Введение
ГЛАВА 1.АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ
1.1 История развития электронных инструментов………………...6
1.2 Развитие музыкального мышления и композиторской техники
1.3 Электронная музыка и слушатели…………………………...…23
1.4 Творческая деятельность Карлхайнца Штокхаузена……...…..28
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА И ПОП-КУЛЬТУРА……….36
2.1 Крафтверк – пионеры электронной музыки
2.2 Анализ-сравнение чартов
Заключение
Список использованных источников и литературы
Настоящая работа посвящена выявлению предпосылок и этапов перехода к распространению нового типа звука, получаемого посредством электричества, выявление перцепции слушателей и этапов перехода на новый тип звука среди композиторов и слушателей популярной музыки.
В работе рассматривается история создания музыкальных инструментов, которые используют электричество и его физические свойства. Приводится описание основных принципов синтезирования звука.
Процессы, связанные с переходом к новому типу звука и мышления, как композитора, так и слушателя протекали на базе двух школ, которые возникли в поствоенной Европе. Первая школа «конкретной музыки» зародилась во Франции и была связана с деятельностью инженера-акустика и композитора Пьера Шеффера. Вторая школа «электронной музыки» зародилась в Кельне под руководством немецкого композитора и музыковеда Герберта Аймерта. Немецкая школа возникла как антагонист французской. Однако лучшие произведения немецкой школы используют не только искусственно синтезированные звуки, но и работу с магнитофонной пленкой. Позднее, эти школы перестали выделять и стали говорить об «электроакустической музыке», как явлении, которое связывает все многообразие взаимодействия композитора со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой.
Проникновение нового типа звука происходила не только в академическую музыку, но и в музыку «третьего пласта» (термин В.Д. Конен). Мало того, новый тип звука не прижился в академической среде, во всяком случае, он не стал массовым и популярным. Количество концертов, которое привлекают наибольшее количество слушателей, принадлежит к концертам классической музыке традиционного оркестрового состава. Новый тип звука вкупе с новым мышлением потерпел фиаско. В каком-то смысле надежды футуристов на новую технику не оправдались – человечество в целом, кроме отдельных индивидуумов, не стало насиловать себя микротоновой музыкой. Пьер Шеффер ближе к концу жизни сказал, что долго искал «что же может быть там за пределами до ре ми и двенадцати тонов», а потом сделал вывод «что ничего» и что «потратил свою жизнь впустую» . Продукты деятельности «сухого» и строго выверенного концепта немецкой электронной школы не вызывали особого восторга среди слушателей. Не смотря на то, что к сентябрю 1967 года InternationalElectronicMusicCatalog содержал в районе 5 000 зарегистрированных электронных опусов, аудитория слушателей академической электронной музыки была невелика. Вероятные причины этого явления рассмотрены в главеI. Однако уже с нововенской школы академическая музыка становится элитарным искусством, в подобном ракурсе деятельность второго авангарда можно считать очередным этапом культурной эволюции в музыке.
Одним из самых известных композиторов и теоретиков в электронной музыке второго авангарда является Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), который с 1963 года являлся художественным руководителем Студии электронной музыки в Кельне и Международной группой исполнителей электронной музыки. Также читает лекции, в том числе на Международных летних семинарах в Дармштадте.
Музыка Карлхайнца Штокхаузена это не просто звуки, которые композитор выстраивает по определенному им закону. Его творчество пропитано философией, мистицизмом, мифами, религией. Один из самых базовых мифов о том, что европейская цивилизация к началу 1950 годов прошла полный культурно-исторический цикл, который начался с эпохи античности, потому эстетика постоянного обновления, «времени нуля» и отрицании прошлого это часть мировоззрения композитора. У Штокхаузена музыка это тонкая форма космических вибраций, «дыхание Бога», которое проявляется в Космосе. Музыка уже написана, она разлита вокруг нас и задача композитора лишь вынуть ее из небытия. «Каждый объект в мире вплоть до мельчайшего атома производит волны, которые можно трансформировать в волны акустические... Все производит звуки... Музыка - это Божественное и наивысшее из искусств» .
Также в работе ставится проблема перехода слушателей на новый тип звука, выявление истоки привыкания, быстрой смены парадигмы с восприятия звучания европейских музыкальных инструментов на звук синтезированный с помощью электричества. Разбираются проблемы психоакустического восприятия электронной музыки.
