Введение 5
Глава I. Особенности функционирования платформ P2P-услуг на российском рынке 9
1.1.Совместное потребление как экономическая модель 9
1.2.Рынок P2P-услуг как один из секторов совместного потребления 12
1.3.Особенности онлайн-платформ совместного потребления 17
1.4.Роль доверия в совместном потреблении 22
Глава II. Пользовательский интерфейс российских платформ P2P-услуг как фактор формирования доверия пользователей 29
2.1.Сравнительный анализ российских платформ P2P-услуг 29
2.2.Разработка концептуальной модели влияния элементов интерфейса платформ P2P-услуг на доверие и поведение пользователей 43
Глава III. Эмпирическое исследование влияния элементов интерфейса платформ P2P-услуг на доверие и поведение пользователей 60
3.1.Методология эмпирического исследования 60
3.2.Результаты анализа данных 65
3.3.Рекомендации для компаний, ведущих деятельность на рынке P2P-услуг 86
3.4.Ограничения и направления для будущих исследований 92
Заключение 94
Список использованных источников 96
Приложения 104
Приложение 1. Результаты сравнительного анализа элементов интерфейса российских платформ P2P-услуг 104
Приложение 2. Содержание опроса 106
Приложение 3. Анализ надежности для создания латентных переменных 114
Приложение 4. Результаты статистических тестов 116
Приложение 5. Проверка предпосылок регрессионного анализа 118
Актуальность и проблематика. Экономика совместного потребления, основанная на коллективном использовании благ, динамично развивается по всему миру в последние года, трансформируя представление людей о потреблении. Согласно отчету «Экономика совместного потребления в России», подготовленному Российской ассоциацией электронных коммуникаций , за период с 2017 по 2020 год данная модель потребления выросла почти в 3 раза, в 2020 году ее объем впервые превысил 1 трлн. рублей, что говорит о перспективности данного направления для изучения и внедрения.
Рынок P2P-услуг является одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики совместного потребления, за 2020 год он вырос на 31%. Платформы для поиска исполнителей, через которые осуществляется взаимодействие, позволяют пользователям искать надежных частных специалистов для различных типов задач. Число самозанятых фрилансеров, многие из которых являются провайдерами услуг на онлайн-платформах, продолжает увеличиваться под влиянием совокупности факторов. По данным ФНС, к началу 2021 года число официально зарегистрированных специалистов составляло 1,7 миллионов . Все большее число людей обращается к услугам фрилансеров, оборот их платежей за 2020 год вырос в 10,6 раза по сравнению с предыдущими периодами. Согласно прогнозам экспертов по развитию института самозанятых, к 2024 году около 10 миллионов россиян будут «платформенно-занятыми» . Это предполагает, что они доверят свой труд и заработок цифровым платформам, которые станут исполнять роль посредников и работодателей. Все это говорит о перспективах развития рынка P2P-услугв условия роста спроса на услуги и их предложения со стороны фрилансеров.
Доверие является основополагающей частью концепции совместного потребления, которая может в значительной степени определять поведение пользователей. Платформам важно формировать доверие как к своему сервису, так к другим пользователям для увеличения показателей использования, что может быть реализовано, в том числе, путем совершенствования интерфейса, с которым взаимодействует пользователь. Таким образом, платформы заинтересованы в формировании доверия внутри своих сервисов, поскольку это помогает привлекать и удерживать клиентов, а также увеличивать число транзакций. Роль пользовательского доверия в контексте совместного потребления изучалась рядом исследователей. В частности, выявлено, что доверие может оказывать существенное влияние на участие людей в P2P-шеринге и даже являться необходимым условиям для успешного функционирования платформ совместного потребления .
