Введение 3
Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент поддержания отношений с родственниками: теоретико-методологические основания исследования 13
1.1 Информационно-коммуникационные технологии, семейное общение и миграция: точки пересечения в социальных исследованиях 13
1.2 Сетевой подход М.Кастельса: семья как сеть 28
1.3 Транснациональные семьи 37
1.4 Концепция полимедиа М. Мадиану и Д. Миллера 53
1.5 Личные встречи в контексте распространения информационно-коммуникационных технологий: концепция Дж Урри 61
1.6 Выводы теоретической части исследования 65
Глава 2. Практики использования информационно-коммуникационных технологий студентами, обучающимися за рубежом, для поддержания отношений с родственниками: результаты эмпирического исследования 67
2.1 Студенты за рубежом: литературный обзор 67
2.2 Методика эмпирического исследования 75
2.3 Результаты эмпирического исследования 78
2.3.1. Эмоциональная близость на расстоянии 78
2.3.2 Каналы и форматы коммуникации 84
2.3.3 Характеристики отправителей и получателей информации 94
2.3.4. Виртуальное со-присутствие и встречи лицом к лицу 102
2.4 Выводы эмпирического исследования 114
Заключение 117
Список литературы 124
Приложение 1. Программа исследования 131
Приложение 2. Сведения об информантах 136
Приложение 3. Гайд полуструктурированного интервью 137
Приложение 4. Транскрипт интервью, информант 3 140
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) постоянно развиваются, все более явно становясь не только и не столько средством связи, сколько посредником между людьми в их общении, диктующим свои правила и рамки. Развитие сети Интернет привнесло множество новшеств в практики общение, значительно дополнив классические звонки и смс-сообщения. В связи с этим актуальным становится термин интернет-коммуникации, то есть специфической формы общения, представляющей собой диалоговое взаимодействие людей в сети Интернет, осуществляемое путем обмена в режиме реального времени знаковыми (текст, графические символы) и мультимедийными (видеоролики, фотографии, картинки, анимация, музыка) сообщениями.
Однако, не только интернет сам по себе, но и такие факторы, как наличие или отсутствие гаджетов, качество подключения к сети Интернет, технические возможности различных мессенджеров и социальных сетей диктуют сегодня то, как люди могут обмениваться информацией, и какое время могут уделять общению. В связи с этим, актуальными становятся вопросы о каналах коммуникации - средствах, с помощью которых субъект коммуникации передает сообщение целевой аудитории. Почему люди выбирают те или иные каналы? Кто определяет этот выбор в процессе общения? Какие каналы оказываются более предпочтительными для определенных сообщений? Как формируются эти представления? Ответы на эти вопросы для каждого отдельного пользователя в конкретной ситуации формируют практики использования ИКТ. Это понятие отсылает к тому, какие каналы и форматы коммуникации выбираются, мотивам и факторам этого выбора, а также к пространственно-временным режимам применения ИКТ.
Особый интерес в рамках данного исследования представляют цифровые каналы, под которыми понимается все многообразие социальных сетей, мессенджеров, платформ и приложений, дающих пользователям возможность общаться друг с другом. Эти каналы создают возможности для общения в различных форматах - как с помощью знаковых и мультимедийных сообщений, так и в формате аудио или видеозвонка с помощью сети Интернет. Также каналы коммуникации могут различаться по тому, на какую аудиторию они направлены. Например, если социальные сети — это интернет-площадки, которые позволяют зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи , то мессенджеры в большей степени направлены на общение в малых группах, а не распространение информации в массы. Таким образом, каждый пользователь выбирает те или иные каналы связи, руководствуясь своими потребностям, а многообразие возможностей поддержания общения на расстоянии провоцирует множество вопросов, как с научной, так и с бытовой точки зрения.
Гаджеты и технологии прочно внедрились в повседневную жизнь особенно современной молодежи, буквально выросшей вместе с ними. При наличии личного общения влияние информационно-коммуникационных технологий ощущается значительно меньше, однако в тех ситуациях, когда присутствует только дистанционное общение, опосредованное гаджетами, а другие варианты просто отсутствуют, избежать этого влияния или закрыть на него глаза становится невозможным. Видеозвонки, аудиосообщения, обмен фото – всё это помогает приблизить общение на расстоянии к реальному - или, по крайней мере, создает такую иллюзию.
Одним из актуальных сценариев жизни на расстоянии в современном мире, активизирующим практики использования информационно-коммуникационных технологий, является получение высшего образования. Образовательные программы строятся таким образом, чтобы развить в студентах не только так называемым hard skills, навыки, ключевые для выполнения конкретной работы, но и soft skills, полезные и применимые также в повседневной жизни, позволяющие уверенно двигаться в социуме в разного рода ситуациях. В частности, в погоне за этими «мягкими», «гибкими» навыками, многие школьники и студенты-бакалавры задумываются о том, чтобы выйти за рамки образовательной системы одной страны. Программы бакалавриата, магистратуры и далее позволяют не просто попробовать себя в самостоятельной жизни в другой стране, но полностью погружают в новую среду, с новыми людьми и правилами. Все больше и больше высших учебных заведений, различных факультетов и направлений предоставляют возможность иностранным студентам стать их частью. Процессы такого обучения за рубежом, а также трудности с социализацией, интеграцией находятся в центре внимания социологов, психологов и исследователей из смежных сфер, однако нередко за пределами этого внимания оказываются отношения студентов с теми, кто являлся частью их повседневной жизни задолго до переезда - близкими родственниками.
