Разработка системы партнерств в "холодной" цепи поставок компании Unilever
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ UNILEVER 7
1.1 Общая характеристика компании Unilever 7
1.2 Организация холодной цепи поставок бренда «Инмарко» 12
1.3 Проблема образования профицита паллетомест на складах замороженной продукции 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2 МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В ЛОГИСТИКЕ 23
2.1 Общая характеристика модели совместного потребления 23
2.2 Применение модели совместного потребления в логистике 30
2.3 Совместное хранение: лучшие мировые практики 36
Выводы по главе 2 42
Глава 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ПАРТНЕРСТВ ВНУТРИ ХОЛОДНОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК UNILEVER 44
3.1 Разработка коммерческого предложения по сдаче паллетомест на собственных складах Unilever в аренду 44
3.1.1 Потенциальные партнеры 44
3.1.2 Обоснование необходимости использования платформы 48
3.1.3 Инструменты по поиску потенциальных партнеров 48
3.1.4 Базовая ставка хранения паллетоместа 52
3.2 Экономическое обоснование партнерской схемы 56
Выводы по главе 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованных источников 70
Приложение 1 77
Приложение 2 79
Глава 1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ UNILEVER 7
1.1 Общая характеристика компании Unilever 7
1.2 Организация холодной цепи поставок бренда «Инмарко» 12
1.3 Проблема образования профицита паллетомест на складах замороженной продукции 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2 МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В ЛОГИСТИКЕ 23
2.1 Общая характеристика модели совместного потребления 23
2.2 Применение модели совместного потребления в логистике 30
2.3 Совместное хранение: лучшие мировые практики 36
Выводы по главе 2 42
Глава 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ПАРТНЕРСТВ ВНУТРИ ХОЛОДНОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК UNILEVER 44
3.1 Разработка коммерческого предложения по сдаче паллетомест на собственных складах Unilever в аренду 44
3.1.1 Потенциальные партнеры 44
3.1.2 Обоснование необходимости использования платформы 48
3.1.3 Инструменты по поиску потенциальных партнеров 48
3.1.4 Базовая ставка хранения паллетоместа 52
3.2 Экономическое обоснование партнерской схемы 56
Выводы по главе 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованных источников 70
Приложение 1 77
Приложение 2 79
Логистические процессы внутри каждого бизнеса являются связующим звеном между компанией-производителем/продавцом и конечным потребителем, а также направлены на максимизацию экономических результатов и создание дополнительной ценности, что в свою очередь увеличивает уровень удовлетворенности клиента. Для производственной компании данное утверждение не является исключением, так как логистика, а именно хранение и транспортировка, напрямую влияют на результативность организаций, так как находят отражение в отпускных ценах готового продукта. Таким образом, вопросы организации логистической инфраструктуры всегда являлись и продолжают являться одними из ключевых для достижения высокой прибыльности бизнеса и удовлетворенности конечного потребителя.
Ранее, в связи с неразвитостью логистического аутсорсинга и отсутствием предложений 3PL провайдеров на рынках грузоперевозок и складирования, многие производственные компании были вынуждены обзавестись собственной логистической инфраструктурой. Ее наличие способствовало достижению выигрыша по скорости доставки, гибкости выбора месторасположения и размещения мощностей, то есть позволяло планировать площади в соответствии с фактической потребностью, а также независимости функционирования, другими словами, компания имела преимущество беспрепятственно воспользоваться своими активами с любой целью в любое время суток. Другими словами, владение логистическими активами способствовало формированию конкурентного преимущества. Однако, наряду с перечисленными преимуществами, собственная логистическая инфраструктура способна терять свою экономическую целесообразность, так как зачастую становится избыточной и недозагруженной, поэтому не позволяет управлять фактически занятыми площадями или временем использования. Так, компании вынуждены постоянно оплачивать обслуживание имеющихся активов, в том числе и во время простоя.
