Работа сделана на примере Алтайского края.
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации 7
1.1 Общая характеристика системы здравоохранения в Российской Федерации 7
1.2 Нормативно-правовые основы реализации государственной политики в системе здравоохранения Российской Федерации 14
1.3 Механизм реализации государственных программ в сфере здравоохранения 23
Глава 2. Анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае 28
2.1 Основные направления реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае 28
2.2 Результаты реализации государственной политики в сфере здравоохранения 32
2.3 Предложения по совершенствованию государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае 44
Заключение 54
Список используемых источников и литературы 58
Актуальность темы исследования. В настоящее время система здравоохранения имеет стратегически важное социальное значение в жизни современного российского общества. Медицине отведена особая роль, заключающаяся в поддержании и улучшении состояния здоровья граждан, а также снижении общей заболеваемости в стране. От этого зависит не только качество жизнеобеспечения населения, но и поддержание должного уровня социально-экономического развития Российской Федерации. В условиях сложившегося на сегодняшний день острейшего геополитического противостояния России странам Европейского Союза, а также на фоне проведения специальной военной операции, все большую значимость для нашего государства приобретают вопросы национальной безопасности. В связи с этим, система здравоохранения постепенно переходит в разряд отраслей российской экономики, находящихся на стадии своего реформирования и модернизации, и приобретает характер государственной важности.
В условиях построения информационного общества и повсеместного развития цифровых технологий приоритетной задачей правительственных органов власти в части решение ключевых задач по обеспечению национальной безопасности государства является стимулирование эффективности функционирования сферы здравоохранения и разработка системных мер по охране, сохранению и укреплению здоровья народонаселения страны. В свою очередь, эффективность развития сферы здравоохранения находится в прямой зависимости от таких факторов, как достаточность ресурсного и материально-технического обеспечения медицинских учреждений, качество кадровой составляющей, нормативно-правовое регулирование отношений в данной отрасли и др. Решение обозначенных вопросов осуществляется в рамках соответствующего направления социально-экономической государственной политики.
Структурной составляющей в системе исполнительной деятельности государства по организации социально-экономических процессов в обществе является государственная политика в сфере здравоохранения. Для достижения положительных результатов в данном направлении, на федеральном и региональном уровне управления разрабатываются и принимаются отраслевые документы стратегического планирования, включая государственные программы по развитию системы здравоохранения. Программно-целевой подход государства предусматривает разработку мероприятий, направленных на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют поддерживать и развивать ее кадровую и материально-техническую составляющую, осуществлять санитарное просвещение и оказывать медицинскую помощь населению, включая мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний. Все это предопределяет актуальность внедрения и реализации мер по совершенствованию эффективности реализации российской государственной политики в сфере здравоохранения.
Степень изученности темы исследования. В современной учебной и научно-исследовательской литературе опубликовано множество работ, посвященных изучению вопросов современного состояния системы здравоохранения и основных направлений реализации государственной политики Российской Федерации в данной отрасли народного хозяйства. Данные теоретические аспекты подробно изложены в трудах таких исследователей, как А.А. Демакина, И.Д. Богомолова, Т.В. Чубарова А.В. Полянин, Л.И. Проняева, А.В. Павлова, А.М. Халимбекова, Х.О. Османова, Д.М. Магомедова и других.
Объект исследования – государственная политика как элемент государственного управления и совокупность основных норм по осуществлению государственной власти.
Предмет исследования – реализация государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае.
Цель исследования – выявление особенностей и оценка результатов государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае.
Задачи исследования:
– представить общую характеристику системы здравоохранения в Российской Федерации;
– ознакомиться с нормативно-правовыми основами реализации государственной политики в системе здравоохранения Российской Федерации;
– описать механизм реализации государственных программ в сфере здравоохранения;
– охарактеризовать основные направления реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае;
– представить анализ результатов реализации государственной политики в сфере здравоохранения на территории Алтайского края;
– разработать предложения по совершенствованию государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае.
Методы исследования. Методологической основой исследования является совокупность научных методов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. Применялись общенаучный диалектический метод и специальные методы – сравнения, статистический, документальный, системно-структурный, логический.
Информационная база исследования. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, посвященных изучению вопросов современного состояния системы здравоохранения в Российской Федерации: А.А. Демакина, И.Д. Богомолова, Т.В. Чубарова А.В. Полянин, Л.И. Проняева, А.В. Павлова, А.М. Халимбекова, Х.О. Османова, Д.М. Магомедова и других. Кроме того, были использованы научные статьи, материалы периодической печати, электронные источники по проблеме исследования, а также материалы, размещенные в информационных системах сети Интернет.
