Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРУКТУРА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ-ГРЕБЦОВ

Работа №142192

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СПОРТСМЕНОВ ГРЕБЦОВ ………………………..5
1.1. Основные механизмы развития стресса и стрессоустойчивость……………5
1.2. Теоретический анализ взаимосвязи стрессоустойчивости
и копинг-стратегий
1.3. Специфика и роль стрессоустойчивости для спорта высоких достижений в командных видах спорта
1.4. Копинг-стратегии у спортсменов гребцов и их роль
в преодолении стресса
Выводы по теоретической части…………………………………………………..30
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………32
2.1. Материалы исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Методы сбора эмпирических данных……………………………………..32
2.2.2. Методы статистической обработки………………………………………..36
ГЛАВА3.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СПОРТСМЕНОВ ГРЕБЦОВ
3.1. Особенности стрессоустойчивости у спортсменов гребцов……………37
3.2. Особенности копинг-стратегий спортсменов-гребцов…………………..40
3.3. Особенности взаимосвязей стрессоустойчивости и копинг-стратегий спортсменов гребцов
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ


Жизнь современного человека связана со стрессом и стрессоустойчивостью, которые находят отражение в повседневной жизни, в том числе в спорте. Стресс представляет собой неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды [32]. Стрессоустойчивость же представляет собой качество, которое позволяет любому человеку переносить различного плана нагрузки на его психику - интеллектуальные, эмоциональные или же волевые[32]. Благодаря такому качеству можно не только добиться своих целей, но и сохранить здоровье.
Поскольку деятельность спортсменов, в нашем случае спортсменов-гребцов является экстремальной, то влияние стресс-факторов на спортсменов не исключено. Одним из способов преодоления стресса является копинг-стратегии, которые напрямую связаны как со стрессом, так и со стессоустойчивостью.
Копинг представляет осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации [29, с.457]. Функции копинг-стратегии или совладения напрямую связаны с поддержанием внешнего и внутреннего благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. Копинг-поведение зависит не только от личности субъекта, ее мыслей, чувств и действий, но и от самой ситуации, что может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровне.
Актуальность темы исследовательской работы состоит в том, что взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегии спортсменов-гребцов не была рассмотрена комплексно, а на сегодняшний день эти два понятия приобретают особую значимость применительно к спорту. Это обусловлено спецификой спортивной деятельности, которая неизбежно связана с присутствием внешних и внутренних факторов, ее усложняющих, вызывающих развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления. Большое значение имеет то, насколько спортсмены будут стрессоустойчивыми, насколько им пригодятся копинг-стратегии и как это будет между собой взаимосвязано.
Теоретическую базу исследования составила теория стресса (Г. Селье)[33], модели и теории стресса (Р. Лазарус)[25], представления о копинг-стратегиях поведения (В.А. Бодрова, С.А. Хазина) [6].
Объект исследования: копинг-стратегии и стрессоустойчивость.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и структуры совладающего поведения у спортсменов-гребцов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и копинг-стратегиями у спортсменов гребцов.
Цель исследования: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегий у спортсменов гребцов.
Задачи исследования:
1) Обосновать значимость и актуальность проблемы стрессоустойчивости в спорте высоких достижений в ее взаимосвязи с копинг-стратегиями спортсменов;
2) Выявить особенности стрессоустойчивости у спортсменов-гребцов;
3) Выявить особенности копинг-стратегии у спортсменов-гребцов;
4)Изучить взаимосвязь между стрессоустойчивостью и копинг-стратегиями у спортсменов гребцов.
В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы как: анализ, обобщение и систематизация данных психологических и педагогических исследований по проблеме стрессоустойчивости и копинг-стратегий у спортсменов гребцов, констатирующий эксперимент, метод тестирования, а также методы математической статистики.
Исследование проводилось в Центре Гребного Спорта «Энергия» в котором принимало участие 25 мужчин в возрасте от 18 до 25 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы изучили литературу по данной теме, раскрыли понятия стрессоустойчивости и копинг-стратегии, описали особенности стрессоустойчивости и копинг-стратегии у спортсменов-гребцов и выявили взаимосвязь копинг-стратегии и стрессоустойчивости. Так, мы выяснили, что стрессоустойчивость представляет собой самооценку способности и возможности преодоления экстремальной ситуации, и связана она с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
Копинг представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации.
