Языковые средства описания эмоционального состояния героев в рассказах А.П.Чехова о детях
|
Введение 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПИСАНИЯ ЭМОЦИЙ В ЛИНГВИСТИКЕ 6
1.1. Категория эмотивности как объект лингвистики 6
1.1.1. Понятия эмотивности, эмоциональности и экспрессивности 6
1.1.2. Классификации эмоций 10
1.2. Роль языковых средств выражения эмотивностив художественном тексте 16
1.2.1. Языковые средства выражения эмотивности 16
1.2.2. Эмотивная лексика 18
1.2.3. Функции эмотивной лексики в художественном тексте 21
1.3. Методология исследования эмотивной лексики в современных лингвистических работах. 23
1.4. Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова о детях 26
Выводы 33
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ В РАССКАЗАХ А.П.ЧЕХОВА 36
2.1 Общая характеристика материала 36
2.2 Анализ языковых средств, с помощью которых выражены эмоции детей 38
2.2.1. Микрополя, выражающие эмоции детей 38
2.2.2.Микрополя, выражающие эмоции взрослых 52
2.3 Сходства и различия функций эмотивной лексики, передающей эмоции детей и взрослых 58
Выводы 65
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПИСАНИЯ ЭМОЦИЙ В ЛИНГВИСТИКЕ 6
1.1. Категория эмотивности как объект лингвистики 6
1.1.1. Понятия эмотивности, эмоциональности и экспрессивности 6
1.1.2. Классификации эмоций 10
1.2. Роль языковых средств выражения эмотивностив художественном тексте 16
1.2.1. Языковые средства выражения эмотивности 16
1.2.2. Эмотивная лексика 18
1.2.3. Функции эмотивной лексики в художественном тексте 21
1.3. Методология исследования эмотивной лексики в современных лингвистических работах. 23
1.4. Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова о детях 26
Выводы 33
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ В РАССКАЗАХ А.П.ЧЕХОВА 36
2.1 Общая характеристика материала 36
2.2 Анализ языковых средств, с помощью которых выражены эмоции детей 38
2.2.1. Микрополя, выражающие эмоции детей 38
2.2.2.Микрополя, выражающие эмоции взрослых 52
2.3 Сходства и различия функций эмотивной лексики, передающей эмоции детей и взрослых 58
Выводы 65
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 7
Эмоции, будучи важной частью человеческого существования, играют значительную роль в жизни людей. Эмоции являются продуктом сложной душевной и познавательной деятельности людей, поскольку представляют собой реакции на объекты или явления окружающей нас действительности.
Эмоциональная система человека требует разностороннего изучения как с точки зрения психологии и философии, так и с точки зрения лингвистики. Первые лингвистические работы о способах выражения эмоций в речи появились в середине 50-х годов XX века. В последние годы лингвистический интерес к указанной проблематике не снижается, продолжают появляться новые исследования в этой области (Муллинова 2004; Шаховской 2010; Буянова 2006; Зотова 2016и др.). Это свидетельствует о том, что роль эмоций в современной коммуникации возрастает. Важное значение эмоции играют и в смысловом поле художественного текста, а их языковое выражение является ключевым для понимания идейного смысла того или иного произведения, а также человеческой психологии в целом.
Рассказы А.П. Чехова представляют богатый материал для исследования разнообразных человеческих эмоций в их языковом выражении. Особенно интересны в этом смысле произведения писателя о детях. Тема детского восприятия мира, взаимоотношений детей между собой и со взрослыми распространена в творчестве писателя, который удивительно метко передаёт особенности детской психологии, вслед за Л.Н. Толстым описывает внутреннюю «диалектику души» ребёнка, красоту уникального детского психоэмоционального мира, а также те трудности и боль, с которыми порой сталкивается ребёнок. Несмотря на большое количество научных работ, посвящённых различным аспектам творчества А.П. Чехова, отсутствуют лингвистические исследования, описывающие языковое воплощение эмоций в рассказах о детях.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется следующими факторами:
— соответствием предпринятого исследования актуальным тенденциям современных лингвистических изысканий, связанных с интересом к проблеме выражения эмоций в речи;
— недостаточной изученностью лексических средств выражения эмоций в рассказах А.П. Чехова о детях.
