Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организационной культуры 6
1.1. Понятие и сущность организационной культуры 6
1.2. Функции и признаки организационной культуры 10
1.3. Механизмы формирования организационной культуры 15
Глава 2. Анализ организационной культуры в организациях Китая и России 21
2.1. Анализ системы формирования и управления организационной культуры в организациях Китая 21
2.2. Анализ системы формирования и управления организационной культуры в организациях России 27
2.3. Сходства и различия организационной культуры в китайских и российских организациях 30
Глава 3. Сравнительный анализ системы формирования и развития организационной культуры в китайских и российских компаниях 35
3.1. Характеристика компаний «FAW Group» (Китай) и «АвтоВАЗ» (Россия) 35
3.2. Сравнительная характеристика организационной культуры в компаниях «FAW Group» (Китай) и «АвтоВАЗ» (Россия) 38
3.3. Практические рекомендации по совершенствованию организационной культуры в компаниях «FAW Group» (Китай) и «АвтоВАЗ» (Россия) 46
Заключение 52
Список использованных источников
Одной из наиболее ярко выраженных тенденций мирового экономического развития является тенденция глобализации, растущей бизнес-интеграции, таким образом, всю большую актуальность обретают исследования межкультурного аспекта организационной культуры.
Организационная культура является основным и наиболее важным элементом организационного управления. Она формируется в многолетнем практическом процессе становления, развития и преобразования организации и постоянно обогащается по мере развития организации. При этом организационная культура основывается на развитии культуры человека, и имеет историческую преемственность культурного развития.
В мире становится все больше совместных предприятий с многонациональным коллективом. Россия не стала исключением. Нам представляется, что формирование организационной культуры в подобных коллективах требует отдельного тщательного изучения. Однако для успешного и эффективного функционирования компании необходимо учитывать национальные особенности.
Организационная культура всегда основывается на конкретной национальной культуре и тесно связана с уровнем развития материальной и духовной цивилизации нации, под влиянием национальных особенностей и традиционных привычек один и тот же тип организации может формировать разные организационные культуры.
Организационная культура, сформированная в ходе длительного развития организации, представляет собой нормы и убеждения, которым следуют все ее члены, включая лидера и ведомых. Каждое поведение в организационной деятельности будет отражать роль организационной культуры.
Для того, чтобы правильно выработать стратегию формирования организационной культуры в многонациональном коллективе, для начала необходимо изучить особенности организационных культур каждой страны, представители которой входят в организацию. В данной работе мы будем рассматривать особенности организационных культур России и Китая. На территории Российской Федерации функционирует большое количество российско-китайских предприятий, с каждым годом сотрудничество двух стран укрепляется, а количество подобных компаний растет. В российско-китайских предприятиях исследование механизмов формирования организационной культуры персонала является особенно интересным, в силу серьезных культурных, языковых, организационных различий этих двух стран.
научной разработанности проблемы. Вопросы организационной культуры стали рассматриваться относительно недавно, однако общие положения в области теории управления и теории организации в значительной мере предопределили направления ее рассмотрения. Существенный вклад в установление основ социологии управления, социологии организаций внесли классические работы А. А. Богданова, А. К. Гастева, Э. Мэйо, Ф. У. Тейлора, А. Файоля. Развитие теории организации в трудах Ч. Барнарда, Д. Марча, Г. Саймона, Д Сильвермана, А. Этциони и др. позволило увидеть изучаемое социальное явление в ее различных характеристиках. В этом направлении глубокое раскрытие основных черт и особенностей современной деловой организации осуществлено в обобщающих трудах современных российских ученых А. И. Кравченко, Ю. Д. Красовского, А. И. Пригожина, Б. Ф. Усманова, С. С. Фролова, В. В. Щербины. Обобщение концепций организации содержится в публикациях В. Л. Доблаева, Э. А. Смирнова, М. В. Удальцовой и др.
Цель исследования – изучение особенностей организационной культуры на российских и Китайских предприятиях.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность организационной культуры;
- определить функции и признаки организационной культуры;
- рассмотреть механизмы формирования организационной культуры;
- провести анализ системы формирования и управления организационной культуры в организациях Китая;
- провести анализ системы формирования и управления организационной культуры в организациях России;
- определить сходства и различия организационной культуры в китайских и российских организациях;
- провести сравнительный анализ системы формирования и развития организационной культуры в китайских и российских компаниях.
Объект – национальные особенности организационной культуры.
