ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Сущность и содержание арендных отношений. 6
1.2.История развития и становления арендных отношений. 12
1.3. Правовой механизм реализации арендных отношений. 21
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 27
2.1. Особенности аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. 27
2.2. Финансовые механизмы и проблемы, связанные с определением цены аренды государственного имущества в современной экономике России. 31
2.3. Роль государства в качественном освоении земель. 39
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РФ 43
3.1. Предложения по урегулированию ряда проблем, возникающих в сфере аренды государственных и муниципальных земельных участков, путем внесения изменений в существующее законодательство 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Сущность и содержание арендных отношений. 6
1.2.История развития и становления арендных отношений. 12
1.3. Правовой механизм реализации арендных отношений. 21
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 27
2.1. Особенности аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. 27
2.2. Финансовые механизмы и проблемы, связанные с определением цены аренды государственного имущества в современной экономике России. 31
2.3. Роль государства в качественном освоении земель. 39
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РФ 43
3.1. Предложения по урегулированию ряда проблем, возникающих в сфере аренды государственных и муниципальных земельных участков, путем внесения изменений в существующее законодательство 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ 56
Развитие рыночных отношений в России оказало серьезное влияние на многие традиционные устои и уклады различных сфер жизни. Серьезным изменениям подверглись в том числе экономическая наука и практика, что неотвратимо привело к пересмотру взглядов относительно имущественных отношений и способов ведения хозяйства.
Так, появилась частная, государственная, муниципальная и множество других форм собственности. Большинство материальных объектов участвуют в рыночном обороте через заключение сделок купли-продажи, передачи имущества в залог, процедура наследования, передаче в доверительное управление, сдача в аренду и т.д.
Имущественные отношения имеют давнюю историю, которая развивалась на протяжении всего существования общества, интересно, что с течением времени отношения очень сильно менялись, но один из древнейших комплексов имущественных отношений дошел до наших дней – аренда. За все время было зафиксировано огромное множество различных категорий, передаваемых во временное пользование, одной из таких категорий является земля.
Формирование рынка земли – это длительный исторический процесс, предполагающий, прежде всего, создание института частной собственности на землю. Интересно, что в нашей стране, на протяжении разных исторических периодов частная собственность на землю то появлялась, в различных, в том числе, специфических формах, то снова была отменена.
Вплоть до начала проведения рыночных реформ первой половины 90-х годов ХХ века была установлена частная собственность на землю, которая сохраняется и по сей день. Таким образом, долгое время она не была вовлечена в хозяйственный оборот, не имела форму купли-продажи, залога, аренды, т.е. не являлась объектом имущественных отношений. Однако, в это же время арендные отношения в контексте государственной и муниципальной собственности под влиянием национальных особенностей и исторических конъюнктур активно развивались на западе. Существенное влияние на арендные отношения оказала теория прав собственности Р. Коуза, А.Алчияна, Д.Норта, О.Уильямсона, теория агентских отношений, теория размещения Й. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер и многие другие.
Причиной такого широкого спектра исследований стало развитие предпринимательской деятельности, как следствие, необходимость обеспечения конкурентоспособности, в том числе путем сокращения затрат за счет аренды государственных и муниципальных земельных участков. Аренда дает существенные преимущества при ведении предпринимательской деятельности, однако существующие особенности и проблемы в нашей стране способны иногда почти полностью их нивелировать, оставляя потенциал нераскрытым и по сей день, чем и обусловлен выбор данной темы для рассмотрения в ходе выпускной квалификационной работы.
Цель моей работы заключается в выявлении необходимых для развития арендных отношений, возникающих в сфере государственной и муниципальной собственности, мер исходя из национальных особенностей нашего государства.
Объектом изучения данной дипломной работы являются отношения в сфере аренды в России с точки зрения перспектив их развития.
Предмет – комплекс необходимых мер для популяризации арендных отношений государственной и муниципальной собственности.
Для реализации заданной цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития арендных отношений на основании работ отечественных и западных экономистов в области права собственности.
2. Рассмотреть сущность, содержание и процесс реализации отношений в сфере аренды.
3. Определить характерные черты и национальные особенности в контексте государственной и муниципальной собственности.
4. Изучить существующие проблемы в сфере арендных отношений.
5. Сформулировать предложения по урегулированию этих проблем.
