Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЛУШАТЕЛЬНИЦЫ ЖЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1903 – 1917)

Работа №141868

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Устройство Женского педагогического института 25
Глава 2. Коллективный портрет слушательниц Женского педагогического института 39
Глава 3. Дальнейшие судьбы слушательниц Женского педагогического института 62
Заключение 77
Список источников и литературы 82
Приложения 91


Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин. История высших женских учебных заведений России начала XX в. находится в центре пристального внимания современной историографии. Но большинство работ направлены на исследование деятельности учебных заведений со стороны его официальных представителей, профессорско-преподавательского состава. При этом значительно меньше внимания уделяется слушательницам, обучавшимся в исследуемых образовательных учреждениях.
Кроме того, выбранная нами тема недостаточно изучена. Долгое время Женский педагогический институт не был объектом внимания исследователей. В последние десятилетия ситуация значительно улучшилась в связи с публикацией монографии Е.Н. Груздевой, посвященной деятельности института. Однако на данный момент в российской науке существует небольшое количество работ о слушательницах Женского педагогического института. При этом комплексно проблема не исследовалась.
Реконструкция коллективного портрета различных сторон жизни слушательниц Женского педагогического института позволит с новой стороны посмотреть на его деятельность и выявить новые перспективы для изучения высшего женского образования в России начала XX в.
Степень научной разработки проблемы. В отечественной историографии представлено довольно большое количество работ, посвященных зарождению и развитию высшего женского образования в Российской империи в конце XIX – начале XX вв. Однако вопросы, связанные с деятельностью Женского педагогического института и его слушательниц, разработаны слабо. Мы можем черпать сведения о них из работ, касающихся истории развития женского образования в России, а также, в трудах, посвященных высшему образованию в целом. Кроме того, нам следует обратить внимание на степень изученности истории женских педагогических курсов, поскольку именно они являлись предшественниками Женского педагогического института, образованного на их базе в 1903 г.
Историографию по данной проблеме можно разделить на три периода: дореволюционный (со второй половины XIX в. по 1917 г.), советский (с 1917 до конца 80-х гг. XX в.) и постсоветский (с 90-х гг. XX в. и по настоящее время).
Рассмотрим женское образование и Женский педагогический институт в контексте дореволюционной историографической традиции и публицистики.
История высшего женского образования стала привлекать внимание историков начиная с середины XIX в. Первыми работами по данной теме стали труды В.В. Игнатовича, Е.О. Лихачевой, Н.Е. Зинченко, А.Н. Деревицкого, К.Р. Шохоль и др.
Одним из первых вопросами женского образования стал заниматься В.В. Игнатович, издавший в 1865 г. работу «Женское образование и женские школы в теории и на практике». Считая, что в числе тем, интересующих современное ему общество, без сомнения, одно из первых мест занимает вопрос о женском образовании. Автор приводит ряд аргументов, подтверждающих идею необходимости получения высшего образования женщинами. Вместе с тем В.В. Игнатович в своей работе приводит исторический очерк о деятельности высшей женской школы в Берне, основанной в 1835 г., ее учебных планах. Он рекомендует отчасти перенять заграничный опыт и «применить ее училищную организацию к нашим женским училищам».
Всесторонним изучением высшего женского образования в Российской империи занималась Е.О. Лихачева. В 1899 г. она издала первый том двухтомного издания «Материалы для истории женского образования в России», где рассматривала женское образование в 1086 – 1856 гг. Второй том вышел в 1901 г. и был посвящен вопросам истории образования женщин в 1856 – 1880 гг. Е.О. Лихачева ставила перед собой цель собрать имеющиеся материалы по истории женского образования и создать первый в Российской империи всеохватывающий труд по данной проблематике. Первый том начинается с рассмотрения зачатков женского образования в XI в., конечной датой является 1856 г., что объясняется учреждением открытых женских заведений: образование, до того доступное лишь небольшому числу девушек, становится доступным для многих, всесословным и постепенно распространяется по всей России. Во втором томе автор рассматривает обширную историю развития высшего женского образования, включая историю курсов профессора Герье в Москве и Бестужевские женские курсы в Санкт-Петербурге.
В 1901 г. была издана работа Н.Е. Зинченко «Женское образование в России». В небольшой по объему работе он представил последовательную историю развития женского образования в стране, завершив ее рассмотрением проблемы высшего образования и доступа в университеты женщин в России в конце XIX в.
Изучением высшего женского образования также занимался Е. Дюринг. Помимо этого, он рассматривал вопросы, касающиеся системы среднего образования, преподавательской профессии женщин, а также дал характеристику организации женского образования.
Изучением похожей тематики занимался А.Н. Деревицкий. Он начинает с рассмотрения зарождения в обществе мысли об учреждении в России высшего учебного заведения для женщин в конце 60-х гг. XIX в. Затем автор делает исторический обзор существовавших в стране высших женских курсов и их деятельности. Особое внимание в его работе уделяется Санкт-Петербургским высшим женским курсам, Московским, публичным курсам по естествознанию и математике в г. Одессе, Санкт-Петербургскому женскому медицинскому институту и археологическому институту.
В началеXX в. активно занималась изучением высшего женского образования в России М.И. Покровская. Однако истории Женского педагогического института в ее работе не уделяется внимание.
В 1909 г. в Санкт-Петербурге вышло издание «Спутник гимназистки. Справочник по общему специальному и профессиональному высшему женскому образованию в России и за границей на 1909 – 1910 гг.». Целью данной работы являлось облегчение выбора высших женских учебных заведений выпускницами гимназий. Для этого в справочнике были освещены основные программы и особенности высших женских школ. В качестве дополнения в него был включен вопрос о материальных затратах учащихся во время обучения. Высшие школы в справочнике сгруппированы по специальностям. В числе педагогических учебных заведений фигурирует и Женский педагогический институт. В «Спутнике гимназистки» был подробно описан процесс поступления в институт и особенности обучения в нем.
