ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
1.1. Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов по зрению
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной реабилитации инвалидов по зрению…
1.3. Зарубежные проекты по социальной реабилитации незрячих детей
1.4. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов по зрению: цели, содержание, принципы организации
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НЕЗРЯЧИМИ ДЕТЬМИ В СУБЪЕКТАХ РФ
2.1. Проблемы изучения национальной литературы незрячими и слабовидящими детьми в субъектах РФ
2.2. Социальные проекты по продвижению чтения для незрячих и слабовидящих детей в субъектах РФ
2.3. Разработка кейса по продвижению чтения чувашской национальной литературы для незрячих и слабовидящих детей……………..56
3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЧТЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «АУДИОСПЕКТАКЛИ ПО ЧУВАШСКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ И ЛЕГЕНДАМ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧУВАШСКИХ ДИАСПОР)
3.1. Прикладное исследование на тему «Инновационные методы изучения литературы незрячими детьми как средство социокультурной реабилитации»
3.2. Внедрение и социальные эффекты проекта по продвижению чтения национальной литературы «Аудиоспектакли по чувашским национальным сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор»………………………………………………………………………….67
3.3. Анализ результатов анкетного опроса родителей и опекунов детей-инвалидов по зрению…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Важнейшим результатом реабилитации инвалида по зрению является процесс интеграции его в общество, становление его личности и понимания им своей важности и нужности в этом мире.
Процесс восприятия мира закладывается с самого детства, поэтому так важна социальная реабилитация в раннем возрасте. Дети во всех странах нуждаются в социальной реабилитации. Так, исследования, проводимые в Германии и Франции, показывают, что одной из основных проблем незрячих детей является проблема инклюзивного образования. Существенной причиной отказа от инклюзивного образования выражается в страхе родителей, который обуславливается физической, социальной, психологической неприспособленностью ребенка. В США ответственность за обучение и социализацию ребенка-инвалида несут его родители. В каждом штате свои программы социализации и обучения незрячих детей, но выбрать их должны родители или опекуны ребенка. Поэтому многие родители предпочитают дистанционное обучение, что сказывается на общении детей со своими сверстниками.
По данным исследований МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца на 2019 год в России 226 тысяч инвалидов по зрению, половина из них – тотально слепые. В России 42 тысячи детей с необратимыми заболеваниями глаз, около 20 тысяч из них – тотально слепые. Только около 20% детей-инвалидов по зрению слепые от рождения, остальные получили инвалидность в результате заболеваний и травм .
Для успешной социальной реабилитации незрячих и слабовидящих детей необходимо раскрывать творческий потенциал ребенка. Ведь именно через творчество детям приходит осознание окружающей среды, формируется эстетический вкус, развивается духовность и формируются социальные установки. Поэтому незрячим и слабовидящим детям для их интеграции в общество очень важна социокультурная реабилитация.
В каждом субъекте Российской Федерации есть дети-инвалиды по зрению, и федеральных программ для их социальной реабилитации может быть недостаточно. Так как Россия многонациональная страна, незрячим и слабовидящим детям, воспитывающимся в субъекте, имеющим свой национальный язык, необходима специальная социокультурная реабилитация, учитывающая его национальную принадлежность и культуру его народа.
Важную роль в социокультурной реабилитации играет культура чтения. В Российской Федерации реализуется много проектов и федеральных программ, нацеленных на обеспечение доступа детям-инвалидам по зрению к литературе в доступной для них форме. Но данные проекты и программы рассчитаны на русскую литературу. Если незрячий ребенок живет в субъекте, имеющим свой национальный язык, то у него возникают проблемы с доступом национальной литературы в соответствующей форме.
Учитывая важность формирования с детства патриотического воспитания, понимания национальной идентичности, становления личности ребенка посредством адаптации его в родной культуре полагаем, что обращение к исследованию указанных проблем является важной задачей, обусловленной требованиями времени и науки.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы социальной реабилитации незрячих детей явились работы Выготского Л. С., Дидро Д., Акатова Л.И., Холостовой Е.И., Тарасюк Е.Ю., Каеткина Е.В., Кондратюк Г.И., Ляшенко Н.И., Тимофеевой Т.Л., Карагозовой И.П., Артемьевой И.А., Сапуновой Ю.А., Старшиновой А.В., Конюховой Е.Ю, Ларссоном К., Гаутьером Д., Флитом О., Шер У. Кернером М.и др. В данных источниках подробно рассмотрено понятие «ребенок-инвалид по зрению», определены основные виды социальной реабилитации незрячих детей.