Особенно остро данная проблема стоит для торговых и производственных компаний, чья готовая продукция имеет сезонный характер. К таким и относится производитель мороженого «Инмарко», который входит в портфель брендов холдинга Unilever. Продукция на 80% обслуживается собственными логистическими активами, в том числе складскими, которые определенную часть года являются недоутилизированными, то есть внутри помещений для хранения образуется профицит паллетомест.
Данная выпускная квалификационная работа выполнена в формате консультационного проекта и направлена на поиск путей решения управленческой проблемы образования профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах компании Unilever в период несезона продаж готовой продукции.
Актуальность обусловлена необходимостью решения проблемы недоутилизированности складов компании, а также появляющейся на этом фоне возможностью получения дополнительного дохода от незадействованных в период несезона мощностей.
Цель работы заключается в сокращении профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах компании Unilever в период несезона продаж замороженной продукции. Для ее достижения были поставлены и выполнены следующие 4 задачи:
1. Проанализировать проблему недоутилизированности собственных низкотемпературных складов Unilever в период несезона продаж замороженной продукции
2. Изучить направление совместного хранения как части экономики совместного потребления в логистике
3. Сформировать серию рекомендаций по построению партнерской схемы для сокращения профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах
4. Произвести экономическую оценку ожидаемых результатов от реализации партнерской схемы
Объектом исследования является производственный холдинг Unilever, предметом – система партнерств в холодной цепи поставок.
Работа состоит из трех равнозначных глав. Первая содержит подробную информацию о деятельности компании Unilever в России и мире, анализ основных показателей ее деятельности, стратегической направленности и принципов ведения операций. Также был рассмотрен единственный холодный бренд «Инмарко», его цепь поставок и произведен анализ управленческой проблемы образования профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах компании. Вторая глава посвящена экономике совместного потребления, предпосылкам и драйверам ее появления и развития. Более того, было изучено применение модели в разных областях логистики и рассмотрены лучшие мировые практики интегрирования модели совместного хранения в бизнес-операции. Заключительная третья глава содержит в себе серию рекомендаций по построению системы партнерств в холодной цепи поставок бренда «Инмарко» на основе бенчмаркинга опыта компаний из предыдущей главы, а также экономическое обоснование партнерской схемы.
Вся информация, используемая в данной работе, была собрана с помощью полуформализованного интервью с представителем компании, другими словами, интервью без строгой структуры, но с использованием заранее определенных вопросов и тем. Также в качестве источников были использованы информационные базы данных и внутренние аналитические и финансовые отчеты компаний.
Ранее, в связи с неразвитостью логистического аутсорсинга и отсутствием предложений 3PL провайдеров на рынках грузоперевозок и складирования, многие производственные компании были вынуждены обзавестись собственной логистической инфраструктурой. Ее наличие способствовало достижению выигрыша по скорости доставки, гибкости выбора месторасположения и размещения мощностей, то есть позволяло планировать площади в соответствии с фактической потребностью, а также независимости функционирования, другими словами, компания имела преимущество беспрепятственно воспользоваться своими активами с любой целью в любое время суток. Другими словами, владение логистическими активами способствовало формированию конкурентного преимущества. Однако, наряду с перечисленными преимуществами, собственная логистическая инфраструктура способна терять свою экономическую целесообразность, так как зачастую становится избыточной и недозагруженной, поэтому не позволяет управлять фактически занятыми площадями или временем использования. Так, компании вынуждены постоянно оплачивать обслуживание имеющихся активов, в том числе и во время простоя.
Особенно остро данная проблема стоит для торговых и производственных компаний, чья готовая продукция имеет сезонный характер. К таким и относится производитель мороженого «Инмарко», который входит в портфель брендов холдинга Unilever. Продукция на 80% обслуживается собственными логистическими активами, в том числе складскими, которые определенную часть года являются недоутилизированными, то есть внутри помещений для хранения образуется профицит паллетомест.
Данная выпускная квалификационная работа выполнена в формате консультационного проекта и направлена на поиск путей решения управленческой проблемы образования профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах компании Unilever в период несезона продаж готовой продукции.
