ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НЕЗРЯЧИМИ ДЕТЬМИ В СУБЪЕКТАХ РФ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
1.1. Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов по зрению
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной реабилитации инвалидов по зрению…
1.3. Зарубежные проекты по социальной реабилитации незрячих детей
1.4. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов по зрению: цели, содержание, принципы организации
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НЕЗРЯЧИМИ ДЕТЬМИ В СУБЪЕКТАХ РФ
2.1. Проблемы изучения национальной литературы незрячими и слабовидящими детьми в субъектах РФ
2.2. Социальные проекты по продвижению чтения для незрячих и слабовидящих детей в субъектах РФ
2.3. Разработка кейса по продвижению чтения чувашской национальной литературы для незрячих и слабовидящих детей……………..56
3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЧТЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «АУДИОСПЕКТАКЛИ ПО ЧУВАШСКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ И ЛЕГЕНДАМ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧУВАШСКИХ ДИАСПОР)
3.1. Прикладное исследование на тему «Инновационные методы изучения литературы незрячими детьми как средство социокультурной реабилитации»
3.2. Внедрение и социальные эффекты проекта по продвижению чтения национальной литературы «Аудиоспектакли по чувашским национальным сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор»………………………………………………………………………….67
3.3. Анализ результатов анкетного опроса родителей и опекунов детей-инвалидов по зрению…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
1.1. Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов по зрению
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной реабилитации инвалидов по зрению…
1.3. Зарубежные проекты по социальной реабилитации незрячих детей
1.4. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов по зрению: цели, содержание, принципы организации
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НЕЗРЯЧИМИ ДЕТЬМИ В СУБЪЕКТАХ РФ
2.1. Проблемы изучения национальной литературы незрячими и слабовидящими детьми в субъектах РФ
2.2. Социальные проекты по продвижению чтения для незрячих и слабовидящих детей в субъектах РФ
2.3. Разработка кейса по продвижению чтения чувашской национальной литературы для незрячих и слабовидящих детей……………..56
3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЧТЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «АУДИОСПЕКТАКЛИ ПО ЧУВАШСКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ И ЛЕГЕНДАМ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧУВАШСКИХ ДИАСПОР)
3.1. Прикладное исследование на тему «Инновационные методы изучения литературы незрячими детьми как средство социокультурной реабилитации»
3.2. Внедрение и социальные эффекты проекта по продвижению чтения национальной литературы «Аудиоспектакли по чувашским национальным сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор»………………………………………………………………………….67
3.3. Анализ результатов анкетного опроса родителей и опекунов детей-инвалидов по зрению…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Важнейшим результатом реабилитации инвалида по зрению является процесс интеграции его в общество, становление его личности и понимания им своей важности и нужности в этом мире.
Процесс восприятия мира закладывается с самого детства, поэтому так важна социальная реабилитация в раннем возрасте. Дети во всех странах нуждаются в социальной реабилитации. Так, исследования, проводимые в Германии и Франции, показывают, что одной из основных проблем незрячих детей является проблема инклюзивного образования. Существенной причиной отказа от инклюзивного образования выражается в страхе родителей, который обуславливается физической, социальной, психологической неприспособленностью ребенка. В США ответственность за обучение и социализацию ребенка-инвалида несут его родители. В каждом штате свои программы социализации и обучения незрячих детей, но выбрать их должны родители или опекуны ребенка. Поэтому многие родители предпочитают дистанционное обучение, что сказывается на общении детей со своими сверстниками.
По данным исследований МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца на 2019 год в России 226 тысяч инвалидов по зрению, половина из них – тотально слепые. В России 42 тысячи детей с необратимыми заболеваниями глаз, около 20 тысяч из них – тотально слепые. Только около 20% детей-инвалидов по зрению слепые от рождения, остальные получили инвалидность в результате заболеваний и травм .
Для успешной социальной реабилитации незрячих и слабовидящих детей необходимо раскрывать творческий потенциал ребенка. Ведь именно через творчество детям приходит осознание окружающей среды, формируется эстетический вкус, развивается духовность и формируются социальные установки. Поэтому незрячим и слабовидящим детям для их интеграции в общество очень важна социокультурная реабилитация.
В каждом субъекте Российской Федерации есть дети-инвалиды по зрению, и федеральных программ для их социальной реабилитации может быть недостаточно. Так как Россия многонациональная страна, незрячим и слабовидящим детям, воспитывающимся в субъекте, имеющим свой национальный язык, необходима специальная социокультурная реабилитация, учитывающая его национальную принадлежность и культуру его народа.
