Введение 3
Глава 1. Роль материального и нематериального стимулирования в системе мотивации персонала 6
1.1 Теоретические основы мотивации трудовой деятельности персонала: основные понятия, виды, теории 6
1.2 Сущность материального стимулирования и его воздействие на персонал 18
1.3 Нематериальное стимулирование как средство эффективного воздействия на персонал 24
Выводы по главе 31
Глава 2. Анализ эффективности стимулирования сотрудников на Судостроительном заводе "Северная верфь" 33
2.1 Общая характеристика предприятия и действующей на нем системы стимулирования 33
2.2. Анализ факторов мотивации сотрудников на Северной верфи 39
2.3 Рекомендации и выводы 48
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 1. Программа исследования 65
Приложение 2. Анкета 69
Приложение 3. Транскрипт интервью 75
Мотивация персонала - тема, которой в последнее время уделяют все большее внимание. Множество научных работ посвящено происхождению стимулов и мотивов различного рода, анализу потребностей человека, универсальную иерархию которых пытаются выстроить теоретики.
Очевидно, конкурентоспособность любой компании обеспечивают ее сотрудники, и руководители прекрасно понимают, что люди, находящиеся в их подчинении - их главное преимущество, главный конкурентный капитал. Эффективная работа персонала способствует продвижению компании на качественном уровне и улучшению позиций в бизнес-среде. Понятие "мотивация" широко исследовалось различными учеными, в итоге их исследований были разработаны различные классификации мотивов и стимулов к производству труда. Была произведена классификация стимулов, в результате которой их поделили на материальные (прямые и косвенные) и нематериальные.
Чтобы удержать ценного сотрудника в компании важно применять хорошо разработанную систему стимулирования, нужно поддерживать заинтересованность и находить оригинальные подходы в решении текущих проблем организации. Имея в своем арсенале лишь высокие заработные платы и денежные поощрения, компания не способна поддержать качественный труд своего персонала. Такая составляющая системы стимулирования, как нематериальная мотивация, играет не последнюю роль и приобретает все более важное значение в наше время. Наравне с достойной заработной платой стоят потребности в самореализации и приятный психологический климат в коллективе. Работники ищут компанию главным образом для удовлетворения своих экономических нужд, но в то же время наличие сильной корпоративной культурой и положительным имиджем являются важными параметрами при выборе места работы Возможность привносить что-то новое в компанию и иметь дружественные отношения с коллегами- эти характеристики имеют такую же ценность для работника, как и материальное обеспечение на достойном уровне. Цели организации достигаются лишь в том случае, когда персонал побуждается к работе посредством эффективной мотивации, сформированной на основе системного стимулирования. В результате, компания, имеющая возможность предоставить нематериальные блага в комплексе с хорошей базой материального стимулирования, способна добиться очень больших высот и даже выйти на международную арену.
Объект исследования – ОАО «Северная верфь».
Предмет исследования – система стимулирования труда сотрудников.
Цель работы представляет собой описание воздействия материальных и нематериальных стимулов, функционирующих на предприятии ОАО СЗ «Северная верфь», а также предложение разработанных рекомендации по улучшению качества системы мотивации персонала.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• дать теоретическую базу для исследования материальной и нематериальной мотивации;
• дать описание функционирующей на данный момент системе стимулирования сотрудников ОАО СЗ «Северная верфь»;
• предложить конкретные шаги по совершенствованию системы стимулирования сотрудников.
Выдвигаются следующие гипотезы:
1. В компании имеют место как финансовая, так и нефинансовая составляющие системы стимулирования.
2. Нематериальный компонент стимулирования на заводе развит в недостаточной степени, что в свою очередь отрицательно сказывается на удовлетворенности сотрудниками их работы;
3. Если размер заработной платы будет увеличен, то снизится неудовлетворенность трудом.
Данная работа имеет несколько разделов и структурно включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе дается определение основным понятиям, на которых построено исследование, раскрывается сущность принципиально разных подходов к изучению мотивации. Также содержится возможная классификация стимулов.
Во второй главе находится отражение основных методов управления, используемых в стимулировании сотрудников ОАО СЗ "Северная верфь", описание присущих стимулированию компонентов. Также содержится анализ факторов, воздействующих на удовлетворенность сотрудников работой и их влияние на будущее предприятия. Результаты проведенного исследования, анализ полученных данных и разработка возможных шагов по улучшению стимулирования также приведены во второй главе.
Основные полученные выводы по предложенной тематике составляют заключение. В приложении содержатся инструменты, при использовании которых было проведено авторское исследование.
Методологической базой исследования выступает теория социального обмена Джорджа Хоманса. Через призму этой парадигмы рассматривается поведение человека в трудовых отношениях.
Эмпирическая основа работы представляет собой исследование, проведенное во время преддипломной практики.
Стимулирование труда в системе управления персоналом в современном мире представляется актуальной темой, поскольку грамотные специалисты, которыми располагает предприятие являются главным конкурентоспособным преимуществом компании.