— указанным аспектом изучения творчества А.П. Чехова представляется важным, в том числе и потому, что рассказы этого автора находятся в центре внимания при обучении русскому языку как иностранному.
Объектом исследования являются лексические единицы, передающие эмоциональное состояние героев в рассказах А.П. Чехова, посвящённых теме детства.
Предметом исследования являются функционально-семантические особенности лексических единиц, выражающих эмоциональное состояние героев, в рассказах А.П. Чехова о детях.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые выделяются и описываются особенности семантики и функции эмотивной лексики при выражении эмоционального состояния детей на материале рассказов А.П. Чехова.
Цель исследования — провести функционально-семантический анализ эмотивной лексики в рассказах А.П. Чехова о детях и определить её роль в смысловой организации рассказов.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Описать теоретическую базу исследования эмотивной лексики в художественном тексте.
2. Отобрать короткие рассказы А.П. Чехова, посвящённые теме детства.
3. Произвести направленную выборку контекстов, содержащих эмотивную лексику, в отобранных рассказах А.П. Чехова.
4. Выявить и описать микрополя, выражающие эмоции детей и микрополя, выражающие эмоции взрослых.
5. Описать функции использования эмотивной лексики в смысловом пространстве рассказов А.П. Чехова о детях.
Материалом исследования являются рассказы А.П. Чехова: «Детвора», «Ванька», «Гриша», «Событие», «Отец семейства», «Житейская мелочь».
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение эмотивной лексики, передающей эмоциональное состояние героев в рассказах А.П. Чехова о детях, даст возможность выделить значимые смысловые и функциональные характеристики эмотивных лексических единиц, которые выражают особенности психоэмоционального мира детей (на фоне мира взрослых) в авторском представлении и являются идентификаторами идиостиля писателя.
В настоящей работе для решения поставленных задачи применяются следующие методы и приёмы: приём направленной выборки материала из рассказов А.П.Чехова, описательный метод и метод контекстуального анализа, и метод компонентного анализа, приём частотно-статистической характеристики материала.
Теоретическая значимость работы включаются в комплексном подходе к изучению семантики и функционирования эмотивных лексических единиц. Эти единицы будут рассматриваться в двух аспектах: 1) как компонент идиостиля, что позволит выявить ценность рассматриваемых эмотивов в системе художественных средств А.П.Чехова; 2) как универсальное средство выражения детского психоэмоционального мира, что даст возможность расширить представление об эмотивной лексике в плане возможностей выражения оттенков эмоциональных состояний в различных жизненных ситуациях.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться при дальнейшей разработке идиостилевой проблематики в произведениях А.П.Чехова, в специальных курсах по анализу художественного текста, в практике преподавания русского языка как иностранного, а также на занятиях по стилистике русского языка.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Словесное выражение эмоции является предпосылкой для существования в языке особой категории эмоций, которая связана с психологической категорией эмоции. Приоритет реализации эмоционального выражения принадлежит именным лексическим единицам, поскольку они обладают наибольшим номинальным потенциалом, в структуре их лексического значения эмоциональное значение имеет большое значение в общении. Семантика этой мотивации не зависит от контекста. Мы интерпретируем этот термин как эмоциональный с функциональной точки зрения.
2. В функционально-семантическом поле эмотивности выделяется два класса эмотивов: эмотивы со значением состояния и эмотивы со значением отношения, каждый из которых формируется из определенного количества микрополей разного объема.
3. В коротких рассказах А.П. Чехова о детях функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции детей, состоит из 5 микрополей: страха, обиды, азарта, волнения, невисти. Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции взрослых, состоит из 3 микрополей: гнева, нетерпения и радости.
4. Особое внимание следует обратить на контраст между эмоциями взрослых и детей. Эмотивная лексика, описывающая детские эмоции в выбранных нами рассказах, имеет эмоциональную и выразительную функции. Эмотивная лексика, описывающая эмоции взрослых, выполняет коммуникативную функцию.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во Введении определены актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна и теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы работы.