Следует отметить, что в началеXX в. практически все студенческие справочники стали содержать в себе информацию о Женском педагогическом институте. Как правило, в них указывалась специализация института, сроке обучения, а также плате за учебный год или семестр.
Следующий важный шаг в изучении высшего женского образования в России и Женского педагогического института, в частности, связан с публикацией историко-юридического очерка К.Р. Шохоль. Автор представил общий очерк истории развития высшего женского образования в России, затем рассмотрел отдельные высшие учебные заведения, отметив их специфические черты. Обособленно К.Р. Шохоль рассмотрел вопрос о допущении женщин российские и зарубежные университеты.
Одной из заключительных работ по данной проблематике в дореволюционной историографии стал «Вадемекум по высшему женскому образованию» Д.С. Марголина. Данный справочник был наиболее подробным из всех выше представленных. Д.С. Марголин тщательно рассмотрел процесс поступления в Женский педагогический институт, обозначив, какие вступительные испытания для девушек существовали, а также порядок зачисления в учебное заведение.
Таким образом, в дореволюционной историографии существовало довольно большое количество работ, посвященных высшему женскому образованию. Однако Женский педагогический институт практически не рассматривался, а работы, в которых о нем говорилось, носили в основном справочный характер и были предназначены выпускницам средних учебных учреждений. Специальных исторических трудов об учреждении в рассматриваемый период не существовало. Очевидно, что Женский педагогический институт представлял меньший интерес для исследователей по сравнению с другими женскими высшими учебными заведениями. Мы предполагаем, что такая ситуация сложилась в связи тем, что слушательницы института менее активно участвовали в общественной и политической жизни, по сравнению с учащимися других учебных заведений, тем самым почти не привлекали к себе внимание. Данный факт подтверждается тем, что в дореволюционной прессе почти не встречается заметок о деятельности Женского педагогического института.
Следующий период – советская историография с 1917 г. до конца 80-х гг. XX в. В литературе начинает прослеживаться марксистско-ленинская идеология. Несмотря на подъем интереса к женскому вопросу в рамках освободительного движения, проблемы истории высшего женского образования широко не рассматриваются.
В 1948 г. был издан сборник «ЛГПИ им. А.И. Герцена: сборник, посвященный 30-летней деятельности института. 17 ноября 1918 – 17 ноября 1948». Женский педагогический институт в данном труде рассматривается в связи с его преобразованием в Петроградский I Высший педагогический институт в 1918 г. Однако его рассматривали исключительно как «затхлый дореволюционный императорский институт», что вытекало из официальной позиции новой власти.
В 1969 г. был издан автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук Э.П. Михеевой по теме «Высшее женское образование в дореволюционной России (1872 – 1917)». Автор рассматривал борьбу за высшее женское образование в контексте женского движения в целом. В автореферате предпринимается попытка анализа политики правительства в данном вопросе, подробно описывается деятельность первых Высших женских курсов – московских и петербургских и участие их слушательниц в революционном движении. Однако Женский педагогический институт, как и в предыдущем сборнике, не подвергался изучению.
В советское время существовали специализированные сборники о подготовке педагогических кадров. Одно из таких изданий вышло в 1972 г. в Москве. В нем одна статья посвящена Высшим женским курсам в Москве, а остальные проблемам проведения отдельных практических занятий на историческом факультете МГПИ имени В.И. Ленина.
Сборники статей по дореволюционному высшему образованию женщин продолжали выходить в 70-е гг. XX в., но, как правило, были посвящены Высшим женским курсам, но не касались Женского педагогического института в Санкт-Петербурге.
В советский период стали появляться отдельные статьи в журналах. Например, Н.П. Ефимова изучала первые шаги русских женщин к высшему образованию. Автор рассматривал Аларчинские, Лубянские женские курсы, дискуссии в обществе по поводу высшего женского образования и сложности, с которыми сталкивались первые слушательницы.
В 1981 г. была издана работа В.Р. Лейкиной-Свирской «Русская интеллигенция в 1900 – 1917 гг.». Рассматривая процесс развития высшего образования в России, исследовательница затрагивает проблему высшего женского образования. Характеризуя процесс появления специальных педагогических высших учебных заведений в начале XX в., В.Р. Лейкина-Свирская упоминает Петербургский Женский педагогический институт. Отметим, что материал по педагогическим вузам занимает довольно малую часть общей характеристики, поскольку автор стремился всесторонне показать состояние высшего образования в России в 1900 – 1917 гг., и с этой целью рассматривал вузы различных специальностей.
В 80-е гг. XX в. Г.А. Тишкин, специалист в области истории университетского образования публикует монографию «Женский вопрос в России. 50-60-е гг. XIX в.». В данной работе автор рассматривает женский вопрос и юридическую мысль в России в 50-60-гг. XIX в., обсуждение женского вопроса в публицистике на рубеже 50-60-х гг. XIXв., различные женские кружки и первых, обучающихся в кружках студенток. Особое внимание Г.А. Тишкин уделяет вопросу о слушательницах Санкт-Петербургского государственного университета, об их положении в данном учебном заведении. Помимо этого, он изучает участие слушательниц в революционном движении, их взгляды и отношение к революции. При этом Женский педагогический институт, созданный гораздо позднее заявленных автором хронологических рамок, и его предшественник – женские педагогические курсы – Г.А. Тишкиным не рассматриваются.
Помимо упомянутого монографического исследования, автором были выпущены и другие работы, посвященные высшему женскому образованию. Среди них такие статьи, как «Первые студентки Петербургского университета», «Студентки университета и слушательницы Бестужевских курсов в 1905 – 1907 гг.», «Петербургский университет и начало высшего женского образования в России».
