БАРЬЕРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ AR/VR-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА 9
1.1Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами 9
1.2 Понятия обучения и развития персонала 12
1.3 Основные виды обучения и развития персонала 15
1.4 Корпоративный университет как форма обучения и развития персонала 20
1.5 Инструменты оценки эффективности корпоративного обучения 22
Анализ и тренды рынка корпоративного образования в России 25
1.6 Цифровые технологии в обучении и развитии персонала 31
Выводы 32
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, БАРЬЕРЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ AR/VR ТЕХНОЛОГИЙ В КОРПОРАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ 33
2.1 AR/VR технологии в обучении и развитии персонала 33
2.2 VR/AR тренажеры для корпоративного обучения 44
2.3 Барьеры при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение 54
2.4 Перспективы развития иммерсивных технологий в корпоративном обучении 58
2.5 Рекомендации при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение 62
Выводы 63
Заключение 66
Список использованной литературы 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА 9
1.1Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами 9
1.2 Понятия обучения и развития персонала 12
1.3 Основные виды обучения и развития персонала 15
1.4 Корпоративный университет как форма обучения и развития персонала 20
1.5 Инструменты оценки эффективности корпоративного обучения 22
Анализ и тренды рынка корпоративного образования в России 25
1.6 Цифровые технологии в обучении и развитии персонала 31
Выводы 32
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, БАРЬЕРЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ AR/VR ТЕХНОЛОГИЙ В КОРПОРАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ 33
2.1 AR/VR технологии в обучении и развитии персонала 33
2.2 VR/AR тренажеры для корпоративного обучения 44
2.3 Барьеры при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение 54
2.4 Перспективы развития иммерсивных технологий в корпоративном обучении 58
2.5 Рекомендации при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение 62
Выводы 63
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Обучение и развитие персонала является одним из важнейших направлений в области управления человеческими ресурсами. В условиях быстроразвивающейся внешней среды профессиональные навыки и компетенции сотрудников могут оказаться недостаточными для эффективного выполнения тех или иных задач организации. Конкурентная рыночная среда также постоянно диктует новые условия, которые требуют гибкости и адаптации персонала к внешним изменениям. В этой связи успех компании во многом зависит от потенциала и возможностей обучения и развития персонала.
Актуальность темы обучения и развития персонала подтверждает большое количество отчетов ведущих компаний, одним из которых является доклад «Россия 2025: от кадров к талантам» международной консалтинговой компании BCG. Авторы доклада отмечают, что поддержание конкурентоспособности российских компаний на международном уровне и развитие цифровой экономики России невозможно без создания системного подхода к развитию человеческого капитала, в основе которого лежит привлечение и удержание наиболее талантливых кадров и обеспечение необходимых условий для роста прогрессивных компаний-работодателей. Таким образом, можно сделать вывод, что создание конкурентной среды для обучения и развития персонала среди российских компаний приобретает стратегическое значение на общенациональном уровне.
Регулярное обучение персонала приобретает дополнительную актуальность в условиях глобализации и интернационализации экономических отношений, интеграции российских предприятий в мировое и европейское социально-экономическое пространство. В конкурентной среде на «рынке без границ», в который превращается современный мир, лидируют те, кто имеет рассчитанные на долгосрочную перспективу программы непрерывного обучения.
Технологический прогресс, безусловно, оказывает сильное влияние на процесс обучения и развития персонала. С появлением цифровых технологий данная сфера управления человеческими ресурсами претерпела значительные изменения. Так, традиционные методы обучения – лекции, семинары, мастер-классы стали дополняться новыми трендами – e-learning, геймификацией, микрообучением, мобильным обучением, машинным обучением, инструментами искусственного интеллекта, а также технологиями виртуальной и дополненной реальности.
Критические изменение не только в сфере обучения и развития персонала, но и в деятельности большинства компаний произошли с началом пандемии COVID-19, что стало причиной резкого перехода на дистанционный онлайн-формат или гибридный формат работы, а также коренным образом затронуло сферу обучения и развития персонала.