Актуальность обусловлена необходимостью решения проблемы недоутилизированности складов компании, а также появляющейся на этом фоне возможностью получения дополнительного дохода от незадействованных в период несезона мощностей.
Цель работы заключается в сокращении профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах компании Unilever в период несезона продаж замороженной продукции. Для ее достижения были поставлены и выполнены следующие 4 задачи:
1. Проанализировать проблему недоутилизированности собственных низкотемпературных складов Unilever в период несезона продаж замороженной продукции
2. Изучить направление совместного хранения как части экономики совместного потребления в логистике
3. Сформировать серию рекомендаций по построению партнерской схемы для сокращения профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах
4. Произвести экономическую оценку ожидаемых результатов от реализации партнерской схемы
Объектом исследования является производственный холдинг Unilever, предметом – система партнерств в холодной цепи поставок.
Работа состоит из трех равнозначных глав. Первая содержит подробную информацию о деятельности компании Unilever в России и мире, анализ основных показателей ее деятельности, стратегической направленности и принципов ведения операций. Также был рассмотрен единственный холодный бренд «Инмарко», его цепь поставок и произведен анализ управленческой проблемы образования профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах компании. Вторая глава посвящена экономике совместного потребления, предпосылкам и драйверам ее появления и развития. Более того, было изучено применение модели в разных областях логистики и рассмотрены лучшие мировые практики интегрирования модели совместного хранения в бизнес-операции. Заключительная третья глава содержит в себе серию рекомендаций по построению системы партнерств в холодной цепи поставок бренда «Инмарко» на основе бенчмаркинга опыта компаний из предыдущей главы, а также экономическое обоснование партнерской схемы.
Вся информация, используемая в данной работе, была собрана с помощью полуформализованного интервью с представителем компании, другими словами, интервью без строгой структуры, но с использованием заранее определенных вопросов и тем. Также в качестве источников были использованы информационные базы данных и внутренние аналитические и финансовые отчеты компаний.
Изменяющиеся социальные устои общества, вне зависимости от стран, и стремительный технологический прорыв способны напрямую влиять не только на жизненный уклад физических лиц, но и на корпорации и их подход к ведению операций. Экономика совместного потребления, модель зародившаяся и надежно укрепившаяся в обществе под влиянием двух вышеупомянутых факторов, является этому подтверждением. Она способна как формировать принципиально новые бизнес-модели, создающие сетевой эффект, так и изменять традиционные, трансформируя лишь отдельные операции, не имея при этом отраслевых ограничений. К последнему принято относить практики совместного использования избыточных ресурсов, находящихся во владении одной из сторон, то есть в основе модели заложено взаимовыгодное партнерство.
Логистическая отрасль, становясь все более технологичной, наиболее заинтересована в активной интеграции модели в свои бизнес-процессы, так как простои оборудования, транспортных средств или складских помещений негативно сказываются на финансовых результатах, так как организации оплачивают обслуживание активов вне зависимости от времени использования, или увеличивают конечную стоимость услуг или продуктов. В большей степени это относится к производителям или распространителям сезонных товаров, потребность в логистических мощностях которых, выраженная во времени и пространстве, крайне непостоянна, а значит отказ от собственной инфраструктуры в пользу арендованной является более экономически целесообразным по причине платы только за фактическое время или площадь использования.
Анализ опыта российских и зарубежных компаний, связанных с производством или продажей сезонных товаров, показал, что описанная выше проблема является актуальной среди как небольших локальных компаний, так и крупных международных корпораций. Как было установлено, сезонность заключается не только в колебаниях спроса и заказов товаров от точек сбыта, но и нестабильного на этом фоне предложения, которое подстраивается под рыночную ситуацию, что и вызывает неопределенность загрузки мощностей.
Пример производственного холдинга Unilever, в частности бренда «Инмарко», производящего такой сезонный продукт как мороженое, является подтверждением того, что наличие собственной логистической инфраструктуры, а именно складских помещений, не в полной мере несет за собой экономические выгоды и со временем утрачивает свою целесообразность, сопровождается избыточными затратами. Несмотря на то, что собственные склады компании в период несезона заполнены в среднем только наполовину, затраты на их обслуживания никак не могут быть скорректированы, то есть компания платит за всю имеющуюся площадь.
