Введение
Глава 1. Традиционная система образование в Туркестане во второй половине XIX– начале XX вв.
1.1 Традиционные школы Туркестанского края (мактабы)………………………8
1.2 Мадрасакак высшая школа традиционной системы образования Туркестана.
Глава 2. Реформы в области школьного дела после образования Туркестанского генерал-губернаторства.
2.1. Русско-туземные школы в Туркестанском крае………………………….48
2.2. Возникновение новометодных (джадидских) школ в Русском Туркестане
Глава 3. Исламское образование в советской Средней Азии в 20-е гг.XX в.
3.1. Политика советской власти в отношении Ислама в 1920-е годы………73
3.2. Ликвидация традиционных учебных заведений и строительство советской школы.
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы: В конце XIX-го века заканчивается длительный процесс завоевания территории Средней Азии Российской империи. История учебного дела остается ключевым вопросом в изучении «колониальной» политики Российской империи в регионе. Историки и востоковеды Центральной Азии делают акцент на завоевание края и социально-экономические изменения в период присутствия Российской империи в регионе.
Культурно-просветительская политика Российской империи в регионе освещается однобоко. Во многих работах на постсоветском пространстве учебное дело Туркестанского края рассматривается фрагментно. В настоящей работе исследуется эволюция системы образования Туркестанского края в «колониальный» период. В западной и постсоветской историографии фактически отсутствует комплексный анализ учебного дела Российской империи в Туркестане, что делает нашу работу актуальной для востоковедческой и исторической науки.
Степень изученности темы: Система образования Русского Туркестана периодически привлекала внимание исследователей. По характеру и содержанию эти труды можно разделить на три группы, в зависимости от периода их публикации:
1. Труды исследователей дореволюционного периода. В работах исследователей того периода активно изучается система традиционного образования края и способы внедрения русской школы в жизнь местного населения. В 80-90-е годы XIX века появились труды чиновников народного просвещения, где подробно описываются мусульманские школы и начало школьного дела царской России в регионе . В начале XX века появляются специальные труды, посвященные анализу школьной политики Российской империи за период ее присутствия в регионе. В работах этого периода также рассматривалась политика царской администрации по отношению к мусульманским учебным заведениям. В работах Н.П. Остроумова приводится интересная информация о внутренней жизни традиционных начальных и средних школ края . В трудах В.П. Наливкина приводятся заключения автора о школьной политике Российской империи в регионе . Особого внимания заслуживает работа Н.А. Бобровникова, где подробно описываются как русско-туземные училища, так и традиционные учебные заведения края . Большинство из опубликованных работ этого периода носят описательный характер .
2. Работы исследователей советского периода: В советский период история системы образования, сосуществовавшие в Туркестанском краев колониальный период, освещается неоднозначно. В 1927 году была опубликована работа В.В. Бартольда, где автор дает свою оценку политике в отношении образования, которую проводила царская администрация в Туркестанском крае . В более поздний период Советской власти система образования региона имперского периода освещается фрагментно и однобоко . В 1977-м году в Душанбе Абдуллоджоном Мирбабаевым была защищена кандидатская диссертация о мадрасаах (школах второй ступени) Северного Таджикистана. Автор описывает мадрасаы региона на основе архивных, литературных и расспросных данных. Работа была посвящена мадрасаам городов Северного Таджикистана и определению их место и роли в культуре прошлых народов .
3. Историография системы образования Туркестанского края постсоветского периода. После распада Советского Союза в российской историографии появляются два направления. Первое направление — апологеты политики Российской империи в отношении культуры и образования . Так, С.Н. Абашин в своей статье о вакуфах подчеркивает, что русские чиновники и востоковеды пытались говорить и от имени просвещенного Запада и от подлинного Востока . Второе направление — группа критиков .Прежде всего, после обретения независимости бывшими советскими республиками у местных историков быстро проявились националистические настроения, и они начали порицать политику Российской империи и Советского Союза . В литературе на узбекском языке мы можем увидеть попытки воссоздания истории системы образования Туркестанского края .
Источниковая база исследования. Основной источниковой базой для работы стали архивные документы из РГИА в городе Санкт-Петербурге. К исследованию были привлечены фонды департамента Духовного управления мусульман, Министерства народного просвещения, Военного министерство, Министерства Внутренних Дел, донесения сотрудников особых поручений МВД, ревизии и рапорты инспекторов народных училищ. Кроме того, в работе мы использовали архивные материалы из ЦГА РУз, опубликованные в сборнике в двух томах научными сотрудниками института истории АН РУз .
