Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-тематическая группа «Музыка» в современном русском языке: функционально- семантический аспект (на материале жанра интервью)

Работа №142062

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения и описания лексики русского языка
1.1. Лексика как система 7
1.1.1. Парадигматические отношения 10
1.1.1.1. Понятие лексико-тематической группы 13
1.1.1.2. Понятие лексико-семантической группы 16
1.1.2 Синтагматические отношения 19
1.2. Языковые особенности публицистического стиля и его самой активной жанровой формы-интервью 22
1.2.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности стиля публицистики 22
1.2.2 Жанр интервью 27
Выводы 30
Глава 2. Функционально-семантический анализ русских единиц лексико-тематической группы «Музыка» на материале жанра интервью
2.1. Принципы отбора материала 33
2.2. Функционирование единиц лексико-тематической группы «Музыка» 35
2.2.1. Анализ лексико-семантической группы « Музыканты, исполнители» 35
2.2.2. Анализ лексико-семантической группы « Мероприятия, связанные с музыкой» 60
Выводы 75
Заключение 82
Список литературы 85
Приложение 90

Изучение лексики как системы и ее системное представление является особенно важным в обучении неродному языку. Известно, что успешное овладение языком невозможно без выработки у иностранных студентов способности к категоризации и систематизации языковых явлений.
Общепризнанными лексическими объединениями в русском языке являются лексико-семантическая группа и лексико-тематическая группа, которые позволяет представить лексику в системе с учетом семантики слов, отношений слов с учетом синонимии, антонимии, родовидовых отношений, сочетаемости слов.
Исследование профессиональной, специальной и терминологической лексики является частью общего изучения лексической системы языка и представляет собой одно из интересных и важных направлений, как с теоретической, так и с практической стороны.
Музыкальная лексика представляет особый интерес для исследователей, т.к. является исторически сложившейся системой, в которой заложено множество взаимодействующих элементов (Надольская 2017: 260-262). «В лексико- семантическом поле "музыка" отражается и своеобразие этого фрагмента языковой картины мира, связанное как с его происхождением, интернациональностыо значительной его части, так и со специализацией большего числа лексических единиц» (Джон Ын Джу 1996: 5).
Релевантным материалом изучения, на наш взгляд, могут послужить тексты интервью музыканта, исполняющего классическую музыку за последние 3-4 года. Жанр интервью, по нашему мнению, наиболее полно отражает особенности функционирования лексико-тематической группы «музыка» именно в живой, естественной беседе. В данной работе мы рассмотрим интервью известного скрипача и дирижера В. Спивакова и флейтиста Алексея Ладика вычленим те лексические единицы его речи, которые могут отнести к лексико-тематической группе «музыка». Все это обусловливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются структура тематической группы «музыка».
Предмет исследования - семантические и функциональные особенности лексических единиц, входящих в состав лексико¬тематической группы «музыка» на материале интервью В. Спивакова и Алексея Ладика.
Целью исследования является описание лексических единиц, относящихся к лексико-тематической группе «Музыка» в функционально-семантическом аспекте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования на основе научной литературы,
2. Осуществить выборку анализируемых лексических единиц из толковых словарей,
3. Определить семантические особенности лексических единиц, входящих в ЛТГ,
4. Определить состав, объем, структуру ЛТГ «Музыка» в русском языке,
5. Проанализировать функционирование единиц ЛТГ «Музыка» в контекстах.
Методы исследования: приём сплошной выборки материала из толковых словарей и интервью; метод компонентного анализа; метод семантического анализа; описательный метод.
Научная новизна связана с материалом-интервью с профессиональны ми музыкантами ,ранее изучение ЛТГ музыка на подобном материале не проводилось...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были проанализированы теоретические основы изучения и описания лексики русского языка, подходы исследователей к изучению системных отношений в лексике русского языка, к выделению и анализу соотношения понятий ЛСГ и ЛТГ, а также к изучению особенностей публицистического стиля (интервью).
В данной работе лексико-семантическая группа исследуется как лексическое объединение, в котором слова группируются на основе интегральной семы, набор дифференциальных сем может быть однотипным, повторяющимся и специфическим для каждой ЛСГ.
Под лексико- тематической группой понимается совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров.
Следует отметить, что публицистический стиль и его отдельная жанровая форма- интервью находятся во взаимодействии: интервью, как текст журналистский, вобрало в себя основные черты жанра публицистики: стандартизированность и выразительность, клише и поиск оригинального выражения; интервью, в свою очередь, повлияло и на другие жанры публицистики.
Во второй главе нашей работы проведен анализ особенностей семантики и функционирования единиц ЛТГ «Музыка» в русском языке.
Классификация по тематическому принципу позволяет выявить системные отношения в лексике на уровне парадигматики, синтагматики и словообразования. В работе предложена семантическая классификация языковых единиц, состоящая из 11 больших групп с подгруппами. Такие как:
1. ЛСГ «Музыканты, исполнители».
2. ЛСГ« Музыкальные инструменты».
3. ЛСГ «Места, связанные с музыкой».
4. ЛСГ «Музыкальные направления».
5. ЛСГ «Музыкальные характеристики».
6. ЛСГ «Мероприятия, связанные с музыкой».
7. ЛСГ «средства и способы исполнения/звучания музыкальных произведений».
8. ЛСГ «Лица, связанные с искусством»
Учитывая несколько принципов, выделили лексико-тематические группы. Например, принцип тематичности, принцип наличия терминов, принцип ограниченности языковых единиц и принцип актуальности использования языковой единицы в учебном процессе.
Далее, как отмечают многие исследователи, в лингвистике понятие ЛТГ связано с синонимией. В лексико-тематическую группу слова могут объединяться по нескольким критериям, в том числе — на основе общего, выражаемого всеми входящими в лексико-семантическую группу словами, понятия. В нашей работе мы отобрали две ЛСГ и в подгруппе « Музыканты, исполнители общей семой является «Музыканты и исполнители». Они считаются гиперонимом данных лексических единиц. Итак, лексемы данной ЛСГ находятся в отношениях синонимии, однако внутри данной ЛСГ можно выделить микрогруппы, которые могут вступать в отношения антонимии (индивидуальное исполнение/ коллективное), а также включать в свое лексическое значение дополнительные семантические компоненты (высокопроффесигональное исполнение - виртуоз, солист). Кроме того, их дифференциальной семантической семой является следующее: музыкальный коллектив, группа, артист..


