Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БАРЬЕРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ AR/VR-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Работа №142292

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА 9
1.1Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами 9
1.2 Понятия обучения и развития персонала 12
1.3 Основные виды обучения и развития персонала 15
1.4 Корпоративный университет как форма обучения и развития персонала 20
1.5 Инструменты оценки эффективности корпоративного обучения 22
Анализ и тренды рынка корпоративного образования в России 25
1.6 Цифровые технологии в обучении и развитии персонала 31
Выводы 32
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, БАРЬЕРЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ AR/VR ТЕХНОЛОГИЙ В КОРПОРАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ 33
2.1 AR/VR технологии в обучении и развитии персонала 33
2.2 VR/AR тренажеры для корпоративного обучения 44
2.3 Барьеры при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение 54
2.4 Перспективы развития иммерсивных технологий в корпоративном обучении 58
2.5 Рекомендации при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение 62
Выводы 63
Заключение 66
Список использованной литературы 69



Обучение и развитие персонала является одним из важнейших направлений в области управления человеческими ресурсами. В условиях быстроразвивающейся внешней среды профессиональные навыки и компетенции сотрудников могут оказаться недостаточными для эффективного выполнения тех или иных задач организации. Конкурентная рыночная среда также постоянно диктует новые условия, которые требуют гибкости и адаптации персонала к внешним изменениям. В этой связи успех компании во многом зависит от потенциала и возможностей обучения и развития персонала.
Актуальность темы обучения и развития персонала подтверждает большое количество отчетов ведущих компаний, одним из которых является доклад «Россия 2025: от кадров к талантам» международной консалтинговой компании BCG. Авторы доклада отмечают, что поддержание конкурентоспособности российских компаний на международном уровне и развитие цифровой экономики России невозможно без создания системного подхода к развитию человеческого капитала, в основе которого лежит привлечение и удержание наиболее талантливых кадров и обеспечение необходимых условий для роста прогрессивных компаний-работодателей. Таким образом, можно сделать вывод, что создание конкурентной среды для обучения и развития персонала среди российских компаний приобретает стратегическое значение на общенациональном уровне.
Регулярное обучение персонала приобретает дополнительную актуальность в условиях глобализации и интернационализации экономических отношений, интеграции российских предприятий в мировое и европейское социально-экономическое пространство. В конкурентной среде на «рынке без границ», в который превращается современный мир, лидируют те, кто имеет рассчитанные на долгосрочную перспективу программы непрерывного обучения.
Технологический прогресс, безусловно, оказывает сильное влияние на процесс обучения и развития персонала. С появлением цифровых технологий данная сфера управления человеческими ресурсами претерпела значительные изменения. Так, традиционные методы обучения – лекции, семинары, мастер-классы стали дополняться новыми трендами – e-learning, геймификацией, микрообучением, мобильным обучением, машинным обучением, инструментами искусственного интеллекта, а также технологиями виртуальной и дополненной реальности.
Критические изменение не только в сфере обучения и развития персонала, но и в деятельности большинства компаний произошли с началом пандемии COVID-19, что стало причиной резкого перехода на дистанционный онлайн-формат или гибридный формат работы, а также коренным образом затронуло сферу обучения и развития персонала.
Актуальность внедрения цифровых технологий в процесс кадрового развития подтверждается и на государственном уровне. Одним из примеров является государственный проект «Национальная технологическая инициатива», который объединяет представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой мировой экономики к 2035 году. В основе деятельности данного проекта лежит «матрица НТИ», которая представляет собой концептуальную модель, состоящую из рынков, технологий, институтов развития, а также инфраструктуры. Иммерсивные технологии являются одним из элементов сквозных цифровых технологий матрицы НТИ, а также федерального проекта «Цифровые технологии» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Ввиду того, что VR/AR технологии стали внедряться в процесс обучения и развития персонала относительно недавно, изучение данной сферы имеет некоторые пробелы, а также скептическое отношение со стороны руководства компаний и сотрудников. Тем не менее, многие эксперты в области обучения и развития персонала отмечают большой потенциал вышеупомянутых инструментов в корпоративном обучении. Эффективность применения технологий виртуальной и дополненной реальностей в корпоративном обучении также подтверждаются успешными кейсами их внедрения мировыми и российскими компаниями.