Усиливающаяся конкуренция между платформами приводит к необходимости постоянно совершенствовать пользовательский опыт, в том числе, с помощью улучшения интерфейса платформы. Под пользовательским интерфейсом понимается совокупность способов взаимодействия пользователя с цифровой программой, которые помогают ему получать информацию, также управлять программой или устройством . Авторы многих академических работ подчеркивают важность интерфейса в формировании доверия пользователей к цифровым продуктам, а также указывают на связь между дизайном интерфейса и готовностью потребителей к совершению покупок . Наиболее часто в литературе упоминаются такие элементы, как фотографии лица , системы рейтингов и отзывы пользователей . Каждый из них при внедрении в анкеты специалистов может влиять на решение пользователя при выборе исполнителя услуги. В существующих исследованиях преимущественно рассматривается лишь по одному элементу интерфейса, что не позволяет сделать выводы об относительной эффективности разных элементов. Кроме того, на данный момент на российском рынке отсутствуют актуальные работы, систематизирующие и количественно оценивающие влияние различных элементов интерфейса онлайн-платформ P2P-услуг на доверие и поведение пользователей.
Цель данной работы заключается в том, чтобы оценить влияние различных элементов пользовательского интерфейса платформ P2P-услуг на доверие и поведение пользователей.
В рамках исследования выполнено 5 ключевых задач:
1. Провести обзор российского рынка P2P-услуг, ключевых платформ и тенденций
2. Выявить элементы пользовательского интерфейса и провести сравнительный анализ представленности этих элементов на российских платформах Р2Р-услуг
3. Разработать концептуальную модель влияния элементов пользовательского интерфейса платформ Р2Р-услуг на доверие и поведение пользователей на основе обзора академической литературы и результатов сравнительного анализа
4. Количественно оценить влияние элементов пользовательского интерфейса платформ Р2Р-услуг на доверие и поведение реальных и потенциальных пользователей с помощью онлайн-опроса
5. Сформулировать управленческие рекомендации для платформ Р2Р-услуг по совершенствованию интерфейса с целью увеличение доверия пользователей и воздействия на их поведение.
Таким образом, в ходе исследования необходимо выяснить, какую роль в формировании доверия пользователей играют различные элементы интерфейса российских платформ Р2Р-услуг и как увеличить доверие и готовность воспользоваться услугами исполнителей через совершенствование интерфейса. При этом объектом исследования выступают российские платформы Р2Р-услуг, а предметом является влияние элементов интерфейса платформ Р2Р-услуг на доверие и поведение пользователей.
Формат работы: эмпирическое исследование
В следующих главах работы проведено исследование влияния интерфейса платформ Р2Р-услуг на доверие пользователей, что позволяет выявить способы воздействия на их поведение через использование различных элементов интерфейса. Для решения поставленных задач используется, во-первых, сравнительный анализ платформ P2P-услуг с точки зрения представленности различных элементов интерфейса для выявления особенностей дизайна и лучших практик. Во-вторых, для тестирования концептуальной модели проведен онлайн-опрос с элементами эксперимента, который дает возможность сделать выводы о специфике поведения потребителей и подтвердить взаимосвязи между переменными. Результатом исследования являются выводы и управленческие рекомендации для компаний, ведущих деятельность на рынке P2P-услуг, сформулированные на основе на анализа полученных данных.
Специфика исследования заключается в разработке концептуальной модели, которая объединяет элементы интерфейса платформ для поиска исполнителей и переменные, отражающие доверие и поведение пользователей. В рамках эмпирического исследования подробно рассмотрены 4 элемента интерфейса, часть из которых редко упоминается в работах других авторов, – верификация, статус активности, бейдж и рейтинг. Кроме того, в качестве результирующей переменной выбрана «готовность воспользоваться услугами исполнителя», что является нетипичным подходом для большинства исследований и позволяет проанализировать особенности поведения как текущих, так и потенциальных клиентов. Именно это позволяет более детально оценить различные аспекты доверия и поведения пользователей и подтверждает актуальность данного исследования.
