Актуальность исследования 2
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование основных терминов 5
1.1 Интерактивное обучение 5
1.2 Конфликтология 16
Глава 2. Виды интерактивного обучения в конфликтологии 24
2.1. Разнообразие видов интерактивного обучения в конфликтологии. 24
2.2 Место тренинга в интерактивном обучении 42
3. Исследование преимуществ интерактивных методов обучения 51
Заключение 61
Приложение 1 67
Актуальность исследования интерактивного обучения обусловлена личностно-ориентированным подходом обучения, который предполагает ориентацию на самобытность, самоценность и субъективный опыт обучающегося. Таким образом, в образовании происходит синтез задаваемого и субъектного опыта, обогащение, приращение, преобразование последнего. Именно на синтезе задаваемого и субъектного опыта основывается сущность интерактивного обучения.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения противоречий, которые были обнаружены на основании анализа литературных источников и изучения проблем, возникающих в конфликтологической практике:
- между неизменными методами, относительно стабильным содержанием и формами обучения конфликтологии и постоянно растущими требованиями к процессу и результатам обучения студентов;
- между недостаточной изученность интерактивного обучения и его дидактическими возможностями как средствами формирования профессиональной компетентности студентов при обучении конфликтологии.
Актуальность разработки проблемы интерактивного обучения в конфликтологии обусловлена ее научным, социальным и прикладным значением. Научное значение связано с раскрытием методологии, концептуальных положений и теории интерактивного обучения в конфликтологии как средства формирования профессиональной компетентности, социальное значение определяется потребностью общества в подготовке профессионально компетентных специалистов, способных эффективно разрешать конфликты. Прикладное значение разработки проблемы интерактивного обучения в конфликтологии связано с разработкой и реализацией технологий и методики интерактивного обучения.
Целью исследования является определение особенностей и возможностей интерактивного обучения в конфликтологии, направленных на формирование профессиональной компетентности у студентов конфликтологов.
Объект исследования: интерактивное обучения конфликтологии студентов высших учебных заведений.
Предмет исследования: специфика и преимущества особенностей интерактивного обучения в конфликтологии.
В соответствии с целью исследования выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в предположении, что интерактивное обучение показано для подготовки квалифицированных специалистов конфликтологов, особенно конфликтологов-практиков. А также в том, что тренинг является наиболее адекватным методом, соответствующим задачам конфликтолога-практика.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы основные задачи исследования, осуществлен выбор методов и этапов исследования. Задачи исследования:
1) Определить основные понятия
2) Проанализировать основные виды интерактивного обучения в конфликтологии
3) Доказать, что интерактивное обучение конфликтологии является неотъемлемой частью процесса формирования профессиональной компетентности студентов;
4) Показать важность тренинга в интерактивном обучении на примере приказа Минтруда России от 15.12.2014 N 1041н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 N 35478)
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались взаимодополняющие методы исследования. Теоретические методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, анализ учебных пособий по конфликтологии, медиации и ведению тренингов, нормативной и программно-методической документации по проблеме исследования; обобщение, прогнозирование, проектирование и моделирование. Эмпирические методы: диагностический метод сбора информации- анкетирование студентов и выпускников конфликтологических специальностей.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первом параграфе первой главы даётся определение понятию «интерактивное обучение» и рассматриваются его основные характеристики. Во втором параграфе рассматривается конфликтология как учебная дисциплина и молодая наука.
В первом параграфе второй главы рассматривается разнообразие видов интерактивного обучения в конфликтологии. Во втором параграфе раскрывается место тренинга в интерактивном обучении конфликтологии. В третьем параграфе применяется статистический анализ для экспертной оценки востребованности и мнения студентов конфликтологов об интерактивном обучении в конфликтологии.
В заключении подводятся итоги работы и обобщаются полученные выводы по каждому параграфу. В приложении представлена анкета, которая использовалась для получения данных о мнениях студентов об интерактивном обучении в конфликтологии.
В проведенном исследовании были проанализированы основные особенности и возможности интерактивного обучения в конфликтологии и выявлены их сущностные характеристики активность, коммуникативность, наличие обратной связи, ориентация на личность. Указанные характеристики и проведенное практическое исследование интерактивного обучения в конфликтологии позволили расценивать интерактивное обучение как наиболее соответствующее потребностям современного конфликтологического образования с позиции информативности и формирования профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений. Однако, в настоящее время отсутствует единая теория по интерактивному обучению конфликтологии, в литературе не раскрыто использование в учебном процессе методик интерактивного обучения конфликтологии, направленных на совершенствование профессиональной компетентности. На основании анализа соответствующей научной литературы можно сделать вывод о наличии предпосылок для создания концепции и методической системы интерактивного обучения в конфликтологии.