Поддержание близких отношений несмотря на расстояние важно для студентов, поскольку учеба за границей предполагает новый этап их социализации. В этой ситуации важно получать привычную поддержку со стороны родственников, которые ранее помогали пройти через схожие периоды жизни. Однако в условиях разделенности геополитическими, социальными, экономическими и другими границами получение этой поддержки усложняется и опосредуется различными информационно-коммуникационными технологиями. Таким образом во внимание необходимо брать не только желание и необходимость общаться, но и технические возможности для реализации этого общения.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает общение студентов, которые уехали из России за границу для получения высшего образования, с родственниками, находящимися в России.
Предмет выпускной квалификационной работы – практики использования информационно-коммуникационных технологий в общении студентов из России, которые уехали за границу получать высшее образование, с родственниками, находящимися в России.
Цель выпускной квалификационной работы проанализировать практики использования информационно-коммуникационных технологий в общении студентов из России, уехавших за границу для получения высшего образования, с родственниками, находящимися в России.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
• Проанализировать существующие социологические исследования, посвященные студентам за рубежом с целью выявления ключевых сюжетов в рамках этих исследований;
• Проанализировать существующие социологические исследования, посвященные практикам поддержания отношений с родственниками на расстоянии с помощью информационно-коммуникационных технологий с целью выявления ключевых сюжетов в рамках этих исследований;
• Выявить практики общения студентов с родственниками с помощью информационно-коммуникационных технологий до и после переезда студентов;
• Проанализировать изменения во взаимоотношениях студентов с родственниками после отъезда за рубеж;
• Описать внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор форматов и каналов общения в поле информационно-коммуникационных технологий;
• Проанализировать практики использования информационно-коммуникационных технологий для формирования разных видов соприсутствия;
• Сравнить практики использования информационно-коммуникационных технологий представителями разных поколений в общении со студентами за рубежом.
Для реализации цели и задач исследования были отобраны и проанализированы следующие теории и концепции, сформировавшие теоретико-методологические основания исследования:
• теория сетевого общества М. Кастельса, с помощью которой демонстрируется устройство семьи как сетевой структуры, а также характеристики такой формы организации;
• концепция транснациональных семей, раскрывающая сущность отношений членов семьи на расстоянии и содержащая описание отдельных практик поддержания отношений на расстоянии при помощи информационно-коммуникационных технологий;
• концепция полимедиа М. Мадиану и Д. Миллера, фокусирующаяся на многообразии, специфике использования и мотивах выбора различных информационно-коммуникационных технологий в процессе поддержания межличностных отношений;
• концепция мобильности Дж. Урри в той ее части, которая касается идеи о роли личных встреч с близкими людьми для поддержания отношений как обязательном условии существования этих отношений в современном обществе.
На основе вышеприведенных теоретических концепций, различных эмпирических исследований в сфере трудовой и образовательной миграции, семейных отношений и информационно-коммуникационных технологий , а также пилотажного исследования, проведенного в рамках курсовой работы прошлого года, было выделено несколько факторов, которые влияют на то, как студенты поддерживают отношения с родственниками на расстоянии. Анализ этих факторов позволил сформулировать гипотезы исследования.
Одним из факторов является опыт жизни отдельно от родителей и других родственников. Жизнь в разных странах — это серьезное испытание для поддержания связи между людьми, в особенности для тех, кто привык видеться каждый день или хотя бы иметь возможность встретиться лично практически в любой момент времени. Резкая смена образа жизни может также пагубно повлиять и на поддержание отношений с теми, кто остался дома – с родными и близкими. Для тех, кто уже участвовал в программах обмена на семестр или даже более, а также для тех, кто привык жить самостоятельно, такой переезд может оказаться менее сложным испытанием, чем для людей без подобного прошлого. Применение различных информационно-коммуникационных технологий является частью быта даже тех, кто живет вместе, в одном городе или квартире, так что важно добавить, что предшествующий опыт применения различных мессенджеров, социальных сетей, телефонных звонков, также влияет на общение людей на расстоянии после переезда. Сформировавшиеся привычки использования информационно-коммуникационных технологий становятся основой того, как формируется общение в новых обстоятельствах. Оно не всегда меняется значительно, особенно в том случае, если звонки, сообщения и раньше были основным каналом связи. Однако даже в этом случае могут появиться новшества, к примеру, переход от аудио звонков к видео или частый обмен фото. Значительно проще оказывается адаптировать старые привычки использования ИКТ, чем с нуля вырабатывать новые, особенно с учетом всех трудностей, которые никуда не исчезают, а сопутствуют общению в новом формате. Исходя из этого можно предположить, что опыт длительного (более полугода) проживания отдельно от родителей до отъезда за границу формирует практики поддержания отношений с помощью информационно-коммуникационных технологий, которые сохраняются после отъезда (Гипотеза 1).
