Характеристика компании и положение на рынке.
ОАО «Аэрофлот» - крупнейший перевозчик страны, выполняющий 68% всех международных пассажирских перевозок в 131 населенный пункт 74 стран мира и более 10% - на внутреннем рынке в 33 населенных пунктах России.
ОАО «Аэрофлот - Российские международные авиалинии» учреждено на базе советского авиаперевозчика - производственно-коммерческого объединения «Аэрофлот - Советские авиалинии» в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации. В июне 2000 г. по решению акционеров на общем годовом собрании авиакомпания получила название: ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии».
В компании работают свыше 15 тыс. человек, в том числе около 2 тыс. летных специалистов, более 500 из них являются командирами воздушных судов.
Своей важнейшей маркетинговой задачей ОАО «Аэрофлот» считает предоставление клиентам услуг воздушного транспорта, соответствующих мировым стандартам качества, обеспечение высокой прибыли и справедливой оплаты труда сотрудников компании.
Главная стратегическая цель - построение компании международного класса, основанной на лучших традициях гражданской авиации России. Для достижения этой цели «Аэрофлот» стремится:
укреплять лидирующее положение в гражданской авиации и сохранять статус национального перевозчика России;
обеспечивать доставку пассажиров в большинство крупных городов мира, создавая удобную для пассажиров и экономически оправданную собственную сеть маршрутов и сотрудничая с авиакомпаниями-партнерами;
предоставлять пассажирам стабильное качество сервиса на уровне или выше уровня конкурентов на всех этапах полета от приобретения билета до получения багажа в аэропорту прибытия;
достичь уровня производственных и экономических показателей
авиакомпаний, входящих в Ассоциацию европейских авиакомпаний;
создать эффективную систему отношений внутри компании.
За 2001 г. Аэрофлот перевез 5,832 млн пассажиров и 101,7 тыс. т почты и грузов (18,939 млрд пассажиро-километров и 2,259 млрд тоннокило-метров).
В 2000 г. компания начала трехлетнюю программу оптимизации сети с целью создания оптимального баланса между потребностями пассажиров и экономической эффективностью основной эксплуатационной деятельности. Достижение такого баланса осуществляется при помощи увеличения частоты полетов по наиболее популярным направлениям, создания удобного расписания вылетов и прилетов, а также удобных стыковок в аэропорту «Шереметьево» и зарубежных аэропортах, сокращения много плечевых и низкочастотных рейсов. Возросшая частота полетов дала пассажиру возможность более широкого выбора удобного времени путешествия и увеличила число стыковок с рейсами, выполняемыми по различным направлениям. Сокращая полеты в отдельные пункты, компания стремится создать для пассажиров возможности добраться до аэропорта назначения, пользуясь самолетами других авиакомпаний, с которыми Аэрофлот имеет и расширяет партнерские отношения.
Основные виды деятельности компании «Аэрофлот».
Можно выделить следующие направления деятельности «Аэрофлота» на внешних и внутреннем рынках.
1. Международные перевозки. «Аэрофлот» выполняет около 68% всех международных перевозок российских авиакомпаний и выполняет полеты в 74 страны мира. В основном это регулярные рейсы. Такая ориентация обусловлена рядом причин. Во-первых, имеется хорошо развитая инфраструктура глобальной системы зарубежных представительств (в настоящее время их насчитывается более 126), унаследованная от советских времен. В большинстве случаев это офисы в престижных районах столиц различных государств, хорошо оснащенные технически и укомплектованные подготовленным персоналом. Во- вторых, компания является национальным перевозчиком Российской Федерации, что дает ей преимущественное право на организацию регулярных рейсов в зарубежные страны и облегчает заключение соглашений с зарубежными авиакомпаниями о совместной деятельности. После начала специальной военной операции число рейсов за границу существенно снизилось в силу введения западных санкций против компании «Аэрофлот – Российские авиалинии». По состоянию на 2024 год компания совершает рейсы в 19 стран мира.
2. Перевозки на региональном рынке. Как уже отмечалось выше, «Аэрофлот» выдерживает свою стратегическую линию на развитие международных перевозок, но при этом ищет способы увеличения пассажирооборота. Новым направлением деятельности с конца 1995 г. стало развитие сети внутренних российских маршрутов и создание деловых партнерских отношений с авиакомпаниями, располагающими эффективной сетью внутренних перевозок, для увеличения пассажиропотока из региональных центров. На сегодняшний день «Аэрофлот» имеет уже 139 региональных представительств в России. Сегодня самолеты компании совершают полеты в многие пункты внутри страны. Число пассажиров, перевозимых компанией на внутренних линиях, выросло в общем объёме пассажироперевозок в 2,2 раза в 2023 году по сравнению с 2022.
