Оглавление 2
Введение 3
Глава первая – История развития свободы вероисповедания до конца XIX века 5
§ 1. Первые протестанты в XVI в. 5
§ 2. Протестанты в XVII-XVIII вв. 6
§ 3. Развитие протестантизма в XIX-XX вв. на территории России 9
§ 4. Иные конфессии в период XVI-начала XX века 10
Глава вторая – Предпосылки и дальнейшее развитие свободы совести в СССР 17
§ 1. Конец Российской империи и зарождение СССР 17
§ 2. Религия в СССР в первой половине XX века 18
§ 3. Религия в СССР после ВОВ вплоть до 80-х годов 24
§ 4. Отношения между РПЦ и РПЦЗ 27
Глава третья – Ситуация в 90-е годы и отношение РПЦ 29
§ 1. Смена идеологии и свобода совести в начале 90-х годов в постсоветской России 29
§ 2. Свобода совести в 1993-00 годы 32
§ 3. Религиозный выбор 36
§ 4. Состояние РПЦ в 90-е годы 39
§ 5. РПЦ и других религиозных организаций в конце XX века 41
Заключение 45
Список использованной литературы 47
В современной России очень остро стоит вопрос собственной религиозной идентичности. После длительной религиозной изоляции в XX веке, появившаяся в 90-е годы свобода религиозного выбора побуждает выбирать что-то, что ранее было доступно лишь в ограниченных масштабах.
Падение “железного занавеса” и последовавшее за ним открытие границ позволяет многим миссионерам и другим представителям различных религий открыто приглашать людей в свои религиозные общины. Стремление использовать появившиеся возможности и приобщиться к неизвестным до этого момента религиям приводит к резкому росту числа религиозных общин, храмов, церквей и пр.
Цель работы – анализ причин появления различных религиозных групп, выявление их существенных характеристик и особенностей в России в 90-е годы.
Основные задачи:
- сравнить исторический и социальный контекст для выявления отношения к другим религиозным группам;
- рассмотрение феномена возникновения большого числа религиозных групп, появившихся в 90-е годы в России и причин их популярности;
- анализ отношений РПЦ и религиозных групп, появившихся на территории России в 90-е годы.
Поставленные задачи выполняются посредством теоретических методов исследования: анализа литературы, сравнения мнений авторов к рассмотрению религиозных групп, синтеза и обобщения полученной информации.
Общая структура работы определяется ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, кратко излагается структура и основное содержание.
В первой главе “История развития свободы вероисповедания до конца XIX века” рассматриваются в основном особенности существования носителей протестантской веры и иных религиозных групп на территории Российского Государства до конца XIX века.
Во второй главе, которая называется “Начало XX века и религия в СССР”, дается описание ситуаций, связанных с переходом от Российской империи к СССР и изменения условий существования религиозных структур в соответствующий исторический.
Третья глава “Ситуация в 90-е годы и отношение РПЦ” посвящена анализу состояния свободы выбора религии в рассматриваемый период и основным тенденциям его изменений.
В заключении определяются результаты проделанной работы и делаются выводы относительно всей работы и отдельных ее частей.
В данной работе были прослежены основные этапы развития религиозных групп в России и было обнаружено, что свобода вероисповедания серьезно повлияла на состояние РПЦ в 90-е годы. Для реализации цели данной работы используется анализ исторических событий, происходивших на территории России с XVI века. Таким образом, выделяются основные этапы: история развития свободы вероисповедания до конца XIX века, затем начала XX века в СССР и в завершении 90-е годы, где рассматривается отношение РПЦ.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
1) Вплоть до начала XX века на территории России была религиозная терпимость, когда главенствующей религией было православие и отсутствовала возможность выхода из нее без каких-либо последствий, а переход в нее лишь приветствовался и давал ряд преимуществ.
2) В период советской власти можно наблюдать, что изначально отношение к религии является крайне негативными, тогда как после начала ВОВ религию во многом начинают развивать, дабы показать соблюдение свободы совести в стране и отсутствие претензий со стороны западных государств.
3) Смело можно заявить, что свобода совести на территории России появляется только в конце XX века после развала советского союза. Однако даже тут, как мы видим, существовали попытки вновь использовать религию, а конкретно Русскую православную церковь, в политической власти как было на протяжении XX века.