Выбор наиболее оптимального в функциональном отношении канала и формата коммуникации для преодоления трудностей может быть продиктован уровнем владения информационно-коммуникационными технологиями. Наиболее подкованными в этом вопросе являются молодые пользователи, выросшие в период активного распространения и совершенствования технологий. Знания о недостатках и преимуществах тех или иных социальных сетей и мессенджеров, позволяют им выбрать наиболее подходящие из них в каждом конкретном случае. Учитывая это можно предположить, что выбор используемых каналов и форматов общения в период проживания в разных странах осуществляется по инициативе студентов, а не родителей и других родственников (Гипотеза 2)
Поддержание отношений на расстоянии является сложной задачей, для выполнения которой необходимо использовать различные технологии. Чем более развитыми и функциональными становятся последние, тем больше возможностей появляется у пользователей. Так, в исследованиях транснациональных семей прослеживаются изменения, которые привнесли в жизнь транснациональных семей распространение дешевой мобильной связи, электронной почты, социальных сетей и мессенджеров. Каждое из этих новшеств позволяло формировать новые практики коммуникации на расстоянии и все больше и больше погружаться в повседневность друг друга. Последним серьезным нововведением в этом отношении стала видеосвязь. Если раньше она была доступна только на специализированных платформах, то на данный момент подобная функция встроена в большинство каналов коммуникации. От прочих форматов общения, видеозвонки отличает задействование зрения в процессе коммуникации в режиме реального времени. Таким образом, пользователи, находящиеся далеко, могут видеть друг друга, окружающую обстановку, людей рядом и погрузиться в повседневность собеседника более полно, чем это когда-либо было возможно раньше. Учитывая это можно предположить, что видеозвонки в большей степени, чем текстовые сообщения и аудиозвонки создают эффект совместного присутствия в условиях поддержания отношений на расстоянии (Гипотеза 3).
Еще одним фактором, влияющим на практики поддержания отношений между студентами и их родственниками, становится характер отношений, сложившихся к моменту отъезда на учебу. Можно предположить, что близкие и доверительные отношения скорее будут приводить к интенсивному общению на расстоянии с помощью ИКТ и поиску новых способов восполнить недостаток близости. Не очень близкие или даже конфликтные отношения, вероятно, создадут другой сценарий общения, не предполагающий интенсивной и доверительной коммуникации. Тогда Гипотеза 4 может быть сформулирована следующим образом: чем более доверительными и близкими были взаимоотношения до отъезда студентов с родственниками, тем более интенсивно происходит общение после него.
Также стоит учитывать возможность студентов и их родственников навещать друг друга. Для того, чтобы приехать, хотя бы на короткий срок в другую страну, необходимо столкнуться с рядом бюрократических вопросов, таких как наличие заграничного паспорта, визы, подходящих рейсов и билетов, а также стоимостью всех этих перемещений, не говоря уже о проживании и питании, а также возможности получить отпуск на определенный период времени. Несмотря на то, что современный мир не ощущается таким огромным, как это было еще несколько столетий назад, благодаря развитому туризму, различным видам транспорта и прочего, это все еще довольно сложный процесс. Даже тот факт, что студент проживает за границей на постоянной основе, не гарантирует возможность родственников регулярно его навещать, и также не гарантирует возможность на время вернуться в страну отъезда. Помимо трудностей со стороны родственников, сами студенты не всегда имеют возможность уделить достаточно времени на поездку, поскольку учеба занимает большую часть их времени, а многие также совмещают ее с работой. Особенно это актуально для тех, кто не планирует возвращаться на родину после окончания обучения, ведь срок их пребывания вдали от близких не определен и может даже продлиться всю оставшуюся жизнь. Также на перемещения между странами оказывают влияние глобальные изменения в мире. Как показал опыт эпидемии коронавирусной инфекции Covid-19, геополитические границы открыты не всегда и не для всех. Этот опыт научил людей всегда сверяться с требованиями, предъявляемыми той или иной страной для пересечения границ (такими как наличие прививки), а также показал, насколько быстро могут блокироваться возможности перемещений между странами. Несмотря на все это, студенты и их родственники не отказываются от личных встреч, активно ищут возможности посещать друг друга в странах-донорах и странах-реципиентах. Учитывая это, можно предположить, что личные встречи остаются значимой практикой для поддержания отношений с родственниками, не компенсируемой с помощью информационно-коммуникационных технологий (Гипотеза 5).
Таким образом, становится очевидным, что проблема поддержания общения студентов со своими родными в условиях проживания в разных странах многогранна, комплексна и зависит не только от желаний вовлеченных сторон. Различные информационно-коммуникационные технологии, их выбор и практики применения одновременно оказываются под влиянием множества технических, политических, и социокультурных факторов, и сами влияют на общение пользователей.
Для проверки изложенных гипотез было проведено эмпирическое исследование в виде серии полуструктурированных интервью. Метод полуструктурированного интервью был выбран, потому что он позволяет детально обсудить с информантом все заложенные в гайд темы, добавляя уточняющие вопросы в процессе интервьюирования при необходимости. В рамках эмпирического исследования было опрошено 20 информантов (11 женского и 9 мужского пола в возрасте от 20 до 26 лет). 11 из них являются студентами бакалавриата, 8 магистратуры и 1 студентом аспирантуры. Все информанты получают образование в зарубежных вузах. Все интервью проходили в специализированных приложениях для проведения онлайн конференций Zoom и Microsoft Teams и были записаны для дальнейшего транскрибирования и анализа полученных данных. Все информанты были предупреждены и дали свое согласие на запись интервью. Длительность интервью составила от 45 минут до 1,5 часов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений, включающих программу исследования (Приложение 1), сведения об информантах (Приложение 2), гайд полуструктурированного интервью (Приложение 3), транскрипт интервью (Приложение 4).