Итак, подведем итоги исследования, в рамках которого изучена роль пользовательского интерфейса в формировании доверия на российском рынке Р2Р-услуг, а также влияние отдельных его элементов на доверие и поведении пользователей. Цель и все задачи, сформулированной в начале работы, успешно реализованы. Сначала проведен анализ вторичных источников информации, что позволило получить представление о секторе P2P-услуг, одном из наиболее развитых направлений экономики совместного потребления, а также детально рассмотреть понятие доверия, его виды, компоненты, механизмы формирования и укрепления применительно к выбранному контексту. Стоит отметить, что высокий уровень личного взаимодействие и взаимное доверие между пользователями является одной из ключевых особенностей совместного потребления и важным фактором для успеха двухсторонних онлайн-платформ.
Затем проведен сравнительный анализ 40 платформ российских P2P-услуг с точки зрения представленности 17 элементов интерфейса, выявленных в ходе сбора данных. Это позволило рассмотреть лучшие практики и выявить особенности дизайна интерфейсов платформ различных категорий по типу услуг, оказываемых исполнителями. Среди идентифицированных элементов интерфейса выделены «обязательные», которые встречаются на подавляющем большинстве платформ. Одним из ключевых результатов сравнения стал список из 4 элементов интерфейса, выбранных на основе совокупности критериев для детального изучения в рамках эмпирического исследования. К ним относятся рейтинг, статус активности, верификация и бейдж.
Уникальность данной работы заключается, в том числе, в разработке концептуальной модели влияния элементов интерфейса платформ Р2Р-услуг на доверие и поведение пользователей, которая была составлена на основе обзора академической литературы и результатов сравнительного анализа. Основным методом сбора первичных данных является онлайн-опрос с элементами эксперимента, в котором приняло участие 388 респондентов. Проведение опроса дало возможность протестировать гипотезы о наличии взаимосвязей между переменными модели и позволило выявить особенности потребительского поведения россиян на рынке Р2Р-услуг.
В ходе анализа данных было протестировано 5 гипотез, 4 из которых подтвердились. Первые 4 предположения касались взаимосвязи элементов интерфейса, выбранных для детального изучения, с доверием исполнителю услуги. Для их тестирования проведено несколько экспериментов, в рамках которых респондентам случайным образом демонстрировались анкеты специалистов, которые отличались представленностью изучаемых элементов интерфейса. По итогам сравнения показателей доверия в зависимости от сценария выяснилось, что наличие рейтинга, бейджа и верификации в интерфейсе анкет специалистов действительно способно оказывать значимое положительное влияние на доверие исполнителю. При этом наибольший эффект продемонстрировал рейтинг, особенно детальный, то есть его внедрение в интерфейс приводит на наиболее сильному увеличению доверия среди рассматриваемых сценариев. Следующим по значимости является элемент «Бейдж», наиболее эффективны в точки зрения воздействия на доверие бейджи, указывающие на профессионализм исполнителей. Наконец, значимым воздействием обладает верификация, использование которой способно увеличить уверенность пользователей в надежности специалиста. Можно сделать вывод в том, что интерфейс действительно играет важную роль в формировании доверия исполнителям, однако его элементы способны по-разному влиять на доверие, что важно учитывать сервисам Р2Р-услуг при проектировании платформ.
Последняя пятая гипотеза касалась наличия положительной взаимосвязи между доверием исполнителю и готовностью воспользоваться его услугами, она была принята на основе регрессионного анализа для каждого из экспериментов. Таким образом, по итогам эмпирического исследования подтверждено, что элементы интерфейса способны значимо влиять на доверие, которое в свою очередь оказывает воздействие на поведение пользователей. Следовательно, совершенствование интерфейса является одним из способов достижения целей двухсторонних платформ, среди которых привлечение и удержание пользователей, а также увеличении числа и объема транзакций. Важно подчеркнуть, что доверие исполнителю опосредует влияние элементов интерфейса на готовность воспользоваться услугами исполнителя, а значит, доверие действительно является важным факторов, стимулирующих пользователей к обмену через онлайн-платформы.
