ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Теоретические аспекты создания образа персонажа в жанре басни 8
1.1. Языковой и художественный образ. Понятия «персонаж»,
«характеристика», «характеристика персонажа» 8
1.2. Языковые средства создания образа 12
1.2.1. Лексические средства 12
1.2.2. Морфологические и словообразовательные языковые средства 16
1.3. Басня как литературный жанр 19
1.3.1. Особенности басни как литературного жанра 19
1.3.2. Басни И.А. Крылова как объект филологических исследований 23
Выводы 28
Глава 2 Языковые средства создания образов анималистических
персонажей басен И.А. Крылова 30
2.1. Характеристика материала исследования и принципы анализа 30
2.2. Характеристика Волка в баснях И.А. Крылова 32
2.3. Харатеристика Льва 43
2.4. Характеристика Лисы 56
2.5 Характеристика Собаки 67
2.6. Характеристика Медведя 78
Выводы 88
Заключение 94
Список литературы 97
Список словарей и справочных изданий 102
Электронные ресурсы 103
ИСТОЧНИКИ 105
Басня представляет собой уникальный жанр литературы. Это поучительно-назидательное повествование (преимущественно в
стихотворной форме) с иносказательным и аллегорическим смыслом, где персонажи (животные и растения) олицетворяют те или иные человеческие характеры, пороки. В басне содержится нравоучение или мораль.
Генетически жанр басни происходит от сказки о животных, от которых он постепенно отделился. Басня - один из самых древних жанров, возникший еще в древней Греции. Авторство первых басен приписывается Эзопу, они появились в V-VI вв. до н. э. Отсюда и пошло понятие «эзопов язык» для называния иносказательной речи. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория — воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Эзоп создавал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория служила иллюстрацией морали, помогала высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность.
Возникнув во времена античности, басня прочно вошла в литературу. В развитии жанра басни выделяют два направления - Эзоповы басни-притчи и басни эпохи классицизма (Ж. Лафонтен). С течением времени басня как жанр эволюционировала, приобрела своеобразное национальное выражение в разных национальных литературах, отражая взгляды того или иного народа на ключевые понятия мироустройства, жизненный уклад, бытовые условия, культурные традиции, нравственные ценности этноса.
Постоянный читательский интерес к басне объясняется двойственностью ее природы, в которой присутствуют два начала: моральнопсихологическое (морализаторское) и собственно литературное (поэтическое).
Жанровое своеобразие басни и аллегоричность действующих лиц басни нашло свое отображение и в специфическом языковом содержании. Этим объясняется неслабеющий интерес лингвистов и литературоведов к этому жанру (Н.М. Анненкова 1977; Ю.В.Стенник 1980; Г.И. Липатов 2010; Н.Л. Степанов 1956).
В нашем исследовании мы обращаемся к басням И.А. Крылова, которые заслуженно входят в золотой фонд отечественной литературы. Многие из персонажей стали прецедентными феноменами и используются в публицистике для выражения важных авторских смыслов.
В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности и т. д. В баснях кроме морали присутствует интересный и остроумно изложенный рассказ. Однако образ какого-либо животного у Крылова — это не только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер. Такие характеры в баснях, как отмечается в работах исследователей творчества Крылова, связаны с русской жизнью и русской культурой, поэтому в творчестве И.А. Крылова басня превращается в подлинно национальный жанр. «Благодаря социальной и профессиональной дифференцированности языка персонажей в баснях И.А. Крылова возникают точные, правдивые портреты представителей различных слоев современного автору русского общества» (Микова 2011: 37).
...
Целью проведённого исследования было выявление специфики языковых средств, используемых И.А. Крыловом в баснях для создания характеристики персонажей животных.
Анализ теоретического материала позволил выявить соотношение таких понятий, как «образ», «герой», «персонаж», дать понятие «характеристике персонажа», а также охарактеризовать какие приёмы и языковые средства и с какой целью используются при создании художественных образов. определить жанровые особенности басни, представляющей собой краткое стихотворное или прозаическое художественное произведение с аллегорическом смыслом и моралью. В первой главе были представлены особенности басен о животных, которые являясь аллегорическими персонажами, играют важнейшую роль в выражении морали басни. На основании изучения работ было установлено, что басни о животных представляют собой важную часть басенного творчества Крылова, а некоторые из них образуют своеобразные циклы об одном персонаже.
В нашем исследовании мы обращаемся к пяти таким своеобразным циклам: это басни о Волке, Льве, Лисе, Медведе и Собаке. Анализ языковых средств проводится с привлечением разных текстовых контекстов, включающих авторскую номинацию героя, описание его действий и поступков в повествовании, через динамическую и статическую характеристики, а также и через речевую характеристику персонажа, представленную прямой, внутренней и диалогической речью.