В первой главе будет определено содержание понятий эмотивности, эмоциональности и экспрессивности, а также описаны языковые средства выражения эмоций и их функции в художественном тексте. Отдельный параграф будет посвящён рассмотрению особенностей произведений А.П. Чехова о детях.
Во второй главе будет представлен анализ языковых средств, с помощью которых выражены эмоции героев; показаны сходства и различия функций эмотивной лексики, передающей эмоции детей и взрослых.
В заключении будут подведены итоги исследования, а также определены перспективы его дальнейшего развития.
Эмоциональная система человека требует разностороннего изучения как с точки зрения психологии и философии, так и с точки зрения лингвистики. Первые лингвистические работы о способах выражения эмоций в речи появились в середине 50-х годов XX века. В последние годы лингвистический интерес к указанной проблематике не снижается, продолжают появляться новые исследования в этой области (Муллинова 2004; Шаховской 2010; Буянова 2006; Зотова 2016и др.). Это свидетельствует о том, что роль эмоций в современной коммуникации возрастает. Важное значение эмоции играют и в смысловом поле художественного текста, а их языковое выражение является ключевым для понимания идейного смысла того или иного произведения, а также человеческой психологии в целом.
Рассказы А.П. Чехова представляют богатый материал для исследования разнообразных человеческих эмоций в их языковом выражении. Особенно интересны в этом смысле произведения писателя о детях. Тема детского восприятия мира, взаимоотношений детей между собой и со взрослыми распространена в творчестве писателя, который удивительно метко передаёт особенности детской психологии, вслед за Л.Н. Толстым описывает внутреннюю «диалектику души» ребёнка, красоту уникального детского психоэмоционального мира, а также те трудности и боль, с которыми порой сталкивается ребёнок. Несмотря на большое количество научных работ, посвящённых различным аспектам творчества А.П. Чехова, отсутствуют лингвистические исследования, описывающие языковое воплощение эмоций в рассказах о детях.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется следующими факторами:
— соответствием предпринятого исследования актуальным тенденциям современных лингвистических изысканий, связанных с интересом к проблеме выражения эмоций в речи;
— недостаточной изученностью лексических средств выражения эмоций в рассказах А.П. Чехова о детях.
— указанным аспектом изучения творчества А.П. Чехова представляется важным, в том числе и потому, что рассказы этого автора находятся в центре внимания при обучении русскому языку как иностранному.
Объектом исследования являются лексические единицы, передающие эмоциональное состояние героев в рассказах А.П. Чехова, посвящённых теме детства.
Предметом исследования являются функционально-семантические особенности лексических единиц, выражающих эмоциональное состояние героев, в рассказах А.П. Чехова о детях.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые выделяются и описываются особенности семантики и функции эмотивной лексики при выражении эмоционального состояния детей на материале рассказов А.П. Чехова.
Цель исследования — провести функционально-семантический анализ эмотивной лексики в рассказах А.П. Чехова о детях и определить её роль в смысловой организации рассказов.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Описать теоретическую базу исследования эмотивной лексики в художественном тексте.
2. Отобрать короткие рассказы А.П. Чехова, посвящённые теме детства.
3. Произвести направленную выборку контекстов, содержащих эмотивную лексику, в отобранных рассказах А.П. Чехова.
4. Выявить и описать микрополя, выражающие эмоции детей и микрополя, выражающие эмоции взрослых.
5. Описать функции использования эмотивной лексики в смысловом пространстве рассказов А.П. Чехова о детях.
Материалом исследования являются рассказы А.П. Чехова: «Детвора», «Ванька», «Гриша», «Событие», «Отец семейства», «Житейская мелочь».
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение эмотивной лексики, передающей эмоциональное состояние героев в рассказах А.П. Чехова о детях, даст возможность выделить значимые смысловые и функциональные характеристики эмотивных лексических единиц, которые выражают особенности психоэмоционального мира детей (на фоне мира взрослых) в авторском представлении и являются идентификаторами идиостиля писателя.
В настоящей работе для решения поставленных задачи применяются следующие методы и приёмы: приём направленной выборки материала из рассказов А.П.Чехова, описательный метод и метод контекстуального анализа, и метод компонентного анализа, приём частотно-статистической характеристики материала.