Существует множество разных форматов поддержания близких отношений на расстоянии в зависимости от того, кто уезжает, с какими целями и как надолго. В рамках данной работы в центре внимания находятся отношения между студентами и их родственниками, образующиеся в ходе миграции студентов из России в другие страны для получения образования. Цифровые информационно-коммуникационные технологии становятся буквально единственным механизмом общения для таких семей. Практики поддержания общения, обмена заботой и поддержкой диктуются функциональными возможностями этих самых технологий, образуя исследовательское поле. Практики семей, изученных в рамках данной работы, не являются исчерпывающими для всех транснациональных семей, однако они являются базисом, от которого можно отталкиваться в дальнейшем, при более детальном рассмотрении как данного поля, так и схожих с ним.
Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволили охарактеризовать практики использования ИКТ студентами для поддержания отношений с родственниками на расстоянии. Во-первых, были выделены предпочтительные каналы коммуникации, мотивы их выбора, преимущества и недостатки, практики их использования разными поколениями и разными родственниками. Во-вторых, были описаны различные форматы общения, такие как аудиозвонки, видеозвонки, текстовые переписки, семейные чаты, в также проанализированы мотивы их использования в той или иной ситуации. В-третьих, были описаны практики, связанные с решением технических трудностей работы ИКТ во время общения. В-четвертых, была проанализирована динамика отношений, опосредованных использованием ИКТ, между родственниками на расстоянии, включая практики разрешения конфликтных ситуаций. В-пятых, были выделены не воспроизводимые с помощью ИКТ характеристики личного общения.
Социологические исследования практик поддержания близких отношений на расстоянии обычно выполняются на материале, полученном из семей трудовых мигрантов, в которых родители отправляются за рубеж на заработки, а дети и другие родственники остаются дома. Однако, практики студентов, уехавших за рубеж отличаются от практик трудовых мигрантов. Цель миграции влияет на то, насколько сильно члены семьи заинтересованы в том, чтобы оставаться частью повседневной жизни друг друга, какими ресурсами они для этого располагают и как они это реализуют. Также нужно брать во внимание тот факт, что в рамках проведенного мной исследования информантами были студенты, а их оставшиеся в стране-доноре родственники – это, в основном, родители и другие старшие родственники. Это определяет специфику их (студентов) роли в семье как таковой и тех функций, которые они в рамках нее выполняют. Заработок студентов не выступает основным источником дохода семьи, они сами не являются родителями и не выполняют родительских функций, как это часто происходит в случае трудовых мигрантов. Это напрямую влияет на то, насколько вовлеченными им необходимо быть в жизни других членов семьи и в тоже время позволяет говорить о том, что их практики поддержания общения в большей степени обусловлены личным желанием, а не обязательствам. Эти результаты представляются важными, потому что расширяют наши представления о нормах и практиках поддержания близких отношений на расстоянии между родственниками за счет изучения, во-первых, иных, нежели трудовые мигранты, социальных групп, а, во-вторых, иной – мало и пока плохо описанной перспективы: временно мигрирующих в рамках образовательной мобильности детей и остающихся дома финансово независимых родителей и других родственников.
В ходе исследования были замечены различные практики использования ИКТ, присущие представителем отдельных поколений. Условно их можно разделить на пожилое – бабушки и дедушки, старшее – родители, среднее – сами студенты, и младшее – младшие братья и сестры, сиблинги информантов. Хотя различия в их практиках не были полностью обусловлены уровнем медиаграмотности, тем не менее последняя играла значимую роль, определяя разную степень вовлечения каждого поколения в поддержание отношений на расстоянии с помощью ИКТ. Это важный момент, поскольку с течением времени, когда поколения сменят друг друга, их практики использования ИКТ также претерпят изменения. Через 10-20 лет, когда старшее поколение станет пожилым, их уровень владения технологиями будет несопоставим с тем, что мы имеем на данный момент. Для того, чтобы говорить о тех или иных практиках в общении поколений, нужно учитывать, что уровень владения технологиями, скорее всего, будет расти. Интересным является вопрос о том, приведет ли это к тому, что в будущем поколенческий разрыв в медиаграмотности будет меньше. В то время, как сюжеты, связанные с медиаграмотностью, часто появялются в современных социологических исследованиях, в рамках данной работы была также предпринята попытка рассмотреть не столько медиаграмотность саму по себе, сколько процессы поиска компромиссов, которые она порождает. Таким образом, становится возможно рассмотреть динамику взаимодействия пользователей ИКТ с разных уровнем медиаграмотности, а не сепарировать их, как это чаще всего делается в научных работах.
Исследования изменений межличностного общения в связи с его переходом в пространство сети Интернет и, в целом, ИКТ рассматривают конкретные изменения, происходящие в связи с этим, однако сравнительный анализ личного общения и опосредованного – редко встречающийся сюжет. В рамках проведенного эмпирического исследования были выделены характеристики личного общения, которые на данный момент не воспроизводимы с помощью ИКТ. Это позволило, во-первых, рассмотреть эти характеристики с точки зрения обычных пользователей - студентов за рубежом, во-вторых, определить направления, в которых может развиваться изучение недостатков опосредованного общения, в-третьих, наглядно продемонстрировать, что несмотря на активное развитие технологий и множество возможностей, которые они дают, общение лицом-к-лицу не заменимо каким-либо цифровым аналогом.