Совокупность вышеупомянутых факторов таких, как изменения внешней среды, технологический прогресс, потребность в обучении и развития персонала ввиду роста конкуренции рыночной среды, инициативы цифрового развития на государственном уровне, подтверждают актуальность выбранной мною темы исследования.
Управленческая проблема исследования заключается в том, что несмотря на наличие успешных примеров внедрения иммерсивных технологий в корпоративное обучение, ввиду новизны данной технологии и отсутствия стабильной практики ее применения многие компании имеют опасения и скептические настроения в отношении данных цифровых инструментов, что является существенным барьером при внедрении технологий виртуальной и дополненной реальности. Кроме этого, существует ряд дополнительны ограничений, препятствующие применению иммерсивных технологий в корпоративном обучении.
Объектом исследования являются российские компании различных отраслей. Предметом исследования выступают корпоративные программы обучения и развития сотрудников с применением иммерсивных технологий в российских компаниях.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в выявлении имеющихся барьеров и ограничений применения технологий виртуальной и дополненной реальности в корпоративном обучении сотрудников российских компаний, а также в определении перспектив данных технологий в обучении и развитии персонала в российских компаниях в будущем.
В соответствии с целями были разработаны и поставлены следующие задачи:
• Дифференциация понятий «обучение персонала» и «развитие персонала»;
• Изучение традиционных методов обучения и развития персонала и их сравнение с инновационными инструментами, в том числе с VR/AR технологиям;
• Анализ методов оценки эффективности результатов обучения и развития персонала;
• Анализ трендов рынка корпоративного образования в России;
• Обзор существующих корпоративных программ с использованием VR/AR технологий на примере актуальных кейсов российских компаний;
• Выявление барьеров при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение в российских компаниях;
• Определение перспектив дальнейшего развития корпоративных программ обучения с применением иммерсивных технологий в корпоративном обучении;
• Разработка рекомендаций для компаний, желающих внедрить иммерсивные инструменты в корпоративное обучение.
Теоретико-методологическую базу данной выпускной квалификационной работы составили академические исследования российских и зарубежных авторов. Также дополнительными источниками послужили статьи, опубликованные в научных HR-журналах, материалы релевантных интернет-порталов, публикующих информацию о современных практиках в российских организациях, а также международные и отечественные исследования компаний-практиков в области VR/AR-технологий. Для описания российского опыта также были использованы материалы СМИ и пресс-релизы ввиду отсутствия достаточного количества академических работ, описывающих практики отечественных компаний.
Эмпирическая база исследования основана на данных, полученных в ходе включенного наблюдения автора, а также в рамках проведения полуструктурированных интервью с экспертами из области корпоративного образования в целом, а также из области корпоративного образования с применением иммерсивных технологий.
Практическая значимость работы заключается в определении основных барьеров при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение, выявлении их основных ограничений и условий их эффективного внедрения в корпоративное обучение. Более того, на примере успешных кейсов российских компаний, исследований, посвященных эффективности иммерсивных инструментов в обучении и развитии персонала, а также на основе экспертного мнения специалистов из области корпоративного обучения определены методы преодоления вышеупомянутых барьеров при внедрении иммерсивных технологий в корпоративное обучение, а также условия достижения наибольшей эффективности их применения.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, две главы основного текста, заключение, а также список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, выделены объект и предмет исследования, поставлена цель и определены задачи, способствующие достижению цели, а также описаны методы исследования, используемые в выпускной квалификационной работе.