Важную роль в социокультурной реабилитации играет культура чтения. В Российской Федерации реализуется много проектов и федеральных программ, нацеленных на обеспечение доступа детям-инвалидам по зрению к литературе в доступной для них форме. Но данные проекты и программы рассчитаны на русскую литературу. Если незрячий ребенок живет в субъекте, имеющим свой национальный язык, то у него возникают проблемы с доступом национальной литературы в соответствующей форме.
Учитывая важность формирования с детства патриотического воспитания, понимания национальной идентичности, становления личности ребенка посредством адаптации его в родной культуре полагаем, что обращение к исследованию указанных проблем является важной задачей, обусловленной требованиями времени и науки.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы социальной реабилитации незрячих детей явились работы Выготского Л. С., Дидро Д., Акатова Л.И., Холостовой Е.И., Тарасюк Е.Ю., Каеткина Е.В., Кондратюк Г.И., Ляшенко Н.И., Тимофеевой Т.Л., Карагозовой И.П., Артемьевой И.А., Сапуновой Ю.А., Старшиновой А.В., Конюховой Е.Ю, Ларссоном К., Гаутьером Д., Флитом О., Шер У. Кернером М.и др. В данных источниках подробно рассмотрено понятие «ребенок-инвалид по зрению», определены основные виды социальной реабилитации незрячих детей.
Цель выпускной квалификационной работы– на основе анализа особенностей социокультурной реабилитации детей-инвалидов по зрению в субъектах РФ разработать проектное предложение по повышению эффективности этого процесса. Поставленная цель достигается на основе решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и организационно-правовые основы социальной реабилитации детей-инвалидов по зрению.
2. Рассмотреть зарубежные и российские программы и проекты по реабилитации инвалидов по зрению.
3. Выявить проблемы и наиболее востребованные методы изучения национальной литературы незрячими и слабовидящими детьми в субъектах Российской Федерации.
4. Разработать кейс по продвижению чтения чувашской национальной литературы для незрячих и слабовидящих детей.
5. Провести эмпирическое исследование «Инновационные методы изучения литературы незрячими детьми как средство социокультурной реабилитации».
Объект исследования — незрячие дети как особая группа населения субъектов РФ с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования –социокультурная реабилитация незрячих детей, методы изучения национальной литературы незрячими детьми в субъектах РФ.
Методы исследования: для решения задач выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов.
2. Эмпирические – анкетирование родителей и опекунов детей-инвалидов по зрению, сбор и анализ отзывов детей и родителей о проекте «Аудиоспектакли по чувашским народным сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор».
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы: Исследование проводилось на базе Социальной клиники СПбГУ и специализированных библиотек в субъектах Российской Федерации: Чувашская республиканская специальная библиотека им. Л. Н. Толстого, Государственное казённое учреждение культуры Республики Марий Эл Республиканская библиотека для слепых, ГБУК РТ Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих (Татарстан), Республиканская специальная библиотека для слепых (Дагестан), Национальная библиотека Отдел обслуживания слепых и слабовидящих пользователей (Бурятия), Мордовская специальная библиотека для слепых, Специальная библиотека для слепых Республики Коми имени Луи Брайля, Библиотека для слепых (Адыгея), Республиканская специальная библиотека для слепых (Чечня), Республиканская специальная библиотека для слепых (Махачкала), ГБУК РБ Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина.
Выборка исследования сформирована из детей-инвалидов по зрению, их родителей и опекунов. Количество детей, охваченных проектом – 228 человек, предоставивших свои отзывы о проекте - 156. Количество респондентов анкетного опроса- 97 человек.
Гипотезы исследования:
1. Изучение национальной литературы не является распространенным методом социокультурной реабилитации.
2. Аудиоспектакли – инновационный и востребованный метод изучения национальной литературы незрячими детьми.
Научная новизна работы состоит в том, что:
- исследованы социальные проекты для незрячих детей, реализованные на территории РФ;
- выявлены проблемы доступа к национальной литературе у незрячих детей в субъектах РФ;
- разработан кейс по продвижению чтения чувашской национальной литературы для незрячих и слабовидящих детей и проведена оценка его эффектов на социальном и индивидуальном уровнях.
Проект получил общественное признание: победитель Всероссийского конкурса социальных проектов «Инносоциум» (приложение 1), участник IIОткрытого конкурса программ и практик 2020 года в сфере социокультурной реабилитации инвалидов (приложение2), финалист Всероссийского конкурса молодежных проектов «Приоритеты роста» (приложение 3), лауреат Общественной премии за сохранение языкового многообразия «Ключевое слово» (приложение 4).
