Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае

Работа №142288

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия университетов и работодателей на молодежном рынке труда …
1.1.Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия рыночных субъектов…………
1.2. Молодежный рынок труда как сегмент национального рынка труда…….
Глава 2. Анализ взаимодействия университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае
2.1. Взаимодействие университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России……….…
2.2. Взаимодействие университетов и работодателей на молодежном рынке труда в Китае
2.3. Сравнительный анализ взаимодействия университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа эмпирического социологического исследования


Актуальность темы. Рынок труда любой страны должен развиваться гармонично для того, чтобы экономическое развитие этой страны было поступательным и по возможности бескризисным. Сам рынок труда как сложное социально-экономическое и демографическое явление предполагает, что его развитие происходит путем постоянной смены на рабочих местах поколений работников. Это означает, что старшее поколение работников, которое постепенно утрачивает свою способность к труду, должно быть замещено новым, молодым поколением работников, только вступающим в свою трудовую жизнь. Однако вступление в трудовую жизнь нового поколения работников сопряжено с рядом достаточно острых для рынка труда молодой рабочей силы проблем. Молодые люди, только что окончившие учебные заведения, практически не имеют трудового опыта или имеют его в самом минимальном количестве, что сильно настораживает работодателя. Поэтому молодому специалисту достаточно трудно найти себе достойное рабочее место, на котором бы он смог и быстро освоить навыки, необходимые для работы именно на этом рабочем месте, и которое предлагало бы ему достойные условия труда.
С другой стороны, ряд работодателей оказываются заинтересованными в привлечении талантливых молодых специалистов в ряды своего персонала. Однако проблема здесь заключается в том, как распознать такого молодого специалиста. В связи с существованием этих проблем одним из способов их решения стало взаимодействие университетов и работодателей по обучению на рабочих местах и трудоустройству выпускников в компании работодателей. Такое взаимодействие в настоящее время имеет место во многих развитых и развивающихся странах. Поэтому исследование опыта такого взаимодействия является достаточно актуальным.
Степень разработанности темы. Затрагиваемые в процессе проведения исследования по теме выпускной квалификационной работы вопросы исследовались рядом как российских и западных, так и китайских авторов.
Проблема социальных взаимодействий в рыночном пространстве экономической деятельности современных рыночных обществ исследовалась в работах Н. Флигстина, А.Ф. Борисова, Е.Н. Ветровой, В.В. Радаева, О.А. Никифоровой, Н.А. Моисеенко и др.
Проблематика молодежного рынка труда как особого сегмента рынка труда в целом исследовалась в работах Т.А. Трофимовой, А.Ф. Борисова, О.А. Никифоровой, Л.В. Лапочкиной, И.Ф. Ежуховой и др.
Формы и способы взаимодействия университетов и работодателей в России исследовались в работах таких авторов, как Е.Е. Тарандо, О.А. Никифорова, Е.В. Капусткина, А.Ф. Борисов, Т.А. Трофимова и др.
Формы и способы взаимодействия университетов и работодателей в Китае исследовались в работах таких авторов, как Ван С., Ковалев М., Го В., Инь Ч., Лю В., Се П., Сюй Д. и мн.др.
Сравнительному анализу процессов трудоустройства выпускников университетов и взаимодействию по поводу этого университетов и работодателей в России и Китае посвящены работы А.Ф. Борисова, Е.Е.Тарандо, Т.А. Трофимововй и др.
Объект и предмет исследования. Объектом моей выпускной квалификационной работы является молодежный рынок труда как взаимодействие предложения труда со стороны молодых специалистов и спроса на молодых специалистов, не имеющих опыта работа, со стороны компаний–работодателей.
Предметом исследования является способы взаимодействия университетов и представителей компаний–работодателей на рынке труда молодых специалистов (молодежном рынке труда) в России и Китае.
Целью моей выпускной квалификационной работы является исследование способов взаимодействия университетов и компаний–работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае.
