Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СТИЛЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Работа №141929

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Переговоры как способ взаимодействия в конфликте………….7
1.1 Понятие, виды и функции переговоров…………………………………………………………………...7
1.2 Ущемление интересов как основная причина конфликта………………...18
Глава 2.Механизмы переговорного процесса……………………………..30
2.1 Стилистика переговоров
2.2 Стиль общения как причина выбора стратегии переговоров……………..48
Глава 3. Исследование причин различия стилей поведения в конфликте
3.1. Конфликтологическая компетентность как фактор, влияющий на поведение в конфликте
3.2. Исследование причин различия стилей ведения переговоров
Заключение
Список литературы


В данном исследовании рассматривается влияние различных причин и исходных факторов конфликта на стратегии и стили ведения переговоров, используемые его участниками. Под переговорами в данном случае понимается социально-психологический процесс, представляющий собой взаимодействие субъектов, заинтересованных в совместном принятии решения по значимой для них проблеме. В связи с этим термины «переговорный процесс», «переговорная деятельность», «переговорное взаимодействие» используются как смысловые эквиваленты понятию «переговоры».
Актуальность данного исследования состоит в необходимости изучения взаимосвязей между различными причинами конфликтов, и теми стратегиями, которые используют их участники. Рассмотрение этих взаимосвязей необходимо для более детального изучения структуры конфликта и возможности более точного подбора механизмов для его урегулирования.
Причины конфликта – один из важнейших компонентов в вопросе его урегулирования. Причины возникновения конфликта являются его основной движущей силой развития и эскалации. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Можно выделить 5 основных причин:
• структурные;
• ценностные;
• социально-психологические факторы;
• поведенческие;
• информационные
Первая группа причин включает структурные, функциональные и ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации или системы не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри системы и между группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение таких ошибок усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам.
Вторая группа включает в себя столкновения по поводу тех или иных ценностей, отстаиваемых сторонами. Конфликты ценностей зачастую отличаются высокой степенью соперничества, так как в большинстве случаев ценности и идеалы-это устойчивые психологические понятия, крайне тяжело подвергающиеся изменениям и пересмотрам. Неприятие оппонентом ценностей индивида воспринимается очень болезненно и побуждает последнего к созданию образа врага и переходу на жесткую конфронтацию.
К поведенческим причинам можно отнести различные конфликты в сфере межличностного взаимодействия. В данном случае к конфликту может привести множество причин, связанных со стилем общения, поведения, а также когнитивными особенностями индивидов.
И, наконец, к информационным причинам конфликта относят противоречия, связанные с неточной или заведомо ложной передачей информации от индивида к индивиду. Также в эту категорию входят и различного рода когнитивные искажения, неизбежно возникающие в процессе коммуникации.
В современном мире любой индивид оказывается неизбежным участником различных переговоров. Но в данном исследовании рассматривается переговорное взаимодействие в рамках конфликта. Можно с уверенностью сказать, что переговоры являются наилучшим способом урегулирования и разрешения конфликта. Именно в переговорном процессе возможна наиболее глубокая трансформация негативных и конфронтационных установок сторон. Переговоры обеспечивают обмен информацией, позициями, требованиями и предложениями, происходит вентиляция эмоций, работа с интересами и, наконец, выработка взаимоприемлемого соглашения. И что не менее важно, обеспечивается контроль за соблюдением соглашения. С помощью переговоров достигается не только согласие сторон, но и сохраняются человеческие ценности, взаимоуважение субъектов, улучшается понимание различий, происходит развитие способности воспринимать, понимать и принимать различия оппонента, осознавать реальность взаимоотношений и возможностей преодоления ограничений, возникающих на пути их развития. С помощью переговоров происходит развитие социальных взаимоотношений, вырабатываются новые решения для совместного достижения целей.
Переговоры как между отдельными людьми, так и представителями групп – это особый процесс социальной коммуникации, имеющий собственные социально-психологические закономерности. Стороны могут включаться в процесс переговоров по разным причинам и с разными исходными факторами. Социально – психологическая структура переговоров зачастую неоднородна. Конфликт как явление зачастую реализуется в переговорах. Учитывая, что причины конфликтов различны, можно предположить, что и специфика переговоров будет отличаться в зависимости от тех исходных данных, с которыми стороны пришли в конфликт. Также считается, что причиной конфликта между субъектами является ущемление интересов одной из сторон.
Из этого следует предположение, что ущемление интересов разного рода может оказывать различное влияние на ход конфликта и те стили и стратегии поведения, к которым прибегают стороны.