Пионерами электронной музыки считается немецкая группа Kraftwerk. Они не были первыми кто начал использовать синтезаторы в своем творчестве, однако, в их музыке с определенного времени электронные звуки начали играть ведущую роль, а некоторые композиции были полностью построены на звучании только синтезаторов.
В последней главе проводится анализ-сравнение двух итоговых годовых музыкальных чартов на предмет выявления популярности композиций, использующей в своей акустической структуре синтезированные звуки. За основу взяты главные чарты двух стран – Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Анализ ведется с 1967 года – летом этого года Роберт Муг представил свой синтезатор на Монтерейском международном музыкальном поп-фестивале и до начала 1980-х годов. Цель анализа: проследить, как синтезированный звук входил в структуру творчества музыкантов, и выявить реакцию и изменение во вкусах у слушателей на новые технологии в музыке.
Электронная академическая музыка столкнулась с непониманием со стороны слушателей. Во многом благодаря надуманным конструкциям эта музыка все более отдалялась от слушателя. Во многом это было следствием постоянного экспериментирования, замкнутости на себе.
Участники группы Крафтверк наоборот пытались отойти от этой парадигмы и, не смотря на свою внешнюю механизированность, привнести больше субъективности в свою музыку. Однако в отличие от своих последователей музыканты группы Крафтверк работали со звуком, внедрение готовых тембров в синтезаторы породили сотни клонов и одинаково звучащей музыки. Простота и доступность синтезаторов привели к обесцениванию музыки как искусства.
Переход в популярной музыке происходил на фоне самоидентификации молодежи. Новая жизнь должна звучать по-новому, в этом смысле внедрение синтезаторов стало тем новым течением и той новой культурой, в которой была потребность у общества.
1) Артемьев Э. Заметки об электронной музыке // URL: http://www.electroshock.ru/records/articles/elmusic/
2) Артемьев Э. От технологий конкретной музыки к музыке компьютерной: новые способы музыкального мышления // URL: http://www.electroshock.ru/records/articles/techology/
3) Бакли Д. Publikation: 64-битная история Kraftwerk, СПб.: Петроглиф, 2014.
4) Белунцов В. Эдуард Артемьев: Интервью: // URL: http://fremus.narod.ru/art-int.html
5) Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. СПб.: Издательство Андрея Дидерихс, 1906.
6) Бундин А.С. Теории электроакустической музыки на рубеже XX-XXI столетий: направления исследования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. № 162. С. 121-126.
7) Вейценфельд А., Меерзон А. Эдуард Артемьев: Интервью: // URL: http://electroshock.ru/edward/interview/meerzon/index.html
8) Володин А.А. Электронные музыкальные инструменты. М.: Энергия, 1970. 144 с.
9) Галкин Д.В. От вдохновения машинами к искусственной жизни: этапы развития технологического искусства // Вестник ТГУ. 2013. № 1. С. 43-51.
10) Горбунова И.Б . Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 233–240.
11) Горбунова И.Б . Музыкальный звук: методические аспекты толкования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 203–210.
12) Горбунова И.Б ., Белов Г.Г. Новый инструмент музыканта // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 135–139.
13) Горбунова И.Б Архитектоника звука. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 125 с.
14) Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т.2: Музыкальный синтезатор. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 205 с.
15) Горбунова И.Б. Музыка и электроника: некоторые аспекты проблемы в музыке ХХ века // Общество: философия, история, культура. 2016. №5. С. 103-110.
16) Горбунова И.Б. Музыкальный звук. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 165 с.
17) Горохов А. Н. Музпросвет. М.: Флюид, 2009. 528 с.
18) Дементьева Е. В. Концепция «Музыки Мира» (Weltmusik) Карлхайнца Штокхаузена // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 61. С. 102-104.
19) Демешко Г.А. О предпосылках и позитивах новой концепции музыкального времени в искусстве ХХ века // Вестник КемГуки. 2012. №20. С. 214-221.
20) Диденко В. Д. Яршак Л. И. Онтологическое обоснование принципов музыкального мышления в философии м. Хайдеггера // Сервис plus. 2010. №1. С. 89-96.
21) Еременко К. А. Музыка от ледникового периода до века èлектроники. М.: Советский композитор, 1991. 319 с.
22) Житомирский Д. Западный музыкальный Авангард после второй мировой войны. М.: Музыка, 1989. 304 с.
23) Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. Подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. 256 с.