Данная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы исследования взаимодействия университетов и компаний-работодателей как субъектов рынка труда, определить какие интересы взаимоувязываются при данном взаимодействии;
2. Проанализировать основные особенности молодежного рынка труда как одного из видов рынка труда и как социально-экономического пространства взаимодействия университетов и компаний-работодателей;
3. Выявить основные способы взаимодействия университетов и компаний-работодателей в пространстве молодежного рынка труда в Российской Федерации, проанализировать эти способы взаимодействия;
4. Выявить основные способы взаимодействия университетов и компаний-работодателей в пространстве молодежного рынка труда в Китайской Народной Республике, проанализировать эти способы взаимодействия
Теоретические и методологические основы исследования заключаются в использовании работ социологов и экономистов, посвященных анализу социальных и экономических механизмов функционирования рынка труда, анализу взаимодействия субъектов рынка как механизма взаимодействия спроса и предложения вообще, и рынка труда в частности. В качестве методологической основы исследования был взята эконом-социологическая теория Нила Флигстина, в которой исследуются особенности социального поведения субъектов рыночных взаимодействий.
В работе также использовались такие общенаучные методы исследования, как научный анализ и синтез, системный анализ, а также специфические социологические методы исследования, такие как анализ документов, контент-анализ содержания сайтов университетов и их партнеров–работодателей. В работе использовался метод вторичного анализа результатов уже проведенных социально-экономических исследований, близких к теме выпускной квалификационной работы.
Информационной базой исследования послужили труды российских, китайских и западных социологов и экономистов, посвященных анализу рыночных отношений в сфере труда, в частности в сфере молодежного рынка труда, а также результаты уже проведенных социально-экономических исследований по тематике, близкой к теме выпускной квалификационной работы. Информационную базу эмпирического исследования по теме работы составили материалы сайтов исследуемых университетов и их партнеров–работодателей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по два и три параграфа каждая глава соответственно, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе были исследованы способы взаимодействия университетов и работодателей в России и Китае. Было выявлено, что в обеих странах университеты и работодатели взаимодействуют схожим образом, используя схожие формы и способы этого взаимодействия. Различия касаются лишь культурного оформления реализации этих форм и способов.
В методологическом плане мы использовали теорию американского экономического социолога Нила Флигстина, согласно которой субъекты, действующие на рынках, ищут прежде всего стабильности своего положения на рынке. В поисках стабильности они налаживают устойчивые партнерские отношения, которым могут придерживаться даже в ущерб своим экономическим интересам. В этом смысле университеты и работодатели – это партнеры–субъекты в пространстве молодежного рынка труда, совместное взаимодействие которых решает для каждого из них насущные проблемы.
Молодежный рынок труда представляет собой особый сегмент рынка труда. Молодые люди в качестве работников имеют свои специфические особенности. С одной стороны, они обладают набором теоретических знаний о содержании труда, силой, энергией и выносливостью, но, с другой стороны, у них нет опыта работы, у них нет навыков практического применения полученных знаний. Поэтому доверие к ним со стороны работодателей достаточно низкое. Работодатели хотят трудоустроить у себя работника, который уже имеет опыт работы, а не новичка, который по неопытности может нанести материальный ущерб организации. В решении этой проблемы очень важным оказывается взаимодействие университетов и работодателей с тем, чтобы у выпускников уже был минимальный набор отработанных навыков работы.
В России в настоящее время идет активное развитие форм и способов взаимодействия университетов и работодателей. Активно внедряются новые формы и способы этого взаимодействия, ряд из которых заимствован из опыта сотрудничества университетов с реальным сектором экономики в развитых капиталистических странах. Внедренные формы взаимодействия в большинстве своем приживаются в российском образовательном пространстве.
В Китае взаимодействие университетов и работодателей также активно развивается. Анализ показал, что формы и способы этого взаимодействия также в ряде случаев заимствуются из опыта западных стран. Адаптированные к китайскому социально-экономическому пространству, эти формы также дают свои положительные результаты.