Первая глава «Теоретические аспекты обучения и развития персонала» посвящена определению понятий обучения и развития персонала, а также рассмотрению эволюции подходов к обучению и развитию персонала. В первой главе мною также были проанализированы потребности в обучении и развития персонала в зависимости от стадии жизненного цикла организации и традиционные виды обучения и развития персонала, одним из которых является корпоративный университет. Отдельное внимание уделено методам оценки эффективности корпоративных программ, VR/AR технологиям, применяемым в корпоративном обучении сотрудников, рассмотрению успешных кейсов внедрения подобных технологий среди российских компаний, а также анализу рынка корпоративного образования в России и его трендов. В заключении первой главы представлены выводы автора по теме выпускной квалификационной работы, полученные в процессе анализа теоретических аспектов обучения и развития персонала.
Вторая глава «Барьеры, ограничения и перспективы развития VR/AR технологий в корпоративном обучении» содержит в себе описание корпоративных программ с применением иммерсивных технологий, которые на данный момент наиболее распространены в российских компаниях. С помощью проведения интервью с экспертами определены ограничения данных программ и условия, при которых они достигаются наибольшей эффективности, выявлены основные барьеры, препятствующие внедрению иммерсивных технологий в корпоративное обучение в российских компаниях, а также представлены прогнозы перспектив их развития в будущем.
Заключение выпускной квалификационной работы содержит общие выводы по всей теме исследования, а также рекомендации для компаний, желающих использовать иммерсивные технологии в корпоративном обучении сотрудников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог данной выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что обучение и развитие персонала лежит в основе существования конкурентоспособной организации, которая может противостоять вызовам внешней среды, а также высокой конкуренции на рынке. Технологический прогресс, в свою очередь, поспособствовал появлению инновационных инструментов в обучении и развитии персонала, которые на данный момент успешно совмещаются с традиционными методами. На сегодняшний день передовые технологии содействуют повышению эффективности программ корпоративного обучения, вовлечению сотрудников в образовательный процесс, а также удовлетворенности от прохождения обучения.
Несмотря на отсутствия достаточного количества доказательной базы и научного подтверждения эффективности иммерсивных технологий в корпоративном обучении, а также практики их регулярного использования, некоторые исследования, проведенные силами организаций, имеющих опыт использования AR/VR тренажеров, а также провайдерами корпоративных программ с применением инструментов виртуальной и дополненной реальности, доказывают эффективных подобных инструментов. Согласно данным исследованиям, иммерсивные технологии, по сравнению с традиционными методами, способствуют повышению скорости обучения и сосредоточенности сотрудников во время обучения, а также увеличению уверенности обучающихся в приобретенных навыков, что оказывает положительный эффект на практике.
В настоящее время в практике российских компаний уже присутствуют успешные примеры внедрения иммерсивных технологий в корпоративное обучение, однако большинство из них носят скорее частный характер в контексте экспериментального или пилотного формата. Как правило, подобная тенденция прослеживается при внедрении тренажеров виртуальной реальности в рамках обучения сотрудников навыкам softskills. В рамках проведенного анализа было установлено, что именно подобные тренинги не находят регулярного применения в корпоративном обучении и носят скорее локальный характер. В большинстве случаев примерами, имеющими опыт взаимодействия с иммерсивными технологиями, являются крупные компании, которые проводят обучение персонала силами собственных корпоративных университетов. Более того, некоторые из них обладают собственными лабораториями виртуальной реальности и прикладывают усилия для развития и популяризации данного направления в корпоративном образовании, а также проводят регулярные обучающие тренинги в формате эксперимента для выявления условий наиболее эффективного использования вышеупомянутых инструментов. При этом существуют отрасли, в которых подобные технологии необходимы по соображениям безопасности и направлены в первую очередь на минимизирование негативных последствий. Именно в таких случаях применение иммерсивных технологий являются наиболее оправданным с точки зрения финансовой выгоды, так как возможные убытки от недостатка знаний сотрудников могут быть куда более серьезными, чем затраты на проведение обучения с применением иммерсивных технологий. Наиболее распространенной отраслью является отрасль промышленности, в которой критически важным является соблюдение производственной безопасности. Тренажеры виртуальной реальности в данном случае позволяют обучать сотрудников работе со сложным оборудованием на производстве без непосредственного задействования данного оборудования, что позволяет обеспечить безопасную среду для обучения, ускорить его процесс, а также минимизировать ошибки начинающих или неопытных сотрудников. Принимая во внимание разграничения понятий «обучение» и «развитие» персонала, можно сделать вывод, что программы виртуальной и дополненной реальности, направленные на навыки hardsklls, скорее способствуют непосредственному обучению сотрудников, так как обучающиеся, как правило, приобретают навыки, необходимые для осуществления их профессиональной деятельности «здесь и сейчас». При этом корпоративные тренинги, направленные на soft skills, как правило, наиболее сложны в оценке эффективности и могут иметь долгосрочную нематериальную выгоду, что свидетельствует о развитии сотрудников в долгосрочной перспективе.