На основе всего вышесказанного сформулированы управленческие рекомендации для платформ российских Р2Р-услуг по совершенствованию интерфейса с целью увеличение доверия пользователей и воздействия на их поведение, что является ключевым результатом данной работы.
1. Авито стал первым сервисом, реализовавшим верификацию аккаунта через Госуслуги с помощью приложения «Госключ». [Электронный ресурс] / VC.RU. – 2022. – 1 марта – М.: VC.RU, 2022. – Режим доступа: https://vc.ru/avito/358009, свободный. – Загл. с экрана.
2. Аудитория интернета в России в 2020 году [Электронный ресурс] / Mediascope– 2020. URL: https://mediascope.net/news/1250827, свободный. – Загл. с экрана.
3. Выборка. Типы выборок. Расчет ошибки выборки [Электронный ресурс]. / FDFGroup. – 2022. URL: https://fdfgroup.ru/poleznaya-informatsiya/stati/vyborka-tipy-vyborok-raschet-oshibki-vyborki, свободный. – Загл. с экрана.
4. Выжутович, В. В нашем обществе не хватает доверия [Электронный ресурс] / В. Выжутович // Российская газета. – 2020. – 12 апреля (№ 79(8133)). – М.: ФГБУ «Редакция «Российской газеты», 1998-2021. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/12/iurij-buziashvili-v-nashem-obshchestve-ne-hvataet-doveriia.html, свободный. – Загл. с экрана.
5. Геймификация. Словарь маркетолога. [Электронный ресурс] // Calltouch. – 2022. – Режим доступа: https://blog.calltouch.ru/glossary/gejmifikacziya, свободный. – Загл. с экрана.
6. Исследование рынка фриланса. Gig-экономика 2021. [Электронный ресурс]. – PwC, 2020. – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/issledovaniye-rynka-freelance-uslug.html, свободный. – Загл. с экрана.
7. Исследование: Более 9 млн россиян работают в сфере услуг через объявления. [Электронный ресурс] // ТАСС. – 2022. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/12111671, свободный. – Загл. с экрана.
8. Исследование: количество самозанятых в России выросло в 6,4 раза за год, оборот их платежей — в 10,6 раза [Электронный ресурс] / VC.RU. – 2021. – 18 февраля – М.: VC.RU, 2022. – Режим доступа: https://vc.ru/legal/210510-issledovanie-kolichestvo-samozanyatyh-v-rossii-vyroslo-v-6-4-raza-za-god-oborot-ih-platezhey-v-10-6-raza, свободный. – Загл. с экрана.
9. Как мы проверяем специалистов [Электронный ресурс]. // PROFI.RU, 2022. – Режим доступа: https://profi.ru/certification, свободный. – Загл. с экрана.
10. Как получить бейджик «Очень хвалят». [Электронный ресурс] / Intercomp. – 2022. – Режим доступа: https://intercom.help/profi-597e796cd840/ru/articles/4119350, свободный. – Загл. с экрана.
11. Лучшие биржи фриланса. Как начать работать удаленно. [Электронный ресурс] / А.Полякова // Rusbase. – 2020. – 24 июля. – М. : ООО «РБ.РУ», 2012-2022. – Режим доступа: https://rb.ru/story/freelance-marketplace, свободный. – Загл. с экрана.
12. Макаренко, Г. Рынок шеринга в России впервые превысил 1 трлн руб. [Электронный ресурс] / Г. Макаренко // РБК Тренды. – 2021. – 18 февраля. – М. : АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995-2022. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/sharing/602e3a369a79477994233cb3, свободный. – Загл. с экрана.
13. Меры поддержки самозанятых. [Электронный ресурс] // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. – 2022. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/49706, свободный. – Загл. с экрана.