1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика [Текст]: Синоним. средства языка / АН СССР. Науч. совет по комплексной проблеме "Кибернетика". - Москва: Наука, 1974. - 366 с.
2. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. 1971. No 5.-С. 105-113
3. Васильев, Л.М. Методы современной лингвистики / Л.М. Васильев.- Уфа: Изд-во Башкир. унив., 1997. - 183 с
4. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Лингвострановедческая теорияслова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М., 1980. - 320 с.
5. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Лингвострановедческая теорияслова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1980. - 320 с.
6. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. - 312с.
7. Ворошилов В. В. Журналистика. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
8. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы её описания. М.: Русский язык, 1993, 248 с.
9. Джон Ын Джу. Лексико-семантическое поле "музыка" в современном русском языке: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01. - Санкт-Петербург, 1996. - 253 с.
10. Зиновьева, Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте РКИ [Текст] / Е.И.Зиновьева.- 2-е изд.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 88 с.
11. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка [Текст]: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов / Э.В.Кузнецова. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1982.- 216 с.
12. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. Учебных. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Высшая школа, 1989. — 216с.
13. Кожина М. Н. ДускаеваЛ. Р, СалимовскийВ. А. Стилистика русского языка. Учебник. — М.: Флинта: Наука, 2008. - 464 с.
14. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: [учеб. для пед. ин-тов по спец. N 2101 «Рус. яз. и лит.»] / М. Н. Кожина. - М. : Просвещение, 2011. - 223с.
15. Лукина М.М. технология интервью : учебник-пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Журналистика" - Москва : Аспект Пресс, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 188, [1] с.; 21 см.; ISBN5-7567-0283-0 (в обл.)..(31)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