Как вид спорта, гребля способствует появлению стрессоустойчивости, также как и копинг-стратегия, определяющая успешную или неуспешную адаптацию.
Гребля вызывает как психологические, так и физиологические стрессоры. К психологическим стрессорам спортсмена-гребца относят: результаты каждодневного анализа крови на лактат; соревнования; постоянную смену места проживания и т.д. Наиболее интенсивному воздействию психологических стрессоров спортсмен подвергается на соревнованиях.
Теоретическую базу исследования составила теория стресса (Г. Селье)[33], модели и теории стресса (Р. Лазарус)[25], представления о копинг-стратегиях поведения (В.А. Бодрова, С.А. Хазина) [6].
Объектом исследования были копинг-стратегии и стрессоустойчивость.
Предметом исследования была взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и структурой копинг-стратегий у спортсменов-гребцов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и копинг-стратегиями у спортсменов гребцов.
Цель исследования: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегиями у спортсменов гребцов.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1) Обосновать значимость и актуальность проблемы стрессоустойчивости в спорте высоких достижений в ее взаимосвязи с копинг-стратегиями спортсменов;
2) Выявить особенности стрессоустойчивости у спортсменов-гребцов;
3) Выявить особенности копинг-стратегии у спортсменов-гребцов;
4) Изучить взаимосвязь между стрессоустойчивостью и копинг-стратегиями у спортсменов гребцов.
В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы как: анализ, обобщение и систематизация данных психологических и педагогических исследований по проблеме стрессоустойчивости и копинг-стратегий у спортсменов гребцов, констатирующий эксперимент, метод тестирования, а также методы математической статистики.
Исследование проводилось в Центре Гребного Спорта «Энергия» в котором принимало участие 25 мужчин в возрасте от 18 до 25 лет.
Исследование было проведено с помощью четырех психодиагностических методик: опросник Способы совладающего поведения Р. Лазаруса, методика «Прогноз», перцептивная оценка типа стрессоустойчивости (Фетискин Н.П.) и копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой).
Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе спортсменов-гребцов большинство имеют средний или высокий уровень стрессоустойчивости не расположены к нервно-психическим срывам.
У спортсменов-гребцов выявлена высокая напряженность по копингу положительной переоценки и поиска социальной поддержки. Это характеризует спортсменов-гребцов как ориентированных на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием. Также поиск социальной поддержки свидетельствует об ориентированности спортсменов на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи от них. Доминирующими копинг-стрессовыми поведенческими стратегиями спортсменов являются отвлечение и социальное отвлечение от проблемы.
Показатель уровня нервно психической устойчивости и перцептивной оценки отрицательно взаимосвязан с копинг-стратегиями принятие ответственности и планирования решения проблемы. Также уровень стрессоустойчивости отрицательно взаимосвязан со стратегией решения задачи, то есть чем более склонны спортсмены-гребцы к нервно-психическим срывам, тем менее они настроены на решение задачи и проблемы в стрессовой ситуации, в то время как спортсмены с высоким уровнем стрессоустойчивости настроены на решение проблемной ситуации и принятие ответственности за проблемную ситуацию.
Таким образом, существует взаимосвязь копинг-стратегии и стрессоустойчивости у спортсменов-гребцов. Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась.
На основе результатов исследования были сформулированы рекомендации по работе со спортсменами, которые включали регулярную психокоррекционную и психопрофилактическую работы, направленную на оптимизацию их эмоционального состояния и повышение стрессоустойчивости.



1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. ‒ СПб., 2004. ‒ 163 с.
2. Акжигитов Р.Ф., Истомина Т.В., Карамышева Т.В. Методика диагностики и повышения стрессоустойчивости спортсменов / Известия ЮФУ. Всероссийская научная школа для молодежи. Тезисы трудов. Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ, 2011, с.8-11.