В ходе работы дается комплексное определение самому понятию переговоры, описываются их виды и функции, рассматриваются различные причины конфликтов, а также стратегии и тактики поведения их субъектов. Также в рамках исследования был проведен экспертный опрос среди профессиональных медиаторов с целью приобщения их опыта к анализу зависимостей между причинами конфликта и стилями ведения переговоров.
Объектом исследования является переговорный процесс как явление, в структуре которого реализуются различные стили и стратегии поведения участников.
Предметом исследования являются причины конфликта и их влияние на стиль ведения переговоров.
Цель исследования – на основе теоретической и практической работы проанализировать степень влияния причин конфликта на переговорные стили его участников. Для достижения цели были сформированы следующие задачи:
• выделить основные причины конфликтов, сформировать их типологию.
• дать определение понятию «переговоры» в конфликтологическом контексте, описать их виды и функции, предложить классификацию.
• рассмотреть феномен интересов сторон как ключевой механизм в возникновении конфликта.
• рассмотреть основные стили поведения сторон в конфликте.
• на основе экспертного опроса проанализировать возможные зависимости между причинами конфликта и стратегиями поведения сторон и сделать вывод о факторах, влияющих на стили поведения конфликтантов и степени их влияния на процесс переговоров.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, 6 параграфов и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении хотелось бы отметить, что переговоры как способ разрешения конфликтов более эффективны, чем остальные способы урегулирования противоречий. Переговорный процесс предполагает выход на подлинные интересы, снижение конфликтного потенциала сторон, налаживание коммуникации и принятие совместного решения. Эффективность переговоров, как правило, повышается, если в конфликт включается независимая сторона, обладающая необходимыми навыками для урегулирования противоречий. На данном принципе строится процедура медиации.
Целью данной работы было определить степень и характер влияния причин конфликта на стратегии и стили поведения его участников. Рассмотрение этих параметров подразумевает также анализ таких явлений как стиль общения, психотип, когнитивный компонент и конфликтологическая компетентность. Достижение поставленной цели было осуществлено с помощью проведения экспертного опроса, участниками которого были профессиональные медиаторы, обработки его результатов, а также анализа сторонних факторов влияния на конфликт. Медиация в данном случае была выбрана полем для исследования в контексте переговоров с участием посредника.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы. Причины конфликта могут быть поделены на условные группы, включающие в себя факторы, связанные со структурными противоречиями, ценностными различиями поведенческим аспектом, социально-психологическими особенностями и информационными искажениями. Причиной конфликта в большинстве случаев является ущемление интересов. Различающаяся специфика причин предполагает наличие разного рода интересов, удовлетворение которых возможно в рамках переговорного процесса. Под понятием «переговоры» понимается процесс выработки сторонами совместного решения, предполагающий удовлетворение интересов, налаживание коммуникации и заключение взаимовыгодного соглашения. Далее в работе были определены основные стратегии и тактические приемы, используемые сторонами при проведении переговоров. В рамках практической части было проведено исследование, выявившее недостаточный уровень когнитивной и конфликтологической подготовки у большинства участников конфликтов, который не позволяет им самостоятельно дифференцировать причины конфликта и подбирать методы и способы для его урегулирования. Очевидно, что объем усилий и требуемые механизмы для разрешения конфликтов разного рода различны. Данные выводы подтверждаются ответами респондентов, согласно которым, смена стратегий все-таки происходит, но по причине работы медиатора – человека, обладающего навыками переговоров. Также подтверждением вышесказанного могут служить наблюдения медиаторов, связанные с когнитивным компонентом их клиентов и спецификой их профессиональной деятельности. Люди с высоким когнитивным уровнем, которые по роду своей работы ведут переговоры того или иного рода зачастую самостоятельно приходят к необходимости обоюдной реализации интересов, воспринимают оппонента как партнера, а не врага и стараются воздерживаться от тенденций автоматического реагирования. Исследование показало, что уровень конфликтологической компетентности напрямую влияет на вариативность переговорных стилей участников конфликта. Однако все опрашиваемые респонденты оценили общий уровень компетентности как весьма низкий, отметив, что продвижение и популяризация переговорных методов разрешения конфликтов зачастую затруднено в силу неготовности или недоверия социума к данным процедурам. Повышение навыков поведения в конфликте в перспективе может оказать серьезное влияние на развитие отношений в обществе, сформировать новые представления о конфликте и правилах поведения в нем, а также положительно повлиять на успешность проводимых процедур конфликторазрешения.



1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.
2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.