В 1991 г. издается труд А.Е. Иванова «Высшая школа в России в конце XIX – начале ХХ века». Автор на богатом фактологическом и статистическом материале анализирует высшие учебные заведения указанного периода, в том числе педагогической направленности. Исследование включает рассмотрение численности студентов, их социальный, конфессиональный и национальный состав, а также научные интересы студенчества. О Женском педагогическом институте в работе содержатся лишь краткие сведения, не дающие полного представления об этом учебном заведении.
Упоминания Женского педагогического института встречаются в трудах В.С. Брачева. В 1995 г. он опубликовал работу «Русский историк С.Ф. Платонов. Ученый. Педагог. Человек», посвященную директору института С.Ф. Платонову. Однако в работе был сделан акцент на исследовательской деятельности историка, поэтому почерпнуть достаточную информацию о Женском педагогическом институте мы не можем. Позднее выходили другие работы В.С. Брачева о директоре института, но, как и ранее, исследователь фокусировался на научной деятельности С.Ф. Платонова.
Таким образом, несмотря на то, что проблема высшего женского образования в советский период была по-прежнему актуальна, как в дореволюционный период, она обсуждалась не так широко. Но и в 60-е – начало 90-х гг. XX в. издаются работы, которые внесли вклад в историографию по данной тематике.
Следующим этапом изучения высшего женского образования стала постсоветская историография в период с 90-х гг. XX в. по настоящее время. Этап характеризуется повышением интереса к данной проблеме, отсутствием в трудах следов марксистско-ленинской идеологии и привлечением новых материалов в исследования. Именно в постсоветское время появляются первые специальные работы, касающиеся Женского педагогического института.
В постсоветское время выходили монографии и статьи, посвященные истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, предшественником которого является в том числе Женский педагогический институт. Многие из этих работ обзорно касались темы Женского педагогического института. Так, в 1997 г. вышла в свет коллективная работа под редакцией Г.А.Бордовского и С.А. Гончарова «Педагогический университет им. А.И. Герцена: От Императорского воспитательного дома до Российского государственного педагогического университета». Основное внимание в данной работе уделено предшественникам Женского педагогического института, а именно Санкт-Петербургскому императорскому воспитательному дому, Сиротскому женскому институту и Женским педагогическим курсам, а также учебному заведению, возникшему уже в советское время на базе Женского педагогического института – Ленинградскому государственному педагогическому институту им. А.И. Герцена. В 2007 г. вышло второе издание этого сборника. В нем Женский педагогический институт рассматривался подробнее. Авторы осветили вопрос возникновения института и организации обучения в нем. Однако слушательницам Женского педагогического института не было уделено значительного внимания.
Одной из первых активно изучать высшее женское образование в 2000-е годы начинает О.Б. Вахромеева. За небольшой промежуток времени автор издает несколько работ, посвященных данной теме.
В 2004 г. выходит монография В.А. Веременко «Женщины в русских университетах: (вторая половина XIX – нач.ХХ вв.)». В данной работе автор рассматривает историю становления системы совместного обучения мужчин и женщин в высшей школе в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.
Спустя год появляется первое в истории изучения высшего женского образования исследование Е.Н. Груздевой, посвященное Женскому педагогическому институту. В диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук автор рассматривает создание и устройство Женского педагогического института. В ее работе содержится предыстория создания института, освещена проблема женского образования в России во второй половине XIX в.
Е.Н. Груздева в данной диссертации анализирует постановку образования в институте, а именно его профессорско-преподавательский состав, организацию учебного процесса, деятельность испытательных комиссий при Женском педагогическом институте и подготовку к самостоятельной научной деятельности. Также автор обращается к проблеме финансирования Женского педагогического института.
Обращая внимание на деятельность института в период Первой русской революции 1905 – 1907 гг. и в период Первой мировой войны, Е.Н. Груздева рассматривает существовавшие общественные организации в Женском педагогическом институте, а также деятельность лазарета для солдат в 1914 – 1917 гг.
Затрагивая вопрос о деятельности данного учебного заведения в последние годы существования, и о его вкладе в развитие педагогического образования в России, Е.Н. Груздева прослеживает преемственность ныне существующего Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена от Женского педагогического института. Стоит отметить, что в диссертации основной акцент сделан на функционировании института, а проблема слушательниц затрагивалась не в значительной степени. Позже, на основе своего диссертационного исследования автор опубликовала монографию, посвященную Женскому педагогическому институту.
Развивая данную тему в 2007 г. Е.Н. Груздева выпустила статью «Женский педагогический институт и революция 1905 – 1907 гг.», в которой рассматривала попытку присоединения слушательниц института к революционному движению. В том же году автором была опубликована статья «Женский педагогический институт на рубеже эпох (1913 – 1917)», где он осветил учебную и внеучебную деятельность института в обозначенные годы, акцентируя внимание на профессорско-преподавательском составе.
Помимо работ, касающихся истории Женского педагогического института, Е.Н. Груздева опубликовала ряд статей о выпускницах данного учебного заведения. Например, об одной из первых российских женщин-ученых, женщине-геологе – Екатерине Владимировне Лермонтовой. Профессиональной певице и педагоге – Софье Николаевне Наркевич. Специалисте в области истории и археологии – Елене Александровне Рыдзевской. О выпускнице физико-математического факультета – Ядвиге Ричардовне Шмидт. О сделавшей успехи в области селекции – Екатерине Владимировне Эллади. Профессиональной революционерке – Ирине Константиновне Каховской.
Помимо Е.Н. Груздевой, никто из исследователей не издавал работ, посвященных непосредственно деятельности Женского педагогического института.
Сравнением истории женского образования в России и в странах Западной Европы занималась Л.М. Зотова. В 2006 г. она опубликовала монографию «Педагогика женского образования середины XIX – начала XX вв.: Запад – Россия: исторические параллели». Исследовательница рассматривает теоретические основы развития женского образования в западноевропейской и отечественной педагогике во второй половине XIX – начале XXвв., становление женского образования в России на примере Вятской губернии, а также отдельное внимание уделяет женскому педагогическому образованию в России во второй половине XIX – начале XX вв.