Реализация обозначенных целей и задач обусловила структуру и логику данной выпускной квалификационной работы. Представленной исследование условно разделено на три части. В первой главе изучена история становления и развития отношений в сфере аренды в общем и государственной и муниципальной собственности в частности, рассмотрено формирование научной мысли на этот счет, описана сущность, содержание и реализация с экономической и правовой точек зрения. Во второй представлен обзор механизмов функционирования арендных отношений в контексте государственной и муниципальной собственности, выявлены наиболее яркие проблемы, проанализированы их последствия. Третья глава посвящена рассмотрению вариантов по преодолению обозначенных проблем, а также эффектов их воздействия.
При написании выпускной квалификационной работы была использована научная литература различных авторов, периодические издания, данные статистики. Представленные схемы и таблицы были составлены согласно информации взятой из официальных данных федеральной службы государственной статистики, монографий и различных периодических изданий. Рассмотрение финансового механизма, выявление особенностей и проблем было произведено на основании публикаций авторитетных специалистов, представителей различных школ в области экономической мысли.
Так, появилась частная, государственная, муниципальная и множество других форм собственности. Большинство материальных объектов участвуют в рыночном обороте через заключение сделок купли-продажи, передачи имущества в залог, процедура наследования, передаче в доверительное управление, сдача в аренду и т.д.
Имущественные отношения имеют давнюю историю, которая развивалась на протяжении всего существования общества, интересно, что с течением времени отношения очень сильно менялись, но один из древнейших комплексов имущественных отношений дошел до наших дней – аренда. За все время было зафиксировано огромное множество различных категорий, передаваемых во временное пользование, одной из таких категорий является земля.
Формирование рынка земли – это длительный исторический процесс, предполагающий, прежде всего, создание института частной собственности на землю. Интересно, что в нашей стране, на протяжении разных исторических периодов частная собственность на землю то появлялась, в различных, в том числе, специфических формах, то снова была отменена.
Вплоть до начала проведения рыночных реформ первой половины 90-х годов ХХ века была установлена частная собственность на землю, которая сохраняется и по сей день. Таким образом, долгое время она не была вовлечена в хозяйственный оборот, не имела форму купли-продажи, залога, аренды, т.е. не являлась объектом имущественных отношений. Однако, в это же время арендные отношения в контексте государственной и муниципальной собственности под влиянием национальных особенностей и исторических конъюнктур активно развивались на западе. Существенное влияние на арендные отношения оказала теория прав собственности Р. Коуза, А.Алчияна, Д.Норта, О.Уильямсона, теория агентских отношений, теория размещения Й. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер и многие другие.
Причиной такого широкого спектра исследований стало развитие предпринимательской деятельности, как следствие, необходимость обеспечения конкурентоспособности, в том числе путем сокращения затрат за счет аренды государственных и муниципальных земельных участков. Аренда дает существенные преимущества при ведении предпринимательской деятельности, однако существующие особенности и проблемы в нашей стране способны иногда почти полностью их нивелировать, оставляя потенциал нераскрытым и по сей день, чем и обусловлен выбор данной темы для рассмотрения в ходе выпускной квалификационной работы.
Цель моей работы заключается в выявлении необходимых для развития арендных отношений, возникающих в сфере государственной и муниципальной собственности, мер исходя из национальных особенностей нашего государства.
Объектом изучения данной дипломной работы являются отношения в сфере аренды в России с точки зрения перспектив их развития.
Предмет – комплекс необходимых мер для популяризации арендных отношений государственной и муниципальной собственности.
Для реализации заданной цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития арендных отношений на основании работ отечественных и западных экономистов в области права собственности.
2. Рассмотреть сущность, содержание и процесс реализации отношений в сфере аренды.
3. Определить характерные черты и национальные особенности в контексте государственной и муниципальной собственности.
4. Изучить существующие проблемы в сфере арендных отношений.
5. Сформулировать предложения по урегулированию этих проблем.
Реализация обозначенных целей и задач обусловила структуру и логику данной выпускной квалификационной работы. Представленной исследование условно разделено на три части. В первой главе изучена история становления и развития отношений в сфере аренды в общем и государственной и муниципальной собственности в частности, рассмотрено формирование научной мысли на этот счет, описана сущность, содержание и реализация с экономической и правовой точек зрения. Во второй представлен обзор механизмов функционирования арендных отношений в контексте государственной и муниципальной собственности, выявлены наиболее яркие проблемы, проанализированы их последствия. Третья глава посвящена рассмотрению вариантов по преодолению обозначенных проблем, а также эффектов их воздействия.
При написании выпускной квалификационной работы была использована научная литература различных авторов, периодические издания, данные статистики. Представленные схемы и таблицы были составлены согласно информации взятой из официальных данных федеральной службы государственной статистики, монографий и различных периодических изданий. Рассмотрение финансового механизма, выявление особенностей и проблем было произведено на основании публикаций авторитетных специалистов, представителей различных школ в области экономической мысли.
