Введение 3
1. СМИ в условиях глобализации: структурно-организационные изменения... 9
1.1 Трансформация СМИ в контексте глобализации. 9
1.2 Глобализационные стратегии СМИ (междисциплинарный подход) 29
1.3 Медиапространство Испании: рынок частных и общественных СМИ 44
2 Глобализационные стратегии медиагрупп «ПРИСА» и «RTBE» 53
2.1 Глобализационные стратегии медиагруппы и отдельных СМИ 53
2.2 Глобализация медиаконтента на примере «Эль Паис» и «РТВЕ» 83
Заключение 104
Список использованных источников 110
Приложение 1 123
Приложение 2 124
Приложение 3 125
Приложение 4 126
Приложение 5 128
Приложение 6 129
Приложение 7 130
Приложение 8
Развитие информационно-коммуникационных технологий порождает изменения во всех сферах деятельности человека, включая культурную, социальную, экономическую, политическую. Как следствие мы сталкиваемся с процессом глобализации. Глобализация является, с одной стороны, основой формирования информационного общества, с другой, – его результатом. Существуют различные подходы к трактовке понятия «глобализация». Одни исследователи, например Э. Гидденс , считают, что это процесс далеко не новый и что сегодня мы сталкиваемся лишь с его очередным этапом. Другая группа теоретиков, как М. Кастельс, М. Маклюэн , связывают концепт «глобализации» с развитием информационно-коммуникационных технологий и относит его к концу 1970-ых годов.
Появление глобального информационного пространства ставит новые вызовы перед традиционными СМИ: им нужно приспосабливаться к новым условиям реальности, теряется сама ценность информации. Чтобы удержать аудиторию, медиа вынуждены искать новые пути ее привлечения, а также монетизации собственного контента. Традиционные СМИ формируют свои уникальные стратегии глобализации. Каждое СМИ подходит к этому вопросу по-своему, нет универсальной стратегии глобализации.
Теоретической базой нашего исследования послужили работы в следующих авторов области глобализации: Белл Д., Гидденс Э., Кастельс М, Маклюэн М. В сфере глобализации СМИ: Быкова А. Ю., Курышевой Ю. В., Паисовой А. А., Пую А. С. В качестве теоретической базы также использовались труды по общей теории журналистики: Вартановой Е. Л., Засурского, Я. Н., Качкаевой, А. Г, Мельник, Г. С., Михайлова С. А.
Актуальность работы связана:
1. С необходимостью поиска универсальной стратегии для медиагрупп и отдельных СМИ в условиях глобализации;
2. С необходимостью выработки оптимального соотношения глобализации и доместикации контента;
3. С важностью вопросов, стоящих перед редакциями в условиях глобализации информационного пространства (привлечение аудитории, монетизация контента и другие).
Глобализация СМИ должна быть контролируемой, управляемой и планируемой, именно поэтому наше исследование кажется своевременным и актуальным.
Теоретическая значимость исследования заключается в междисициплинарности подхода, применении классических подходов к пониманию стратегии в менеджменте и разработке классификации глобализационных стратегий в СМИ на разных уровнях управления и профессиональной деятельности. Данная работа может служить базой для дальнейших исследований в международной журналистике, экономике СМИ.
Новизна работы связана с малой изученностью испанских медиагрупп и их роли в глобальном информационном пространстве. Чаще всего принято говорить об англоязычных медиагруппах и корпорациях, тогда как огромный сегмент испаноязычной и португалоязычной аудитории остается не изученным. Научная новизна работы заключается в компаративном анализе стратегий глобализации двух медиагрупп. Был выбран междисциплинарный подход и использовались теоретические основы менеджмента.
В нашей работе мы исследуем, какие стратегии формируют крупнейшие испанские медиагруппы, чтобы стать полноценными игроками в глобальном информационном пространстве. Подробнее мы останавливаемся на двух совершенно разных медиагруппах «PRISA» («ПРИСА») и RTVE («РТВЕ» – Испанская радиовещательная и телевизионная корпорация). Выбор именно этих медиагрупп не случаен: «ПРИСА» – это яркий пример частной медиагруппы, в то время как «РТВЕ» – общественная медиагруппа с частичным государственным финансированием. Гипотеза исследования заключается в том, что и цели, и стратегии глобализации у этих групп будут разными.
