Введение 4
Глава I. Теоретические основы исследования: концепт Вдохновение в афористической картине мира 10
1.1 Понятие «концепт» 10
1.1.1 Определение термина «концепт» 10
1.1.2 Лингвокультурологический подход в изучении концепта.
Структура и характеристики лингвокультурного концепта 14
1.2 Общая характеристика афоризмов 19
1.2.1 Определение понятия «афоризм» 19
1.2.2 Свойства и признаки афоризмов 24
1.2.3. Афоризмы в художественном тексте (вводные) и изолированные афоризмы как отдельный жанр 29
1.3 Исследование концепта Вдохновение в работах российских учёных. 32
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА II. Лингвокультурологический аспект концепта Вдохновение в русской культуре 39
2.1. Историко-этимологическая составляющая концепта Вдохновение ....41
2.2 Анализ словообразовательной парадигмы слова-имени концепта
Вдохновение 42
2.3 Концептуальные признаки лексемы Вдохновение 45
2.4 Понятийная составляющая концепта Вдохновение 47
2.5 Образная составляющая концепта Вдохновение 50
2.6 Ценностная и морально-этическая составляющие концепта
Вдохновение 65
2.7 Концепт Вдохновение по данным ассоциативного эксперимента 70
2.8 Вдохновение в китайском языке и культуре 84
Выводы по второй главе 88
Заключение 89
Список использованной литературы 91
Словари 95
Электроные ресурсы 97
Приложение 1 Перечень всех авторов русских современных афоризмов и цитат (вторая половина XX - начало XXI века), чьи высказывания были использованы в исследовании 98
Приложение 2 Перечень всех русских современных афоризмов и цитат (вторая половина XX - начало XXI века), которые были использованы в
исследовании 101
Приложение 3 Анкета направленного ассоциативного эксперимента 108
В последние годы проблема взаимодействия языка и культуры привлекает к себе всё большее внимание лингвистов и культурологов. Язык является формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, средством получения знаний об этой действительности. Данную проблему разрабатывают многие направления, такие как этнография, философия, социология, литературоведение, антропология.
В современном лингвистическом и культурном мире концептуальный анализ стал важным методом анализа культурного содержания менталитета народов. Концепт является одной из языковых универсалий и представляет собой определённый способ понимания того или иного предмета или явления, главную точку зрения на предмет.
Актуальность научного исследования определяется, во-первых, возрастающим интересом лингвистической науки к описанию языковой картины мира, в частности - к изучению концептов, входящих в область представлений о творческой деятельности человека. Во-вторых, стремлением научного мира к всестороннему рассмотрению особенностей современной афористики. В-третьих, проблемам русской афористики до сегодняшнего дня посвящено большое количество работ (например, Федоренко Н.Т., Сокольская Л.И. Афористика. М., 1990. — 419 с.; Королькова А.В. Русская афористика в контексте фразеологии : специальность 10.02.01. : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Королькова А.В.; Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина. — Елец, 2006. — 34 c.; Горячева Е.Д. Определение крылатых выражений и их отграничение от смежных явлений // Научная мысль Кавказа 2011. — С. 163-169, Кузьмина Е.О. Эволюция афористики как жанра словесного творчества // Актуальные проблемы филологии (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 3-6., Багапов Д.Ф., Гашева Л.П. Научные подходы отечественных и зарубежных лингвистов к пониманию и определению афоризма // Метеор-сити. — 2016. — С. 59-63; Наличникова И.А. Афоризм как жанр, малоформатный текст и универсальное высказывание // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов, 2016. № 4 (58): в 3-х ч. Ч. 3, С. 121-123; Авдеева А.С., Водоватова Т.Е. Афоризм: понятие, лингвистический статус, структурно-содержательная специфика // Вестник международного института рынка (Раздел IV: Лингвистика). — №2. 2017. — С. 127-134. и др.), но ни одна из них не основывается на прицельном изучении концептов в рамках афоризма.
Кроме того, в нашем исследовании основное внимание предлагается уделить именно анализу концепта Вдохновение в качестве части картины мира, и во взаимоотношении с авторской картиной мира, выраженной через афористическое высказывание русскоязычной творческой личности.
Данный подход поможет расширить наши представления о лингвокультурном содержании концепта Вдохновение в сознании современной творческой личности, выявить традиционные и новаторские черты концепта в понимании (логическом и эмоциональном) конкретного индивидуума.
Объектом научного исследования является концепт Вдохновение как один из фрагментов картины мира, рассматриваемый в рамках лингвокультурологического направления.
Предметом научного исследования служат репрезентирующие данный концепт лексические единицы русского языка в составе русских афоризмов (и афористических высказываний) середины XX - начала XXI вв.
Целью научного исследования является выявление общенационального и индивидуально-авторского видения концепта Вдохновение в русских афоризмах середины XX - начала XXI века в лингвокультурном аспекте.
