ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
1.1. Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольной образовательной организации как педагогическая проблема
1.2. Специфика деятельности специалистов дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей
1.3. Формы взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
2.1. Мониторинг взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей
2.2. Работа по взаимодействию специалистов дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей
2.3. Методические рекомендации по взаимодействию специалистов дошкольной образовательной организации в сохранении и укреплении здоровья детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях развития и модернизации образовательного процесса на современном этапе.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед собой задачу по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, что невозможно без организации взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации (ДОО).
Важнейшей характеристикой системы дошкольного образования является качество работы по сохранению здоровья детей (на сегодняшний день в РФ уменьшается количество детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения совершенно здоровыми и увеличивается количество детей, имеющих различные хронические заболевания). Поэтому физическое развитие и сохранение здоровья ребенка являются приоритетными направлениями.
Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Для достижения здоровья и гармоничного развития дошкольника через формирование навыков здорового образа жизни необходимо соответствующее построение педагогического процесса, совместных усилий всего коллектива ДОО, а также большая работа педагогов и воспитателей.
Первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в ДОО и представляющая собой систему лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и другие факторы). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание, так же важное значение приобретает организации взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей.
Проблемы дошкольного детства как особого периода жизни человека становятся в центре внимания педагогов, психологов, социологов (М.М. Безруких, Л.Б. Валова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Е.И. Герасимова, Н.П. Флегонтова, Т.В. Фуряева).
В исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей внесли вклад в различное время ученые различных наук: философы: К.Гельвеций, Дж.Локк, М.В.Ломоносов и др.; психологи и физиологи: В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский и др.; ученые - медики: Н.А.Амосов, В.Ф.Базарный, И.И.Брехман, И.И.Буянов,
В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицин, Б.Н.Чумаков и др.; педагоги:
Ш.А.Амонашвили, В.К.Зайцев, В.В.Колбанов, Я.Корчак, С.В.Попов,В.А.Сухомлинский и др.
Отдельные аспекты организации педагогического процесса и педагогического взаимодействия с целью сохранения здоровья ребенка находим у педагогов XX века - Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака, К.Роджерса.
Проблема исследования: новые социокультурные условия диктуют необходимость в изучении взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей, но на практике условия эффективности не выполняются: поскольку отсутствует достаточное число научно-методических разработок по данному вопросу.
Объектом исследования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Предмет исследования: сохранение и укрепление здоровья детей в процессе взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации.
Выявление возможностей взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей стало целью нашего исследования.
В связи с проблемой, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:
1. Теоретически обосновать процесс взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Выявить специфику деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольной образовательной организации.
3. Провести педагогическое исследование взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей.
4. Представить методические рекомендации по взаимодействию специалистов дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что работа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективной, если она будет проводиться в тесном взаимодействии всех специалистов: воспитателей, родителей, психолога, логопеда и т.д.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями, ретроанализ собственной педагогической деятельности; методы самооценки и экспертной оценки; методы математической статистики, изучение нормативно-правовых документов в сфере образования.
Методологическую базу исследования составили теории отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта.
При проведении исследования мы опирались на фундаментальные психолого-педагогические исследования: культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека Л.С. Выготского, разработанную им возрастную периодизацию, понятие о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теорию развивающего обучения; учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка; теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период; теорию «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца; психологии детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина; концепцию В.Т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства;концепцию детства В. В. Зеньковского, в которой
подчеркивается особая роль игры в детстве.
Современные педагогические теории: теория интеграции средств обучения, которая находится в стадии научного осмысления (Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др.).
Практическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Ромашка» село Ольшанка Чернянского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и практическая база исследования; дана структура ВКР.
В первой главе «Теоретический анализ взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей» сохранение и укрепление здоровья детей в ДОО раскрывается как педагогическая проблема, выявлена специфика деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОО, проанализированы формы взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей.
