Введение 3
Глава I. Причины и начало распространения конфуцианского учения в
Японии 8
1.1. Причины и начало распространения конфуцианского учения в Японии. 8
1.2. Начало распространения конфуцианства в Японии 11
Глава II. Трансформация конфуцианского учения в Японии в период правления династии Токугава XVII - середина XIX вв 19
2.1. Исторические предпосылки и условия развития конфуцианства в период
Эдо 19
2.2. Трансформация конфуцианского учения в Японии в период правления
династии Токугава 24
Заключение 39
Список использованной литературы 43
Во всем мире не ослабевает давний и устойчивый интерес к китайской философии, особенно к конфуцианству. Интерес к конфуцианству на современном этапе связан во многом с экономическими успехами и высокими культурными достижениями в странах, где оно составляет основу поведения в общественной и личной жизни. Феномен экономических достижений этих стран с 70-х годов прошлого века способствует неослабевающему интересу к конфуцианской традиции. В литературе даже стал использоваться термин «конфуцианский предприниматель». Конфуцианство зародилось в Китае на рубеже VI и V вв. до н.э. Однако оно стало иметь большое значение и в других странах Востока, в том числе и в Японии, в ее истории и культуре. Конфуцианство в значительной степени стало объединительным звеном культуры этих двух стран. Без анализа восприятия конфуцианства в Японии, мы не сможем понять менталитет японцев, выстроить грамотное общение с ними. Интерес к конфуцианству связан и с необходимостью изучения влияния нравственного фактора на экономику, политику, реформирование страны. В любой части Восточной Азии оно стало доминантой поведения человека на всех уровнях социального порядка. Многие политики отмечают огромное значение конфуцианства в модернизации Китая, Японии, Кореи и др. Отметим, что и при проведении реформ в России необходима опора на духовные традиции, на извлечение опыта соседней цивилизации. Да и в других странах мира разочарование в западных ценностях достаточно велико, что побуждает возвращаться к нравственным истокам, в том числе и конфуцианской модели. Таким образом, актуальность темы исследования связана с его значением для экономического, политического, культурного развития стран в мире на современном этапе, а также оно призвано стать одним из важнейших средств обеспечения диалога между странами.
Объектом исследования является анализ роли конфуцианства в истории и культуре Японии.
Предмет исследования - воздействие китайской конфуцианской традиции на развитие Японии, ее трансформация в период Эдо. Хронологические рамки исследования охватывают период с XVII до середины XIX вв.
Цель данного исследования - изучить японскую модель конфуцианства, трансформацию конфуцианских идей в Японии и влияние конфуцианских традиций на общественно-политическую и культурную жизнь страны.
Для достижения цели при написании работы были поставлены такие задачи, как:
• раскрыть основные аспекты конфуцианского учения, которые были восприняты японской культурой;
• рассмотреть основные положения конфуцианской идеологии, которые были востребованы в эпоху Эдо;
• исследовать основные идеологические концепции и правовые акты эпохи Эдо, отражающие влияние конфуцианской идеологии;
• рассмотреть конфуцианское учение как основной ресурс внутренней политики властей Японии периода Эдо;
• выявить особенности японского конфуцианства, которые стали определяющими в эпоху Эдо;
• проанализировать влияние конфуцианского направления на подготовку идеологического обоснования революционных событий 1867-1868 гг.;
• обозначить роль и значение развития конфуцианства в Японии для современности.
• охарактеризовать основные конфуцианские школы в Японии
Методы и методология исследования. В данной работе были использованы общенаучные и специальные методы исследования: принцип историзма, историко-типологический, сравнительно-исторический и историкосистемный.
...
История конфуцианства насчитывает более 2,5 тысяч лет. Конфуцианство многогранно, это и религия, и философия, и этическое учение. Его достоинством считается то, что оно оказало огромное влияние на все стороны жизни не только китайского общества, но и стран Азиатско-тихоокеанского региона. Конфуцианство формировалось на протяжении всей истории человечества. Особенно значительные изменения произошли в ханьскую эпоху, которые способствовали тому, что конфуцианство утверждается не просто как идеология, а становится каркасом дальнейшей истории Восточной Азии. Видный философ Дун Чжуншу (187-120 гг. до н.э.) модифицировал учение Конфуция. Он дополнил основные конфуцианские идеи положениями о пяти стихиях, легистскими нормами, элементами моизма и даосизма.
