Заявление о самостоятельном характере выпускной квалификационной работы 2
Введение 4
Глава 1. Общественное пространство и социальный капитал: определение и соотношение понятий 7
1.1. Общественное пространство 7
1.2. Социальный капитал 16
Глава 2. Общественные пространства и социальный капитал жителей Петрозаводска 21
2.1. Социально-экономические характеристики Петрозаводска 21
2.2. Общественные пространства Петрозаводска 29
2.3. Влияние общественных пространств на формирование социального капитала жителей Петрозаводска 37
2.4. Рекомендации по развитию общественных пространств Петрозаводска 59
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 67
В современном мире постоянно растет внимание к общественным пространствам, которые являются частью городской среды. Качество городской среды - одна из ключевых проблем российских городов, о чем свидетельствуют оценки индекса городской среды, разработанной Министерством строительства Российской Федерации. Вместе с запуском национального проекта «Жилье и городская среда» во многих городах России стартовали масштабные работы по благоустройству. Важным аспектом этого проекта является формирование удобных и востребованных общественных пространств. Планируется, что к 2024 году индекс качества городской среды в среднем по России должен повыситься на 30%, а число городов с неблагоприятными условиями для жизни сократится вдвое. Обновление городских территорий должно проводиться с учетом особенностей и потребностей населения городов.
В настоящее время возрастает роль человеческого капитала всех сферах развития экономики и общества, поэтому власти пытаются повысить вовлеченность жителей в решении вопросов местного значения, в том числе- касающихся развития общественных пространств и реализации проектов благоустройства. Однако проблемы, которые встают перед жителями российских городов, приводят к тому, что люди перестают доверять общественным и государственным институтам, одновременно с этим, падает уровень межличностного доверия. Но только в том случае, если люди доверяют друг другу, они будут готовы заниматься совместной деятельностью, и, следовательно, смогут повышать свой социальный капитал.
В связи с этим, общественные пространства могут рассматриваться в качестве среды для взаимодействия жителей, которая способствует коллективному принятию решений по общественно важным вопросам. Увеличение взаимодействий между людьми ведет к развитию гражданского общества, что в последствии может стать толчком к развитию местного самоуправления, а затем и к улучшению качества жизни.
Качество городской среды определяет социальный климат и во многом определяет отношение населения к государственным и муниципальным институтам [Ильина, 2015]. Общественные пространства – это места сосредоточения общественной, культурной и социальной жизни. Они могут стать драйверами социального взаимодействия между людьми. Этот тезис был выдвинут в качестве гипотезы исследования данной работы. Парк, набережная или детская площадка, это яркие примеры пространств, которые могут способствовать созданию и укреплению социальных связей жителей городов. Для того, чтобы это подтвердить, необходимо определить роль общественных пространств в создании и укреплении социального капитала, поскольку именно понятие социальный капитал является связующим между социальными связями, доверием, общественным и гражданским участием. В работе была также выдвинута гипотеза о том, что разные типы общественных пространств по-разному влияют на формирование социального капитала для разных категорий населения.
Целью данной работы является разработка рекомендаций для городских властей по выбору и развитию общественных пространств, позволяющих формировать и укреплять социальный капитал разных категорий населения на примере города Петрозаводска.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• определить понятие общественного пространства, выделить типы общественных пространств на основе анализа российских и зарубежных исследований;
• определить понятие социального капитала и выделить его составляющие на основе анализа российских и зарубежных исследований;
• выявить социально-экономические характеристики города Петрозаводска;
• определить основные характеристики общественных пространств города Петрозаводска;
• выявить степень влияния разных типов общественных пространств на формирование и изменение социального капитала на основании опроса жителей города Петрозаводска.
Формат ВКР – исследовательская работа, объектом исследования которой являются общественные пространства, а предметом, в свою очередь, выступает роль общественного пространства в создании социального капитала. Исследовательский вопрос: способны ли разные типы общественных пространств влиять на развитие социального капитала для разных категорий населения?