Во второй главе «Педагогическое исследование взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей» проведена диагностика профессиональной компетенции родителей в вопросах здоровьясбережения и отношения дошкольников к здоровому образу жизни, проведена работа по взаимодействию специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей, разработаны методические рекомендации по взаимодействию специалистов ДОО в сохранении и укреплении здоровья детей.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Объем работы составляет 80 страниц.
Список использованной литературы состоит из 43 источников.
Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики - проблеме взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей.
Изучив теоретические аспекты взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей нами сделаны следующие выводы.
Изучив сохранение и укрепление здоровья детей как педагогическую проблему, мы определили, что необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в действительности, переходит в педагогическую плоскость. Именно это заставляет педагогическую общественность принимать на себя значительную долю ответственности за здоровье детей в плане его сохранения, формирование личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других. Сохранение и укрепление здоровье детей является основной из педагогических задач дошкольной образовательной организации.
Рассмотрев взаимодействие специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей, определено, что ведущими идеями взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей являются: личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегрированной основе; индивидуализация развивающей деятельности; учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка; интеграция методов развивающего образования, усилий и возможностей родителей, педагогов и врачей. Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольной образовательной организации возможно только в тесном взаимодействии всех участников образовательной деятельности.
Рассмотрев различные формы взаимодействия специалистов по сохранению и укреплению здоровья детей мы пришли к выводу, что формы взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей условно можно разделить на два блока: взаимодействие с педагогами и взаимодействие с родителями. С педагогическим коллективом необходимо использовать следующие формы работы: педагогические мастерские, консультации молодых педагогов, методические объединения, обучающие семинары. Эффективными формами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей являются: родительские собрания, совместные физкультурные досуги, праздники, дни открытых дверей.
Теоретический анализ проблемы взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей позволяет нам перейти к проверке достоверности выдвинутой гипотезы и практическому обоснованию теоретических положений.
Педагогическое исследование взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей позволило сформулировать следующие выводы:
Констатирующий этап педагогического исследования показал, что взаимодействие специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей развито не достаточно, 45% педагогов и родителей отмечают, что уровень взаимодействия средний, 35 % специалистов ДОО относят уровень взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей к низкому. В дошкольной образовательной организации к существующей работе по взаимодействию специалистов необходимо добавить мероприятия по взаимодействию специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей. Данную работу мы провели на формирующем этапе педагогического исследования: организовали работу по взаимодействию педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей, привлекли родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья детей, отработали механизмы совместной работы всех заинтересованных лиц в сохранении и укреплении здоровья воспитанников.
Был разработан план взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей, который включал в себя не только направления работы, но и формы, сроки реализации мероприятий, ответственных лиц.
Сравнительный анализ уровня взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей до формирующего этапа исследования и после него показал, что высокий уровень повысился на 35%, низкий уровень снизился на 25%.
Контрольный этап исследования показал, что среди специалистов ДОО и родителей преобладает высокий уровень взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей, эти данные указывают на положительную динамику изменения к уровню взаимодействия специалистов ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей.
На основании педагогического наблюдения и его анализа, нами были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в практике школы начинающим учителем, послужить практическим материалом педагогических работников.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы - достигнута, задачи решены, гипотеза, согласно которой работа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективной, если она будет проводиться в тесном взаимодействии всех специалистов: воспитателей, родителей, психолога, логопеда и т.д. доказана.
Мы не претендуем на полноту исследования, но заявляем - тема актуальна и требует продолжения исследования.
1. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья / В.А. Ананьев.- СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 1998. - 148 с.
2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья/ Е.П. Арнаутова.- М.: Изд. дом «Карапус», 2001. - 264 с.
3. Билич, Г.А. Основы валеологии / Г.А. Билич, Л.В. Назарова.- СПб.: Водолей, 1998. - 560 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина - М.: Культура: Акад. проект, 2014.- 238 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие/ Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 2014.- 426 с.
6. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2014. - 510 с.
