Взаимодействие университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия университетов и работодателей на молодежном рынке труда …
1.1.Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия рыночных субъектов…………
1.2. Молодежный рынок труда как сегмент национального рынка труда…….
Глава 2. Анализ взаимодействия университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае
2.1. Взаимодействие университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России……….…
2.2. Взаимодействие университетов и работодателей на молодежном рынке труда в Китае
2.3. Сравнительный анализ взаимодействия университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа эмпирического социологического исследования
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия университетов и работодателей на молодежном рынке труда …
1.1.Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия рыночных субъектов…………
1.2. Молодежный рынок труда как сегмент национального рынка труда…….
Глава 2. Анализ взаимодействия университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае
2.1. Взаимодействие университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России……….…
2.2. Взаимодействие университетов и работодателей на молодежном рынке труда в Китае
2.3. Сравнительный анализ взаимодействия университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа эмпирического социологического исследования
Актуальность темы. Рынок труда любой страны должен развиваться гармонично для того, чтобы экономическое развитие этой страны было поступательным и по возможности бескризисным. Сам рынок труда как сложное социально-экономическое и демографическое явление предполагает, что его развитие происходит путем постоянной смены на рабочих местах поколений работников. Это означает, что старшее поколение работников, которое постепенно утрачивает свою способность к труду, должно быть замещено новым, молодым поколением работников, только вступающим в свою трудовую жизнь. Однако вступление в трудовую жизнь нового поколения работников сопряжено с рядом достаточно острых для рынка труда молодой рабочей силы проблем. Молодые люди, только что окончившие учебные заведения, практически не имеют трудового опыта или имеют его в самом минимальном количестве, что сильно настораживает работодателя. Поэтому молодому специалисту достаточно трудно найти себе достойное рабочее место, на котором бы он смог и быстро освоить навыки, необходимые для работы именно на этом рабочем месте, и которое предлагало бы ему достойные условия труда.
С другой стороны, ряд работодателей оказываются заинтересованными в привлечении талантливых молодых специалистов в ряды своего персонала. Однако проблема здесь заключается в том, как распознать такого молодого специалиста. В связи с существованием этих проблем одним из способов их решения стало взаимодействие университетов и работодателей по обучению на рабочих местах и трудоустройству выпускников в компании работодателей. Такое взаимодействие в настоящее время имеет место во многих развитых и развивающихся странах. Поэтому исследование опыта такого взаимодействия является достаточно актуальным.
Степень разработанности темы. Затрагиваемые в процессе проведения исследования по теме выпускной квалификационной работы вопросы исследовались рядом как российских и западных, так и китайских авторов.
Проблема социальных взаимодействий в рыночном пространстве экономической деятельности современных рыночных обществ исследовалась в работах Н. Флигстина, А.Ф. Борисова, Е.Н. Ветровой, В.В. Радаева, О.А. Никифоровой, Н.А. Моисеенко и др.
Проблематика молодежного рынка труда как особого сегмента рынка труда в целом исследовалась в работах Т.А. Трофимовой, А.Ф. Борисова, О.А. Никифоровой, Л.В. Лапочкиной, И.Ф. Ежуховой и др.
Формы и способы взаимодействия университетов и работодателей в России исследовались в работах таких авторов, как Е.Е. Тарандо, О.А. Никифорова, Е.В. Капусткина, А.Ф. Борисов, Т.А. Трофимова и др.
Формы и способы взаимодействия университетов и работодателей в Китае исследовались в работах таких авторов, как Ван С., Ковалев М., Го В., Инь Ч., Лю В., Се П., Сюй Д. и мн.др.
Сравнительному анализу процессов трудоустройства выпускников университетов и взаимодействию по поводу этого университетов и работодателей в России и Китае посвящены работы А.Ф. Борисова, Е.Е.Тарандо, Т.А. Трофимововй и др.
