Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИНТЕЗ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО ДВИЖЕНИЯ МОРСКОГО СУДНА

Работа №142247

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Постановка задачи 4
Обзор литературы 6
Глава 1. Описание математических моделей 8
1.1. Математическая модель движения судна 8
1.2. Математическая модель бокового ветра 12
Глава 2. Синтез закона управления 14
2.1. Линеаризация математической модели 14
2.2. Синтез базового закона управления 16
2.2.1. Описание предлагаемого подхода 16
2.2.2. Построение асимптотического наблюдателя 17
2.2.3. Синтез регулятора 20
2.3. Компенсация постоянного внешнего возмущения 22
Глава 3. Имитационное моделирование процессов управления 25
3.1. Программный комплекс 25
3.2. Примеры имитационного моделирования 30
3.2.1. Стабилизация при отклонении начальных данных ... 31
3.2.2. Компенсация воздействия бокового ветра 34
Выводы 37
Заключение 39
Список литературы 40
Приложения 42


В наше время, как и на протяжении большей части истории человечества, надводные морские подвижные объекты являются одним из наиболее эффективных средств перевозки пассажиров и различных грузов.
Однако, несмотря на значительный прогресс в их технической модернизации, из-за специфики среды, в которой они функционируют, на морские суда зачастую воздействуют внешние факторы, которые могут препятствовать достижению стоящих перед ними целей. В частности, одной из таких целей является недопущение отклонения от заданного движения.
В связи с этим подобная задача, называемая задачей стабилизации программного движения [1] морского судна, актуальности не теряет. Также она нередко является нетривиальной. Её сложность зависит от сложности модели, описывающей подвижный объект, от природы возмущений, оказывающих на него влияние, а также от специфики программного движения.
Разумеется, можно попытаться решить эту задачу «вручную», как это и происходило до относительно недавнего времени. Тем не менее очевидно, что сейчас, располагая развитым аппаратом математической теории управления, равно как и техническими возможностями его реализации, значительно более разумным и оптимальным во многих смыслах подходом является создание системы управления, автоматически стабилизирующей морской подвижный объект.
Однако динамика реальных судов в большинстве случаев описывается сложными нелинейными системами дифференциальных уравнений, к работе с которыми нет универсального подхода, поэтому нередко приходится прибегать к их упрощению путём линейного приближения. Но даже так, если линеаризованная в окрестности заданного программного движения модель динамики объекта оказывается нестационарной (то есть её параметры зависят от времени), то снова возникает недостаточность методологии.
В данной работе в рамках описанной ситуации предлагается подход к решению задачи стабилизации программного движения морского судна, применяющийся затем для работы с моделью реального объекта, а также осуществляется компьютерное моделирование процессов управления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения данной работы получены следующие основные результаты, выносимые на защиту:
1. на основе анализа соответствующей литературы сформированы математические модели движения морского судна и воздействия бокового ветра;
2. предложен и реализован подход, позволяющий решить задачу стабилизации программного движения морского судна в горизонтальной плоскости при наличии детерминированного внешнего возмущения, ограничений на управление и неполной информации о состоянии объекта управления;
3. разработан программный комплекс, с помощью которого реализовано имитационное компьютерное моделирование процессов управления.



[1] Зубов В. И. Лекции по теории управления. М.: Наука, 1975. 494 с.
[2] Дмитриев С. П., Пелевин А. Е. Задачи навигации и управления при стабилизации судна на траектории. СПб.: ГНЦ РФ-ЦНИИ «Электро-прибор», 2002. 160 с.
[3] Компьютерное моделирование систем управления движением морских подвижных объектов / Веремей Е. И., Корчанов В. М., Коровкин М. В., Погожев С. В. СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. 370 с.
[4] Лукомский Ю. А., Корчанов В. М. Управление морскими подвижными объектами: Учебник. СПб.: Элмор, 1996. 320 с.
[5] Фихтенгольц Г. М. Основы математического анализа, том 1. 6-е изд. М.: Наука, 1968. 440 с.
[6] Никифоров В. О., Слита О. В., Ушаков А. В. Интеллектуальное управ-ление в условиях неопределённости: учебное пособие. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. 226 c.
[7] Зубов Н. И. Математические методы анализа и синтеза линейных неста-ционарных систем управления. Дис. ... канд. физ.-мат. наук. Санкт- Петербургский гос. университет, Санкт-Петербург, 2003.
[8] Slotine J.-J. E., Li W. Applied nonlinear control. New Jersey: Prentice-Hall, 1991. 476 p.
[9] Веремей Е. И. Линейные системы с обратной связью. СПб.: Лань, 2013. 448 с.
[10] Основы автоматического регулирования и управления / Каргу Л. И., Литвинов А. П., Майборода Л. А., Юсупов Р. М. и др.; под ред. В. М. По¬номарёва, А. П. Литвинова. М.: Высшая школа, 1974. 439 с.
[11] Веремей Е. И., Сотникова М. В. Многоцелевая структура законов управ¬ления морскими подвижными объектами //XII Всероссийское совеща¬ние по проблемам управления. 2014. С. 3289—3300.
[12] Сотникова М. В. Алгоритм автоматического удержания колёсного ро-бота на визуально заданной линии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 10: Прикладная математика. Информатика. Про-цессы управления. 2016. № 1. С. 101-110.
[13] Диткин В. А., Кузнецов П. И. Справочник по операционному исчисле-нию: Основы теории и таблицы формул. М.: Государственное издатель¬ство технико-теоретической литературы, 1951. 256 с.
[14] Гантмахер Ф. Р. Теория матриц. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1966. 576 с.
[15] MATLAB function «diff». https://www.mathworks.com/help/ symbolic/diff.html
[16] MATLAB function «lqr». https://www.mathworks.com/help/control/ ref/lqr.html
[17] Ногин В. Д. Теория устойчивости движения. СПб.: СПбГУ, ф-т ПМ-ПУ, 2008. 153 с.
[18] Fossen T. I. Handbook of Marine Craft Hydrodynamics and Motion Control. John Wiley & Sons, Ltd., 2011. 596 p.
[19] Fossen T. I., Strand J. P. Passive Nonlinear Observer Design for Ships Using Lyapunov Methods: Experimental Results with a Supply Vessel // Automatica. 1999. Vol. 35, No. 1. P. 3-16.
[20] Fredriksen E., Pettersen K. Y. Global K-exponential way-point maneuvering of ships: Theory and Experiments // Automatica. 2006. Vol. 42, No. 4. P. 677-687.
[21] Loria A., Fossen T. I., Panteley E. A Separation Principle for Dynamic Positioning of Ships: Theoretical and Experimental Results // IEEE Transaction of Control Systems Technology. 2000. Vol. 8, No. 2. P. 332-343.
[22] Perez T. Ship Motion Control: Course Keeping and Roll Stabilisation using Rudder and Fins. London: Springer-Verlag, 2005. 300 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