3. Алиева М. Тренинг развития стрессоустойчивости / М. Алиева, Е. Трошихина. – СПб.: Речь, 2012. – 145 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. – 2000. – 384 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология DOC. М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
6. Бодров В. А. Психология стресса: развитие и преодоление / Бодров В. А. – М.: Пер-Сэ, 2006. – С. 218– 223.
7. Босенко Ю.М. Особенности копинг-стратегий у спортсменов разной квалификации и пола специализирующихся в командных и индивидуальных видах спорта // Спортивный психолог. – 2012.– № 1 (25). – С. 27-32.
8. Босенко Ю.М. Психологический тренинг как способ формирования конструктивных реакций на успехи и неудачи у высококвалифицированных спортсменов // Физическая культура, спорт – наука и практика. – Краснодар. 2011. – №2. – С. 84-92.
9. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 2010 – С.24.
10. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк; МГППУ. – М.: Смысл, 2003. – 240 с.
11. Вахрамеев П.Л., Огородова Т.В. Исследование стрессоустойчивости молодых спортсменов. // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч. III; Российский фонд фундаментальных исследований. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. – 696 с.
12. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: Автореферат дисс. – М, 2007.‒ 27 с.
13. Визитова С.Ю. Психологический стресс: диагностика и коррекция: методическое пособие / С.Ю. Визитова. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2010. – 48 с.
14. Водопьянова Н.В. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 226 с.
15. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Вяткин Б. А. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 112 с.
16. Гиссен Л.Д. Психический стресс в спорте / Л. Д. Гиссен, М. П. Мирошноков, С. И. Мухина – М.: [б. и.], 2001. – 340 с.
17. Гребной спорт: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Михайлова, А.Ф. Комаров, Е.В. Епищев; под ред. Т.В. Михайловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
18. Гринберг Дж. С. Управление стрессом / Гринберг Дж. С. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с.
19. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость // в кн.: Очерки психологии труда. - М.: Наука, 1994. - С.138.
20. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
21. Калинина С.А. Роль социально-психологических факторов в формировании профессионального стресса при нервно-эмоциональных нагрузках. Автореферат дисс.‒ М, 2009.‒ 24 с.
22. Карпова О. П. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в условиях психоэмоционального стресса [Электронный ресурс] // Новости украинской психиатрии. – Харьков, 2001. – Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/articles/paper033.htm (дата обращения: 03.04.15).
23. Китаева М.В. Психология победы в спорте: учебное пособие / М.В.Китаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
24. Курепов В.А. Большая энциклопедия спорта. – М.: Спорт, 2002. – 211 с.
25. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р.Лазарус // Эмоциональный стресс. - Л., 1990. - С. 178-208.
26. Ложкин Г.В., Колосов А.Б. Есть ли «дух» спортивной команды? //Спортивный психолог. – 2011.- №2.- С.5-12.
27. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер. - 2010. – 688 с.
28. Психологиястресса и совладающего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В., Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – Т. 1. – 284 с.
29. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом / Учебно-методическое пособие — Казань, 2003 - 98 с.
30. Писаренко В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований // Пути достижения трудной цели в спорте. - М., 2009. – с.12.
31. Проблема комплексной интегральной оценки для управления спортивной деятельностью / Е.А. Грозин [и др.] // Спорт - науке, наука - спорту: Тез. докл. Всесоюз. конф., Новосибирск, 20-24 авг. 1984 г. / Акад. наук СССР Сиб. отделение. - Новосибирск, 1984.
32. Психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2007. – 672 с.
33. Селье Г. Стресс без дистресса/Г.Селье. - М.: Прогресс, 1982. – 128 с.
34. Спортивная психология: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. — М. : Издательство Юрайт, 2014
35. Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена: методы оценки и коррекции / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. – СПб. : [б.и.], 2004. – 400 с.
36. Хайм Э., Блазер А., Рингер X., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. - М., 2007 – с.54.
37. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога/ В.Б. Шапарь. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. - 734 с.
38. Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии: учеб. пособие/ - М.: Советский спорт, 2010. – 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