Объектом исследования является традиционное исламское образование.
Предметом исследования является эволюция традиционного исламского образования в Туркестанском крае в конце XIX – начале ХХ в. и политика царской России в отношении образования мусульман Русского Туркестана.
Целью исследования заключается в выявлении основных направлений эволюции исламского образования в Русском Туркестане.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- раскрыть сущность традиционного исламского образования в Туркестанском крае
- определить влияние русской колониальной власти на развитии исламского образования
- определить позиции джадидов (модернисты) и их влияние на развитии исламского образования
- проанализировать отношение Советской власти к Исламу и конфессиональным учебным заведениям
- выявить связь между ликвидацией конфессиональных учебных заведений и формированием советской школы.
Хронологические рамки исследования включают период нахождения Туркестана в составе Российской империи с 1865 года (образование Туркестанской области в ходе завоевания Средней Азии Россией) по 1917 г., Российской республики с 1 сентября по 25 октября 1917 г., Советской России с 25 октября 1917 г. по октябрь 1924 г.(национально-территориальное размежевание Средней Азии). Хотя после национально-территориального размежевания топоним Туркестан перестал употребляться в отношении среднеазиатских территорий, отошедших к созданным Узбекской и Туркменской союзным республикам, Киргизской (Казахской) и Таджикской автономным республикам, Каракалпакской и Кара-Киргизской автономным областям, верхней границей исследования является 1930 год. Эта дата связана с ликвидацией традиционных учебных заведений бывшего Русского Туркестана.
Терминология исследования. Под Туркестаном подразумевается территория Западного Туркестана. Под Русским Туркестаном (с 1886 г. — Туркестанский край) понимаются территории Центральной (Средней) Азии (кроме Бухарского эмирата и Хивинского ханства), находившиеся в составе Российской империи и входившие в состав Туркестанского генерал-губернаторства, образованного в 1867 г.Советским Туркестаном называется Туркестанская автономная советская социалистическая республика в составе РСФСР, возникшая 30 апреля 1918 г. и просуществовавшая до 27 октября 1924 г.
Методологической основой исследования является системный подход, который позволяет рассматривать систему образования Туркестана в составе Российской империи как целостный феномен, развивающийся в определенном историческом контексте. Принцип историзма позволяет проанализировать эволюцию исламского образования в определенный исторический период.
Научная новизна исследования заключается в том, что проводится комплексное исследование по эволюции исламского образования в Русском Туркестане на основе архивных материалов из РГИА и ЦГА РУз. Некоторые архивные документы впервые вводится в научный оборот.
Основные положения, вносимые на защиту:
- Российская империя дала импульс к эволюции исламского образования в Туркестане.
- Политика администрации Русского Туркестана в отношении образования детей-мусульман была малоуспешной.
- Вопросы исламского образования стали ареной долгой борьбы между джадидами-модернистами и кадимистами-консерваторами.
- Политика большевиков в отношении Ислама и исламского образования прошла несколько этапов.
- Система традиционных учебных заведений в Центральной (Средней) Азии была ликвидирована в рамках кампании по борьбе с религией.
Структура работы: Диссертация состоит из Введения, трех глав, в каждой из которых по два параграфа, Заключения и Списка использованной литературы.
После завоевания Туркестанского края Российской империей, одной из основных задач царской администрации стало приобщение местного мусульманского населения к русской культуре. В связи с этим вопрос об образовании считался ключевым фактором в осуществлении указанной задачи. Чиновниками царской администрации, ответственными за просвещение, достаточно хорошо освещено было состояние мусульманской традиционной системы образования в Туркестане и процесс внедрения русского образования в жизнь местного населения. Кроме того, советские авторы много писали о дореволюционной системе образования. Анализируя дореволюционную и постреволюционную литературу, а также архивные источники, мы пришли к следующим выводам:
В имперской и советской историографии старометодные (т.е. традиционные мусульманские) учебные заведения (мактабы и мадраса) освещаются как бесполезные и не имеющие никакого педагогического и научного значения организации. Отсутствия в учебной программе старометодных школ «общеобразовательных предметов» и различие методов преподавания являлось поводом для одностороннего осуждения. Непосредственно ознакомившись с учебной программой туркестанских мусульманских школ первой и второй ступени и процессом преподавания в них, можно убедиться, что старометодные школы вовсе не были бесполезными и бессодержательными. Традиционная школа в крае имела колоссальный опыт в преподавании и воспитании детей, так как она существовала еще с раннего средневековья. Учебная программа традиционных учебных заведений была целенаправленно составлена для обеспечения духовных и жизненных потребностей местного населения. Учебная программа не менялась, так как она была выработана еще учеными золотой эпохи развития исламских наук(VIII – XI вв.).Нежелание улемов расширять учебную программу традиционных школ, возможно, было результатом снижения рационального осмысления божественных откровений (калам) и увеличение фанатизма (размышления о дозволенности/недозволенности нововведений). С другой стороны на территории края до завоевания Российской империи существовало Кокандское ханство, где общество жило по законам шариата и местного права (адата), и знание исламской юриспруденции считалось самым необходимым. Все три среднеазиатских государства (Кокандское ханство, Хивинское ханство и Бухарский эмират) практически были изолированы от внешнего мира, и возможно, поэтому в них не так остро ощущалась необходимость «общеобразовательных предметов», как в тех мусульманских странах, которые были более открыты внешнему миру. Однако и среди представителей старометодных школ были сторонники реформирования традиционных учебных заведений.
