Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ «СТУДЕНЧЕСТВО» (на материале русской прозы конца XIX века)

Работа №142265

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы26
Год сдачи2019
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертационное исследование посвящено языковым средствам описания студентов, в частности языковым оценкам. В лингвистике под оценкой понимается совокупность языковых единиц разных уровней, которые объединяет оценочная семантика и которые выражают положительное или отрицательное отношение автора к содержанию речи [Баженова 2006]. Оценка является одним из центральных понятий в философии и логике, основы теории оценки заложены в древности в трудах Аристотеля, затем они получили дальнейшее развитие в работах Т. Гоббса, И. Канта и других философов. На основе философских концепций сложилось логическое учение о ценностях (аксиология), которое нашло свое применение в гуманитарных исследованиях различных направлений. Труды по аксиологии, в частности работы А. А. Ивина, стали базой для исследований языковых оценок в лингвистике. Разработка теории языковых оценок в российской лингвистике связана с именами таких ученых, как Н. Д. Арутюнова, Ю. Д. Апресян, Д. Н. Шмелев, Е. М. Вольф, В. И. Карасик, Н. Г. Мед и др.
Языковая оценка исследовалась с различных точек зрения. Так, Е. М. Вольф обращает внимание на функциональные особенности оценочных высказываний, описывает элементы оценочной структуры, в том числе субъект оценки [Вольф 2014]; Н. Д. Арутюнова выявила типы языковых значений, в частности оценку, которую автор связывает с логикой мышления и практикой жизни при ее анализе [Арутюнова 1988]; на материале испанской разговорной речи Н. Г. Мед рассматривает разные виды оценочных значений, которые создают образ человека и оценочную картину мира в данном языке, исследует основные способы выражения категории оценки [Мед 2007]; Н. А. Лукьянова в своем исследовании обращает внимание на проявление эмоциональности оценок [Лукьянова 2015]. Работы более частного характера направлены на изучение особенностей функционирования оценки в конкретных сферах деятельности или коммуникации [напр., Головня 2010, Кравцова 2011, Скаженик 2002, Фомина 2007 и др.].
В данной работе предпринята попытка анализа языковых оценок студенчества, выявленных в русской прозе конца XIX века, с целью проследить особенности отношения общества к данной социальной группе, традиционно
привлекающей внимание общественности как своими интеллектуальными качествами, так и некоторыми поведенческими особенностями, не всегда совпадающими с нормой.
В русском обществе традиционно существуют прямо противоположные мнения о молодежи, студенчестве, интеллигенции, которая формировалась из студенческой молодежи и молодых профессионалов. Студентом считается обучающийся в высшем учебном заведении - университете или академии. Студенчество - важная часть общества, обладающая уникальными чертами. Социологи считают студенчество социальной группой, имеющей специфические особенности, выделяя такие черты, как мобильность, объединенность институтом высшего образования, общие целеполагающие установки, связанные с получением профессионального образования и процессом обучения в высшей школе [Абдуллина 1993, Головатный 1982, Иванов 2000]. Именно в студенческом возрасте происходит становление и структурирование интеллекта личности. Кроме того, студенты участвуют в общественной жизни, становясь в определенные эпохи движущей силой социальных процессов. Так происходило в России в XIX веке, в период после реформы образования шестидесятых годов, затем в революционную эпоху в начале XX века и далее на протяжении XX века. Активность студентов в настоящее время - предмет изучения социологов, так как студенчество по-прежнему остается важной составляющей современного общества.
Студенчество как социальная группа, с которой общество связывает определенные ожидания и надежды и развитие которой небезразлично окружающим, описано в работах по истории, социологии, психологии, педагогике и дидактике: исследовались динамика социального состава студенчества, его характерные черты, внеучебная деятельность, его положение в определенный исторический период и роль в исторических событиях [напр., Вахтерова 1998, Гусятников 1971, Иванов 1991, Иванов 1999, Иванов 2004, Иванов 2010, Ищенко 2011, Кулина 2005, Милюков 1897, Сергеев 2010, Смирнова 1996, Феребов 2013 и др.]. Студенчество также привлекало внимание философов и публицистов, которые отмечали и оценивали разные характеристики студенческой молодежи и рассматривали ее как часть интеллигенции [напр., Булгаков 1909, Изгоев 1909, Розанов 1899, Струве 1909 и др.], однако языковые характеристики этой группы и способы ее репрезентации в литературе рассматривались редко. В настоящее время данную социальную группу изучают в лингвистическом аспекте, например, описаны ассоциативно-семантические поля «студент» и «профессор» [Ильина 2013], исследуется студенческий жаргон [Анищенко 2010, Шмачков 2005], фольклор студентов [Райкова 2009].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Яо Сюе. Российское студенчество конца XIX века: оценочные описания (на материале повестей «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского и «Однокурсники» П. Д. Боборыкина) [Текст] / Яо Сюе // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - Пермь, 2017. - Том 9. Выпуск 3. - С. 69-79.
2. Яо Сюе. Образ студента через призму языковой оценки (лингвокультурологический аспект) [Текст] / Яо Сюе // Университетский научный журнал. - СПб., 2017. - № 33. - С. 118-127.
3. Яо Сюе. Студенты в зеркале самооценки (на материале образцов русской прозы XIX века) [Текст] / Яо Сюе // Университетский научный журнал. - СПб., 2018. - № 36. - С. 116-126.
Другие работы, опубликованные автором по теме диссертации:
4. Яо Сюе. Образ студента в русской прозе XIX века: языковой и культурологический аспект [Текст] / Яо Сюе // XVII Международная конференция молодых ученых 12-13 февраль 2016 года. Тезисы докладов. - Таллин, 2016. [Электронная версия]: http://mkmf.net/images/doc/2016_tezisy.pdf.
5. Яо Сюе. Глаголы интеллектуальной деятельности студентов (на материале романа Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты») [Текст] / Яо Сюе // Лексикология. Лексикография (русско-славянский цикл). Русская диалектология. Когнитивная лингвистика: материалы секций XLV Международной филологической конференции, 14-21 марта 2016 г., С.-Петербург. - СПб., 2016. - С. 51-58.
6. Яо Сюе. Особенности описания студентов как представителей «четвертого сословия» (на материале повести П. Д. Боборыкина «Однокурсники») [Текст] / Яо Сюе // Коммуникативные исследования. - Омск, 2016. - № 3. - С. 115-124.
7. Кто такой «хороший студент»? (по данным НКРЯ и русской прозы XIX века) [Текст] / Яо Сюе // XVIII Международная конференция молодых ученых 17- 18 февраль 2017 года. Тезисы докладов. - Таллин, 2017. [Электронная версия]: http: //mkmf. net/images/doc/2017_sbornik_tezi sov.pdf.
8. Студент как объект оценки в русской прозе конца XIX в. (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»)» [Текст] / Яо Сюе // Лексикология. Лексикография (русско-славянский цикл). Русская диалектология. Когнитивная лингвистика: материалы секции XLVI Международной филологической научной конференции. 13-22 марта 2017 г., С.-Петербург. - СПб., 2017. - С. 70-78.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