...
В данной работе мы исследовали концепт Вдохновение в русских современных афоризмах и цитатах (вторая половина XX - начало XXI века). Были описаны методы исследования концепта и ключевые характеристики афоризмов.
Образная и ценностная составляющие концепта Вдохновение ярко проявляются в русской афористике, в частности, в афоризмах и цитатах, принадлежащих авторам - писателям и поэтам, учёным, композиторам, художникам, актёрам, певцам и другим деятелям искусства и науки, а также наиболее современным и популярным авторам - блогерам и интернет- писателям, чьё «словотворчество» приходится на середину XX век - начало XXI столетия.
Содержание образного компонента концепта Вдохновение в современных афоризмах и цитатах может вступать в непростые отношения с его понятийной составляющей (в общенациональном представлении) или даже входить в отношения противоречия с ней.
На рубеже XX - XXI вв. в русской афористике наблюдается тенденция к модификации (преобразованию) концепта, отражающая изменение отношения современного человека к феномену вдохновения в целом. С одной стороны, представление о Вдохновении явственно прозаизируется, лишается ареола таинственности. С другой стороны, заметно расширяется диапазон образов и сравнений, при помощи которых авторы передают своё видение Вдохновения (например, океан, шагреневая кожа, аппетит).
Перспективы проведённого исследования заключаются в возможностях выявления в дальнейшем личностного и национального видения концепта Вдохновения в китайской лингвокультуре (в п. 2.8 Главы второй нами были только частично намечены направления, на которые в будущем было бы любопытно обратить внимание). Другим значимым направлением может стать сопоставление выводов об особенностях современного видения Вдохновения в русской афористике, представленных в настоящей работе, с результатами изучения смежного с ним концепта Муза в русских афоризмах и цитатах аналогичного периода, особенно учитывая факт, что на сегодняшний день уже существуют работы, где концепт Муза рассматривается на материале более ранних эпох, например, в русской поэзии Серебряного века (см.: [Бабурина, 1998]). Не менее интересной видится возможность последовательного рассмотрения концепта Вдохновение во взаимосвязи с такими чрезвычайно популярными среди исследователей концептами как Творчество и Талант, также на материале русской афористики XX - XXI вв.
1. Авдеева А.С., Водоватова Т.Е. Афоризм: понятие, лингвистический статус, структурно-содержательная специфика // Вестник международного института рынка (Раздел IV: Лингвистика). —№2. 2017. — С. 127-134.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под рук. проф. В.П. Нерознака.
• М.: Academia, 1997. — C. 276-279
3. Бабаева Е.В. Культурно-языковые характеристики отношения к собственности : специальность 10.02.20 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Бабаева Е.В. ; Волгоград. гос. пед. ун-т.. —Волгоград, 1997. —21 с.
4. Бабурина М.А. Концепт "Муза" и его ассоциативное поле в русской поэзии Серебряного века : специальность 10.02.01. : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Бабурина М.А. ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
• Санкт-Петербург, 1998. — 133 с.
5. Владимирова П. В. Мотивирующие признаки концепта «вдохновение» (на материале русской традиции) // Сибирский филологический журнал, 2013.
• № 1.—С. 204-207.
6. Воркачёв С.Г. «Из истории слов»: лингвокультурный концепт // Новое в когнитивной лингвистике. — Кемерово, 2006. — С. 3-14.
7. Воркачёв С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачёв.
• М. : Гнозис, 2004. — 236 с.
8. Головатина В.М. Когнитивно-пропозициональная структура концепта «Вдохновение» (на материале поэтических и прозаических произведений XIX-XX вв.) // Новое в когнитивной лингвистике: Материалы I Международной научной конференции «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике». — Кемерово: Полиграфкомбинат, 2006. — С. 832-838.
9. Головатина В.М. Репрезентация концепта "вдохновение" в русской литературной традиции : специальность 10.02.01. : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Головатина В.М. ; Ур. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — 248 c.
10. Дьячкова Н.А. Новый русский афоризм // Филологический класс. — Екатеринбург, 2005. №2 (14). — С. 24-29.
11. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации, — М.: Наука, 1982. 160 с.
12. Зиновьева Е.И. Понятие «Концепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления исследования / Е.И. Зиновьева // Вестник Санкт-Петербургского университета, — Санкт-Петербург, 2003. — № 10. — С. 35-44.
13. Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология: Теория и практика.
• Санкт-Петербург: МИРС, 2009. — 292 с.
14. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. — Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. — С. 16.
15. Карасик В.И. Лингвокультурные концепты: подходы к изучению / В.И. Карасик // Социолингвистика вчера и сегодня : Сб. науч. трудов / Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; Редкол.: Трошина Н.Н. (отв. ред.). - Изд-е 2-е., доп. — М., 2008. — С. 127-155.
... всего 71 источник