ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ БИЗНЕС-АКТОРОВ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ 12
1.1. Роль и место ключевых субъектов системы жилищного строительства 12
1.2. Government relations как основной подход к формированию взаимовыгодных отношений между бизнес-субъектом и органами власти 28
1.3. Использование методов лоббизма при продвижении интересов строительной отрасли и её представителей 37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И УЛУЧШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА 47
2.1. Проблемы взаимодействия сторон и формы их преодоления 47
2.2. Опыт взаимодействия сторон при реформировании Федерального закона об участии в долевом строительстве N 214-ФЗ 74
2.3. Взаимодействие застройщиков и органов власти Санкт-Петербурга в развитии социальной инфраструктуры жилых территорий 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 119
1 марта 2018 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обратился с посланием к Федеральному собранию. Весомая часть доклада лидера государства была посвящена актуальным проблемам в социальные сферы, а также основным успехам и трендам в её совершенствовании.
В своей речи В.В. Путин сделал важный акцент на перспективах развития жилищной среды в Российской Федерации. Он предложил инициировать комплексную программу территориального развития России, включая совершенствование городской архитектуры городов и иных муниципальных образований. По словам президента, усовершенствование жилищного ландшафта должно осуществляться при активном внедрении современных разработок и материалов в строительстве, прогрессивных инженерных идеях. Качественное улучшение жилищных условий в городах России требует от представителей власти внедрения электронных технологий в процессы экономического управления, а также реализации действий по совершенствованию социальной и коммунальной инфраструктур.
В.В. Путин также высказался о готовности оказать поддержку идеям, поступающим от бизнеса и гражданского общества, связанным с плановым совершенствованием жилищного пространства городов и иных населенных пунктов. Содействие власти осуществлению гражданских и предпринимательских инициатив, по мнению президента, должно стать важным условием в преображении городской среды.
Особую роль в реализации проекта комплексного развития жилищной среды президент возложил на органы муниципальных властей. По словам В.В. Путина, успешность осуществления проекта будет определяться в зависимости от способности чиновников отвечать на запросы граждан и бизнеса.
В.В. Путин отметил, что строительной отрасли необходимо стремиться к увеличению объёмов жилого строительства с сегодняшних 80 до 120 миллионов квадратных метров в год. Безусловно, задачи, поставленные президентов, являются весьма амбициозными. Однако их выполнение требует больших усилий, направленных на комплексное развитие системы жилищного строительства.
Президентом было замечено, что развитие системы строительства и комплексного улучшения жилищных условий в стране требует значительного укрепления института взаимодействия бизнеса и органов власти. Очевидно, обеспечение беспрепятственного и планомерного процветания отрасли возможно только при достижении паритета интересов сторон. Достижение данного условия требует интеграции новых методов взаимодействия сторон, ликвидации коммуникативных барьеров и реализации стандартов информационного общества. Способность власти создавать необходимые условия для улучшения предпринимательских условий, а также оказывать помощь в реализации инновационных и перспективных бизнес-проектов есть важнейшее условие для улучшения качества возводимого жилья, преобразования строительного ландшафта городов Российской Федерации, а также удовлетворения запросов и нужд граждан в современном и комфортабельном жилье.
Таким образом, в условиях интенсивного развития отрасли жилищного строительства и необходимости достижении стратегических задач, поставленных президентом РФ, тема данной работы является актуальной.
Цели, озвученные президентом, наталкивают автора на необходимость исследования того, насколько совершенной является действующая система взаимодействия бизнеса и власти. Насколько вероятным является осуществление важных стратегических задач и показателей при текущем состоянии взаимоотношений между субъектами. Какие проблемы наличествуют в отношениях субъектов, препятствующие развитию отрасли.
Гипотеза
Предварительный анализ позволяет автору полагать, что сегодня в России между строительным бизнесом и органами, представляющими власть, наличествует ряд негативных факторов, препятствующих улучшению предпринимательского климата и, тем самым, сдерживающих развитие строительной отрасли. В выведении данной гипотезы автор прежде всего исходит из позиции Национального объединения застройщиков жилья, члены которой в качестве приоритетного направления деятельности на ближайшие годы видят преодоление проблем в отношениях с государственной властью. Показательным является позиция России в рейтинге DoingBusiness. По показателю разрешений, полученных на строительство за один год, Россия занимает в данном табеле 115 место. По уровню наличия свобод бизнеса – 153 место.
