Способы измерения уровня физической подготовленности учащихся старших классов и проверке методов диагностики для определения скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости учеников старших классов
|
Введение 3
Глава 1 Обзор теоретических подходов по методике измерения физической подготовленности старших школьников 6
1.1. Взгляды отечественных и зарубежных спортивных педагогов на методы диагностики физической подготовленности 6
1.2 Методы измерения физической подготовленности в советской школе 8
1.3 Современные методики определения физической подготовленности старших школьников 12
Глава 2 Методы диагностики физической подготовленности старшеклассников 14
2.1 Основные методы исследования скоростно-силовых способностей старшеклассников 14
2.2 Методы диагностики силовой и скоростной выносливости старших школьников 19
Глава 3 Экспериментальное исследование методов диагностики физической подготовленности старшеклассников 21
3.1 Результаты исследования скоростно-силовых способностей старшеклассников 21
3.2 Оценка диагностики скоростной выносливости старших школьников 26
3.3 Выводы по результатам исследования 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Глава 1 Обзор теоретических подходов по методике измерения физической подготовленности старших школьников 6
1.1. Взгляды отечественных и зарубежных спортивных педагогов на методы диагностики физической подготовленности 6
1.2 Методы измерения физической подготовленности в советской школе 8
1.3 Современные методики определения физической подготовленности старших школьников 12
Глава 2 Методы диагностики физической подготовленности старшеклассников 14
2.1 Основные методы исследования скоростно-силовых способностей старшеклассников 14
2.2 Методы диагностики силовой и скоростной выносливости старших школьников 19
Глава 3 Экспериментальное исследование методов диагностики физической подготовленности старшеклассников 21
3.1 Результаты исследования скоростно-силовых способностей старшеклассников 21
3.2 Оценка диагностики скоростной выносливости старших школьников 26
3.3 Выводы по результатам исследования 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Актуальность исследования. Проблема установления нормативов для физической подготовки человека остается одной из нехватки разработки во всех областях, связанных с физической культурой, спортивной тренировкой, биомеханикой, спортивной метрологией и другими науками.
За последние тридцать лет теория тестирования значительно продвинулась, чему способствовало развитие компьютерных технологий, увеличение числа специалистов, работающих в этой области, а также возрастающая потребность в объективном измерении способностей и навыков учащихся и студентов.
Основная идея развития системы образования и воспитания заключается в необходимости обновления учебного материала, поиске новаторских методов оценки физической подготовленности школьников.
Процесс обучения предмету "Физическая культура" также нацелен на поощрение регулярной физической активности, мотивацию к достижению максимальных результатов в физических упражнениях.
Система оценки физической подготовленности играет ключевую роль в регулировании процесса физического развития школьников. Объективность измерения достигнутых результатов в учебно-воспитательном процессе влияет на качество планирования и проведения занятий по физической культуре.
На современном этапе оценка физической подготовленности сталкивается с противоречием между необходимостью стимулирования улучшения результатов и использованием четырехбалльной шкалы, которая приводит к «скапливанию» результатов тестирования вблизи соответствующего норматива.
Для разрешения этого противоречия было проведено исследование, которое является актуальным по нескольким причинам:
во-первых, для увеличения мотивации школьников к физической активности на основе обеспечения стимулирующей функции оценки их физической подготовленности;
во-вторых, из-за увеличивающегося значения укрепления здоровья учащихся старших классов и разработки новаторских методов тестирования физической подготовленности, которые косвенно отражают оздоровительный и тренировочный эффект;
в-третьих, из-за сложности проблемы обоснования стандартов физической подготовленности учащихся старших классов.
Проведенный анализ научной литературы показал, что в теории физической культуры рассматривается проблема оценки в контексте контроля физической подготовленности, определения метрологических свойств тестов и теории тестирования.
Однако опросы педагогов-практиков и педагогические наблюдения показывают, что научные материалы о проблеме оценки физической подготовленности старшеклассников, накопленные в педагогической науке, не применяются на практике.
Объект исследования: методы диагностики физической подготовленности старшеклассников.
Предмет исследования: методы оценки скоростно-силовых способностей
скоростной выносливости старшеклассников.