Активным изучением истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена занимаются преподаватели данного учебного заведения. Периодически в их работах мы можем встретить упоминания или короткие справки о Женском Педагогическом институте. Так, С.А. Расчетина в статье «От Санкт-Петербургского императорского воспитательного дома к Российскому государственному педагогическому университету им. А.И. Герцена: история становления педагогического образования» уделяет небольшое внимание Женскому педагогическому институту. В статье представлена информация о дате основания института, его структуре, основной цели создания данного учебного заведения.
В 2008 г. был издан совместный труд историков В.В. Пономаревой и Л.Б. Хорошиловой «Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба, XVIII – начало XX вв.», в котором авторы рассматривают создание и развитие системы женского образования с 1764 г. до начала XX в. Женский педагогический институт, находившийся под правительственным контролем, исследовательницы противопоставляют существовавшим в тот период частным высшим женским курсам.
В постсоветское время стали издаваться работы, касающиеся частных аспектов истории высшего женского образования. Так, О.Д. Попова изучала отношение церкви к высшему женскому образованию, а также процесс создания высших богословских учебных заведений для женщин.
В 2008 г. вышла в свет работа Е.Н. Груздевой «Петербургский историк Сергей Васильевич Рождественский». С.В. Рождественский более четверти века преподавал в Женском педагогическом институте, был его директором на протяжении четырех лет. В монографии отражена краткая история института, деятельность С.В. Рождественского в нем, приведены воспоминания слушательниц.
В 2011 г. О.Б. Вахромеева опубликовала монографию «Новая женщина в старой России: очерки по истории женского образования. Конец XVIII – начало XX вв.», в которой представила историю развития женского начального, среднего, высшего образования в России. История Женского педагогического института в данной монографии не затрагивается.
В 10-е гг. XXI в., в основном издаются статьи в различных сборниках и журналах. В частности, О.А. Патрикеева опубликовала статью по вопросу допущения женщин в университеты, в которой выделила ключевую дату – 19 декабря 1911 г. – в этот день был издан указ, следствием которого стало право выпускниц пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных».
Стали появляться обзорные историографические статьи. Например, историографией гендерного вопроса образования во второй половине XIX в. занималась В.Н. Паршина. В последние годы крупная работа по теме высшего женского образования была опубликована Т.А. Шилиной в 2015 г.
Таким образом, мы видим, что степень научной разработки проблемы довольно слабая. История высшего женского образования широко обсуждалась в дореволюционный и постсоветский периоды, однако, его изучение практически не касалось деятельности Женского педагогического института в начале XX в. В настоящее время существует только одна крупная работа и несколько статей, полностью посвященных данному учебному заведению. При этом стоит отметить, что на данный момент нет отдельных работ о составе слушательниц Женского педагогического института и их деятельности.
Проблемы женского образования в Российской империи исследовались также в зарубежной историографии. Особенность таких работ заключается в том, что женское образование изучается в рамках интереса к «женскому вопросу» и процессу эмансипации. Труды, связанные с историей женщин в России и касающиеся в том числе и сферы образования, стали появляться в зарубежной историографии в 1970 – 1980-е гг. Интерес был вызван опубликованными работами англо-американских историков Р. Стайтса, Б. Энгель, Л. Эдмондсон. Авторы впервые заговорили о движении за эмансипацию в Российской империи и сделали его объектом специального изучения. При этом Р. Стайтс высшее женское образование рассматривал в качестве одного из главных факторов эмансипированного сознания.
В 1980 – 1990-е гг. в западноевропейской историографии стало публиковаться большое количество работ, посвященных истории пребывания российских женщин в университетах Западной Европы. В 1987 г. швейцарский историк Д. Нойманн опубликовал монографию, в которой представил подробный статистический обзор количества российских девушек, обучавшихся в семи университетах Швейцарии с 1867 по 1914 гг. На основе данных о том, что число студенток из России в университетах Европы доходило до половины от общего числа обучающихся девушек, исследователем был сделан вывод о том, что женщинам было проще получить образование в Европе, что свидетельствует о недостаточном развитии женского высшего образования в Российской империи.
В целом достаточно большой пласт зарубежных исследований посвящен обучению в Европе слушательниц из Российской империи. Например, французская исследовательница К. Вауль опубликовала работу о русских девушках в Прусских университетах в началеXX в. Исследовательница пришла к выводу, что в Гессене в период с 1910 по 1911 гг. русские слушательницы составляли более половины обучающихся женщин. Исследованием девушек из Российской империи в Геттингенском университете занималась С. Глитш.
В 2016 г. вышла статья Т. Маурер о слушательницах в университетах Германии. Автор, приводя статистический материал, делает вывод о популярности Геттингенского университета среди российских женщин.
Но, несмотря на то, что в зарубежной историографии существуют работы, связанные с женским образованием в России до XX в., данный вопрос зачастую рассматривается как одна из составляющих «женского вопроса» в крупных сборниках, посвященных гендерным исследованиям, и монографиях. Например, в 2001 г. вышла работа М. Хаттон, в которой основное внимание уделено образованию женщин и их политической борьбе, но при этом рассматриваются и другие аспекты жизни. Кроме того, обозначенными проблемами занимались такие исследователи, как Б. Клементс, Б. Энгель и др.
Таким образом, мы видим, что тема женского образования в Российской империи представляет интерес для зарубежной историографии. Однако, значительная часть работ связана с деятельностью российских девушек в образовательных учреждениях Западной Европы, меньший интерес представляют женские средние высшие учебные заведения дореволюционной России. Кроме того, как было отмечено ранее, исследования проводятся в рамках гендерной истории и подходят к изучению с точки зрения «женского вопроса».
Источниковой базой работы послужили следующие комплексы источников: нормативные акты и делопроизводственная документация, источники личного происхождения.