Целью является выявление специфики глобализационных стратегий развития выбранных медиагрупп.
Из поставленной цели вытекает следующий ряд задач:
1. Обобщить понятие «глобализация», определить вызовы, которые ставит глобализация перед традиционными СМИ;
2. Выявить специфику стратегий средств массовой информации в глобальном информационном пространстве;
3. Выявить особенности медиагрупп в историческом контексте испанского медиапространства;
4. Определить формы глобализации в стратегиях медиагрупп и отдельных СМИ;
5. Определить формы глобализации медиаконтента в СМИ.
В процессе исследования были использованы следующие методы: контент-анализ, описание, структурный анализ, компаративный анализ.
Объектом нашего исследования являются медиагруппы «ПРИСА» и «Испанская радиовещательная и телевизионная корпорация». Предмет – стратегии медиагрупп в контексте глобального информационного пространства.
Эмпирической базой исследования стали годовые отчеты медиагрупп «ПРИСА» и «РТВЕ», которые находятся в открытом доступе на официальных сайтах prisa.com, rtve.es, а также сайты отдельных СМИ, входящих в медиагруппы (elpais.com, los40.com, as.com, cincodias, elpais.com), мобильные приложения, официальные страницы и профили в социальных сетях. Для контент-анализа были использованы тексты «Эль Паис» и сайта «РТВЕ» за период с 01.01.2017 по 01.05.2018.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения материалов исследования для изучения стратегий глобализации других медиагрупп, а также отдельных СМИ, в том числе российских.
Данная работа включает две главы: теоретическая «СМИ в условиях глобализации: структурно-организационные изменения» и практическая «Глобализационные стратегии медиагрупп «ПРИСА» и «РТВЕ».
Промежуточные результаты работы были представлены на различных конференциях: «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», «Ломоносов 2017». Тезисы и научные статьи по результатам выступления на конференциях поданы для публикации:
1. «Глобализационные тенденции медиагруппы PRISA: географический и содержательный аспекты» // Материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15–17 марта 2017 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2017. — С. 430-432
2. «Международная тематика в газетах «El Mundo» и «El País» // Материалы 55-й Международной научной студенческой конферен-ции МНСК-2017: Журналистика / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2017. – С. 58-59
3. «Глобализационные тенденции национальных медиагрупп Испании (на примере RTVE и PRISA)» // Актуальные проблемы журнали-стики: Сборник трудов Всероссий-ской научно-практической конфе-ренциимолодых ученых. Вып. XII / Отв. Ред. П.П. Каминский. – Томск, ФЖ ТГУ, 2017. – С. 90-91
4. «Глобализационные тенденции медиагруппы RTVE: географический и содержательный аспекты» // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2017» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2017.
6. «Глобализационные стратегии испанской медиагруппы PRISA» // Международная журналистика-2018: глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15 февр. 2018 г. / сост. Б. Л. Залесский ; под общ. ред. Т. Н. Дасаевой. – Минск : Изд. центр БГУ, 2018. – С.292-300
7. «Глобализационные стратегии медиагруппы PRISA // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2018.
Глобализация уже давно стала реальностью, которая ставит определенные вызовы перед средствами массовой информации. Появление глобального информационного пространства привело к тому, что традиционные средства массовой информации вынуждены искать новые пути выживания. Для выживания и минимизации затрат СМИ объединяются в медиагруппы, которые, в свою очередь, вырабатывают свои стратегии глобализации.
В данной работе ключевым понятием для рассмотрения стала «глобализация». Даны различные трактовки этого термина, характеристики, свойства глобализации. Было выявлено, что существуют разные подходы к определению глобализации: ряд исследователей считает, что это качественно новое явление, связанное с технологическим развитием, другие – что глобализация происходит давно, и сейчас мы наблюдаем новый ее этап. Глобализация затрагивает все сферы жизни: и политическую, и экономическую, и культурную, и другие.