4) 90-е годы XX века можно разделить на два крупных периода - совместной работы Русской православной церкви с другими религиозными организациями и последующая их конфронтация. Можно отметить, что РПЦ была не готова к сильному росту других конфессий, из-за чего позднее поняв свою неспособность прямо противостоять в данной религиозной борьбе активно стремилась к поддержке власти, которой в тот момент также было выгодно данное соглашение.
5) Рассматривая историю России в целом, можно отметить что православие всегда было главенствующей религией в России среди остальных. Несомненно, и протестанты, и мусульмане, и буддисты долгое время находились рядом, однако ни одна из этих религий не имела такого же положения в обществе как православие. И когда в 90-е годы появилась угроза потери данного статуса РПЦ пытается активно сохранить его, в том числе жертвуя отношениями с другими конфессиями.
1. Алов А.А., Владимиров Н.Г. Ислам в России. М., 1996. С. 32.
2. Арихерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября – 2 декабря 1993 г. Документы. М., 1994. С. 13.
3. Верховский А. Ксенофобия и религия в России // Диа-Логос: Религия и общество 1998-1999. Альманах. М., 1999. С. 125.
4. Внешняя политика России XIX и начала XX века. М., 1972. Т. 8. С. 518.
5. Государство. Общество. Церковь. XX век. С. 24.
6. Журнал Московской Патриархии. 1992. № 1. С. 9.
7. Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с ситуацией, сложившейся вокруг нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Журнал Московской патриархии. 1997. № 8. С. 4.
8. Зимина К. Ю. Ревитализация религиозной свободы в постсоветский период / К. Ю Зимина // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2016. – № 3(40). – С. 164–166.
9. Казьмина О. Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России (Этноконфессиональная составляющая проблемы). Автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2007. С. 47.
10. Королев А. А., Мельниченко О. В. – Государственно-церковные отношения в постсоветской России (1991– 2000 гг.) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 725–731.
11. Крылова Г. Свобода религии и права человека // Диа-Логос: Религия и общество 1998-1999. Альманах. М., 1999. С. 280.
12. Кузнецов Н.Д. Указ. Соч. С. 35.
13. Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., НЛО. 2004.
14. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 209.
15. Миронов Б. Н. Указ. соч. Т. 1. С. 36-45.
16. Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Модель государственной политики в сфере свободы совести в современной России // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». № 2. 2011 г. С. 221-223.
17. Мчедлов М.П. Вера в России в зеркале статистики // НГ-Религии от 17.05.2000.
18. Новые церкви, старые верующие – старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмака. М.; СПб.: Летний сад, 2007. 416 С.
19. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 348.
20. Орленко С.П. Выходцы из Западной Европы в России XVII века. М.: 2004.
21. Панков Г. О политике Советского государства... С. 229.
22. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815-1816. СПб., 1830.
23. Поспеловский Д.В. Тоталитаризм и вероисповедание. С. 361.
24. Правда. 1988. 30 апр.
25. Православная богословская энциклопедия, Том 3. Петроград: Тип. А.П. Лопухина. 1902.
26. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви "Православная Энциклопедия", 2000.
27. Рейснер М. А. Государство и верующая личность. СПб., 1905. С. 193-198.
28. Религия и российское многообразие / Филатов С.Б. – М.; СПб.: Летний сад, 2011.
29. Рущинский Л.П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков. М. 1871.
30. Смирнов М. Двуликий Ильич // НГ-Религии. 2002. 20 нояб.
31. Соколов И. Отношение протестантизма к России в XVI-XVII веке. М. 1880.
32. Степанова Е.А. Вера и толерантность. В сб.: Религия в меняющимся мире. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2012. 16 С.
33. Стецкевич М.С., Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры. СПб., 2012. С. 246.
34. Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М.: 1890.
35. Чумакова Т.В. Подготовка к всесоюзной переписи 1937 г. создание карты религий СССР // Диалог со временем. 2012. Вып. 41. С. 296-316.
36. Штерин М. Взаимоотношения между церковью и государством и религиозное законодательство в России в 1990-е годы // Фурман Д. Е., Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие. С. 196-197.
37. Щапов Я.Н. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. М. 1996. С. 13-14.
38. Якунин Г. В служении культу (Московская Патриархия и культ личности Сталина) // На пути к свободе совести. М. 1989. С. 174.