К первому выделенному комплексу источников (нормативные акты и делопроизводственная документация) относятся законодательные акты, связанные как с высшим женским образованием в Российской империи в целом, так и с Женским педагогическим институтом в частности, положения об институте, отчеты института, а также отчеты Ведомства учреждений Императрицы Марии. Неопубликованные источники этой группы хранятся в Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА) в фонде Женского педагогического института, и в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде Ведомства учреждений Императрицы Марии.
Ключевую роль для исследования имела внутриинститутская документация. Широко использовались журналы и протоколы заседаний конференции института, а также заседаний физико-математического и словесно-исторического отделений института, которые позволяют восстановить картину учебной деятельности внутри института. Помимо этого, были привлечены годовые отчеты заседаний испытательной комиссии при Женском педагогическом институте. На основе данных отчетов мы можем проследить уровень подготовки обучающихся на словесно-историческом и физико-математическом отделениях, их отношение к сдаваемым дисциплинам. Важными источниками стали годовые отчёты профессоров и преподавателей об учебной работе, а также программы практических занятий и публичных лекций, расписания занятий. Все это позволяет проанализировать учебную жизнь слушательниц.
Основным источником для реконструкции коллективного портрета слушательниц Женского педагогического института стали именные книги за период с 1903 по 1917 гг. Именные книги содержат информацию о полных именах слушательниц, их возрасте, происхождении, вероисповедании, оконченном среднем учебном заведении, о выбранном отделении, об окончании института.
При изучении материальной обеспеченности слушательниц важным источником являются отчеты Общества вспомоществования учащимся императорского Женского педагогического института и Константиновской женской гимназии, публиковавшиеся с 1908 г. Отчеты включают в себя сведения о количестве прошений слушательниц о пособии, а также о выданных слушательницам денежных суммах.
Для исследования было привлечено большое количество источников личного происхождения. К ним относятся воспоминания слушательниц Женского педагогического института, а также комплекс эпистолярных источников, в частности материалы личной переписки слушательниц с директором института С.Ф. Платоновым и почетным попечителем института великим князем Константином Константиновичем и др.
На данный момент опубликованы некоторые воспоминания слушательниц института. Во-первых, это воспоминания Елены Борисовны Черновой (Покровской), впоследствии ставшей исследовательницей в области филологии. Мемуары охватывают события, начиная с детства слушательницы, и доходят до 1930-х гг. Ряд воспоминаний посвящен Женскому педагогическому институту.
В 2013 г. были изданы письма бывшей слушательницы института Евгении Эдуардовны Бломквист. Большая часть писем адресована другой слушательнице Женского педагогического института – Надежде Павловне Гринковой, и содержит материалы о событиях времен Великой Отечественной войны.
Неопубликованные воспоминания слушательниц Женского педагогического института содержатся в фондах музея истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ). Данные источники помогают проследить дальнейшие жизненные пути выпускниц, а также отражают их восприятие роли института в их становлении как специалистов.
Большой комплекс эпистолярных источников, необходимых для исследования, находится в отделе рукописей Российской национальной библиотеке (ОР РНБ) в фонде С.Ф. Платонова. Особый интерес представляет обширная переписка со слушательницами и выпускницами института, которая иллюстрирует повседневную учебную деятельность слушательниц, а также их дальнейшую карьеру.
Целью данного исследования является реконструкция различных сторон жизни и социального портрета слушательниц Женского педагогического института, обучавшихся в 1903 – 1917 гг.
Задачи, для достижения поставленной цели:
• рассмотреть устройство Женского педагогического института;
• реконструировать основные черты образовательного процесса в Женском педагогическом институте;
• реконструировать коллективный портрет слушательниц Женского педагогического института;
• восстановить повседневные практики слушательниц института;
• выявить дальнейшие судьбы слушательниц Женского педагогического института.
Хронологические рамки исследования обусловлены законодательством Российской империи, согласно которому, Женский педагогический институт был создан в 1903 г. на базе Женских педагогических курсов. Верхняя хронологическая граница исследования совпадает с окончанием существования института в его первоначальном виде, до изменения социального контекста вследствие Октябрьской революции 1917 г. После этого институт потерял свое значение привилегированного женского учебного заведения для девушек с достаточно высоким уровнем подготовки. В институт стали принимать учеников разной степени подготовки, часто неграмотных. Образовательный процесс был полностью нарушен, старые учебные программы больше не использовались. В связи с этим, для изучения заявленной темы в качестве хронологических рамок мы берем годы существования института в его «классическом» виде.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Санкт-Петербурга (после 1914 г. Петрограда), поскольку именно там располагался Женский педагогический институт.
Предмет и объект исследования. Объектом данного исследования является высшее женское образование. Предмет исследования – коллективная биография, образовательные и социальные практики слушательниц Женского педагогического института.
Методологическая база исследования основывается на принципе историзма, принципе критического анализа источников по данной проблеме. Кроме того, большое значение имеет использование метода статистического анализа, в ходе которого будут подсчитаны средние значения по следующим переменным: происхождение, образование, возраст, вероисповедание, место жительства, выбранное отделение, окончание института. Для изучения дальнейших судеб выпускниц изучаемого образовательного учреждения мы проводим фронтальный анализ биографий слушательниц Женского педагогического института с 1903 по 1917 гг.
Научная новизна исследования заключается в том, в нем впервые в историографии реконструируется коллективный портрет различных сторон жизни слушательниц Женского педагогического института. Как правило, в литературе, касающейся деятельности института основное внимание уделяется его профессорско-преподавательскому составу. Отсутствуют крупные работы, посвященные слушательницам Женского педагогического института, их коллективному портрету. Существуют статьи, охватывающие биографии наиболее известных слушательниц института, однако они не воспроизводят полную картину дальнейшего профессионального пути большинства выпускниц Женского педагогического института. Кроме того, научная новизна исследования заключается в том, что в работе были привлечены архивные материалы, которые ранее не использовались исследователями, а также впервые проведены статистические исследования коллективного портрета слушательниц на основе именных книг.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе материалы могут послужить основой для подготовки к практическим занятиям по истории России, краеведению, истории высшего женского образования в России, в целом, и в Санкт-Петербурге, в частности.
