Способы измерения уровня физической подготовленности учащихся старших классов и проверке методов диагностики для определения скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости учеников старших классов
Введение 3
Глава 1 Обзор теоретических подходов по методике измерения физической подготовленности старших школьников 6
1.1. Взгляды отечественных и зарубежных спортивных педагогов на методы диагностики физической подготовленности 6
1.2 Методы измерения физической подготовленности в советской школе 8
1.3 Современные методики определения физической подготовленности старших школьников 12
Глава 2 Методы диагностики физической подготовленности старшеклассников 14
2.1 Основные методы исследования скоростно-силовых способностей старшеклассников 14
2.2 Методы диагностики силовой и скоростной выносливости старших школьников 19
Глава 3 Экспериментальное исследование методов диагностики физической подготовленности старшеклассников 21
3.1 Результаты исследования скоростно-силовых способностей старшеклассников 21
3.2 Оценка диагностики скоростной выносливости старших школьников 26
3.3 Выводы по результатам исследования 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Актуальность исследования. Проблема установления нормативов для физической подготовки человека остается одной из нехватки разработки во всех областях, связанных с физической культурой, спортивной тренировкой, биомеханикой, спортивной метрологией и другими науками.
За последние тридцать лет теория тестирования значительно продвинулась, чему способствовало развитие компьютерных технологий, увеличение числа специалистов, работающих в этой области, а также возрастающая потребность в объективном измерении способностей и навыков учащихся и студентов.
Основная идея развития системы образования и воспитания заключается в необходимости обновления учебного материала, поиске новаторских методов оценки физической подготовленности школьников.
Процесс обучения предмету "Физическая культура" также нацелен на поощрение регулярной физической активности, мотивацию к достижению максимальных результатов в физических упражнениях.
Система оценки физической подготовленности играет ключевую роль в регулировании процесса физического развития школьников. Объективность измерения достигнутых результатов в учебно-воспитательном процессе влияет на качество планирования и проведения занятий по физической культуре.
На современном этапе оценка физической подготовленности сталкивается с противоречием между необходимостью стимулирования улучшения результатов и использованием четырехбалльной шкалы, которая приводит к «скапливанию» результатов тестирования вблизи соответствующего норматива.
Для разрешения этого противоречия было проведено исследование, которое является актуальным по нескольким причинам:
во-первых, для увеличения мотивации школьников к физической активности на основе обеспечения стимулирующей функции оценки их физической подготовленности;
во-вторых, из-за увеличивающегося значения укрепления здоровья учащихся старших классов и разработки новаторских методов тестирования физической подготовленности, которые косвенно отражают оздоровительный и тренировочный эффект;
в-третьих, из-за сложности проблемы обоснования стандартов физической подготовленности учащихся старших классов.
Проведенный анализ научной литературы показал, что в теории физической культуры рассматривается проблема оценки в контексте контроля физической подготовленности, определения метрологических свойств тестов и теории тестирования.
Однако опросы педагогов-практиков и педагогические наблюдения показывают, что научные материалы о проблеме оценки физической подготовленности старшеклассников, накопленные в педагогической науке, не применяются на практике.
Объект исследования: методы диагностики физической подготовленности старшеклассников.
Предмет исследования: методы оценки скоростно-силовых способностей
скоростной выносливости старшеклассников.
Цель исследования заключается в изучении способов измерения уровня физической подготовленности учащихся старших классов и проверке методов диагностики для определения скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости учеников старших классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных спортивных педагогов на методы диагностики физической подготовленности, изучить методы измерения физической подготовленности в советской школе;
2. Описание современных методов изучения физической подготовленности старших школьников, обзор основных методов изучения скоростно-силовых способностей старшеклассников;
3. Определение методов оценки силы и скоростной выносливости старших школьников, представление результатов исследования скоростно-силовых способностей старшеклассников.
Гипотеза: применение комплекса методов определения физической подготовленности старших школьников будет способствовать улучшению скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости.
Основная цель уроков физической культуры заключается в формировании устойчивой потребности у школьников в регулярных занятиях физическими упражнениями. Однако становится очевидным, что интерес школьников к занятиям физической культурой снижается, а их уровень физической активности является недостаточным, что имеет отрицательное влияние на их здоровье. Единые и унифицированные требования к контрольным нормативам не способствуют развитию мотивации у значительной части школьников. Для оптимизации организации физического воспитания необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности возрастного развития.