Начальной школой в Туркестанском крае мактаб, в стенах которых дети получали, в основном, религиозное образование. По принятому обычаю, детей нужно было воспитывать именно в школьном возрасте. Воспитание в школе представляло собой, в первую очередь, укрепление веры ученика, воспитание почтения и уважения к своему учителю, родителям, старшим и родственникам. Кроме религиозных предметов, ученики читали суфийскую поэзию и сочинения известных поэтов мусульманского мира. Школьная программа включала себе изучение четырех правил арифметики. Срок обучения в школах не ограничивался, учителя были нацелены на результат ученика. За обучение платили родители ученика. Сумма устанавливалась по принятому обычаю, исходя из материального положения родителей ученика. Такая форма оплаты делала начальную школу доступной всем слоям населения. Осилив программу начальной школы, наиболее одаренные дети продолжали обучение в средних школах (медресе). Программа обучения в мадраса была настолько сложной, что без владения на высшем уровне арабским и персидским языками и без достаточного знания логики (мантык) невозможно было пройти весь курс. Именно поэтому в мадраса студенты учились долго, порой десятилетиями. Однако в русских архивных источниках продолжительность обучения в мадраса обуславливается тем, что студенты столь долго оставались в мадраса только из-за получения пособий и бесплатного помещения. Однако русские чиновники не учитывали сложность учебной программы мусульманской школы второй ступени и не были знакомы непосредственно с ходом учебного процесса. При этом студенты получали столь мизерную сумму, что им даже не хватало им на ежемесячное пропитание. Большинство студентов вынуждены были подрабатывать во время каникул. Возможно, были случаи предоставления келий иным (посторонним) лицам, но это случалось лишь тогда, когда мутавалли недобросовестно выполнял свои обязанности. В мадраса существовало два типа учебного курса. Первый тип — это неполный курс; осиливший его студент уже мог работать имамом в мечети. Второй тип — полный курс, который предназначался для тех студентов, кто собирался в будущем занимать должности кадия (судьи) или мударриса (преподавателя медресе). Но даже после завершения полного курса, студенты еще не имели право занимать указанные посты. Выпускник мадраса должен был продолжить обучение в известных центрах мусульманской науки (Бухара, Казань, Турция, Египет), либо учиться у признанного в Туркестане шейха.
Хотя в традиционных школах уделяли важное внимание образованию, отсутствие элементов современной науки того времени делало их уязвимыми. Присутствие России дало некий импульс внедрению общеобразовательных предметов в местную школу. Еще до образования Туркестанского генерал-губернаторства были открыты русские школы для совместного обучения детей приезжих русских и местных. Основными задачами царской администрации было распространение русского языка среди мусульманского населения и приобщение их к русской культуре.
Политика игнорирования Ислама и всех его институтов, начавшаяся со времен первого генерал-губернатора Туркестана К.П. фон Кауфмана, , продолжалась до 1917 года. Благодаря именно этой политике традиционные учебные заведения оставались неприкосновенными. В течение 50-ти лет существования колониальной администрации периодически поступало множество предложений о вмешательстве во внутренние дела традиционных учебных заведений со стороны чиновников местной администрации. Главный инспектор по образованию на местах регулировал действия мутавалли по ведению вакфного имущества традиционных учебных заведений. Контроль осуществлялся посредством старшего мударриса.
