Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратификационные барьеры в дистанционном образовании

Работа №142185

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения неравенства в образовании 6
1.1.Цифровой разрыв как научная категория 6
1.2.Теоретические подходы к изучению цифрового разрыва 13
1.3.Опыт эмпирического изучения цифрового неравенства 20
1.4.Цифровой разрыв в системе образования 25
Глава 2. Особенности неравенства образования при дистанционном обучении (на примере Санкт-Петербурга) 36
2.1. Технический аспект реализации дистанционного обучения 41
2.2. Мотивационный аспект реализации дистанционного обучения 44
2.3.Трансформация стратификационных барьеров 53
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 69


Активное развитие информационно-коммуникативных технологий, происходящее на протяжении последних нескольких десятилетий, привело к тому, что все сферы жизни общества оказались с ними связаны. Процессы информатизации, а затем цифровизации трансформировали традиционные схемы взаимодействия в обществе. Ввиду того, что уровень доступа к информационно-коммуникативным технологиям был и остается на сегодняшний день неравномерным по различным причинам, целые группы людей оказываются вне «обновленной» системы жизнедеятельности. Так, возникает проблема цифрового разрыва между людьми.
Система образования также претерпевает изменения благодаря цифровизации. Все более доступным для широких масс становится дистанционное образование. Традиционная система разделения индивидов в сфере образования, существования ввиду влияния стратификационных барьеров, трансформируется и тесно переплетается с проблемой цифрового разрыва.
Детальное изучение вопроса о том, каким образом стратификационные барьеры трансформируются при цифровизации образования и влияют на цифровой разрыв, позволит выяснить, какие именно действия могли бы поспособствовать в решении острой социально-экономической проблемы, связанной с тем, что многие группы людей до сих пор не имеют доступа к качественному образованию. Изучение данного вопроса позволит разработать практические рекомендации по улучшению ситуации.
Общественность уделяла много внимания проблеме цифрового разрыва в связи с тем, какие масштабы приобрел процесс цифровизации, а также в связи с образованием негативных последствий цифрового разрыва в виде, например, «отставания» многих групп людей от новых возможностей по усовершенствованию жизнедеятельности в разных сферах. Это стало основой для повышенного интереса представителей разных научных областей к изучению цифрового разрыва. Можно утверждать, что достаточно проработанным на данный момент является вопрос о наличии/отсутствии доступа к информационно-коммуникативным технологиям и интернету в разных регионах и среди разных групп лиц. Однако существует недостаток информации о том, что как именно и в связи с влиянием каких факторов различаются наборы цифровых навыков и компетенций у различных групп населения. Кроме того, неизученным остается вопрос о том, какими социальными преимуществами обладают лица, имеющие те или иные цифровые навыки, и какие глобальные последствия имеет неравенство в объеме этих преимуществ у разных лиц. Теоретический аспект изучения вопроса цифрового разрыва в целом является хорошо проработанным: исследователем удалось сделать прорыв в изучении проблемы и выделить несколько новых уровней цифрового разрыва, а также выделить факторы (стратификационные барьеры), формирующие этот разрыв. Однако эмпирических данных для проверки разработанной модели на данный момент не достает: исследования по изучению разрыва в цифровых компетенциях и социальных преимуществах являются достаточно сложными с методологической зрения. В связи с этим на данный момент малому количеству исследователей удалось изучить все три уровня цифрового неравенства в разных сферах жизни общества, в том числе и в системе образования.
Целью данной работы является изучение трансформации высоты стратификационных барьеров в условиях цифровизации высшего образования.
Задачи работы:
1) Описать конструкт «цифровое неравенство»;
2) Изучить теоретические подходы к изучению цифрового разрыва;
3) Проанализировать результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященные проблематике цифрового разрыва;
4) Изучить специфику цифрового разрыва в сфере образования;
5) Охарактеризовать особенности стратификационных барьеров при дистанционном обучении (на примере Санкт-Петербурга).
Для достижения поставленных задач был осуществлен литературный обзор, разработаны теоретико-методологические основы исследования проблемы, а также проведено эмпирическое исследование, объектом которого выступили студенты ВУЗов Санкт-Петербурга, а предметом – технический и мотивационный аспекты реализации онлайн-образования. Распространение ссылки на прохождение опроса через рассылку в социальных сетях и мессенджерах позволило собрать данные от студентов, обучающихся в различных ВУЗах. Выборочная совокупность составила 306 человек.
В результате произведенной работы было выявлено, что высота экономического и территориального, институциональногои мотивационного стратификационных барьеров понизилась ввиду цифровизации образования, а социальный барьер повысился в аспекте раннего приобретения цифровых навыков.