Теоретическая значимость работы включаются в комплексном подходе к изучению семантики и функционирования эмотивных лексических единиц. Эти единицы будут рассматриваться в двух аспектах: 1) как компонент идиостиля, что позволит выявить ценность рассматриваемых эмотивов в системе художественных средств А.П.Чехова; 2) как универсальное средство выражения детского психоэмоционального мира, что даст возможность расширить представление об эмотивной лексике в плане возможностей выражения оттенков эмоциональных состояний в различных жизненных ситуациях.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться при дальнейшей разработке идиостилевой проблематики в произведениях А.П.Чехова, в специальных курсах по анализу художественного текста, в практике преподавания русского языка как иностранного, а также на занятиях по стилистике русского языка.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Словесное выражение эмоции является предпосылкой для существования в языке особой категории эмоций, которая связана с психологической категорией эмоции. Приоритет реализации эмоционального выражения принадлежит именным лексическим единицам, поскольку они обладают наибольшим номинальным потенциалом, в структуре их лексического значения эмоциональное значение имеет большое значение в общении. Семантика этой мотивации не зависит от контекста. Мы интерпретируем этот термин как эмоциональный с функциональной точки зрения.
2. В функционально-семантическом поле эмотивности выделяется два класса эмотивов: эмотивы со значением состояния и эмотивы со значением отношения, каждый из которых формируется из определенного количества микрополей разного объема.
3. В коротких рассказах А.П. Чехова о детях функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции детей, состоит из 5 микрополей: страха, обиды, азарта, волнения, невисти. Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции взрослых, состоит из 3 микрополей: гнева, нетерпения и радости.
4. Особое внимание следует обратить на контраст между эмоциями взрослых и детей. Эмотивная лексика, описывающая детские эмоции в выбранных нами рассказах, имеет эмоциональную и выразительную функции. Эмотивная лексика, описывающая эмоции взрослых, выполняет коммуникативную функцию.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во Введении определены актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна и теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы работы.
В первой главе будет определено содержание понятий эмотивности, эмоциональности и экспрессивности, а также описаны языковые средства выражения эмоций и их функции в художественном тексте. Отдельный параграф будет посвящён рассмотрению особенностей произведений А.П. Чехова о детях.
Во второй главе будет представлен анализ языковых средств, с помощью которых выражены эмоции героев; показаны сходства и различия функций эмотивной лексики, передающей эмоции детей и взрослых.
В заключении будут подведены итоги исследования, а также определены перспективы его дальнейшего развития.
В ходе проведенного исследования нами было выделено определение понятия эмотивности — это центральное понятие эмотиологии, которое определяется как выражение эмоциональных состояний и переживаний человека при помощи различных средств языка.
Методом сплошной выборки была отобрана лексика, которая выражает эмоции в рассказах А.П.Чехова о детях. Определены эмотивные лексические единицы, которые служат для выражения эмоционального отношения и эмоционального состояния.
Для анализа средств выражения эмоций в рассказах А.П. Чехова нами была взята классификация из работы Е.П. Ильина (Ильин 2013). В её основе лежат следующие параметры: 1) С точки зрения отношения к людям (эмоции, связанные с отношением к другим людям; эмоции, не связанные с отношением к другим людям); 2) С точки зрения знака (положительные; отрицательные; нейтральные эмоции); 3) С точки зрения интенсивности (нейтральные эмоции; эмоции с повышенной интенсивностью). В процессе анализа мы использовали первый параметр, согласно которому выделили эмоции, связанные с отношением к другим людям и эмоции, не связанные с отношением к другим людям.
Согласно проведенному анализу, в работе функционально-семантическое поле эмотивности представлено двумя классами слов: эмотивов со значением состояния и эмотивов со значением отношения. Первый класс представлен 6 микрополями: страха, радости, волнения, обиды, азарта, гнева. Второй класс - 2 микрополями: ненависти, нетерпения.
В художественном тексте эмоции выражаются языковыми средствами разных уровней, мы выбрали в качестве объекта нашего исследования эмотивную лексику. Специфика функционирования эмотивной лексики в художественном тексте тесно связана с мировоззренческой характеристикой языковой личности писателя. Эмотивные единицы выполняют когнитивную функцию, вербализуя художественную картину мира в авторском восприятии.
