Стратификационные барьеры в дистанционном образовании
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения неравенства в образовании 6
1.1.Цифровой разрыв как научная категория 6
1.2.Теоретические подходы к изучению цифрового разрыва 13
1.3.Опыт эмпирического изучения цифрового неравенства 20
1.4.Цифровой разрыв в системе образования 25
Глава 2. Особенности неравенства образования при дистанционном обучении (на примере Санкт-Петербурга) 36
2.1. Технический аспект реализации дистанционного обучения 41
2.2. Мотивационный аспект реализации дистанционного обучения 44
2.3.Трансформация стратификационных барьеров 53
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 69
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения неравенства в образовании 6
1.1.Цифровой разрыв как научная категория 6
1.2.Теоретические подходы к изучению цифрового разрыва 13
1.3.Опыт эмпирического изучения цифрового неравенства 20
1.4.Цифровой разрыв в системе образования 25
Глава 2. Особенности неравенства образования при дистанционном обучении (на примере Санкт-Петербурга) 36
2.1. Технический аспект реализации дистанционного обучения 41
2.2. Мотивационный аспект реализации дистанционного обучения 44
2.3.Трансформация стратификационных барьеров 53
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 69
Активное развитие информационно-коммуникативных технологий, происходящее на протяжении последних нескольких десятилетий, привело к тому, что все сферы жизни общества оказались с ними связаны. Процессы информатизации, а затем цифровизации трансформировали традиционные схемы взаимодействия в обществе. Ввиду того, что уровень доступа к информационно-коммуникативным технологиям был и остается на сегодняшний день неравномерным по различным причинам, целые группы людей оказываются вне «обновленной» системы жизнедеятельности. Так, возникает проблема цифрового разрыва между людьми.
Система образования также претерпевает изменения благодаря цифровизации. Все более доступным для широких масс становится дистанционное образование. Традиционная система разделения индивидов в сфере образования, существования ввиду влияния стратификационных барьеров, трансформируется и тесно переплетается с проблемой цифрового разрыва.
Детальное изучение вопроса о том, каким образом стратификационные барьеры трансформируются при цифровизации образования и влияют на цифровой разрыв, позволит выяснить, какие именно действия могли бы поспособствовать в решении острой социально-экономической проблемы, связанной с тем, что многие группы людей до сих пор не имеют доступа к качественному образованию. Изучение данного вопроса позволит разработать практические рекомендации по улучшению ситуации.
Общественность уделяла много внимания проблеме цифрового разрыва в связи с тем, какие масштабы приобрел процесс цифровизации, а также в связи с образованием негативных последствий цифрового разрыва в виде, например, «отставания» многих групп людей от новых возможностей по усовершенствованию жизнедеятельности в разных сферах. Это стало основой для повышенного интереса представителей разных научных областей к изучению цифрового разрыва. Можно утверждать, что достаточно проработанным на данный момент является вопрос о наличии/отсутствии доступа к информационно-коммуникативным технологиям и интернету в разных регионах и среди разных групп лиц. Однако существует недостаток информации о том, что как именно и в связи с влиянием каких факторов различаются наборы цифровых навыков и компетенций у различных групп населения. Кроме того, неизученным остается вопрос о том, какими социальными преимуществами обладают лица, имеющие те или иные цифровые навыки, и какие глобальные последствия имеет неравенство в объеме этих преимуществ у разных лиц. Теоретический аспект изучения вопроса цифрового разрыва в целом является хорошо проработанным: исследователем удалось сделать прорыв в изучении проблемы и выделить несколько новых уровней цифрового разрыва, а также выделить факторы (стратификационные барьеры), формирующие этот разрыв. Однако эмпирических данных для проверки разработанной модели на данный момент не достает: исследования по изучению разрыва в цифровых компетенциях и социальных преимуществах являются достаточно сложными с методологической зрения. В связи с этим на данный момент малому количеству исследователей удалось изучить все три уровня цифрового неравенства в разных сферах жизни общества, в том числе и в системе образования.
Целью данной работы является изучение трансформации высоты стратификационных барьеров в условиях цифровизации высшего образования.
Задачи работы:
1) Описать конструкт «цифровое неравенство»;
2) Изучить теоретические подходы к изучению цифрового разрыва;
3) Проанализировать результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященные проблематике цифрового разрыва;
4) Изучить специфику цифрового разрыва в сфере образования;
5) Охарактеризовать особенности стратификационных барьеров при дистанционном обучении (на примере Санкт-Петербурга).
Для достижения поставленных задач был осуществлен литературный обзор, разработаны теоретико-методологические основы исследования проблемы, а также проведено эмпирическое исследование, объектом которого выступили студенты ВУЗов Санкт-Петербурга, а предметом – технический и мотивационный аспекты реализации онлайн-образования. Распространение ссылки на прохождение опроса через рассылку в социальных сетях и мессенджерах позволило собрать данные от студентов, обучающихся в различных ВУЗах. Выборочная совокупность составила 306 человек.