Важным является определение среды исследования. В качестве региона, применительно к которому будет осуществляться исследование, автор выбрал город Санкт-Петербург. В мегаполисе строительство объектов жилой недвижимости в последние годы отличается положительной динамикой роста. Совершенствование жилищного ландшафта и улучшение условий для ведения бизнеса являются одними из ключевых направлений стратегии экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года.
Автор ставит целью работы анализ проблем взаимодействия строительных компаний и органов власти Санкт-Петербурга в рамках развития системы жилищного строительства, а также совершенствования предпринимательского климата.
Объектом исследования является система взаимодействия строительных организаций, осуществляющих возведение объектов жилой недвижимости, с органами власти Санкт-Петербурга. Предметом –методы и основные формы взаимодействия сторон в рамках преодоления проблем строительства жилья и улучшения условий ведения бизнеса.
Реализация цели, поставленной автором, требует решения следующих задач:
1. Осуществление теоретического исследования с целью выявления основных методов и подходов к взаимодействию бизнес-структур с органами власти;
2. Выявление проблем, характерных для жилищного строительства в Санкт-Петербург, а также системы взаимодействия строительных компаний и органов власти;
3.Рассмотрение процедур, реализуемых Правительством Санкт-Петербурга с целью стимулирования жилищного строительства и улучшения условий ведения бизнеса.
4. Выявление актуальных форм взаимодействия строительного бизнеса и органов власти;
5. Рассмотрение инновационных технологических форм взаимодействия, способствующих оптимизации строительного бизнеса;
6. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках реформирования строительного законодательства;
7. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках развития социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
8. Определение степени и характера влияния гражданской инициативы на процессы, связанные с совершением жилищного строительства.
Выделение последней задачи опосредовано тем, что в послании президента было отмечено, что решающая роль в определении вектора развития городской среды отводится гражданам России. Именно население страны формирует будущий облик городов. Это значит, что бизнес и власть должны прислушиваться к позиции населения, тем самым, выступая субъектами, обслуживающими гражданский запрос.
В настоящее время тема взаимодействия строительных компаний и органов власти в сфере жилищного строительства не является научно популярной, что наделяет работу автора чертами уникальности и научной новизной.
Теоретический базис работы формируют следующий труды: «GR-связи с государством» Сморгунов Л.В., «GR и лоббизм: теория и технологии» под редакцией Ачкасовой В.А., Митусова И.Е., Филатовой О.Г., «GR и лоббизм» Меньшенина Н.Н, Пантелеева М.В, А. В., «Лоббизм» Павроз А.В., «Практикум по лоббизму в России» Толстых П.А., «Взаимодействие с органами государственной власти, или governmentrelations» Морозов В.А.
Поскольку автор намерен рассматривать взаимоотношения выделенных субъектов в контексте реформирования действующего строительного законодательства, в качестве источников будут выступать нормативные акты, регулирующие отрасль. В частности, большое внимание будет уделено структуре Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В качестве эмпирических методов исследования автором будут использованы:
1. Экспертное интервью с представителями строительной отрасли;
2. Анализ вторичных данных. Рассмотрение данных аналитических служб, рейтингов, отчетов профильных комитетов и профессиональных объединений, а также экспертных позиций;
3. Анализ содержания документов: текстов нормативных актов, регулирующих жилищное строительство, положений стратегий и программ развития, материалов заседаний межведомственных рабочих групп, описаний специальных проектов;
4. Кейс-метод: рассмотрение механизма реализации проектов, инициированных при содействии застройщиков и Правительства Санкт-Петербурга.