В теоретической части работы семья была рассмотрена как сетевая структура, для поддержания существования которой необходимы регулярные личные встречи. В эмпирическом исследовании была предпринята попытка определить оптимальную частоту встреч лицом-к-лицу для сети семьи. Однако в связи с тем, что в ходе исследования рассматривались семьи уехавших за рубеж студентов, нужно отметить, что их возможности относительно личных встреч с членами своей семьи обусловлены, в первую очередь, строением их учебного года, а возможности для путешествий в страну-донор обусловлены наличием каникул в определенные промежутки времени. Таким образом, затруднительно говорить о том, являются личные встречи раз в полгода исключительно вынужденной мерой или также зависят от личных потребностей информантов. Для того, чтобы частично нивелировать это ограничение, информантам задавался вопрос о том, какую частоту личных встреч они сами считают оптимальной. Несмотря на то, что их представления об этом являются гипотетическими, встречи раз в три месяца продолжительностью 3-7 дней можно рассматривать в качестве опорной точки для ответа на поставленный вопрос. Эти результаты позволяют расширить понимание устройства семьи как сети, а также могут быть основой для более полного исследования частоты личных встреч как фактора поддержания ее существования.
Говоря о возможных направления будущих исследований в рамках изучения практик использования ИКТ для поддержания близких отношений на расстоянии, представляется актуальным провести ряд исследований, в которых мигрантами будут выступать представители разных поколений. Это не только позволит понять, как трансформируется общение на расстоянии с течением времени, но и то, меняются ли с возрастом практики использования ИКТ или они остаются статичными. Поскольку в рамках проведенного исследования информантами выступали только сами студенты, для расширения понимания механизмов формирования практик использования ИКТ для поддержания близких отношений, представляется актуальным провести исследования со схожей методикой, направленное на других членов семьи. Это позволит взглянуть на коммуникацию на расстоянии со всех точек зрения и понять разницу в восприятии одних и тех же вещей разными членами семьи.
Стоит также сказать об ограничениях в отношении данных, полученных в рамках исследования. Во-первых, поскольку в данной работе рассматривались только семьи студентов из России, практики, описанные в ней, нельзя в полной мере экстраполировать на студентов из других стран. Полимедиа среда каждого отдельного пользователя формируется, в том числе, за счет наиболее распространенных в определенном регионе технологий. В связи с этим, если рассматривать студентов, чьей страной-донором является, к примеру, Китай, используемые ими для поддержания отношений с родственниками каналы коммуникации будут отличными от описанных в данной работе. В тоже время, можно предположить, что форматы коммуникации останутся схожими из-за одинаковых функциональных возможностей современных мессенджеров и социальных сетей.
Во-вторых, говоря о разнице используемых в разных странах каналах коммуникации, важно отметить, что подавляющее большинство информантов в проведенном эмпирическом исследовании на данный момент получают образование и проживают в странах Европы. Как уже говорилось во второй главе, использование ими мессенджера WhatsApp частично связано именно с этим. Исходя из этого, можно сделать вывод, что страна-реципиент также как и страна-донор являются факторами, которые необходимо брать во внимание при анализе используемых каналов коммуникации.
В-третьих, определенным ограничением исследования является возраст информантов. Набранные информанты были от 20 до 26 лет. В связи с этим, не ясно, насколько полученные результаты могут быть распространены на студентов, чей возраст значительно отличается. Поскольку уровень самостоятельности и сепарированности от родителей у более взрослых детей выше, можно предположить, что их взаимоотношения с родственниками также отличен.
Проведенное исследование позволило не только выявить используемые каналы коммуникации и практики их использования, но и обратить внимание на те функции, возможности и ограничения, которые представляются важными для пользователей в процессе поддержания отношений с близкими родственниками на расстоянии:
• Наличие аудио- и видеозвонков хорошего качества. На данный момент лидером в этом отношении является FaceTime, чьи механизмы работы могут быть взяты в качестве основы.
• Текстовые, аудио- и видеосообщения. Хотя использование этих форматов коммуникации диктуется личными предпочтениями, факт наличия возможности использовать их все попеременно в рамках одного приложения, играет значительную роль для пользователей.
• Редактирование сообщений. Хотя отсутствие данной функции было встречено только в одном из используемых информантами каналов, его отмечали многие. Для того, чтобы выстраивать полноценную текстовую коммуникацию, важно иметь возможность исправить собственную ошибку.
• Значимость невербальные источники информации. Среди них можно выделить реакции, стикеры, просмотр пользователей, увидевших сообщение. Подобные функции не менее важны в процессе коммуникации, чем текст.
Приведенные особенности работы ИКТ могут быть актуальны для разработчиков социальных сетей и мессенджеров, поскольку их наличие, дальнейшая разработка и усовершенствование позволят привлечь членов семей, находящихся на большом расстоянии друг от друга в качестве пользователей, а также сделает конечный продукт более привлекательным.
Любопытно, однако, что, несмотря на значимость всех перечисленных элементов, главным фактором в выборе ИКТ для поддержания отношений на расстоянии остается качество звонков. Какими бы ни были мало функциональными отдельные каналы, в том случае, если они обеспечивают качественные звонки без регулярных сбоев, предпочтение будет отдано именно им.