Говоря об общих тенденциях, можно отметить, что на данный момент многие компании не готовы внедрять иммерсивные технологии в обучение и развитие персонала, так как не считают их жизненно необходимыми для эффективного существования организации. Отсутствие достаточной доказательной базы, трудности при оценке их эффективности и финансовой выгоды, недостаточная осведомленность о их возможностях, скептическое отношение пользователей и ригидность рынка являются серьезными барьерами на пути внедрения иммерсивных технологий в обучение персонала. Более того, сравнительно высокие издержки на использование, содержание и обслуживание оборудования также являются серьезными препятствиями при принятии решения об использовании иммерсивных технологий в рамках корпоративного обучения. Тем не менее, в ходе проведенных интервью, учитывая мнения экспертов из области корпоративного обучения и анализа исследовательских работ, было установлено, что в российских компаниях в последние годы наблюдался поступательный рост интереса к подобным программам корпоративного обучения. Тем не менее, существующие барьеры выступают серьезными препятствиями, в связи с чем прогнозируется, что в ближайшие годы рост спроса на подобные корпоративные прораммы будет медленным. Более того, эксперты отмечают, что серьезные внешние структурные изменения, на которые многие российские компании в последнее время вынуждены реагировать, приводят к расставлению приоритетов и перераспределению бюджета на обучение персонала, что может стать причиной снижения спроса на иммерсивные технологии в корпоративном обучении в ближайшие годы.
В заключении важно отметить, что в обозримом будущем виртуальное обучение не сможет заменить очное или дистанционное обучение в полном объеме, однако совмещение данных методов будет являться передовой отраслевой практикой и возможным ключевым конкурентным преимуществом организации в ходе обучения и развития персонала. Именно поэтому подобные технологии необходимо рассматривать не как отдельный метод обучения, а в качестве дополнительного инструмента, который усиливает эффективность обучения и развития при определенных условиях. При этом важно понимать, что подобный формат имеет и ряд ограничений и не является универсальным при обучении тем или иным навыкам. Наиболее эффективной будет являться та корпоративная программа обучения, которая сочетает в себе разные инструменты, причем как традиционные, так и цифровые. В основе обучения и развития персонала при помощи иммерсивных технологий должно лежать понимание необходимости данных технологий в конкретной образовательной программе, а также потенциальная выгода в долгосрочной перспективе, которая будет достигнута с их применением.



1. 2021 Will Be a Boon Year for Augmented Reality Market Growth. — Текст : электронный // ABI Research : [сайт]. — URL: https://www.abiresearch.com/press/2021-will-be-boon-year-augmented-reality-market-growth/ (дата обращения: 24.04.2022).