Цель выпускной квалификационной работы– на основе анализа особенностей социокультурной реабилитации детей-инвалидов по зрению в субъектах РФ разработать проектное предложение по повышению эффективности этого процесса. Поставленная цель достигается на основе решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и организационно-правовые основы социальной реабилитации детей-инвалидов по зрению.
2. Рассмотреть зарубежные и российские программы и проекты по реабилитации инвалидов по зрению.
3. Выявить проблемы и наиболее востребованные методы изучения национальной литературы незрячими и слабовидящими детьми в субъектах Российской Федерации.
4. Разработать кейс по продвижению чтения чувашской национальной литературы для незрячих и слабовидящих детей.
5. Провести эмпирическое исследование «Инновационные методы изучения литературы незрячими детьми как средство социокультурной реабилитации».
Объект исследования — незрячие дети как особая группа населения субъектов РФ с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования –социокультурная реабилитация незрячих детей, методы изучения национальной литературы незрячими детьми в субъектах РФ.
Методы исследования: для решения задач выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов.
2. Эмпирические – анкетирование родителей и опекунов детей-инвалидов по зрению, сбор и анализ отзывов детей и родителей о проекте «Аудиоспектакли по чувашским народным сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор».
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы: Исследование проводилось на базе Социальной клиники СПбГУ и специализированных библиотек в субъектах Российской Федерации: Чувашская республиканская специальная библиотека им. Л. Н. Толстого, Государственное казённое учреждение культуры Республики Марий Эл Республиканская библиотека для слепых, ГБУК РТ Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих (Татарстан), Республиканская специальная библиотека для слепых (Дагестан), Национальная библиотека Отдел обслуживания слепых и слабовидящих пользователей (Бурятия), Мордовская специальная библиотека для слепых, Специальная библиотека для слепых Республики Коми имени Луи Брайля, Библиотека для слепых (Адыгея), Республиканская специальная библиотека для слепых (Чечня), Республиканская специальная библиотека для слепых (Махачкала), ГБУК РБ Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина.
Выборка исследования сформирована из детей-инвалидов по зрению, их родителей и опекунов. Количество детей, охваченных проектом – 228 человек, предоставивших свои отзывы о проекте - 156. Количество респондентов анкетного опроса- 97 человек.
Гипотезы исследования:
1. Изучение национальной литературы не является распространенным методом социокультурной реабилитации.
2. Аудиоспектакли – инновационный и востребованный метод изучения национальной литературы незрячими детьми.
Научная новизна работы состоит в том, что:
- исследованы социальные проекты для незрячих детей, реализованные на территории РФ;
- выявлены проблемы доступа к национальной литературе у незрячих детей в субъектах РФ;
- разработан кейс по продвижению чтения чувашской национальной литературы для незрячих и слабовидящих детей и проведена оценка его эффектов на социальном и индивидуальном уровнях.
Проект получил общественное признание: победитель Всероссийского конкурса социальных проектов «Инносоциум» (приложение 1), участник IIОткрытого конкурса программ и практик 2020 года в сфере социокультурной реабилитации инвалидов (приложение2), финалист Всероссийского конкурса молодежных проектов «Приоритеты роста» (приложение 3), лауреат Общественной премии за сохранение языкового многообразия «Ключевое слово» (приложение 4).
Проект реализован при грантовой поддержке фонда Росконгресс.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты социальной реабилитации инвалидов по зрению, анализируются нормативно-правовые источники, раскрывается понятие социокультурной реабилитации. Вот второй главе исследуются социальные проекты по продвижению чтения среди незрячих детей в различных субъектах Российской Федерации и описывается опыт реализации проекта «Аудиоспектакли по чувашским сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор». Третья глава посвящена результатам прикладного исследования и анализу внедрения проекта.
Общий объем работы составляет 91 страницы. Список литературы включает 61 источник, в том числе 5 на иностранных языках.
Результаты исследования показали, что адаптация незрячих и слабовидящих детей происходит в сложных условиях, во всех субъектах РФ незрячие дети испытывают проблемы с социальной реабилитацией, с доступом к национальной литературе соответствующей форме.