Актуальность внедрения цифровых технологий в процесс кадрового развития подтверждается и на государственном уровне. Одним из примеров является государственный проект «Национальная технологическая инициатива», который объединяет представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой мировой экономики к 2035 году. В основе деятельности данного проекта лежит «матрица НТИ», которая представляет собой концептуальную модель, состоящую из рынков, технологий, институтов развития, а также инфраструктуры. Иммерсивные технологии являются одним из элементов сквозных цифровых технологий матрицы НТИ, а также федерального проекта «Цифровые технологии» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Ввиду того, что VR/AR технологии стали внедряться в процесс обучения и развития персонала относительно недавно, изучение данной сферы имеет некоторые пробелы, а также скептическое отношение со стороны руководства компаний и сотрудников. Тем не менее, многие эксперты в области обучения и развития персонала отмечают большой потенциал вышеупомянутых инструментов в корпоративном обучении. Эффективность применения технологий виртуальной и дополненной реальностей в корпоративном обучении также подтверждаются успешными кейсами их внедрения мировыми и российскими компаниями.
Совокупность вышеупомянутых факторов таких, как изменения внешней среды, технологический прогресс, потребность в обучении и развития персонала ввиду роста конкуренции рыночной среды, инициативы цифрового развития на государственном уровне, подтверждают актуальность выбранной мною темы исследования.
Управленческая проблема исследования заключается в том, что несмотря на наличие успешных примеров внедрения иммерсивных технологий в корпоративное обучение, ввиду новизны данной технологии и отсутствия стабильной практики ее применения многие компании имеют опасения и скептические настроения в отношении данных цифровых инструментов, что является существенным барьером при внедрении технологий виртуальной и дополненной реальности. Кроме этого, существует ряд дополнительны ограничений, препятствующие применению иммерсивных технологий в корпоративном обучении.
Объектом исследования являются российские компании различных отраслей. Предметом исследования выступают корпоративные программы обучения и развития сотрудников с применением иммерсивных технологий в российских компаниях.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в выявлении имеющихся барьеров и ограничений применения технологий виртуальной и дополненной реальности в корпоративном обучении сотрудников российских компаний, а также в определении перспектив данных технологий в обучении и развитии персонала в российских компаниях в будущем.
В соответствии с целями были разработаны и поставлены следующие задачи:
• Дифференциация понятий «обучение персонала» и «развитие персонала»;
• Изучение традиционных методов обучения и развития персонала и их сравнение с инновационными инструментами, в том числе с VR/AR технологиям;
• Анализ методов оценки эффективности результатов обучения и развития персонала;
• Анализ трендов рынка корпоративного образования в России;
• Обзор существующих корпоративных программ с использованием VR/AR технологий на примере актуальных кейсов российских компаний;
• Выявление барьеров при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение в российских компаниях;
• Определение перспектив дальнейшего развития корпоративных программ обучения с применением иммерсивных технологий в корпоративном обучении;
• Разработка рекомендаций для компаний, желающих внедрить иммерсивные инструменты в корпоративное обучение.
Теоретико-методологическую базу данной выпускной квалификационной работы составили академические исследования российских и зарубежных авторов. Также дополнительными источниками послужили статьи, опубликованные в научных HR-журналах, материалы релевантных интернет-порталов, публикующих информацию о современных практиках в российских организациях, а также международные и отечественные исследования компаний-практиков в области VR/AR-технологий. Для описания российского опыта также были использованы материалы СМИ и пресс-релизы ввиду отсутствия достаточного количества академических работ, описывающих практики отечественных компаний.
Эмпирическая база исследования основана на данных, полученных в ходе включенного наблюдения автора, а также в рамках проведения полуструктурированных интервью с экспертами из области корпоративного образования в целом, а также из области корпоративного образования с применением иммерсивных технологий.
Практическая значимость работы заключается в определении основных барьеров при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение, выявлении их основных ограничений и условий их эффективного внедрения в корпоративное обучение. Более того, на примере успешных кейсов российских компаний, исследований, посвященных эффективности иммерсивных инструментов в обучении и развитии персонала, а также на основе экспертного мнения специалистов из области корпоративного обучения определены методы преодоления вышеупомянутых барьеров при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение, а также условия достижения наибольшей эффективности их применения.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, две главы основного текста, заключение, а также список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, выделены объект и предмет исследования, поставлена цель и определены задачи, способствующие достижению цели, а также описаны методы исследования, используемые в выпускной квалификационной работе.
