Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы исследования 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма учащихся 11¬
12 лет 7
1.2 Физическое качество выносливость и особенности его развития в
хоккее 14
1.3 Средства и методы - инструменты развития выносливости 19
Глава 2 Методы и организация исследования 26
2.1 Методы исследования 26
2.2 Организация исследования 27
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 29
3.1 Особенности экспериментальной программы развития
выносливости у хоккеистов 11-12 лет 29
3.2 Оценка эффективности применения специальных упражнений,
направленных на развитие выносливости у хоккеистов 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Актуальность исследования. В России ведётся огромная работа по развитию хоккея на всех уровнях, подготовке хоккеистов всех возрастов. В нашей стране хоккей достигает высокой планки по популярности, он занимает после футбола вторую позицию на спортивном олимпе.
Хоккей подарил миру таких выдающихся игроков как Валерий Харламов, Сергей Макаров, Вячеслав Фетисов, Сергей Фёдоров, Александр Могильный, Павел Буре, Игорь Ларионов, Александр Овечкин, Евгений Малкин, этот список можно пополнить ещё немалым количеством известных фамилий.
В хоккее требуется проявлять колоссальную работоспособность, идущую параллельно с выносливостью. Хоккей с шайбой, благодаря сумасшедшей динамике и высоким скоростям, является одним из самых зрелищных видов спорта, требующий серьёзной физически разносторонней подготовки. Стандарты, выдвигаемые к профессиональному игроку в хоккее с шайбой сегодня очень высоки и требуют качественно нового подхода к работе в детско-юношеских школах в системе дополнительного образования для увеличения количества хорошо подготовленных легионеров.
В этой связи наше обращение к проблеме развития физических качеств юных хоккеистов, а именно выносливости, является актуальным.
«Высокий уровень выносливости, - писал В.П. Савин о
положительных сторонах этого качества в хоккее, - позволяет хоккеисту осваивать большие тренировочные и соревновательные нагрузки, полноценно реализовать свои двигательные способности в соревновательной деятельности» [18].
Развитие и подъём на новый уровень физического качества выносливость есть важнейшая задача, требующая своего решения и не утрачивает своей актуальности в наши дни.
К решению данной задачи обращались и продолжают обращаться многие специалисты в спорте, постоянно прибегая к модернизации программ тренировок, методов, приёмов развития выносливости. Высокие темпы современной игры в хоккей, полная выкладка спортсмена во время соревнований и в каждодневной работе на льду, его максимальная работоспособность требуют проявления высокого уровня выносливости, от которой зависит успешность тренировочной и соревновательной деятельности.
Хоккеист должен выдерживать серьёзные физические нагрузки, чтобы добиться успехов в данном виде спорта. Обладание выносливостью в должной степени позволяет выносить тренировочные нагрузки без серьёзных последствий и восстанавливаться в короткие сроки.
Таким образом, актуальность исследования усматривается в том, что в прямой зависимости от уровня развитости выносливости у хоккеиста находится эффективность его игровой и тренировочной деятельности.
Теоретическая база исследования представлена ведущими
положениями теории физической культуры и спорта Б.А. Ашмарина,
A. А. Гужаловского, В.С. Кузнецова, Л.П. Матвеева, В.П. Савина,
Ж.К. Холодова; научно-методическими основами подготовки спортсменов
B. В. Зотина, В.Б. Иссурина, В.И. Ляха, А.А. Мельничука, Н.Г. Озолина,
B. Н. Платонова, В.П. Савина, А.В. Тарасова; теоретико-методологическими основами развития двигательных качеств и подготовки хоккеистов И.В. Еркомайшвили, В.М. Зациорского, А.В. Клочкова, В.Н. Платонова; теоретическими основами физиологических механизмов организма человека и закономерностями развития детей Р.И. Айзмана, Ю.А. Гончаровой,
C. А. Есакова, В.В. Немцова, И.М. Прищепа, А.А. Псеунок, М.Р. Сапина, В.И. Сивоглазова, А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуб, Е.П. Якимович.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс хоккеистов с применением рекреационных упражнений.
Предмет исследования: комплекс рекреационных упражнений,
направленный на развитие выносливости.
Цель: исследование влияния упражнений физической рекреации на развитие выносливости у детей 11-12 лет, занимающихся хоккеем.