Объект и предмет исследования. Объектом моей выпускной квалификационной работы является молодежный рынок труда как взаимодействие предложения труда со стороны молодых специалистов и спроса на молодых специалистов, не имеющих опыта работа, со стороны компаний–работодателей.
Предметом исследования является способы взаимодействия университетов и представителей компаний–работодателей на рынке труда молодых специалистов (молодежном рынке труда) в России и Китае.
Целью моей выпускной квалификационной работы является исследование способов взаимодействия университетов и компаний–работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае.
Данная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы исследования взаимодействия университетов и компаний-работодателей как субъектов рынка труда, определить какие интересы взаимоувязываются при данном взаимодействии;
2. Проанализировать основные особенности молодежного рынка труда как одного из видов рынка труда и как социально-экономического пространства взаимодействия университетов и компаний-работодателей;
3. Выявить основные способы взаимодействия университетов и компаний-работодателей в пространстве молодежного рынка труда в Российской Федерации, проанализировать эти способы взаимодействия;
4. Выявить основные способы взаимодействия университетов и компаний-работодателей в пространстве молодежного рынка труда в Китайской Народной Республике, проанализировать эти способы взаимодействия
Теоретические и методологические основы исследования заключаются в использовании работ социологов и экономистов, посвященных анализу социальных и экономических механизмов функционирования рынка труда, анализу взаимодействия субъектов рынка как механизма взаимодействия спроса и предложения вообще, и рынка труда в частности. В качестве методологической основы исследования был взята эконом-социологическая теория Нила Флигстина, в которой исследуются особенности социального поведения субъектов рыночных взаимодействий.
В работе также использовались такие общенаучные методы исследования, как научный анализ и синтез, системный анализ, а также специфические социологические методы исследования, такие как анализ документов, контент-анализ содержания сайтов университетов и их партнеров–работодателей. В работе использовался метод вторичного анализа результатов уже проведенных социально-экономических исследований, близких к теме выпускной квалификационной работы.
Информационной базой исследования послужили труды российских, китайских и западных социологов и экономистов, посвященных анализу рыночных отношений в сфере труда, в частности в сфере молодежного рынка труда, а также результаты уже проведенных социально-экономических исследований по тематике, близкой к теме выпускной квалификационной работы. Информационную базу эмпирического исследования по теме работы составили материалы сайтов исследуемых университетов и их партнеров–работодателей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по два и три параграфа каждая глава соответственно, заключения, списка литературы, приложения.
С другой стороны, ряд работодателей оказываются заинтересованными в привлечении талантливых молодых специалистов в ряды своего персонала. Однако проблема здесь заключается в том, как распознать такого молодого специалиста. В связи с существованием этих проблем одним из способов их решения стало взаимодействие университетов и работодателей по обучению на рабочих местах и трудоустройству выпускников в компании работодателей. Такое взаимодействие в настоящее время имеет место во многих развитых и развивающихся странах. Поэтому исследование опыта такого взаимодействия является достаточно актуальным.
Степень разработанности темы. Затрагиваемые в процессе проведения исследования по теме выпускной квалификационной работы вопросы исследовались рядом как российских и западных, так и китайских авторов.
Проблема социальных взаимодействий в рыночном пространстве экономической деятельности современных рыночных обществ исследовалась в работах Н. Флигстина, А.Ф. Борисова, Е.Н. Ветровой, В.В. Радаева, О.А. Никифоровой, Н.А. Моисеенко и др.
Проблематика молодежного рынка труда как особого сегмента рынка труда в целом исследовалась в работах Т.А. Трофимовой, А.Ф. Борисова, О.А. Никифоровой, Л.В. Лапочкиной, И.Ф. Ежуховой и др.
Формы и способы взаимодействия университетов и работодателей в России исследовались в работах таких авторов, как Е.Е. Тарандо, О.А. Никифорова, Е.В. Капусткина, А.Ф. Борисов, Т.А. Трофимова и др.
