ИГРУШКОЙ
2.1. Мониторинг уровней развития творческих способностей детей в лепке 30
2.2. Формирование интереса к скопинской игрушке у детей 5-6 лет 38
2.3. Оценка эффективности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со скопинской игрушкой 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 56


Актуальность исследования заключается в том, что в «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
В настоящее время возрастает интерес к народной культуре как «уникально - комплексной системе» уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. В работах B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, М.С. Кагана, Э.Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащие в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций [36]. Поскольку народная культура при соединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенном вхождении в диалог с миром культуры М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.M. Лобок и др. [34].
В отечественной педагогике XX века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка, как источника духовности, как средства развития речи, образного мышления, как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве. Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа» [10, с.84].
В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания
изобразительной деятельности на основе народного декоративно¬прикладного искусства А. А. Грибовская, Р. Н. Смирнова и др., приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно- прикладного искусства и фольклорных произведений в художественной деятельности Н. А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Я Шпикалова, А.П. Усова и др., приобщение детей к культурным ценностям как основы развития их творчества Е.Н. Дмитриева, Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Е.А. Флёрина и др.
Особое место занимают народные игрушки - жанр, наиболее близкий детям. Каждый вид народной игрушки по - своему необычен, в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы. В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы использования глиняной игрушки, как культурно-педагогического феномена в развитии дошкольника Р. Н. Смирнова, А. А. Грибовская, О. А. Соломенникова и др. В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания росписи на глиняной игрушке, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений [12].
Ценности народной культуры рассматриваются как одна из основ художественной деятельности дошкольников Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, В.Т. Кудрявцев и др., в которой он отражает своё понимание этих ценностей, выступает как свободный субъект, способный к собственному жизнетворчеству.
Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.
Проблема исследования заключается в определении форм и метод ознакомления детей со скопинской игрушкой на занятиях лепкой с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Противоречие исследования заключается в требовании ФГОС ДО по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью учебно-методический и наглядных пособий по реализации данного вопроса.
Цель исследования: выявить степень эффективности скопинской игрушки в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Объект исследования: процесс художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методические приемы развития творческих способностей дошкольников через образы скопинской народной игрушки. Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) Провести психолого-педагогический анализ проблемы художественно -
творческого развития дошкольников.
2) Раскрыть педагогические условия приобщения детей к образам
народной игрушки.
3) Охарактеризовать особенности скопинской керамики, ее воспитательно-образовательный потенциал.
4) Провести экспериментальное изучение особенностей формирования творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со скопинской игрушкой.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование педагогом на непосредственно образовательной деятельности лепки по мотивам скопинской игрушки будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей старших дошкольников при следующих педагогических условия при следующих педагогических условиях:
1. Овладение детьми характерными приемами лепки скопинской игрушки.
2. Обогащение художественно-эстетической среды образами скопинской игрушки.
В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучение продуктов детского творчества; статистические методы обработки материалов.
База исследования МБДОУ № 21 «Сказка» города Старый Оскол, Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы состоящего из 35 источников и приложений.
Во введении определен научный аппарат исследования, показана актуальность исследования, обоснована необходимость ее разработки приминительно к выбранным предмету и объекту исследования.
В первой главе проведен психолого-педагогический анализ проблемы художественно-творческого развития дошкольников, описаны педагогические условия приобщения детей к образам народной игрушки и раскрыты особенности скопинской керамики, ее воспитательно¬образовательный потенциал.
Во второй главе проведено экспериментальное изучение особенностей формирования творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со скопинской игрушкой.
В заключении дается краткое обобщение всего изложенного в выпускной квалификационной работе по организации исследовательской работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование творческих способностей дошкольников осуществляется разными средствами. Одним из важнейших выступает народное декоративно-прикладное искусство, в процессе которого большое значение имеет ознакомление детей с народными художественными промыслами, произведениями устного народного творчества, изобразительно-выразительными особенностями народного творчества.
Декоративно-прикладное искусство, как часть народного творчества в целом, обладает большим воспитательным потенциалом, и может выступать средством развития творческого мышления старших дошкольников. Развитию личностной активности ребенка, проявляющейся в его стремлении к самореализации, творчеству в продуктивной изобразительной деятельности, способствует устойчивый интерес и понимание народного декоративно-прикладного творчества и его ценностей.
Скопинская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Скопинские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Скопинская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций. Поэтому, было организовано и проведено исследование, направленное на выявление роли Скопинской игрушки на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Структура исследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.
В ходе практической части нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования глиняной игрушки на занятиях по декоративной лепки.
Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой у детей старшего дошкольного возраста. Был выявлен ряд отрицательных моментов, которые были устранены в ходе формирующего эксперимента.
На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании технических навыков и умений на занятиях по лепке детей старшей группы.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что использование педагогом на непосредственно образовательной деятельности лепки по мотивам скопинской игрушки будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей старших дошкольников при следующих педагогических условия при следующих педагогических условиях: овладение детьми характерными приемами лепки скопинской игрушки и обогащение художественно-эстетической среды образами скопинской игрушки, что позволило сделать следующие выводы: изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей со скопинской народной игрушкой, которая способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе декоративной лепки. Занятия по ознакомлению со скопинским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством формирования технических навыков и умений на занятиях по лепке и тем самым способствует развитию творческих способностей детей. Использование скопинской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.
Мы не претендовали на глубину исследования, оно может быть продолжено в разных аспектах, в целом задачи исследования можно считать выполненными.



1. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать /Н. Алексахин// Дошкольное воспитание,№9, 1994. - С.23-29.
2. Величкина, Г. А. Дымковская игрушка /Г.А. Величкина//М.- 2004.- 158 с.
3. Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка/ И. Я. Богуславская//Л.- 2001.
4. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А. А. Грибовская//М.- 2008.- 151 с.
5. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста/А.А. Грибовская//М.- 2005.- 256 с.
6. А. А. Грибовская, М. Б. Халезова-Зацепина «Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет» - 298 с.
6. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/Т. Г. Казакова// М.-1998. - 178 с.
7. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество/Т. С. Комарова// М.- 1999 - 568 с.
8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество/ Т.С. Комарова//М.- 2006 - 258 с.
9. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду/ Е. А. Коссаковская// М.-2003 - 147 с.
10. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей/ В.Б. Косминская// М.¬2003 - 258 с.
11. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество/ О.В. Корчинова// М. - 2005 - 421 с.
12. Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа/ Л.В. Кокуева//М.- 2005 - 147 с.
13. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации /И. А. Лыкова//М.-2007 - 174 с.
14. Лыкова, И.А. Дымковская игрушка/ И.А. Лыкова// М.-2005 - 165 с.
15. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И. А. Лыкова// М.¬2005 - 198 с.
16. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова// М.-2003 - 174 с.
17. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся СПО по спец. 44.03.01.«Дошкольное воспитание»/ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой., - 5-е изд., дораб.// М.- 2003. С. 256.
18. Некрасова, М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век/ М. А. Некрасова//М.- 2003 - 198 с.
19. Прокофьева Э. Психология детского творчества. prokofieva@beep.ru.
20. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве/ Н. П. Саккулина// М.¬2003 - 142 с.
21. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова//М.-1998 - 142 с.
22. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Под. ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд., стереотип.//М.-2000 - 344 с.
23. Смолярчук, И. Развивать творческие способности детей/И. Смолярчук// Дошкольное воспитание, №8, 1993. С. 51-54.
24. Соломенникова, О.А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования/О. А. Соломенникова//М.- 2006 -132 с.
25. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста/ О. А. Скорлупова//М.-2003 - 128 с.
26. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /В. Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - 5-е изд., перераб и доп.//М.-2003 - 255 с.
27. Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов /К.Б. Соколов; Ред. сост. П.Ю. Черносвитов// СПб.- 2004 - 544 с.
28. Цыбатова, А.Е. Автопортрет в системе художественного образования дошкольников. / Автореф. дис. канд. педагог, наук. СПб., 2004.-21 с.
29. Чада, Ф. Педагогоическое значение детских рисунков. / Пер. с чешек. Н.Н.Бахтина. СПб.: Синод, тип., 1998. -43 е., ил.
30. Чекунова, Е.А. Педагогические условия формирования выразительного образа человека в рисунках детей старшего дошкольного возраста. /Автореф. дис. канд. педагог, наук. Ростов-на-Дону, 1996. - 19 с.
31. Черёмухин, А.Г, Причины творческой деятельности. М.: Прометей МГПУ, 2000.-458 с.
32. Шапиро, М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. с. 130- 163.
33. Эко Умберто. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Пер. с нем. И. Хмелевских, Е. Козиной; пер. с англ. Л.Житковой. СПб,: Азбука-классика, 2004. - 336 е., ил.
34. Эрмитаж и дети. Проблемы эстетического воспитания в новом веке.- СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001- 78 с.
35. Эстетическое воспитание в современном мире. Теория и практика за рубежом. / Отв. ред. Н.Б.Крылова- M.: Б.и., 1991- 236 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