Исследование влияния рекреационных занятий с применением боулдеринга на физические показатели у детей младшего школьного возраста
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы физического воспитания, рекреации и спортивного туризма 8
1.1 Физическое воспитание учащихся начальной школы 8
1.2 Спортивный туризм как средство физического воспитания 11
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 21
2.1 Задачи исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Организация исследования 23
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 25
3.1 Методика проведения рекреационных занятий с применением
боуолдеринга в экспериментальной группе 25
3.2 Обоснование эффективности методики проведения рекреационных занятий с применением боулдеринга с учениками начальных классов 37
Заключение 43
Список используемой литературы 44
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы физического воспитания, рекреации и спортивного туризма 8
1.1 Физическое воспитание учащихся начальной школы 8
1.2 Спортивный туризм как средство физического воспитания 11
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 21
2.1 Задачи исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Организация исследования 23
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 25
3.1 Методика проведения рекреационных занятий с применением
боуолдеринга в экспериментальной группе 25
3.2 Обоснование эффективности методики проведения рекреационных занятий с применением боулдеринга с учениками начальных классов 37
Заключение 43
Список используемой литературы 44
Актуальность исследования. Данные статистики состояния здоровья учащихся начальных классов неутешительны, с каждым годом растет количество детей, у которых наблюдаются те или иные проблемы со здоровьем. Ученики не интересуются физической культурой и спортом, предпочитая пассивное времяпровождение. Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма: ухудшается общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению работоспособности детей.
Как пишет Лингевич О. В. [32]: «На сегодняшний день, под влиянием различных факторов социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности здоровье детей ухудшается. Благополучие детей несомненно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, обучения и духовного развития. Одним из таких условий является занятие физической культурой, имеющее воспитательное, обучающее, оздоровительное и общекультурное значение».
Многие специалисты, в числе которых Берген К. В. [7], Башта Л. Ю. [8], Варламов В.Г. [16], Гиренко Г.Т. [21], Горшков И.Д. [22], Губа Д. В. [23], Долженко Г. П. [24], Стеблецов Е. А [52] едины во мнении, что спортивный туризм - это эффективное средство, которое позволяет восполнить недостаток физической активности у детей младшего школьного возраста.
По убеждению Махова И.И. [36]: «Спортивный туризм - это, увлекательное средство для приобщения учащихся начальной школы к занятиям физической культурой и спортом. Спортивный туризм сочетает в себе широкий диапазон оздоровительных возможностей для организма учащихся начальной школы. На занятиях по спортивному туризму легко регулировать нагрузку, младшие школьники могут смело выполнять упражнения, которые эффективно влияют на физическое развитие и повышают уровень физической 4
подготовленности детей. Большинство упражнений в спортивно-оздоровительном туризме, применяемых с целью повышения физической подготовленности детей школьного возраста, всесторонне воздействуют на организм: укрепляют мышечно-связочный аппарат, совершенствуют функции внутренних органов и систем, улучшают координацию движений и способствуют общему повышению уровня развития двигательных качеств».
Не вызывает сомнений, что спортивный туризм как средство физического воспитания обладает большим развивающим, воспитывающим, образовательным и оздоровительным потенциалом.
Привлечение младших школьников к занятиям спортивным туризмом такие специалисты, как Архипов С.М. [2], Смолина О.Ю, Заморов И.А. [41], Пиратинский А.Е. [44], Пичугина И.И. [45], Федотенкова Т.П., Федотенков А.Г., Чистякова С.Г., Чистяков С.А. [70] рекомендуют начинать с боулдеринга.
Однако, исследований, оценивающих влияние занятий боулдерингом на показатели физической подготовленности детей младшего школьного возраста, в доступной нам специальной литературе, не найдено.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Исследование влияния рекреационных занятий с применением боулдеринга на физические показатели у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучение влияния боулдеринга на физические показатели у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: организованный процесс проведения
рекреационных занятий с применением боулдеринга в группе начальной подготовки по спортивному туризму.
Предмет исследования: методика проведения рекреационных занятий с применением боулдеринга с детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагалось, что проведение рекреационных занятий с применением боулдеринга будет способствовать улучшению показателей физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
- организовать в группе начальной подготовки по спортивному туризму проведение рекреационных занятий с применением боулдеринга;
- определить эффективность влияния боулдеринга на показатели физической подготовленности у детей младшего школьного возраста (на примере скоростно-силовых качеств).
