Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ «СТУДЕНЧЕСТВО» (на материале русской прозы конца XIX века)

Работа №142265

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы26
Год сдачи2019
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертационное исследование посвящено языковым средствам описания студентов, в частности языковым оценкам. В лингвистике под оценкой понимается совокупность языковых единиц разных уровней, которые объединяет оценочная семантика и которые выражают положительное или отрицательное отношение автора к содержанию речи [Баженова 2006]. Оценка является одним из центральных понятий в философии и логике, основы теории оценки заложены в древности в трудах Аристотеля, затем они получили дальнейшее развитие в работах Т. Гоббса, И. Канта и других философов. На основе философских концепций сложилось логическое учение о ценностях (аксиология), которое нашло свое применение в гуманитарных исследованиях различных направлений. Труды по аксиологии, в частности работы А. А. Ивина, стали базой для исследований языковых оценок в лингвистике. Разработка теории языковых оценок в российской лингвистике связана с именами таких ученых, как Н. Д. Арутюнова, Ю. Д. Апресян, Д. Н. Шмелев, Е. М. Вольф, В. И. Карасик, Н. Г. Мед и др.
Языковая оценка исследовалась с различных точек зрения. Так, Е. М. Вольф обращает внимание на функциональные особенности оценочных высказываний, описывает элементы оценочной структуры, в том числе субъект оценки [Вольф 2014]; Н. Д. Арутюнова выявила типы языковых значений, в частности оценку, которую автор связывает с логикой мышления и практикой жизни при ее анализе [Арутюнова 1988]; на материале испанской разговорной речи Н. Г. Мед рассматривает разные виды оценочных значений, которые создают образ человека и оценочную картину мира в данном языке, исследует основные способы выражения категории оценки [Мед 2007]; Н. А. Лукьянова в своем исследовании обращает внимание на проявление эмоциональности оценок [Лукьянова 2015]. Работы более частного характера направлены на изучение особенностей функционирования оценки в конкретных сферах деятельности или коммуникации [напр., Головня 2010, Кравцова 2011, Скаженик 2002, Фомина 2007 и др.].
В данной работе предпринята попытка анализа языковых оценок студенчества, выявленных в русской прозе конца XIX века, с целью проследить особенности отношения общества к данной социальной группе, традиционно
привлекающей внимание общественности как своими интеллектуальными качествами, так и некоторыми поведенческими особенностями, не всегда совпадающими с нормой.
В русском обществе традиционно существуют прямо противоположные мнения о молодежи, студенчестве, интеллигенции, которая формировалась из студенческой молодежи и молодых профессионалов. Студентом считается обучающийся в высшем учебном заведении - университете или академии. Студенчество - важная часть общества, обладающая уникальными чертами. Социологи считают студенчество социальной группой, имеющей специфические особенности, выделяя такие черты, как мобильность, объединенность институтом высшего образования, общие целеполагающие установки, связанные с получением профессионального образования и процессом обучения в высшей школе [Абдуллина 1993, Головатный 1982, Иванов 2000]. Именно в студенческом возрасте происходит становление и структурирование интеллекта личности. Кроме того, студенты участвуют в общественной жизни, становясь в определенные эпохи движущей силой социальных процессов. Так происходило в России в XIX веке, в период после реформы образования шестидесятых годов, затем в революционную эпоху в начале XX века и далее на протяжении XX века. Активность студентов в настоящее время - предмет изучения социологов, так как студенчество по-прежнему остается важной составляющей современного общества.
Студенчество как социальная группа, с которой общество связывает определенные ожидания и надежды и развитие которой небезразлично окружающим, описано в работах по истории, социологии, психологии, педагогике и дидактике: исследовались динамика социального состава студенчества, его характерные черты, внеучебная деятельность, его положение в определенный исторический период и роль в исторических событиях [напр., Вахтерова 1998, Гусятников 1971, Иванов 1991, Иванов 1999, Иванов 2004, Иванов 2010, Ищенко 2011, Кулина 2005, Милюков 1897, Сергеев 2010, Смирнова 1996, Феребов 2013 и др.]. Студенчество также привлекало внимание философов и публицистов, которые отмечали и оценивали разные характеристики студенческой молодежи и рассматривали ее как часть интеллигенции [напр., Булгаков 1909, Изгоев 1909, Розанов 1899, Струве 1909 и др.], однако языковые характеристики этой группы и способы ее репрезентации в литературе рассматривались редко. В настоящее время данную социальную группу изучают в лингвистическом аспекте, например, описаны ассоциативно-семантические поля «студент» и «профессор» [Ильина 2013], исследуется студенческий жаргон [Анищенко 2010, Шмачков 2005], фольклор студентов [Райкова 2009].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Яо Сюе. Российское студенчество конца XIX века: оценочные описания (на материале повестей «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского и «Однокурсники» П. Д. Боборыкина) [Текст] / Яо Сюе // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - Пермь, 2017. - Том 9. Выпуск 3. - С. 69-79.
2. Яо Сюе. Образ студента через призму языковой оценки (лингвокультурологический аспект) [Текст] / Яо Сюе // Университетский научный журнал. - СПб., 2017. - № 33. - С. 118-127.
3. Яо Сюе. Студенты в зеркале самооценки (на материале образцов русской прозы XIX века) [Текст] / Яо Сюе // Университетский научный журнал. - СПб., 2018. - № 36. - С. 116-126.
Другие работы, опубликованные автором по теме диссертации:
4. Яо Сюе. Образ студента в русской прозе XIX века: языковой и культурологический аспект [Текст] / Яо Сюе // XVII Международная конференция молодых ученых 12-13 февраль 2016 года. Тезисы докладов. - Таллин, 2016. [Электронная версия]: http://mkmf.net/images/doc/2016_tezisy.pdf.
5. Яо Сюе. Глаголы интеллектуальной деятельности студентов (на материале романа Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты») [Текст] / Яо Сюе // Лексикология. Лексикография (русско-славянский цикл). Русская диалектология. Когнитивная лингвистика: материалы секций XLV Международной филологической конференции, 14-21 марта 2016 г., С.-Петербург. - СПб., 2016. - С. 51-58.
6. Яо Сюе. Особенности описания студентов как представителей «четвертого сословия» (на материале повести П. Д. Боборыкина «Однокурсники») [Текст] / Яо Сюе // Коммуникативные исследования. - Омск, 2016. - № 3. - С. 115-124.
7. Кто такой «хороший студент»? (по данным НКРЯ и русской прозы XIX века) [Текст] / Яо Сюе // XVIII Международная конференция молодых ученых 17- 18 февраль 2017 года. Тезисы докладов. - Таллин, 2017. [Электронная версия]: http: //mkmf. net/images/doc/2017_sbornik_tezi sov.pdf.
8. Студент как объект оценки в русской прозе конца XIX в. (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»)» [Текст] / Яо Сюе // Лексикология. Лексикография (русско-славянский цикл). Русская диалектология. Когнитивная лингвистика: материалы секции XLVI Международной филологической научной конференции. 13-22 марта 2017 г., С.-Петербург. - СПб., 2017. - С. 70-78.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