В результате произведенной работы было выявлено, что высота экономического и территориального, институциональногои мотивационного стратификационных барьеров понизилась ввиду цифровизации образования, а социальный барьер повысился в аспекте раннего приобретения цифровых навыков.
Работа состоит из двух глав, семи параграфов, введения, заключения, списка литературы из – наименований и приложения. Первая глава представляет собой разработку теоретико-методологических основ изучения неравенства в образовании. Первый параграф главы посвящен изучению цифрового разрыва как научной категории. Второй параграф содержит обзор теоретических подходов и классификаций к определению цифрового разрыва, а третий –опыт эмпирических исследований проблемы цифрового разрыва. Главу завершает параграф, посвященный описанию проблемы цифрового разрыва в системе образования. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей неравенства образования при дистанционном обучении на примере Санкт-Петербурга. Глава содержит программу исследованию, а также три параграфа, содержащих описание и интерпретацию полученных данных. Первый параграф содержит характеристику технического аспекта реализации дистанционного обучения, а второй – мотивационного аспекта. Глава завершается параграфом, посвященным описанию трансформации стратификационных барьеров при дистанционном образовании.
Система образования также претерпевает изменения благодаря цифровизации. Все более доступным для широких масс становится дистанционное образование. Традиционная система разделения индивидов в сфере образования, существования ввиду влияния стратификационных барьеров, трансформируется и тесно переплетается с проблемой цифрового разрыва.
Детальное изучение вопроса о том, каким образом стратификационные барьеры трансформируются при цифровизации образования и влияют на цифровой разрыв, позволит выяснить, какие именно действия могли бы поспособствовать в решении острой социально-экономической проблемы, связанной с тем, что многие группы людей до сих пор не имеют доступа к качественному образованию. Изучение данного вопроса позволит разработать практические рекомендации по улучшению ситуации.
Общественность уделяла много внимания проблеме цифрового разрыва в связи с тем, какие масштабы приобрел процесс цифровизации, а также в связи с образованием негативных последствий цифрового разрыва в виде, например, «отставания» многих групп людей от новых возможностей по усовершенствованию жизнедеятельности в разных сферах. Это стало основой для повышенного интереса представителей разных научных областей к изучению цифрового разрыва. Можно утверждать, что достаточно проработанным на данный момент является вопрос о наличии/отсутствии доступа к информационно-коммуникативным технологиям и интернету в разных регионах и среди разных групп лиц. Однако существует недостаток информации о том, что как именно и в связи с влиянием каких факторов различаются наборы цифровых навыков и компетенций у различных групп населения. Кроме того, неизученным остается вопрос о том, какими социальными преимуществами обладают лица, имеющие те или иные цифровые навыки, и какие глобальные последствия имеет неравенство в объеме этих преимуществ у разных лиц. Теоретический аспект изучения вопроса цифрового разрыва в целом является хорошо проработанным: исследователем удалось сделать прорыв в изучении проблемы и выделить несколько новых уровней цифрового разрыва, а также выделить факторы (стратификационные барьеры), формирующие этот разрыв. Однако эмпирических данных для проверки разработанной модели на данный момент не достает: исследования по изучению разрыва в цифровых компетенциях и социальных преимуществах являются достаточно сложными с методологической зрения. В связи с этим на данный момент малому количеству исследователей удалось изучить все три уровня цифрового неравенства в разных сферах жизни общества, в том числе и в системе образования.
Целью данной работы является изучение трансформации высоты стратификационных барьеров в условиях цифровизации высшего образования.
Задачи работы:
1) Описать конструкт «цифровое неравенство»;
2) Изучить теоретические подходы к изучению цифрового разрыва;
3) Проанализировать результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященные проблематике цифрового разрыва;
4) Изучить специфику цифрового разрыва в сфере образования;
5) Охарактеризовать особенности стратификационных барьеров при дистанционном обучении (на примере Санкт-Петербурга).
Для достижения поставленных задач был осуществлен литературный обзор, разработаны теоретико-методологические основы исследования проблемы, а также проведено эмпирическое исследование, объектом которого выступили студенты ВУЗов Санкт-Петербурга, а предметом – технический и мотивационный аспекты реализации онлайн-образования. Распространение ссылки на прохождение опроса через рассылку в социальных сетях и мессенджерах позволило собрать данные от студентов, обучающихся в различных ВУЗах. Выборочная совокупность составила 306 человек.