Теоретико-методологическая база исследования связана с анализом и обобщением работ ученых, исследующих:
- анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста [Баёва Н. А., Погадаева О.В. [5], Безруких М. М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. [10], Лойко Т. В. [33], Солодков А.С., Сологуб Е.Б. [54], Сапин М. Р., Брыксина 3. Г. [55], Судаков К.В. [65] и др.;
- современные методики преподавания физической культуры в образовательных учреждениях [Белова Ю.В. [9], Виленский М. Я., Горшков А. Г. [17], Борисова В. В., Руднева Л.В. [13], Виленская Т. Е. [19], Волков Л. В. [20], Демидова И. В. [25], Кравцова Л. М. [28], Лях В.И. [35], Никитушкин В. Г. [40], Сковородкина И. З., [49], Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. [57], Махов С.Ю [59], Фомин Н.А., Филин В.П. [64], Хлебникова Е. С., Тютюкова Н. В. [69] и др.;
- виды туризма, средства и методы рекреационной деятельности [Бабаян А.К., Попова М.В. [3], Багдасарян В. Э. [4], Байковский Ю.В. [6], Биржаков М.Б. [11], Боголюбова С. А. [12], Бунина Е. В. [14], Белоусова Н.А., Григорьева Г.В. [15], Зеленский К. Г., Абрамов А. В., Безлепкин Д. Н. [26], Ильина Е.И. [27], Константинов Ю.С., Маслов А.Г.[30], Пронина О. И.[46], Рубис Л.Г., Тарасеня Т.Ю. [48], Томилин К. Г., Овсянникова И.Н. [60] и др.
Для достижения цели и решения задач в исследовании были использованы подобранные в учебном пособии Селуянова В.Н. «Основы научно-исследовательской деятельности» [56] «методы:
- анализ литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные автором данные уточняют теоретические положения ученых о положительном влиянии средств спортивно-оздоровительного туризма, в целом, а также боулдоринга, в частности, на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы педагогами, занимающимися физическим воспитанием детей; для разработки новых методик и подходов к обучению физической культуре, которые активно включают элементы доступных видов рекреации и туризма, в целом и боулдоринга, в частности.
Структура бакалаврской работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Работа содержит 14 рисунков и 3 таблиц, основной текст изложен на 50 страницах.
Как пишет Лингевич О. В. [32]: «На сегодняшний день, под влиянием различных факторов социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности здоровье детей ухудшается. Благополучие детей несомненно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, обучения и духовного развития. Одним из таких условий является занятие физической культурой, имеющее воспитательное, обучающее, оздоровительное и общекультурное значение».
Многие специалисты, в числе которых Берген К. В. [7], Башта Л. Ю. [8], Варламов В.Г. [16], Гиренко Г.Т. [21], Горшков И.Д. [22], Губа Д. В. [23], Долженко Г. П. [24], Стеблецов Е. А [52] едины во мнении, что спортивный туризм - это эффективное средство, которое позволяет восполнить недостаток физической активности у детей младшего школьного возраста.
По убеждению Махова И.И. [36]: «Спортивный туризм - это, увлекательное средство для приобщения учащихся начальной школы к занятиям физической культурой и спортом. Спортивный туризм сочетает в себе широкий диапазон оздоровительных возможностей для организма учащихся начальной школы. На занятиях по спортивному туризму легко регулировать нагрузку, младшие школьники могут смело выполнять упражнения, которые эффективно влияют на физическое развитие и повышают уровень физической 4
подготовленности детей. Большинство упражнений в спортивно-оздоровительном туризме, применяемых с целью повышения физической подготовленности детей школьного возраста, всесторонне воздействуют на организм: укрепляют мышечно-связочный аппарат, совершенствуют функции внутренних органов и систем, улучшают координацию движений и способствуют общему повышению уровня развития двигательных качеств».
Не вызывает сомнений, что спортивный туризм как средство физического воспитания обладает большим развивающим, воспитывающим, образовательным и оздоровительным потенциалом.
Привлечение младших школьников к занятиям спортивным туризмом такие специалисты, как Архипов С.М. [2], Смолина О.Ю, Заморов И.А. [41], Пиратинский А.Е. [44], Пичугина И.И. [45], Федотенкова Т.П., Федотенков А.Г., Чистякова С.Г., Чистяков С.А. [70] рекомендуют начинать с боулдеринга.
Однако, исследований, оценивающих влияние занятий боулдерингом на показатели физической подготовленности детей младшего школьного возраста, в доступной нам специальной литературе, не найдено.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Исследование влияния рекреационных занятий с применением боулдеринга на физические показатели у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучение влияния боулдеринга на физические показатели у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: организованный процесс проведения
рекреационных занятий с применением боулдеринга в группе начальной подготовки по спортивному туризму.
Предмет исследования: методика проведения рекреационных занятий с применением боулдеринга с детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагалось, что проведение рекреационных занятий с применением боулдеринга будет способствовать улучшению показателей физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
- организовать в группе начальной подготовки по спортивному туризму проведение рекреационных занятий с применением боулдеринга;
- определить эффективность влияния боулдеринга на показатели физической подготовленности у детей младшего школьного возраста (на примере скоростно-силовых качеств).