Работа состоит из двух глав, семи параграфов, введения, заключения, списка литературы из – наименований и приложения. Первая глава представляет собой разработку теоретико-методологических основ изучения неравенства в образовании. Первый параграф главы посвящен изучению цифрового разрыва как научной категории. Второй параграф содержит обзор теоретических подходов и классификаций к определению цифрового разрыва, а третий –опыт эмпирических исследований проблемы цифрового разрыва. Главу завершает параграф, посвященный описанию проблемы цифрового разрыва в системе образования. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей неравенства образования при дистанционном обучении на примере Санкт-Петербурга. Глава содержит программу исследованию, а также три параграфа, содержащих описание и интерпретацию полученных данных. Первый параграф содержит характеристику технического аспекта реализации дистанционного обучения, а второй – мотивационного аспекта. Глава завершается параграфом, посвященным описанию трансформации стратификационных барьеров при дистанционном образовании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, была изучена трансформация высоты стратификационных барьеров в условиях цифровизации высшего образования.
Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
1) Описан конструкт «цифрового неравенства»;
2) Изучены теоретические подходы к изучению цифрового разрыва;
3) Проанализированы результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященные проблематике цифрового разрыва;
4) Изученаспецифика цифрового разрыва в сфере образования;
5) Охарактеризованы особенности стратификационных барьеров при дистанционном обучении (на примере Санкт-Петербурга).
Изучив мнение студентов о цифровизации образования, удалось охарактеризовать связи стратификационных барьеров (экономического, социального, территориального, институционального, мотивационного) и первого, второго уровней цифрового разрыва между студентами. Эмпирическое исследование также позволило восполнить недостаток информации о техническом и мотивационном аспектах реализации современного дистанционного образования.
Подводя итог, необходимо сказать, что образовательная система сегодня действительно неразрывно связано с повсеместным внедрением цифровых образовательных технологий. Студенты обладают большим количеством цифровых навыков, необходимых для наиболее эффективной реализации дистанционного обучения. Кроме того, цели студентов по использованию интернета не ограничиваются потреблением развлекательного контента: интернет используется также и в образовательных целях.
Можно сделать вывод о том, что цифровизация, внесшая изменения в традиционную систему разделения, оказала влияние на высоту стратификационных барьеров: экономический, территориальный, институциональный и мотивационный барьеры оказались пониженными, однако социальный барьер в определённых аспектах понижается, однако в других аспектах повышается.
Вопрос о влиянии стратификационных барьеров на цифровой разрыв в системе образования нуждается в дальнейшем глубоком изучении ввиду актуальности социально-экономических проблем, в связи с которыми многие группы населения лишены и ограничены в доступе к качественному образованию. Дальнейшая разработка данного вопроса позволит сделать шаги на пути к разрешению масштабной социально-экономической проблемы.



1. Беляцкая Т.Н., Князькова В.С. Цифровой разрыв в современном информационном обществе // Экономическая наука сегодня. 2019. №10. С. 209-217.
2. Борисова А. А. Дистанционное обучение: организационные и технологические аспекты // ГИАБ. 2011. №S3. С.190-195.
3. Беляцкая Т.Н., Князькова В.С. Цифровой разрыв в современном информационном обществе // Экономическая наука сегодня. 2019. №10. С. 209-217.
4. Бродовская Е. В., Шумилова О. Е. Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2013. № 3 (115). C. 5—18.
5. Быков И.А., Халл Т.Э. Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей в России // Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 151—164.
6. Вартанова Е. Л. Концептуализация цифрового неравенства: основные этапы // МедиаАльманах. № 5. 2018. С. 8–12.
7. Вартанова Е. Л., Гладкова А.А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестник Московского университета. Серия 10. № 1. – 2021. С. 3-29.
8. Волченко О.В. Динамика цифрового неравенства в России //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 163—182.
9. Вторая волна массового опроса профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений РФ о развитии дистанционного образования в условиях коронавирусной инфекции. Визуализация данных. URL: https://social.ranepa. ru/tsentry-i-instituty/institut-sotsialnogo-analiza-iprognozirovaniya/issledovaniya/114-vtoraya-volnamassovogo-oprosa-professorsko-prepodavatelsko go-sostava-vysshikh-uchebnykh-zavedenij-rossijskoj-federatsii-o-razvitii-distantsionnogo-obrazo vaniya-v-usloviyakh-koronavirusnoj-infektsii-covid19
10. Гайнанов Д.А., Шарифьянов Т.Ф. Эволюция цифрового неравенства и инструментарий нейтрализации его последствий // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №22. С. 2-18.
11. Гладкова А.А., Гарифуллин В. Загитович, Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования республики Татарстан) // Вестник Московского университета. Серия 10. №4. Журналистика. 2019. С. 41-72.
12. Добринская Д. Е. Возможно ли цифровое равенство? (о книге Я. ван Дейка "Цифровой разрыв") / под. ред Д. Е. Добринская, Т. С. Мартыненко // Социологические исследования. № 10. 2020. С. 158-164.
13. Доклад Рабочей группы по возможностям цифровых технологий (Группа дот), включая предложение о Генуэзском плане действий URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-457161.html
14. Жеребин В. М., Махрова О. Н. Цифровой раскол между поколениями // ФЭС: Финансы экономика стратегия. 2015. № 4. С. 5-9.