Первая глава «Теоретические аспекты обучения и развития персонала» посвящена определению понятий обучения и развития персонала, а также рассмотрению эволюции подходов к обучению и развитию персонала. В первой главе мною также были проанализированы потребности в обучении и развития персонала в зависимости от стадии жизненного цикла организации и традиционные виды обучения и развития персонала, одним из которых является корпоративный университет. Отдельное внимание уделено методам оценки эффективности корпоративных программ, VR/AR технологиям, применяемым в корпоративном обучении сотрудников, рассмотрению успешных кейсов внедрения подобных технологий среди российских компаний, а также анализу рынка корпоративного образования в России и его трендов. В заключении первой главы представлены выводы автора по теме выпускной квалификационной работы, полученные в процессе анализа теоретических аспектов обучения и развития персонала.
Вторая глава «Барьеры, ограничения и перспективы развития VR/AR технологий в корпоративном обучении» содержит в себе описание корпоративных программ с применением иммерсивных технологий, которые на данный момент наиболее распространены в российских компаниях. С помощью проведения интервью с экспертами определены ограничения данных программ и условия, при которых они достигаются наибольшей эффективности, выявлены основные барьеры, препятствующие внедрению иммерсивных технологий в корпоративное обучение в российских компаниях, а также представлены прогнозы перспектив их развития в будущем.
Заключение выпускной квалификационной работы содержит общие выводы по всей теме исследования, а также рекомендации для компаний, желающих использовать иммерсивные технологии в корпоративном обучении сотрудников.
Актуальность темы обучения и развития персонала подтверждает большое количество отчетов ведущих компаний, одним из которых является доклад «Россия 2025: от кадров к талантам» международной консалтинговой компании BCG. Авторы доклада отмечают, что поддержание конкурентоспособности российских компаний на международном уровне и развитие цифровой экономики России невозможно без создания системного подхода к развитию человеческого капитала, в основе которого лежит привлечение и удержание наиболее талантливых кадров и обеспечение необходимых условий для роста прогрессивных компаний-работодателей. Таким образом, можно сделать вывод, что создание конкурентной среды для обучения и развития персонала среди российских компаний приобретает стратегическое значение на общенациональном уровне.
Регулярное обучение персонала приобретает дополнительную актуальность в условиях глобализации и интернационализации экономических отношений, интеграции российских предприятий в мировое и европейское социально-экономическое пространство. В конкурентной среде на «рынке без границ», в который превращается современный мир, лидируют те, кто имеет рассчитанные на долгосрочную перспективу программы непрерывного обучения.
Технологический прогресс, безусловно, оказывает сильное влияние на процесс обучения и развития персонала. С появлением цифровых технологий данная сфера управления человеческими ресурсами претерпела значительные изменения. Так, традиционные методы обучения – лекции, семинары, мастер-классы стали дополняться новыми трендами – e-learning, геймификацией, микрообучением, мобильным обучением, машинным обучением, инструментами искусственного интеллекта, а также технологиями виртуальной и дополненной реальности.
Критические изменение не только в сфере обучения и развития персонала, но и в деятельности большинства компаний произошли с началом пандемии COVID-19, что стало причиной резкого перехода на дистанционный онлайн-формат или гибридный формат работы, а также коренным образом затронуло сферу обучения и развития персонала.
Актуальность внедрения цифровых технологий в процесс кадрового развития подтверждается и на государственном уровне. Одним из примеров является государственный проект «Национальная технологическая инициатива», который объединяет представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой мировой экономики к 2035 году. В основе деятельности данного проекта лежит «матрица НТИ», которая представляет собой концептуальную модель, состоящую из рынков, технологий, институтов развития, а также инфраструктуры. Иммерсивные технологии являются одним из элементов сквозных цифровых технологий матрицы НТИ, а также федерального проекта «Цифровые технологии» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Ввиду того, что VR/AR технологии стали внедряться в процесс обучения и развития персонала относительно недавно, изучение данной сферы имеет некоторые пробелы, а также скептическое отношение со стороны руководства компаний и сотрудников. Тем не менее, многие эксперты в области обучения и развития персонала отмечают большой потенциал вышеупомянутых инструментов в корпоративном обучении. Эффективность применения технологий виртуальной и дополненной реальностей в корпоративном обучении также подтверждаются успешными кейсами их внедрения мировыми и российскими компаниями.
