Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегии поведения медийных корпораций на российском рынке

Работа №142182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения медийных корпораций 5
§1. Теоретические подходы к изучению медийных корпораций в рамках социологической теории 5
§.2. Специфика экономико-социологического подхода к исследованию 12
медийных корпораций 12
Глава 2. Информационный рынок как поле деятельности медийных корпораций 24
§.1. Теоретическое определение понятий медийная корпорация 24
и ее стратегий поведения на рынке 24
§.2. Информационный рынок как рамка 30
деятельности медийных корпораций 30
Глава 3. Стратегии крупной медийной корпорации на информационном рынке в РФ 41
§.1. Эмпирический объект исследования 41
§.2 Методологическая рамка исследования медийной корпорации на информационном рынке в РФ. 45
§.3. Реализация стратегий крупной медийной корпорации в условиях российского информационного рынка 48
Заключение 57
Список литературы: 60
Приложение 1.Программа исследования 65
Приложение 2. Транскрипт интервью №1. 69
Приложение 3. Транскрипт интервью №2 71
Приложение 4. Транскрипт интервью №3. 73
Приложение 5. Транскрипт интервью № 4. 74
Приложение 6. Транскрипт интервью №5. 76
Приложение 7. Транскрипт интервью №6. 78


Начиная с ХХ века, информационный рынок резко начинает динамично развиваться. Данное явление обусловлено такими тенденциями, как бурное изменение технологий, развитие мировой экономики, в особенности финансового сектора, геополитические изменения и др. С каждым годом информационные потребности общества растут, появляется необходимость оперативного освещения событий в режиме реального времени, постоянного анализа проблем и комментариев со стороны экспертов. Происходит формирование глобального информационного рынка, представляющего собой многоуровневую структуру, включающую региональные и локальные рынки, которые в большинстве случаев открыты и объединены транснациональной коммуникацией.
В условиях развития информационного рынка возникает видимость огромного разнообразия источников информации: количество редакций растет, появляются новые платформы для размещения контента, развиваются новые каналы передачи информации. По сути любой человек может стать создателем информационного контента. Однако, можно с уверенностью утверждать, что основными провайдерами и распространителями информации являются медийные корпорации, способные формировать новые правила игры, влиять на общий путь развития информационного рынка, задавать его структуру, а также имеют возможности и ресурсы формировать и экспортировать доминирующие картины мир.
Важно отметить, что информационный рынок – достаточно обширное понятие, его можно разделить на несколько качественно отличающиеся ниш: деловой информации, интеллектуальной, специализированной, массовой, - и от того, в какой из ниши/ниш оперирует медийная корпорация будет зависеть логика организации деятельности на рынке.
Актуальность исследования продиктована тем, что, несмотря на текучесть, изменчивость информационного рынка, на нем остаются медийные гиганты – капиталисты информационного рынка, имеющие возможности и ресурсы оставаться на плаву. Поэтому возникает интерес исследовать то, как корпорации организуют свою деятельность, на какие институты ориентируются, по каким принципам взаимодействует с другими участниками рынка: конкурентами, государством, сотрудниками, потребителями.
Степень научной разработанности проблемы.
Изучение стратегий поведения корпораций происходило в таких дисциплинах как экономика, менеджмент, а акцентируя внимание на медийных корпорациях, то ряд можно дополнить журналистикой, социологией коммуникаций, культурологией и др. Социологическая традиция изучения медиасферы имеет долгую историю, которая отражает различные аспекты изучения медийных корпораций: неоклассическая экономика культуры и медиа, уделяющая внимание условиям функционирования рынка, неолиберальный подход, рассматривающий факторы становления эффективного рынка и роли государства (Р.Коуз, М.Фоулер), либерально-плюралистический подход, использующий социологические методы для изучения сферы медиа (Дж.Балмер, М.Гревич, Д.Маккуэйл), политэкономический подход (Н.Гарнэм, П.Голдинг, Дж Каррен, Р.Макченси Г.Мердок, Б.Мьеж, Г.Шиллер, Э.Хермани др.), направление социологии культуры, осуществляющее эмпирические исследования организаций сферы медиа (Г.Бекер, П.Димаджо, Р. Петерсони др.), антропологический подход (А.Аппадураи, М.Маклюэн и др.)