В глобальном информационном пространстве средства массовой информации вынуждены вносить существенные коррективы в содержание материалов, форму его подачи и распространения. Основываются эти изменения на таких технологических процессах, как дигитализация и конвергенция. Конвергенция в средствах массовой информации проходит на разных уровнях: технологическом, который, непосредственно, связан с дигитализацией, на уровне самой медиаорганизации, на содержательном уровне. Трансформация затрагивает все виды СМИ: и печатные, и аудиовизуальные. Конвергенция становится одной из ступеней на пути к глобализации СМИ, потому как информация становится доступной для людей за пределами строгих географических рамок государства.
Стратегическое планирование любой организации связано с постановкой целей, задач, обозначения миссии и видения, анализом внешних и внутренних рисков и угроз. Планирование стратегии в международной компании отличается адаптацией локальных показателей, целей к глобальному рынку.
Средства массовой информации как предприятия формируют определенные стратегии для выхода на глобальный рынок. Эти стратегии варьируются на уровне самой медиаорганизации, на уровне конкретного СМИ, на содержательном уровне. На более масштабном уровне медиаорганизации можно выделить несколько основных стратегий: горизонтальный рост, вертикальный, диагональный, кластеризация. На уровне конкретного медиа это могут быть нишевая стратегия, стратегия максимизации общей аудитории, стратегия минимизации издержек. На уровне содержания появляются свои коммуникативные стратегии.
Целью работы было определение стратегий развития выбранных групп в глобальном информационном пространстве. Гипотеза исследования подтвердилась не полностью: стратегии частной и общественной медиагрупп отличаются по целям и задачам, однако по реализации они схожи друг с другом.
В результате сравнения частной лидирующей и государственной медиагруппы мы сделали следующие выводы:
1. И «ПРИСА», и «РТВЕ» представляют собой диагональную модель медиапредприятия и помимо средств массовой информации включают в себя компании, не связанные с журналистикой. «ПРИСА» имеет в своем составе образовательный фонд Сантияна, издательский дом, «Эль Паис» занимается подготовкой журналистских кадров в рамках образовательной программы магистратуры и специальных курсов дополнительного образования. «РТВЕ» имеет свой оркестр, хор, институт журналистики, который принимает в рамках программ обмена студентов из других стран.
2. Несмотря на схожие миссии компаний, цели и видение у них разные. Миссия медиагруппы «ПРИСА» – способствовать культурному развитию людей и развитию общества, предлагая высококачественный контент в сфере образования, информации и развлечений. Цель – стать лидером в распространении качественной информации на испаноязычном и португалоязычном медиарынках. Миссия «РТВЕ» – предлагать независимую, множественную информацию, качественные развлечения. Однако как государственная компания «РТВЕ», прежде всего, нацелена на деятельность в медиапространстве Испании. Цель корпорации состоит в популяризации национальных идей в Испании и за ее пределами.
3. Аудитория «ПРИСА» в глобальном плане – это все население мира, родной язык которого испанский или португальский, а также люди, заинтересованные новостной повесткой испаноязычного мира. Аудитория «РТВЕ» – испанцы, проживающие за рубежом, и люди, интересующиеся испанской культурой.
Для достижения этих целей используются схожие стратегии на уровне всей корпорации, на уровне конкретных средств массовой информации и на содержательном уровне они в большей мере отличаются.
На уровне всей компании у обеих медиагрупп можно выделить следующие схожие стратегии:
1. Активное использование социальных сетей для увеличения охвата аудитории;
2. Использование ютуба для продвижения видеоконтента;
3. Сотрудничество с другими зарубежными средствами массовой информации – важными игроками глобального медиарынка, а также с крупными некоммерческими организациями.
4. Создание своих премий в области журналистики для позиционирования себя в медиапространстве.
5. Создание разных мобильных приложений как всей медиагруппы, так и отдельных СМИ и отдельных проектов.