Таким образом, проведенное исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Оно позволило ответить на множество вопросов относительно используемых семьями студентов за рубежом каналов и форматов общения, разницы поколений в использовании ИКТ не только на уровне медиаграмотности, но и общих тенденций разных членов семьи, заменимости личного общения опосредованным, частоты личных встреч для функционирования семьи студентов, уехавших за рубеж, как сети и многие другие. Дальнейшие исследования в области практик использования информационно-коммуникационных технологий для поддержания близких отношений на расстоянии помогут расширить полученные знания и выявить тенденции, присущие отдельным видам транснациональных семей.
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157Дата обращения: 11.12.2022
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 Дата обращения: 11.12.2022
3. Абрамова М., Филькина А., Сухушина Е. вызовы интернационализации для российского высшего образования: влияние пандемии COVID-19 на образовательный опыт иностранных студентов // Вопросы образования. 2021. №4. С. 117-140
4. Антонов А., Медков В. Социология семьи.- Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"). 1996. 304с.
5. Ахмаева Л. Г., Долгополов Д. В., Еремеева А. И. Проблемы цифровой адаптации различных демографических групп в Московском регионе России // Вестник ГУУ. 2020. №10. С. 145-151
6. Ахметова Л., Гужова И., Глухов А., Носова С., Окушова Г., Стаховская Ю. «Цифровые диаспоры» мигрантов из Центральной Азии: виртуальная сетевая организация, дискурс «воображаемого сообщества» и конкуренция идентичностей. Издательский Дом Томского государственного университета. 2016. С. 47-103
7. Баданова Н., Богданова Е., Фирсова С. Трансформация общения посредством современных информационно-коммуникационных технологий // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 4. С. 81-89.
8. Бессчетнова А. Информационная безопасность молодежи в социальных сетях и мессенджерах как проблема современности //Социальная безопасность в евразийском пространстве. 2019. С. 111-113.
9. Борисова Е. Родительство на расстоянии: транснациональные практики в семьях мигрантов из Таджикистана // Антропологический форум. 2016. №28. С. 228-242
10. Бредникова О., Сабирова Г. Дети в мигрантских семьях: родительские стратегии в транснациональных контекстах // Антропологический форум. 2015. №26. С. 127-152.
11. Бредникова О., Ткач О. Дом для номады // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2010. №. 3.
12. Бурмыкина О. Тенденции изменений межпоколенных семейных отношений // Петербургская социология сегодня. 2019. №12. С. 134-153
13. Вартанова Е., Гладкова А., Дунас Д. Цифровой капитал как гибридный нематериальный капитал: теоретические подходы и практические решения в российском контексте // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. №. 1. С. 6-26.
14. Вартанова Е. Цифровой капитал как гибридный капитал: к вопросу о новых концепциях медиаисследований // Меди@льманах. 2021. №4 (105) С. 8-19
15. Гангнус Н. Феномен привязанности в жизни ребёнка как вектор формирования личности // Категория "социального" в современной педагогике и психологии: материалы 7-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 20–21 июня 2019 года. С. 135-139.
16. Гель А., Путилов А. Информационная безопасность в социальных сетях. // Скиф. 2020. №5-1 (45). С. 127-130
17. Голошубина О. Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации // Вестник ОмГУ. 2015. №1 (75). С. 208-212
18. Гоффман Э. Поведение в публичных местах: заметки о социальной организации сборищ / пер. с англ. А.М. Корбута; под ред. М. Соколова. - Москва: Элементарные формы. 2017. 381 с.
19. Давыдочкина С. Использование платформы “видеозвонки Mail.ru” для дистанционного проведения занятий по дисциплинам математического цикла. // Вопросы педагогики. 2022. № 3-2. С. 61-65.
20. Донецкая С., Мэнжань Ли Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда // Высшее образование в России. 2020. №6. С. 153-165
21. Евлампиева Г. Обучение за рубежом: перспективы и проблемы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2016. №3(15). С. 11-16
22. Жернова К., Старкова Т. Перспективы развития видеозвонка //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. №. 2-2. С. 28-32.
23. Зинкин Е. Приложения, социальные сети и мессенджеры как платформы распространения новостного контента СМИ // Огарёв-Online. 2019. №1 (122). 8 с.
24. Зритнева Е. Социология семьи: учебное пособие. - Litres. 2022. 170 с.
25. Каменская К., Захарцев С. Об осуществлении незаконного предпринимательства посредством использования социальных сетей и мессенджеров // Юридическая наука: история и современность. 2021. № 10. С. 161-168.
26. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество. Аналитическое исследование // Мир России. Социология. Этнология. 2000. №1. С. 23-51
27. Кастельс, М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных.- М: Изд. дом Высшей школы экономики. 2016. 564 с.
28. Ковалева Н. Мошенничество в социальных сетях и возможные последствия // Современные проблемы науки, общества, образования: актуальные вопросы теории и практики. 2022. С. 61-70
29. Краснова Г. Китайские студенты за рубежом // Аккредитация в образовании. 2016. №3(87). С. 46-49
30. Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014. 384 с.
31. Леденева Л. Российские студенты, обучающиеся за рубежом, как часть российской академической диаспоры: оценки и перспективы использования потенциала // Российское студенчество на рубеже XX–XXI веков: трансформация системы ценностей. 2012. С. 238-256
32. Мадиану М., Миллер Д. Полимедиа: новый подход к пониманию цифровых средств коммуникации в межличностном общении / пер. с англ. А.Пауковой, В. Чумаковой // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 334—356.