Современные исследования стратегий поведения корпораций концентрируются на: отдельных элементах стратегий поведения на рынке (А. Хоган о распространении института бизнес-образования медийными корпорациями, Дж.Босвелл и Дж.Корбет о проблемах журналистов в современных условиях, Л.В.Орман о необходимости построения сетей доверия между участниками информационного рынка, Розанова Н.М. и Юшин А.В. о моделях ведения бизнеса в телевизионной отрасли и т.д.), на сравнительном анализе институтов медиа (Черкасова В.П. об институте всеобщего вещания), на рассмотрении национальных рынков или национальных медийных корпораций (Н.Стелиа о Вещательной Корпорации республики Кипр).
Объектом исследования являются медийные корпорации.
Эмпирическим объектом исследования медийная корпорация Томсон Рейтерс в РФ в период 2015-2017 гг.
Предмет исследования- стратегии поведения медийной корпорации на информационном рынке в РФ.
Гипотеза исследования звучит следующим образом:
Медийная корпорация обладает своей институциональной структурой, то есть системой частных институтов, которые регулируют экономическое поведение участников их сети на рынках капитала, производства, труда и потребления. Для каждого рынка корпорация вырабатывает собственную стратегию поведения. Утверждается, что стратегия поведения на рынке капитала определяет выбор принципов действия на остальных видах рынков.
Целью данного исследования является изучение стратегий поведения медийной корпорации на информационном рынке в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Ознакомиться с исследованиями медийных корпораций в рамках социологической теории коммуникаций и теории информационного общества
2. Рассмотреть специфику экономико-социологического подхода применительно к изучению медийных корпораций
3. Дать характеристику медийным корпорациям на информационном рынке и определить термин «стратегия поведения на рынке»
4. Проанализировать состояние информационного рынка в РФ
5. Описать портрет медийной корпорации
6. Разработать методику эмпирического исследования
7. Проанализировать полученные в ходе исследования данные в соответствии с выдвинутой гипотезой
В качестве теоретико-методологической базы исследования выступают идеи зарубежных и российских социологов: концепция информационного знания К.Кнорр-Цетины, перформативистский подход Д.Маккензи, типология рынков как социальных структур Р.Сведберга, а также исследования «деловых стратегий» компаний Радаева В.В.
Информационная база включает следующе источники:
• Нормативно-правовые акты государственных органов РФ;
• Материалы баз данных Web of Science, Scopus;
• Публикации с порталов деловых изданий: РБК, Интерфакс, Коммерсантъ.
В качестве методов исследования выступают как общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция), так и специальных социологических методов-интервьюирование, анализ документов. Полученные в ходе серии интервью данные обработаны с помощью специализированной программы ATLAS.ti
Научная новизна исследования заключается в определении взаимосвязи между различными стратегиями поведения на примере медийных корпораций в условиях информационного рынка.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теоретико-методологической базы в исследовании стратегий поведения медийных корпораций на информационном рынке.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и результатов исследования всеми агентами информационного рынка как экономическими, так и государственными для понимания ситуации происходящей на российском информационном рынке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение медиасферы имеет богатую и долгую историю. Исследователи задавались огромным спектром вопросов, начиная от изучения содержания медиа посланий, влияния их на общества, заканчивая рассмотрение взаимоотношений между медийными корпорациями и государством.
В рамках данного исследования интерес представляют корпорации, деятельность которых связана с информационным рынком, то есть производящих и распространяющих информационные продукты. Поэтому целесообразным было рассмотреть теории информационного общества, которые дают понять роль информации в современном обществе, ее возможное воздействие на все сферы жизни общества.
Экономическая социология предлагает следующие подходы, наиболее подходящие для изучения медийных корпораций на информационном рынке: концепция информационного знания К.Кнорр-Цетины, перформативистский подход Д.Маккензи.
В современном мире важную роль играет информационное знание, характеризующееся специфическими способами и стратегиями познания. Современное информационное знание предполагает изложение не только сухих фактов, но и предоставление аналитики. Ценность информации измеряется ее актуальностью, доступностью, достоверностью, надежностью.
Одним из ключевых участников информационного рынка выступают провайдеры и поставщики информации, то есть медийные корпорации. Стоит отметить, что в информационную эпоху каждый может стать производителем информационного контента, однако, можно с уверенность констатировать, что на рынке всегда присутствуют крупные медийные корпорации – информационные капиталисты, которые способны формировать дизайн рынка, распространяя свои нормы и правила.
Медийная корпорация обладает своей институциональной структурой, то есть системой частных институтов, которые регулируют экономическое поведение участников их сети на рынках капитала, производства, труда и потребления. Для каждого рынка корпорация вырабатывает собственную стратегию поведения. Стоит отметить, что логика организации деловой активности будет отличаться от направления деятельности медийной корпорации (выбор стратегии в телеиндустрии, киноиндустрии, издательском деле и др. будут разниться друг от друга, несмотря на то, что все они относятся к сфере медиа).
