Особенности учебной и профессиональной мотивации студентов- дефектологов
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Анализ исследований по проблеме учебной и профессиональной
мотивации студентов, обучающихся по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» 9
1.1. Учебная и профессиональная мотивация как психологические
категории 9
1.2. Профессиональная деятельность дефектолога: содержание и
психологические аспекты 24
1.3. Учебная и профессиональная мотивация студентов-дефектологов 35
Глава 2. Организация исследования особенностей учебной и профессиональной мотивации студентов дефектологического отделения 45
2.1 Обоснование модели исследования 45
2.2. Описание выборки исследования 47
2.3. Методы, методики и процедура исследования 48
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 52
Глава 3. Результаты исследования учебной и профессиональной сферы студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 52
3.1. Анализ содержания учебной и профессиональной мотивации у студентов,
обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование и «Педагогическое образование» 52
3.2. Исследование взаимосвязи показателей учебной и профессиональной
мотивации у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование» 58
3.3. Сравнительный анализ содержания учебной и профессиональной
мотивации у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование» 64
3.4. Выявление особенностей учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Анализ исследований по проблеме учебной и профессиональной
мотивации студентов, обучающихся по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» 9
1.1. Учебная и профессиональная мотивация как психологические
категории 9
1.2. Профессиональная деятельность дефектолога: содержание и
психологические аспекты 24
1.3. Учебная и профессиональная мотивация студентов-дефектологов 35
Глава 2. Организация исследования особенностей учебной и профессиональной мотивации студентов дефектологического отделения 45
2.1 Обоснование модели исследования 45
2.2. Описание выборки исследования 47
2.3. Методы, методики и процедура исследования 48
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 52
Глава 3. Результаты исследования учебной и профессиональной сферы студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 52
3.1. Анализ содержания учебной и профессиональной мотивации у студентов,
обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование и «Педагогическое образование» 52
3.2. Исследование взаимосвязи показателей учебной и профессиональной
мотивации у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование» 58
3.3. Сравнительный анализ содержания учебной и профессиональной
мотивации у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование» 64
3.4. Выявление особенностей учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
Актуальность исследования. Период студенчества является одним из значимых периодов в процессе профессионального развития. Ученые все чаще занимаются исследованием представителей «помогающих» профессий, в том числе, студентов направлений «Педагогика» и «Психология». Акцент в изучении студентов направлен на их индивидуально -психологические характеристики, напрямую связанные с качественным выполнением ими будущих профессиональных задач, такие как: особенности ценностно-смысловой и мотивационных сфер личности, компетентность в общении, педагогическое мастерство, склонность к эмоциональному выгоранию и пр. Однако на фоне достаточно большого спектра работ, посвященных изучению студентов - психологов и студентов-педагогов (Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зимняя, М.В. Каминская, С.В. Кондратьева, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и другие), количество исследований, связанных с психологическим аспектом деятельности дефектологов достаточно ограничено . При этом профессиональная деятельность дефектолога предполагает влияние на него большого количества стрессогенных факторов, и предъявляет особые требования к личности студента, выбравшего для себя данную специализацию [34], следовательно, ввиду специфичности этой деятельности, становится очевидна актуальность изучения индивидуально-психологических
характеристик студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» для последующей разработки программ психологической поддержки как в условиях высшего профессионального образования, так и в условиях образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные образовательные программы.
Учебно-мотивационную деятельность изучали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г.Мюррей, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П.М. Якобсон и другие.
Вопросы профессиональной ориентации и формирования
профессиональных мотивов изложены в работах Е.В. Андриенко, Н.А. Бакшаевой, Ю.В. Варданян, А.А. Вербицкого, К.М. Гуревич, В.И. Жуковской, Е.А. Климова, В.И. Ковалева, Н.И. Крылова, Н.Д. Левитова, А.К. Марковой, К.К. Платонова, А.Т. Ростунова, И.В. Фастовец и других.
