Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Работа №142193

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1.1. Текст и его категории 7
1.2. Категория оценки 10
1.3. Классификация оценок 15
1.4. Средства выражения категории оценки 20
1.5. Детская литература 25
Выводы по Главе 1. 28
Глава 2. Средства выражения категории оценки в детской литературе для дошкольников 30
2.1. Лексические средства выражения категории оценки в произведениях для дошкольников 30
2.1.1. Оценка в денотативном значении 30
2.1.1.1. Дефиниционный анализ оценочной лексики 30
2.1.1.2. Прилагательные с оценкой в денотативном значении 33
2.1.1.3. Наречия с оценкой в денотативном значении 35
2.1.1.4. Существительные с оценкой в денотативном значении 35
2.1.1.5. Глаголы с оценкой в денотативном значении 36
2.1.1.6. Междометия с оценкой в денотативном значении 37
2.1.1.7. Устойчивые словосочетания и фразеологические единицы с оценкой в денотативном значении 37
2.1.2. Оценка в коннотативном значении 39
2.1.2.1. Анализ оценочной лексики методом трансформации дефиниций 39
2.1.2.2. Прилагательные с оценкой в коннотативном значении 40
2.1.2.3. Существительные с оценкой в коннотативном значении 41
2.1.2.4. Глаголы с оценкой в коннотативном значении 42
2.1.3. Оценка, возникающая окказионально 43
2.1.3.1. Прилагательные с оценкой, возникающей окказионально 43
2.1.3.2. Наречия с оценкой, возникающей окказионально 44
2.1.3.3. Существительные с оценкой, возникающей окказионально 46
2.1.3.4. Междометия с оценкой, возникающей окказионально 48
2.1.4. Классификация лексических единиц, выражающих оценку по признаку «общее/частное» 53
2.1.4.1. Общеоценочные единицы 53
2.1.4.2. Частнооценочные единицы 54
2.1.4.3. Частные сублимированные оценки 54
2.1.4.3.1. Этические оценки 55
2.1.4.3.2. Эстетические оценки 55
2.1.4.4. Частные сенсорные оценки 56
2.1.4.4.1. Сенсорно-вкусовые оценки 56
2.1.4.4.2. Интеллектуальные оценки 57
2.1.4.4.3. Эмоциональные оценки 58
2.1.4.5. Частные рационалистические оценки 59
2.2. Морфологические средства выражения категории оценки в произведениях для дошкольников 61
2.3. Стилистические средства выражения категории оценки в произведениях для дошкольников 61
2.3.1. Изобразительные средства или тропы 62
2.3.2. Выразительные средства или фигуры речи 64
2.3.3. Фонетические средства выражения категории оценки 66
2.3.4. Графические средства выражения категории оценки 70
Выводы по Главе 2 72
Заключение 75
Список использованной научной литературы 79
Приложение 1 85


Настоящая работа представляет собой комплексное исследование, посвященное изучению средств выражения категории оценки в детской литературе. Оценка является одной из важнейших лингвистических категорий и признается основным способом отражения системы ценностей человека в языке. Поэтому изучение детской литературы для дошкольников с этой точки зрения представляет несомненный интерес.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, повышенным интересом ученых к изучению категории оценки, а с другой стороны, необходимостью анализа средств выражения категории оценки в произведениях детской литературы для дошкольников вследствие того, что реализация категории оценки в детской литературе еще недостаточно изучена.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней представлено системное описание средств выражения категории оценки в детской литературе не только с точки зрения лексикологии, но и стилистики.
Объектом исследования являются средства выражения категории оценки в детской литературе.
Предметом исследования являются средства выражения категории оценки.
Целью данного исследования является описание и анализ лингвистических средств выражения категории оценки в детской литературе для дошкольников.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие текст и его категории.
2. Изучить оценку как универсальную категорию текста и ее классификацию.
3. Изучить средства выражения категории оценки.
4. Рассмотреть понятие детской литературы, ее классификацию и особенности.
5. Произвести выборку средств выражения категории оценки в произведениях для дошкольников.
6. Определить и проанализировать особенности найденных средств в соответствии с замыслом и адресатом текстов.
7. Определить наиболее типичные средства выражения категории оценки в произведениях для дошкольников.