Проделанная работа была посвящена описанию функционирующей системы стимулирования на ОАО СЗ «Северная верфь», рассмотрению ее через призму теории социального обмена. В результате были выявлены основные материальные и нефинансовые стимулы, основанные на потребностях сотрудников, мотивация через которые представляется наиболее действенной.
Отсутствие хорошо продуманной и разработанной системы стимулирования в значительной мере негативно сказывается на успехе всего предприятия, создает предпосылки к снижению эффективности работы, а следовательно и прибыли. Исходя из этого значимость человеческого фактора становится все более ценной, ведь от того насколько качественно смотивирован сотрудник зависит судьба всей компании.
Стимулирование должно сочетать в себе все возможные компоненты, а именно финансовые и нематериальные, комплексно воздействуя на мотивацию сотрудника.
Надеюсь, что проделанная работа окажется полезной руководителям и управленцам персонала и даст возможность адекватно реагировать на существующие потребности своих сотрудников и следовательно влиять на их заинтересованность в работе. Достижение общественной пользы возможно при использовании методов, которые индивидуально разработаны на предприятии с учетом мотивов каждого сотрудника.
Для достижения цели было произведено осуществление ряда поставленных задач: разъяснены понятия материальной и нематериальной составляющей стимулирования, изучены мотивы и потребности работников завода, на основании которых были предложены конкретные шаги по улучшению функционирующей в настоящее время системы стимулирования.
Результаты анализа интервью и анкетирования показали, что ОАО СЗ «Северная верфь» использует как материальные, так и нематериальные стимулы, воздействующие на удовлетворенность работой сотрудников, то есть подтвердили первую гипотезу. Также были подтверждены остальные гипотезы относительно нематериальной части стимулирования: она развита слабо и требует внимания.
Отсутствие в полной мере разработанной системы стимулирования сказывается на степени приверженности и заинтересованности в работе сотрудников компании.
Были предложены меры по повышению эффективности системы стимулирования работников.
1. Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие / Д.А. Аширов. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 432 с.
2. Борисова Е. Индивидуальный подход к мотивации сотрудников (По материалам конференции “Управление предприятием: система мотивации персонала”)//Персонал-МИКС.-2002.-№ 2.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала / В.Р. Веснин. – М.: Юрист, 2001. – 496 с.
4. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
5. Виханский О. С. Менеджмент/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – 528 с.
6. Гапонова О.С., Коршунов И.А. Человеческие ресурсы инновационных компаний ранних фаз развития проекта / О.С. Гапонова, И.А. Коршунов // Инновации, рубрика: Инновационная экономика. – 2013. – №6. – С. 75-85.
7. Гибсон Д.Л. Организации: поведение, структура, процессы / Д.Л. Гибсон. – М.: Инфра-М, 2000. – 448 с.
8. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 832 с. – (Теория и практика менеджмента).
9. Дмитренко Г.А. Мотивация и оценка персонала [Электронный ресурс] / Г.А. Дмитренко, Е.А. Шарапатова, Т.А. Максименко. – Режим доступа: http://biglibrary.ru/category38/book115/part5.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2001. – 442 с.
11. Ерохина Р.И. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии. - М.: Омега, 2007
12. Ерошенкова О. Каждому – по потребности. Диагностика системы мотивации в компании: пошаговая инструкция / О. Ерошенкова // Новый менеджмент. – 2008. – №3. – С. 70-78.
13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 512 с.
14. Козлов Н.И. Пираимда потребностей Маслоу [Электронный ресурс] / Н.И. Козлов. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/ view/piramida_potrebnostey_maslou.
15. Комаров Е. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. 2002. № 1.
16. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы / Н. Комаров // Человек и труд. – 2001. – №10. – С. 90-92.
17. Коул Д., Управление персоналом в современных организациях, М,2004
18. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование / А.И. Кочеткова. – 2-е изд. –М.: Дело, 2004. – 944 с.
19. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 472 с.
20. Крячко К. С. Эффективная мотивация персонала / К. Крячко // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 65-71.
21. Кузнецова, Т. Мотивация за деньги: справочник руководителя / Т. Кузнецова // Новый менеджмент. – 2009. – № 3. – С. 65-75.
22. Кулагин О.А. Как разработать систему стимулирования персонала? / О.А. Кулагин // Директор-Инфо. – 2007. – С. 7 – 11.
23. Лукашевич Н.П. Основы социологии труда: Курс лекций для менеджеров / Н.П. Лукашевич. — К.: МАУП, 1994. — 144 с.
24. Мансуров Р.Е.. Практический опыт изменений системы материальной мотивации компании //Мотивация и оплата труда. – М. 2010. – № 1
25. Милкович Дж.Т.. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала. М.: Вершина, 2003
26. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности // Управление персоналом. – 2006. – № 7
27. Миронова, С. Большие деньги не всегда удачное решение / С. Миронова // Управление персоналом. – 2009. – № 22. – С. 57-59.
28. Никитин А.С., Серебренников С.С. Теория менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина. — Издательский дом «Питер», 2013.464 с.
29. Никифорова О.А. Феномен мотивации труда в социологии управления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 28 (63). В 2 частях: Аспирантские тетради. Ч.1. Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. Санкт-Петербург, 2008
30. Ньюстром Дж. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте / Дж. Ньюстром, К. Дэвис. СПБ.: Питер, 2000 - 447 с.