Положения, выносимые на защиту
Автором установлено, что активному росту темпов введения в эксплуатацию жилых объектов в Санкт-Петербурге в значительной степени способствовало укрепление системы взаимодействия представителей бизнеса и органов власти Санкт-Петербурга, а также работа администрации города по стимулированию жилищного строительства. Автор выделяет следующие факторы, которые определяют успешность развития отрасли:
1. Инициатива и личное участие высших должных лиц в разработке и реализации проектов и мероприятий, направленных на стимулирование строительной сферы и укрепление института взаимодействия бизнеса и власти.
С 2014 года Правительством Санкт-Петербурга осуществляется реализация задач, заложенных в стратегию экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года, которая была разработана по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга, Г.А. Полтавченко. Стратегия предполагает осуществление ряда программ, ориентированных на инвестиционное и технологическое обеспечение процессов жилищного строительства, а также на улучшение условий для ведения бизнеса.
Под руководством Г.А. Полтавченко сегодня ведет свою деятельность штаб по улучшению условий ведения бизнеса. Вице-губернатором Санкт-Петербурга, И.Н. Албиным, осуществляется контроль за рабочей группой «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Группа более чем на 80% состоит из представителей строительного сектора. Одновременно с этим, И.Н. Албин является председателем Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга.
2. Успешность внедрения форм межгруппового взаимодействия.
Эффективность работы группы «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» определяется положительным ростом важных показателей. за несколько лет была существенно снижена продолжительность ожидания выдачи разрешений на строительство: с 237 дней до 90. Скорость осуществления процедур, связанных с правительственным администрированием строительных проектов увеличилась на треть. Удалось достигнуть сокращения количества дней, необходимых для подключения объектов к сетям инженерной инфраструктуры: с 283 дней до 81. Значительно увеличилась и энергоэффективность объектов.
Помимо этого, при сотрудничестве правительства и предпринимателей в кратчайшие сроки была сформирована и доведена до законодателя консолидированная позиция города по внедрению поправок в Федеральный закон об участии в долевом строительстве.
3. Эффективное использованияIT-разработок в рамках снижения количества административных барьеров. Благодаря введению Единой системы строительного комплекса удалось добиться 87%-го показателя удовлетворения заявок застройщиков и увеличения скорости принятия решения на 30%.
Однако, не смотря на достигнутые успехи, экспертами, принявшими участие в интервью, отмечается, что в системе взаимоотношений между классом застройщиков и Правительством Санкт-Петербурга наличествует ряд проблем, препятствующих развитию отрасли.
4. Наличие бюрократических процедур, нерегламентированных нормативными актами, которые приводят к временным и финансовым издержкам;
5. Необходимость в усилении роли органов власти в осуществлении контроля за ценообразованием на строительные материалы и ужесточением антимонопольного регулирования;
6. Наличие конфликта интересов в рамках развития строительства объектов социальной инфраструктуры. Условия государственно-частного партнерства, предложенные Правительством Санкт-Петербурга, не являются выгодными для всех сторон взаимодействия.
7. Избирательное применение требований и санкций закона по отношению к разным застройщикам.
В отношениях бизнеса и власти наблюдается принцип «фаворитизма», где застройщики, исполняющие правительственные заказы, пользуются большим расположением администрации города, а также в меньшей степени обременены государственным надзором.
8. Пренебрежение интересами застройщиков в угоду обеспечения безопасности участников долевого строительства.
Экспертами отмечено, что сегодня вектор реформирования законодательства и отрасли жилищного строительства в целом, определяется требованиями 1-2% процентов обманутых дольщиков. Что зачастую приводит к деструктивным реформам и существенному ухудшению условий для ведения строительного бизнеса. Правительство склонно выступать на стороне граждан, стремясь сохранить свою репутацию. Вышеизложенное означает, что репутация застройщика является важнейшим фактором взаимовыгодного сотрудничества с властью.
Целью работы являлось осуществление анализа проблем взаимодействия строительных компаний и органов власти Санкт-Петербурга в рамках развития системы жилищного строительства, а также улучшения предпринимательского климата. Работа состоит из двух глав. Теоретической – в рамках которой автором были рассмотрены основные подходы к взаимодействию сторон, а также практической, которая содержит в себе анализ опыта сотрудничества застройщиков и органов власти Санкт-Петербурга в контексте совершенствования системы жилищного строительства и улучшения условий ведения бизнеса.