Основными источниками информации, используемыми в данной работе, являются исследования российских и зарубежных авторов, официальные сайты органов власти, а также результаты эмпирического исследования, посредством проведения опроса жителей города Петрозаводска.
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы концепции общественного пространства, подходы к определению, отличительные признаки, возможности, которые пространства дают обществу, а также выделяются типы общественных пространств. Далее в этой главе изучается понятие социального капитала и его функций, проводится сравнение социального капитала с другими формами капитала и формируются показатели для его оценки.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования. Глава посвящена анализу общественных пространств города Петрозаводска и изучению роли этих пространств в изменении социального капитала жителей города. В главе описывается методика сбора первичных данных для последующего анализа, а также формулируются и проверяются гипотезы исследования.
На основе проведенного анализа делаются выводы о влиянии общественных пространств на формирование социального капитала, в конце главы приводятся рекомендации для органов городской власти Петрозаводска.
Результаты исследования могут быть использованы органами публичной власти для стратегического планирования деятельности и решения вопросов о создании новых общественных пространств в городе или реновации существующих с целью улучшения социального капитала горожан и укреплению ценностей местного сообщества.
Общественные пространства являются местами взаимодействия разных категорий населения. Инвестируя во внешний вид городского пространства, можно не только преобразить облик города, но и предоставить людям места для общения, отдыха и развлечения, таким образом способствуя формированию социального капитала. Иными словами, вклад в развитие общественных пространств позволяет улучшить качество жизни горожан.
В данной работе была рассмотрена роль общественных пространств в создании и укреплении социального капитала на примере города Петрозаводска. В связи с этим, цель работы состояла в разработке рекомендаций для городских властей по выбору и развитию общественных пространств, способных создавать и улучшать социальный капитал жителей.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо было определить понятие общественного пространства, выявить какие типы общественных пространств существуют и какие особенности они имеют. В ходе подготовки данной части работы было сформулировано определение общественного пространства и выделены 7 типов пространств. Кроме того, в теоретической части было дано определение понятия социальный капитал, и выявлены основные компоненты социального капитала: социальные связи, социальное участие, гражданское участие, помогающее поведение и уровень доверия.
Следующей задачей стояло выявление социально-экономических характеристик Петрозаводска и особенностей общественных пространств города. В результате были проанализированы документы: Стратегия социально-экономического развития Петрозаводского городского округа до 2025 года и Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2030 года. Это позволило понять какие стратегические цели поставлены в сфере пространственного развития города Петрозаводска. Затем был сформирован перечень общественных пространств Петрозаводска в зависимости от района расположения, и составлена их географическая концентрация. Особенностью общественных пространств Петрозаводска является то, что они сконцентрированы в центральном районе. Кроме того, преобладают пространства открытого типа, то есть парки и скверы, а также пространства типа «третье место».
После выявления характеристик общественных пространств был проведен опрос жителей Петрозаводска для того чтобы проверить гипотезы исследования, которые после анализа данных подтвердились. Более того, был разработан индекс социального капитала, который позволяет оценивать количество социальных связей отдельного человека. Методика расчета индекса позволяет рассчитывать его по различным переменным, например, в зависимости от возраста, уровня дохода или уровня образования. Выводы, на основе проведенного исследования:
• В районах, где находится больше общественных пространств, социальный капитал, измеряемый количеством социальных связей, выше, чем в районах, в которых меньше общественных пространств. То есть подтверждается гипотеза о том, что наличие общественных пространств способствует росту социального капитала.
• Новые социальные связи чаще всего формируются на территории специализированных общественных пространств, таких как спортивная площадка или спортивный зал. Поскольку люди, которые вовлечены в совместную деятельность более склонны пойти на контакт с новым человеком.
• Существующие социальные связи больше всего укрепляются в общественных пространствах типа «третье место», а именно, в заведениях общественного питания.