Сравнительный анализ форм и способов взаимодействия университетов и работодателей в России и Китае показал, что между двумя странами гораздо больше общего в этом аспекте, чем различий. Общими являются формы взаимодействия, оставшиеся со времен Советского Союза, которые активно практиковались в России и были заимствованы в свое время в Китае. В настоящее время и Россия, и Китай адаптируют новые форма такого взаимодействия из опыта развитых капиталистических стран, и это примерно одни и те же формы. Их реализация дает положительные результаты в обеих странах.



1. Борисов А.Ф., Тарандо Е.Е., Трофимова Т.А. Особенности процесса трудоустройства молодых специалистов в России и Китае: сравнительный анализ // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 9(87). С.58-60.
2. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Карпова М.А. Реализация инновационной образовательной среды ВУЗа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). С.225-227.
3. Ван С., Ковалев М. Китай строит экономику знаний // Вестник Ассоциации Белорусских банков. 2015. № 7 (758). С. 3–11.
4. Ветрова Е.Н., Хакимова Г.Р., Гладышева И.В., Лапочкина Л.В. Стратегия развития взаимодействия университета с работодателями // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2018. Т.1. С.265-268.
5. Ежухова И.Ф. Обучение навыкам успешного трудоустройства и планирования карьеры выпускников как одна из приоритетных задач ВУЗа // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С.31-37.
6. Капусткина Е.В., Никифорова О.А., Тарандо Е.Е. Высшая школа и бизнес: эконом-социологический анализ взаимодействия на молодежном рынке труда // Социология и право. 2016. № 2(32). С.60-70.
7. Лиджеева К.Ф., Олганова Ц.В. Университет как фактор развития региональной и городской среды // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 2(59). С.107-110.
8. Моисеенко Н.А., Юнусов А.Р., Юнусова М.Р. Анализ взаимодействия ВУЗов и работодателей в Европе // Аллея науки. 2017. Т.1. № 16. С.921-925.
9. Ольховая Т.А., Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. 2019. Т.28. № 7. С.139-149.
10. Певная М.В., Шуклина Е.А. Институциональные ловушки нелинейного развития высшего образования в России // Интеграция образования. 2018. Т.22. № 1(90). С.77-90.
11. Пустынникова Е.В. Разработка направлений стратегического партнерства в системе высшего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2018. Т.12. № 3. С.117-126.
12. Филиппова И.В. Взаимодействие университета и работодателей: карьерные перспективы выпускников // СМАЛЬТА. 2017. № 3. С.55-58.
13. Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.
14. Хаирова С.М., Пильник Н.Б. Маркетинг взаимодействия на рынке образовательных услуг в России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 2(26). С.65-71.
15. Шубкин В.Н. Социология и общество: Научное познание и этика науки. Монография. - М.: ЦСПиМ, 2010
16. Шуклина Е.А., Певная М.В. Предприятия и ВУЗы региона: формы сетевых взаимодействий в оценках экспертов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т.22. № 3(115). С.86-99.
17. Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2012.
18. Язовских Е.В. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности деятельности ВУЗа, на примере Уральского Федерального университета // ModernEconomySuccess. 2018. № 1. С.33-37.