Предмет исследования - организационная культура на российских и Китайских предприятиях.
При решении поставленных задач были использованы ключевые методологические принципы познания такие, как диалектический, конкретно-исторический, междисциплинарный, системный подходы, а также общенаучные методы экспертного, статистического и сравнительного анализа, табличные и графические приемы визуализации данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством российских и китайских организаций с целью совершенствования существующей организационной культуры предприятия, в результате чего уровень эффективности работы коллектива повысится, что отразится на снижении показателя текучести кадров, а также на улучшение имиджа предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Термин «организационная культура» – относительно новое явление. Организационная культура понимается как система убеждений и ценностей, разделяемых всеми членами организации. Организационная культура является основой жизнеспособности организации. Организационная культура компании тесно связана с общей культурой страны, региона или нации, которая, как известно, представляет собой совокупность интеллектуальных, производственных и социальных достижений людей. Язык, поведение, основные ценности, устойчивые нормы, принципы жизни и деятельности организации - все это отражает культуру организации, отличает одну организацию от другой и оказывает значительное влияние на развитие и долгосрочное выживание организации.
Функции и признаки организационной культуры формируются и реализуются в человеческой среде, которая и формирует организационную культуру предприятия. Культура является продуктом взаимодействия философии предприятия с отдельными индивидуумами, с отдельными социальными группами и внешней средой, которая предъявляет свои требования к организации.
Необходимо отметить первостепенную и многозначительную роль организационной культуры в успехе функционирования и выживания предприятия в долгосрочной перспективе. Организационная культура повышает эффективность работы команды и решает задачи не только индивидуального развития сотрудников, но и развития организации в целом. Она создает предпосылки для формирования устойчивого и эффективно работающего коллектива, обеспечивает значимость производственной деятельности в глазах членов организации. Хорошая организационная культура помогает фирме добиться успеха, быть устойчивой в условиях конкуренции, а также обеспечивает лидерство среди других организаций.
Прототипами китайских концепций и теорий организационной культуры, как и российских, являются американские концепции и теории. При изучении китайской организационной культуры, следует, главным образом, принимать во внимание тот факт, что Китай – это коммунистическое государство. Жесткая централизация и иерархичность власти характерна для всех китайских компаний. Поэтому власть сосредотачивается в одних правящих руках генерального директора организации.
Для российских компаний четкое распределение ролей не характерно, наоборот, прослеживается тенденция «многофункционального работника», т. е. функции одной штатной единицы четко не регламентируются. Помимо его должностных обязанностей, за небольшую плату он выполняет дополнительные, например, продавцу книжного магазина, помимо работы с клиентами, приходится содержать в чистоте торговый зал, совмещая в себе продавца-консультанта, уборщика и кассира.
Сдержанность в словах, присущая китайцам является проявлением китайского неформального правила – «Сохранение лица». Русские же, не придерживающиеся этого правила, представляются китайцам грубыми и прямолинейными. Данная особенность зачастую становится причиной конфликтов.
В отличие от русских, которым присуща высокая инициативность, китайцы безынициативны, но очень внимательны к деталям, чего в свою очередь не хватает русским. Из безынициативности китайцев вытекает особая осторожность, отсутствие склонности к рискам и высокая работоспособность.
Предприятия «FAW Group» (Китай) и «АвтоВАЗ» (Россия) находятся под влиянием традиционной культуры своей страны и имеют свою уникальную корпоративную культуру. Взаимное глубокое понимание особенностей корпоративной культуры друг друга между китайскими и российскими предприятиями способствует развитию сотрудничества между Китаем и Россией.
Определено, что российские компании должны глубоко ознакомить с особенностями китайской корпоративной культуры и впитать сильные стороны китайской корпоративной культуры. Например, установить правильную концепцию коллективизма, установить концепцию уважения талантов, установить разумную модель управления, развивать инновационное сознание предприятий, формулировать выполнимые корпоративные цели для содействия оптимизации и развитие российской корпоративной культуры в свою очередь.
1. Аверина, С. М. Особенности корпоративной культуры в России / С. М. Аверина // Современные проблемы АПК и их решение : Материалы V Национальной конференции, Майский, 14 октября 2022 года. Том 1. – Майский: Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2022. – С. 202-204.
2. Аверьянова, А. А. Корпоративная культура и ее особенности в России / А. А. Аверьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37176/
3. Алексашина Т.В. Модели организационного поведения: учеб. пособие для студентов магистратуры направления «Управление персоналом» (программа «Стратегическое управление персоналом»). – М.: РУТ (МИИТ), 2019. – 114 с.