Совокупность вышеупомянутых факторов таких, как изменения внешней среды, технологический прогресс, потребность в обучении и развития персонала ввиду роста конкуренции рыночной среды, инициативы цифрового развития на государственном уровне, подтверждают актуальность выбранной мною темы исследования.
Управленческая проблема исследования заключается в том, что несмотря на наличие успешных примеров внедрения иммерсивных технологий в корпоративное обучение, ввиду новизны данной технологии и отсутствия стабильной практики ее применения многие компании имеют опасения и скептические настроения в отношении данных цифровых инструментов, что является существенным барьером при внедрении технологий виртуальной и дополненной реальности. Кроме этого, существует ряд дополнительны ограничений, препятствующие применению иммерсивных технологий в корпоративном обучении.
Объектом исследования являются российские компании различных отраслей. Предметом исследования выступают корпоративные программы обучения и развития сотрудников с применением иммерсивных технологий в российских компаниях.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в выявлении имеющихся барьеров и ограничений применения технологий виртуальной и дополненной реальности в корпоративном обучении сотрудников российских компаний, а также в определении перспектив данных технологий в обучении и развитии персонала в российских компаниях в будущем.
В соответствии с целями были разработаны и поставлены следующие задачи:
• Дифференциация понятий «обучение персонала» и «развитие персонала»;
• Изучение традиционных методов обучения и развития персонала и их сравнение с инновационными инструментами, в том числе с VR/AR технологиям;
• Анализ методов оценки эффективности результатов обучения и развития персонала;
• Анализ трендов рынка корпоративного образования в России;
• Обзор существующих корпоративных программ с использованием VR/AR технологий на примере актуальных кейсов российских компаний;
• Выявление барьеров при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение в российских компаниях;
• Определение перспектив дальнейшего развития корпоративных программ обучения с применением иммерсивных технологий в корпоративном обучении;
• Разработка рекомендаций для компаний, желающих внедрить иммерсивные инструменты в корпоративное обучение.
Теоретико-методологическую базу данной выпускной квалификационной работы составили академические исследования российских и зарубежных авторов. Также дополнительными источниками послужили статьи, опубликованные в научных HR-журналах, материалы релевантных интернет-порталов, публикующих информацию о современных практиках в российских организациях, а также международные и отечественные исследования компаний-практиков в области VR/AR-технологий. Для описания российского опыта также были использованы материалы СМИ и пресс-релизы ввиду отсутствия достаточного количества академических работ, описывающих практики отечественных компаний.
Эмпирическая база исследования основана на данных, полученных в ходе включенного наблюдения автора, а также в рамках проведения полуструктурированных интервью с экспертами из области корпоративного образования в целом, а также из области корпоративного образования с применением иммерсивных технологий.
Практическая значимость работы заключается в определении основных барьеров при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение, выявлении их основных ограничений и условий их эффективного внедрения в корпоративное обучение. Более того, на примере успешных кейсов российских компаний, исследований, посвященных эффективности иммерсивных инструментов в обучении и развитии персонала, а также на основе экспертного мнения специалистов из области корпоративного обучения определены методы преодоления вышеупомянутых барьеров при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение, а также условия достижения наибольшей эффективности их применения.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, две главы основного текста, заключение, а также список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, выделены объект и предмет исследования, поставлена цель и определены задачи, способствующие достижению цели, а также описаны методы исследования, используемые в выпускной квалификационной работе.
