Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности процесса принятия решений в Сингапуре как мирополитический фактор развития Features of the decision-making process in Singapore as world political factor of development

Работа №142135

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ………………………………………………………………………………………3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения особенностей политических и управленческих решений в системе мировой политики ………………………………….7-18
1.1. Понятие «процесс принятия решений» и его особенности………………...7-9
1.2. Сходство и различие понятий политических и управленческих решений в структуре мировой политики…………………………………………………………………10
1.3. Современные модели в практике принятия политических решений…...11-18
Глава 2. Эволюция практики процесса принятия решений в Сингапуре и их воздействие на мировую политику………………………………………………………..19-56
2.1. Истоки и традиции в процессе принятия решений в Сингапуре…………..19-24
2.2. Роль политических партий и групп интересов в процессе принятия решений в Сингапуре……………………………………………………………………………………25-42
2.3. Модели взаимодействия власти и общества в Сингапуре в практике процесса принятия решений ………………………………………………………………………….43-50
2.4. Перспективы сингапурской модели управления и место в системе региональной и глобальной политики…………………………………………………………………............................51-55
Заключение…………………………………………………………………………..56-58
Список использованной литературы………………………………………………59-62




Актуальность темы. В современном обществе как никогда важно принимать взвешенные и обоснованные экономические, политические, социальные и другие решения. Одновременно с этим уровень ответственности на лицах, принимающих какие-либо решения, возрос, что в свою очередь обуславливает взаимозависимость всех участников этого процесса. Каждый руководитель, принимая те или иные решения на своем уровне управления, должен принимать во внимание интересы разных сторон, сообразовываться со сложившимися связями и предусматривать последствия их нарушения. Поэтому в современной практике принятия решений происходит непрерывный поиск оптимальных моделей, которые бы могли обеспечить устойчивое развитие как государству в целом, так и отдельным организациям. За многие десятилетия Запад накопил достаточное количество трудов в области политического и управленческого процесса принятия решений, часть из которых были успешно опробованы и реализованы на практике, как например в Сингапуре. Подобный опыт очень полезен для развивающихся стран, а также тем, кто проходит крупные внутриполитические изменения, где перестраиваются государственные институты Ри взаимоотношения между ними.
В основе исследования лежит анализ принимаемых на государственном уровне решений, которые могут оказать влияние на положение Сингапура в современной мировой политике. При этом в центре внимания находятся следующие вопросы: а) благодаря чему принимаемые руководством Сингапура решения позволяют ему устойчиво функционировать; б) почему государственные институты не подвергаются существенной трансформации с приходом к власти нового премьер-министра; в) что обеспечивает диалог-взаимодействие между представителями разных сторон (власть, общество, оппозиция).
Объектом исследования выступает процесс принятия решений в Сингапуре на высшем политическом уровне и на административном уровне. Необходимо выявить, какие субъекты участвуют в данном процессе, какие факторы на них воздействуют, какие способы принятия решений помогают Сингапуру устойчиво развиваться и оказывать влияние на процессы мировой политики.
Предметом исследования являются особенности взаимодействия субъектов принятия решений на высшем политическом уровне и в бюрократических аппаратах Сингапура.
Цель: выявление общих оснований и специфики процесса принятия решений в Сингапуре, как с точки зрения управленческих решений, так и с точки зрения принятия политических решений, выявление их взаимосвязи и влияние на мирополитическую систему.
Задачи:
1. Изучить основные теоретические модели принятия управленческих и политических решений, и выявить те из них, на основании которых происходит процесс принятия решений в Сингапуре
2. Проанализировать политико-правовые основания принятия политических решений в Сингапуре
3. Всесторонне рассмотреть общие закономерности и специфику взаимодействия власти и общества в Сингапуре, выявить институт, который в наибольшей степени влияет на процесс принятия политических решений.
Степень разработанности проблемы.