31. Одегов, Ю.Г. Мотивация трудовой деятельности: учебно-практическое пособие / Ю.Г.Одегов. – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 336 с.
32. Олехнович М.О. Мотивационный аудит как технология повышения эффективности управления персоналом / М.О. Олехнович, Т.А. Макарова // Трудовое право. – 2006. – №2. – С. 41-48.
33. Официальный сайт предприятия ОАО «Северная верфь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nordsy.spb.ru/
34. Панчук Е.Ю. Анализ системы стимулирования персонала организации / Е.Ю. Панчук // Психология в экономике и управлении. – 2009 – № 2. – С. 81-86.
35. Петрова О.А., Красова О.С. Девид Макклелланд [Электронный ресурс] / О.А. Петрова, О.С. Красова. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/204299/read.
36. Полянский Н. Нематериальные формы мотивации / Н. Полянский // Менеджер по персоналу. – 2006. – № 9. – С. 30-33.
37. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Ч. Раййкрофт. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. – 260 с.
38. Содержательные теории мотивации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/151-soderzhatelnye-teorii-motivacii.html.
39. Стеценко Т. Нематериальная мотивация / Т. Стеценко // Менеджер по персоналу. – 2013. – №1. – С. 52-58.
40. Стуканова И.П. Менеджмент: Учебное пособие / И.П. Стуканова. — М.: МГИУ, 2005. — 224 с.
41. Терехин В.А., Молчанов А.А. "Методика совершенствования материального стимулирования в системе менеджмента качества деятельности научно-исследовательской организации". [Электронный ресурс]. Режим доступа http://econ.vsu.ru/downloads/pub/seconomic/9/MilchanovTerehin.pdf
42. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия: учеб.-практ. пособие. – 5-е изд. / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2003. – 272 с.
43. Управление персоналом организации: кадровая политика, мотивация, структура: Учебное пособие / А.К. Саакян [и др.]. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.
44. Управление персоналом организации: учебное пособие / под ред. д.э.н., профессора А.Я.Кибанова. – М: ИНФРА-М, 2010. – 695 с.
45. Управление персоналом: Учебник. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 563 с.
46. Химаныч, В. Удержание сильных, ярких, талантливых людей в любые времена – всегда сложная задача / В. Химаныч // Управление персоналом. – 2009. – № 15. – С. 17-23.
47. Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / Пер. с англ. ООО "Пароль". — М.: ГИППО, 2008. — 354 с.
48. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2005. – 224 с.
49. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
50. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы девятой всероссийской научно-практической конференции / под общ. Ред. д-ра психол.наук, профессора Карнышева А.Д. – Иркутск: БГУЭП, 2008. – 395 с.
51. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – Самара, 1995. – 328 с.
52. Яковлева, Т. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда / Т.Яковлева. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
53. Янчевский В. О национальной управленческой концепции, качестве персонала и модели управления в начале XXI века. // Проблемы теории и практики управления, 2000. № 2. С.49-56.
54. Clark J.-M. It Takes More Than Money to Motivate People / J.-M. Clark. - URL: http://www.managerwise.com/article.phtml?id=502.
55. Clemmer J. Weak Leaders Try to Use Money as a Motivator / J. Clemmer. - URL: http://www.managerwise.com/article.phtml?id=248.
56. Forsyth P. Motivating Your Staff [Positive Staff Motivation] / P. Forsyth // Engineering Management. – 2006. – Vol. 16, Issue 1. – P. 22-23.
57. Herzberg F., Mausner B., Syndermann B. The Motivation to Work. N.Y. 1959.
58. Homans, The social behavior. N. Y., 1961. P. 700
59. Kopelman R.E. Douglas McGregor's Theory X and Y: Toward a Construct-valid Measure / R.E. Kopelman, D.J. Prottas, A.L. Davis // Journal of Managerial Issues. – Vol. 20, № 2, 2008. – P. 257-259.
60. Kulakova A.Y. Motivation of staff in the organization / A.Y. Kulakova, A.S. Kostrov // Economics and innovations management. – 2013. - № 6 [Electronic journal]. – URL:http://ekonomika.snauka.ru/en/2013/06/2563.
61. Lokk E.A. The nature and cause of job satisfaction // Handbook of industrial and organizational psychology / ed. By M.D. Dunnette. Chicago Rand McNally, 1976. P. 1300
62. McCleland D. Motivation Trends in Society. N.Y. 1971
63. Marken G.A. The Effective Employee Incentive Program / G.A. Marken. - URL: http://www.managerwise.com/article.phtml?id=404#.
64. Maslow A. H. Motivation and Personality / A.H. Maslow. — New York: Harper & Row, 1954. – 411 p.
65. Volkmann C.K., Tokarsky K.O., Gruenhagen M. Entrepreneurship in a European Perspective (Concepts for the Creation and Grows of New Ventures) / C.K. Volkmann, K.O. Tokarsky, M. Gruenhage. - 1st Edition. - Gabler Verlag, 2010. - 499 p.