Проект реализован при грантовой поддержке фонда Росконгресс.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты социальной реабилитации инвалидов по зрению, анализируются нормативно-правовые источники, раскрывается понятие социокультурной реабилитации. Вот второй главе исследуются социальные проекты по продвижению чтения среди незрячих детей в различных субъектах Российской Федерации и описывается опыт реализации проекта «Аудиоспектакли по чувашским сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор». Третья глава посвящена результатам прикладного исследования и анализу внедрения проекта.
Общий объем работы составляет 91 страницы. Список литературы включает 61 источник, в том числе 5 на иностранных языках.
Процесс восприятия мира закладывается с самого детства, поэтому так важна социальная реабилитация в раннем возрасте. Дети во всех странах нуждаются в социальной реабилитации. Так, исследования, проводимые в Германии и Франции, показывают, что одной из основных проблем незрячих детей является проблема инклюзивного образования. Существенной причиной отказа от инклюзивного образования выражается в страхе родителей, который обуславливается физической, социальной, психологической неприспособленностью ребенка. В США ответственность за обучение и социализацию ребенка-инвалида несут его родители. В каждом штате свои программы социализации и обучения незрячих детей, но выбрать их должны родители или опекуны ребенка. Поэтому многие родители предпочитают дистанционное обучение, что сказывается на общении детей со своими сверстниками.
По данным исследований МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца на 2019 год в России 226 тысяч инвалидов по зрению, половина из них – тотально слепые. В России 42 тысячи детей с необратимыми заболеваниями глаз, около 20 тысяч из них – тотально слепые. Только около 20% детей-инвалидов по зрению слепые от рождения, остальные получили инвалидность в результате заболеваний и травм .
Для успешной социальной реабилитации незрячих и слабовидящих детей необходимо раскрывать творческий потенциал ребенка. Ведь именно через творчество детям приходит осознание окружающей среды, формируется эстетический вкус, развивается духовность и формируются социальные установки. Поэтому незрячим и слабовидящим детям для их интеграции в общество очень важна социокультурная реабилитация.
В каждом субъекте Российской Федерации есть дети-инвалиды по зрению, и федеральных программ для их социальной реабилитации может быть недостаточно. Так как Россия многонациональная страна, незрячим и слабовидящим детям, воспитывающимся в субъекте, имеющим свой национальный язык, необходима специальная социокультурная реабилитация, учитывающая его национальную принадлежность и культуру его народа.
Важную роль в социокультурной реабилитации играет культура чтения. В Российской Федерации реализуется много проектов и федеральных программ, нацеленных на обеспечение доступа детям-инвалидам по зрению к литературе в доступной для них форме. Но данные проекты и программы рассчитаны на русскую литературу. Если незрячий ребенок живет в субъекте, имеющим свой национальный язык, то у него возникают проблемы с доступом национальной литературы в соответствующей форме.
Учитывая важность формирования с детства патриотического воспитания, понимания национальной идентичности, становления личности ребенка посредством адаптации его в родной культуре полагаем, что обращение к исследованию указанных проблем является важной задачей, обусловленной требованиями времени и науки.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы социальной реабилитации незрячих детей явились работы Выготского Л. С., Дидро Д., Акатова Л.И., Холостовой Е.И., Тарасюк Е.Ю., Каеткина Е.В., Кондратюк Г.И., Ляшенко Н.И., Тимофеевой Т.Л., Карагозовой И.П., Артемьевой И.А., Сапуновой Ю.А., Старшиновой А.В., Конюховой Е.Ю, Ларссоном К., Гаутьером Д., Флитом О., Шер У. Кернером М.и др. В данных источниках подробно рассмотрено понятие «ребенок-инвалид по зрению», определены основные виды социальной реабилитации незрячих детей.
Цель выпускной квалификационной работы– на основе анализа особенностей социокультурной реабилитации детей-инвалидов по зрению в субъектах РФ разработать проектное предложение по повышению эффективности этого процесса. Поставленная цель достигается на основе решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и организационно-правовые основы социальной реабилитации детей-инвалидов по зрению.
2. Рассмотреть зарубежные и российские программы и проекты по реабилитации инвалидов по зрению.
3. Выявить проблемы и наиболее востребованные методы изучения национальной литературы незрячими и слабовидящими детьми в субъектах Российской Федерации.
4. Разработать кейс по продвижению чтения чувашской национальной литературы для незрячих и слабовидящих детей.
5. Провести эмпирическое исследование «Инновационные методы изучения литературы незрячими детьми как средство социокультурной реабилитации».