Во второй части исследования были рассмотрены разнообразие видов интерактивного обучения в конфликтологии и показана важность тренинга в интерактивном обучении. Результаты практической части исследования были обобщены и систематизированы в форме таблиц процентного соотношения и диаграмм. В ходе теоретической и практической части исследования была подтверждена гипотеза о том, что интерактивное обучение показано для подготовки квалифицированных специалистов конфликтологов, особенно конфликтологов-практиков.
1) Азарнова, А.Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов— М.: Infotropic Media, 2015. — 288 с.
2) Акимова, А.Р. Психология тренинга: исследования субъективных и объективных компонентов эффективности. — М.: Флинта, 2014. — 119 с.
3) Активное и интерактивное обучение: Учебное пособие / Алексеенко В.А., Шутьков С.А. – М.: НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса», 2012. - 347 с.
4) Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 6-е изд./А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов– Спб.:Питер, 2015. - 528 с.
5) Апуневич О.А Теоретические и методические основы активного социально-психологического обучения/ О.А. Апуневич– Череповец: ЧГУ, 2012. – 97 с.
6) Апуневич О.А. Технология конструирования и проведения психологического тренинга как базового метода активного социально-психологического обучения: Учеб. Пособие. – Череповец: ЧГУ, 2015. -111 с.
7) Балан, В.П. Конфликтология. Учебное пособие для вузов. / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев, В.И. Сумин. —М.: Горячая линия-Телеком, 2015. — 342 с.
8) Бобрешова И. П. Конфликтология. Практикум/И.П. Бобрешова; В.К. Воробьев / Бобрешова И. П., Воробьев В. К. -Оренбург:ОГУ, 2015. - 102 с.
9) Бугреева, Т.В. Методические указания к проведению деловой игры. / Т.В. Бугреева, К.В. Исаева. —М.: Палеотип, 2007. — 92 с.
10) Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. -СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
11) Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 224 с.
12) Ворожейкин И. Е. Конфликтология: учебник/ И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: ИНФРА-М,2000. – 211 с.
13) Голованова, И.И. Практики интерактивного обучения. / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. —Казань : КФУ, 2014. — 288 с.
14) Голованова, И.И. Практики интерактивного обучения студентов вузов. / И.И. Голованова — Казань : КФУ, 2014. — 300 с.
15) Григорьев Н. Б. Психотехнологии группового тренинга/Н.Б. Григорьев. -Cпб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2008. - 176 с.
16) Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. - 211 с.
17) Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг: Учебно-методическое пособие по курсу «Конфликтология». – М.: Изд-во РАГС, 1997
18) Гуськов, А.Я. Конфликтология.— М.: Проспект, 2013. — 176 с.
19) Добрынина Т.Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография/ Т.Н. Добрынина; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 183 с.
20) Евтихов О. В.Практика психологического тренинга. -СПб:Издательство "Речь", 2004. - 256 с.
21) Ерешина, Е.А. История конфликтологии. — М.: Проспект, 2015. — 240 с.
22) Завьялова Ж.В. Путь тренера. Автобиографические очерки с методическими материалами для практикующего бизнес-тренера. – СПб.: Речь, 2002. – 248 с.
23) Захарова Г.И. Теоретические и методические основы психологического тренинга: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. -37 с.
24) Зеленков, М.Ю. Конфликтология. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2013. — 324 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/56235
25) Иванов, А.А. Конфликтология. / А.А. Иванов, В.М. Воронов. М. : ФЛИНТА, 2014. — 302 с.
26) Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография/ Т.Н. Добрынина; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 130 c.
27) Исламова, З.И. Интерактивные технологии в профессиональном воспитании/ З.И. Исламова, А.Р. Айдагулова, Д.С. Занин, Л.Р. Саитова. —Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2012. — 212 с.
28) Кильмашкина Т. Н.Конфликтология: социальные конфликты/Т.Н. Кильмашкина. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 287 с.
29) Колобашкина, Л.В. Информационные технологии принятия решений в условиях конфликта: учебное пособие для вузов: в 2 ч. Ч.1. Основы теории игр.] / Л.В. Колобашкина, М.В. Алюшин. —М.: НИЯУ МИФИ, 2010. — 164 с.