Достижение поставленной автором цели требовало решения восьми ключевых задач. Автор предлагает описать основные выводы работы, применительно к каждой из них.
1. Осуществление теоретического исследования с целью выявления основных методов и подходов к взаимодействию бизнес-структур с органами власти.
В тексте первой главы предложено описание коммуникационных концепций, включающих в себя различные методы, используемые при осуществлении взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. Автором было описано два актуальных подхода: Governmentrelations и лоббизм. Обращение к тому или иному подходу зависит от целей бизнес-субъекта, факторов внешней среды, специфики бизнеса, а также срочности принятия мер, направленных на удовлетворение нужд компании.
Разница между Governmentrelations и лоббизмом опосредована конечной целью их использования. Технологии GR эффективны в рамках установления долгосрочных и взаимовыгодной отношений с органами власти, тогда как конечной целью лоббиста является склонение определенных лиц принять решение в интересах компании, либо отрасли.
2. Выявление проблем, характерных для жилищного строительства в Санкт-Петербурге и системы взаимодействия строительных компаний и органов власти.
В ходе исследования было выявлено, что в последние несколько лет рынок отличается положительной динамикой темпов ввода объектов жилой недвижимости в эксплуатацию. В 2017 году, по сравнению с 2016, рост составил 21%. Застройщикам и Правительству Санкт-Петербурга также удалось достигнуть роста объёмов строительства объектов социальной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнёрства.
Однако сегодня для Санкт-Петербурга актуальны проблемы взаимодействия бизнес-субъектов с администрацией города, в их числе: наличие большого количества административных барьеров, бюрократических процедур, неустановленных законодательством, значительно замедляющих процесс получения разрешения на строительство, нестабильность законодательства и хаотичное применение санкций по отношению к разным застройщикам. Экспертами, принявшими участие в интервью, отмечалось, что индустрия нуждается в моратории на изменение строительного законодательства. Частые изменения законодательных требований к осуществлению строительных проектов требуют серьезных временных и финансовых затрат на адаптацию, что неминуемо ведет к возникновению значительных издержек, влекущих за собой удорожание строительных работ и, как следствие, рост цен на квадратный метр.
3. Рассмотрение процедур, реализуемых Правительством Санкт-Петербурга с целью стимулирования жилищного строительства и улучшения условий ведения бизнеса. 4. Выявление актуальных форм взаимодействия строительного бизнеса и органов власти.
Развитие системы жилищного строительства и укрепление института взаимодействия бизнеса и власти реализуется при непосредственном участии Губернатора Санкт-Петербурга, Г.С. Полтавченко и аппарата вице-губернатора, И.Н. Албина.
Совершенствование системы жилищного строительства осуществляется как при помощи законодательной инициативы, так и при помощи разработки и дальнейшей реализации специальных стратегий и дорожных карт, разработанных в том числе при участии представителей бизнеса. В 2014 году Г.С. Полтавченко инициирована «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года», в рамках которой запланирована реализация трех программ, ориентированных на комплексное развитие территории и улучшение условий ведения бизнеса. Благодаря распоряжениям, издаваемым на местном уровне, удалось достигнуть уменьшения количества дней, необходимых для подключения к сетям инженерной инфраструктуры: с 283 дней до 81. Значительно повысилась и энергоэффективность объектов.
Так, созданной по инициативе И.Н. Албина рабочей группе по улучшению предпринимательского климата, преимущественно состоящей из представителей профессионального сообщества и органов местной власти, за несколько лет удалось добиться существенного прогресса в решении проблем отрасли. Значительно снижена продолжительность ожидания выдачи разрешений на строительство: с 237 дней до 90. Скорость осуществления процедур, связанных с правительственным администрированием строительных проектов, увеличилась на треть.
5. Рассмотрение инновационных технологических форм взаимодействия, способствующих оптимизации строительного бизнеса.
В укреплении сотрудничества застройщиков и власти немаловажна роль информационных технологий. После внедрения Единой системы строительного комплекса, созданной по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга, удалось в несколько раз уменьшить количество барьеров, отмеченных экспертами. Благодаря системе, стало возможным удовлетворение 87% обращений застройщиков, подаваемых за год.
6. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках реформирования строительного законодательства. 7. Определение степени и характера влияния гражданской инициативы на процессы, связанные с совершением жилищного строительства.
Установлено, что участие высших должностных лиц города в продвижении инициатив предпринимателей является положительной отличительной чертой Санкт-Петербургского опыта сотрудничества бизнеса и власти. Благодаря им, в кратчайшие сроки до законодателей была доведена консолидированная инициатива органов власти и застройщиков по внедрению изменений в Федеральный закон об участии в долевом строительстве.
Однако из проведенного интервью с экспертами удалось установить, что реформирование закона зачастую осуществляет под диктовку требований обманутых участников долевого строительства, доля которых от общего количества дольщиков составляет не более 2%. Представители отрасли сходятся во мнении, что это является причиной ощутимого и необоснованного ограничения условий ведения бизнеса, что неизбежно отражается на стоимости реализуемого жилья.
8. Анализ опыта сотрудничества профессионального сообщества и представителей власти Санкт-Петербурга в рамках развития социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Ранее Правительству Санкт-Петербурга и местным застройщикам удалость достигнуть больших успехов в строительстве объектов социальной инфраструктуры. Но в 2017 году правительству города и предпринимателям не удалось прийти к согласию при создании фонда на строительство социальных объектов. Проблема заключается в завышенных параметрах тарификации взносов застройщиков. Комментируя данную проблему, GR-специалист «СПБ-Реновация», Ефремов В.Л. заявил, что бизнес перегружен обязательствами, ответственность за исполнение которых должен нести город. Однако сегодня застройщики вынуждены идти на сделку с правительством, поскольку подобное сотрудничество позволяет застройщикам заручиться необходимой поддержкой администрации, а также лиц, принимающих решения.
1. Аникин Ю.В., Царев Н.С. Проектное дело в строительстве. Учебное пособие. – Екатеринбург: УФУ, 2015. – 124 с.
2. Ачкасова В.А., Минтусов И.Е., Филатова О.Г. GR и лоббизм: теория и технологии. – М.: Юрайт, 2015. — 315 с.
3. Быков И. А., Грибанов В. В., Сидорская И. В. - Государственный PR и GovernmentRelations в России и Беларуси. – Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. — 218 с.
4. Валицкий С.В., Голубова О.С. Экономика строительства. Учебник. – Мн.: 2009. – 343 с.
5. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. – М.: ВШЭ, 2010. — 287 с.
6. Василик М. А., Вершинин М. С., Козырева Л. Д. Политология: словарь-справочник. – М.: Гардарики, 2001. – 328 с.
7. Гавра Д.П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции / Петербургская школа PR: от теории к практике. – СПб., 2003. – 47 с.
8. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. – СПБ.: Питер, 2006. – 368 с.
9. Ильичева Л. Е. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти. М.: ООО "Альянс правового сотрудничества", 2001. – 131 с.
10. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. — М.: Рефл-бук, 2000. – 212 с.
11. Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственностью. – М.: Юрайт, 2013. — 445 с.
12. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
13. Кузьменкова М. А. Связи с общественностью: гражданский диалог: Учебное пособие. – М.: издательство Московского университета, 2010. – 288 с.
14. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 190 с.
15. Марков А.А. Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. – СПб.:СПбГИЭУ, 2011. – 167 с.
16. Меньшенина Н.Н., Пантелеева М.В. Лоббизм. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. — 136 с.
17. Михайлов Ю. М. Связи с общественностью по-русски. М. :Бератор, 2007. — 226 с.
18. Морозов В.А. Взаимодействие с органами государственной власти, или governmentrelations. Учебное пособие. – СПБ.:СПбГТУРП, 2015. 86 с.
19. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. – СПб.: Питер, 2005. – 448 с.
20. Павроз А. В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 186 с.
21. Павроз А.В. Лоббизм: институциональные основания и практики политического влияния в демократических обществах. – СПб.: Издательство РХГА, 2016. – 172 с.
