ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АЭРОДРОМНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ5
1.1. Аэродромные картографические базы данных как отдельно исследуемый элемент аэронавигационной информации 5
1.2. Основные организации, регламентирующей создание и эксплуатацию аэродромных картографических баз данных10
1.3. Отечественный опыт использования геоинформационных систем для работы с аэронавигационной информацией14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕМЕЖДУНАРОДНЫЕСТАНДАРТЫ19
2.1. Документ 9881 «Руководство по электронной картографической информации о рельефе, препятствиях и аэродромах» 19
2.2. ED-99D/DO-272D
2.3. ED-199C/DO-291C22
ГЛАВА №3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ В НАСТОЛЬНОЙ ГЕОИНФОРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ QGISDesktop25
3.1. Моделирование базы данных при помощи веб-инструмента DB DESIGNER
3.2. Создание программного кода на языке Python
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В современном мире перелеты являются одними из наиболее популярных, удобных и перспективных способов передвижения. Расширение международных связей и процесс интернационализации непрерывно ведут к увеличению интенсивности движения воздушных судов по всему миру, тем самым повышая требования безопасности полетов. Совокупность этих и многих других факторов формирует необходимость создания и развития аэродромных картографических баз данных.
Аэродромные картографические базы данных (Aerodromemappingdatabases, AMDB) выполняют множество функций в огромном механизме по созданию, обработке, передаче, редактированию, хранению аэронавигационной информации. В первую очередь, это помощь пилотам в визуальном представлении ситуации. Информация, представленная в AMDB, повышает позиционную осведомленность пилота. Прямое использование аэродромных картографических баз данных при моделировании движения воздушных судов способствует увеличению пропускной способности аэропорта, тем самым повышая его экономическую эффективность.AMDB эксплуатируют при определении пространственного положения воздушного судна на земле.
Наряду с этим, воздушные суда должны быть обеспечены картографическими материалами аэродрома: картами или схемами, представленными в электронном виде. Электронные карты аэродрома создаются на основе аэродромных картографических баз данных. Информация, отображающаяся на этих картографических материалах, должна быть единой для всех участников движения по территории аэродрома.
Одним из способов создания, заполнения и выполнения других манипуляций с аэродромными картографическими базами данных, является использование геоинформационных систем (ГИС), а также специализированных инструментов и модулей в ГИС. Использование ГИС позволяет проводить анализ входных и выходных данных, совмещая при этом возможность визуальной отчетности по ситуационной картине конкретного аэродрома с географической привязкой. Но малое количество среди всех современных геоинформационных систем имеют необходимые инструменты по работе с такими базами данных. Говоря о дополнительных инструментах/модулях, можно перечислить лишь незначительное число таких ГИС.[4]
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в процессе глобализации и активного развития информационного сектора на международном уровне обобщение и обмен аэронавигационной информацией, к которой предъявляются идентичные требования, опирающиеся на нормативные документы, стали производиться по общим правилам.
Цель: создание дополнительного инструмента в настольной геоинформационной системе QGIS Desktop, отвечающего за работу с аэродромными картографическими базами данных, которые отвечают по своей структуре и содержанию необходимым нормативным документам, регламентирующим авиационную деятельность.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. собрать имеющиеся сведения об аэродромных картографических базах данных, как об отдельно исследуемом элементе аэронавигационной информации;
2. провести отбор необходимых нормативных документов, провести анализ содержащейся в них информации;
3. ознакомиться с методикой создания дополнительных инструментов в выбранном программном продукте;
4. по имеющимся критериям, составить методические рекомендации по структуре аэродромной картографической базы данных;
5. написать программный код на языке Python, который создаст новый инструмент в выбранной настольной ГИС.
Объект исследования: аэродромные картографические базы данных.
Предмет исследования: разработка инструмента, необходимого для успешной интеграции аэродромных картографических баз данных в настольные географические системы.
В ходе исследования была обоснована целесообразность создания и развития аэродромных картографических баз данных (AMDB) с учетом увеличения интенсивности авиационного движения и повышения требований к безопасности полетов.