Литература на китайском языке
19. Вэнь Йи; Правильно сформулированная концепция самостоятельного предпринимательства для студентов колледжей [J]; Северная литература (вторая половина); 2010-03(文迤;;正确树立大学生自主创业观[J];北方文学(下半月);2010年03期)
20. Го Вэйцзюнь ;; Построение «третьего полюса» брендов - создание и распространение китайских брендов работодателей [J]; Большой рынок. Вестник рекламы, ноябрь 2006 (郭伟君;;打造品牌的“第三极”——中国雇主品牌的建立与传播[J];大市场.广告导报;2006年11期)
21. Инь Чжипин ;; Измерения привлекательности работодателя: контраст между впервые ищущим работу и вторично ищущим работу [J]; журнал Юго-Восточного университета (издание по философии и социальным наукам); 2007-03 (殷志平;;雇主吸引力维度:初次求职者与再次求职者之间的对比[J];东南大学学报(哲学社会科学版);2007年03期)
22. Лю Вэй; Хуан Вэньли; Выбор женского студенческого обучения предпринимательству [J]; Учитель; 2012 32(刘伟;黄雯莉;;浅析女大学生创业观教育[J];教师;2012年32期)
23. Ма Чжуан; Трудности и решения в улучшении взгляда студентов на предпринимательство [J]; Student Weekly; 2014-19(马壮;;浅析大学生创业观教育难点与对策[J];学周刊;2014年19期)
24. Се Пин; Исследование карьерного поведения молодых выпускников [D]; Университет Цзинань; 2011(解平;应届毕业生择业行为研究[D];暨南大学;2011年)
25. Сюй Dingya; Улучшение производительности работников знаний [J]; Хубэй социальных наук; 2003-12 (徐鼎亚;知识工作者的生产率提高初探[J];湖北社会科学;2003年12期)
26. Сюэ Гохуа, «Анализ возможностей поиска работы и поведения при поиске работы» [D]; Университет Центрального Юга; 2011(薛国华;求职者就业能力与工作搜寻行为的实证分析[D];中南大学;2011年)
27. Фэн Ифэн: Неужели студентам колледжа так сложно устроиться на работу? [D]; Университет Чжэцзян; 2013 (冯亦封;大学生就业真的那么难吗?[D];浙江大学;2013年)
28. Хе Айчжун; бренд работодателя: стратегические инновации в управлении человеческими ресурсами на предприятиях нового века [J]; социальная наука Хунань; 2002-05(贺爱忠;雇主名牌:新世纪企业人力资源管理的战略创新[J];湖南社会科学;2002年05期)
29. Хуан Вейде, Брендинг работодателя: Новая стратегия управления персоналом для предприятий [J]; Китайский талант; 2004-02 (黄维德;打造雇主品牌:企业的人力资源新战略[J];中国人才;2004年02期)
30. Чен Су ;; О предпринимательском подходе современных студентов колледжа с типичным участием в группах [J]; Образование и профессия; 2005-03(陈粟;;以典型群体为例谈当代大学生的创业观[J];教育与职业;2005年03期)
31. Чжан Лифан Ву Ухуэй, тезис об образовании предпринимательства в независимых колледжах [J], журнал Университета радио и телевидения Хайнаня, 2010-01(张莉芳;吴枷慧;;独立学院学生创业观教育浅析[J];海南广播电视大学学报;2010年01期)
32. Чжан Цзинвэнь ;; Как руководить колледжем для установления правильного взгляда на предпринимательство [J]; Научно-технический журнал (1-й выпуск); 2010-10 (张静雯;;如何引导大学生树立正确创业观[J];科教导刊(上旬刊);2010年10期)
33. Чжао Гуанбин, Мэй Цян; Модель нечеткой комплексной оценки для оценки лояльности сотрудников [J]; Business Research; 2003-04 (赵观兵,梅强;员工忠诚度评估的模糊综合评判模型[J];商业研究;2003年04期)
34. Чжоу Ляньин; Ян Хебяо; Анализ некоторых взглядов на предпринимательство [J]; Журнал Технологического института Хуайхай (Издание по общественным наукам); 2010-12(周莲英;杨鹤标;;关于一些创业观的剖析[J];淮海工学院学报(社会科学版);2010年12期)
35. Чжэн Цун, Чен Лемин, Лю Иминь, «Исследование и исследование взгляда предпринимателей на предпринимательство в колледжах» [J], «Годы молодежи», 2013-11(郑聪;陈乐敏;刘烨敏;;大学生创业观的调查和研究[J];青春岁月;2013年11期)
Список интернет-источников
36. Исследовательский центр портала для молодых специалистов Career.ru. Состояние российского рынка труда для молодых специалистов, 2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