Для написания теоретической части работы использовались труды российских и западных политологов. Однако стоит учитывать тот факт, что в России не так много специалистов, занимающихся и публикующих работы по процессу принятия решений. И все же несмотря на небольшое количество отечественных материалов по данной тематике, в первую очередь стоит обратиться к А.А. Дягтереву, крупному специалисту в области принятия политических решений. Его работа «Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин» говорит о развитии предметной области теории принятия политических решений и ее структуре. Еще одна работа Дягтерева «Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений» рассматривает существующие и самые известные на данные момент модели принятия решений, а также знакомит с наиболее известными учеными, исследующих эту проблему. Представлены такие имена как Г. Лассуэл, Г. Саймон, Ч. Линдблом, И. Дрор и другие.
Еще одни отечественный исследователь В.А. Козбаренко в своем сборнике «Государственное управление: Основы теории и организации» рассматривает не только процесс принятия политических решений, но управленческих решений.
Для исследования роли политических партий и групп интересов использовались труды Э.М. Гуревич «Правящая партия Сингапура: структура, идеология, политика», В.Ф. Печерица «Политические партии Азиатско-Тихоокеанского региона», В.А. Костиковой «Исторические аспекты развития теории принятия решений», Э.И. Аваловой «Понятие и сущность процесса принятия политико-управленческих решений», Т. Клементевич «Процесс принятия политических решений» и другие.
Переходя к анализу зарубежных авторов, стоит уточнить, что далеко не все из них переведены на английский язык. Однако без изучения труда зарубежных авторов невозможно в полной мере представить картину по проблематике процесса принятия решений.
Наиболее полезными для изучения были работы таких авторов как Вудро Вильсон «Исследование администрирования», где он разграничивает такие понятия как принятие политических и управленческих решений, Г. Лассуаэлл – создатель бихевиаралистской модели принятия политических решений, Й. Шумпетер «Капитализм, социализм и демократия».
Источниковой базой магистерской диссертации является Устав Республики Сингапур и различные документы, определяющие деятельность парламента Сингапура.
Особый интерес представляют воспоминания первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю «Из третьего мира в первый. История Сингапура 1965-2000», «Мой взгляд на будущее мира». А также воспоминания американского журналиста-международника Тома Плейта «Беседы с Ли Куан Ю. Гражданин Сингапур, или как создают нации».
Методологическая основа исследования.
Автором использованы методы индукции и дедукции для исследования, а также анализ при выявлении характерных черт той или иной модели принятия решений, синтез при выявлении общих свойств различных теоретических моделей. Так же использован метод историзма для рассмотрения теории принятия решений в динамике его изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии.
Научная новизна работы. Предлагаемая выпускная квалификационная работа отличается следующими особенностями:
1. Включены ранее не применяемые в анализе международно-политической аналитике научные интерпретации теории процесса принятия решений. Дано разграничение понятий политических и управленческих решений.
2. Наиболее известные концептуальные модели принятия политических решений включены в прикладной анализ процесса мирополитических решений.
3. Рассмотрены особенности принятия политических и управленческих решений в Сингапуре.
4. Выявлены особенности и представлены предположения о перспективах влияния сингапурского примера принятия решений на региональный и мировой политический процесс.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Исследование, приведенное в работе, может быть полезно для изучения и в дальнейшем для применения на практике. Сегодня в условиях политической модернизации для стран с развивающейся экономикой очень важно создать устойчивую модель принятия политических решений для стабильного развития общества и государства.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная система принятия политических решений не заключена в рамках какой-либо одной теоретической модели. Это обусловлено, прежде всего, сложностью процессов взаимодействия различных государственных институтов внутри государства и постоянно меняющейся ситуацией на внешней политической арене. Поэтому субъекты, ответственные за принятие политических, а так же управленческих решений, действуют либо в соответствии с намеченным курсом развития, в основе которого лежат аспекты разных моделей принятия решений, с наиболее выраженной доминирующей моделью, либо действуют интуитивно и реагируют на какие-либо вызовы в соответствии со своими представлениями и возможностями.
