Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Анализ исследований по проблеме учебной и профессиональной
мотивации студентов, обучающихся по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» 9
1.1. Учебная и профессиональная мотивация как психологические
категории 9
1.2. Профессиональная деятельность дефектолога: содержание и
психологические аспекты 24
1.3. Учебная и профессиональная мотивация студентов-дефектологов 35
Глава 2. Организация исследования особенностей учебной и профессиональной мотивации студентов дефектологического отделения 45
2.1 Обоснование модели исследования 45
2.2. Описание выборки исследования 47
2.3. Методы, методики и процедура исследования 48
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 52
Глава 3. Результаты исследования учебной и профессиональной сферы студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 52
3.1. Анализ содержания учебной и профессиональной мотивации у студентов,
обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование и «Педагогическое образование» 52
3.2. Исследование взаимосвязи показателей учебной и профессиональной
мотивации у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование» 58
3.3. Сравнительный анализ содержания учебной и профессиональной
мотивации у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование» 64
3.4. Выявление особенностей учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
Актуальность исследования. Период студенчества является одним из значимых периодов в процессе профессионального развития. Ученые все чаще занимаются исследованием представителей «помогающих» профессий, в том числе, студентов направлений «Педагогика» и «Психология». Акцент в изучении студентов направлен на их индивидуально -психологические характеристики, напрямую связанные с качественным выполнением ими будущих профессиональных задач, такие как: особенности ценностно-смысловой и мотивационных сфер личности, компетентность в общении, педагогическое мастерство, склонность к эмоциональному выгоранию и пр. Однако на фоне достаточно большого спектра работ, посвященных изучению студентов - психологов и студентов-педагогов (Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зимняя, М.В. Каминская, С.В. Кондратьева, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и другие), количество исследований, связанных с психологическим аспектом деятельности дефектологов достаточно ограничено . При этом профессиональная деятельность дефектолога предполагает влияние на него большого количества стрессогенных факторов, и предъявляет особые требования к личности студента, выбравшего для себя данную специализацию [34], следовательно, ввиду специфичности этой деятельности, становится очевидна актуальность изучения индивидуально-психологических
характеристик студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» для последующей разработки программ психологической поддержки как в условиях высшего профессионального образования, так и в условиях образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные образовательные программы.
Учебно-мотивационную деятельность изучали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г.Мюррей, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П.М. Якобсон и другие.
Вопросы профессиональной ориентации и формирования
профессиональных мотивов изложены в работах Е.В. Андриенко, Н.А. Бакшаевой, Ю.В. Варданян, А.А. Вербицкого, К.М. Гуревич, В.И. Жуковской, Е.А. Климова, В.И. Ковалева, Н.И. Крылова, Н.Д. Левитова, А.К. Марковой, К.К. Платонова, А.Т. Ростунова, И.В. Фастовец и других.
В современных условиях развития образования актуальность данной проблемы заключена также и в том, что при высокой востребованности дефектологов снижается конкурс на поступление на дефектологические специальности, растет процент выпускников, не работающих по специальности и дефектологов с низкой мотивацией к профессиональному саморазвитию [33, 77].
Известно, что именно на этапе профессионального обучения у студентов формируются профессиональные мотивы и ценности, которые в будущем будут определять успех их деятельности в профессии [7]. В связи с этим важным становится изучить не только профессиональную мотивированность студентов, но и обратить внимание на мотивы, побуждающие изучать ту или иную профессию - т.е. учебные мотивы.
Проблема исследования: каковы особенности учебной и
профессиональной мотивации обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в сравнении с обучающимися по направлению «Педагогическое образование?»
Цель исследования: изучить особенности учебной и профессиональной мотивации у обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в сравнении с обучающимися по направлению «Педагогическое образование».
Гипотеза: учебная и профессиональная мотивация студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» будет отличной от мотивации студентов направления «Педагогическое образование» ввиду специфики будущей профессиональной деятельности дефектологов.....