33. Маккарти Д., Эдвардс Р. Исследования семьи: основные понятия. - М:Издательский дом НИУ ВШЭ 2018. 68 c.
34. Марцинковская Т., Полева Н. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии. 2017. № 1(89). С. 24-37.
35. Меер Д., Сидоров С. Обучение российских студентов за границей по обмену: достоинства и проблемы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №. 10. С. 32-36.
36. Нурмухамедов Г. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 33-39.
37. Пешкова В. М. Материальный мир мигрантов в контексте транснациональной миграции в России // Власть. 2018. №. 9. С. 167-172
38. Попов Е., Комарова О., Симонова В. Использование социальных сетей и мессенджеров для взаимодействия в обществе // Экономика и управление. 2020. №. 12. С. 1284-1296.
39. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс. 1994. 205 с.
40. Российская аудитория социальных сетей и мессенджеров: изменения на фоне спецоперации // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskaja-auditorija-socialnykh-setei-i-messendzherov-izmenenija-na-fone-specoperacii Дата обращения: 19.05.2023
41. Рябкова Е. Социокультурная адаптация российских студентов - участников программ академической мобильности: факторы и результаты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №7. С. 43-47
42. Сабыров Н. Роль социальных сетей в цифровизации социальных отношений // Вестник экспертного совета. 2022. №1 (28). С. 82-86.
43. Серова Е. Динамика мобильности российских студентов в вузы стран Северной Европы. - SAF. 2017. №7. 11 с.
44. Скворцова Н. Информационные технологии. Общие понятия и классификация // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 30-33.
45. Сулаквелидзе Н. Особенности медиатекста в мессенджере Telegram // Кризисный двадцатый век: парадоксы революционного кода и судьбы литературы: Сборник научных статей. 2018. С. 241-247
46. Толстокорова А. Влияние трудовой миграции на семейные ролевые модели в украинском транснациональном родительстве // Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка. Соціологічні науки. 2013. №. 23 (3). С. 237-246.
47. Толстокорова А. Любовь по телефону: роль мобильной телефонии в транснациональном материнстве украинских мигранток // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. №4.
48. Толстокорова А. В. “Папы всякие нужны": трансформации института отцовства в украинской транснациональной семье //Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. №. 3. С. 94-111.
49. Толстокорова А. «Снова между нами города»: эмоциональные вызовы трансграничного родительства // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2017. №. 2. С. 17-23.
50. Толстокорова А. Транснациональная и гендерная парадигмы в изучении международной мобильности: на примере Украины // Социологическое обозрение. 2013. №2. С. 98-121
51. Толстокорова А. Украинская транснациональная семья как модернизированная модель семейных отношений: панацея, яд или плацебо? // Социологический журнал. 2013. №2. С. 43-64
52. Уйгурова С. Информатизация общества на примере использования мессенджера whatsapp // СТУДЕНТ года 2019: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса: в 3 частях, Петрозаводск, 17 ноября 2019 года. Часть 2. 2019. С. 297-303.
53. Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. А.В. Лазарева, вступ. статья Н.А. Харламова. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис». 2012. С. 410-442.
54. Фатхулин Т., Куликова А. Анализ функциональных возможностей современных мессенджеров // REDS: Телекоммуникационные устройства и системы. 2022. №3. С. 48-55
55. Цвык И. Социальные проблемы информационного общества // Инновационная наука. 2016. №4-4 (16). С. 76-79
56. Чеботарева И. Влияние новых коммуникационных технологий на характер социальных отношений в современной России // Вестник современной науки. 2015. № 5(5). С. 212-215.
57. Шапкина Е., Выговская Д. Опыт использования формата видеоконференцсвязи в рамках дополнительного профессионального образования студентов инженерных специальностей //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. №. 4. С. 65-77.
58. Шевченко И. Транснациональное родительство: исследования и проблемы // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. №2 (4). С. 84-91
59. Шолохов И. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом.- М: Московский педагогический государственный университет. 2002. 235 с.
60. ACP Observatory on Migration Transnational families and the social and gender impact of mobility in ACP countries. // ACPOBS. 2012. 28 с.
61. Bacigalupe G., Lambe S. Virtualizing intimacy: Information communication technologies and transnational families in therapy //Family process. 2011. №. 1. С. 12-26
62. Baldassar L. De-demonizing distance in mobile family lives: co-presence, care circulation and polymedia as vibrant matter // Global Networks 2016. № 16, 2. С. 145–163
63. Baldassar L., Merla L., Transnational Families, Migration and the Circulation of Care. Understanding Mobility and Absence in Family Life // New York, Routledge. 2014. 304 с.
64. Baldassar L.,Nedelcu M., MerlaL., Wilding R. ICT-based co-presence in transnational families and communities: challenging the premise of face-to-face proximity in sustaining relationships // Global Networks 2016. № 16, 2. С. 133–144
65. Baldassar, L. Transnational families and the provision of moral and emotional support: the relationship between truth and distance // Identities. 2007.№ 14 (4). 385–409.
66. Barabasi T. Linked. The New Science of Networks // Artificial Life. 2005. №11(3). С. 401-402.
67. Bokareva M. Social causes of Russian students’ motivation to study abroad // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. С. 124-128.