Для решения сформулированных задач применяются следующие методы и приемы исследования:
• Комплексный метод исследования, включающий теоретический анализ литературы по изучаемым проблемам;
• Метод классификации и систематизации материала
• Описательный
• Сравнительный анализ по частеречным признакам
• Дефиниционный анализ
• Метод трансформации дефиниций
• Сопоставительный анализ средств выражения категории оценки в тексте
• Обобщение
Практическим материалом исследования являются произведения детской литературы для дошкольников: “The sly old cat” Беатриc Поттер (Beatrix Potter), “Daisy’s Journey” Дональда Биссета (Donald Bisset), “Yertle the Turtle” Доктора Сьюза (Dr. Seuss) и стихотворение “Three Little Kittens”, которое обычно входит в состав сборника «Песенки Матушки Гусыни (“Mother Goose collection”), а его авторство традиционно приписывают Элизе Ли Кабот Фоллен (Eliza Lee Cabot Follen).
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении особенностей использования средств выражения категории оценки в произведениях для дошкольников для дальнейшей разработки исследований данной категории.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для проведения лекционных и практических занятий по лексикологии и стилистике, при обучении дошкольников и младших школьников английскому языку, а также при переводе детской литературы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной научной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе представлены результаты исследования, в ходе которого были описаны средства выражения категории оценки в детской литературе для дошкольников.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Текст – это сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство, обладающее различными категориями, одной из которых является категория оценки.
2. Категория оценки в работе рассматривается как положительное или отрицательное отношение субъекта к объекту действительности, обусловленное соотнесением его с нормой, при этом оценочное суждение всегда антропоцентрично. Существует несколько классификаций оценки по различным признакам. В данном исследовании классификация на основе оценочного знака является основной, кроме этого применяется классификация по месту оценочного компонента в структуре значения и в зависимости от контекста, а также применяется классификация Н. Д. Арутюновой по признаку «общее/частное». Лингвистический аспект категории оценки составляет совокупность средств ее выражения. В данной работе анализируются лексические, морфологические и стилистические средства выражения категории оценки.
7. В качестве объекта исследования выбрана литература для дошкольников. Проанализировав лексические средства выражения категории оценки в данных произведениях с точки зрения источника появления оценки в разных частях речи, можно заключить, что оценочный компонент, который базируется на основе признака «хорошо/плохо» содержатся в денотативном, коннотативном значениях, а также возникает окказионально под влиянием контекста, но анализируемые произведения дошкольной литературы отличает то, что преобладают лексические единицы с оценкой в денотате.
3. Используемые в текстах лексические единицы хорошо знакомы ребенку и часто употребляются в его повседневной жизни. Данные тексты дают возможность показать, что практически все части речи могут выражать оценку, но отсутствуют числительные, по причине того, что обычно дошкольники еще не уметь считать, соответственно, не могут понять содержащуюся в них оценку. Фразеологические единицы малочисленны, что также связано с возрастом читателей, а также с их психологическими особенностями.
4. Характерной особенностью анализируемых произведений является преобладание отрицательной оценки, полученный результат подтверждает мнение ученых, которые считают, что обычно превалирует отрицательная оценка.
5. С точки зрения классификации лексических единиц, выражающих оценку по признаку «общее/частное», анализируемые произведения для дошкольников отличает преобладание частнооценочных единиц, а среди них превалирует эмоциональная, что связано с эмоциональностью детей. Утилитарная, этическая и интеллектуальная оценки также многочисленны, что можно объяснить тем, что понятия о добре и зле, пользе входят рано в сознание ребенка, а эстетическое формирование личности происходит обычно в более старшем возрасте.
7. Морфологические средства выражения категории оценки используются ограниченно. Нарушение употребления грамматических категорий отсутствует, а в словообразовательной структуре слова оценка выражается с помощью аффиксации только однократно. Такое ограниченное использование аффиксации может быть объяснено спецификой аналитического строя английского языка.
8. Использование изобразительных средств ограничивается лишь антитезой, гиперболой, сравнением, олицетворением и эпитетом, по причине того, что дети обычно воспринимают слова в их прямом значении и связывают их с конкретными образами.