Первая глава «Теоретические аспекты обучения и развития персонала» посвящена определению понятий обучения и развития персонала, а также рассмотрению эволюции подходов к обучению и развитию персонала. В первой главе мною также были проанализированы потребности в обучении и развития персонала в зависимости от стадии жизненного цикла организации и традиционные виды обучения и развития персонала, одним из которых является корпоративный университет. Отдельное внимание уделено методам оценки эффективности корпоративных программ, VR/AR технологиям, применяемым в корпоративном обучении сотрудников, рассмотрению успешных кейсов внедрения подобных технологий среди российских компаний, а также анализу рынка корпоративного образования в России и его трендов. В заключении первой главы представлены выводы автора по теме выпускной квалификационной работы, полученные в процессе анализа теоретических аспектов обучения и развития персонала.
Вторая глава «Барьеры, ограничения и перспективы развития VR/AR технологий в корпоративном обучении» содержит в себе описание корпоративных программ с применением иммерсивных технологий, которые на данный момент наиболее распространены в российских компаниях. С помощью проведения интервью с экспертами определены ограничения данных программ и условия, при которых они достигаются наибольшей эффективности, выявлены основные барьеры, препятствующие внедрению иммерсивных технологий в корпоративное обучение в российских компаниях, а также представлены прогнозы перспектив их развития в будущем.
Заключение выпускной квалификационной работы содержит общие выводы по всей теме исследования, а также рекомендации для компаний, желающих использовать иммерсивные технологии в корпоративном обучении сотрудников.
Подводя итог данной выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что обучение и развитие персонала лежит в основе существования конкурентоспособной организации, которая может противостоять вызовам внешней среды, а также высокой конкуренции на рынке. Технологический прогресс, в свою очередь, поспособствовал появлению инновационных инструментов в обучении и развитии персонала, которые на данный момент успешно совмещаются с традиционными методами. На сегодняшний день передовые технологии содействуют повышению эффективности программ корпоративного обучения, вовлечению сотрудников в образовательный процесс, а также удовлетворенности от прохождения обучения.
Несмотря на отсутствия достаточного количества доказательной базы и научного подтверждения эффективности иммерсивных технологий в корпоративном обучении, а также практики их регулярного использования, некоторые исследования, проведенные силами организаций, имеющих опыт использования AR/VR тренажеров, а также провайдерами корпоративных программ с применением инструментов виртуальной и дополненной реальности, доказывают эффективных подобных инструментов. Согласно данным исследованиям, иммерсивные технологии, по сравнению с традиционными методами, способствуют повышению скорости обучения и сосредоточенности сотрудников во время обучения, а также увеличению уверенности обучающихся в приобретенных навыков, что оказывает положительный эффект на практике.
В настоящее время в практике российских компаний уже присутствуют успешные примеры внедрения иммерсивных технологий в корпоративное обучение, однако большинство из них носят скорее частный характер в контексте экспериментального или пилотного формата. Как правило, подобная тенденция прослеживается при внедрении тренажеров виртуальной реальности в рамках обучения сотрудников навыкам softskills. В рамках проведенного анализа было установлено, что именно подобные тренинги не находят регулярного применения в корпоративном обучении и носят скорее локальный характер. В большинстве случаев примерами, имеющими опыт взаимодействия с иммерсивными технологиями, являются крупные компании, которые проводят обучение персонала силами собственных корпоративных университетов. Более того, некоторые из них обладают собственными лабораториями виртуальной реальности и прикладывают усилия для развития и популяризации данного направления в корпоративном образовании, а также проводят регулярные обучающие тренинги в формате эксперимента для выявления условий наиболее эффективного использования вышеупомянутых инструментов. При этом существуют отрасли, в которых подобные технологии необходимы по соображениям безопасности и направлены в первую очередь на минимизирование негативных последствий. Именно в таких случаях применение иммерсивных технологий являются наиболее оправданным с точки зрения финансовой выгоды, так как возможные убытки от недостатка знаний сотрудников могут быть куда более серьезными, чем затраты на проведение обучения с применением иммерсивных технологий. Наиболее распространенной отраслью является отрасль промышленности, в которой критически важным является соблюдение производственной безопасности. Тренажеры виртуальной реальности в данном случае позволяют обучать сотрудников работе со сложным оборудованием на производстве без непосредственного задействования данного оборудования, что позволяет обеспечить безопасную среду для обучения, ускорить его процесс, а также минимизировать ошибки начинающих или неопытных сотрудников. Принимая во внимание разграничения понятий «обучение» и «развитие» персонала, можно сделать вывод, что программы виртуальной и дополненной реальности, направленные на навыки hardsklls, скорее способствуют непосредственному обучению сотрудников, так как обучающиеся, как правило, приобретают навыки, необходимые для осуществления их профессиональной деятельности «здесь и сейчас». При этом корпоративные тренинги, направленные на soft skills, как правило, наиболее сложны в оценке эффективности и могут иметь долгосрочную нематериальную выгоду, что свидетельствует о развитии сотрудников в долгосрочной перспективе.