На уровне конкретных СМИ глобализационные стратегии дополняют стратегии всей медиагруппы. Выделим основные стратегии СМИ частной медиагруппы «ПРИСА» и испанской вещательной компании:
1. Появление сети международных корреспондентов
2. Использование новых инструментов и технологий: виртуальная реальность, фэйсбук лайф и другие.
3. Персонализированные мобильные приложения с выбором нужной редакции на испанском, португальском или английском языке, редакции конкретной страны.
4. Создание платформы для подкастов на испанском языке
Испанская вещательная компания в глобализационных стратегиях на уровне СМИ делает акцент на дроблении каналов по регионам мира и предоставлении как испанского контента, так и местного. Международная радиостанция РНЕ, Внешнее радио Испании, в качестве стратегии использует применение различных языков вещания и бесплатное сотрудничество с другими радиостанциями в обмен на целую программу об испанских новостях.
На микроуровне глобализационных стратегий изучению подлежит содержательный аспект средств массовой информации. Индикаторами глобализационных стратегий в этом случае могут быть иностранные колонки в прессе, зарубежная информация в новостях, расширение вкладок на сайтах СМИ.
В изучаемых медиакомпаниях можно выделить некоторые общие стратегии на уровне содержания: интерес к общемировым актуальным темам (гендерное неравенство, экология, кризис беженцев), глобальные новости (Исламское государство, Трамп, брекзит), создание развлекательного контента, отвечающего общемировым запросам аудитории.
Глобализационные стратегии проявляются в средствах массовой информации «ПРИСА» и в специализированном контенте, например, спортивном и экономическом через создание глобальных медиапроектов, интересных во всем мире. «РТВЕ», в свою очередь, делает акцент на передачах, которые работают на имидж Испании за рубежом и повышают ее туристическую и инвестиционную привлекательность.
Проанализировав структуры сайтов средств массовой информации, можно прийти к определенным выводам о том, какое место занимает международная тема в общей информационной повестке. «ПРИСА» в большей мере, чем «РТВЕ» ориентирована на иностранную аудиторию, следовательно, и международная тематика у нее представлена лучше.
Контент-анализ публикаций СМИ показал, что страны и регионы в международной тематике представлены не одинаково. Некоторые страны доминируют в информационной повестке над другими. Кроме того, глобализация затрагивает далеко не все темы. Самыми популярными остаются политика и спорт, тогда как культура часто приобретает политический оттенок. Аналитические материалы на международную тему в изучаемых СМИ представлены часто, что говорит о том, что интерес к регионам не краткосрочен и что редакции нацелены на иностранную аудиторию.
У частной и общественной, частично государственной, компаний стратегии глобализации различаются в большей мере на содержательном уровне. Если «ПРИСА» делает акцент на международной тематике, близкой тому или иному региону, то у «РТВЕ» – это не основной контент, а большее внимание уделяется передачам про Испанию, которые работают на имидж страны. На уровне медиакомпаний стратегии схожи и связаны с максимальным расширением аудитории в географическом плане с помощью новых технологий и социальных сетей, созданием сети международных корреспондентов и сотрудничеством с другими глобальными средствами массовой информации.
1 Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. – М.: владос, 1994. – 336 с.
2 Андрунас, Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей / Е. Ч. Андрунас. – М., 1991. – 209 с.
3 Байчик, А. В. Политическая стратегия транснациональных корпораций СМИ в процессе глобализации информационного пространства: Дис. ... канд. полит. наук : 10.01.10. – СПб., 2005. – 216 c.
4 Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию / У. Бек. – М., 2001. – 304 с.
5 Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999. – 788 с.
6 Блинов, А. С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка / А. С. Блинов. – М. : «МАКС-Пресс», 2003. – 149 с.
7 Быков, А. Ю. Современные зарубежные СМИ в условиях глобализации. Сборник статей /А. Ю. Быков. – Санкт-Петербург, 2011. – 161 с.