В теоретической части исследования, рассмотрев основные модели принятия политических решений, мы пришли к выводу, что наиболее применяемая модель в политической практике Сингапура – это модель всеобщей рациональности, которая выросла из классической экономической теории, разработанной А. Смитом и И. Бентама. Модель предполагает экономический подход к политике и рациональный выбор при принятии любого решения. Такой подход к процессу принятия решений обеспечил экономической процветание Сингапуру, благодаря чему он вошел в так называемый «золотой миллиард».
Процесс принятия решений в Сингапуре определяется в значительной степени исторически сложившимися традициями и ценностями, представленными в конфуцианстве. К этим ценностям можно отнести:
1. Идеологизация власти, воcприятие ее как единственно легитимных носителей истины;
2. Наличие ориентации населения на единый институционально-политический центр власти;
3. Уважение у труду, предпринимательству, образованию;
Взаимоотношение субъектов принятия решений в Сингапуре в значительной степени обусловлено исторически сложившимися традициями, а также рациональным подходом.
В практической части исследования были выделены следующие наиболее значимые субъекты в процессе принятия решений в Сингапуре, это:
- Партия народного действия в лице действующего премьер-министра и приближенных к нему государственных деятелей.
- Профсоюзы, которые находятся в негласном договоре с правительством в отношении подавления забастовок, но в то же время в полной мере представляющие и защищающие права работников.
- Мозговые центры, которые в силу сложившихся конфуцианских традиций, имеют достаточно большое влияние на правительство.
При этом стоит отметить, что само принятие того или иного решения всегда определяется действующей ныне и находящейся у власти более 50 лет Партией Народного действия (ПНД). В Сингапуре как и в демократических странах власть разделена на различные институты, поэтому ни одно учреждение не обладает неограниченной властью. Однако в тоже время в Сингапуре отсутствует так называемый независимый регулятор, который может заявить о превышении каких-либо полномочий, но при этом не может прямым способом влиять на ситуацию. В основном эта функция ложится на независимую прессу. Большинство изданий в Сингапуре являются проправительственными и подвергаются жёсткой цензуре, что говорит о контроле действующей партии.
Однако независимость процесса принятия политических решений от произвола отдельных субъектов этого процесса гарантирует система институтов и специальных комиссий, которые являются абсолютно независимыми и неподконтрольными действующей власти в своей деятельности.
Партия народного действия сразу признала, что без существенного улучшения социального и экономического положения сингапурцев никакая репрессия или идеологическая риторика не могут гарантировать власть. В конце концов, это способствовало идее компромисса между политической свободой и экономическим и социальным развитием - фактически социальным контрактом.
Предпринятое исследование позволяет сделать ряд выводов:
1. Процесс принятия решений в Сингапуре является сложным, тщательным и всегда основанным на принципе наибольшей полезности и рациональности для государства механизмом, который в соответствии с принципами конфуцианства обеспечивает стабильное функционирование государства и упреждающие развитие экономики.
2. Независимая система институтов и специальных комиссий, которые призваны решать возникающие конфликты, обеспечивают гарантию исключения произвола со стороны субъектов, принимающих важные политические решения.
3. Партия народного действия признавала, что без существенного улучшения социального и экономического положения сингапурцев никакая репрессия или идеологическая риторика не смогут гарантировать власть. В конце концов, это привело к идее компромисса между политической свободой и экономическим и социальным развитием - фактически социальным контрактом. Этот социальный контракт подразумевал передачу населением части своих прав, в том числе исключительную власть действующей партии в процессе принятия решений, в обмен на улучшение социально-экономического положения населения.
Таким образом, выявление общих оснований и специфики процесса принятия решений в Сингапуре, как с точки зрения управленческих решений, так и с точки зрения принятия политических решений, выявление их взаимосвязи и влияние на мирополитическую систему показало:
- рациональный подход к принятию решений позволил Сингапуру достичь впечатляющих успехов в экономике, что в свою очередь обеспечило ему роль регионального актора в Азиатско-Тихоокенском регионе;
- благодаря экономико-технологическому прогрессу, крупнейшим транс-национальным корпорациям, которые имеют репутацию технологических лидеров в таких отраслях как промышленное оборудование для высокотехнологичных производств, биотехнологии сингапурское руководство выработало сочетание политических и административных решений, которое позволили занять одно из ведущих мест в регионе Тихоокеанской Азии в системе региональной политики.
