Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационное поле радикальных объединений (на примере СанктПетербурга)

Работа №142139

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
ГЛАВА 1. 9
Параграф 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 9
Параграф 2. Проблематика радикализма. Научная и нормативная трактовки. Обзор литературы. 29
Глава 2. 43
Параграф 3. Структура виртуальных страниц социальных сети 43
Параграф 4. Эмпирическое исследование 50
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложения 79



Аннотация
Современные информационно-коммуникативные технологии открывают огромные возможности для распространения информации, идей и мнений. Они позволяют разрозненным индивидам быстро и эффективно сплачиваться в группы, координировать свои действия и оказывать влияние на жизнь общества. В результате этого взаимодействия происходит процесс, который можно концептуализировать как производство информационного поля или информационного пространства.
В данной работе на примере социальной сети ВКонтакте рассматриваются страницы пользователей и сообществ, вовлеченных в информационный поток радикальных политизированных организаций Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: интернет, социальная сеть, радикализм, сравнительный анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные информационные технологии неуклонно трансформируют привычные нам сферы общества, являясь фундаментом для внедрения и изобретения практик, паттернов и стратегий, завязанных на информационном обмене посредством сети Интернет. Социальные сети нельзя назвать новыми ресурсами, так как с момента создания первой социальной сети SixDegrees.com прошло уже больше 20 лет. За это время веб технологии получили огромное развитие, немаловажную роль в котором, сыграл коллектив разработчиков во главе с Павлом Дуровым, создавших социальную сеть Вконтакте. В настоящее время платформа Вконтакте является платформой, позволяющей распространять идеи и информацию, налаживать социальные связи, осуществлять координацию внутри агентов социальной сети. Однако, регулятивные механизмы и политические решения со стороны государственной власти, а также наличие возможности получать и анализировать большие объемы данных о пользователях поднимают вопрос о том, насколько этот ресурс удобен для координации оппозиционных или относительно депривированных социальных групп. Нас интересовали особенности страниц пользователей и публикаций, включенных в информационный поток таких объединений в социальной сети Вконтакте.
В данной работе было проведено изучение информационного поля радикальных объединения Санкт-Петербурга. Были рассмотрены основные теории и концепции, предоставляющие релевантный язык описания процессов производства и потребления смыслов в сети Интернет. Были рассмотрены основные теоретические направления исследований Интернета, описана современная проблематика исследовательских подходов, которые вынуждены адаптироваться к стремительно меняющейся социальной реальности с целью описания, объяснения и решений социальных проблем. Была охарактеризована наиболее значительная для данного исследования черта современного информационного общества – тотальное наблюдение, сбор и анализ информации, которые больше не являются исключительной прерогативой государства. Возникновение такого наблюдения может приводить к различным последствиям, одним из которых является феномен паноптикума и связанный с ним процесс интернализации цензуры. Количество акторов, способных к наблюдению за людьми и организациями в информационном пространстве стремительно растет. Вследствие чего, пользователи веб-ресурсов начинают приспосабливаться к этому наблюдению, ограничивают доступ к своим личным данным, сокращают количество информации о себе в профиле, изменяют свои практики пользования функционалом ресурсов. Реакцией может быть в том числе и переход на менее регулируемые платформы, в результате чего может возникнуть конфликт между привыкшими к контролю государственными акторами и недовольными экспансией регулятивных мер пользователями.
Также в работе были рассмотрены основные способы определения понятия радикализм и связанные с ним коннотации, используемые в российских научных работах, описана проблематика использования данного термина в научном и политическом дискурсах. Отмечая субъективный и экзонимичный характер понятия радикализм и слова «радикал», используемый зачастую в качестве негативного ярлыка, который навешивают на оппозиционные движения, мы провели сравнительный анализ сообществ объединений, обозначаемых как радикальные. Обзор ключевых элементов веб страницы социальной сети Вконтакте позволил нам понять какие данные могут хранится в профилях пользователей, как можно с ними работать и какие механизмы интерпретации к ним применимы. Этот обзор позволил сформировать вектор эмпирической части исследования, в результате которого были отражены основные свойства информационного поля радикальных объединений Санкт-Петербурга: тематика, охват, свойства аудитории, особенности развития и изменения характера публикаций за период времени в последние два года.