9. Характерной особенностью данных текстов, является обилие разнообразных повторов, а выразительные средства с отсутствием компонента речи малочисленны, что связано с детской психологией, так как дети лучше усваивают информацию при частом повторении, но не могут в таком возрасте представить недостающий элемент рассказа. Тем не менее, выразительные средства усиливают оценку, выраженную другими средствами.
10. Анализ фонетические средства выражения оценки показал, что отсутствуют орфоэпические отклонения от нормы, а вот интонационные средства играют значительную роль для эмоционального усиления оценки, выраженную другими средствами. Фоносемантический анализ данных текстов позволил сделать вывод, что связь между звуком и значением прослеживается и оценка также передается.
11. Использование графических средств для выражения оценки ограничено, но тем не менее, они не только выражают оценку, но и акцентируют внимание на оценке, выраженной средствами других уровней.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме. Проведено исследование средств выражения категории оценки на практическом материале текстов детской литературы для дошкольников, также определены причины выбора автора конкретных средств и частотность их употребления. В заключении следует отметить, что изучение и анализ средств категории оценки является перспективным направлением и требует дополнительного изучения.



1. Арзамасцева И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.
2. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М.: Флинта, Наука, 2002. — 384 с.
3. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. - М., 1984. - С. 5.
4. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. - 341 с.
5. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. — М.: Языки русской культуры, 1999. — I-XV, 896 с.
6. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 394 с.
7. Белоглазова Е. В. Лингвистические аспекты адресованности англоязычной детской литературы: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04. - Санкт-Петербург, 2001. - 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-10/987-8.
8. Будур Н. В. и др. Зарубежная детская литература: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений/Н. В. Будур, Э. И. Иванова, С.А. Николаева, Т. А. Чеснокова. — М: Издательский центр «Академия», 1998. — 304 с.
9. Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. — 250 с.
10. Васильев, Л. М. Общие проблемы лингвистики: теория и методы: учебное пособие /Л. М. Васильев. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 206 с.
11. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - 3-е изд. - М., 1986. - 639 с.
12. Воителева Т. М. Анализ и интерпретация текста как путь к его пониманию (методический аспект) // Rhema. Рема. 2013. №3 С.94-98.
13. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 280 с.
14. Воронин С. В. Основы фоносемантики, М., ЛЕНАНД, 2009.
15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. — 144 с.
16. Гурович Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; под ред. В. И. Логиновой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 64 с.
17. Дронь Д. Ю. Семантические характеристики оценки интеллектуальных способностей человека в английском языке // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. №4 С.1156-1160.
18. Егорова А. А. Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Егорова А. А.; [Место защиты: Московский государственный институт международных отношений (университет)].- Иваново, 2008.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1577.
19. Заграевская Т. Б. Категория "оценка", ее статус и вербализация в современном английском языке: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04. - Пятигорск, 2006. - 286 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1118.
20. Зубарева Е. Е., Сигов В. К., Скрипкина В. А., Фетисова Л. Е., Кикоин Е. И., Марутич Т. Б. Учебник / Под ред. Е. Е. Зубаревой. — М.: Высшая школа, 2004. — 551 с.
21. Ивин А. А. Основания логики оценок. – М.: МГУ, 1970. – 230 с.
22. Карамова А. А. Текст и дискурс: соотношение понятий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2013. №2 С.19-23.
23. Колесник О. Г. Оценочные единицы с коммуникативным интенсификатором в устном спонтанном дискурсе: на материале английского и русского языков начала XXI века: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.20 / Колесник О. Г.; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т].- Пятигорск, 2008.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/147.
24. Копытов О. Н. О фундаментальных категориях текста // Вестник ИГЛУ. 2011. №3 (15) С.149-157.
25. Кравцова Н. М. "wise" / "foolish" как категории оценки интеллектуальных способностей человека в современном английском языке1 // Вестник ТГУ. 2011. №1 С.16-21.
26. Кузьмина Н. В. Категория оценки в русском языке // Язык и культура. 2015. №19 С.40-43.
27. Минералова И. Г. Детская литература. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
28. Мороховский А. Н., Воробьёва О. П., Лихошерст Н. И., Тимошенко З. В. Стилистика английского языка. - Киев: Головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1984 - 241 с.
29. Павловская И. Ю. Фоносемантический анализ речи. СПб : Изд-во СПб. Ун-та, 2001. - 292 с.
30. Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории/ А.Ф. Папина. – М.: Едиториал УРСС, 2002.
31. Путилова Е. О. Детская литература. М.: Издательский центр "Академия", 2008. — 384 с.
32. Сейфулина С. А. Категория оценки в речи младших школьников: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01. - Таганрог, 1999. - 216 с. + Прил. (317 с.: ил.). Русский язык 61 99-10/637-8.
33. Старостина Ю. С. Интерпретация лингвистической оценки в терминах аксиологических суждений // Вестник СамГУ. 2007. №3 С.232-241.
34. Стернин И. А. Лексическое значение слова. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. — 170 с.
35. Стриженко А. А. Лингвистика текста: взаимодействие общих и частных категорий // МНКО. 2010. №1 С.25-29.
36. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 144 с.
37. Токарева Е. Н. Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе (на материале современного английского языка) Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.02.04 - германские языки. — Уфа, 2005. — 208 с.
38. Токмакова С. Е. Эволюция языковых средств передачи оценки и эмоций: на материале литературной сказки XVIII-XXI веков: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Токмакова Светлана Евгеньевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2015. - 211 с.
39. Тураева. З. Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. — Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». — M.: Просвещение, 1986. — 127 с.
40. Хорошилова О. А. Оценочный концепт «Good / хороший» как структурный элемент английской и русской языковых картин мира (Рецензирована) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №4 С.179-183.
41. Цику Л. Х. Текст как результат речевой деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №86 С.262-265.
42. Чуковский К. И. «От двух до пяти». Издательство «Мелик-Пашаев», Москва, 2010. — 448 с.
43. Шамина Е. А. Звуковая форма организующих элементов текста (на
материале социопсихологического трактата Л. Питера и Р. Халла «Прицип
Питера») // Поэтика и фоностилистика: Бриковский сборник. Выпуск 1, М.:МГУП, 2010. С.336-338.
44. Шилихина К. М. Ироническое выражение деонтической оценки в общественно-политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2013. №1 (43) С.121-127.
45. Якушина Р. М. Динамические параметры оценки (На материале современного английского языка): Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 : Уфа, 2003 179 c. РГБ ОД, 61:04-10/384.
46. Halliday M. A. K. An Introduction to Functional Grammar. London: Edward Arnold, 1985. 384 p.
47. Halliday M. A. K. Explorations of Language. - Ldn, 1974.
48. Harrap's Standard Learners' English Dictionary. - London, 1990. - 542p.
49. Hunston S., Thompson G. Evaluation in Text. Authorial Stance and the Construction of Discourse // Evaluation: An introduction. Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 1–27.
50. Hyland K. Metadiscourse. London – New York: Continuum, 2005. 230 p.
51. Hyland K. Writing Without Conviction. Hedging in Science Research Articles // Applied Linguistics. Vol. 17. 1996. P. 56–75.
52. Martin J. R., White P. R. R. The Language of Evaluation // Appraisal in English, 2005. 274 p.
53. 'Three Little Kittens', Wikipedia, The Free Encyclopedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Three_Little_Kittens
Список использованных словарей
54. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. — М.: Больш. Рос. энц., 1998. — 682 с. - [БЭСЯ].
55. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
56. Harrap's Standard Learners' English Dictionary. - London, 1990. - 542p.
57. Longman Dictionary Of Contemporary English. – 3rd ed. - Spain, 1995. - 1668p.
58. Oxford Dictionary Online. Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/.
59. Richard A. Dictionary of American slang. - M, 1991. - 420 p.
60. The Longman Dictionary of Contemporary English Online. Режим доступа: http://www.ldoceonline.com/.
Список художественной литературы
61. Bisset Donald. Another Time Stories. London: 1963. — 77 p. — ISBN 0-416-26610-X Reprinted 1979
62. Classic Nursery Tales: 150 Years of Frederick Warne. Penguin Books Ltd. 2015. — 112 p. — ISBN : 9780141360492
63. Dr. Seuss. Yertle the Turtle. HarperCollins Children’s books. London: 2004. — ISBN 978-0-00-790885-1.
64. Three little kittens. (Jellybean Books). Illustrated by Lilian Obligado. Random House Books for Young Readers. 1998. — 24 p. — ISBN: 0679892109.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