Цель исследования заключается в изучении способов измерения уровня физической подготовленности учащихся старших классов и проверке методов диагностики для определения скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости учеников старших классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных спортивных педагогов на методы диагностики физической подготовленности, изучить методы измерения физической подготовленности в советской школе;
2. Описание современных методов изучения физической подготовленности старших школьников, обзор основных методов изучения скоростно-силовых способностей старшеклассников;
3. Определение методов оценки силы и скоростной выносливости старших школьников, представление результатов исследования скоростно-силовых способностей старшеклассников.
Гипотеза: применение комплекса методов определения физической подготовленности старших школьников будет способствовать улучшению скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости.
За последние тридцать лет теория тестирования значительно продвинулась, чему способствовало развитие компьютерных технологий, увеличение числа специалистов, работающих в этой области, а также возрастающая потребность в объективном измерении способностей и навыков учащихся и студентов.
Основная идея развития системы образования и воспитания заключается в необходимости обновления учебного материала, поиске новаторских методов оценки физической подготовленности школьников.
Процесс обучения предмету "Физическая культура" также нацелен на поощрение регулярной физической активности, мотивацию к достижению максимальных результатов в физических упражнениях.
Система оценки физической подготовленности играет ключевую роль в регулировании процесса физического развития школьников. Объективность измерения достигнутых результатов в учебно-воспитательном процессе влияет на качество планирования и проведения занятий по физической культуре.
На современном этапе оценка физической подготовленности сталкивается с противоречием между необходимостью стимулирования улучшения результатов и использованием четырехбалльной шкалы, которая приводит к «скапливанию» результатов тестирования вблизи соответствующего норматива.
Для разрешения этого противоречия было проведено исследование, которое является актуальным по нескольким причинам:
во-первых, для увеличения мотивации школьников к физической активности на основе обеспечения стимулирующей функции оценки их физической подготовленности;
во-вторых, из-за увеличивающегося значения укрепления здоровья учащихся старших классов и разработки новаторских методов тестирования физической подготовленности, которые косвенно отражают оздоровительный и тренировочный эффект;
в-третьих, из-за сложности проблемы обоснования стандартов физической подготовленности учащихся старших классов.
Проведенный анализ научной литературы показал, что в теории физической культуры рассматривается проблема оценки в контексте контроля физической подготовленности, определения метрологических свойств тестов и теории тестирования.
Однако опросы педагогов-практиков и педагогические наблюдения показывают, что научные материалы о проблеме оценки физической подготовленности старшеклассников, накопленные в педагогической науке, не применяются на практике.
Объект исследования: методы диагностики физической подготовленности старшеклассников.
Предмет исследования: методы оценки скоростно-силовых способностей
скоростной выносливости старшеклассников.
Цель исследования заключается в изучении способов измерения уровня физической подготовленности учащихся старших классов и проверке методов диагностики для определения скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости учеников старших классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных спортивных педагогов на методы диагностики физической подготовленности, изучить методы измерения физической подготовленности в советской школе;
2. Описание современных методов изучения физической подготовленности старших школьников, обзор основных методов изучения скоростно-силовых способностей старшеклассников;
3. Определение методов оценки силы и скоростной выносливости старших школьников, представление результатов исследования скоростно-силовых способностей старшеклассников.
Гипотеза: применение комплекса методов определения физической подготовленности старших школьников будет способствовать улучшению скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости.
Основная цель уроков физической культуры заключается в формировании устойчивой потребности у школьников в регулярных занятиях физическими упражнениями. Однако становится очевидным, что интерес школьников к занятиям физической культурой снижается, а их уровень физической активности является недостаточным, что имеет отрицательное влияние на их здоровье. Единые и унифицированные требования к контрольным нормативам не способствуют развитию мотивации у значительной части школьников. Для оптимизации организации физического воспитания необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности возрастного развития.
Для изучения двигательной активности школьников были проведены измерения параметров, таких как силовая выносливость, скоростно-силовые способности, скорость и аэробная выносливость. Физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который был внедрен в систему физического воспитания в СССР, представлял собой комплексную программу физкультурной подготовки, которая охватывала обучающихся общеобразовательных учебных заведений, профессиональных и спортивных организаций СССР в возрасте от 10 до 60 лет. Эта программа существовала с 1931 по 1991 год.
В настоящее время одним из способов проверки уровня физической подготовленности и развития базовых двигательных навыков учащихся школьного возраста является использование нормативов "Готов к труду и обороне" (ВФСК ГТО). В этой системе нормативов, которые включают контрольные упражнения и тесты, предусмотрена комплексная оценка учащихся с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Кроме того, нормы ВФСК ГТО имеют последовательность по возрастным группам и содержат общие организационно-методические рекомендации для проведения физкультурных занятий различного формата.