• Анализ востребованности общественных пространств города показал, что жители, вне зависимости от района проживания и возраста предпочитают посещать городскую набережную и парки рядом с домом.
• У жителей Петрозаводска существует потенциал роста социального капитала, который на данный момент слабо развит, поскольку наблюдается низкий уровень социального участия, гражданского участия в вопросах местного значения. Однако, люди заявляют о готовности объединится со своими соседями для совместных действий, например, для благоустройства своего двора. Привлекая жителей к участию в проектах благоустройства возрастает не только количество социальных связей, но и уровень социального и гражданского участия, а также уровень доверия. Впоследствии возросший социальный капитал повлияет на улучшение качества жизни горожан.
На основании проделанного анализа была достигнута основная цель исследования - сформулированы рекомендации для городских органов власти по выбору стратегии развития общественных пространств, способствующих созданию и укреплению социального капитала для разных категорий населения.
1. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.:Алетейя, 2007.
2. Владелец холдинга "Лотос" рассказал о карельском торговом бизнесе и кризисе[Электронный ресурс] // Российский продуктовый портал, 08.06.2015. – Режим доступа:http://foodmarkets.ru/articles/topic/1983,свободный. – Загл. с экрана
3. Гейл Я. Города для людей //М.: Концерн Крост. – 2012.
4. Дворы в Петрозаводске благоустроят по заявкам горожан[Электронный ресурс] // Интернет-сайт «Республика», 21.03.2017.– Режим доступа: http://rk.karelia.ru/social/dvory-v-petrozavodske-blagoustroyat-po-zayavkam-gorozhan/, свободный. - Загл. с экрана.
5. Запланированные в 2019 году работы по благоустройству территорий завершены[Электронный ресурс] // Комфортная городская среда Карелии, 25.11.2019. – Режим доступа: https://gor-sredakarelia.nubex.ru/5165/8649.html, свободный. – Загл. с экрана
6. Захарова Е. Общественные пространства как факторы социокультурного развития локальных территорий // Вестник ЧГАКИ. - 2017. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-prostranstva-kak-faktory-sotsiokulturnogo-razvitiya-lokalnyh-territoriy
7. Ильина И. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Имущественные отношения в РФ. 2015. №5 (164). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-gorodskoy-sredy-kak-faktor-ustoychivogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy
8. Итоги соцопроса РАНХиГС: россияне стали меньше верить государственным институтам[Электронный ресурс] // РАНХиГС Новости, 2017. – Режим доступа: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/itogi-socoprosa-ranhigs-rossiyane-stali-menshe-verit-gosudarstvennym-institutam/, свободный. – Загл.с экрана
9. Капков С. Развитие городских общественных пространств: социально-философские аспекты // Общество: философия, история, культура. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gorodskih-obschestvennyh-prostranstv-sotsialno-filosofskie-aspekty
10. Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - №. 3. – С. 121-139.
11. Магдеева М. Р., Жилина Н. Н., Загидуллина Т. С. Социальный капитал: понятие и подходы к исследованию //Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. – Т. 3. – №. 1. – С. 18-23
12. НатховТ. Социальный капитал и образование // Вопросы образования. 2012. №2.
13. Нацпроекты: карельские города улучшили свои позиции в рейтинге городов с благоприятной средой[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Республики Карелия, 03.04.2020. – Режим доступа: http://gov.karelia.ru/news/03-04-2020-natsproekt-karelskie-goroda-uluchshili-svoi-pozitsii-v-reytinge-gorodov-s-blagopriyatnoy-sredoy/, свободный. – Загл. с экрана
14. ООН-Хабитат (2015). Доклад седьмой сессии Всемирного форума городов: равенство в городском развитии – Города для жизни.
15. Панкратова С. Социальный капитал как инструмент успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Медико-социальные и психологические аспекты безопасности промышленных агломераций. - Екатеринбург, 2016. – 2016. – С. 197-205.