На основе анализа языкового материала (41 басня,108 контекстов), удалось установить, что образ персонажа животного создается как посредством авторской характеристики, включающей в себя номинации персонажей, описание их внешности, поведения, описание связанных с ними событий, так и с помощью речевой характеристики. В авторской речи может содержаться указание на особенности речевого поведения героя (вскричать, говорить сладко, пуститься в переговоры, держать речь). В повествовании большая роль отводится глагольным формам (знаменательные глаголы с семантикой действия или состояния), наречиям со значением образа действия, прилагательным в краткой и сравнительной степени, существительным с оценочным и обобщенным значением. Используются сравнения, метафоры, эпитеты - разнообразные выразительные средства языка. Благодаря этому у читателя создаётся зрительный образ персонажа. За счет концентрации перечисленных языковых средств описание персонажа приобретает динамичность.
Важнейшую роль в басне играет речевая характеристика персонажа, представленная различными формами диалогической, прямой и внутренней речи. В таких фрагментах используются слова с оценочной положительной и отрицательной семантикой, суффиксы эмоциональной оценки, которые придают речи экспрессивность, служат средством характеристики персонажа. Местоимения и частицы выполняют усилительно-выделительную функцию. Фразеологизмы придают речи разговорность (набить оскомину, не велика беда). Синтаксические средства языка (однородные сказуемые, риторические вопросы, восклицательные и вопросительные предложения, императивы) участвуют в передаче намерений персонажа и создании характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что в баснях Крылова используется самые разнообразные языковые и выразительные средства языка, благодаря которым образы животных становятся символами человеческих отрицательных качеств: Лиса - хитрости и обмана, Волк - грубой силы и глупости, Лев - гордости и силы, Медведь - неумной силы, нетерпения, а также неуклюжести.
Анализ языковых средств создания образов животных в баснях И.А. Крылова подтверждает справедливость выдвинутой в работе гипотезы. Языковые средства, участвующие в создании образов животных, используются для более полного раскрытия нравственной проблематики
басни, служат основной цели басни - обличению человеческих пороков и недостатков, выразителями которых выступают аллегорические персонажи животные.
1. Анненкова, Н. М. Лингвостилистическая характеристика прозаической басни (на материале Лессинга и других немецких писателей): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Н. М. Анненкова. - М., 1977. - 176 с.
2. Арепьева Н. Г. Семантические модификации метаязыковой сущности языка басни (Сопоставительный анализ переводов): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Наталья Геннадьевна Артемьева; Кубан. гос. ун-т.- Краснодар,
2000. - 22 с.
3. Артемьева Н. А. Анималистические образы в баснях И. А. Крылова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Наталья Анатольевна Артемьева. - Смоленск: Смоленский государственный университет, 2012. - 22 с.
4. Артемьева Н.А. Образ животных в баснях И. А. Крылова: лисица Н. А. Артемьева // Известия Смолен. гос. ун-та. - 2020.- № 2(14).- С. 185-195.
5. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений тт. I - XI / под ред. С.А. Венгерова (СПб., 1901 - 1916), тт. XII - XIII / под ред. В.С. Спиридонова (Л., 1926 - 1948) - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953-1959.
6. Белова В. С. Жанр басни в рассказе Монастырского Капеллана / В. С. Белова // Научный диалог: молодой ученый : сборник научных трудов по материалам VI международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22 мая 2017 г. / Международная Научно-Исследовательская Федерация «Общественная наука». - СПБ.: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. - С. 37-39.
7. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - 4-е изд. - М.: Изд-во политической литературы, 2002. - 511с.
8. Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е. Б. Борисова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. -2009.- № 35(173).- С. 20-26.
9. Бородулина Н. Ю. Архетипические характеристики зооморфных метафор: от Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова к современному употреблению в русском и французском языках / Н. Ю. Бородулина, М. Н. Макеева // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2021.- № 2.- С. 65-79.
10. Бородулина Н. Ю. Мир животного VS мир человека: через культурные коды к архетипическим характеристикам анималистической метафоры / Н. Ю. Бородулина, М. Н. Макеева // Вестник славянских культур. - 2022. - №64. - С. 239-254.
11. Бочаров С. Г. Характеры и обстоятельства / С. Г. Бочаров// Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.: В 3-х томах. - М.: Академия наук СССР, 1962. - С. 312-451.
12. Бояркина Л. М. Репрезентация мира живой природы в тексте басни в антропоцентрическом приложении / Л. М. Бояркина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015.- №6-1(48). - С.31-34.
13. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая, [пер с англ. А. Д. Шмелева]. - М.: Языки славянской культуры,
2001. - С 169.
14. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография: Избранные труды / В. В. Виноградов. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
15. Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И. Ф. Волков. - М.: Просвещение, 1995. - 256 с.
... всего 86 источников