Вопросы аренды неразрывно связаны с формированием рынка земли, процесс создания которого в России имеет долгую и сложную историю. Смена исторических парадигм в одно время провозглашала право собственности на земельные участки, потом снова их нивелировала. В итоге, на протяжении многих веков собственность на землю принадлежала государству, а основной движущей силой экономики являлся не частный предприниматель, а государственный сектор.
Также нужно учитывать, что Россия – федеративное государство в состав которого входят 85 субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Многие национальные регионы с самого начала введения земельной реформы выступали против, а по итогам приватизации отношение людей к частной собственности на землю в некоторых аспектах резко негативное. В некоторых регионах из-за крайней ограниченности земель, выделение части площадей в частное пользование создает реальные проблемы. Все это делает процедуру аренды для нашей страны новым, а от того и мало изученным вопросом, особенно в отношении аренды государственной и муниципальной собственности, но перспективы его развития достаточно широки.
В ходе данной дипломной работы была изучена сущность арендных отношений, выявлена их связь с глубинными экономическими теориями. Так, согласно с поставленными задачами, анализ теоретической базы отношений в сфере аренды, изучение накопленного исторического опыта, а также механизма функционирования удалось выяснить, что эффективное существование института аренда государственной и муниципальной собственности оказалось связано с теориями прав собственности, агентских отношений и размещения. Накопленный отечественный и мировой опыт говорит о том, что современное производство не способно эффективно работать и эволюционировать при отсутствии государственной собственности, а также государственного регулирования.
На основании проработанного материала и исходя из насущных практических проблем было принято решение остановиться на изучении арендных отношений в сфере государственной и муниципальной собственности. Современные рыночные условия ставят перед предприятием ряд проблем, главная из которых – достижение конкурентоспособности. Одним из факторов помогающих в достижении этой цели является сокращение затрат. Аренда основных средств, в том числе земельных участков, часто может служить решение этой проблемы. В настоящее время арендные отношения играют важнейшую роль в хозяйственном обороте как российских, так и зарубежных организаций.
Особой популярностью в сфере аренды пользуется государственная и муниципальная собственности с целью дальнейшей приватизации, но, на мой взгляд, государство должно отказаться от этой идеи, предложив взамен более выгодные условия аренды, в том числе на долгосрочной основе. Такие изменения в совокупности с грамотной реализацией выведут арендные отношения на качественно новый уровень, помогут в эффективном градостроительстве, увеличат наполняемость бюджета, поддержат предпринимателей и повысят общую эффективность экономики.
Однако нужно быть предельно осторожным и учитывать некоторые национальные и исторические особенности. Так, долгое время институт аренды плохо регулировался нормами права, поэтому до сих пор имеет место многочисленные случаи мошенничества, а сделки с недвижимостью являются рискованными. Преимущества аренды государственных и муниципальных земель в том, что это более надежно, чем аренда у физических или юридических лица, так как любая сделка с человеком – это риск, а это значит, что можно стать жертвой обмана или аферы.
Больше того, в результате проведения приватизации в 90-е годы большое количество земель оказалось сосредоточено в руках узкого круга лиц. Данная проблема особенно очевидна в сельскохозяйственных регионах или в условиях ограниченности пригодных для использования земель, потому что исторически аренда земельных участков была связана именно с аграрным делом. Конечно, усиление роли государственной собственности в контексте земельных участков, а вместе с этим развитие и наращивание объемов участков, предоставляемых не в собственность а в аренду, вызовет определенные недовольства. Так, в Краснодарском крае, Адыгеи, Московской области и тд. Практически все земли принадлежат узкому кругу лиц, которые мало того, что препятствуют вхождению в отрасль новых игроков, так еще и введут во многом неэффективный бизнес. Из-за отсутствия здоровой конкуренции простые граждане сталкиваются с рядом недостатков, так во многом приходится довольствоваться продукцией не самого высокого качества, но по достаточно высокими ценами
Но тут же возникает еще одна объективная проблема определения качественного уровня и масштабов доли государственных земель. Поэтому важно найти такой путь преобразования отношений собственности, который бы позволил создать ситуацию реального соединение непосредственного производителя со средствами производства.
Исходя из предположения об экономической эффективности института аренды публичной собственности, рассматриваются вопросы, связанные с усовершенствованием правил предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам и юридическим лицам на основании договора аренды. Это все подразумевает как реализацию обширных государственных реформ в отношении градостроительства, так и качественные изменения или дополнения существующего законодательства и процедур передачи земель во временное пользование.