14. МТС стала акционером онлайн-сервиса YouDo.com [Электронный ресурс] // ПАО «МТС» – 2022. – Режим доступа: https://moskva.mts.ru/about/media-centr/soobshheniya-kompanii/novosti-mts-v-rossii-i-mire/2018-09-18/mts-stala-akcionerom-onlajn-servisa-youdocom, свободный. – Загл. с экрана.
15. Новикова, Л. Кейс YouDo: как о нем узнали миллионы [Электронный ресурс] / Л. Новикова // VC.RU. – 2020. – 8 июля – М.: VC.RU, 2022. – Режим доступа: https://vc.ru/marketing/140403-keys-youdo-kak-o-nem-uznali-milliony, свободный. – Загл. с экрана.
16. Отчет «Экономика совместного потребления в России 2018» [Электронный ресурс]. – Ассоциация электронных коммуникаций, 2022. – Режим доступа: https://raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-nov2018.pdf., свободный. – Загл. с экрана.
17. Отчет «Экономика совместного потребления в России 2020» [Электронный ресурс]. – Ассоциация электронных коммуникаций, 2022. – Режим доступа: https://raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-2020.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
18. Платные услуги для фрилансера. База знаний FL.ru. [Электронный ресурс] // FL.ru – 2022. – Режим доступа: https://feedback.fl.ru/knowledge-bases/2-baza-znanij-flru/categories/75-platnyie-uslugi-dlya-frilansera/articles, свободный. – Загл. с экрана.
19. Поднятые из мертвых «Яндекс.Услуги» заработали для всех желающих. [Электронный ресурс] // CNews. – 2018. – 1 ноября – М.: CNews. – 1995-2022. – Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2018-11-01_podnyatyj_iz_mertvyh_servis_yandeksuslugi_zarabotal, свободный. – Загл. с экрана.
20. Профи.ру купит сервис подбора психотерапевтов «Мета» за 8 млн рублей. [Электронный ресурс] // RB.RU, 2018. – Режим доступа: https://rb.ru/news/meta-prodana-profi, свободный. – Загл. с экрана.
21. Рейтинг исполнителей и награды. [Электронный ресурс]. – YouDo, 2022. – Режим доступа: https://youdo.com/badges, свободный. – Загл. с экрана.
22. Российская Шеринг-Экономика перешагнула за триллион [Электронный ресурс]. – Ассоциация электронных коммуникаций, 2022. – Режим доступа: https://raec.ru/live/raec-news/12143, свободный. – Загл. с экрана.
23. Сайт Data Commons [Электронныйресурс]. / Data Commons. – 2022. URL: https://datacommons.org/place/country/RUS, свободный. – Загл. с экрана.
24. Сайт Investopedia [Электронный ресурс]. – DotdashMeredith, 2022. – Режим доступа: https://www.investopedia.com/terms/p/peertopeer-p2p-economy.asp, свободный. – Загл. с экрана.
25. Сайт YouDo [Электронный ресурс]. – YouDo, 2022. – Режим доступа: https://youdo.com, свободный. – Загл. с экрана.
26. Сайт Все тренеры [Электронный ресурс]. – Все тренеры, 2022. – Режим доступа: https://vsetreneri.ru, свободный. – Загл. с экрана.
27. Сайт КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – КонсультантПлюс, 1997–2022. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355330, свободный. – Загл. с экрана.
28. Сайт Профи [Электронный ресурс]. –PROFI.RU, 2022. – Режим доступа: https://profi.ru, свободный. – Загл. с экрана.
29. Сайт Яндекс.Услуги [Электронный ресурс]. – Яндекс, 2018-2022. – Режим доступа: https://uslugi.yandex.ru, свободный. – Загл. с экрана.
30. Самозанятость нужно сделать максимально удобной для людей [Электронный ресурс]. – Ассоциация электронных коммуникаций, 2022. – Режим доступа: https://raec.ru/live/branch/12919, свободный. – Загл. с экрана.
31. Сапожникова, М. Свобода по выбору: настоящее и будущее фриланса в России. [Электронный ресурс] // РБК Тренды. – 2022. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/60c8e3139a79472ba64fde35, свободный. – Загл. с экрана.