2. Allen, M. (2007). The next generation of Corporate Universities. Santiago de Chile, Chile: Pfeiffer.
3. AREA Report: Best Practices in Measuring Augmented Reality Return on Investment. — Текст : электронный // Augmented Reality for Enterprise Alliance : [сайт]. — URL: https://thearea.org/wp-content/uploads/2020/06/AREA-Enterprise-AR-ROI-Best-Practice.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
4. Arnone, M. (1998), "Corporate universities: a viewpoint on the challenges and best practices", Career Development International, Vol. 3 No. 5, pp. 199-205. https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1108/13620439810229415.
5. AR ROI Best Practice Report and Case Study. — Текст : электронный // AREA : [сайт]. — URL: https://thearea.org/area-resources/ar-roi-best-practice-report-and-use-case/ (дата обращения: 01.04.2022).
6. Brinkerhoff, R.O. (2005), “The success case method: a strategic evaluation approach to increasing the value and effect of training”, Advances in Developing Human Resources, Vol. 7 No. 1, pp. 86-101.
7. Buchem, I. and Hamelmann, H. (2010), “Microlearning: a strategy for ongoing professional development”, eLearning Papers, Vol. 21 No. 7, pp. 1-15.
8. Collins, A. & Halverson, R. (2010). The second educational revolution: Rethinking education in the age of technology: The second educational revolution. Journal of Computer Assisted Learning, 26(1), 18–27.
9. Foundations of Human Resource Development, by Richard A. Swanson and Elwood F. Holton III (2001). San Francisco: Berrett-Koehler
10. Guerci, M., Bartezzaghi, E. and Solari, L. (2010), “Training evaluation in Italian corporate universities: a stakeholder-based analysis”, International Journal of Training and Development, Vol. 14 No. 4, pp. 291-308.
11. Kirkpatrick D.L. (1994). Evaluating Training Programs: the Four Levels. San Francisco: Berrett-Kochler.
12. Kucherov, D. and Manokhina, D. (2017), "Evaluation of training programs in Russian manufacturing companies", European Journal of Training and Development, Vol. 41 No. 2, pp. 119-143. https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1108/EJTD-10-2015-0084
13. McCall, M.W., Lombardo, M.W. and Morrison, A.M. (1988), Lessons of Experience: How Successful Executives Develop on the Job, Lexington Books, Lexington, MA.
14. McGehe, W. Training in business and industry [Текст] / W.McGehe, P.W.Thayer. – New York: Wiley, 1963. – Pp. 28-35.
15. Mulhall, S. (2015), “Evaluating HRD Programmes”, in Carbery, R. and Cross, C. (Eds), Human Resource Development: A Concise Introduction, Macmillan, Hampshire, Palgrave.
16. Raja, F. (2017), “Anxiety level in students of public speaking: causes and remidies”, Journal of Education and Educational Development, Vol. 4 No. 1, pp. 94-110.
17. Rasmussen, J., "Skills, rules, and knowledge; signals, signs, and symbols, and other distinctions in human performance models," in IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics, vol. SMC-13, no. 3, pp. 257-266, May-June 1983, doi: 10.1109/TSMC.1983.6313160.
18. Schmalenbach, M. (2005), “Feature: training evaluation part 2: methods, models and approaches”, available at: https://www.trainingzone.co.uk/develop/talent/feature-training-evaluation-part-2-methods-models-and-approaches (accessed 04 April 2022).
19. Storey J., Sisson К. Managing Human Resource and Industrial Relations.Buckingham: Open University Press, 1993.
20. VR в корпоративном обучении: результаты исследования Modum Lab. — Текст : электронный // MIXR : [сайт]. — URL: https://mixr.ru/2020/12/16/modum_lab/ (дата обращения: 01.05.2022).
21. Wendy, A. F. “Learning becomes doing: applying augmentedandvirtualrealitytoimproveperformance / A. F. Wendy. — Текст: непосредственный // International Society for Performance Improvement. — April 2018. — № 4. — С. 19-28.