4. Антипин, Д. А. Влияние конфуцианства на развитие корпоративной культуры в Китае / Д. А. Антипин // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 1(117). – С. 23.
5. Апрелов, Е. А. Конфликтность китайского и корейского характеров в эпоху глобализации / Е. А. Апрелов, Е. Ю. Костина. – Текст: электронный // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. – 2015. – № 12 (21). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktnost-kitayskogo-i-koreyskogo-harakterov-v-epohuglobalizatsii
6. Буряк, Н. Ю. Факторы эффективности формирования организационной культуры компании в современной системе коммуникации / Н. Ю. Буряк // Вестник ИМСИТ. – 2022. – № 2(90). – С. 58-61.
7. В Китае опубликован производственный календарь на 2022 год. – Текст: электронный // China Briefing: официальный сайт. – URL: https://www.china-briefing.com/news/v-kitaeopublikovan-proizvodstvennyj-kalendar-na-2022-god
8. Ван Ифэй. Специфика китайской корпоративной культуры: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / Ван Ифэй. Владивосток, 2020. 238 с.
9. Ван, В. Социально-экономическое взаимодействие России и Китая: проблемы и перспективы / В. Ван. – Текст: электронный // Политика и общество. – 2018. – № 6. – С. 26-38. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-vzaimodeystvie-rossii-i-kitayaproblemy-i-perspektivy
10. Вэй Фэн, Н. Н. Покровская Организационная культура в России и Китае //Социологические исследования. 2007. № 4 (276). - С. 136-140
11. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика) : монография / Б.М. Генкин. — 2-е изд., испр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. С. 352.
12. Горшенева, М. К. Культурологический анализ современных практик корпоративной культуры Китая / М. К. Горшенева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2021. – № 10. – С. 11-15.
13. Грушенко В.И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие / В.И. Грушенко. — Москва: ИНФРА-М, 2019. С. 288.
14. Гюльнезерова, М. Н. Формирование современных инновационных стратегий и рост компетентностного уровня человеческого капитала: взаимосвязь и противоречия / М. Н. Гюльнезерова // Университетская наука - региону. - Ставрополь : ООО «Фабула», 2019. - С. 278-280. -
15. Деминг Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Эдвардс Деминг; пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. С. 182.
16. Ди, В. Состояние китайской национальной культуры в современную эпоху: проблемы, противоречия и перспективы / В. Ди, Х. Юэ. – Текст: электронный // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 4 (170). – С. 44-50. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-kitayskoy-natsionalnoy-kultury-v-sovremennuyu-epohuproblemy-protivorechiya-i-perspektivy
17. Зиновьева Е.Г., Усманов А.И. Модель управления организационной культурой в механизме повышения конкурентоспособности предприятия // Современный менеджмент: теория и практика: сб. материалов VI Всероссийской (национальной) научно-практ. конф. – Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2021. – С. 23-32.
18. Ковтун, Е. А. К вопросу о организационной культуре / Е. А. Ковтун, Д. Э. Удалов // . – 2022. – № 83-3. – С. 35-38.
19. Кузнецова, Н. В. Ценности организационной культуры или культура организационных ценностей? / Н. В. Кузнецова // Мировоззренческие основания культуры современной России : Сборник научных трудов ХIII Международной научной конференции, Магнитогорск, 19–20 мая 2022 года / Под общей редакцией В.А. Жилиной. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 81-86.
20. Кулешова А. А. Проблемы формирования и развития организационной культуры // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1548-1551
21. Куулар, Ч. К. Соотношение понятий «корпоративная культура» и «организационная культура» / Ч. К. Куулар // МНСК-2022 : Материалы 60-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 10–20 апреля 2022 года. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2022. – С. 125-126.
22. Лаврова, Д. А. Управление организационной культурой предприятия / Д. А. Лаврова // . – 2022. – № 8(164). – С. 15-25.
23. Лещенко, В. Культура для корпораций [Электронный ресурс] / В. Лещенко // Электронный журнал «Босс». – Режим доступа: http://www.bossmag.ru/kultura-dlya-korporatsiy.html.
24. Ли Чэнъянь. Обзор исследований организационной культуры [J]. Академический обмен, 2006 г. (6).
25. Ли Янь, Руи Минцзе.Влияние людей с различной организационной культурой на эффективность организационного обучения управленческим инновациям[J].Управление исследованиями и разработками, 2008 (8).