32. Сбер запустил сервис СберУслуги. [Электронный ресурс]. – Сбер.ру, 2022. – Режим доступа: https://press.sber.ru/publications/sber-zapustil-servis-sberuslugi, свободный. – Загл. с экрана.
33. Скрынникова А. YouDo зафиксировал увеличение спроса на подработку [Электронный ресурс] / А. Скрынникова // РБК. – 2020. – 9 апреля. – М. : АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995-2021. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/09/04/2020/5e8df0c99a794735945d15bf, свободный. – Загл. с экрана.
34. Федоринов, С. Коммунизм, который никто не строил: куда нас заведет шеринговая экономика [Электронный ресурс] / С. Федоринов // Forbes. – 2019. – 25 июня. – М.:АО «АС РУС МЕДИА», 2022.– Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/378581-kommunizm-kotoryy-nikto-ne-stroil-kuda-nas-zavedet-sheringovaya-ekonomika, свободный. – Загл. с экрана.
35. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту [Электронный ресурс]. / Росстат. – 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
36. Что такое «налог на профессиональный доход» [Электронный ресурс] // ФНС России. – 2005-2022. – Режим доступа: https://npd.nalog.ru, свободный. – Загл. с экрана.
37. Что такое пользовательский интерфейс. [Электронный ресурс] // UxJournal – 2021. – Режим доступа: https://ux-journal.ru/chto-takoe-polzovatelskij-interfejs.html, свободный. – Загл. с экрана.
38. Что такое Профи? [Электронный ресурс]. – PROFI.RU, 2022. – Режим доступа: https://profi.ru/about, свободный. – Загл. с экрана.
39. Что такое сетевой эффект? Объясняем на примере Google, Facebook и Apple [Электронный ресурс] / Е. Лиханова // Rusbase. – 2020. – 26 ноября. – М. : ООО «РБ.РУ», 2012-2022. – Режим доступа: https://rb.ru/story/network-effect, свободный. – Загл. с экрана.
40. Чулок, А. «Ты — мне, я — тебе». Семь вопросов об экономике шеринга [Электронный ресурс] / А. Чулок // РБК Тренды. – 2019. – 20 октября. – М.: АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995-2022. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5dd41e669a79471e4adaad9e, свободный. – Загл. с экрана.
41. Шестоперов, Д. К BlaBlaCar подсели инвестиции [Электронный ресурс] / Д. Шестоперов // Коммерсантъ. – 2021. – 21 апреля (№70). – М.: АО «Коммерсантъ», 1991-2021. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4782100, свободный. – Загл. с экрана.
42. Яндекс.Услуги перейдет на модель агрегатора оказания бытовых услуг [Электронный ресурс] // Ведомости. – 2021. – 2 сентября. – М.: АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999-2022.–Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/09/02/884885-yandeksuslugi-pereidet-na-model-agregatora-okazaniya-bitovih-uslug, свободный. – Загл. с экрана.
43. Acquier A., Daudigeos T., Pinkse J. Promises and paradoxes of the sharing economy: An organizing framework //Technological Forecasting and Social Change. – 2017. – Т. 125. – С. 1-10.
44. Alkhalifah A. Exploring Trust Formation and Antecedents in Social Commerce //Frontiers in psychology. – 2021. – Т. 12. – С. 789863-789863.
45. Ba S., Pavlou P. A. Evidence of the effect of trust building technology in electronic markets: Price premiums and buyer behavior //MIS quarterly. – 2002. – С. 243-268.
46. Botsman R. Who can you trust?: how technology brought us together–and why it could drive us apart. – Penguin UK, 2017.