Объект исследования — незрячие дети как особая группа населения субъектов РФ с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования –социокультурная реабилитация незрячих детей, методы изучения национальной литературы незрячими детьми в субъектах РФ.
Методы исследования: для решения задач выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов.
2. Эмпирические – анкетирование родителей и опекунов детей-инвалидов по зрению, сбор и анализ отзывов детей и родителей о проекте «Аудиоспектакли по чувашским народным сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор».
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы: Исследование проводилось на базе Социальной клиники СПбГУ и специализированных библиотек в субъектах Российской Федерации: Чувашская республиканская специальная библиотека им. Л. Н. Толстого, Государственное казённое учреждение культуры Республики Марий Эл Республиканская библиотека для слепых, ГБУК РТ Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих (Татарстан), Республиканская специальная библиотека для слепых (Дагестан), Национальная библиотека Отдел обслуживания слепых и слабовидящих пользователей (Бурятия), Мордовская специальная библиотека для слепых, Специальная библиотека для слепых Республики Коми имени Луи Брайля, Библиотека для слепых (Адыгея), Республиканская специальная библиотека для слепых (Чечня), Республиканская специальная библиотека для слепых (Махачкала), ГБУК РБ Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина.
Выборка исследования сформирована из детей-инвалидов по зрению, их родителей и опекунов. Количество детей, охваченных проектом – 228 человек, предоставивших свои отзывы о проекте - 156. Количество респондентов анкетного опроса- 97 человек.
Гипотезы исследования:
1. Изучение национальной литературы не является распространенным методом социокультурной реабилитации.
2. Аудиоспектакли – инновационный и востребованный метод изучения национальной литературы незрячими детьми.
Научная новизна работы состоит в том, что:
- исследованы социальные проекты для незрячих детей, реализованные на территории РФ;
- выявлены проблемы доступа к национальной литературе у незрячих детей в субъектах РФ;
- разработан кейс по продвижению чтения чувашской национальной литературы для незрячих и слабовидящих детей и проведена оценка его эффектов на социальном и индивидуальном уровнях.
Проект получил общественное признание: победитель Всероссийского конкурса социальных проектов «Инносоциум» (приложение 1), участник IIОткрытого конкурса программ и практик 2020 года в сфере социокультурной реабилитации инвалидов (приложение2), финалист Всероссийского конкурса молодежных проектов «Приоритеты роста» (приложение 3), лауреат Общественной премии за сохранение языкового многообразия «Ключевое слово» (приложение 4).
Проект реализован при грантовой поддержке фонда Росконгресс.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты социальной реабилитации инвалидов по зрению, анализируются нормативно-правовые источники, раскрывается понятие социокультурной реабилитации. Вот второй главе исследуются социальные проекты по продвижению чтения среди незрячих детей в различных субъектах Российской Федерации и описывается опыт реализации проекта «Аудиоспектакли по чувашским сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор». Третья глава посвящена результатам прикладного исследования и анализу внедрения проекта.
Общий объем работы составляет 91 страницы. Список литературы включает 61 источник, в том числе 5 на иностранных языках.
Результаты исследования показали, что адаптация незрячих и слабовидящих детей происходит в сложных условиях, во всех субъектах РФ незрячие дети испытывают проблемы с социальной реабилитацией, с доступом к национальной литературе соответствующей форме.
Социальная реабилитация инвалидов по зрению изучалась разными учеными из разных стран с древнейших времен и изучается до сих пор. И до сих пор проблема социальной реабилитации является остроактуальной. В Российской Федерации инвалиды защищены на законодательном уровне. Все законы, направленные на защиту инвалидов, основываются на Конвенции о правах инвалидов. В зарубежных странах очень сильно развивается проектная деятельность и реализуются программы по социальной реабилитации инвалидов по зрению. Социокультурная реабилитация несомненно один из важнейших элементов социальной реабилитации. На данный момент в России реализуется множество проектов, направленных на социокультурную реабилитацию незрячих и слабовидящих детей. Многие социально-реабилитационные центры делают упор на развитие творческих способностей у детей. Именно социокультурная реабилитация способствует раскрытию личности инвалида, а это основа для плодотворной интеграции в общество.
По результатам исследования стало понятно, что незрячим и слабовидящим детям интересна национальная литература, но они испытывают проблемы с доступом к национальной литературе в соответствующей форме. Книги по национальной литературе практически не переводятся на шрифт Брайля, в основном дети-инвалиды по зрению знакомятся с литературой их региона в аудио формате или через книги с крупным шрифтом. Но в аудио формате ребенку надоедает слушать монотонный голос рассказчика, а крупный шрифт не доступен для детей с острым нарушением зрения. Поэтому проблема изучения национальной литературы незрячими и слабовидящими детьми в субъектах РФ актуальна до сих пор.
