ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ОНЛАЙН ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ 7
1.1 Дистанционное обучение как форма электронного обучения 7
1.2.1 Образовательная технология «перевернутый класс» при онлайн
обучении английскому языку 17
1.2.2 Роль преподавателя и характеристики образовательной технологии
«перевернутый класс» 27
1.3 Психологи-педагогические особенности обучения взрослых 32
1.4 Особенности организации языковых клубов 38
Выводы по Главе I 40
Глава II. «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В РАЗГОВОРНЫХ ОНЛАЙНОВЫХ
КЛУБАХ 43
2.1 Основные положения методики использования технологии при онлайн
обучении 43
2.2 Педагогическое наблюдение в ходе исследования 47
2.2.1 Методические материалы для проведения педагогического наблюдения 47
2.2.2 Проведение педагогического наблюдения 61
2.2.3 Описание полученных результатов 72
Выводы по Главе II 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 97
Covid-19 принес в систему образования свои изменения. В рамках дополнительного образования взрослые обучающиеся стали чаще выбирать дистанционные способы изучения иностранных языков, так как это позволяет им учиться из любого места и не тратить время на дорогу до языкового центра. Также онлайн формат позволяет учиться у преподавателей из других городов.
Кроме этого, взрослые, достигшие порогового уровня владения иностранным языком, поддерживают и развивают свой уровень языка благодаря тому, что ходят на разговорные клубы.
Актуальность данной работы заключается в том, что, используя модель «перевернутый класс» в онлайн формате мы можем предложить взрослым обучающимся эффективный способ изучения иностранного языка в формате языкового клуба.
Научная новизна заключается в том, что в рамках исследования впервые была использована интерактивная платформа Edvibe для организации самостоятельной работы обучающихся в рамках «перевернутого класса».
Цель данной работы — доказать эффективность использования модели «перевернутый класс» для обучения взрослых в рамках языковых онлайновых клубов.
Для этого требуется решить следующие задачи:
1) изучить особенности дистанционного обучения;
2) изучить основные положения модели «перевернутый класс»;
3) описать роль преподавателя в модели «перевернутый класс»;
4) изучить психолого-педагогический особенности взрослых;
5) описать основные положения использования методики «перевернутый класс» при онлайн обучении;
6) разработать методические материалы для проведения языковых онлайн-клубов;
7) организовать педагогическое наблюдение и описать его результаты.
Объект исследования - обучение английскому языку онлайн.
Предмет исследования - обучение разговорной речи с использования модели «перевернутый класс» на языковых онлайновых клубах.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1) общенаучные методы:
a. изучение и анализ отечественной и зарубежной лингводидактической и психологической научной литературы;
b. анализ, синтез и систематизация полученных данных;
2) эмпирические методы:
a. педагогическое наблюдение для выявления эффективности использования модели «перевернутый класс»;
b. тестирование полученных знаний после проведения встреч клуба;
c. анкетирование участников клуба для анализа обратной связи.
Теоретической базой исследования послужили труды как отечественных (Е.В. Вульфович, О. С. Жукове, В.А. Сорокоумова и др.), так и зарубежных (J. Bergman, A. Sams, E. F. Barkley и др.) методистов и психологов. Отечественная литература представлена 51 источником, зарубежная - 13. Используемые источники - 11.
Источниками практического материала стали учебно-методические комплексы «Solutions: Intermediate», «Outcomes: Intermediate», «Vocabulary in Use: Pre-Intermediate - Intermediate», «Vocabulary in Use: Upper-Intermediate», cайты Test-English, English-Hilfen, видео-хостинг YouTube. Структура работы включает введение, две главы с выводами по главам, заключение, список литературы и приложение.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в исследование проблематики обучения разговорной речи в онлайн формате на основе использования модели «перевернутый класс».
...
В ходе развития информационно-коммуникационных технологий обучение перешло в новый дистанционный формат, который позже стал называться онлайн-обучением. Данный формат несет в себе все компоненты учебного процесса, но реализуется по средствам интернет-технологий, учебных интерактивных платформ и сервисов, социальных сетей. За последнее время доверие и интерес к данному формату обучения значительно вырос, так как Covid-19 принес в жизнь современного человека новые реалии в виде онлайн-обучения и онлайн-работы.
Дистанционное обучение имеет широкое применение, в том числе в рамках дополнительного образования по интересам. Оно может осуществляться в трех форматах: синхронном, асинхронном и смешанном. К преимуществам онлайн-обучения можно отнести следующие особенности: неограниченность в пространстве и времени, интерактивность, гибкость, индивидуальный характер, особый формат отношений преподавателя и учащегося.
Технология «перевернутый класс» (flipped classroom) была придумана и описана Дж. Бергманом и А. Сэмсом в 2006 году. Основная идея данной технологии заключается в том, что учащиеся знакомятся с новой темой самостоятельно дома, за некоторое время до основного занятия с преподавателем. На уроке прорабатываются непонятные моменты, возникшие в ходе самостоятельной работы, а основная часть времени уделяется практическому применению изученного. Поэтому, создаются условия как для индивидуального обучения, так и для создания динамичной интерактивной среды для всех участников учебного процесса.
Так как в данной работе модель «перевернутый класс» использовалась в онлайн-обучении, стоит сказать, что для осуществления такого формата обучения преподавателю нужно выбрать цифровые инструменты. Для самостоятельной работы учащихся могут быть использованы интерактивные платформы для обучения, для осуществления видеосвязи - видео-приложения, 81
письменной коммуникации - социальные сети. Перед началом работы преподавателю нужно разделить материал на части, перенести его на интерактивные платформы, а также объяснить своим учащимся, как будет выстраиваться процесс обучения в новых условиях.