Теоретическая и (или) практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть в дальнейшем использованы при изучении сущности и особенностей реализации государственной политики Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные направления по совершенствованию государственной политики в сфере здравоохранения могут быть реализованы в практической деятельности Правительством Алтайского края.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемых источников и литературы. В первой главе рассматриваются теоретико-правовые аспекты реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации. Вторая глава посвящена анализу результатов реализации государственной политики в сфере здравоохранения на территории Алтайского края, а также разработке мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения в регионе. В работе имеются 2 таблицы и 10 рисунков. Список используемых источников и литературы включает 37 наименований.
В соответствии с поставленной целью и задачами, в настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретико-правовые аспекты реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации. Практическая часть исследования заключалась в исследовании основных направлении и результатов реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае.
Подводя итог теоретической части исследования, можно утверждать, что действующая в Российской Федерации система здравоохранения представляет собой целостное единение трех взаимосвязанных между собой подсистем, предназначением которых является обеспечение мероприятий по охране здоровья людей и предоставлению им медицинских услуг. Сюда относятся государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Гарантом развития всех трех рассматриваемых подсистем в нашей стране является Конституция Российской Федерации. Управление единой системой здравоохранения, с учетом специфики данной отрасли народного хозяйства, осуществляется с помощью определенных правовых и экономико-организационных механизмов. Российская система здравоохранения включает в себя совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также субъектов частной медицинской практики и фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения, охраны и укрепления здоровья граждан.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы реализации государственной политики в системе здравоохранения носит программно-целевой характер и представляет собой двухуровневую систему и состоит из федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации. В рамках документов стратегического планирования основными направлениями системы государственного управления в сфере здравоохранения являются улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи, а также реализация федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Одним из важнейших средств реализации структурной политики государства в сфере здравоохранения являются целевые государственные программы. Федеральные программы направлены на решение задач, приоритетных для всей страны, региональные программы позволяют определить стратегию развития конкретных регионов. Оценка экономической эффективности государственных программ проводится с использованием методов, позволяющих определить, насколько рационально были израсходованы соответствующие ресурсы, выделенные под данную программу для достижения плановых целей, каков уровень выполнения мероприятий программы.
В ходе практической части исследования определено, что основные направления реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае реализуются в рамках национального проекта Российской Федерации «Здравоохранение». К этим направлениям относятся: модернизация первичного звена системы здравоохранения, развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и детского здравоохранения, реализация мероприятий по борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, цифровая трансформация системы здравоохранения и ее обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами, а также развитие экспорта медицинских услуг.
Анализ достигнутых результатов региональной политики в сфере здравоохранения показал, что в последние годы в Алтайском крае активно ведутся работы по возведению и капитальному ремонту медицинских лечебно-профилактических учреждений, поставляется необходимое оборудование для лечения больных с показаниями сердцечно-сосудистых и онкологических заболеваний, внедрена практика организации медицинских осмотров и профилактики неинфекционных заболеваний. Налажена работа по улучшению условий работы врачей и обслуживания пациентов, привлечению специалистов медицинской отрасли к работе в государственных учреждениях здравоохранения, для граждан обеспечен доступ к юридически значимым электронным медицинским документам Единый портал «Госуслуги». Однако, в региональной системе здравоохранения все также остаются нерешенные проблемы, к которым, в частности, относятся острый дефицит квалифицированных медицинских кадров, недоступность оказания медицинской помощи в отдаленных населенных пунктах в силу их периферийности и отсутствие возможности в получении online-консультаций для населения труднодоступных сельских территорий.
В качестве мероприятий, направленных на совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения в Алтайском крае, предложены следующие направления: расширение возможностей для молодежи в получении целевого обучения на базе медицинских учебных заведений; развитие информационного контура сферы трудоустройства молодых специалистов в государственную систему здравоохранения региона; организация работ по обеспечению периферийных населенных пунктов сотовой связью и скоростным Интернетом в целях получения доступа к медицинским online-консультациям.
В результате целевого трудоустройства молодых специалистов после выпуска из медицинских образовательных организаций выпускники смогут получить бесплатное образование, государственные учреждения здравоохранения – подготовленные квалифицированные кадры, профильные образовательные организации – заполненное оплаченное место. В рамках целевого трудоустройства выпускников важно не только подготовить специалистов по определенным медицинским специальностям, но и создать все условия для того, чтобы они работали именно в тех учреждениях здравоохранения, в которых возникает потребность на рынке труда Алтайского края.