68. Bryceson, D., Vuorela U. Europe’s Transnational Families and Migration: Past and Present // The Transnational family. New European frontiers and global networks. 2002. С.31-59
69. Cabalquinto E. “We’re not only here but we’re there in spirit”: Asymmetrical mobile intimacy and the transnational Filipino family //Mobile Media & Communication. 2018. №. 1. С. 37-52
70. Castells M. Communication power. - Oxford University Press. 2009. 590 с.
71. Castells M. Informationalism, Networks, and the Network Society: A Theoretical Blueprint // The Network Society. 2004. 73 с.
72. Castells M. The culture of real virtuality: the integration of electronic communication, the end of the mass audience and the rise of interactive networks // The Rise of the Network Society: With a New Preface. 2010. C. 355-406
73. Digital 2022: global overview report [Электронныйресурс]. Режим доступа:https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report Дата обращения: 07.05.2023
74. Glick Schiller N. Transnationalism: A New Analytic Framework for Understanding Migration // Towards a Transnational Perspective on Migration // New York Academy of Science. 1992. C. 9-14
75. Glick Schiller N., Basch L., Blanc-Szanton C. Towards a definition of transnationalism. Introductory remarks and research questions. // Annals of the New York Academy of Sciences. 1992. C. 9-14
76. Global Networks. Special Issue: Migration and ICTs: ‘being together’ and ‘co‐presence’ in transnational families and communities. 2016. №2
77. Hanson, M., Lynch, E. Family Diversity: Implications for Policy and Practice // Topics in Early Childhood Special Education.1992. № 12. С. 283-306.
78. Hjorth L., Ohashi K., Sinanan J., Horst H., Pink S., Kato F., Zhou B. Digital Media Practices in Households. Kinship through Data // Amsterdam University Press B.V., Amsterdam. 2020. С. 25-27.
79. Hoang L., Yeoh B. Children's agency and its contradictions in the context of transnational labour migration from Vietnam //Global Networks. 2015. №. 2. С. 180-197.
80. Kim K. Intergenerational exchanges and support in family contexts // The Pennsylvania State University. 2012. 154 с.
81. Koerner J., Fitzpatrik F. Communication in infact families // Handbook of family communication. 2004. С. 177-195.
82. Madianou M. Ambient co-presence: transnational family practices in polymedia environments // Global Networks. 2016. №2. C. 183-201
83. Madianou M. Migration and the accentuated ambivalence of motherhood: the role of ICTs in Filipino transnational families // South East Asia Research. 2012 № 19, 2. С. 249–272;
84. Madianou M., Miller D. Migration and New Media: Transnational Families and Polymedia // Journal for a Global Sustainable Information Society. 2012.№ 10. С. 126-127.
85. Madianou M., Miller D. Polymedia: Towards a new theory of digital media in interpersonal communication // International Journal of Cultural Studies. 2013. № 16(2). С. 169-187
86. McDaniel S. Information and Communication Technologies: Bugs in the Generational Ointment // The Canadian Journal of Sociology. 2002. № 27(4). С.535–546.
87. Morgan D. Rethinking family practices. Springer. 2011. 189 с.
88. Most popular social networks worldwide as of January 2023, ranked by number of monthly active users // Statista [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/ Дата обращения: 19.05.2023
89. Nedelcu M., Wyss M. ‘Doing family’ through ICT-mediated ordinary co-presence: transnational communication practices of Romanian migrants in Switzerland // Global Networks. 2016. № 2. С. 202–218
90. Parey M., Waldinger F. Studying abroad and the effect on international labour market mobility: Evidence from the introduction of ERASMUS // The economic journal. 2011. №. 551. С. 194-222.
91. Reynolds T., Zontini E. Bringing transnational families from the margins to the center of family studies in Britain // Families, Relationships and Societies. 2014. №. 2. С. 251-268
92. Saleh I. Social Media (Facebook, Twitter, WhatsApp) Used, and it's Relationship with the University Students Contact with their Families in Saudi Arabia // Universal Journal of Psychology. 2015. № 3(3). С. 69-72
93. Tarrant M., Rubin D., Stoner L. The Effects of Studying Abroad and Studying Sustainability on Students' Global Perspectives // Frontiers: The Interdisciplinary Journal of Study Abroad. 2015. С. 68-82.
94. Urry J. Global Complexity // Complexity. Special issue of Theory, Culture and Society. 2005. 214 с.
95. Watts D. Six Degrees. The Science of a Connected Age // London: Heinemann. 2003. 372 с.
96. Wilding, R. ‘Virtual’ intimacies? Families communicating across transnational contexts // Global Networks. 2006. № 6. С.125-142.
97. Zentgraf K., Chinchilla N. Transnational family separation: A framework for analysis // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2012. №. 2. С. 345-366
98. Межебецкий А. Словарь SEO терминов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://seo.slovaronline.com/301-социальная_сеть Дата обращения: 21.05.2023
99. Global Flow of Tertiary-Level Students. UIS data on the mobility of students from Russia. 2021 // UNESCO Institute of Statistics. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow Дата обращения: 10.12.2022
100. Glossary // UNESCO Institute of Statistics. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://uis.unesco.org/en/glossary-term/internationally-mobile-students Дата обращения: 10.12.2022
101. Indicator C4 Who Studies Abroad and Where? Education at a Glance. 2016 // OECD Indicators. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2016/indicator-c4-who-studies-abroad-and-where_eag-2016-26-en Дата обращения: 10.12.2022