Социальная реабилитация инвалидов по зрению изучалась разными учеными из разных стран с древнейших времен и изучается до сих пор. И до сих пор проблема социальной реабилитации является остроактуальной. В Российской Федерации инвалиды защищены на законодательном уровне. Все законы, направленные на защиту инвалидов, основываются на Конвенции о правах инвалидов. В зарубежных странах очень сильно развивается проектная деятельность и реализуются программы по социальной реабилитации инвалидов по зрению. Социокультурная реабилитация несомненно один из важнейших элементов социальной реабилитации. На данный момент в России реализуется множество проектов, направленных на социокультурную реабилитацию незрячих и слабовидящих детей. Многие социально-реабилитационные центры делают упор на развитие творческих способностей у детей. Именно социокультурная реабилитация способствует раскрытию личности инвалида, а это основа для плодотворной интеграции в общество.
По результатам исследования стало понятно, что незрячим и слабовидящим детям интересна национальная литература, но они испытывают проблемы с доступом к национальной литературе в соответствующей форме. Книги по национальной литературе практически не переводятся на шрифт Брайля, в основном дети-инвалиды по зрению знакомятся с литературой их региона в аудио формате или через книги с крупным шрифтом. Но в аудио формате ребенку надоедает слушать монотонный голос рассказчика, а крупный шрифт не доступен для детей с острым нарушением зрения. Поэтому проблема изучения национальной литературы незрячими и слабовидящими детьми в субъектах РФ актуальна до сих пор.
Проведенное исследование показало, что большинство респондентов считают социальное проектирование действенным методом решения проблемы доступности национальной литературы незрячим детям, а форма аудиоспектаклей является очень востребованной инновационной формой для изучения национальной литературы незрячими детьми.
Для решения проблемы доступа к национальной литературе у незрячих и слабовидящих детей нами был разработан кейс «Аудиоспектакли по чувашским народным сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор».
Эффект от реализации проекта на социальном уровне.
Достижение положительных тенденций в обеспечении чувашских диаспор и чувашских национально-культурных объединений национальным фольклором на родном языке. Достижение положительных тенденций в обеспечении незрячих и слабовидящих детей чувашской национальной литературой в соответствующей форме. Увеличение числа читателей чувашской национальной литературы среди незрячего населения республики. Появление новых форм и укрепление социального партнерства муниципальных и общественных организаций, государственных структур и СМИ в интересах продвижения национальной литературы. Внедрение в образовательных учреждениях республики инновационных программ продвижения чтения чувашской литературы.
Эффект от реализации проекта на индивидуальном уровне. После реализации проекта у детей-инвалидов по зрению и их родителей и опекунов улучшилось социальное и психологическое самочувствие. Проект позитивным образом повлиял на расширение кругозора, настроение, интерес к чтению, желание развивать свои творческие интересы, общение со сверстниками.
1. Конвенция о правах инвалидов (Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=37511
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон от 27ноября 1995, N 48-ФЗ// [принят Государственной Думой 24 дек. 2008 г. : одобрен Советом Федерации 29 дек. 2008 г.] // ГАРАНТ : справ.-правовая система. – Режим доступа: по подписке.
3. Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности : Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г,. N 927 // // ГАРАНТ : справ.-правовая система. – Режим доступа: по подписке.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы : Постановление Правительства РФ : от 1 декабря 2015 г. - № 1297. –URL: https://base.garant.ru/71265834/ (дата обращения: 26.03.2020).
5. Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида : Постановление Минтруда РФ от 14.12.1996, N 14 // // ГАРАНТ : справ.-правовая система. – Режим доступа: по подписке.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации : от 26 января 2007 г. - № 79-р г. Москва. URL: https://rg.ru/2007/02/02/deti-rossii-dok.html (дата обращения:11.03.2020).
7. Устав Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общество слепых». – URL:https://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3919:2015-12-29-08-25-12&catid=45:c-gr-newsvos&Itemid=59 (дата 25.11.2020).
8. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
9. Алексеева О. А. Новая реальность - стимул для поиска новых форматов / О. А. Алексеева // Книжное дело, 2017. - № 4. – С. 27-35.
10. Ананьев Б. Г. Социокультурная реабилитация / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Просвещение, 1968. - C.93, 326-335.
11. Батталова С. С. Организация процессов онлайн-обучения для незрячих и слабовидящих / С.С. Батталова // Библиотеки Кузбасса : новости, 2016. – С. 20-21.
12. Быкова П. А. Организация библиотечного обслуживания малых городов и сел / П. А. Быкова // Современная библиотека, 2015. - №. 3. – С. 35-39.