В рамках данного исследования рассматривались стратегии поведения корпорации Томсон Рейтерс на информационном рынке в РФ. В результаты эмпирического исследования были сделаны следующие выводы.
Стратегия на рынке капитала определяет выбор стратегий поведения на других видах рынков. Определение финансовых ориентиров определяет: что будет производить корпорация, какие выберет пути развития, как будет взаимодействовать с сотрудниками, поставщиками, клиентами.
На рынке капитала корпорация придерживается международных стандартов финансовой отчетности. Это становится необходимым, так как в качестве организационной формы бизнеса Томсон Рейтерс выбрала акционерное общество, и для привлечения инвестиций ей следует придерживаться прозрачности в финансовой отчётности. В качестве ключевых сегментов бизнеса выделяются три направления: финансы и риски, правовая информация и информация по налогам и бухгалтерскому учету. Именно в данные сегменты корпорация направляет ресурсы и инвестиции. Еще одним приоритетным направлением инвестирования является развитие информационных технологий.
На рынке производства корпорация применяет собственно разработанный кодекс делового поведения и этики, кодекс делового поведения поставщика Томсон Рейтерс, нормы которых распространяются не только на сотрудников корпорации, но и на внешних лиц, предоставляющих услуги корпорации. Также корпорация выстраивает сеть стратегически важных бизнес партнеров. Основными сферами деятельности бизнес партнеров являются: поставка данных о различных рынках, специализированной информации, новостей, аналитики, технологий, программного обеспечения. Выбор бизнес партнера осуществляется по принципу локального лидерства в своей сфере деятельности.
На рынке труда корпорация Томсон Рейтерс реализует политику равных возможностей для всех лиц. Для сотрудников реализуются мероприятия по повышению квалификации и существуют возможности профессионального развития.
На рынке потребителей особенностью корпорации Томсон Рейтерс является четкая целевая направленность информационных продуктов. Доступ к продукции в основном осуществляется через подписку. Важная особенность на рынке потребителей корпорации – это индивидуальный подход к клиенту, так как существует возможность настроить продукты корпорации под потребности потребителей. В последнее время корпорация разработала единую систему стандартов, инструментов, технологий для отдела продаж, направленную на увеличение числа клиентов и повышение прибыльности корпорации.
Деятельность на финансовом рынке и оценка финансовых показателей корпорации являются первостепенными, и в дальнейшем влияют на выбор принципов действия в рамках рынков производства, труда, потребления. Данную закономерность можно сравнить с идеями К.Поланьи в «Великой трансформации», где экономика становится доминирующей в обществе, и подчиняет себе все другие подсистемы общества: социальную, политическую, культурную. Выбор наиболее прибыльных сегментов информационного рынка для корпорации определяет круг партнеров и поставщиков, а также содержание информационных продуктов и в дальнейшем потенциально возможных клиентов корпорации. Инвестирование в развитие информационных технологий как одного из ключевых направлений движения капитала, приводит к формированию социотехнологических сетей производства, распространения и потребления, в которые включены и сотрудники корпорации, и поставщики, и клиенты.



1. Боровкова А.Е. Применение стратегии дифференциации продукции на рынке информационных товаров// Современные проблемы социально-гуманитарных наук:материалы международ.науч.конф.-Казань:Изд.-во ООО «Рокета Союз». 2016. с.210-220.
2. Буряк М.А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.9, Филология.Востоковедение.Журналитика.2014.вып.2.с. 201-212.
3. Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т. Типология информационных агентств// Вестник Московского университета.2013.№3.с. 6-31.
4. Вартанова Е.Л. Тамаш П. Российские медиа как индустрия производства и распространения цифрового контента. Режим доступа : http://www.journ.msu.ru/about/media-research-centre/rossiyskie-media-kak-industriya-proizvodstva-i-rasprostraneniya-tsifrovogo-kontenta.php (дата обращения 23.01.2017).
5. Войченко Н.Г. Двойственная природа информационных продуктов, их целевое назначение для читателей и рекламодателей в условиях современного медиарынка // Теория и история журналистики.2014.№3.с. 46-53.
6. Галкина М.Ю., Лехтисаари К.Прогноз изменения государственного регулирования российских СМИ // Медиаскоп.2016.№ 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2243.