В работе предложена модель взаимодействия субъектов системы управления содействием в трудоустройстве молодых специалистов в государственную систему здравоохранения. В рамках мероприятий по развитию организационного и информационного контуров сферы трудоустройства молодых специалистов и занятости молодежи в сфере здравоохранения предлагается создание Межведомственной рабочей группы по мерам антикризисного действия на рынке труда молодежи – органа, координирующего взаимодействие всех участников рассматриваемой модели. Основной задачей данной структуры является мониторинг трудоустройства выпускников. На базе каждого медицинского учебного заведения рекомендуется создать Центр содействия трудоустройству молодых кадров для налаживания связи между будущими специалистами, центрами занятости населения и работодателями. Эти структуры призваны синхронизировать систему подготовки молодых специалистов с потребностями региональных медицинских учреждений посредством организации профессиональной ориентированной работы и информационно-методического сопровождения учащихся, содействия выпускникам в поиске работы и мониторинга их закрепляемости на рабочих местах.
Третье направление в рамках предложенных мероприятий предусматривает подключение периферийных территорий Алтайского края к сотовой связи и скоростному Интернету в рамках федеральных программ «Устранение цифрового неравенства 2.0» и «Информационная инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Данное направление позволит жителям труднодоступных населенных пунктов получить доступ к медицинским консультациям в режиме online.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва],. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.03.2024).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.02.2024) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/?ysclid=ltz4kpjehm154726716 (дата обращения: 17.03.2024).
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131762/5af372cc24602a25f0dcbff329298ced7f0f0609/#dst100087 (дата обращения: 17.03.2024).
4. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ ФЗ (ред. от 25.12.2023) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/?ysclid=ltz4vq25gk407939025 (дата обращения: 17.03.2024).
5. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания : Постановление Правительства от 26.06.2015 № 640 (ред. от 16.05.2023) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181991/041cf3d59fff7dbbd21d6a89380066372f0e1aed/?ysclid=ltz49xsd8h67464938 (дата обращения: 17.03.2024).
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/?ysclid=ltz4yaeezv67689602(дата обращения: 17.03.2024).
7. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 10.07.2023) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192136/f31c34dd87c31aed8ab4e65c93a64a67d3ba1578/#dst100018 (дата обращения: 17.03.2024).
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» : Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 (ред. от 30.11.2023) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286834/?ysclid=ltz56pl4av412474536 (дата обращения: 17.03.2024).
9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/?ysclid=ltz5avf4cm968370536 (дата обращения: 17.03.2024).
10. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 (ред. от 27.03.2023) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/?ysclid=ltz5dabw6v625986727 (дата обращения: 17.03.2024).
11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 17.03.2024).
12. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие здравоохранения в Алтайском крае» : постановление Правительства Алтайского края от 21.12.2023 № 502 : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/407018824?ysclid=lu9smeop55724397356 (дата обращения: 23.03.2024).
Научная и учебная литература
13. Ахохова А.В. Государственно-частное партнерство: гарантии, выгоды, риски / А.В. Ахохова, И. К. Тхабисимов, И.Х. Дударова и др. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. – 2023. – Т. 9. – № 1. – С. 57-65.
14. Богма, К.А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения / К.А. Богма // Здравоохранение Российской Федерации. – 2022. – № 60 (3). – 162-167.
15. Герсонская, И.В. Система здравоохранения в России: основные проблемы и возможные пути их решения / И.В. Герсонская // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. – №3 (473). – С. 53-63.
16. Гончаров, Н.Г. Финансовое обеспечение российского здравоохранения из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов Российской Федерации / Н.Г. Гончаров, Ю.А. Бойченко, В.П. Клочков, Д.В. Лукъянцева, С.М. Моисеенко и др. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2020. – №20 (2). – 100-103.
17. Демакина, А.А. Сущность и структура системы здравоохранения в России / А.А. Демакина, И.Д. Богомолова // Экономика и социум. – 2020. – №12(31). – С. 955-961.
18. Кузьмин, А.В. Государственная политика в сфере здравоохранения и механизмы ее реализации / А.В. Кузьмин, Ю.Н. Трифонов // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – Тамбов, 2023. – Вып. 2. – С. 158.
19. Кузнецов, Н.В. Характеристика системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России / Н.В. Кузнецов, А.В. Рулева, М.В. Рулев // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – С.334-342.