47. Botsman R., Rogers R. What’s mine is yours //The rise of collaborative consumption. – 2010. – Т. 1.
48. Botsman, R. The currency of the new economy is trust [Электронныйресурс] / R. Botsman // «TED: Ideas Worth Spreading». – 2012. – июнь. – New York: TED Conferences, LLC., 2021 – Режимдоступа: https://www.ted.com/talks/rachel_botsman_the_currency_of_the_new_economy_is_trust, свободный. – Загл. сэкрана.
49. Cheng X., Gu Y., Shen J. An integrated view of particularized trust in social commerce: An empirical investigation //International Journal of Information Management. – 2019. – Т. 45. – С. 1-12.
50. Chuttur M. Overview of the technology acceptance model: Origins, developments and future directions. – 2009.
51. DigitalTrustInsights. [Электронный ресурс]. – PwC, 2022 URL: https://www.pwc.com/sg/en/risk-assurance/digital-trust-insights.html, свободный. – Загл. с экрана.
52. Entering the trust age. [Электронный ресурс] // BlaBlaCar. – 2022. URL: https://blog.blablacar.com/trust, свободный. – Загл. с экрана.
53. Ert E., Fleischer A., Magen N. Trust and reputation in the sharing economy: The role of personal photos in Airbnb //Tourism management. – 2016. – Т. 55. – С. 62-73.
54. Fagerstrøm A. et al. That personal profile image might jeopardize your rental opportunity! On the relative impact of the seller's facial expressions upon buying behavior on Airbnb™ //Computers in Human Behavior. – 2017. – Т. 72. – С. 123-131.
55. Fraiberger S. P., Sundararajan A. Peer-to-peer rental markets in the sharing economy //NYU Stern School of Business Research Paper (First version March 2015. – 2017.
56. Fu S., Yan Q., Feng G. C. Who will attract you? Similarity effect among users on online purchase intention of movie tickets in the social shopping context //International Journal of Information Management. – 2018. – Т. 40. – С. 88-102.
57. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption //Journal of the association for information science and technology. – 2016. – Т. 67. – №. 9. – С. 2047-2059.
58. Hausman A. V., Siekpe J. S. The effect of web interface features on consumer online purchase intentions //Journal of business research. – 2009. – Т. 62. – №. 1. – С. 5-13.
59. Hawlitschek F., Notheisen B., Teubner T. The limits of trust-free systems: A literature review on blockchain technology and trust in the sharing economy //Electronic commerce research and applications. – 2018. – Т. 29. – С. 50-63.
60. Hawlitschek F., Teubner T., Gimpel H. Consumer motives for peer-to-peer sharing //Journal of Cleaner Production. – 2018. – Т. 204. – С. 144-157.
61. Hawlitschek F., Teubner T., Weinhardt C. Trust in the sharing economy //Die Unternehmung. – 2016. – Т. 70. – №. 1. – С. 26-44.
62. Horton J. J., Zeckhauser R. J. Owning, using and renting: some simple economics of the"sharing economy". – National Bureau of Economic Research, 2016. – №. w22029.
63. Jean-Charles Rochet and Jean Tirole (2003). Platform Competition in Two-Sided Markets. Journal of the European Economic Association, 1(4): 990—1029.
64. Leonard L. N. K. Attitude influencers in C2C e-commerce: Buying and selling //Journal of Computer Information Systems. – 2012. – Т. 52. – №. 3. – С. 11-17.
65. Li L., Wang Y. The study of trust vector based trust rating aggregation in service-oriented environments //World Wide Web. – 2012. – Т. 15. – №. 5. – С. 547-579.
66. Ling K. C., Chai L. T., Piew T. H. The effects of shopping orientations, online trust and prior online purchase experience toward customers' online purchase intention //International business research. – 2010. – Т. 3. – №. 3. – С. 63.
67. Lu Y., Zhao L., Wang B. From virtual community members to C2C e-commerce buyers: Trust in virtual communities and its effect on consumers’ purchase intention //Electronic Commerce Research and Applications. – 2010. – Т. 9. – №. 4. – С. 346-360.