В результате всестороннего исследования, посвященного анализу учебной и профессиональной мотивации студентов дефектологического направления, мы выявили, что профессия дефектолога отличается своей спецификой и существует на стыке педагогической, психологической, социальной и медицинской практик. Функции дефектолога представлены на нескольких уровнях: от коррекционно - педагогической работы с ребенком и консультативной работы с его семьей до организации комплексного взаимодействия между различными специалистами и содействия перестройке общественного сознания в сторону большего принятия людей с ОВЗ и их дестигматизации. Хотя дефектолог должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, его деятельность не может быть эффективна без личной включенности и диалогического взаимодействия со всеми участниками коррекционно-педагогического процесса.
Личная мотивация дефектолога обеспечивает его профессиональное развитие. Личностная значимость профессии может придать смысл профессиональной деятельности и повысить ее эффективность. Существующие данные позволяют предполагать, что развитию профессионально-значимых компонентов учебной и профессиональной мотивации студентов -дефектологов может способствовать самоопределение, осмысление студентам знания и ценностей в результате рефлексии. Профессиональная деятельность требует постоянного совершенствования навыков специалиста, поэтому стремление к повышению квалификации является положительным компонентом его работе.
В ходе исследования, было выявлено, что у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» преобладает внешняя положительная мотивация, тогда как у студентов педагогического направления - внутренняя.
Основные учебные мотивы у студентов-дефектологов это: получение диплома, потребность добиться одобрения родителей и окружающих, избегание наказания за плохую учебу. Для студентов-педагогов характерны мотивы «приобрести глубокие знания» и «обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности».
Студенты дефектологического отделения как позитивные моменты работы выделяют возможность работы с людьми, возможность творчества и самосовершенствования, соответствие их характера и работы, продолжительность рабочего дня. Негативный фактор - переутомление в работе, то, что работа не ценится окружающими, низкая заработная плата и отсутствие социального уважения.
Были выделены следующие мотивационные системы у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»:
1) студенты с преобладанием первой системы испытывают потребность в получении материальных подкреплений, таких как диплом, стипендия и пр. При этом для них не несёт особого значения важность профессии.
2) вторая система включает в себя компоненты избегания социального неодобрения. Студенты с мотивацией по этому типу испытывают потребность в социальном одобрении, контакте с людьми. Они опасаются социального неодобрения в том числе и в учёбе, именно это мотивирует их учиться лучше.
3) Студенты с системой мотивации третьего типа, стремясь избежать неудачи, отказываются от деятельности, связанной с самосовершенствованием, а также не заинтересованы в обеспечении успешности своей профессиональной деятельности.
Таким образом, наша гипотеза о том, что учебная и профессиональная мотивация студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» отлична от мотивации студентов направления «Педагогическое образование» ввиду специфики будущей профессиональной деятельности дефектологов подтвердилась.....
1. Аристотель. Политика. М.: РИПОЛ классик, 2010. 589 с.
2. Арсланова М.М. Коррекционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2013. С. 245-246.
3. Артёмова Е.Э., Данилова А.М. Оценка информационнокоммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 54—68.
4. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми // Педагогика и психология образования. 2013. С. 33-38.
5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. М.: Международная педагогичекая академия, 1994. 216 с.
6. Бездетко С.Н., Филатова И.А. Изучение профессиональной мотивации студентов в процессе воспитательной работы // Специальное образование. 2019. № 2. C. 18-26.
7. Беляева Л.А Человек и его потребности. Екатеринбург, 2009. 165 с.
8. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Актуальные проблемы подготовки специалистов в области профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. C. 87-96.
9. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: «Педагогика», 1972. 352 с.
10. Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь (окончание) // Вестник практической психологии образования. 2009. №1(18). С. 82-86.
11. Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образования. 2008. № 4(17). С. 81-86.
12. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф. О мотивации студентов - будущих педагогов к педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=29737 (дата обращения: 20.01.2022).
13. Вилитенко В.А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя-дефектолога и семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. С. 35-39.
14. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума «Обзор Российской психологии в регионах страны и в мире» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/ger asimova.html (дата обращения: 20.01.2022)
15. Глухов В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций. М.: «МПГУ», 2017. 430 с.....83