22. Россия в цифрах 2017 – М. Росстат. — 511 с.
23. Семенова В.А., Колесников В.Н. Политический менеджмент: Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2012. – 320 с.
24. Сморгунов Л.В., Тимофеева Л.Н. GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2012. — 407 с.
25. Степанов И.С. Экономика строительства. Учебное пособие. – М: ЮРАЙТ, 2007. – 620 с.
26. Толстых П.А. Практикум по лоббизму в России. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 379 с.
27. Тюрина А.Д. Макроэкономика. – М.: Эксмо, 2012. — 158 с.
28. Чиркин В.Е. Публичное управление. – М: ЮРИСТЪ. — 475 с.
Список электронных ресурсов
29. Алексикова О.Е. Роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в реализации гражданами РФ права на жилище путем жилищного строительства России // КиберЛенинка // [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-realizatsii-grazhdanami-rossiyskoy-federatsii-prava-na
30. Аналитика рынка недвижимости // ГК «Бюллютень недвижимости [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bn.ru/analytics/ (Дата обращения: 12.03.18)
31. База новостроек от застройщиков Санкт-Петербурга и области // Новострой-СПБ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.novostroy-spb.ru/baza
32. Благоприятность условий ведения бизнеса. Российская Федерация // Всемирный банк DoingBusiness // [официальный сайт] URL: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia
33. В Смольном обсудили, как сделать грядущие изменения в 214 ФЗ позитивными для застройщиков и покупателей жилья / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/news/127970/ (дата обращения: 12.03.18)
34. Взаимодействие бизнеса и власти // Торгово-промышленная палата Российской Федерации // [электронный ресурс]. URL: https://tpprf.ru/ru/interaction/
35. Гаттунен Н.А. Участие государства в решении жилищной проблемы в России // КиберЛенинка // [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-gosudarstva-v-reshenii-zhilischnoy-problemy-v-rossii
36. Денег нет. Компенсационный фонд не решает проблемы долевого строительства // Forbes [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.forbes.ru/biznes/353897-deneg-net-kompensacionnyy-fond-ne-reshaet-problemy-dolevogo-stroitelstva
37. Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга / Netrica [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://netrika.ru/project/edinaya-sistema-stroitelnogo-kompleksa-sankt-peterburga
38. Жакевич А.Г. Импортозамещение: проблемы и перспективы. // КиберЛенинка // [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenie-problemy-i-perspektivy
39. Жилищная политика // Минстрой РФ // [электронный ресурс]. URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishnaya-politika/
40. Механизм формирования инфраструктурных затрат застройщиков // презентация проекта Комитета по со строительству [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://komstroy.spb.ru/media/uploads/userfiles/2017/11/01/mechanism.pptx / (дата обращения: 11.04.18)
41. Национальное объединение застройщиков жилья [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uniteddevelopers.ru
42. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъетках РФ // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс] – Режим доступа https://asi.ru/investclimate/rating/
43. Новые правки в закон о долевом строительстве – что ожидает застройщиков и рынок новостроек в 2018г.? // НОВОСТРОЕВ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://novostroev.ru/articles/novye-pravki-v-zakon-o-dolevom-stroitelstve-chto-ozhidaet-zastroyshchikov-i-rynok-novostroek-v-2018g/
44. О государственной программе Санкт-Петербурга "обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга" на 2015-2020 годы. Постановление Правительства от 23 июня 2014 г. N 491. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cedipt.spb.ru/media/uploads/userfiles/2017/01/09/491_с_изм.docx
45. О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 года // Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. N 554. П.1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://spbstrategy2030.ru/?page_id=937_с_изм.docx
46. О системе // Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://info.essk.gov.spb.ru (Дата обращения: 08.03.18)
47. О стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 г. N 355 // База данных Consultant . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=187490#06735262936648618 (дата обращения: 22.03.18
48. Об утверждении федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы // Правительство РФ // [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/19457/
49. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и Федеральный закон иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ // База данных Consultant [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51038/