В результате произведенной работы было выявлено, что высота экономического и территориального, институциональногои мотивационного стратификационных барьеров понизилась ввиду цифровизации образования, а социальный барьер повысился в аспекте раннего приобретения цифровых навыков.
Работа состоит из двух глав, семи параграфов, введения, заключения, списка литературы из – наименований и приложения. Первая глава представляет собой разработку теоретико-методологических основ изучения неравенства в образовании. Первый параграф главы посвящен изучению цифрового разрыва как научной категории. Второй параграф содержит обзор теоретических подходов и классификаций к определению цифрового разрыва, а третий –опыт эмпирических исследований проблемы цифрового разрыва. Главу завершает параграф, посвященный описанию проблемы цифрового разрыва в системе образования. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей неравенства образования при дистанционном обучении на примере Санкт-Петербурга. Глава содержит программу исследованию, а также три параграфа, содержащих описание и интерпретацию полученных данных. Первый параграф содержит характеристику технического аспекта реализации дистанционного обучения, а второй – мотивационного аспекта. Глава завершается параграфом, посвященным описанию трансформации стратификационных барьеров при дистанционном образовании.
Таким образом, была изучена трансформация высоты стратификационных барьеров в условиях цифровизации высшего образования.
Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
1) Описан конструкт «цифрового неравенства»;
2) Изучены теоретические подходы к изучению цифрового разрыва;
3) Проанализированы результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященные проблематике цифрового разрыва;
4) Изученаспецифика цифрового разрыва в сфере образования;
5) Охарактеризованы особенности стратификационных барьеров при дистанционном обучении (на примере Санкт-Петербурга).
Изучив мнение студентов о цифровизации образования, удалось охарактеризовать связи стратификационных барьеров (экономического, социального, территориального, институционального, мотивационного) и первого, второго уровней цифрового разрыва между студентами. Эмпирическое исследование также позволило восполнить недостаток информации о техническом и мотивационном аспектах реализации современного дистанционного образования.
Подводя итог, необходимо сказать, что образовательная система сегодня действительно неразрывно связано с повсеместным внедрением цифровых образовательных технологий. Студенты обладают большим количеством цифровых навыков, необходимых для наиболее эффективной реализации дистанционного обучения. Кроме того, цели студентов по использованию интернета не ограничиваются потреблением развлекательного контента: интернет используется также и в образовательных целях.
Можно сделать вывод о том, что цифровизация, внесшая изменения в традиционную систему разделения, оказала влияние на высоту стратификационных барьеров: экономический, территориальный, институциональный и мотивационный барьеры оказались пониженными, однако социальный барьер в определённых аспектах понижается, однако в других аспектах повышается.
Вопрос о влиянии стратификационных барьеров на цифровой разрыв в системе образования нуждается в дальнейшем глубоком изучении ввиду актуальности социально-экономических проблем, в связи с которыми многие группы населения лишены и ограничены в доступе к качественному образованию. Дальнейшая разработка данного вопроса позволит сделать шаги на пути к разрешению масштабной социально-экономической проблемы.
Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
1) Описан конструкт «цифрового неравенства»;
2) Изучены теоретические подходы к изучению цифрового разрыва;
3) Проанализированы результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященные проблематике цифрового разрыва;
4) Изученаспецифика цифрового разрыва в сфере образования;
5) Охарактеризованы особенности стратификационных барьеров при дистанционном обучении (на примере Санкт-Петербурга).
Изучив мнение студентов о цифровизации образования, удалось охарактеризовать связи стратификационных барьеров (экономического, социального, территориального, институционального, мотивационного) и первого, второго уровней цифрового разрыва между студентами. Эмпирическое исследование также позволило восполнить недостаток информации о техническом и мотивационном аспектах реализации современного дистанционного образования.
Подводя итог, необходимо сказать, что образовательная система сегодня действительно неразрывно связано с повсеместным внедрением цифровых образовательных технологий. Студенты обладают большим количеством цифровых навыков, необходимых для наиболее эффективной реализации дистанционного обучения. Кроме того, цели студентов по использованию интернета не ограничиваются потреблением развлекательного контента: интернет используется также и в образовательных целях.
Можно сделать вывод о том, что цифровизация, внесшая изменения в традиционную систему разделения, оказала влияние на высоту стратификационных барьеров: экономический, территориальный, институциональный и мотивационный барьеры оказались пониженными, однако социальный барьер в определённых аспектах понижается, однако в других аспектах повышается.
Вопрос о влиянии стратификационных барьеров на цифровой разрыв в системе образования нуждается в дальнейшем глубоком изучении ввиду актуальности социально-экономических проблем, в связи с которыми многие группы населения лишены и ограничены в доступе к качественному образованию. Дальнейшая разработка данного вопроса позволит сделать шаги на пути к разрешению масштабной социально-экономической проблемы.