7. Гордон Е.А. Некоторые тенденции трансформации СМИ в информационном обществе // APRIORI. Серия: гуманитарные науки.2016.№2.с. 1-9.
8. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ: учеб.пособие для вузов. 4-е изд.,перераб. и доп..М.:Аспект Пресс.2009. с.295.
9. Дунас Д.В. Антропологический поворот в зарубежных исследованиях СМИ: от концепций о человеке и культуре к новой дисциплине// Этнографическое обозрение.2015 г.№ 4.с. 13-26.
10. Дэвид Блур «Сильная программа в социологии знания»// Логос.2002.№35.с.1-24.
11. Зельдович Б.З, Метельникова Е.К. История и перспективы развития рынка информационного продукта//Вестник МГУП имени Ивана Федорова.2016.№3.с. 20-23.
12. Карпович А.И. Диверсификация медиаконтента в российских медиахолдингах на примере «РБК», «Газпром-Медиа», «Национальной медиа группы»//Вестник Кемеровского государственного университета.2015.Т.2.№4(64).с. 111-115.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.:ГУ-ВШЭ, 2001.
14. Кастельс М., Паркс М., Ван дер Хаак Б. Будущее журналистики: сетевая журналистика // Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. c. 268-297.
15. Кнорр-Цетина К. Интервью с Карин Кнорр-Цетиной: «Мы показали появление параллельного мира, где все критерии и система релевантности отличаются от того, что нам кажется нормальным» // Экономическая социология.201.Т. 12. № 2. 2011. с. 8-18.
16. Кнорр-Цетина К. Объектная социальность: общественные отношения в постсоциальных обществах знания//Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.Т.5.№1.с.101-124.
17. Кнорр-Цетина К., У.Брюггер. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений// Экономическая социология.2005.Т.6.№2.с. 29-50.
18. Латур Б. Об акторно-сетевой теории. Некоторые разъяснения, дополненные еще большими усложнениями//Логос: философско литератруный журнал. 2017.Т.17.№1.с.173-200.
19. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию.М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
20. Маккензи.Д. История технологий и социология знания// Эпистемология и философия науки.2011.Т.27.№ 1.с.18-33.
21. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека.М: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.
22. Маркина Ю.В. Современное понимание процессов медийной концентрации в системе мировых СМИ//Вестник ВГУ. Серия:Филология.Журналитика.2014.№14.с.117-122.
23. Маркина Ю.В. Становление современных российских медиахолдингов// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016.Т.29.№7.с. 101-117.
24. Новикова А.А. Антропология медиа в России: истоки и перспективы// Этнографическое обозрение.2015. №4.с. 3-12.
25. Перформативность и финансовый кризис: интервью с Дональдом Маккензи//Бюллетень «ЭСФорум».2009. №2.с.6-9.
26. Писарев А., Астахов А. Гавриленко С. Акторно-сетевая теория: незавершенная сборка//Логос: философско-литературный журнал.2017.Т.27.№1.с.1-4.
27. Поланьи К. «Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени».СПб.:Алтея.2002.с.320.
28. Портер М., Хеппельман Д. Революция в производстве. «Умные» технологии перекраивают компании// HarvardBusinessReview. 2016. Режим доступа: http://hbr-russia.ru/upload/iblock/000/ptc-iot-2.pdf (дата обращения: 17.04.2017).
29. Портер М., Хеппельман Д. Революция технологий. «Умные» технологии изменяют конкурентную борьбу// HarvardBusinessReview.2016. Режим доступа: http://hbr-russia.ru/upload/iblock/000/ptc-iot-1.pdf (дата обращения 20.04.2017).
30. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления.М.: ГУ ВШЭ, 2003.
31. Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007.
32. Розанова Н. Юшин А. Цифровые технологии в телевидении и трансформация медиарынка// Мировая экономика и международные отношения.2015.№ 5.с. 92-103.
33. Смелова А. А. Роль медиакорпораций в социальном конструировании новостей [Текст] / А. А. Смелова, А. И. Андреева // Научные исследования: от теории к практике -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 5 (6).с. 207–210.
34. Смелова А.А. Формирование институциональной структуры рынков: стратегии и концепции контроля транснациональных корпораций. Автореферат на соискание уч.ст. канд.соц.наук.: по специальности «Экономическая социология и демография». СПб,2011.
35. Сурганова Е. СМИ с иностранными владельцами отчитались перед Роскомнадзором// PБК. Режим доступа: http://www.rbc.ru/technology_and_media/15/02/2016/56c1f3e19a79471ab2462351А (дата обращения: 23.11.2016).