3. Грузовые перевозки. Значительную долю в доходах «Аэрофлота» составляют регулярные грузовые перевозки.
«Аэрофлот» функционирует в острой конкурентной среде. Компания постоянно испытывает давление на рынке перевозок со стороны различных авиаперевозчиков, которых можно разделить на две основные группы:
российские авиакомпании;
международные авиакомпании.
В первой группе конкурентов «Аэрофлота» - российские авиакомпании. В частности, одной из молодых и динамично развивающихся компаний является «S7». Она ориентирована в основном на региональный рынок и поэтому является одним из сильнейших конкурентов «Аэрофлота» на данном сегменте.
Активность маркетинговой деятельности компании «Аэрофлот»
В «Аэрофлоте» были разработаны три программы развития - на 1998 г., до 2003 г., на период до 2015 г., новая программа развития компании после 2021 года.
В этих программах сформированы следующие стратегические цели маркетинга:
1. расширение регионального рынка авиаперевозок: «Аэрофлот» стал осваивать внутренний рынок достаточно поздно, раньше он не занимался этим видом деятельности, а работал на международных маршрутах;
3. увеличение объемов перевозок (в том числе пассажирских и грузовых как на внутреннем, так и на международном рынках);
4. обеспечение доступных цен на авиабилеты (предоставление скидок, проведение различных программ поощрения клиентов, в частности frequent flyer);
5. обеспечение безопасности полетов (улучшение показателей безопасности и сведение рисков к минимуму);
6. улучшение качества авиаперевозок, чтобы качество полетов на внутренних рейсах не отличалось от международных рейсов;
7. расширение спектра предоставляемых услуг (бизнес-полеты, чартерные рейсы);
8. увеличение частоты рейсов (сокращение времени стыковки при пересадке пассажиров с одного рейса на другой до 1,5–1 ч).
9. увеличение регулярных рейсов до 700 в неделю.
Достижение этих стратегических целей маркетинга обеспечивается прежде всего за счет планирования ассортимента предоставляемых услуг, эффективного ценообразования или тарифной политики, выбора посредников и формирования каналов товародвижения, организации рекламы и стимулирования сбыта.
Планирование ассортимента услуг происходит на основе данных маркетинговых исследований. Прежде чем открыть новый рейс, компания исследует возможный рынок сбыта (все его основные характеристики, включая состав покупателей, конкурентов, емкость, структуру и т. д.).
Поскольку в настоящее время цена авиаперевозки является одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность авиакомпании на рынке, выработка тарифной политики авиакомпании возлагается на специальные подразделения маркетинга. Они осуществляют постоянный контроль за состоянием мировых авиационных тарифов и дают рекомендации по применению тарифов коммерческим директорам и представительствам за границей.
В компании «Аэрофлот» товародвижением, продажами билетов, выбором каналов сбыта занимается департамент продаж. Существует несколько направлений продажи билетов.
1. Собственная продажа. Компания имеет свои кассы в Москве и во многих городах России. За рубежом билеты продаются через загранпредставительства.
2. Продажа через агентскую сеть. Продажа собственно воздушной перевозки и продажа перевозки в пакете с туристическими услугами.
3. Электронная продажа. На сегодняшний момент у «Аэрофлота» есть собственный сайт в Интернете, где можно заказать билет на любой рейс авиакомпании, оплата производится по банковской карточке. Компания также заключила договор с телекоммуникационной компанией Beline, теперь билет «Аэрофлота» можно заказать по телефону с последующей оплатой.
Таким образом, компания разрабатывает стратегию экспансии, центром которой выступают не самолеты, а существующие и потенциальные клиенты.
Задание:
1. Какие маркетинговые мероприятия необходимо осуществить для того, чтобы обеспечить ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» конкурентное позиционирование на международных авиалиниях? На какие страны стоит обратить внимание руководству компании?
2. Как обеспечить маркетинговую привлекательность компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» в сознании зарубежных пассажиров?
3. Какие перспективы электронной коммерции, на ваш взгляд, существуют для ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии»?
4. С учетом западных санкций, какие барьеры стоят перед руководством компании, и что можно предложить для преодоления трудностей? (Запрет полетов, запрет пользования зарубежными бортами типа Airbus и Boeing).
1. Завгородняя, А. В. Маркетинговое планирование : учебное пособие для вузов / А. В. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 340 с.
2. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах : учебное пособие / П. С. Завьялов. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 336 с.
3. Международный маркетинг : учебник и практикум для вузов / А. Л. Абаев [и др.] ; под редакцией А. Л. Абаева, В. А. Алексунина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 362 с.
4. Нуралиев, С. У. Маркетинг: учебник / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. — Москва: Дашков и К, 2016. — 362 с.
5. Романов, А. А. Маркетинг: учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. — Москва: Дашков и К, 2016. — 440 с.