7. Волосникова, Т.В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста / Т.В. Волосникова// Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование.- 2014. - № 7. - С. 94-95.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: Академия, 2011. - 284 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
10. Грядкина, Т.С. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников /Т.С. Грядкина// Детство: Педагогический альманах. № 1. / (РГПУ им. А.И.Герцена). - СПб.: Акцидент, 1998. - с. 8188.
11. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2015. - 496 с.
12. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития : Метод, рук-во для работников ДОУ. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е Жичкина, С.И. Мусисина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. - 224 с.
13. Диканова, Е.Г. Культура здоровья в образовательном пространстве: Учеб. пос. / Е.Г. Диканова.-Волгоград: Перемена, 2003.- 100 с.
14. Дьяченко, О. М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. /Под ред. Дьяченко О. М. - М. : НОУ Учебный центр м. Л. А.Венгера «Развитие», 2012.-141с.
15. Евдокимова, Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ / Е.С. Евдокимова // Управление ДОУ.- 2014. №9. - С. 71-74.
16. Закон «Об образовании в Российской Федерации» // Сборник нормативно-правовых документов в образовании. - 2014. - №1. - С. 4¬52.
17. Захарова А. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2016 г.). - Пермь: Меркурий, 2016.- С. 53-56.
18. Здоровый дошкольник: Учебно-методическое пособие / С.В. Лободина, Д.Ф. Алексеева.- СПб.: ЛОИРО, 2000. - 136 с.
19. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий Павлова, М.В.Лысогорская.-Волгоград:Учитель, 2012.- 458 с.
20. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ Н.И.Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009. -218 с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова - М.: Педагогика, 2014. - 416 с.
22. Кудрявцев, В.Т., Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров .- М.: ЛИНКА -ПРЕСС. - 2000. - 296 с.
23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет/ И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во РОУ,2014. - 458 с.
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2015.- 598 с.
25. Меличева, М.В. Сотрудничество воспитателей и родителей в организации ЗОЖ дошкольников/ М.В. Меличева// Здоровье и образование: материалы II научно-практической конференции СПб: ЛОИРО, 2005. - С. 145-146.
26. Меличева, М.В. Культура здоровья дошкольника / М.В. Меличева // Реализация концепции модернизации российского образования в педагогической практике: сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. -Ч. 3. - С. 132-133.
27. Меличева, М.В. Готовность родителей к эффективному сотрудничеству с педагогами с целью мотивации здорового образа жизни дошкольников /М.В. Меличева// Акмеология профессиональной деятельности педагога: сб. науч. тр. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. - С. 108-110.
28. Миконен, Е. Ю. Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема / Е. Ю. Миконен // Молодой ученый.- 2014. - №3. - С. 965¬967.
29. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина . - М.: ООО Апрель Пресс, 2013. - 352 с.
30. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно-правовые документы, аспекты / М.С.Горбатова.- Волгоград: Учитель, 2014.- 236 с.
31. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. — М.: 2014. - 638 с.
32. Птушко И. А. Укрепление здоровья дошкольников средствами физического воспитания / И. А. Птушко, Н. Н. Азимова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 311-313.
33. Савина, Л. Б. Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении физического здоровья детей / Л. Б. Савина, С. В. Мещерякова, К. И. Григорян // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 208-210.
34. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Н.В. Сократов. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
35. Сохин, Ф. А. Дошкольная педагогика / Ф.А. Сохин., В.И. Ядэшко, - М.: Наука, 2013. - 123 с.
36. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1969. - 657 с.
37. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: Монография-эссе/ Л.Г. Татарникова.- СПб: Крисмас+, 2002. - 200 с.
38. Татарникова, Л.Г. Технология валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении / Л.Г. Татарникова, Л.В. Симошина.- СПб.: СПб ГУПМ, 2002. - 109 с.
39. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / В. И. Турченко .- 3-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2013 .- 128 с.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип./ Г.А. Урунтаева.- М.: «Академия», 2011. - 336 с.
41. Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования.- 2013. -№2.- С.28¬32.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3 - 44.
43. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика,2010. - 348 с.