В результате эмпирического исследования был охарактеризован охват информационного поля политизированных радикальных объединений, было посчитано распределение пользователей по критерию их активности. Были выявлены социально-демографические характеристики пользователей, их политические взгляды и другие ценности. Была частично подтверждена гипотеза о наличии взаимосвязи между включенностью агента в информационное поле радикального объединения и характеристиками его профиля. Гипотеза была подтверждена на пользователях, сделавших хотя бы один репост публикации радикального сообщества, и опровергнута в отношении остальных, менее активных групп. Была подтверждена вторая гипотеза, предполагающая неравномерность распределения пользовательской активности в сфере лайков и репостов. Полученная модель отличается от нормального распределения и сводится к модели кривой Парето.
Интерпретируя полученные данные, мы приходим к выводу о том, что многие пользователи, вовлеченные в правый сегмент не склонны транслировать это посредством графы политические взгляды в своем профиле. К тому же, несмотря на высокий уровень суммарного интереса к публикациям правых сообществ, их записи в наименьшей степени распространяются по сравнению с остальными идеологическими сегментами. Это может быть обусловлено наличием специфических регулятивных мер, которые в совокупности можно охарактеризовать как «борьбу с экстремизмом», в результате чего интересанты правого сообщества предпочитают не демонстрировать свою вовлеченность. В то же время, за последние 2 года значительно актуализировалась левая повестка. Пользователи левого сегмента гораздо более склонны транслировать свои политические взгляды посредством функционала Вконтакте. Публикации этого сегмента стали часто набирать популярность и их распространяют почти в 2 раза чаще чем публикации правого толка. Левыми сообществами темами активно проблематизируются вопросы прав женщин в России, вопросы свободы личности в Интернет-пространстве. Мы предполагаем, что политические процессы, протекающие в современной России, связанные с противостоянием риторик свободы и безопасности и следующими за ними государственные решения, приведут к усилению информационного потока левых движений. Дополнительным фактором, который на наш взгляд способен повлиять на популярность левой повестки, является «историческая память» российского общества. Это связано с тем, что правые объединения зачастую маркируются государственными властями как «нацистские». Образ скинхеда-неонациста, сторонника гитлеровских идей часто используется лояльными государству акторами как инструмент стигматизации правых. В случае с левыми, конструирование настолько негативного «демонического» образа представляется более проблематичным в связи с историческими особенностями России и памяти о прошлом, которая часто идеализируется представителями старшего поколения. Таким образом, левые радикальные объединения имеют в данный момент большой потенциал для увеличения популярности своего информационного потока при условии соблюдения принципа релевантности своих новостей актуальным внутриполитическим событиям. В дальнейшей исследовательской деятельности планируется более детальное рассмотрение причин вовлечения пользователей в информационное поле радикальных объединений. Более детальное изучение данных профилей наиболее активных пользователей, вовлеченных в пространство радикальных объединений, вкупе с семантическим или визуальным анализом, способно, на наш взгляд, пролить свет на причины вовлечения интернет пользователя в активного распространителя информации радикальных объединений.
Пользователи имперского сегмента оказались самой возрастной группой среди исследуемых сообществ, наиболее склонной к ретрансляции материалов. Повестка организаций имперского толка, на наш взгляд, постепенно утрачивает свою актуальность за исключением объединения «Другая Россия». Видимо, она обладает особыми характеристиками, изучение которых планируется в будущем.