15. Константиновский Д. Л. ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ИССЛЕДОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА // СНиСП. 2020. №3 (31). С.125-133.
16. Костина Н.Б., Чижов А.А. Значение классических и современных социологических концепций для анализа факторов цифрового неравенства // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Выпуск 2. С. 260–269.
17. Перфильева О.В. Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению // Вестник международных организаций. 2007. № 2 (10). С 34-48.
18. Сафиуллин А.Р., Моисеева О.А. Цифровое неравенство: Россия и страны мира в условиях четвертой промышленной революции // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Т. 12, № 6. 2019. С. 26–37.
19. Смирнова О. В. Цифровое неравенство в национальном контексте стран СНГ // Век информации. 2017. № 2. С. 237–238.
20. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf
21. Уваров А. Ю., Ван С., Кан Ц.и др. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» // «Высшая школа экономики» - 2019. С. 155.
22. Яшина М. Н. Цифровизация образования в высшем учебном заведении // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №10. С.102-104.
23. ЭффектМатфея. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_Матфея
24. Attewell P. The first and second digital divides // Sociology of Education 74 (3). 2001. P. 252–259.
25. Children in a Digital World. Innocenti Working Papers URL: https://www.unicef.org/publications/files/SOWC_2017_ENG_WEB.pdf
26. Ching C.C., Basham J.D., Jang E. The legacy of the digital divide Gender, socioeconomic status, and early exposure as predictors of full-spectrum technology use among young adults // Urban Education. 2005. Т. 40. № . 4. P. 394—411.
27. Campbell D. Can the digital divide be contained? // International labour review. Т. 140. № . 2 - 2001. P. 119—141.
28. DiMaggio P., Hargittai E. From the «digital divide» to «digital inequality»: Studying Internet use as penetration increases // Princeton: Center for Arts and Cultural Policy Studies, Princeton University. 2001.
29. Digital divide URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_divide
30. Fuchs C., Horak, E. Africa and the digital divide // Telematics and Informatics 25(2). 2008. P.99–116.
31. Hargittai, E. Second-Level Digital Divide: Differences in People’s Online Skills. First Monday, 7(4). 2002. URL: https://doi.org/10.5210/fm.v7i4.942
32. Hilbert M. Digital gender divide or technologically empowered women in developing countries? A typical case of lies, damned lies, and statistics // Women’s Studies International Forum. Pergamon. 2011. Т. 34. № 6. P. 479—489.
33. Hilbert M. Technological information inequality as an incessantly moving target: The redistribution of information and communication capacities between 1986 and 2010 // Journal of the Association for Information Science and Technology. Т. 65. № 4. 2014. P. 821—835.
34. Hindman D.B. The rural-urban digital divide // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2000. Т. 77. № 3. P. 549—560.
35. Nieminen H. The digital divide and beyond: What do we know of information and communications technology’s long-term social effects? Some uncomfortable questions // European Journal of Communication. 2016. 31 (1). P.19–32.
36. Norris P. Digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide // Cambridge University Press. 2001. P. 303.
37. Park S. Digital capital // Palgrave Macmillan. 2017. P. 213-220.
38. Ragnedda M., Muschert G.W. The digital divide: The Internet and social inequality in international perspective // Routledge. 2013 P.344.
39. Ragnedda M., Kreitem H. The three levels of digital divide in East EU countries // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 1(4). 2018. P.5–27.
40. Ragnedda M. Conceptualizing digital capital // Telematics and Informatics 35(8). 2018. 2366–2375.
41. Robinson J.P., DiMaggio P., Hargittai E. New social survey perspectives on the digital divide // IT & Society. 2003. Т. 1. № 5. P. 1—22.
42. Servaes J., Carpentier N. Towards a sustainable information society: Deconstructing WSIS. // Intellect. 2006 P.215.
43. Understanding the Digital Divide URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/236405667766.pdf?expires=1652989101&id=id&accname=guest&checksum=F9E644916D5244B5C0A62E9356957A38
44. URL: https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/view/942/864
45. Van Dijk J. The Deepening Divide: Inequality in the Information Society // SAGE Publications. 2005 P.240.
46. Van Dijk J. The Digital Divide // Journal of the Association for Information Science and Technology 72(4). 2020. P. 208.
47. Van Deursen A.J.A.M., Van Dijk J.A.G.M. The digital divide shifts to differences in usage // New media & society. 2014. Т. 16. № 3. P. 507—526.
48. Van Deursen A.J.A.M., Helsper E.J. A nuanced understanding of Internet use and non-use among the elderly // European journal of communication. 2015. Т. 30. № 2. P. 171—187.
49. Vartanova E., Gladkova A. New forms of the digital divide. // Digital Media Inequalities: Policies against Divides, Distrust and Discrimination. Nordicom. 2019. P.193-213.
50. Yu R.P. et al. Mapping the two levels of digital divide: Internet access and social network site adoption among older adults in the USA // Information, Communication & Society 19(10). 2015. P. 1—20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