Говоря об общих тенденциях, можно отметить, что на данный момент многие компании не готовы внедрять иммерсивные технологии в обучение и развитие персонала, так как не считают их жизненно необходимыми для эффективного существования организации. Отсутствие достаточной доказательной базы, трудности при оценке их эффективности и финансовой выгоды, недостаточная осведомленность о их возможностях, скептическое отношение пользователей и ригидность рынка являются серьезными барьерами на пути внедрения иммерсивных технологий в обучение персонала. Более того, сравнительно высокие издержки на использование, содержание и обслуживание оборудования также являются серьезными препятствиями при принятии решения об использовании иммерсивных технологий в рамках корпоративного обучения. Тем не менее, в ходе проведенных интервью, учитывая мнения экспертов из области корпоративного обучения и анализа исследовательских работ, было установлено, что в российских компаниях в последние годы наблюдался поступательный рост интереса к подобным программам корпоративного обучения. Тем не менее, существующие барьеры выступают серьезными препятствиями, в связи с чем прогнозируется, что в ближайшие годы рост спроса на подобные корпоративные прораммы будет медленным. Более того, эксперты отмечают, что серьезные внешние структурные изменения, на которые многие российские компании в последнее время вынуждены реагировать, приводят к расставлению приоритетов и перераспределению бюджета на обучение персонала, что может стать причиной снижения спроса на иммерсивные технологии в корпоративном обучении в ближайшие годы.
В заключении важно отметить, что в обозримом будущем виртуальное обучение не сможет заменить очное или дистанционное обучение в полном объеме, однако совмещение данных методов будет являться передовой отраслевой практикой и возможным ключевым конкурентным преимуществом организации в ходе обучения и развития персонала. Именно поэтому подобные технологии необходимо рассматривать не как отдельный метод обучения, а в качестве дополнительного инструмента, который усиливает эффективность обучения и развития при определенных условиях. При этом важно понимать, что подобный формат имеет и ряд ограничений и не является универсальным при обучении тем или иным навыкам. Наиболее эффективной будет являться та корпоративная программа обучения, которая сочетает в себе разные инструменты, причем как традиционные, так и цифровые. В основе обучения и развития персонала при помощи иммерсивных технологий должно лежать понимание необходимости данных технологий в конкретной образовательной программе, а также потенциальная выгода в долгосрочной перспективе, которая будет достигнута с их применением.
Несмотря на отсутствия достаточного количества доказательной базы и научного подтверждения эффективности иммерсивных технологий в корпоративном обучении, а также практики их регулярного использования, некоторые исследования, проведенные силами организаций, имеющих опыт использования AR/VR тренажеров, а также провайдерами корпоративных программ с применением инструментов виртуальной и дополненной реальности, доказывают эффективных подобных инструментов. Согласно данным исследованиям, иммерсивные технологии, по сравнению с традиционными методами, способствуют повышению скорости обучения и сосредоточенности сотрудников во время обучения, а также увеличению уверенности обучающихся в приобретенных навыков, что оказывает положительный эффект на практике.