Также нужно учитывать, что Россия – федеративное государство в состав которого входят 85 субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Многие национальные регионы с самого начала введения земельной реформы выступали против, а по итогам приватизации отношение людей к частной собственности на землю в некоторых аспектах резко негативное. В некоторых регионах из-за крайней ограниченности земель, выделение части площадей в частное пользование создает реальные проблемы. Все это делает процедуру аренды для нашей страны новым, а от того и мало изученным вопросом, особенно в отношении аренды государственной и муниципальной собственности, но перспективы его развития достаточно широки.
В ходе данной дипломной работы была изучена сущность арендных отношений, выявлена их связь с глубинными экономическими теориями. Так, согласно с поставленными задачами, анализ теоретической базы отношений в сфере аренды, изучение накопленного исторического опыта, а также механизма функционирования удалось выяснить, что эффективное существование института аренда государственной и муниципальной собственности оказалось связано с теориями прав собственности, агентских отношений и размещения. Накопленный отечественный и мировой опыт говорит о том, что современное производство не способно эффективно работать и эволюционировать при отсутствии государственной собственности, а также государственного регулирования.
На основании проработанного материала и исходя из насущных практических проблем было принято решение остановиться на изучении арендных отношений в сфере государственной и муниципальной собственности. Современные рыночные условия ставят перед предприятием ряд проблем, главная из которых – достижение конкурентоспособности. Одним из факторов помогающих в достижении этой цели является сокращение затрат. Аренда основных средств, в том числе земельных участков, часто может служить решение этой проблемы. В настоящее время арендные отношения играют важнейшую роль в хозяйственном обороте как российских, так и зарубежных организаций.
Особой популярностью в сфере аренды пользуется государственная и муниципальная собственности с целью дальнейшей приватизации, но, на мой взгляд, государство должно отказаться от этой идеи, предложив взамен более выгодные условия аренды, в том числе на долгосрочной основе. Такие изменения в совокупности с грамотной реализацией выведут арендные отношения на качественно новый уровень, помогут в эффективном градостроительстве, увеличат наполняемость бюджета, поддержат предпринимателей и повысят общую эффективность экономики.
Однако нужно быть предельно осторожным и учитывать некоторые национальные и исторические особенности. Так, долгое время институт аренды плохо регулировался нормами права, поэтому до сих пор имеет место многочисленные случаи мошенничества, а сделки с недвижимостью являются рискованными. Преимущества аренды государственных и муниципальных земель в том, что это более надежно, чем аренда у физических или юридических лица, так как любая сделка с человеком – это риск, а это значит, что можно стать жертвой обмана или аферы.
Больше того, в результате проведения приватизации в 90-е годы большое количество земель оказалось сосредоточено в руках узкого круга лиц. Данная проблема особенно очевидна в сельскохозяйственных регионах или в условиях ограниченности пригодных для использования земель, потому что исторически аренда земельных участков была связана именно с аграрным делом. Конечно, усиление роли государственной собственности в контексте земельных участков, а вместе с этим развитие и наращивание объемов участков, предоставляемых не в собственность а в аренду, вызовет определенные недовольства. Так, в Краснодарском крае, Адыгеи, Московской области и тд. Практически все земли принадлежат узкому кругу лиц, которые мало того, что препятствуют вхождению в отрасль новых игроков, так еще и введут во многом неэффективный бизнес. Из-за отсутствия здоровой конкуренции простые граждане сталкиваются с рядом недостатков, так во многом приходится довольствоваться продукцией не самого высокого качества, но по достаточно высокими ценами
Но тут же возникает еще одна объективная проблема определения качественного уровня и масштабов доли государственных земель. Поэтому важно найти такой путь преобразования отношений собственности, который бы позволил создать ситуацию реального соединение непосредственного производителя со средствами производства.
Исходя из предположения об экономической эффективности института аренды публичной собственности, рассматриваются вопросы, связанные с усовершенствованием правил предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам и юридическим лицам на основании договора аренды. Это все подразумевает как реализацию обширных государственных реформ в отношении градостроительства, так и качественные изменения или дополнения существующего законодательства и процедур передачи земель во временное пользование.
Подобные работы
- Арендные отношения в современной экономике России
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ДОГОВОР АРЕНДЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ,
ОСОБЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - ДОГОВОР АРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР АРЕНДЫ: ПОНЯТИЕ,
СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДОГОВОР АРЕНДЫ В СИСТЕМЕ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование договора аренды
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Договор аренды зданий и сооружений
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО АРЕНДЕ: РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование сделок с недвижимостью в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