13. Волкова О. В. Социальная реабилитация как направление социальной работы / О. В. Волкова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. - № 2. – С. 171-176.
14. Выготский Л. С. Слепой ребенок : собр. cоч. : в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва, 1983. - Т.5. – 391 с.
15. Грызунов А. В. Использование информационных технологий в деятельности специальных библиотек / А.В. Грызунов // Библиотековедение, 2017. - № 2. – С. 86-97.
16. Дидро Д. Письмо о слепых, предназначенное зрячим / Д. Дидро, пер. П. С. Попова. - М., 1986.
17. Загорская Л. М., Назаркина В. А. Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению подросткового и старшего школьного возраста: современные технологии / Л. М. Загорская, В. А. Назаркина // Сервис в России и за рубежом. 2016. - № 5. – С. 105-125.
18. Каеткина Е. В., Кондратюк Г. И., Ляшенко Н. И. Реабилитация слабовидящих детей в специализированном центре / Е. В. Каеткина, Г. И. Кондратюк, Н. И. Ляшенко // Медицинская академия имени С. И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». – Севастополь, 2017. – Вып. 2. – С. 46-59.
19. Коробейников И. А. Нарушение развития и социальная адаптация. / И. А. Коробейников. – Москва: Велес, 2012. – 372 с.
20. Крапивина А. А. Виртуальные проекты как способ продвижения чтения и привлечение новых читателей в социальных сетях библиотеки для инвалидов по зрению / А.А. Крапивина // Специальные библиотеки. – 2016. - № 1. – С.12-17.
21. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак // Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
22. Нефедовская Л. В. Исследования качества жизни детей с нарушениями зрения / Л. В. Нефедовская // Социальная педиатрия и организация здравоохранения. – 2009. - № 2. – С. 10-12.
23. Прокопенко Н. П. Изучение личностных проблем слепых и слабовидящих детей на примере коррекционного образовательного учреждения / Н. П. Прокопенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 10. - C. 193-196.
24. Серова Т. Н. Проблемы библиотечного обслуживания инвалидов по зрению / Т.Н. Серова // Информационный бюллетень СПб ГБУК ГБСС. – Санкт-Петербург, 2018. – 16 с.
25. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года : информационный бюллетень / Федер. служба гос. статистики. – Москва : ИИЦ «Статистика России», 2012. – 183 с.
26. Стариченко Л. Н. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания / Л. Н. Стариченко. – Москва : Академический проект, 2017. – 212 с.
27. Татарский синтезатор речи / Сафарова Г. И. // Казанский вестник, 2019. - № 167. – С. 28.
28. Территория чтения. - Вып. 1. : Продвижение чтения в среду инвалидов по зрению // Ростов. обл. спец. б-ка для слепых; сост. И.А. Гетажаева.- Ростов на Дону, 2013 г.- 14 с.
29. Чванова М. С., Дубровина О. В. Особенности социализации слабовидящих и незрячих в процессе обучения в Германии, Франции и США / М. С. Чванова, О. В. Дубровина // Профессиональное образование в России и за рубежом. Москва – 2018. - № 4. – С. 222-231.
30. Fisher, P. The linear medical model of disability: mothers of disabled babies resist with counter-narratives / P. Fisher // Sociology of Health & Illness, 2007. — № 1. — P. 66—81.
31. Адыгские сказки для слепых детей. – URL: http://fond-adygi.ru/page/adygskie-skazki-dlja-slepyh-detej (дата обращения: 14.11.2020).
32. Аудиоспектакли по чувашским народным сказкам и легендам для незрячих детей. – URL: https://innosocium.ru/news/16 (дата обращения: 28.11.2020).
33. В Башкирской библиотеке для слепых появились мультиязыковые аудиокниги для незрячих. – URL: https://ufacity.info/press/news/331308.html (дата обращения: 25.11.2020).
34. В Казани на средства президентского гранта незрячих научат пользованию интернетом и чтению по Брайлю. – URL: https://www.business-gazeta.ru/news/411241 (дата обращения: 25.10.2020).
35. В формате 3D. Как пекут учебники для незрячих в Казани. – URL: https://kazan.aif.ru/society/details/uchebniki_iz_pechki_v_rt_izdali_unikalnye_posobiya_dlya_nezryachih (дата обращения: 10.10.2020).
36. Всемирная организация здравоохранения. – URL: https://www.who.int/ (дата обращения 02.04.2020).