Проведенное исследование показало, что большинство респондентов считают социальное проектирование действенным методом решения проблемы доступности национальной литературы незрячим детям, а форма аудиоспектаклей является очень востребованной инновационной формой для изучения национальной литературы незрячими детьми.
Для решения проблемы доступа к национальной литературе у незрячих и слабовидящих детей нами был разработан кейс «Аудиоспектакли по чувашским народным сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор».
Эффект от реализации проекта на социальном уровне.
Достижение положительных тенденций в обеспечении чувашских диаспор и чувашских национально-культурных объединений национальным фольклором на родном языке. Достижение положительных тенденций в обеспечении незрячих и слабовидящих детей чувашской национальной литературой в соответствующей форме. Увеличение числа читателей чувашской национальной литературы среди незрячего населения республики. Появление новых форм и укрепление социального партнерства муниципальных и общественных организаций, государственных структур и СМИ в интересах продвижения национальной литературы. Внедрение в образовательных учреждениях республики инновационных программ продвижения чтения чувашской литературы.
Эффект от реализации проекта на индивидуальном уровне. После реализации проекта у детей-инвалидов по зрению и их родителей и опекунов улучшилось социальное и психологическое самочувствие. Проект позитивным образом повлиял на расширение кругозора, настроение, интерес к чтению, желание развивать свои творческие интересы, общение со сверстниками.
Социальная реабилитация инвалидов по зрению изучалась разными учеными из разных стран с древнейших времен и изучается до сих пор. И до сих пор проблема социальной реабилитации является остроактуальной. В Российской Федерации инвалиды защищены на законодательном уровне. Все законы, направленные на защиту инвалидов, основываются на Конвенции о правах инвалидов. В зарубежных странах очень сильно развивается проектная деятельность и реализуются программы по социальной реабилитации инвалидов по зрению. Социокультурная реабилитация несомненно один из важнейших элементов социальной реабилитации. На данный момент в России реализуется множество проектов, направленных на социокультурную реабилитацию незрячих и слабовидящих детей. Многие социально-реабилитационные центры делают упор на развитие творческих способностей у детей. Именно социокультурная реабилитация способствует раскрытию личности инвалида, а это основа для плодотворной интеграции в общество.
По результатам исследования стало понятно, что незрячим и слабовидящим детям интересна национальная литература, но они испытывают проблемы с доступом к национальной литературе в соответствующей форме. Книги по национальной литературе практически не переводятся на шрифт Брайля, в основном дети-инвалиды по зрению знакомятся с литературой их региона в аудио формате или через книги с крупным шрифтом. Но в аудио формате ребенку надоедает слушать монотонный голос рассказчика, а крупный шрифт не доступен для детей с острым нарушением зрения. Поэтому проблема изучения национальной литературы незрячими и слабовидящими детьми в субъектах РФ актуальна до сих пор.
Проведенное исследование показало, что большинство респондентов считают социальное проектирование действенным методом решения проблемы доступности национальной литературы незрячим детям, а форма аудиоспектаклей является очень востребованной инновационной формой для изучения национальной литературы незрячими детьми.
Для решения проблемы доступа к национальной литературе у незрячих и слабовидящих детей нами был разработан кейс «Аудиоспектакли по чувашским народным сказкам и легендам для незрячих детей и представителей чувашских диаспор».
Эффект от реализации проекта на социальном уровне.
Достижение положительных тенденций в обеспечении чувашских диаспор и чувашских национально-культурных объединений национальным фольклором на родном языке. Достижение положительных тенденций в обеспечении незрячих и слабовидящих детей чувашской национальной литературой в соответствующей форме. Увеличение числа читателей чувашской национальной литературы среди незрячего населения республики. Появление новых форм и укрепление социального партнерства муниципальных и общественных организаций, государственных структур и СМИ в интересах продвижения национальной литературы. Внедрение в образовательных учреждениях республики инновационных программ продвижения чтения чувашской литературы.
Эффект от реализации проекта на индивидуальном уровне. После реализации проекта у детей-инвалидов по зрению и их родителей и опекунов улучшилось социальное и психологическое самочувствие. Проект позитивным образом повлиял на расширение кругозора, настроение, интерес к чтению, желание развивать свои творческие интересы, общение со сверстниками.
Подобные работы
- ИНКЛЮЗИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018