Расширение существующих открытых ГИС средствами для работы с АМBD не только соответствует потребностям авиационной индустрии, но и способствует развитию инноваций и совершенствованию авиационных систем. Это позволит улучшить безопасность и эффективность воздушного движения, обеспечить более точное планирование и управление аэродромами, а также содействовать развитию новых сервисов и технологий в авиационной отрасли.
Была достигнута поставленная цель, которая заключалась в создании дополнительного инструмента в настольной геоинформационной системе QGIS Desktop, отвечающего за работу с аэродромными картографическими базами данных, которые отвечают по своей структуре и содержанию необходимым нормативным документам, регламентирующим авиационную деятельность.
Данная работа имеет практическую значимость для авиационной отрасли, поскольку дополнительный инструмент, разработанный в рамках исследования, упрощает создания и использования аэродромных картографических баз данных.
Этот дополнительный инструмент в программном продукте QGIS Desktopспособствует повышению эффективности работы с аэродромными картографическими базами данных, улучшению точности и надежности информации, а также снижению риска ошибок при ее использовании. Также он поддерживает соблюдению международных стандартов в области аэронавигационной информации, обеспечивая единое представление данных для всех участников авиационного сообщества.
Результаты данной работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях и разработках в области аэронавигационной информации и геоинформационных систем, внося вклад в развитие авиационной индустрии.
1. ИКАО. Приложение 14 к Конвекции о международной гражданской авиации. Аэродромы. Том 1. Девятое издание, июль 2022 г.
2. ИКАО. Приложение 15 к Конвекции о международной гражданской авиации. Службы аэронавигационной информации. Шестнадцатое издание, июль 2018 г.
3. ИКАО. Руководство по Всемирной геодезической системе– 1984 (WGS-84), 2002 г.
4. Коновалова Н. В., Капралов Е. Г. Введение в ГИС: Учебное пособие для геогр. спец.вузов. Издание Петрозаводского университета, 1995. – 134-146 с.
5. Лутц М. Программирование на Python.Четвертое издание. Перевод с англ.: Символ-Плюс, 2011. – 692 с.
6. Приказ Министерства транспорта РФ от 31 октября 2014 г. N 305 "Об утверждении Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации».
7. Шустов В. В., Канадин В. Н., Дворникова О. Д. Особенности создания картографической базы данных как геоинформационной модели аэродрома. Вестник компьютерных и информационных технологий, 2015. Издание№ 5. – 20–30 с.
8. Фальков Э. Я., Лалетин С. Г. Аэродромные картографические базы данных. Авиаглобус, 2005. Издание № 2. – 22–25 с.
Ресурсы сети Интернет:
9. https://usermanual.wiki/m/8be7282de950fa5fd0b1babdd13f67392ca9801e5c355749e12557063eeec625.pdf — DOC 9881– документ 9881 «Руководство по электронной картографической информации о рельефе, препятствиях и аэродромах». Дата обращения: 27.02.2023.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аэронавигационная_информация– Википедия. Дата обращения: 16.11.2022.
11. https://ru.wikipedia.org/wiki/ARINC_424] – Википедия. Дата обращения: 25.12.2022.
12. https://www.aixm.aero– официальный сайт AIXM. Дата обращения: 24.11.2022.
13. https://www.dbdesigner.net– официальный сайт DB Designer. Дата обращения: 30.03.2023.
14. https://www.eurocae.net/– официальный сайт EUROCAE. Дата обращения: 17.01.2023.
15. https://www.rtca.org– официальный сайт RTCA. Дата обращения: 17.01.2023.
16. https://gisinfo.ru/products/anibasex64.htm– официальный сайт ГИС «Панорама». Дата обращения: 01.02.2023.
17. https://www.icao.int/about-icao/Pages/RU/default.aspx– официальный сайт ИКАО. Дата обращения: 08.12.2022.
18. http://www.caica.ru/products/?lang=ru– официальный сайт ЦАИ. Дата обращения: 13.12.2022.