Теоретическая значимость исследования состоит в апробации методов просопографического исследования по отношению к такому типу массовых источников, как именные книги слушательниц высшего учебного заведения Российской империи.
Структура работы отвечает цели и задачам, поставленным для раскрытия заявленной темы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, оценена степень ее изученности, сформулированы цели и задачи исследования, представлен обзор источников, которые использовались для написания данной работы.
В первой главе – «Устройство Женского педагогического института» рассматривается возникновение института, его внутреннее устройство, требования, предъявляемые слушательницам для зачисления в институт.
Во второй главе – «Коллективный портрет слушательниц Женского педагогического института» приводятся результаты изучения контингента слушательниц по таким критериям, как происхождение, возраст поступления в институт, вероисповедание, предыдущее место обучения, выбранное для обучения отделение.
В третьей главе – «Дальнейшие судьбы слушательниц Женского педагогического института» рассматривается профессиональная деятельность выпускниц института, а также их основные достижения в профессиональной сфере.
В приложениях представлены фотографии, а также многочисленные таблицы, иллюстрирующие контингент слушательниц по таким критериям, как численность, возраст, происхождение, вероисповедание, предыдущее место обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При исследовании слушательниц Женского педагогического института в 1903 – 1917 гг. было изучено устройство Женского педагогического института, составлен коллективный портрет слушательниц института, а также выявлены дальнейшие судьбы слушательниц данного учебного заведения.
Женский педагогический институт был учрежден 23 июня 1903 г. на базе Женских педагогических курсов, существовавших в Санкт-Петербурге с 1859 г. Создание института было вызвано потребностью государства в квалифицированных преподавательницах для женских средних учебных заведений. Женские педагогические курсы в силу своих учебных программ не могли удовлетворить данную потребность.
Образцом для постановки обучения в институте служили классические высшие учебные заведения университетского типа. Женский педагогический институт состоял из двух отделений: словесно-исторического и физико-математического. Срок обучения составлял 4,5 года. Данная продолжительность обучения была даже больше, чем в университете. Обязательным условием для получения диплома было прохождение педагогической практики в гимназии при институте.
Слушательницы, окончившие курс института, имели право преподавания по предметам изученной ими специальности, указанной в выдаваемых дипломах в женских средних учебных заведениях. Указа от 19 декабря 1911 г. дал им право преподавания во всех средних учебных заведениях.
Контингент слушательниц Женского педагогического института первоначально состоял из девушек дворянского происхождения, православного вероисповедания, в возрасте 18-19 лет. В дальнейшем наблюдалась постепенная демократизация состава слушательниц, а также увеличивалась численность более взрослых слушательниц. Данное обстоятельство связано с достаточно высокой платой за обучение. Так, многие слушательницы до поступления в институт были вынуждены специально зарабатывать средства для того, чтобы оплатить обучение.
Конкуренция при поступлении в Женский педагогический институт была велика, поэтому чаще всего зачислялись девушки, с отличием закончившие средние учебные заведения и обладавшие наградами. Словесно-историческое отделение пользовалось большей популярностью у поступающих в институт девушек, чем физико-математическое. Кроме того, учащиеся на физико-математическом отделении чаще выбывали из института, не получив диплом об окончании. Это свидетельствует о том, что уровень освоения учебных программ физико-математического отделения была значительно ниже, чем уровень освоения программ словесно-исторического отделения. Мы предполагаем, что данная ситуация складывалась из-за слабого преподавания физико-математических дисциплин в женских средних учебных заведениях. Всего окончили институт 74,9% обучавшихся слушательниц. Однако стоит отметить, что уровень образования слушательниц, окончивших институт, не уступал университетскому, что подтверждали приглашенные члены испытательных комиссий. И требования, предъявляемые к учащимся, были достаточно высоки.
Слушательницы Женского педагогического института обучались за свои собственные средства, т.е. были своекоштными, но при этом талантливые, но материально необеспеченные слушательницы могли получить возможность учиться бесплатно. Помимо этого девушки могли быть стипендиантками различных частных фондов. Но процент таких слушательниц был небольшим.
Стоит отметить, что слушательницы института сталкивались с теми же сложностями, что и студенты других высших учебных заведений: безденежье, зачастую плохие бытовые условия вследствие съема комнат и «углов», поиск дополнительных источников дохода (чаще всего с помощью проведения частных уроков). Но, тем не менее, жизнь слушательниц была насыщенной в культурном плане. Они посещали выставки, театры, концерты.
За весь изучаемый период 69,9% слушательниц Женского педагогического института являлись жительницами Санкт-Петербурга. Чаще всего эти девушки оканчивали училище принцессы Ольденбургской, Литейную гимназию, Александровскую гимназию и другие средние учебные заведений. Однако значительную долю слушательниц составляли приезжие, что было следствием слабого развития высшего женского образования в Российской империи. В стране находилось небольшое количество учебных заведений педагогического профиля, и девушки вынуждены были уезжать в другие города для получения профессии.
После окончания Женского педагогического института дальнейшие судьбы слушательниц складывались по-разному. Большая часть слушательниц поступала в институт с целью получить педагогическую профессию, поэтому многие выпускницы устраивались на работу в средние учебные заведения для преподавания по своим специальностям. Однако многие слушательницы института были больше склонны к научной деятельности, а не педагогической. Позднее крупными исследователями стали: историк Камилла Васильевна Тревер, геологи Екатерина Владимировна Лермонтова и Половинкина Юлия Иринарховна, специалист в области сельскохозяйственных наук Екатерина Владимировна Эллади, археологи Елена Александровна Рыдзевская и Савина Александра Петровна, источниковед Анна Владимировна Пруссак и многие другие. Кроме того, многие выпускницы позднее, уже в советское время, стали преподавать в различных высших учебных заведениях Ленинграда.