Околофутбольные объединения оказались самыми молодыми среди исследуемых сообществ. Среди этого сегмента было выявлено одна группа, с публикациями, которые вошли в список наиболее популярных. Тематика этих публикаций посвящена памяти умерших товарищей и левой агитацией. Среди пользователей регионалистской направленности относительное большинство юзеров на всех трех уровнях вовлеченности отметили либеральные взгляды. Регионалистская повестка, согласно полученным данным не входит в список наиболее популярных публикаций.
Предпринятые попытки автоматической обработки текстов не дали каких-либо значимых результатов. Подключение современных технологий машинного обучения из области вычислительной лингвистики могут позволить вывести работу с исследованием текста на принципиально новый уровень. В данной работе были лишь поверхностно отражены основные, наиболее популярные слова, использованные в публикациях радикальных объединений. Применение более продвинутых технологий может позволить производить полноценный анализ тематической и дискурсивной компоненты информационного потока радикальных объединений.
Планируется дальнейшее изучение полученной в результате сбора данных информации, проверка более узкоспецифических гипотез. Не вызывает сомнения тот факт, что для установления более глубоких причин функционирования и развития радикальных объединений потребуется как обращение к другим теоретико-методологическим подходам, так и постоянная актуализация имеющихся данных, исследование других веб-ресурсов и социальных сетей. Некоторые популярных ресурсов не располагают таким «удобным» для исследователей инструментарием, предлагая пользователям большую приватность чем в социальных сетях и более комфортные условия потребления информации. В связи с этим, основной направленностью будущих исследований, скорее всего, будет не столько анализ информации в профилях пользователей, сколько анализ текстов и мультимедиа.


1) Алексеева Е.Г. Влияние через социальные сети. – М.: Фонд «ФОКУС-МЕДИА», 2010. 200 с.
2) Алиев А.К, Религиозно-политический экстремизм и этно-конфессиональная толерантность на Северном Кавказе/ Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. -. М.: Наука, 2007. 584 с.
3) Бузгалин А.В. Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения», 2016. 53 с.
4) Бузгалин. М Глобализация сопротивления: борьба в мире / Отв. ред. С. Амир и Ф. Утар. Под ред. спредисл. А..: УРСС, 2004. 304 с.
5) Бученков Д.Е. Анархисты в России в начале ХХ в. М.: Либроком, 2009. 160 с.
6) Ваньке А., Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного университета. /Ваньке А., Ксенофонтова И., Тартаковская И. Интернет-коммуникации как средство и условие политической мобилизации в России (на примере движения «За честные выборы») // ИНТЕР. № 7. 2014. С. 44-73.
7) Верховский A., Русский национализм: идеология и настроение. М.: Центр «Сова», 2006. 304 с.
8) Верховский. М. Верхи и низы русского национализма. Сост. А..: Центр «Сова», 2007. 256с.
9) Витюк В. В., Эфиров С.А. Под чужими знаменами. Лицемерие и самообман «левого» терроризма. М.: Мысль, 1985. 206 с.
10) Волченко О. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 5. 2016. с. 163-182.
11) Воронкин А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. Т. 17. № 1. 2014. с. 650-675.
12) Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005. 461 с.
13) Данилова М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/internet-sotsializatsiya-studencheskoi-molodezhi (Дата обращения 02.04.2018)
14) Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе 1 Пер. с англ. А. Матвеева nод ред. В. Харитонова. -Екатеринбург: У -Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004.- 328 с
15) Козлов А.А. Молодежный экстремизм. СПб.: СПбГУ, 1996. 141с.
16) Конституция РФ, статья 29 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://main-law.ru/st29 (Дата обращения 23.04.2018)
17) Лучинкина А.И Модель интернет-социализации личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1410699460 (Дата обращения: 30.04.18)
18) Основные виды социальных сетей мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://websoveti.com/виды-социальных-сетей-мира/ (Дата обращения: 06.05.18).
19) Пользователи социальных сетей в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusability.ru/downloads/rwp_vk_2015.pdf (Дата обращения: 30.04.18)
... Всего источников –60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