50. Обращения граждан // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/energ_kom/obrasheniya-grazhdan/
51. ООР Деловая Россия Дайджест от 06.10.2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://deloros.spb.ru/uploads/file/ezhenedelnyy_daydzhest_06.10.2017.pdf
52. Официальная статистика // строительство / ПЕТРОСТАТ . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Leningradskaya_area/enterprises/construction/
53. Перемены неизбежны: динамика рынка недвижимости Санкт-Петербурга в 2017 году // SPBHOMES [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spbhomes.ru/science/dinamika-rynka-nedvizhimosti-pervichnogo-zhilja/ (Дата обращения: 12.03.18)
54. План работы рабочей группы «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге на период с 01.10.2017 по 01.10.2018 / /Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства / Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/uluchshenie-predprinimatelskogo-klimata-v-sfere-stroi/
55. Поборники. С 2018 года петербургским застройщикам придется отчислять на социальную инфраструктуру по 11 тыс. рублей с каждого 1 м2 нового жилья // Деловой портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2017/12/03/Socialnaja_desjatina
56. Позиции застройщиков и иных организаций по изменению законодательства о долевом участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости // Реформирование 214-ФЗ / Национальное объединение застройщиков жилья [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uniteddevelopers.ru/sitePage.do?name=leftmenu0&id=437
57. Правительством Петербурга совместно с инвесторами в 2017 году введено в эксплуатацию 25 объектов социальной инфраструктуры // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/admin/albin-igor-nikolaevich/news/127246/
58. Правовой статус застройщика в долевом строительстве // PPT // [электронный ресурс]. URL: http://ppt.ru/guide/news/135087
59. Приоритетные направления деятельности // Национальное объединение застройщиков жилья // [официальный сайт] URL: http://www.uniteddevelopers.ru/sitePage.do?name=Prioritet
60. Результаты работы по привлечению внебюджетных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга в 2017 году // СПБ ГБУ управление строительными проектами [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/admin/albin-igor-nikolaevich/news/127246/
61. Рейтинг социальной ответственности строительных компаний московского региона в августе 2017 // Агентство политических и экономических коммуникаций // [электронный ресурс]. URL: (http://www.apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=104&ELEMENT_ID=4012
62. Рейтинг стран мира по уровню экономической свободы // Гуманитарные технологии // [электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom/index-of-economic-freedom-info
63. Рынок жилья ведет себя как рынок нефти // индикаторы рынка недвижимости // [электронный ресурс]. URL: https://www.irn.ru/articles/39914.html
64. Рынок недвижимости: продать любой ценой и по любой цене // Строительство.ру // // [электронный ресурс]. URL:
65. Современные проблемы развития жилищного строительства в России // КиберЛенинка // [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-razvitiya-zhilischnogo-stroitelstva-v-rossii
66. Социальная ответственность // Стройиновация // [электронный ресурс]. URL: http://www.stroynov.com/responsibility/
67. Сравнение редакций Федерального закона «Об участии в долевом строительстве Многоквартирных домов и иных объектов недвижимости И о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» N 214-ФЗ от 30.12.2004 // База данных Consultant [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.cc/82dL0A
68. Статистика о работе с письменными обращениями граждан в Комитете по строительству за 3 квартал 2017 года // Обращения граждан / /Комитет по строительству Санкт-Петербурга – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/obrasheniya-grazhdan
69. Статистика о работе с письменными обращениями граждан в Комитете по строительству за 1 квартал 2017 года // Обращения граждан //Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/obrasheniya-grazhdan/obzory-obrashenij/
70. Толстых П.А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности // Lobbying.ru Российский профессиональный портал о лоббизме и GR // [электронный ресурс]. URL: http://www.lobbying.ru/dictionary_word.php?id=23
71. Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/uluchshenie-predprinimatelskogo-klimata-v-sfere-stroi/
72. ФАС внимательно следит за стройрынком, аукционами, демпингом и картелями // Федеральная антимонопольная служба // [электронный ресурс]. URL: http://fas.gov.ru/publications/13674
73. Ямальский опыт государственно-частного партнерства - в числе лучших // Правительство ЯНАО // [электронный ресурс] URL: http://правительство.янао.рф/news/lenta/society/detail/104548/