- региональное признание данного опыта стало главной заявкой для определения и включения роли и места своего управленческого опыта в мировой политической системе,
- сингапурский управленческий опыт рассматривается в качестве передачи лучшего опыта в качестве «моста» между развивающейся Азией и Западным миром.
- особенность сингапурского феномена заключается в том, что все лучшие практики Запада включены в модель такого управления, которая в ведении бизнеса, развитии образования, менеджмента и в производстве сохраняют культурные ценности конфуцианства.



Источники:
1. Законодательный акт «SOCIETIES ACT» от 27 января 1967 г. URL: https://app.ros.gov.sg/Documents/Societies%20Regulations.pdf (дата обращения: 20.04.2017)
2. Манифест Рабочей партии 2006 г. Сайт Рабочей Партии Сингапура. URL:https://web.archive.org/web/20060603012713/http://wp.org.sg/party/manifesto.htm (дата обращения: 8.09.2016).
3. Манифест Рабочей Партии 2015. Сайт Рабочей Партии Сингапура. URL: http://www.wp.sg/manifesto/ (дата обращения: 5.06.2016).
4. Устав Республики Сингапур от 1.07.1999 // Акт о принятии политических пожертвований от 15. 02. 2001 года. URL: http://www.eld.gov.sg/Resources/Donations/The%20Political%20Donations%20Act%20(Chapter%20236).pdf (дата обращения: 2.08.2016).
Литература:
5. Глобальное управление: возможности и риски. / Отв. Ред. – В.Г. Барановский, Н.И. Иванова. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 315 с.
6. Дягтерев А.А. «Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин. – Полис. Политические исследования. 2002. – 8 с.
7. Журбей Е.В. «Мозговые центры» и внешнеполитический процесс Сингапура: история вопроса// Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2013. – 9 с.
8. Костикова А.В. Исторические аспекты развития теории принятия решений. Философия науки №4. 2012. - 12 с.
9. Клементевич, Т. Процесс принятия политических решений / Т. Клементевич // Элементы теории политики. - Р-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1991. – с. 387.
10. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2000. – с. 532.
11. Лютенс Ф. Организационное поведение / Ф. Лютенс – М.: Инфра, 1999. – с.692
12. Паскаль Б. «Мысли о религии» / перевод С. Долгова. – М.: Типография И.Д. Сытина и Ко, 1892. – 576 с.
13. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. - с.355.
14. Авзалова Э. И. Понятие и сущность процесса принятия политико-управленческих решений/ Международный научный журнал «Символ науки» №9, 2015. – 23 с.
15. Герасимов В.С. Политическая меритократия: восточная альтернатива западным традициям управления обществом в XXI веке. Вестник МГИМО №8. 2015 – 8 с.
16. Цзоу Хун «Ритуал в социокультурном пространстве стран конфуцианского ареала азиатско-тихоокеанского региона». Вестник ЗабГУ №04 (95). 2013. - 7 с.
17. Морева А.Д. Сингапур в 1959-1965 гг.: Путь к независимости через самоуправляемую колонию и участие в малайской федерации. Учетные записки Орловского государственного университета №2 (52). - 2013. – 13 с.
18. Батурин В.К. О технологии принятия политических решений: философский анализ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18166940 (дата обращения: 1.02.2017)
19. Герасимов, В.С. Политическая меритократия – Восточная альтернатива Западным традициям управления обществом в XXI веке./ Герасимов, В.С. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23564629 (дата обращения 3.04.2017)
20. Дягтерев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений/ Дягтерев А.А. URL: www.politanaliz.ru/articles_55.html (дата обращения: 27.06.2016).
... Всего источников –46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