В настоящее время в практике российских компаний уже присутствуют успешные примеры внедрения иммерсивных технологий в корпоративное обучение, однако большинство из них носят скорее частный характер в контексте экспериментального или пилотного формата. Как правило, подобная тенденция прослеживается при внедрении тренажеров виртуальной реальности в рамках обучения сотрудников навыкам softskills. В рамках проведенного анализа было установлено, что именно подобные тренинги не находят регулярного применения в корпоративном обучении и носят скорее локальный характер. В большинстве случаев примерами, имеющими опыт взаимодействия с иммерсивными технологиями, являются крупные компании, которые проводят обучение персонала силами собственных корпоративных университетов. Более того, некоторые из них обладают собственными лабораториями виртуальной реальности и прикладывают усилия для развития и популяризации данного направления в корпоративном образовании, а также проводят регулярные обучающие тренинги в формате эксперимента для выявления условий наиболее эффективного использования вышеупомянутых инструментов. При этом существуют отрасли, в которых подобные технологии необходимы по соображениям безопасности и направлены в первую очередь на минимизирование негативных последствий. Именно в таких случаях применение иммерсивных технологий являются наиболее оправданным с точки зрения финансовой выгоды, так как возможные убытки от недостатка знаний сотрудников могут быть куда более серьезными, чем затраты на проведение обучения с применением иммерсивных технологий. Наиболее распространенной отраслью является отрасль промышленности, в которой критически важным является соблюдение производственной безопасности. Тренажеры виртуальной реальности в данном случае позволяют обучать сотрудников работе со сложным оборудованием на производстве без непосредственного задействования данного оборудования, что позволяет обеспечить безопасную среду для обучения, ускорить его процесс, а также минимизировать ошибки начинающих или неопытных сотрудников. Принимая во внимание разграничения понятий «обучение» и «развитие» персонала, можно сделать вывод, что программы виртуальной и дополненной реальности, направленные на навыки hardsklls, скорее способствуют непосредственному обучению сотрудников, так как обучающиеся, как правило, приобретают навыки, необходимые для осуществления их профессиональной деятельности «здесь и сейчас». При этом корпоративные тренинги, направленные на soft skills, как правило, наиболее сложны в оценке эффективности и могут иметь долгосрочную нематериальную выгоду, что свидетельствует о развитии сотрудников в долгосрочной перспективе.
Говоря об общих тенденциях, можно отметить, что на данный момент многие компании не готовы внедрять иммерсивные технологии в обучение и развитие персонала, так как не считают их жизненно необходимыми для эффективного существования организации. Отсутствие достаточной доказательной базы, трудности при оценке их эффективности и финансовой выгоды, недостаточная осведомленность о их возможностях, скептическое отношение пользователей и ригидность рынка являются серьезными барьерами на пути внедрения иммерсивных технологий в обучение персонала. Более того, сравнительно высокие издержки на использование, содержание и обслуживание оборудования также являются серьезными препятствиями при принятии решения об использовании иммерсивных технологий в рамках корпоративного обучения. Тем не менее, в ходе проведенных интервью, учитывая мнения экспертов из области корпоративного обучения и анализа исследовательских работ, было установлено, что в российских компаниях в последние годы наблюдался поступательный рост интереса к подобным программам корпоративного обучения. Тем не менее, существующие барьеры выступают серьезными препятствиями, в связи с чем прогнозируется, что в ближайшие годы рост спроса на подобные корпоративные прораммы будет медленным. Более того, эксперты отмечают, что серьезные внешние структурные изменения, на которые многие российские компании в последнее время вынуждены реагировать, приводят к расставлению приоритетов и перераспределению бюджета на обучение персонала, что может стать причиной снижения спроса на иммерсивные технологии в корпоративном обучении в ближайшие годы.
В заключении важно отметить, что в обозримом будущем виртуальное обучение не сможет заменить очное или дистанционное обучение в полном объеме, однако совмещение данных методов будет являться передовой отраслевой практикой и возможным ключевым конкурентным преимуществом организации в ходе обучения и развития персонала. Именно поэтому подобные технологии необходимо рассматривать не как отдельный метод обучения, а в качестве дополнительного инструмента, который усиливает эффективность обучения и развития при определенных условиях. При этом важно понимать, что подобный формат имеет и ряд ограничений и не является универсальным при обучении тем или иным навыкам. Наиболее эффективной будет являться та корпоративная программа обучения, которая сочетает в себе разные инструменты, причем как традиционные, так и цифровые. В основе обучения и развития персонала при помощи иммерсивных технологий должно лежать понимание необходимости данных технологий в конкретной образовательной программе, а также потенциальная выгода в долгосрочной перспективе, которая будет достигнута с их применением.