В современных условиях развития образования актуальность данной проблемы заключена также и в том, что при высокой востребованности дефектологов снижается конкурс на поступление на дефектологические специальности, растет процент выпускников, не работающих по специальности и дефектологов с низкой мотивацией к профессиональному саморазвитию [33, 77].
Известно, что именно на этапе профессионального обучения у студентов формируются профессиональные мотивы и ценности, которые в будущем будут определять успех их деятельности в профессии [7]. В связи с этим важным становится изучить не только профессиональную мотивированность студентов, но и обратить внимание на мотивы, побуждающие изучать ту или иную профессию - т.е. учебные мотивы.
Проблема исследования: каковы особенности учебной и
профессиональной мотивации обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в сравнении с обучающимися по направлению «Педагогическое образование?»
Цель исследования: изучить особенности учебной и профессиональной мотивации у обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в сравнении с обучающимися по направлению «Педагогическое образование».
Гипотеза: учебная и профессиональная мотивация студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» будет отличной от мотивации студентов направления «Педагогическое образование» ввиду специфики будущей профессиональной деятельности дефектологов.....
характеристик студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» для последующей разработки программ психологической поддержки как в условиях высшего профессионального образования, так и в условиях образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные образовательные программы.
Учебно-мотивационную деятельность изучали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г.Мюррей, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П.М. Якобсон и другие.
Вопросы профессиональной ориентации и формирования
профессиональных мотивов изложены в работах Е.В. Андриенко, Н.А. Бакшаевой, Ю.В. Варданян, А.А. Вербицкого, К.М. Гуревич, В.И. Жуковской, Е.А. Климова, В.И. Ковалева, Н.И. Крылова, Н.Д. Левитова, А.К. Марковой, К.К. Платонова, А.Т. Ростунова, И.В. Фастовец и других.
В современных условиях развития образования актуальность данной проблемы заключена также и в том, что при высокой востребованности дефектологов снижается конкурс на поступление на дефектологические специальности, растет процент выпускников, не работающих по специальности и дефектологов с низкой мотивацией к профессиональному саморазвитию [33, 77].
Известно, что именно на этапе профессионального обучения у студентов формируются профессиональные мотивы и ценности, которые в будущем будут определять успех их деятельности в профессии [7]. В связи с этим важным становится изучить не только профессиональную мотивированность студентов, но и обратить внимание на мотивы, побуждающие изучать ту или иную профессию - т.е. учебные мотивы.
Проблема исследования: каковы особенности учебной и
профессиональной мотивации обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в сравнении с обучающимися по направлению «Педагогическое образование?»
Цель исследования: изучить особенности учебной и профессиональной мотивации у обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в сравнении с обучающимися по направлению «Педагогическое образование».
Гипотеза: учебная и профессиональная мотивация студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» будет отличной от мотивации студентов направления «Педагогическое образование» ввиду специфики будущей профессиональной деятельности дефектологов.....
В результате всестороннего исследования, посвященного анализу учебной и профессиональной мотивации студентов дефектологического направления, мы выявили, что профессия дефектолога отличается своей спецификой и существует на стыке педагогической, психологической, социальной и медицинской практик. Функции дефектолога представлены на нескольких уровнях: от коррекционно - педагогической работы с ребенком и консультативной работы с его семьей до организации комплексного взаимодействия между различными специалистами и содействия перестройке общественного сознания в сторону большего принятия людей с ОВЗ и их дестигматизации. Хотя дефектолог должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, его деятельность не может быть эффективна без личной включенности и диалогического взаимодействия со всеми участниками коррекционно-педагогического процесса.
Личная мотивация дефектолога обеспечивает его профессиональное развитие. Личностная значимость профессии может придать смысл профессиональной деятельности и повысить ее эффективность. Существующие данные позволяют предполагать, что развитию профессионально-значимых компонентов учебной и профессиональной мотивации студентов -дефектологов может способствовать самоопределение, осмысление студентам знания и ценностей в результате рефлексии. Профессиональная деятельность требует постоянного совершенствования навыков специалиста, поэтому стремление к повышению квалификации является положительным компонентом его работе.