8 Быкова, А. С. Масс-медиа стран членов Европейского Союза / А. С. Быкова. – СПБ, 2004. – 230 с.
9 Вартанова, Е. Л. Финская модель на рубеже столетий / Е. Л. Вартанова. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 287 с.
10 Вартанова, E. Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием / Е. Л. Вартанова. – М., 1997. – 183 с.
11 Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е. Л. Вартанова. – М., 2003. – 335 с.
12 Вежновец, Е. Н., Сидорская, И. В. Глобализация // Социология: Энциклопедия. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
13 Ворошилов, В. В. Менеджмент СМИ : учебное пособие для вузов / В. В. Ворошилов. – М.: издательство Михайлов С.А., 2008. – 496 с.
14 Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.
15 Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. – М.: Весь мир, 2004. – 120 с.
16 Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – М., 2003. – 181 с.
17 Гребеньков, С. А. Проблемы глобализации в СМИ / С. А. Гребеньков. – М., 2011. – 97 с.
18 Делягин, М. Мировой кризис: общая теория глобализации: Курс лекций / М. Делягин. – М.: ИНФРА, 2003. – 768 с.
19 Дергачев, В. А. Глобалистика / В. А. Дергачев. – М.:«Юнити-Дана», 2005. – 304 с.
20 Европа в меняющемся мире: международные связи ЕС / под ред. Ю. А. Борка. – М., 1995. – 55 с.
21 Ершова, Т. В. Журналистика в информационном обществе: новые проблемы и новые вызовы / Т. В. Ершова. – М.: Институт развития информационного общества, 2005. – С. 16.
22 Землянова, Л. М. Коммуникативистика и средства информации / Л. М. Землянова. – М., 2004. – 416 с.
23 Испания в ЕС / под ред. Н.П. Шмелева. – М., 2003.
24 Качкаева, А. Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / А. Г. Качкаева. — М.: Наука, 2010. — 312 с.
25 Курышева, Ю. В. Испания: политико-правовые аспекты процесса интеграции национальных СМИ в информационное пространство ЕС: Дис. ... канд. полит. наук : 10.01.10. – СПб., 2008. – 203 с.
26 Ломакин, В. К. Мировая экономика. Учебник для вузов / В. К. Ломакин. – Юнити-Дана, Н. 2009. – 185 с.
27 Маклюэн, М. Г. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / М. Г. Маклюэн. – Киев: «Ника-Центр», 2004. — 432 с.
28 Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. – М., 1999. – 206 с.
29 Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – Москва. Издательство «Дело», 1997. – 492 с.
30 Михайлов, С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике: Дис. ...д. полит. наук : 10.01.10. – СПб., 2002. – 362 с.
31 Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования / М. М. Назаров. – М., 2000. – 106 с.
32 Назарчук, А. В. Этика глобализирующегося общества / А. В. Назарчук. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. – 382 с.
33 Никонов, С. Б. Глобализация и СМИ / С. Б. Никонов. – СПб., 2006. – 166 с.
34 Новикова, А. А. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Том 3. Парадоксы глобализации / А. А. Новикова. – М.: ЛЕНАНД, 2008. – 272 с.
35 Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. B.JI. Иноземцева. – М., 1999. – 640 с.
36 Паисова, А. А. Роль газеты «Эль Паис» в современных медиапроцессах Испании Информационная политика в 1996-2001 гг.: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10. – Москва, 2005. – 203 с..
37 Панарин, А. С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. – М., 2000. – 416 с.
38 Пережогин, В. Ю. Идентификация информационных резервов повышения качества продукции и услуг коммерческой организации: Монография / В. Ю. Пережогин. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. – 128 с.
39 Пирогов, Г. Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира / Г. Г. Пирогов. – М.: БФР ГТЗ «Слово», 2002. – Ч. 1. – 500 с.
40 Пую, А. С. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030600 "Журналистика" и специальности 030601 "Журналистика" / под ред. д.социол.н., проф. А.С. Пую. – СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. – 423 с.