Формы и способы взаимодействия университетов и работодателей в Китае исследовались в работах таких авторов, как Ван С., Ковалев М., Го В., Инь Ч., Лю В., Се П., Сюй Д. и мн.др.
Сравнительному анализу процессов трудоустройства выпускников университетов и взаимодействию по поводу этого университетов и работодателей в России и Китае посвящены работы А.Ф. Борисова, Е.Е.Тарандо, Т.А. Трофимововй и др.
Объект и предмет исследования. Объектом моей выпускной квалификационной работы является молодежный рынок труда как взаимодействие предложения труда со стороны молодых специалистов и спроса на молодых специалистов, не имеющих опыта работа, со стороны компаний–работодателей.
Предметом исследования является способы взаимодействия университетов и представителей компаний–работодателей на рынке труда молодых специалистов (молодежном рынке труда) в России и Китае.
Целью моей выпускной квалификационной работы является исследование способов взаимодействия университетов и компаний–работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае.
Данная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы исследования взаимодействия университетов и компаний-работодателей как субъектов рынка труда, определить какие интересы взаимоувязываются при данном взаимодействии;
2. Проанализировать основные особенности молодежного рынка труда как одного из видов рынка труда и как социально-экономического пространства взаимодействия университетов и компаний-работодателей;
3. Выявить основные способы взаимодействия университетов и компаний-работодателей в пространстве молодежного рынка труда в Российской Федерации, проанализировать эти способы взаимодействия;
4. Выявить основные способы взаимодействия университетов и компаний-работодателей в пространстве молодежного рынка труда в Китайской Народной Республике, проанализировать эти способы взаимодействия
Теоретические и методологические основы исследования заключаются в использовании работ социологов и экономистов, посвященных анализу социальных и экономических механизмов функционирования рынка труда, анализу взаимодействия субъектов рынка как механизма взаимодействия спроса и предложения вообще, и рынка труда в частности. В качестве методологической основы исследования был взята эконом-социологическая теория Нила Флигстина, в которой исследуются особенности социального поведения субъектов рыночных взаимодействий.
В работе также использовались такие общенаучные методы исследования, как научный анализ и синтез, системный анализ, а также специфические социологические методы исследования, такие как анализ документов, контент-анализ содержания сайтов университетов и их партнеров–работодателей. В работе использовался метод вторичного анализа результатов уже проведенных социально-экономических исследований, близких к теме выпускной квалификационной работы.
Информационной базой исследования послужили труды российских, китайских и западных социологов и экономистов, посвященных анализу рыночных отношений в сфере труда, в частности в сфере молодежного рынка труда, а также результаты уже проведенных социально-экономических исследований по тематике, близкой к теме выпускной квалификационной работы. Информационную базу эмпирического исследования по теме работы составили материалы сайтов исследуемых университетов и их партнеров–работодателей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по два и три параграфа каждая глава соответственно, заключения, списка литературы, приложения.
В работе были исследованы способы взаимодействия университетов и работодателей в России и Китае. Было выявлено, что в обеих странах университеты и работодатели взаимодействуют схожим образом, используя схожие формы и способы этого взаимодействия. Различия касаются лишь культурного оформления реализации этих форм и способов.
В методологическом плане мы использовали теорию американского экономического социолога Нила Флигстина, согласно которой субъекты, действующие на рынках, ищут прежде всего стабильности своего положения на рынке. В поисках стабильности они налаживают устойчивые партнерские отношения, которым могут придерживаться даже в ущерб своим экономическим интересам. В этом смысле университеты и работодатели – это партнеры–субъекты в пространстве молодежного рынка труда, совместное взаимодействие которых решает для каждого из них насущные проблемы.