Среди мировых практик компаний-производителей в области совместного хранения, одной из форм проявлений экономики совместного потребления, были выделены такие разновидности как субаренда, ответственное хранение и полный отказ от собственной недвижимости в пользу арендованной. Однако, не все они могут быть применены к производственному холдингу Unilever по разным причинам. Так, рекомендуемым решением для корпорации стало оказание услуг ответственного хранения, иными словами, сдача в аренду простаивающих паллетомест на складах компании в период несезона продаж мороженого, то есть с сентября по март.
Ключевым результатом данной консультационной работы является серия рекомендаций по построению системы партнерств внутри «холодной» цепи поставок компании, направленная на определение и привлечение будущих партнеров-арендаторов паллетомест на собственных низкотемпературных складах Unilever и разработанная на основе российского и зарубежного опыта в области совместного хранения и оказании услуг ответственного хранения с учетом корпоративной специфики и особых требований компании. Рекомендации включают в себя, во-первых, перечень продуктов, удовлетворяющих нормам товарного соседства на складских помещениях, который был составлен на основе анализа ряда санитарно-эпидемиологических правил. Перечень состоит из 7 товарных позиций, разрешенных для хранения на одном складе с мороженым и соответствующих зафиксированному температурному режиму на каждом из складов. Во-вторых, был составлен список основных требований к потенциальному партнеру, ранжированных совместно с представителем компании. Кроме того, для компании были предложены две альтернативы инструментов по поиску потенциальных партнеров – комплекс платформ для публикации готовых объявлений и один самостоятельный сервис. Заключительная часть рекомендаций – анализ рынка складской недвижимости, в ходе которого было установлено смещение спроса из центральной части России вглубь страны, в регионы, а также была рассчитана среднерыночная базовая ставка хранения для каждого из четырех регионов присутствия Unilever. Разработанные предложения не противоречат стратегической направленности и внутренним принципам ведения бизнеса корпорации, и, более того, являются дополнением к ним.
В ходе проверки экономической целесообразности внедрения партнерской схемы, была установлена возможность получения положительного дохода, способного полностью покрывать затраты на реализацию, в размере от 257 000 рублей до 2 300 000 рублей в месяц, в зависимости от месторасположения и площади склада. При этом, сдавая в аренду половину пустующих паллетомест, заполненность складских помещений увеличивается в среднем на 26%, с 48% до 74%,что свидетельствует о достижении поставленной цели о сокращении профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах компании в период несезона продаж замороженной продукции.
Данный способ решения проблемы соответствует миссии и стратегической направленности компании о получении прибыли через повышение ответственности перед обществом, так как, во-первых, способствует формированию рационального потребления партнеров-арендаторов, во-вторых, подразумевает взаимовыгодное честное и прозрачное партнерство с дальнейшей возможностью долгосрочного сотрудничества. Прибыльность при оказании услуг ответственного хранения, помимо установления базовой арендной ставки, достигается за счет широкого простора для дополнительных услуг, оплачиваемых отдельно и, без которых клиент не сможет обойтись, что позволяет постоянно наращивать доход.
Логистическая отрасль, становясь все более технологичной, наиболее заинтересована в активной интеграции модели в свои бизнес-процессы, так как простои оборудования, транспортных средств или складских помещений негативно сказываются на финансовых результатах, так как организации оплачивают обслуживание активов вне зависимости от времени использования, или увеличивают конечную стоимость услуг или продуктов. В большей степени это относится к производителям или распространителям сезонных товаров, потребность в логистических мощностях которых, выраженная во времени и пространстве, крайне непостоянна, а значит отказ от собственной инфраструктуры в пользу арендованной является более экономически целесообразным по причине платы только за фактическое время или площадь использования.