41 Пую, А. С. Зарубежная журналистика в 2011 году: сб.статей / науч. ред. А.С. Пую, Е.С. Георгиева. – СПб, 2012. – С. 49-58.
42 Пую, А. С., Бодрунова С. С., Литвиненко А. А., Курышева Ю. В. Медиакратия: современные теории и практики / А. С. Пую. – Санкт-Петербург, 2013. – 312 с.
43 Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Аабушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Минск, 2003. – С. 226–227.
44 Уткин, А. И. Глобализация: процесс и осмысление / А. И. Уткин. – М., 2001. – 271 с.
45 Уфименко, А. С. Эпоха глобализации / А. С. Уфименко. – М.: Наука, 2008. – 456 с.
46 Черных, А. Мир современных медиа. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. –С.195-247.
Статьи на русском языке
47 Байчик, А.В. Транснационализация СМИ Европы // Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В.И. Конькова. – СПб, 2005.
48 Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 1986. – С. 330-342.
49 Вартанова, Е. Л. Глобализация СМИ и масс-медиа России // Вестник Московского университета, серия 10, «Журналистика». – М., 2005. – № 4. – С. 9-25
50 Вартанова, Е. Л. Медиаиндустрии в Европе: современные вызовы // Вестник Московского университета, серия 10, «Журналистика». – М., 2012. – № 5. – С. 12-35.
51 Винская, Л. А. Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 143–155.
52 Высоков, Ю. В. Газеты «Диарио 16» (1976-2001) и «Эль Мундо» (1989-2011) в информационном пространстве демократической Испании // Медиаскоп, Вып.№2. – 2011. URL: http://www.mediascope.ru/node/821, 10.09.2017
53 Гринин, Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. – 2005. – №1. – C. 123-133
54 Грудинская, Е. Г. Глобальный и национальный аспекты деятельности СМК в информационном обществе // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Материалы научно-практической конференции. Москва, 31 января – 4 февраля 2006 г.
55 Ершов, Ю. М. Идея трансграничного телевидения в Европе и ее отклик в России // Вестник Новосибирского государственного универститета. Серия: История, филология. – 2011. – Т. 10, № 6. – С. 42-50.
56 Жукоцкая, З. Р., Ковалева, Л. Е. Глобализация и ее влияние на культурные процессы // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1. – С. 110-112.
57 Засурский, Я. Н. Информационное общество и СМИ // Медиаскоп. – 2006.
58 Засурский, Я. Н. Информационное общество в рамках международного сотрудничества // Информационное общество. –2000. – № 1.
59 Землянова, Л. M. Процессы глобализации, глокализации и модернизации медиасистем // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Материалы научно-практической конференции. Москва, 31 января – 4 февраля 2006 г. – С. 44-48
60 Зыков, В. Ф. Информационная глобализация как фактор актуальных преобразований в системе электронных СМИ // СМИ в условиях информационной глобализации : материалы Междунар. науч.,практ. конф. (Екатеринбург, 25–26 апреля 2012 г.) / сост. Д. Л. Стровский, О. В. Ильина ; Урал. фед. ун,т. – Екатеринбург, 2013. – 219 с.
61 Иванов, В. Н., Назаров, М. М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 20.
62 Иноземцев, В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. – 2004. – № 4. – С. 58-69.
63 Карякина, К. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // Медиаскоп. – 2010. – № 1. URL: http://www.mediascope.ru/актуальные-формы-и-модели-новых-медиа-от-понимания-аудитории-к-созданию-контента, 10.09.2017
64 Кастельс, М. Информационная эпоха // М. Кастельс Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. Новые средства массовой информации и диверсификации массовой аудитории. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – С. 320
65 Кирия, И. В. Цифровой раскол и Глобализация СМИ и ИКТ // Вестник Московского университета, серия 10, «Журналистика» – М., 2005. – № 4. – С. 49–50.
66 Клушина, Н. И. Культура в медиапространстве: структура и эффекты // Массмедиа и массовые коммуникации: статус научных и учебных дисциплин: Первый международный научный коллоквиум. – Белгород, 26-27 сентября 2013 г. – С. 38.