К преимуществам модели «перевернутый класс» можно отнести гибкость, самостоятельность, разнообразие форм работы при осуществлении самостоятельное и групповой работах, повышение мотивации, развитие устной речи и коммуникативных навыков. К недостаткам относятся дополнительны затраты времени при подготовке к занятиям, особенности работы на интерактивных платформах, а также возможная низкая мотивация учащихся.
При использовании модели «перевернутый класс» роль преподавателя меняется. Он становится модератором, наставником и фасилитатором. Такой преподаватель помогает, инициирует, поддерживает своих учащихся, учитывает их потребности и цели, сопровождает и помогает в поиске ответов при решении разнообразных задач. К качествам такого преподавателя можно отнести организованность, ответственность и внимательность. В рамках дистанционного обучения такой преподаватель также должен обладать информационной грамотностью, уметь работать с различными Интернет- ресурсами для осуществления эффективного процесса обучения.
В данной работе группой учащихся стали взрослые, люди от 20 лет и старше. Прогресс в социальной и научно-технической сферах жизни человека повлиял на возрастание потребности в обучении у взрослого населения. Поэтому, взрослые обучающиеся активно изучаются иностранный язык в рамках дополнительного образования.
Взрослые - это группа обучающихся, которая отличается наличием конкретных и осознанных целей, обладают рефлексивным наблюдением, могут работать с абстрактными понятиями. Они самостоятельны, имеют ранее накопленный жизненный опыт, их обучение часто профессионально ориентировано. Кроме этого, нужно учитывать, что временные рамки у взрослых, обучающих ограничены, так как им важно получить результат в короткие сроки.
Так как взрослым важно видеть результат своего обучения, считаем, что языковые клубы - это наиболее эффективный способ совершенствования иностранного языка на послепороговых уровнях. Встречи языкового клуба помогают взрослым преодолеть языковой барьер, почувствовать себя увереннее благодаря неформальной обстановке на таких встречах, пообщаться с участниками клуба на иностранном языке, а не только с преподавателем в рамках урока.
...
1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании». [Электронный ресурс]. -
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 11446/ (Дата обращения: 09.12.2022)
2. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанционное образование. - 2017. - № 4. - С. 16-19. [Электронный ресурс]. - http://v-school.narod.ru/E-LEARN/RAB- MAT/andreev-pon do .htm (Дата обращения: 11.10.2022)
3. Архипов А.С. Система дистанционного обучения // Вестник науки. - 2020.
• №6. - С.7-13. [Электронный ресурс]. -
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-distantsionnogo-obucheniya (Дата
обращения: 11.10.2022)
4. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения // Высшее образование
в России. - 2007. - №3. - С. 57-62. [Электронный ресурс]. -
https://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-distantsionnogo-obucheniya (Дата обращения: 11.10.2022)
5. Бакаев Р. Автономное обучение. - М.: Обзор, 2018. - 91 с.
6. Безрукова А.С., Леонгард Н.А., Матвеева А.И. Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований фгос ооо // Молодой ученый. - 2020. - №
4. - С.275-277. [Электронный ресурс]. -
https://moluch.ru/archive/294/66797/ (Дата обращения: 09.12.2022)
7. Борзова Т.А. Преподаватель как основное звено технологии
"перевёрнутый класс" // Высшее образование в России. - 2018. -
№5. - С.42-49. [Электронный ресурс].
• https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-kak-osnovnoe-zveno- tehnologii-perevyornutyy-klass (Дата обращения: 17.04.2022)
8. Борзова Т.А. Теоретико-методические и практические аспекты
траекторного обучения студентов в технологии «Перевернутый класс» //
Территория новых возможностей. - 2020. - №2. - С.168-182. [Электронный ресурс]. - https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoretiko-metodicheskie-i-
prakticheskie-aspekty-traektornogo-obucheniya-studentov-v-tehnologii- perevernutyy-klass (Дата обращения: 08.12.2022)
9. Воронина М.В. "Перевёрнутый" класс - инновационная модель обучения ZZ
Открытое образование. - 2018. - №5. - С.40-51. [Электронный ресурс]. - https: ZZcyberleninka.ruZarticleZnZperevyornutyy-klass.. (Дата обращения:
12.04.2022)
10. Вульфович Е.В. Современные тенденции в преподавании иностранных
языков в контексте усиления роли ИКТ в образовании ZZ Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия «Педагогические и психологические науки». - 2016. - № 27 (46). - С.
41-51.
11. Голодок Д.А., Алексеев В.М. Преимущества дистанционного обучения ZZ
Инновационная наука. - 2016. - №11. - С.168-167. [Электронный
ресурс]. - https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/paradoksy-distantsionnogo-
obucheniya (Дата обращения: 11.10.2022)
12. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И. И., Петрусев С.В. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. - Мн.: «БИП-С», 2003. - 182с.
13. Жуковец О.С. Перевёрнутый класс как инструмент дистанционного обучения ZZ Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы XIV Междунар. науч. конф., посвящ. 99-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 29 окт. 2020 г. — 2020. - С. 371-375. [Электронный ресурс]. - https:ZZelib.bsu.byZbitstream/123456789Z269147Z1Z371-.. (Дата обращения: 17.04.2022)
14.Захарова А.В. Опыт организации образовательной деятельности в условиях перехода вуза к оригинальным образовательным стандартам Z М: Высшее образование сегодня. Издательство: ООО «Издательская группа «Логос» № 9, 2012. - С.14-20.
15.Змеев С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 152 с.
... всего 77 источников