Молодежный рынок труда представляет собой особый сегмент рынка труда. Молодые люди в качестве работников имеют свои специфические особенности. С одной стороны, они обладают набором теоретических знаний о содержании труда, силой, энергией и выносливостью, но, с другой стороны, у них нет опыта работы, у них нет навыков практического применения полученных знаний. Поэтому доверие к ним со стороны работодателей достаточно низкое. Работодатели хотят трудоустроить у себя работника, который уже имеет опыт работы, а не новичка, который по неопытности может нанести материальный ущерб организации. В решении этой проблемы очень важным оказывается взаимодействие университетов и работодателей с тем, чтобы у выпускников уже был минимальный набор отработанных навыков работы.
В России в настоящее время идет активное развитие форм и способов взаимодействия университетов и работодателей. Активно внедряются новые формы и способы этого взаимодействия, ряд из которых заимствован из опыта сотрудничества университетов с реальным сектором экономики в развитых капиталистических странах. Внедренные формы взаимодействия в большинстве своем приживаются в российском образовательном пространстве.
В Китае взаимодействие университетов и работодателей также активно развивается. Анализ показал, что формы и способы этого взаимодействия также в ряде случаев заимствуются из опыта западных стран. Адаптированные к китайскому социально-экономическому пространству, эти формы также дают свои положительные результаты.
Сравнительный анализ форм и способов взаимодействия университетов и работодателей в России и Китае показал, что между двумя странами гораздо больше общего в этом аспекте, чем различий. Общими являются формы взаимодействия, оставшиеся со времен Советского Союза, которые активно практиковались в России и были заимствованы в свое время в Китае. В настоящее время и Россия, и Китай адаптируют новые форма такого взаимодействия из опыта развитых капиталистических стран, и это примерно одни и те же формы. Их реализация дает положительные результаты в обеих странах.
В методологическом плане мы использовали теорию американского экономического социолога Нила Флигстина, согласно которой субъекты, действующие на рынках, ищут прежде всего стабильности своего положения на рынке. В поисках стабильности они налаживают устойчивые партнерские отношения, которым могут придерживаться даже в ущерб своим экономическим интересам. В этом смысле университеты и работодатели – это партнеры–субъекты в пространстве молодежного рынка труда, совместное взаимодействие которых решает для каждого из них насущные проблемы.
Молодежный рынок труда представляет собой особый сегмент рынка труда. Молодые люди в качестве работников имеют свои специфические особенности. С одной стороны, они обладают набором теоретических знаний о содержании труда, силой, энергией и выносливостью, но, с другой стороны, у них нет опыта работы, у них нет навыков практического применения полученных знаний. Поэтому доверие к ним со стороны работодателей достаточно низкое. Работодатели хотят трудоустроить у себя работника, который уже имеет опыт работы, а не новичка, который по неопытности может нанести материальный ущерб организации. В решении этой проблемы очень важным оказывается взаимодействие университетов и работодателей с тем, чтобы у выпускников уже был минимальный набор отработанных навыков работы.
В России в настоящее время идет активное развитие форм и способов взаимодействия университетов и работодателей. Активно внедряются новые формы и способы этого взаимодействия, ряд из которых заимствован из опыта сотрудничества университетов с реальным сектором экономики в развитых капиталистических странах. Внедренные формы взаимодействия в большинстве своем приживаются в российском образовательном пространстве.
В Китае взаимодействие университетов и работодателей также активно развивается. Анализ показал, что формы и способы этого взаимодействия также в ряде случаев заимствуются из опыта западных стран. Адаптированные к китайскому социально-экономическому пространству, эти формы также дают свои положительные результаты.
Сравнительный анализ форм и способов взаимодействия университетов и работодателей в России и Китае показал, что между двумя странами гораздо больше общего в этом аспекте, чем различий. Общими являются формы взаимодействия, оставшиеся со времен Советского Союза, которые активно практиковались в России и были заимствованы в свое время в Китае. В настоящее время и Россия, и Китай адаптируют новые форма такого взаимодействия из опыта развитых капиталистических стран, и это примерно одни и те же формы. Их реализация дает положительные результаты в обеих странах.
Подобные работы
- Система управления персоналом в китайских компаниях
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2021