3. Андреева О.И., Карпенко А.Д.., Сатикова С.В. Интегративные переговоры в курсе обучения специалистов в области переговорного процесса. - СПб.: Роза мира, 2007.
4. Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. – М., 2004.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – Спб.: Питер, 2006.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.:Эксмо, 2015.
7. Бобненва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / / Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е.В.Шорохова, М.И.Бобнева. – М., 1976.
8. Брамс С. Делим по справедливости, или гарантия выигрыша каждому. – М., 2002
9. Бредемайер К. Черная риторика. – М., 2008.
10. Гришина Н. В. Давайте договоримся. – СПб.,1993.
11. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер,2000.
12. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / / Социологические
13. Исследования.,1994.
14. Добротворский И. Переговоры на 100%. Технологии эффективных переговоров. – М., 2007.
15. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1997
16. ЗдравомысловА.Г.Социология конфликта: Учебное пособие для студентов.–М.:Аспект- Пресс,1996.
17. Зиммель Г. Человек как враг: Социологический журнал. – 1994.: № 2.
18. Иванова Е.Н. Иду на конфликт. СПб., 2003
19. Иванова Е. Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога. СПб., 2008.
Иванова Е. Н. Конфликтологическая компетентность как фактор самореализации // Проблемы самореализации личности. - СПб., 2006. Вып. 10.
20. Иванова Е. Н. Материалы к минитренингам в курсе подготовки посредников. – СПб., 1999.
21. Иванова Е.Н. Переговоры принуждения. – СПб.: СПбГУ., 2010.
22. Иванова Е.Н. Современная медиация: тенденции и проблемы. – Конфликтология, №1., 2011,
23. Иванова. Е. ТИПОЛОГИЯ ИНТЕРЕСОВ И СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ. Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1
24. Иванов О. Многоликий переговорщик. Убеди меня, если сможешь! М.:Рид Групп, 2012.
25. Ильин Е.П. Психология общения и межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2009
26. Исраэлян В.Л., Лебедева М.М. Переговоры — искусство для всех//Международная жизнь.,1991.
27. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
28. Коваль Н.А., Коваль М.В. Рефлексивное взаимодействие в переговорах // Известия Смоленского государственного университета Т.2. Серия Естествознание и медицина, №3.
29. Ковров А.В. Психологические аспекты ведения переговоров. – М., 2003.
30. Козер Л. Основы конфликтологии. – СПб., 1999.
31. Козлов В.В. Жесткие переговоры. – М. :Эксмо, 2008.
32. Клар И, Бар-Тель Д., Круглянски А. Ситуация конфликта как когнитивная схема. – СПб.:Питер, 2001.
33. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 1993.
34. Лебедева М. Политическое урегулирование конфликтов. – М., 1999.
35. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб, 2000.
36. Литвак М. Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие) Феникс, 2015.
37. Литвак М. Психологическое айкидо. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2017.
38. Литвак М. Психологический вампиризм. – РнД., 2001.
39. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2014.
40. Мельникова, Н. А. Социальная психология, Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
41. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. – М.: ИНФРА-М., 2002.
42. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия / / Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.
43. Парк Р. Конкуренция и конфликт //Журнал «Вопросы социологии». Выпуск №5, 1994 г.
44. Райх.В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М.: Когито-центр, 2006г.
45. Рекер П. Конфликт интерпретаций. – М.,1997.
46. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. №1/Под ред. Е.И. Степанова. – М.: ИСРАН, 1991
47. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.
48. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб., 2003.
49. Хасан Б. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие. М., 2001.
50. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996.
51. ЧалдиниР. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2001.
52. Чумиков А.Н. Ведение переговоров: стратегия, коммуникация, фасилитация и медиация. – М., 1997.
53. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. / / Социологические исследования, 1995.
54. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями. – СПб., 2007.
55. Atkinson G.G.M. The Effective Negotiator: A Practical Guide to the Strategies and Tactics of Conflict Bargaining. - L.: Quest, 1980.
56. Axelrod R. Argumentation in Foreign Policy Settings: Britain in 1918, Munich in 1938, and Japan in 1970 // Journal of Conflict Resolution. - 1976. - V. 21. - N 4.
57. Zartman I.W., Berman M.R. The Practical Negotiator. - New Haven: Yale University Press, 1982
58. Научная библиотека КиберЛенинка. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-interesov-i-strategiya-povedeniya-v-konflikte#ixzz4fekkXyFW(дата обращения: 14.03.2017).
59. Московская школа конфликтологии. [Электронный ресурс] http://conflictmanagement.ru/ (дата обращения: 22.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