37. Всероссийское общество слепых. – URL: https://www..org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=660&Itemid=272 (дата обращения 11.04.2020).
38. Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей. – URL: https://xn--90aae3anv.xn--p1ai/?p=16364 (дата обращения: 01.11.2020).
39. Марбург. Город слепых. – URL: http://www.ug.ru/article/139 (дата обращения 10.03.2020).
40. Минкультуры Чувашии. – URL: http://culture.cap.ru/ (дата обращения: 20.11.2020).
41. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. - URL:http://www.obrazov.cap.ru/(дата обращения: 20.11.2020).
42. Минпросвещения России. – URL: https://edu.gov.ru/press/3129/13-noyabrya-mezhdunarodnyy-den-slepyh/ (дата обращения: 22.11.2020).
43. Молодёжный социальный проект «Прикосновение» поддерживает незрячих и слабовидящих детей. – URL: http://www.rewizor.ru/literature/news/sotsialnyy-proekt-prikosnovenie-podderjit-nezryachih-i-slabovidyashchih-detey/ (дата обращения 26.04.2020).
44. Музей ощущений Пермской художественной галереи. – URL: https://.ru/educational-program/10 (дата обращения 15.03.2020).
45. Национальный медицинский исследовательский центр глазных болезней имени Гельмгольца. – URL: https: helmholtzeyeinstitute //.ru/ (дата обращения 06.04.2020).
46. Незрячих и слабовидящих в Ингушетии знакомят с миром Корана. - URL: https://alif.tv/nezryachih-i-slabovidyashhih-v-ingushetii-znakomyat-s-mirom-korana/ (дата обращения: 15.11.2020).
47. Спецбиблиотека для слепых и слабовидящих выиграла грант на создание книжного навигатора. - URL: https://www.tatar-inform.ru/news/society/06-06-2019/spetsbiblioteka-dlya-slepyh-i-slabovidyaschih-vyigrala-grant-na-sozdanie-knizhnogo-navigatora-5066704 (дата обращения: 09.11.2020).
48. Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля. – URL: http://www.sighted.komisbs.ru/kollegam/proekty/ (дата обращения: 30.11.2020).
49.Старшинова А.В. Социальная реабилитация детей с тяжёлыми нарушениями зрения. – URL: https://www.studmed.ru/starshinova-a-v-erina-e-l-sostav-socialnaya-reabilitaciya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-zreniya_e43f6f3de17.html (дата обращения: 24.03.2021).
50. Тактильные книги для маленьких читателей с нарушениями зрения. – URL: https://dobro.ru/projects/тактильные-книги-для-маленьких-читателей-с-нарушениями-зрения (дата обращения: 16.10.2020).
51. Территория чтения .- URL: https://altapress.ru/zhizn/story/rukami-i-ushami-kak-udivitelnie-ustroystva-v-altayskoy-spetsbiblioteke-pomogayut-nezryachim-pochuvstvovat-bukvi-270567 (дата обращения: 11.11.2020).
52. Тифлопомощники - инструмент социальной адаптации людей с инвалидностью по зрению. – URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=56F4BF51-7657-498F-97FA-AC4C698144EB (дата обращения: 29.11.2020).
53. Федеральные целевые программы. – URL: https://www. economy.gov ru/material/departments/d17/federalnye_celevye_programmy/ (дата обращения 06.04.2020).
54. Храпылина Л. П. Реабилитация инвалидов / Л. П. Храпылина. –
– URL: http://www.rusichi-center.ru (дата обращения 16.04.2020).
55. Читаем дома. – URL: http://sbsrd.ru/index.php/aktsiya-chitaemdoma.html?limitstart=0 (дата обращения: 19.10.2020).
56. Чувашский национальный конгресс. – URL: http://www.chnk.ru/ (дата обращения: 25.11.2020).
57. Экскурсии с незрячим гидом «Осязаемый Петербург». – URL: https://vk.com/2feelspb/ (дата обращения 27.03.2020).
58. Centre national d'enseignement à distance. – URL: https://www.cned.fr/ (дата обращения 16.03.2020).
59. Council of Schools and Services for the Blind. American Foundation for the Blind. – URL: https://www.afb.org/ (дата обращения 09.03.2020).
60. LightHouse for the Blind and Visually Impaire. – URL: : https:// /programs/youth/ (дата обращения 11.03.2020).
61. The Hadley Institute for the Blind and Visually Impaired. URL: https://www.hadley.edu/ (дата обращения 09.03.2020).