22. Warr, P., Bird, M.,& Rackham N.: Evaluation of Management Training, 1970, London, Gower Press, 112pp
23. Х5 обучит персонал всех «Перекрестков» с помощью VR-технологии. — Текст : электронный // Retail : [сайт]. — URL: https://www.retail.ru/news/kh5-obuchit-personal-vsekh-perekrestkov-s-pomoshchyu-vr-tekhnologii-19-maya-2020-194368/ (дата обращения: 05.04.2022).
24. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб., 2012.
25. Виртуальная реальность в образовании: больше, чем edutainment?. — Текст : электронный // Корпоративный университет "Сбербанк" : [сайт]. — URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/02e/7_EduTech_web.pdf (дата обращения: 18.04.2022).
26. Виртуальная реальность на промышленном рынке России. — Текст : электронный // Liberty Marketing : [сайт]. — URL: https://express.liberty7.ru/blog/analiz-rynka-vr-ar-v-rossii#data.
27. Всемирное исследование Digital IQ® за 2017 год: Цифровое десятилетие, в ногу со временем. — Текст : электронный // Digital IQ, PWC : [сайт]. — URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/global-digital-iq-survey-rus.pdf (дата обращения: 05.04.2022).
28. Генкин А. Корпоративный̆ университет: выбор работодателя // Кадровик. Кадровый̆ менеджмент (управление персоналом). 2012. No 7. URL: http://hr-portal. ru/article/korporativnyy-universitet-vybor-rabotodatelya (дата обращения: 10.04.2022).
29. Городнова А.А. Особенности изучения потребностей в обучении на предприятии // Проблемы развития информационного общества и социально-инновационного благополучия современной России: Всерос. науч.- практ. конф. (2011 г.; Волгоград). М., Волгоград: Центр прикладных научных исследований, 2011. С. 24-35.
30. Джой-Меттьюз, Д. Развитие человеческих ресурсов / Д. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте. — : Эксмо, 2007. — 432 c. — Текст : непосредственный.
31. Завьялова Е.К., Латуха М.О. Управление развитием человеческих ресурсов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2017. –С.11-12 (дата обращения: 07.04.2022).
32. Зайцева Ю.Н. Обучение на рабочем месте и оценка его эффективности // Управление развитием персонала. — 2011. — No3. — С.196–208. URL: https://proxy.library.spbu.ru:3693/download/elibrary_16986309_93458688.pdf (дата обращения: 01.04.2022)
33. Ильинская И., Герасимова С. Чем отличается корпоративный̆ университет
от обычного (внутреннего) учебного центра? // Элитный̆ персонал. 2005. 22 февр. URL: http://www.seminar.kz/articles/?id=55&pageNo=3 (дата обращения: 09.04.2022).
34. ИсследованиеиндустриикорпоративногообученияиразвитиявРоссии. — Текст : электронный // Theory&Practice : [сайт]. — URL: https://business.theoryandpractice.ru/#sectionResearch (дата обращения: 15.04.2022).
35. Как функция обучения и развития пережила «эпоху» COVID-19? Взгляд изнутри. — Текст : электронный // Экопси консалтинг: [сайт]. — URL: https://www.ecopsy.ru/insights/kak-funktsiya-obucheniya-i-razvitiya-perezhila-epokhu-covid19-vzglyad-iznutri/?utm_source=site&utm_medium=article-vedomosti&utm_campaign=research-t+d-2021 (дата обращения: 01.04.2022).
36. Корпоративный университет, словарь терминов. — Текст : электронный // Сберуниверситет : [сайт]. — URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/930/ (дата обращения: 14.04.2022).
37. Маркеева А.В. Геймификация как инструмент управления персоналом современной организации // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 12. — с. 1923-1936. — DOI: 10.18334/rp.16.12.390
38. Материалы лекций по курсу «Управление человеческими ресурсами» // СПбГУ ВШМ –– 2019.