30) Конфликтология в схемах и комментариях/А.Я. Анцупов; С.В. Баклановский / Анцупов А. Я., Баклановский С. В. -М.:Проспект, 2016. - 336 с.
31) Конфликтология: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
32) Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: (учебное пособие)/ И.Н. Кузнецов. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. -544 с.
33) Курбатов В.И. Конфликтология/ В.И. Курбатов. – Изд. 3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 445 с. – (Высшее образование).
34) Ментс, М.Ван.Эффективный тренинг с помощью ролевых игр/Пер.с англ.А.Смирнова. -СПб.:ПИТЕР, 2002. - 208с.
35) Муталапов, И.Д. Формирование профессиональных коммуникативных компетенций в учебных деловых играх: монография. — Казань: КНИТУ, 2013. — 176 с.
36) Невеев А. Б.Тренинг в организации: Учебное пособие. -М.: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 256 с.
37) Низова, Л.М. Организационно-управленческая конфликтология: учебно-методическое пособие по подготовке и оформлению магистерской диссертации. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. — 88 с.
38) Никонова, С.Б. Современный словарь по конфликтологии. / С.Б. Никонова, В.И. Новосельцев, В.А. Светлов, Н.М. Семенов. —М.: ФЛИНТА, 2016. — 432 с.
39) Оганесян, Н.Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 134 с.
40) Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг/ Е. Осипова, Е.Чуменко. – М.: Чистые пруды, 2007. -32 с.
41) Панфилова А. П.Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для учреждений высшего профессионального образования / А. П. Панфилова. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2012. - 191 с.
42) Панфилова, А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений.— М.: ФЛИНТА, 2012. — 320 с.
43) Педагогика / Под.ред. П.Н. Пикадистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 277 с.
44) Рабинович, П.Д. Практикум по интерактивным технологиям. — М.: Издательство "Лаборатория знаний", 2015. — 99 с.
45) Раннала, Н.В. Коммуникативный тренинг: Электронное учебное пособие. / Н.В. Раннала, Т.И. Сытько. —СПб.: ИЭО СПбУТУиЭ, 2008. — 121 с.
46) Светлов, В.А. Введение в конфликтологию. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 520 с.
47) Скавинская, Е.Н. Основы конфликтологии. — Томск: ТГУ, 2016. — 104 с.
48) Смолкин А.М. Методы активного обучения. - М.:Высшая школа, 2001. – 135 с.
49) Тихонов, А.Н. Большой грамматический словарь Т. 1. — М.: ФЛИНТА, 2011. — 656 с.
50) Тренинг как метод. Технологии реализации тренерских ролей: учеб. - практ. пособие/ Л.Л. Михайлова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. -221 с.
51) Тренинг? Тренинг…Тренинг! Учебное пособие/ И.В. Пахно. – Хабаровск, КГБОУ ДПО ХКИППКСПО, 2014. – 80 с.
52) Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 266 с.
53) Учебник / Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К.; Под ред. Кибанов А.Я., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 301 с.
54) Фесенко, О.П. Практикум по конфликтологии, или учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки). / О.П. Фесенко, С.В. Колесникова. —М.: ФЛИНТА, 2014. — 128 с.
55) Фопель, К. Технология ведения тренинга: теория и практика. — М.:ИНФРА , 2016. — 265 с.
56) Чуркина, М.А. Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения. / М.А. Чуркина, Н.В. Жадько. —М.: Альпина Паблишер, 2016. — 490 с.
57) Шалагинова, И.Г. Групповые тренинги как форма интерактивных занятий: Методическое пособие. / И.Г. Шалагинова, В.Н. Клейменов. — Электрон. дан. — Калининград: БФУ им. И.Канта, 2005. — 27 с.
58) Шалагинова, И.Г. Развитие конфликтологической компетентности в ходе интерактивных занятий: Методическое пособие. / И.Г. Шалагинова, В.Н. Клейменов. —Калининград: БФУ им. И.Канта, 2008. — 26 с.
59) Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров. / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. —М.: Дашков и К, 2015. — 240 с. —
60) Энциклопедия. Большая юридическая энциклопедия / сост. А. Б. Барихин [более 30 000 терминов и определений]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2010. — 960 с.
61) Приказ Минтруда России. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор) – 2014. -№ 1041.