20. Никитина, Т.И. Состояние сферы здравоохранения как фактор устойчивого социально-экономического развития сельских территорий / Т.И. Никитина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 9 (431). – С.235-245.
21. Полянин, А.В. Развитие системы здравоохранения на основе кластерного подхода / А.В. Полянин, Л.И. Проняева, А.В. Павлова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021.– № 29. – С. 694-702.
22. Садовникова, Ю.Ю. Оценка эффективности управления системой здравоохранения в Российской Федерации: современные проблемы и тренды реформирования / Ю.Ю. Садовникова, Л.Н. Тимейчук, Г.Г. Уварова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2021. – № 4. – С. 55-63.
23. Халимбекова А.М. Финансы государственных и муниципальных учреждений: учебное пособие / А.М. Халимбекова, Х.О. Османова, Д.М. Магомедова. – Махачкала: ДГУНХ, 2020. – 215 с. – ISBN 978-5-95308-243-9
24. Чубарова, Т.В. Эффективное здравоохранение как условие воспроизводства человеческого потенциала: современные вызовы для социальной политики / Т.В. Чубарова // Экономическая безопасность. – 2021. – Т.4. – №3. – С. 607-628.
Электронные ресурсы
25. В Алтайском крае не хватает 1,5 тыс. врачей и 900 человек среднего медперсонала. – URL: https://tolknews.ru/medicina/135715-kak-v-altayskom-krae-otsenivayut-defitsit-vrachey-i-srednego-medpersonala?ysclid=lua7z2ue8u789707340 (дата обращения: 16.03.2024).
26. В Алтайском крае студентам-медикам оказывают поддержку для решения проблемы кадрового дефицита. – URL: https://altairegion22.ru/press-center/news/2023/v-altaiskom-krae-studentammedikam-okazyvayut-podderzhku-dlya-resheniya-problemy-kadrovogo-defitsita_1049357/?ysclid=lua88wsl9s839131760 (дата обращения: 16.03.2024).
27. Государственная программа: определение и значение. – URL: http://fb.ru/article/261094/kakie-byivayut-gosudarstvennyie-programmyi-gosudarstvennyie-meditsinskie-obrazovatelnyie-ekonomicheskie-programmyi (дата обращения: 16.03.2024).
28. Информация об итогах реализации государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае» за 2023 год. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1711571372&tld=ru&lang (дата обращения: 23.03.2024).
29. Как нацпроект «Здравоохранение» развивает медицину в Алтайском крае. – URL: https://www.amic.ru/news/kak-nacproekt-zdravoohranenie-razvivaet-medicinu-v-altayskom-krae-534970 (дата обращения: 21.03.2024).
30. Каких медиков не хватает в Алтайском крае и как в регионе устраняют дефицит кадров. – URL: https://www.alt.kp.ru/daily/27550.3/4872789/?ysclid=lua6utk78m785683465 (дата обращения: 21.03.2024).
31. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления реализацией Программы, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков. – URL: http://www.fcp-pbdd.ru/about_program/implementation.php (дата обращения: 16.03.2024).
32. Национальный проект «Здоровье» – один из четырёх приоритетных национальных проектов, реализуемых в России с 2005 года. – URL: https://www.webfoms.ru/page/page/view/6?ysclid=ltyr396z3b848997799 (дата обращения: 15.03.2024).
33. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства // Лучшие практики. Минэкономразвития России. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/cd-482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
34. Региональные проекты в Алтайском крае. – URL: https://xn--22-6kcuzpihjx2b.xn--p1ai/health (дата обращения: 23.03.2024).
35. Результаты работы системы здравоохранения в 2022 году и планы на 2023 год. – URL: https://altairegion22.ru/personal/public_reception/on-line-topics/28462/?ysclid=lua9ep7hmk688893124 (дата обращения: 23.03.2024).
36. Что нацпроект «Здравоохранение» дал медицине Алтайского края в 2023 году? – URL: https://www.amic.ru/news/chto-nacproekt-zdravoohranenie-dal-medicine-altayskogo-kraya-v-2023-godu-infografika-535382?ysclid=lu9u37mlsd567717137 (дата обращения: 23.03.2024).
37. Что такое обучение по целевому направлению и как его получить. – URL: https://synergy.ru/about/education_articles/pomoshh/abiturientam/chto_takoe_obuchenie_po_czelevomu_napravleniyu_i_kak_ego_poluchit (дата обращения: 22.03.2024).