39. Национальнаятехнологическаяинициатива. Пространствовозможного. — Текст : электронный // НТИ : [сайт]. — URL: https://nti2035.ru/nti/
40. Новикова Д.А. (Закономерности итеративного научения. М.: Институт проблем управления РАН, 1998. – 77 с.)
41. «Перекрёсток» улучшает реальные показатели с помощью виртуального обучения. — Текст : электронный // X5 Retail Group : [сайт]. — URL: https://www.itcnews.ru/news/detail.php?ID=161287 (дата обращения: 18.04.2022).
42. Портфолио: стационарный и мобильный VR, дополненная реальность, видео 360°. — Текст : электронный // Modum Lab : [сайт]. — URL: https://mixr.ru/2020/12/16/modum_lab/ (дата обращения: 03.04.2022).
43. Путин считает реальным создать в России к 2020 году 25 млн рабочих мест. — Текст : электронный // Интерфакс : [сайт]. — URL: https://www.interfax.ru/russia/312546 (дата обращения: 02.04.2022).
44. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2009. – 336 с.
45. Российский рынок дополненной и виртуальной реальности (AR/VR). — Текст : электронный // TMT Cunsulting, Huawei : [сайт]. — URL: http://tmt-consulting.ru/wp-content/uploads/2021/02/%D0%A2%D0%9C%D0%A2-HW-AR-VR-2020.pdf (дата обращения: 22.04.2022).
46. Россия 2025: от кадров к талантам. — Текст : электронный // bcg.ru : [сайт]. — URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 30.03.2022
47. Русских Е.А. Оценка эффективности корпоративного обучения специалистов // Управление развитием персонала. — 2016. — No2. — С.130–142. URL: https://grebennikon.ru/article-avzg.html
48. Рынок промышленных AR/VR-решений в России. — Текст : электронный // TAdviser : [сайт]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/
49. Сотрудники «Газпром нефти» тренируют soft skills в VR. — Текст : электронный // VC : [сайт]. — URL: https://vc.ru/s/modum-lab/265086-sotrudniki-gazprom-nefti-treniruyut-soft-skills-v-vr (дата обращения: 30.05.2022).
50. Трачук А.В., Линдер Н.В. (2017) Распространение инструментов электронного бизнеса в России: результаты эмпирического исследования // Российский журнал менеджмента. Т. 15, № 1. С. 27–50.
51. Уварова, А. Ю. Виртуальная, дополненная и смешанная реальности / А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумин. — Текст : непосредственный // Серия коллективных монографий «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы». — Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. — С. 156-158.
52. Цифровые технологии в российских компаниях. Результаты исследования. — Текст : электронный // KPMG : [сайт]. — URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf (дата обращения: 24.04.2022).
53. Эдвардс, Х. HR клуб СКОЛКОВО: «Новая реальность: предположения и факты» / Х. Эдвардс. — Текст : электронный // Сколково : [сайт]. — URL: https://trends.skolkovo.ru/2016/09/hr-klub-skolkovo-novaya-realnost-predpolozheniya-i-faktyi/ (дата обращения: 10.04.2022).
54. Эсаулова И.А. Развитие человеческих ресурсов: эволюция концепций и практики // Экономика труда. – 2018. – Т. 5. – № 1. – С. 13-28. doi: 10.18334/et.5.1.38869
55. Эффективность использования имитационных технологий VR для снижения уровня тревожности во время публичных выступлений. — Текст : электронный // ModumLab : [сайт]. — URL: https://modumlab.com/files/ModumLab_SpeechResearch.pdf (дата обращения: 09.04.2022).
56. Эффективность корпоративной программы обучения soft skills при помощи технологий виртуальной реальности. — Текст : электронный // pwc.ru : [сайт]. — URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/vr-study/pwc-vr-softskills-study-final.pdf (дата обращения: 05.04.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