Анализ опыта российских и зарубежных компаний, связанных с производством или продажей сезонных товаров, показал, что описанная выше проблема является актуальной среди как небольших локальных компаний, так и крупных международных корпораций. Как было установлено, сезонность заключается не только в колебаниях спроса и заказов товаров от точек сбыта, но и нестабильного на этом фоне предложения, которое подстраивается под рыночную ситуацию, что и вызывает неопределенность загрузки мощностей.
Пример производственного холдинга Unilever, в частности бренда «Инмарко», производящего такой сезонный продукт как мороженое, является подтверждением того, что наличие собственной логистической инфраструктуры, а именно складских помещений, не в полной мере несет за собой экономические выгоды и со временем утрачивает свою целесообразность, сопровождается избыточными затратами. Несмотря на то, что собственные склады компании в период несезона заполнены в среднем только наполовину, затраты на их обслуживания никак не могут быть скорректированы, то есть компания платит за всю имеющуюся площадь.
Среди мировых практик компаний-производителей в области совместного хранения, одной из форм проявлений экономики совместного потребления, были выделены такие разновидности как субаренда, ответственное хранение и полный отказ от собственной недвижимости в пользу арендованной. Однако, не все они могут быть применены к производственному холдингу Unilever по разным причинам. Так, рекомендуемым решением для корпорации стало оказание услуг ответственного хранения, иными словами, сдача в аренду простаивающих паллетомест на складах компании в период несезона продаж мороженого, то есть с сентября по март.
Ключевым результатом данной консультационной работы является серия рекомендаций по построению системы партнерств внутри «холодной» цепи поставок компании, направленная на определение и привлечение будущих партнеров-арендаторов паллетомест на собственных низкотемпературных складах Unilever и разработанная на основе российского и зарубежного опыта в области совместного хранения и оказании услуг ответственного хранения с учетом корпоративной специфики и особых требований компании. Рекомендации включают в себя, во-первых, перечень продуктов, удовлетворяющих нормам товарного соседства на складских помещениях, который был составлен на основе анализа ряда санитарно-эпидемиологических правил. Перечень состоит из 7 товарных позиций, разрешенных для хранения на одном складе с мороженым и соответствующих зафиксированному температурному режиму на каждом из складов. Во-вторых, был составлен список основных требований к потенциальному партнеру, ранжированных совместно с представителем компании. Кроме того, для компании были предложены две альтернативы инструментов по поиску потенциальных партнеров – комплекс платформ для публикации готовых объявлений и один самостоятельный сервис. Заключительная часть рекомендаций – анализ рынка складской недвижимости, в ходе которого было установлено смещение спроса из центральной части России вглубь страны, в регионы, а также была рассчитана среднерыночная базовая ставка хранения для каждого из четырех регионов присутствия Unilever. Разработанные предложения не противоречат стратегической направленности и внутренним принципам ведения бизнеса корпорации, и, более того, являются дополнением к ним.
В ходе проверки экономической целесообразности внедрения партнерской схемы, была установлена возможность получения положительного дохода, способного полностью покрывать затраты на реализацию, в размере от 257 000 рублей до 2 300 000 рублей в месяц, в зависимости от месторасположения и площади склада. При этом, сдавая в аренду половину пустующих паллетомест, заполненность складских помещений увеличивается в среднем на 26%, с 48% до 74%,что свидетельствует о достижении поставленной цели о сокращении профицита паллетомест на собственных низкотемпературных складах компании в период несезона продаж замороженной продукции.
Данный способ решения проблемы соответствует миссии и стратегической направленности компании о получении прибыли через повышение ответственности перед обществом, так как, во-первых, способствует формированию рационального потребления партнеров-арендаторов, во-вторых, подразумевает взаимовыгодное честное и прозрачное партнерство с дальнейшей возможностью долгосрочного сотрудничества. Прибыльность при оказании услуг ответственного хранения, помимо установления базовой арендной ставки, достигается за счет широкого простора для дополнительных услуг, оплачиваемых отдельно и, без которых клиент не сможет обойтись, что позволяет постоянно наращивать доход.