36. Тепляшина А.Н., Омельченко К.И. Способы выживания российских СМИ и медиахолдингов в условиях кризиса//Коммуникация.Медиа.Дизайн.2016.Т.1.№4. Режим доступа:https://cmd-journal.hse.ru/article/view/2878
37. Тулаева С.А. Стратегии компаний в ситуации регулятивного плюрализма в глобальном мире.// Социологические исследования.2015.№8.с.108-118.
38. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
39. Хезмондалш Д. Культурные индустрии.М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2014.с.456.
40. Черных A. Мир современных медиа.М.: Изд. дом «Теория будущего», 2007. с. 309.
41. Экономическая социология: теория и история/ под.ред. Ю.В.Веселова, А.Л.Кашина. Спб: Нестор-История, 2012.с.760.
42. Яницкий О.Н. Современные войны: социально-экологическое измерение// Вестник института социологии.2014. № 4.с.106-126.
43. Appadurai A. Modernity at large: cultural dimensions of globalization. Minneapolis.London: Uni. Of Minnesota Press. 1996. р.229.
44. Golding P. Murdock G. Culture, Communications and Political Economy. L.:Arnold. 2005.
45. Grafe A. Guide to automated journalism. Режим доступа: http://towcenter.org/research/guide-to-automated-journalism/ (дата обращения: 25.04.2017)
46. Knorr CetinaК. The epistemics of information: a consumption model//Journal of consumer culture.2010.№10.p.171-201.
47. Lewis S. Westlund O. Actors, Actants, Audiences, and Activities in Cross-Media News Work// Digital Journalism.2015 V.3(1).р. 19-37.
48. MacKenzie D. An Engine, not a Camera: How Financial Models Shape Markets. Cambridge: MIT Press, 2006.
49. MacKenzie D. Material Markets: How Economic Agents are Constructed. Oxford: Oxford University Press,2009.
50. Orman L.V. Information markets over trust networks// Electronic commerce research. 2016. V.16(4). p. 529-551.
51. Pablo J. Boczkowski, News at Work: Imitation in an Age of Information Abundance. Chicago: University of Chicago Press, 2010.
52. Swedberg R. Markets as Structures// The Handbook of Economic Sociology/ N.Smelser, R.Swedberg (eds). Princeton: Princeton University Press, 1994.
53. ФЗ РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
54. Деловое издание Коммерсантъ. Режим доступа: https://www.kommersant.ru
55. Медиапотребление сегодня: пять основных фактов// данные опроса ВЦИОМ. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026 (дата обращения 23.01.2017)
56. Мировой индекс свободы прессы. Режим доступа: https://rsf.org/en/world-press-freedom-index
57. Мониторинг информационного общества в Российской Федерации//Федеральная служба государственной статистики.2016. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/
58. Опрос молодежи: источники информации. Куда молодые обращаются за информацией и каким источникам верят режим//данные опроса ФОМ. Режим доступа:http://fom.ru/posts/12873 (дата обращения 23.01.2017)
59. Официальный сайт Института Рейтерс в сфере исследований журналистики. Режим доступа: http://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/
60. Официальный сайт информационного агентства Интерфакс. Режим доступа: http://www.interfax.ru/
61. Официальный сайт корпорации Томсон Рейтерс. Режим доступа: https://www.thomsonreuters.com/en.html
62. СМИ России в 2016. Анализ данных за 25 лет. Режим доступа:http://www.mediadigger.ru/smi-rossii-v-2016-analiz-dannyh-za-25-let/ (дата обращения 24.11.2016)
63. Социальные исследования информации. Режим доступа:http://www.socialstudiesof.info/
64. Томсон Рейтерс в рейтингах Форбс//Forbes. Режим доступа: https://www.forbes.com/companies/thomson-reuters/
65. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в общем числе обследованных организаций// Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/#
66. Financial Market Data/Analysis Global Share & Segment Sizing 2017//Survey by Burton-Taylor International Consulting LLC.2017. Режим доступа: https://burton-taylor.com/wp-content/uploads/2017/03/B-T-Global-Market-Data-Analysis-Competitor-Segment-Sizing-2017-Information-Kit.pdf
67. Narrative Science (Natural Language Generation Technology). Режим доступа https://www.narrativescience.com/
68. Share of ICT goods as percentage of total trade,Annual, 2000-2015//UNCTAD. Режим доступа :http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx
69. Values and shares of creative goods exports, Annual, 2002-2015//UNCTAD.Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