67 Колин, К. К. Глобализация и культура: глобализация общества и ее культурологические последствия // Вестник библиотечной ассамблеи Евразии. – 2004. – № 1. – С. 12-15
68 Кудинова, А. Н. Медиаглобализация: роль общенациональных СМИ во взаимодействии стран // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 7 (37): в 2-х ч., Ч. II. – C. 107-111.
69 Курышева, Ю. В. Принципы и стратегии информационной политики ЕС // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. – 2007. – Выпуск 4, часть II. – С. 256-260.
70 Лазарева И., Радионова А. Стратегии маркетинга в СМИ // Социальная реклама как современная форма коммуникации. № 1(5). – 2010. URL: http://eff-com.ru/archive/issue5/advertising/Strategii_marketinga.html, 10.10.2017
71 Мазурина, Т. С. Media systems in transition societies: the cases of Spain and Russia // Медиаскоп. – 2010 – № 2. URL: http://www.mediascope.ru/медиасистемы-в-обществах-переходного-типа-опыт-испании-и-россии, 08.10.2017
72 Макеенко, М. И. Транснациональные медиакорпорации в начале ХХI века: кризис управления масштабом? // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. – 2005. – № 4. – С. 39-48.
73 Миронов, В. В. Cultural Transformations in the Global Communication Environment // Медиаскоп. – 2009. – № 9. URL: http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/222, 10.09.2017
74 Мельник, Г. С., Тепляшина, А. Н. Актуальные проблемы современности и журналистика // Массмедиа в условиях глобализации: Взаимосвязь глобализации, глобализма и трансформации. – СПб., 2005.
75 Мовсесян, А., Огнивцев, С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – № 6. – С. 57.
76 Орлова, Л. В. Становление и развитие газеты «Эль Пайс» как качественной буржуазной газеты// Вестик. Моск. Ун-та. – 1983. – Сер. X: Журналистика, № 1.
77 Осенкова, Т. А. Основные тенденции развития СМИ Латинской Америки в начале XXI века // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2011. – № 1. – С. 175-178.
78 Паисова, А. А. Информационная политика газеты «Эль Пайс» в системе ежедневной испанской прессы/Тез. докл. в сб. материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2002». – М.: Факультет журналистики МГУ, 2002.
79 Паисова, А. А. Развитие ведущей испанской газеты «Эль Пайс» в интернете / Тез. докл. в сб. материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004». В 2-х частях. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2004.
80 Пашков, Г. Н. СМИ Испании / В сб. статей «Зарубежная журналистика накануне XXI века. Ч. II / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2003. – С. 68-71
81 Пильгун, М. А. Transmedia storytelling: перспективы развития медиатекста // Медиаскоп. – 2015. – № 3. – С.2
82 Ровинская, Т. Интернационализация и глобализация средств массовой коммуникации // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 6. – С. 80-93.
83 Сайко, Е. Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции // Вестник томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2011.– № 4. – С. 44-49
84 Сергеев, Е. Ю. СМК в условиях глобализации. // Terra Humana. Общество. – С. 117-126.
85 Соколов, К. Б. Глобализация культуры – благо или новая проблема? // Вестник библиотечной ассамблеи Евразии. – 2009. – № 1. – С. 23-26.
86 Степура, И. В. Телевидение и радио аппенинского п-ова: от времен консервативной модернизации к демократическому пути (Испания и Португалия) // Экономика и социум. – 2014. – № 3 (12). – С. 365-379.
87 Тужба, Э. Н. Глобализация культуры: основные измерения и следствия // СПб: Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2011. – Т.15, Вып.1. – С.118-124.
88 Федотова, Л. Н. Развитие инфокоммуникативных процессов – начало ХХI века // Медиаскоп. 2011. – № 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/900, 13.10.2017
89 Шебанова, М. А. Агенты транснационализма // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 4. – С. 154-156.
90 Шрадер, X. Глобализация, (де)цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. – СПб., 1998. – Том II, № 2. – C. 71-84