Задачи исследования:
- разработать комплекс рекреационных упражнений, содействующий развитию выносливости у юных хоккеистов;
- выявить уровень развития выносливости у хоккеистов 11-12 лет;
- доказать экспериментальным путём эффективность разработанного комплекса упражнений физической рекреации на развитие выносливости у хоккеистов 11-12 лет.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применённый в тренировочном процессе у юных хоккеистов комплекс упражнений физической рекреации поспособствует повышению уровня выносливости.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- метод математико-статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУДО «Центр Гранит».
Новизна работы: разработаны новые упражнения физической
рекреации для хоккеистов на основе полученных информативных показателей.
Практическая значимость: положительные результаты исследования позволяют предложить применение программы развития выносливости в тренировочном процессе при подготовке юных хоккеистов в спортивных учреждениях (ДЮСШ, СДЮСШОР).
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован 3 таблицами, 7 рисунками. Объём работы - 41 страница.
В процессе изучения и анализа различных литературных источников мы пришли к следующим выводам:
- уровень физической подготовки важен для успешной спортивной деятельности хоккеиста, раскрытия его двигательного потенциала и внутренних ресурсов. Современный хоккей отличается динамизмом, скоростью, проявлением силы, высокой техничностью. Этот вид спорта укрепляет и развивает физическую выносливость спортсмена. Высокий уровень выносливости хоккеиста позволяет ему выдерживать на протяжении матча высокий темп игры;
- разработан комплекс упражнений, который гипотетически может повлиять на развитие выносливости у юных хоккеистов;
- в результате диагностики уровня развития выносливости у хоккеистов 11-12 лет было установлено отсутствие статистически значимых различий в показателях контрольной и экспериментальной групп;
- апробированный комплекс специальных упражнений в тренировочных занятиях экспериментальной группы подтвердил свою эффективность. Зафиксирован преимущественный рост уровня выносливости в экспериментальной группе.
Наибольший процент - 8,42% уровня выносливости достигли юные хоккеисты по результатам теста «6-минутный бег. Более чем два раза ниже уровень выносливости в контрольной группе - 3,91%.
Результаты теста «Приседания» показали также достаточно высокий процент силовой выносливости - 5,97% у экспериментальной
группы, хоккеисты контрольной группы продемонстрировали заметно невысокий процент роста данного показателя - 3,58%.
Существенный разрыв в увеличении уровня выносливости отслеживался в тесте «8-минутный бег на коньках». Более чем в два раза отмечен рост показателя, характеризующего выносливость экспериментальной группы - 4,15%, он превосходит показатель контрольной группы - 1,48%.
Вырос уровень специальной выносливости в тесте «Челночный бег 18х12 м» у экспериментальной группы на 3,16%, в контрольной группе произошло увеличение выносливости на 0,8%.
- По завершению исследования в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, установлено достоверное значительное улучшение результатов во всех тестах.
Таким образом, полученные данные эксперимента свидетельствуют об успешности примененной программы и доказывают выдвинутую гипотезу о том, что применённый в тренировочном процессе у юных хоккеистов комплекс упражнений физической рекреации поспособствует повышению уровня выносливости.
1. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф., Завьялова Я.Л., Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2020. 403 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания : учебник М. : Просвещение, 1990. 287 с.
3. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие. Воронеж : Издательский полиграфический центр ВГУ, 2008. 103 с.
4. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. М.: ФиС, 1986. 352 с.
5. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных
способностей у школьников: курс лекций. Екатеринбург : УГТУ, 2004. 118 с.
6. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология. Ижевск: УГУ, 2010. 196 с.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. 4-е изд. М.: Спорт, 2020. 200 с.
8. Зотин В.В., Мельничук А.А. Особенности физической подготовки
хоккеистов [Электронный ресурс] // Материалы XII Международной научно-практической конференции. 15.06.2022. Красноярск. С. 147-150. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49789914_41747414.pdf (дата
обращения: 20.11.2022).
9. Иссурин В.Б., Лях В.И. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов [Электронный ресурс]. М.: Спорт, 2020. 176 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/94127.html(дата обращения: 18.10.2022).
10. Клочков А.В. Развитие выносливости. Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2017. 32 с.
11. Матвеев Л.П. Теория и методика Физической культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с.
12. Николаев А.А., Семёнов В.Г. Развитие выносливости у спортсменов
[Электронный ресурс]. М. : Спорт, 2017. 144 c. URL:
http://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=65573(дата обращения: 15.10.2022).
13. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М.: Астрель, 2004. 863 с.
14. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2017. 480 с.
15. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов. М.: Спорт, 2019. 656 с.
...
24 источника