Богатый материал для исследования языковых средств выражения эмоций предоставляют рассказы А.П. Чехова о детях. В его произведениях очень точно раскрываются психологические образы детей, относящиеся к разным возрастным группам. В каждом рассказе разные эмоции проявляются в разных ситуациях, у разных героев и разных личностей. Поэтому мы обратили особое внимание на контраст между эмоциями взрослых и детей. Согласно нашему анализу, эмотивная лексика, описывающая детские эмоции в выбранных нами рассказах, имеет эмоциональную и выразительную функции. Эмотивная лексика, описывающая эмоции взрослых, выполняет коммуникативную функцию.
Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции детей, состоит из 5 микрополей: страха, обиды, азарта, волнения, невисти. Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции взрослых, состоит из 3 микрополя: гнева, нетерпения и радости.
Проблема нашего анализа и исследования - это проблема, достойная глубокого изучения в лингвистическом плане. Настоящая работа посвящена анализу эмотивной лексики, которая выражает детские эмоции в отобранных 6 рассказах А.П.Чехова (на фоне эмоционального мира взрослых). В дальнейшем исследовании возможно изучение эмоционального мира детей и взрослых в других литературных произведениях у других авторов.
Методом сплошной выборки была отобрана лексика, которая выражает эмоции в рассказах А.П.Чехова о детях. Определены эмотивные лексические единицы, которые служат для выражения эмоционального отношения и эмоционального состояния.
Для анализа средств выражения эмоций в рассказах А.П. Чехова нами была взята классификация из работы Е.П. Ильина (Ильин 2013). В её основе лежат следующие параметры: 1) С точки зрения отношения к людям (эмоции, связанные с отношением к другим людям; эмоции, не связанные с отношением к другим людям); 2) С точки зрения знака (положительные; отрицательные; нейтральные эмоции); 3) С точки зрения интенсивности (нейтральные эмоции; эмоции с повышенной интенсивностью). В процессе анализа мы использовали первый параметр, согласно которому выделили эмоции, связанные с отношением к другим людям и эмоции, не связанные с отношением к другим людям.
Согласно проведенному анализу, в работе функционально-семантическое поле эмотивности представлено двумя классами слов: эмотивов со значением состояния и эмотивов со значением отношения. Первый класс представлен 6 микрополями: страха, радости, волнения, обиды, азарта, гнева. Второй класс - 2 микрополями: ненависти, нетерпения.
В художественном тексте эмоции выражаются языковыми средствами разных уровней, мы выбрали в качестве объекта нашего исследования эмотивную лексику. Специфика функционирования эмотивной лексики в художественном тексте тесно связана с мировоззренческой характеристикой языковой личности писателя. Эмотивные единицы выполняют когнитивную функцию, вербализуя художественную картину мира в авторском восприятии.
Богатый материал для исследования языковых средств выражения эмоций предоставляют рассказы А.П. Чехова о детях. В его произведениях очень точно раскрываются психологические образы детей, относящиеся к разным возрастным группам. В каждом рассказе разные эмоции проявляются в разных ситуациях, у разных героев и разных личностей. Поэтому мы обратили особое внимание на контраст между эмоциями взрослых и детей. Согласно нашему анализу, эмотивная лексика, описывающая детские эмоции в выбранных нами рассказах, имеет эмоциональную и выразительную функции. Эмотивная лексика, описывающая эмоции взрослых, выполняет коммуникативную функцию.
Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции детей, состоит из 5 микрополей: страха, обиды, азарта, волнения, невисти. Функционально-семантическое подполе, выражающие эмоции взрослых, состоит из 3 микрополя: гнева, нетерпения и радости.
Проблема нашего анализа и исследования - это проблема, достойная глубокого изучения в лингвистическом плане. Настоящая работа посвящена анализу эмотивной лексики, которая выражает детские эмоции в отобранных 6 рассказах А.П.Чехова (на фоне эмоционального мира взрослых). В дальнейшем исследовании возможно изучение эмоционального мира детей и взрослых в других литературных произведениях у других авторов.