Для осуществления вышеуказанных задач русская колониальная администрация открыла в регионе целую сеть учебных заведений (мужские и женские гимназии, реальные училища, русские школы, курсы и др.), где могли учиться дети местного населения. Для содержания этих учебных заведений из государственной казны выделялось много средств. Однако эти учебные заведения не дали ожидаемого результата. мусульмане в подавляющем большинстве предпочитали отдавать детей в проверенные веками старометодные школы. В конце 70-х годов XIX века чиновники царской администрации наконец решились учесть исламский фактор в жизни местного населения. Было принято решение открыть особый тип школы для местных детей, где допускалось преподавание мусульманского вероучения. Такая школа получила название русско-туземной. Дети-мусульмане, учившиеся в «туземном» классе, до обеда занимались с русским преподавателем и изучали русский язык и общеобразовательные предметы, а после обеда — с приглашенным преподавателем мактаба. Местный преподаватель вел занятия по собственному методу. Хотя в последующие качество преподавания русского языка улучшалось, русско-туземная школа все равно не давала должного результата (т.е. ожидаемого приобщения мусульман к русской культуре). По сравнению с мусульманскими учебными заведениями в русско-туземных школах училось ничтожное число детей-мусульман. Некоторые учащиеся после первого года обучения покидали школу, а успех выпускников был не очень показательным. Причина безуспешной школьной политики колониальной администрации была обусловлена, с одной стороны, пропагандой улемов против русско-туземной школы, а, во-вторых, недостаточным вниманием администрации к мусульманским ученикам этих школ. Колониальная администрация была настолько уверена в том, что «туземцы» сами осознают привилегии русского образования и сами будут отправлять своих детей в русско-туземные школы, что не предпринимала специальных мер по привлечению детей. В первое время труд учителя-мусульманина даже не оплачивался, а когда впоследствии на нее все-таки выделили средства, жалованье «туземного» учителя оказалось гораздо ниже жалованья русских учителей. В результате учитель-мусульманин мог относиться к своей работе достаточно халатно.
С другой стороны, одновременно с русско-туземными школами в Русском Туркестане появились новометодные (джадидские) школы, которые стали жестко конкурировать как с русско-туземными, так и со старометодными школами. Основателями этих школ были мусульманские реформаторы-джадиды, которые ставили перед собой цель реформирования мусульманского общества в целом и традиционной системы образования, в частности. Новая мусульманская интеллигенция полагала, что отсталость мусульманских стран от европейских связана именно с фанатичностью мулл и улемов. Школа, предложенная джадидами, представляла собой симбиоз русской школы и мактаба. В новометодных школах преподавалось и мусульманское вероучение, и общеобразовательные предметы, причем по учебникам, написанным самими джадидами. Обучение велось на родном языке учеников. Успех учеников был наглядным благодаря использованию звукового метода преподавания. Хотя улемы вели пропаганду и против новометодных школ, число желающих обучить своих детей в этих школах с каждым годом росло. Представляется странным с, что фактически до начала XXвека в архивных источниках нет упоминаний о новометодных школах. Возможно, царская администрация считала, что ей будет легче найти общий язык с джадидами, нежели с улемами и просто выжидала, пока первые полностью победят вторых.
После Февральской революции на территории Туркестанского края появляются исламские партии и движения. Наиболее активной партий была «Шура-йии Исламийа» (Шурои Исломия). Представители партии в надежде обретения Туркестаном статуса автономии, выдвигали свои предложения относительно устройства будущего Туркестанского государства, в котором исламская религия, разумеется, была бы основой общества. Однако большевики намеревались построить государство без религии. В первые годы Советской власти отношение к Исламу и ее институтам не изменилось. Первое время большевики предпочитали проводить по отношению к традиционным учебным заведениям политику прежних властей. Хотя в 1918 году религия была отделена от государства и запрещалась преподавание Закона Божьего во всех школах России, исключение было сделано для мусульманских школ края. Это было связано как со слабостью власти и экономическими трудностями, так и с продолжающимся вооруженным сопротивлением мусульманского населения против большевиков (в которых видели наследников царских колонизаторов и, к тому же, безбожников). Эти факторы удерживали новую власть от радикальных мер против Ислама и традиционной мусульманской школы. Однако, начиная с 1926 года усилилось давление на религиозных деятелей и конфессиональные учебные заведения. В 1927 году все вакфы, обеспечивавшие материальное существование традиционных школ, были переданы в распоряжение Народного комиссариата просвещения Узбекистана. В дальнейшем вакфные имущество конфессиональных учебных заведений было использовано для строительства советских школ. После начала кампании против Ислама традиционные мусульманские школы были закрыты.