Не все выпускницы Женского педагогического института связали свою профессиональную деятельность с преподаванием или научными исследованиями. Немногочисленные слушательницы впоследствии стали деятелями культуры и искусства, получившими мировую известность. Так, выпускницами института были: солистка Русской оперы в Париже С.Н. Наркевич, писательница Т.И. Крундышева, известная под литературным псевдонимом Т. Таманин, поэтесса Е.И. Дмитриева, публиковавшаяся под литературным псевдонимом Черубина де Габриак.
Изучение дальнейших судеб выпускниц Женского педагогического института демонстрирует влияние, которое оказало учебное заведение на развитие слушательниц, учившихся в нем. У многих выпускниц при помощи талантливых преподавателей пробудился научный интерес, который помог им сделать научную карьеру. Безусловно, таких меньшинство, но, так или иначе,1605 слушательниц с 1903 по 1917 гг. благодаря институту освоили профессию педагога. Конечно, институт не смог полностью решить проблему нехватки педагогических кадров, но сделал огромный шаг на пути к решению данной проблемы и поспособствовал формированию большой плеяды квалифицированных преподавателей.
Таким образом, основной контингент слушательниц Женского педагогического института состоял из юных православных дворянок, предпочитающих гуманитарные науки. Большинство из них проживало в Санкт-Петербурге. В институте учились девушки, которые были в состоянии оплачивать свое обучение. Ради получения образования недостаточно обеспеченные слушательницы были готовы отказаться от привычного образа жизни и начать работать. При этом обрести профессию стремилось огромное количество девушек, о чем свидетельствуют ежегодные данные конкурса на зачисление. Это демонстрирует то, что в Российской империи начала XX в. перед нами появляется достаточно большая прослойка «трудового» дворянства. Женщины, посредством получения профессии, стремились обрести независимость. В целом, мы можем говорить о том, что главной отправной точкой женской эмансипации в дореволюционной России стало именно получение права на высшее образование. При этом Женский педагогический институт стал важным элементом в реализации женщинами вышеназванного права. Именно он стал первым государственным учреждением, давшим женщинам возможность получения образования того же уровня, что получают мужчины в университетах. Несмотря на все связанные с этим сложности, слушательницы Женского педагогического института сумели достичь высоких результатов, а их экзаменационные показатели не уступали мужским. Это позволило большому количеству женщин обрести профессию и занять достойное место в нише работников образования и науки.
Женский педагогический институт сыграл существенную роль в становлении педагогического образования в Российской империи. Институт, став первым высшим женским учебным заведением данного типа в Санкт-Петербурге, сумел успешно выработать учебные программы, дающие знания в области гуманитарных, естественных и физико-математических дисциплин, а также в методике их преподавания. Создание комплекса, состоящего из Женского педагогического института, Константиновской гимназии и детского сада позволил получить опыт в подготовке квалифицированных кадров, прошедших большую практическую подготовку перед выпуском из института. В дальнейшем Женский педагогический институт послужил основой для организации высшего педагогического образования в советский период.
Проведенное нами исследование позволило реконструировать различные стороны жизни и социальный портрет слушательниц Женского педагогического института. Полученные данные могут послужить основой для дальнейшего изучения жизнедеятельности слушательниц и выпускниц Женского педагогического института, в частности, их роли в общественно-политической жизни страны. В перспективе это даст нам возможность реконструировать социальный портрет слушательниц других высших женских учебных заведений и углубить знания о высшем женском образовании в Российской империи начала XX в., что позволит расширить наши представления об образовании как одном из главных инструментов эмансипации женщин.



1. Архив музея истории РГПУ им. А.И. Герцена
ЛФ Б-16 (Берг)
ЛФ В-3 (Вейнерт)
ЛФ К-79 (Козелюкина)
ЛФ Л-35 (Лопырева)
ЛФ М-19 (Матусевич)
ЛФ М-46 (Молчанова)
ЛФ Н-12 (Николадзе)
2. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки
Ф. 585. С.Ф. Платонов
Оп. 1. Д. 348, 402, 419, 428, 433, 2072, 3159, 3241, 4036, 4373, 4947, 6554, 6557.
3. Российский государственный исторический архив
Ф.538.Контора двора великой княгини Елизаветы Маврикеевны
Оп. 1. Д. 98.
Ф. 733. Департамент народного просвещения
Оп. 170. Д. 693
Ф. 759.Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям императрицы Марии
Оп. 26. Д. 718, 825
Оп. 27. Д. 1522
Ф. 1037. С.В. Рождественский
Оп. 1. Д. 4.
Ф. 1129. В.Т. Шевяков
Оп. 1. Д. 77.
4. Центральный государственный архив
Ф. 3976.Петроградский государственный I Высший педагогический институт Наркомата просвещения
Оп. 1. Д. 1009.
5. Центральный государственный исторический архив
Ф. 918. Женский педагогический институт
Оп. 1. Д. 5286, 5288, 5301, 5317, 5320, 5330, 5346, 5355, 5673, 5674, 5711

Опубликованные источники
Нормативные акты, делопроизводственная документация
1. Декрет от 2 августа 1918 г. № 632 «О правилах приема в высшие учебные заведения» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 – 1918 гг. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942. С. 770-771.
2. Декрет от 5 июня 1918 г. № 507 «О передаче в ведение Народного комиссариата просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 – 1918 гг. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942. С. 538-539.
3. Общество вспомоществования учащимся Женского педагогического института и Константиновской женской гимназии. Отчет за время с 19-го января 1908 по 1-е сентября 1909г. СПб.: б. и., 1909. 40 с.
4. Общество вспомоществования учащимся Женского педагогического института и Константиновской женской гимназии. Отчет за время с 1-го сентября 1909 г. по 1-е сентября 1910 г. СПб: б. и., 1910. 15 с.