Для изучения двигательной активности школьников были проведены измерения параметров, таких как силовая выносливость, скоростно-силовые способности, скорость и аэробная выносливость. Физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который был внедрен в систему физического воспитания в СССР, представлял собой комплексную программу физкультурной подготовки, которая охватывала обучающихся общеобразовательных учебных заведений, профессиональных и спортивных организаций СССР в возрасте от 10 до 60 лет. Эта программа существовала с 1931 по 1991 год.
В настоящее время одним из способов проверки уровня физической подготовленности и развития базовых двигательных навыков учащихся школьного возраста является использование нормативов "Готов к труду и обороне" (ВФСК ГТО). В этой системе нормативов, которые включают контрольные упражнения и тесты, предусмотрена комплексная оценка учащихся с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Кроме того, нормы ВФСК ГТО имеют последовательность по возрастным группам и содержат общие организационно-методические рекомендации для проведения физкультурных занятий различного формата.
Рассмотрены методы, используемые для оценки скоростно-силовых способностей: наблюдение, экспертные оценки, аппаратурные методы, тесты. Наблюдение, является одним из самых древних методов. Учитель или тренер, проводящие занятия, имеют возможность наблюдать, насколько успешно обучается ученик. Если при этом опираться на различные критерии (правильность, точность, находчивость, рациональность), то качество наблюдения можно повысить. Также следует отметить, что одни критерии характеризуют явные скоростно-силовые способности, а другие скрытые.
Тесты для оценки скоростно-силовых способностей: Бег 4 по 10 м (скоростные способности) в и.п. лицом вперед, прыжок в длину с места толчком двух ног и пятикратный прыжок.
Для воспитания быстроты применяют соревновательный, повторный игровой методы. Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные интервальные, а также игровой и соревновательный метод. Каждый из них имеет свои особенности. На первом этапе был определен исходный уровень развития скоростной выносливости у старшеклассников с помощью следующих тестов: Челночный бег 7×50 м., «Пульсирующий» бег и Тест на определение выносливости в беге на месте с заданной интенсивностью (50 % от максимальной скорости преодоления дистанции).
Проведенное нами исследование, что использование методик диагностики двух этапов показывают положительные результаты. Среди наиболее результативных методик можно отметить: Прыжок в длину с места толчком двух ног, челночный бег 7×50 м. и тест на определение выносливости в беге на месте с заданной интенсивностью
Комплексное использование методов определения физической подготовленности старших школьников положительно повлияет на динамику скоростно-силовых способностей и улучшит скоростную выносливость старших школьников, что подтверждает гипотезу исследования.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». № 273 – ФЗ от 29декабря 2012 г
3. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172«О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс] // Президент России. – Режим доступа: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm. (Дата обращения: 17.10.2017)
4. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (Дата обращения: 18.10.2017)
5. Абаскалова Н. П. Физиологические основы здоровья: Учеб. пос. / Н.П. Абаскалова и др.; Отв. ред. Р.И. Айзман. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 351 с.
6. Антонова, Е.В. Здоровье Российских подростков 15–17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления: автореф. дис. … д-ра мед. наук / Е.В. Антонова. – М., 2017. – 48 с.
7. Биктимирова А.А., Рылова Н.В., Самойлова А.С. Аэробная мощность. Кардиореспираторное нагрузочное тестирование. Максимальное потребление кислорода. – Практическая медицина. – № 03. – 2014. – (Современные вопросы диагностики).
8. Балобанов, К.И. К вопросу об информированности студентов о комплексе ГТО [Текст] / К.И. Балобанов // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч.-метод. ст. по итогам Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (Киров, 25 ноября 2015 г.). – Киров: Радуга-ПРЕСС, 2016. – С. 16–19.
9. Барчуков И.С. "Физическая культура". Учебное пособие. для высш. Профобразования/ И.С Барчуков Н.Н Маликов Издательский центр "Академия" 2013 -528 с.
10. Варфоломеева З. С. Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско-юношеском спорте: учеб. пособие / З. С. Варфоломеева; В. Ф. Воробьев; Е. В. Максимихина; С. Е. Шивринская. – 2-е изд. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 154 с.
11. Виноградов, П.А. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) [Текст] / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 3. – С. 38–42.
12. Воспитание силы и быстроты [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Л.А. Аренд [и др.] — Электрон. текстовые данные — Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 177 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22651 (Дата обращения: 18.10.2017)
13. Галагузова, Ю.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система [Текст] / Ю.Н. Галагузова, Т.И. Мясникова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 33–36.