Ф. 733 – Отчето состоянии туземных учебных заведений в Сыр-Дарьинской и Ферганской областях Туркестанского края за 1891г.
Ф. 821 – Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий МВД.
Ф. 1396 – ревизия сен. К.К. Палена.
Архивные материалы ЦГА РУз.
(г. Ташкент)
История образования в архивных источниках (по материалам ЦГА РУз) Том I. (1867-1917)/ Ташкент «yanginashr» 2015
Ф. И-47
Ф. И-1
История образования в архивных источниках (по материалам ЦГА РУз) Том II. (1917-1991)/ Ташкент «yanginashr» 2015
Ф. P-94
Ф. P-34
Ф.25
Периодическая печать:
• Средняя Азия – Ежемесячное литературно-историческое издание (1910).Ташкент.
• Туркестанские Ведомости – официальный печатный орган Туркестанского генерал-губернаторства (1876) Ташкент.
• Журнал Министерства народного просвещения. (1907) Санкт-Петербург.
Общая литература:
1 Абашин С.Н. Ислам в бюрократической политике царской администрации Туркестана. (Вакуфное дело дахбитского медресе.1892-1900). Сборник русского исторического общества. №7 (155). Русская панорама. Москва. 2003
2 Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Издательство Академии наук СССР. Ленинград. 1927
3 Бобровников Н.А. Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии. Путевые заметки. Сенатская типография. Санкт-Петербург. 1913
4 Бабаджанов Б.М., Шигабдинов Р. Ислам в первые годы советской власти: старые дискуссии в новых условиях. Россия – Средняя Азия. Т. 2: Политика и ислам в XX- начале XXI вв. М.: ЛЕНАНД, 2011
5 Васиневский Е. Зачатки народного образования в Туркестанском крае. Исторический очерк. Ежемесячное литературно-историческое издание под редакцией А.Л. Кирснера. Книга IX-X/Сентябрь-Октябрь. Ташкент. 1910
6 Волков И. В. Власть и мусульманская школа в русском Туркестане (1867-1881) // Власть. 2017
7 Гаффоров Н. Общественно-политическая деятельность Махмудходжи Бехбуди. Душанбе. «Сино». 1997
8 Граменицкий С. Очерк народного образования в Туркестанском крае. Ташкент. Типо-Литография торг. дома Ф и Г. Бр. Каменские. 1896
9 Добросмыслов. А. И.Учебные заведения в Ташкенте. Средняя Азия. Ежемесячное литературно-историческое издание под редакцией А.Л. Кирснера. Книга IV/Апрель. Ташкент. 1910
10 Котюкова Т.В. Окраина на особом положении... Туркестан в преддверии драмы — М.: Научно-политическая книга, 2016
11 Керенский О.М. МадрасааТуркестанского края. Журнал Министерство Народного Просвещения. Часть CCLXXXIV.Ноябрь. Санкт-Петербург. 1892
12 Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь. Издание А.Л. Кирснера. Ташкент. 1913
13 Наливкин В. П. Что даст средне-азиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношении // Туркестанский литературный журнал: Типография А. Бенке. С-Петербург, 1900
14 Остроумов Н.П. Сарты: этнографические материалы. Типография газеты «Среднеазиатская жизнь».: Ташкент.1908.; Остроумов Н.П. Мадрасаы в Туркестанском крае. Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть VII. Январь. Санкт-Петербург. 1907
15 Остроумов Н.П., Исторический очерк народного образования в городах и укреплениях бывшей Сырдарьинской линии и Туркестанской области с 1860 года по 1867 г. Типография, арендуемая О.В.- Базилевским. Ташкент. 1881.
16 Очил Сафо Хошимов Комилжон. Ўзбек педагогикаси анталогияси. Иккинчи жилд. Тошкент .“Ўкитувчи” 1999
17 Шигабдинов Р. Н. Исламское образование в Узбекистане (1917-1929 годы). Россия – Средняя Азия. Т. 2: Политика и ислам в XX- начале XXI вв. М.: ЛЕНАНД, 2011
18 Троицкая А.Л. Челобитная учащихся мадрасаКокандскому хану Худояру. Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник 1973. Издательство «Наука». Москва. 1979
19 Riyaz Akhmad Sheikh. Religious education in Uzbekistan under Soviet Imperialism. Asecularbasedapproach. IJE. vol. 3.no. 3 2015.