Теоретико-методологическая база исследования связана с анализом и обобщением работ ученых, исследующих:
- анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста [Баёва Н. А., Погадаева О.В. [5], Безруких М. М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. [10], Лойко Т. В. [33], Солодков А.С., Сологуб Е.Б. [54], Сапин М. Р., Брыксина 3. Г. [55], Судаков К.В. [65] и др.;
- современные методики преподавания физической культуры в образовательных учреждениях [Белова Ю.В. [9], Виленский М. Я., Горшков А. Г. [17], Борисова В. В., Руднева Л.В. [13], Виленская Т. Е. [19], Волков Л. В. [20], Демидова И. В. [25], Кравцова Л. М. [28], Лях В.И. [35], Никитушкин В. Г. [40], Сковородкина И. З., [49], Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. [57], Махов С.Ю [59], Фомин Н.А., Филин В.П. [64], Хлебникова Е. С., Тютюкова Н. В. [69] и др.;
- виды туризма, средства и методы рекреационной деятельности [Бабаян А.К., Попова М.В. [3], Багдасарян В. Э. [4], Байковский Ю.В. [6], Биржаков М.Б. [11], Боголюбова С. А. [12], Бунина Е. В. [14], Белоусова Н.А., Григорьева Г.В. [15], Зеленский К. Г., Абрамов А. В., Безлепкин Д. Н. [26], Ильина Е.И. [27], Константинов Ю.С., Маслов А.Г.[30], Пронина О. И.[46], Рубис Л.Г., Тарасеня Т.Ю. [48], Томилин К. Г., Овсянникова И.Н. [60] и др.
Для достижения цели и решения задач в исследовании были использованы подобранные в учебном пособии Селуянова В.Н. «Основы научно-исследовательской деятельности» [56] «методы:
- анализ литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные автором данные уточняют теоретические положения ученых о положительном влиянии средств спортивно-оздоровительного туризма, в целом, а также боулдоринга, в частности, на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы педагогами, занимающимися физическим воспитанием детей; для разработки новых методик и подходов к обучению физической культуре, которые активно включают элементы доступных видов рекреации и туризма, в целом и боулдоринга, в частности.
Структура бакалаврской работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Работа содержит 14 рисунков и 3 таблиц, основной текст изложен на 50 страницах.
Спортивный туризм - это эффективное средство, которое позволяет восполнить недостаток физической активности у детей младшего школьного возраста. Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для занятий боулдерингом.
Методика рекреационных занятий с применением боулдеринга доказала свою эффективность, что видно по положительной динамике развития скоростно-силовых способностей у участников исследования:
- результаты по методике «Бег на 30 метров» ЭГ в сравнении с группой учащихся КГ улучшились с 7,6 сек. до 5,7 сек. В КГ учащихся существенных улучшений не наблюдается, поскольку изменения слишком незначительны и не существенны;
- результаты по методике «Прыжки на скакалке» ЭГ в сравнении с группой учащихся КГ улучшились с 110 раз. до 119,8 раз. В КГ учащихся существенных улучшений не наблюдается, поскольку изменения слишком незначительны и не существенны;
- результаты по методике «Смена ног в упоре» ЭГ в сравнении с группой учащихся КГ улучшились с 70,1 раз до 74,2 раз. В КГ учащихся существенных улучшений не наблюдается, поскольку изменения слишком незначительны и не существенны.
Таким образом, в ходе проведения исследовательской работы полученные результаты позволили установить, что динамика развития скоростно-силовых способностей у учащихся экспериментальной группы выше, чем у школьников контрольной группы во всех показателях. Выявили, что рекреационные занятия с применением боулдеринга положительно влияют на развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста, соответственно, разработанная методика проведения рекреационных занятий с применением боулдеринга с учениками младших классов может быть рекомендована для педагогов физического воспитания в школе.
Методика рекреационных занятий с применением боулдеринга доказала свою эффективность, что видно по положительной динамике развития скоростно-силовых способностей у участников исследования:
- результаты по методике «Бег на 30 метров» ЭГ в сравнении с группой учащихся КГ улучшились с 7,6 сек. до 5,7 сек. В КГ учащихся существенных улучшений не наблюдается, поскольку изменения слишком незначительны и не существенны;
- результаты по методике «Прыжки на скакалке» ЭГ в сравнении с группой учащихся КГ улучшились с 110 раз. до 119,8 раз. В КГ учащихся существенных улучшений не наблюдается, поскольку изменения слишком незначительны и не существенны;
- результаты по методике «Смена ног в упоре» ЭГ в сравнении с группой учащихся КГ улучшились с 70,1 раз до 74,2 раз. В КГ учащихся существенных улучшений не наблюдается, поскольку изменения слишком незначительны и не существенны.
Таким образом, в ходе проведения исследовательской работы полученные результаты позволили установить, что динамика развития скоростно-силовых способностей у учащихся экспериментальной группы выше, чем у школьников контрольной группы во всех показателях. Выявили, что рекреационные занятия с применением боулдеринга положительно влияют на развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста, соответственно, разработанная методика проведения рекреационных занятий с применением боулдеринга с учениками младших классов может быть рекомендована для педагогов физического воспитания в школе.