Рассмотрены методы, используемые для оценки скоростно-силовых способностей: наблюдение, экспертные оценки, аппаратурные методы, тесты. Наблюдение, является одним из самых древних методов. Учитель или тренер, проводящие занятия, имеют возможность наблюдать, насколько успешно обучается ученик. Если при этом опираться на различные критерии (правильность, точность, находчивость, рациональность), то качество наблюдения можно повысить. Также следует отметить, что одни критерии характеризуют явные скоростно-силовые способности, а другие скрытые.
Тесты для оценки скоростно-силовых способностей: Бег 4 по 10 м (скоростные способности) в и.п. лицом вперед, прыжок в длину с места толчком двух ног и пятикратный прыжок.
Для воспитания быстроты применяют соревновательный, повторный игровой методы. Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные интервальные, а также игровой и соревновательный метод. Каждый из них имеет свои особенности. На первом этапе был определен исходный уровень развития скоростной выносливости у старшеклассников с помощью следующих тестов: Челночный бег 7×50 м., «Пульсирующий» бег и Тест на определение выносливости в беге на месте с заданной интенсивностью (50 % от максимальной скорости преодоления дистанции).
Проведенное нами исследование, что использование методик диагностики двух этапов показывают положительные результаты. Среди наиболее результативных методик можно отметить: Прыжок в длину с места толчком двух ног, челночный бег 7×50 м. и тест на определение выносливости в беге на месте с заданной интенсивностью
Комплексное использование методов определения физической подготовленности старших школьников положительно повлияет на динамику скоростно-силовых способностей и улучшит скоростную выносливость старших школьников, что подтверждает гипотезу исследования.
Для изучения двигательной активности школьников были проведены измерения параметров, таких как силовая выносливость, скоростно-силовые способности, скорость и аэробная выносливость. Физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который был внедрен в систему физического воспитания в СССР, представлял собой комплексную программу физкультурной подготовки, которая охватывала обучающихся общеобразовательных учебных заведений, профессиональных и спортивных организаций СССР в возрасте от 10 до 60 лет. Эта программа существовала с 1931 по 1991 год.
В настоящее время одним из способов проверки уровня физической подготовленности и развития базовых двигательных навыков учащихся школьного возраста является использование нормативов "Готов к труду и обороне" (ВФСК ГТО). В этой системе нормативов, которые включают контрольные упражнения и тесты, предусмотрена комплексная оценка учащихся с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Кроме того, нормы ВФСК ГТО имеют последовательность по возрастным группам и содержат общие организационно-методические рекомендации для проведения физкультурных занятий различного формата.
Рассмотрены методы, используемые для оценки скоростно-силовых способностей: наблюдение, экспертные оценки, аппаратурные методы, тесты. Наблюдение, является одним из самых древних методов. Учитель или тренер, проводящие занятия, имеют возможность наблюдать, насколько успешно обучается ученик. Если при этом опираться на различные критерии (правильность, точность, находчивость, рациональность), то качество наблюдения можно повысить. Также следует отметить, что одни критерии характеризуют явные скоростно-силовые способности, а другие скрытые.
Тесты для оценки скоростно-силовых способностей: Бег 4 по 10 м (скоростные способности) в и.п. лицом вперед, прыжок в длину с места толчком двух ног и пятикратный прыжок.
Для воспитания быстроты применяют соревновательный, повторный игровой методы. Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные интервальные, а также игровой и соревновательный метод. Каждый из них имеет свои особенности. На первом этапе был определен исходный уровень развития скоростной выносливости у старшеклассников с помощью следующих тестов: Челночный бег 7×50 м., «Пульсирующий» бег и Тест на определение выносливости в беге на месте с заданной интенсивностью (50 % от максимальной скорости преодоления дистанции).
Проведенное нами исследование, что использование методик диагностики двух этапов показывают положительные результаты. Среди наиболее результативных методик можно отметить: Прыжок в длину с места толчком двух ног, челночный бег 7×50 м. и тест на определение выносливости в беге на месте с заданной интенсивностью
Комплексное использование методов определения физической подготовленности старших школьников положительно повлияет на динамику скоростно-силовых способностей и улучшит скоростную выносливость старших школьников, что подтверждает гипотезу исследования.