Дальнейшая корректировка основных догматов конфуцианства в связи с изменениями в общественно-политической жизни Китая вызвала к жизни новые направления учения, которые получила название - «неоконфуцианство», создателем которого считается Чжу Си (1130-1200 гг.). Он создал стройную и прочную философскую систему, которая смогла стать официальной доктриной не только в Китае, но и в Японии и Корее.
Первое время новое идеологическое направление находилось под запретом, но уже с XIV века получила распространение, став государственной идеологией.
История конфуцианства в Японии восходит к раннему этапу развития японской цивилизации и государственности. Японское конфуцианство имеет совершенно иной характер, чем его другой восточноазиатский аналог, во многом из-за его особого акцента на межличностной этике. Японское конфуцианство утверждало свою целостность, смыслы и истины. Вместе с тем в Японии в течение данного периода конфуцианство не всегда служило в интересах клана Токугава. Японцы следовали общим конфуцианским принципам, делая акцент на различных от других восточных стран их аспектах.
Можно выделить следующие особенности конфуцианства в Японии.
1. В Японии в целом конфуцианство было монополизировано аристократией.
2. В Японии периода Токугава из-за критериев отбора кандидатов не прижилась конфуцианская система экзаменов на занятие чиновничьих должностей.
3. Цель изучения конфуцианства была чисто утилитарная - укрепить централизованное государство, его безопасность и рост благосостояния посредством научных знаний.
4. Изучение и развитие конфуцианства в Японии было связано с наличием огромного количества школ.
5. Учение янминизма в Японии стало самостоятельной школой и в целом демонстрировало идейное согласие по отношению к чжусианству.
6. Отличительной особенностью Японии является и учение сингаку - учение новых городских сословий, сделавшее акцент на таких принципах необходимых для этих сословий как бережливость. Это не было характерно для сунского конфуцианства.
7. В семейных отношениях в Японии преданность и верность господину, сюзерену, сегуну был положен в основу в ущерб собственным интересам.
8. Самопожертвование и преданность господину под влиянием конфуцианства преобразовались в кодекс чести самураев.
9. Преданность руководителю превалирует над семейной приверженностью. Следствием подобной верности господину вылилась в то, что конфуцианская идея мандата неба не получила распространение в Японии.
10. Философия японских ортодоксальных чжусианцев способствовала изоляции Японии от внешнего мира, что помогло с одной стороны обеспечить стабильность режима Токугава, но и создавала слабость перед любой внешней угрозой.
11. В японском чжусианстве (в частности в учении Ямадзаки Ансая) выражена идея «почитания императора», которая стала составной частью политического движения «Сонно дзёи».
...
1 Гальперин А. Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма. -М.: ИВЛ, 1963. -200 с. 85
2 Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура / Пер. с англ. О. Д. Сидоровой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 222 с.
3 Жуков А. Е. История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868 г. М., 1999. - 663 с.
4 История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века / Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков (пред.) и др.; [Отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян]. - М.: Вост. лит., 2002. -716 с.
5 История Востока. В 6 т. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI-XVIII вв. / Отв. ред. Л.Б. Алаев и др. - М.: Вост. лит., 2000. - 696 с.
6 История Востока. В 6 т. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX в.): Кн. 1 / Отв. ред. Л.Б. Алаев и др. - М.: Вост. лит., 2004. - 608 с.
7 История Востока. В 6 т. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX в.): Кн. 2 / Отв. ред. Л.Б. Алаев и др. - М.: Вост. лит., 2005. - 574 с.
8 История Японии. Хрестоматия / Под ред. Д.В. Стрельцова. - М.: Аспект Пресс, 2015.
9 Карелова Л. Б. Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии / Л.Б. Карелова; Ин-т философии РАН. -М. : Вост.лит, 2007. - 318 с.
10 Кирквуд К. П. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия. М., ГРВЛ изд-ва «Наука», 1988. - 303 с.
11 Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства / А. И. Кобзев. M: Вост. лит., 2002. - 606 с.
12 Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука, 1966. - 520 с.
13 Лещенко Н. Ф. Япония в эпоху Токугава. - М.: Крафт+, 2010. - 352 с.
14 Маранджян К. Г. Конфуцианское учение в интерпретации Огю Сорай. // Из истории общественной мысли Японии XVII - XIX века. М., 1990. С. 28-73.
15 Маранджян К. Г. О влиянии учения Сюнь-цзы на японского мыслителя Огю Сорай // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Часть 1. -М., 1982. С. 113-117.
... всего 37 источников