26. Лубягина, А. В. Ценности и традиционная культура как основное содержание корпоративной культуры Китая / А. В. Лубягина // Проблемы кросс-культурного менеджмента в контексте управления: национальные культуры и языковые различия : Материалы II Межвузовской научно-практической конференции, Липецк, 18 мая 2022 года / Под общей редакцией Н.В. Лебедева, А.С. Шуруповой. – Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2022. – С. 137-140.
27. Максимова, К. В. Особенности развития корпоративной культуры в организациях современной России / К. В. Максимова // . – 2015. – № 4. – С. 49-54.
28. Михайлова Э.А. Механизм формирования организационной культуры предприятия // Вестник факультета управления СпбГЭУ. – 2018. – №3. – С. 159-162.
29. Организационная культура в деятельности организации / В. А. Бортникова, А. Д. Еремин, Е. И. Егоренков, К. А. Фурман // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 41. – С. 265-269.
30. Поджидаева, А. Ю. Корпоративная культура как способ повышения конкурентоспособности организаций в России / А. Ю. Поджидаева // Методология предотвращения угроз в XXI веке : Сборник научных трудов. – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2022. – С. 693-695.
31. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022). – Текст: электронный // КонсультантПлюс: официальный сайт. – 2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_34683
32. Столяренко, А. В. Организационная культура как механизм повышения эффективности деятельности предприятия / А. В. Столяренко, М. В. Подколзина. – Текст: электронный // Концепт. – 2017. – № 1. – С. 122-128. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-kultura-kak-mehanizm-povysheniyaeffektivnosti-deyatelnosti-predpriyatiya
33. Сун Ли, Чжан Дэ. Факторы влияния и формирование корпоративной культуры [J] Управление предприятием, 2005 (10)
34. Тарасова, А. А. Типология организационной культуры и ее особенности в России / А. А. Тарасова, А. О. Власенко, И. В. Корецкая // МИРОВАЯ НАУКА: НОВЫЕ ВЕКТОРЫ и ОРИЕНТИРЫ : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 30 сентября 2022 года. Том Часть 1. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Манускрипт», 2022. – С. 208-211.
35. Тихомиров П.В. Мотивация сотрудников в контексте корпоративной культуры организации / П. В. Тихомиров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 4 (242). С. 176-179
36. Харченко, Н. П. Организационная культура как фактор конкурентной деятельности и траектория устойчивого развития организации / Н. П. Харченко, А. В. Мартынова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 3(90). – С. 160-165.
37. Хэ Ли, Лин Венцюань, Исследование влияния различных организационных культур предприятий на идентичность и вовлеченность в работу [J], Наука и управление наукой и технологиями, 2008 (5).
38. Ши, Д. К вопросу о механизмах реализации внешней культурной политики КНР на современном этапе / Д. Ши // Международные отношения: история, теория, практика : материалы X научно-практической конференции молодых ученых факультета международных отношений Белорусского государственного университета, Минск, 05 февраля 2020 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2020. – С. 73-79.
39. Ши, Сяовэй. Управление организационной культурой современных компаний в Китае / Сяовэй Ши. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 479-480.
40. Щукина, В. И. Организационные национальные культуры России и Китая: проблемы международного сотрудничества / В. И. Щукина // Вестник ВИЭПП. – 2022. – № 2. – С. 91-94.
41. Tsui, Anne S., Wang, Hui and Xin, Katherine R., Organizational Culture in China: An Analysis of Culture Dimensions and Culture Types. Management and Organization Review, Vol. 2, No. 3, pp. 345-376.
42. 传承儒家文化,弘扬儒商精神山东省儒商研究会副会长、秘书长袁庆宏先生访谈 (Inherit of Confucian culture and promote the spirit of Confucian merchants. Interview with Mr. Yuan Qinghong, Vice President and SecretaryGeneral of Shandong Confucian Business Research Association // Zigong Confucian Business (Beijing) Cultural Research Institute) // 子贡儒商(北京)文化研究院京. 2019年06月10日. URL: http://www.chinarushang.net/rushangfangtan/2019-06-10/1221.html
43. 蔡俊生, 陈荷清, 韩德林. 文化论. 北京: 人民出版社, 2003 年. 第 2页=Цай Юньшэн, Чэнь Хэцин, Хан Делин. Теория культуры. Пекин: Народное издательство, 2003. 408с.