68. Ma X. et al. Self-disclosure and perceived trustworthiness of Airbnb host profiles //Proceedings of the 2017 ACM conference on computer supported cooperative work and social computing. – 2017. – С. 2397-2409.
69. Mazzella F. et al. How digital trust powers the sharing economy //IESE Business Review. – 2016. – Т. 26. – №. 5. – С. 24-31.
70. McKnight D. H., Choudhury V., Kacmar C. The impact of initial consumer trust on intentions to transact with a web site: a trust building model //The journal of strategic information systems. – 2002. – Т. 11. – №. 3-4. – С. 297-323.
71. Mittendorf C. Collaborative consumption: the role of familiarity and trust among Millennials //Journal of Consumer Marketing. – 2018.
72. Möhlmann M. Collaborative consumption: determinants of satisfaction and the likelihood of using a sharing economy option again //Journal of Consumer Behaviour. – 2015. – Т. 14. – №. 3. – С. 193-207.
73. Ponte E. B., Carvajal-Trujillo E., Escobar-Rodríguez T. Influence of trust and perceived value on the intention to purchase travel online: Integrating the effects of assurance on trust antecedents //Tourism Management. – 2015. – Т. 47. – С. 286-302.
74. Qureshi B., Min G., Kouvatsos D. A distributed reputation and trust management scheme for mobile peer-to-peer networks //Computer communications. – 2012. – Т. 35. – №. 5. – С. 608-618.
75. Revinova S. et al. Sharing economy in Russia: Current status, barriers, prospects and role of universities //Sustainability. – 2020. – Т. 12. – №. 12. – С. 4855.
76. Sarasua C., Thimm M. Microtask available, send us your CV! //2013 International Conference on Cloud and Green Computing. – IEEE, 2013. – С. 521-524.
77. Sharing or paring? Growth of the sharing economy. [Электронный ресурс]. – PwC, 2020. URL: https://www.pwc.com/hu/en/kiadvanyok/assets/pdf/sharing-economy-en.pdf.
78. Siegfried N. et al. The Trust-Building Nature of Identity Verification in the Sharing Economy: An Online Experiment //Wirtschaftsinformatik (Zentrale Tracks). – 2020. – С. 1506-1521.
79. Strategies for Two-Sided Markets. [Электронный ресурс] // Harvard Business School Publishing, 2022. – URL: https://hbr.org/2006/10/strategies-for-two-sided-markets.
80. Sutherland W., Jarrahi M. H. The sharing economy and digital platforms: A review and research agenda //International Journal of Information Management. – 2018. – Т. 43. – С. 328-341.
81. Teubner T. Thoughts on the sharing economy //Proceedings of the International Conference on e-Commerce. – 2014. – Т. 11. – С. 322-326.
82. Teubner T., Hawlitschek F., Dann D. Price determinants on Airbnb: How reputation pays off in the sharing economy //Journal of Self-Governance and Management Economics. – 2017. – Т. 5. – №. 4. – С. 53-80.
83. Tussyadiah I. P., Pesonen J. Impacts of peer-to-peer accommodation use on travel patterns //Journal of travel Research. – 2016. – Т. 55. – №. 8. – С. 1022-1040.
84. Venkatesh V. et al. Consumer acceptance and use of information technology: extending the unified theory of acceptance and use of technology // MIS quarterly. – 2012. – С. 157-178.
85. Wang Y., Vassileva J. A review on trust and reputation for web service selection //27th international Conference on distributed computing systems workshops (ICDCSW'07). – IEEE, 2007. – С. 25-25.
86. Yang S. B. et al. Trust breakthrough in the sharing economy: An empirical study of Airbnb //20th Pacific Asia Conference on Information Systems, PACIS 2016. – Pacific Asia Conference on Information Systems, 2016.
87. Zervas G., Proserpio D., Byers J. W. The rise of the sharing economy: Estimating the impact of Airbnb on the hotel industry //Journal of marketing research. – 2017. – Т. 54. – №. 5. – С. 687-705.