В ходе исследования, было выявлено, что у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» преобладает внешняя положительная мотивация, тогда как у студентов педагогического направления - внутренняя.
Основные учебные мотивы у студентов-дефектологов это: получение диплома, потребность добиться одобрения родителей и окружающих, избегание наказания за плохую учебу. Для студентов-педагогов характерны мотивы «приобрести глубокие знания» и «обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности».
Студенты дефектологического отделения как позитивные моменты работы выделяют возможность работы с людьми, возможность творчества и самосовершенствования, соответствие их характера и работы, продолжительность рабочего дня. Негативный фактор - переутомление в работе, то, что работа не ценится окружающими, низкая заработная плата и отсутствие социального уважения.
Были выделены следующие мотивационные системы у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»:
1) студенты с преобладанием первой системы испытывают потребность в получении материальных подкреплений, таких как диплом, стипендия и пр. При этом для них не несёт особого значения важность профессии.
2) вторая система включает в себя компоненты избегания социального неодобрения. Студенты с мотивацией по этому типу испытывают потребность в социальном одобрении, контакте с людьми. Они опасаются социального неодобрения в том числе и в учёбе, именно это мотивирует их учиться лучше.
3) Студенты с системой мотивации третьего типа, стремясь избежать неудачи, отказываются от деятельности, связанной с самосовершенствованием, а также не заинтересованы в обеспечении успешности своей профессиональной деятельности.
Таким образом, наша гипотеза о том, что учебная и профессиональная мотивация студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» отлична от мотивации студентов направления «Педагогическое образование» ввиду специфики будущей профессиональной деятельности дефектологов подтвердилась.....
Личная мотивация дефектолога обеспечивает его профессиональное развитие. Личностная значимость профессии может придать смысл профессиональной деятельности и повысить ее эффективность. Существующие данные позволяют предполагать, что развитию профессионально-значимых компонентов учебной и профессиональной мотивации студентов -дефектологов может способствовать самоопределение, осмысление студентам знания и ценностей в результате рефлексии. Профессиональная деятельность требует постоянного совершенствования навыков специалиста, поэтому стремление к повышению квалификации является положительным компонентом его работе.
В ходе исследования, было выявлено, что у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» преобладает внешняя положительная мотивация, тогда как у студентов педагогического направления - внутренняя.
Основные учебные мотивы у студентов-дефектологов это: получение диплома, потребность добиться одобрения родителей и окружающих, избегание наказания за плохую учебу. Для студентов-педагогов характерны мотивы «приобрести глубокие знания» и «обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности».
Студенты дефектологического отделения как позитивные моменты работы выделяют возможность работы с людьми, возможность творчества и самосовершенствования, соответствие их характера и работы, продолжительность рабочего дня. Негативный фактор - переутомление в работе, то, что работа не ценится окружающими, низкая заработная плата и отсутствие социального уважения.
Были выделены следующие мотивационные системы у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»:
1) студенты с преобладанием первой системы испытывают потребность в получении материальных подкреплений, таких как диплом, стипендия и пр. При этом для них не несёт особого значения важность профессии.
2) вторая система включает в себя компоненты избегания социального неодобрения. Студенты с мотивацией по этому типу испытывают потребность в социальном одобрении, контакте с людьми. Они опасаются социального неодобрения в том числе и в учёбе, именно это мотивирует их учиться лучше.
3) Студенты с системой мотивации третьего типа, стремясь избежать неудачи, отказываются от деятельности, связанной с самосовершенствованием, а также не заинтересованы в обеспечении успешности своей профессиональной деятельности.
Таким образом, наша гипотеза о том, что учебная и профессиональная мотивация студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» отлична от мотивации студентов направления «Педагогическое образование» ввиду специфики будущей профессиональной деятельности дефектологов подтвердилась.....
Подобные работы
- Особенности учебной и профессиональной мотивации студентов-дефектологов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование профессиональной мотивации у будущих дефектологов в процессе воспитательной работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, ИЗБИРАЮЩИХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Профессиональная подготовка будущих бакалавров к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020