24) Карпец, Максим Иванович Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг XX века : на материале творчества П. Шеффера, Дж. Кейджа, К. Штокхаузена : диссертация кандидата искусствоведения. СПб., 2010
25) Катунян М. Эдуард Артемьев: Интервью: // URL: http://electroshock.ru/edward/interview/katunyan/index.html
26) Кириллина Л.В. Идея развития в музыке ХХ века // Западное искусство. ХХ век: Проблема развития западного искусства ХХ века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 101-126 с.
27) Клюев А.С. Онтология музыки. СПб.: Петрополис, 2010. 128 с.
28) Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976. 358 с.
29) Козлов А. Рок: истоки и развитие. М.: Синкопа, 2001. 192 с.
30) Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 157 с.
31) Контрерас А. Из истории создания музыкальных инструментов // Вестник СпбГУ. 2012. № 4. С. 58-67.
32) Лаврова С.В. «Логика смысла» Жиля Делёза в музыкальной композиции Хельмута Лахенмана: опыт сравнительного анализа первой серии парадоксов // Вестник СпбГУ. 2015. №1. С. 41-46.
33) Лейпсон Л.В. К вопросу новаторства в электронной композиции К. Штокхаузена «Песнь отроков» // Вестник КемГуки. 2015. № 33. С. 120-127.
34) Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 384 с.
35) Остромогильский И.В. Трактовка категории времени в новой музыке второй половины ХХ века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 151. С. 143-147.
36) Просняков М. Живая легенда электроники. Отец «техно» в музыке // Музыка и электроника. 2004. №4. С. 2-5.
37) Пучков С., Светлов М. Музыкальные компьютерные технологии. Современный инструментарий творчества. СпбГУП, 2005. 232 с.
38) Пучков, Станислав Владимирович Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества: диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.09. СПб., 2002
39) Савенко С.И. Музыкальные идеи и музыкальная действительность Карлхайнца Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики: сб. трудов / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. Вып. 94. С. 82–119;
40) Савенко С.И. Карлхайнц Штокхаузен // ХХ век. Зарубежная музыка: Очерки. Документы. М., 1995. Вып. 1. С. 11–36;
41) Чаплыгина М.А. Музыкально-теоретическая система К. Штокхаузена. М.: Современная гармония», 1990.
42) Цареградская, Татьяна Владимировна Время и ритм в музыке второй половины XX в. : О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис : диссертация доктора искусствоведения. М., 2002.
43) Adelt U. Krautrock: German Music in the Seventies, Michigan: University of Michigan Press, 2016.
44) Albert Koch Kraftwerk: The Music Makers. London: Hannibal, 2002.
45) Anıl Çamcı A cognitive approach to electronic music: theoretical and experiment-based perspectives. NewYork: Noncochlearsound, 2015.
46) Barr T. Kraftwerk: From Düsseldorf to the Future. London: EburyPress, 1999.
47) Bussy P. Kraftwerk: Man, Machine and Music. London: SAF Publishing, 2001.
48) Daniel Morat Sounds of Modern History: Auditory Cultures in 19th- and 20th-Century Europe Berghahn Books, 2016
49) Esch R. Electri_City: The Dusseldorf School of Electronic Music, London: Omnibus Press, 2016
50) Flur W. "Kraftwerk": I Was a Robot. London: MPG Books, 2000.
51) http://120years.net
52) Hunnigan J. Kraftwerk // URL: https://ru.scribd.com/document/276096403/Kraftwerk
53) Interview: Kraftwerk by Paul Alessandrini // URL: http://www.thing.de/delektro/interviews/eng/kraftwerk/kw11-76.html
54) Lowell Cross Electronic Music, 1948-1953 // Perspectives of New Music Vol. 7, No. 1, Autumn - Winter, 1968 (pp. 32-65)
55) Maconie R. Avant Garde: An American Odyssey from Gertrude Stein to Pierre Boulez
56) Maconie R. Other Planets: The Complete Works of Karlheinz Stockhausen 1950–2007.
57) Neri V.&Campani G. A Short Introduction to Kraftwerk. London: SonicBook, 2000.
58) Patteson T. Instruments for New Music: Sound, Technology, and Modernism. Berkeley: UniversityofCaliforniaPress, 2016.
59) Petridis A. Desperately seeking Kraftwerk // The Guardian website. URL: https://www.theguardian.com/music/2003/jul/25/artsfeatures.popandrock
60) Cott J. Stockhausen. Conversations with the Composer. London:Robson Books, 1989.