14. Гриднев В. А. Новый комплекс ГТО в вузе: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед./В.А. Гриднев, С.В. Шпагин. -Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2015. -80 с.
15. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. – М.: советский спорт, 2017.-336 с.
16. Зелова Т.Ф., Ревенко Е.М., Сальников В.А. Возрастные особенности соотношения развития двигательных и умственных способностей школьников//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 3. С. 11-16
17. Марочкина Н.В., Гуренко А.С., Медведев С.Б., Поветкина Н.И., Стрельников А.М. Сравнительный анализ уровней физической подготовленности и функционального состояния организма студентов инженерных специальностей. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии/Сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. №12 (35). Часть 1. Новосибитск: Изд. «СибАК», 2013. – 126 с.
18. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие [Текст] / Т.Ю. Карась. – Изд-во АмГПГУ: Комсомольск-на-Амуре, 2017. – 125с.
19. Кириллова Я. В. Актуальность процесса педагогического сопровождения в развитии ценностных ориентаций студентов вуза физической культуры/Я.В. Кириллова//Вестник Челябинской Государственной Академии Культуры и Искусств. -2013. -№ 2 (34). -С. 187-190.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры// М.: Физкультура и спорт, 2011. — 543 с.
21. Начинская, С.В. Спортивная метрология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / С.В. Начинская. – 4-е изд. – М.: Академия, 2017. – 240 с.
22. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / С.В. Начинская. – 4-е изд. – М. : Академия, 2017. – 240 с
23. Орехова, Т. Ф. Организация здорового образа жизни в современной школе: практико-ориентированная монография / Т. Ф. Орехова. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 355 с.
24. Парняков Д. М. Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 604-608.
25. Переверзев В. А. Физическая культура: учеб. пособие / Е.С. Григорович [и др.]; под ред. Е.С. Григоровича, В.А. Переверзева. – 4-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 350 c.
26. Пасек М, Михайловска-Савчин М., Новак-Залеска А. Посещаемость занятий по физическому воспитанию и ее связь с отношением к физкультуре и отдельными биологическими и социальными факторами с учетом проведения занятий в полевых условиях и школьных залах // Теория и практика физической культуры. 2014. № 8. С. 44–48.
27. Петьков, В.А. Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности/В.А. Петьков//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2013. -№ 4 (129). -С.179-183.
28. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления: монография. Омск: СибАДИ, 2014. 392
29. Сальников В. А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография. Омск: СибАДИ, 2013. 411 с.
30. Сальников В. А., Ревенко Е. М., Бебинов С. Е. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2017. № 8. С. 124–135.
31. Спирин В. К. К проблеме разработки нормативных требований комплекса ГТО в контексте реализации здоровьеформирующего подхода к физкультурной активности населения РФ // Теория и практика физической культуры. 2014. № 11. С. 94–97.
32. Томаров С.А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса п физическому воспитанию в школе /С.А. Томаров// Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы ІV Международной научно - практической конференции. – Уфа, 2017 г. – С. 217 – 219.
33. Тюмасева, З.И. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов: коллективная монография / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Г.В. Валеева, Е.С. Гладкая; под науч. ред. З.И. Тюмасевой. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 290 с.
34. Черкасов, И.Ф. Методика развития физических качеств юношей старших классов на дополнительном уроке по физической культуре [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.Ф. Черкасов. – Екатеринбург, 2005. – 23 с.
35. Чертов Н. В. Физическая культура: учебное пособие / Чертов Н.В. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2017. - 118 с.
36. Чурганов О. А. и др. Международная программа «Здоровье и поведение детей школьного возраста» / О. А. Чурганов, О. М. Шелков, А. В. Малинин, А. А. Маточкина, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2014. № 4. С. 2–5.
37. Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.
38. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
39. Шелехова Л. В. Математические методы в психологии и педагогике [Электронный ресурс]: в схемах и таблицах: учебное пособие / Л. В. Шелехова. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург: Лань, 2015. - 224 с.
40. Юхно, Ю.А. Инновационные подходы к организации мониторинга физического состояния школьников в процессе физического воспитания [Текст] / Ю.А. Юхно, Н.Н. Гончарова, Г.В. Лукьянцева // Физическое воспитание студентов. — 2017. — № 5. — С. 44–47.