16. Полищук Л. Порознь или сообща: социальный капитал в развитии города// StrelkaPress. – 2014. – С.1-35.
17. Прямая речь: Бывший мэр Боготы Энрике Пеньялоса о городе для людей [Электронный ресурс] // Интернет-издание TheVillage, 2012. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/city/infrastructure/112681-lektsiya-enrike-penyalosa, свободный. – Загл.с экрана
18. Ромашкина Г.Ф., Давыденко В.А., Ушакова Ю.В. Обобщенное доверие: концептуализация и измерение // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obobschennoe-doverie-kontseptualizatsiya-i-izmerenie
19. Среда для жизни почти 77% городов России признана неблагоприятной [Электронный ресурс]. // РБК. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/01/11/2019/5dbc369b9a7947df3790d55a, свободный. – Загл. с экрана
20. Стратегия-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года
21. Стратегия социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на период до 2025 года
22. Сформирован перечень территорий для благоустройства в 2020 году [Электронный ресурс] // Комфортная городская среда Карелии, 18.03.2020. – Режим доступа:https://gor-sredakarelia.nubex.ru/5165/8695.html, свободный. – Загл. с экрана
23. Хайкин М., КрутикА. Социальный капитал и социальные сети // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kapital-i-sotsialnye-seti
24. Шеина М. В., Паклина С. Н. Социальный капитал: подходы к определению и измерению //Российский экономический интернет-журнал. – 2015. – №. 3. – С. 1-22.
25. Acquaah M., Amoako-Gyampah K., Nyathi N. Q. Measuring and valuing social capital: A systematic review //South Africa: Network for Business Sustainability South Africa. – 2014. URL: https://www.nbs.net/articles/the-main-report-measuring-and-valuing-social-capital
26. A Guide to Neighborhood Placemaking in Chicago. Metropolitan Planning Council, Project for Public Spaces, 2008. www.placemakingchicago.com/cmsfiles/ placemaking_guide.pdf
27. Carmona M. Contemporary public space, part two: classification //Journal of urban design. – 2010. – Т. 15. – №. 2. – С. 157-173.
28. Gómez E., Baur J. W. R., Malega R. Dog park users: An examination of perceived social capital and perceived neighborhood social cohesion //Journal of Urban Affairs. – 2018. – Т. 40. – №. 3. – С. 349-369.
29. Jaszczak, Agnieszka.The role of public spaces in the integration of residents in the Cittaslow towns.– 2018. –С. 287-294.
30. Kohn, M. Brave new neighborhoods: The privatization of public space. – Psychology Press, 2004.
31. KherKaw, Lee, Wahba (2020). The Hidden Wealth of Cities. Creating, Financing, and Managing Public Spaces, Washington, DC: World Bank. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/
32. Lane A. Exploring Perceived Neighbourhood Social Capital //Ageing and the Built Environment in Singapore. – Springer, Cham, 2019. – С. 241-258.
33. Mehta, V. (2014). Evaluating public space. Journal of Urban Design, 19(1), 53-88.
34. Montgomery, J. (1998). Making a city: Urbanity, vitality and urban design. Journal of Urban Design, 3(1), 93116.
35. Myers, P. (2012). Going home. [Oak Hill College]: Lulu Com, p.37.
36. Oldenburg R. Celebrating the Third Place: Inspiring Stories about the «Great Good Places» at the Heart of Our Communities. – New York: Marlowe & Company, 1982. – Pp. 137-159.
37. Putnam R. The Prosperous Community. Social Capital and Public Life // The American Prospect. 1993. Vol. 4.
38. PPS, 2016. What Makes a Successful Place. URL: http://www.pps.org/reference/grplacefeat/
39. Van Melik, Lawton (2011) The Role of Public Space in Urban Renewal Strategies in Rotterdam and Dublin (Planning Practice and Research), Vol. 26, No. 5, pp. 513–530.