5. Общество вспомоществования учащимся Женского педагогического института и Константиновской женской гимназии. Отчет за время с 1-го сентября 1910 г. по 1-е сентября 1911 г. СПб.: б. и., 1911. 16с.
6. Общество вспомоществования учащимся Женского педагогического института и Константиновской женской гимназии. Отчет за время с 1-го сентября 1911 г. по 1-е сентября 1912 г. СПб.: б. и., 1912. 16 с.
7. Общество вспомоществования учащимся Женского педагогического института и Константиновской женской гимназии. Отчет за время с 1-го сентября 1912 г. по 1-е сентября 1913 г. СПб.: б. и., 1913. 16 с.
8. Общество вспомоществования учащимся Женского педагогического института и Константиновской женской гимназии. Отчет за время с 1-го сентября 1913 г. по 1-е сентября 1914 г. Пг.: б. и., 1914. 16 с.
9. Общество вспомоществования учащимся Женского педагогического института и Константиновской женской гимназии. Отчет за время с 1-го сентября 1914 по 1-е сентября 1915. Пг.: б. и., 1915. 16 с.
10. Общество вспомоществования учащимся Женского педагогического института и Константиновской женской гимназии. Отчет за время с 1-го сентября 1915 по 1-е сентября 1916 г. Пг.: б. и., 1917. 18 с.
11. Положение о Женском педагогическом институте Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб.: б. и., 1903. 16 с.
12. Положение об Императорском женском педагогическом институте Ведомства учреждений Императрицы Марии. СПб.: б. и., 1912. 17 с.
13. Правила приема в Императорский Женский педагогический институт Ведомства учреждений императрицы Марии. Пг.: б. и., 1916. 4 с.
14. Указ от 19 декабря 1911 г. № 36226 «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительницы средних учебных заведений» // Полное собрание законов Российской империи: Собрание (1881 – 1913). Т.31. СПб.: Государственная типография, 1914. С. 1297-1300.
15. Указ от 23 июня 1903 г. № 23209 «Высочайше утвержденное Положение о Женском педагогическом институте ведомства учреждений императрицы Марии» // Полное собрание законов Российской империи: Собрание (1881 – 1913). Т. 23. СПб.: Государственная типография, 1905. С.809-813.
16. Учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии. Краткий очерк. СПб.: Типография В.Д. Смирнова, 1906. 478 с.

Источники личного происхождения
17. «…твои письма – документ незабываемого времени…»: Из эпистолярного наследия Е.Э. Бломквист. 1942 – 1945 / под ред. Е.Н. Груздевой. СПб.: Реноме, 2013. 390 с.
18. Чернова Е.Б. «Я пишу то, что помню…». Воспоминания / под ред. Е.Н. Груздевой. СПб.: Европейский дом, 2011. 252 с.

Литература
19. Clements B. A History of Woman in Russia. Bloomington, IN.: Indiana University Press, 2012. 416 p.
20. Edmondson L. Feminism in Russia, 1900 – 1917. Stanford, CA.:Stanford University Press, 1984. 197 p.
21. Engel B. Mothers and Daughters: Women of the Intelligentsia in Nineteenth-Centure Russia. Cambridge, NY.:Cambridge University Press, 1983. 173 p.
22. Engel B.A. Women in Russia, 1700 – 2000. Cambridge, NY.: Cambridge University Press, 2004. 324 p.
23. Glitsch S. Von der Leinean die Newa und zurück: Wege und BeziehungenzwischenGöttingen und St. Petersburg im 18. und 19. Jahrhundert // GöttingerJahrbuch. Göttingen, 2004. Bd. 52. S. 128.
24. Hutton M.J. Russian and West European Women, 1860 – 1939: dreams, struggles and nightmares. NY.:Rowman&LittlefieldPublishers, 2001. 468 p.
25. Maurer T. Russian Woman in German Universities – Pioneers of Female Higher Education? // ВестникСанкт-Петербургскогоуниверситета. Серия 2. История. № 3. 2016. С. 68-84.
26. Neumann D. Students from the Russian Empire in Switzerland 1867 – 1914. Zurich, 1987. 115 p.
27. Stites R. The Woman’s Liberation Movement in Russia: Feminism, Nihilism, and Bolshevism, 1860-1930. Princeton, NJ.: Princeton University Press, 1978. 464 p.
28. Weill C. Les étudiantsrussesenAllemagne, 1900 – 1914 // Cahiers du monde russe et soviétique. Paris, 1979. Vol. 20. №. 2. P. 222-223.
29. Брачев В.С. Русский историк С.Ф. Платонов. Ученый. Педагог. Человек. 2-е издание. СПб.: Нестор, 1997. 262 с.
30. Брачев В.С. Служители исторической науки. Академик С.Ф. Платонов. Профессор И.Я. Фроянов. СПб.: Астерон, 2010. 768 с.
31. Вахромеева О.Б. Высшее женское образование в России и Санкт-Петербургский университет во второй половине ХVIII – начале ХХ столетия / Празднование 275 годовщины основания Санкт-Петербургского университета документы и материалы. СПб.: Издательство СПбГУ, 2003. С. 292-324.
32. Вахромеева О.Б. Новая женщина в старой России: очерки по истории женского образования. Конец XVIII – начало XX вв. СПб.: Лема, 2011. 246 с.
33. Вахромеева О.Б. Размышления о женском образовании в России (по материалам автобиографических записок и писем И.М. Гревса) / Мавродинские чтения. Сборник статей. СПб.: Издательство СПбГУ, 23-24 апреля 2002 г. СПб, 2002. С. 275-280.
34. Веременко В.А. Женщины в русских университетах: (вторая половина XIX – нач.ХХ вв.). СПб.: Высш. Административ. шк., 2004. 148 с.
35. Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге. Краткая историческая записка. 1878 – 1908 гг. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1908. 75 с.
36. Герценовская школа русской диалектологии: Н.П. Гринкова и В.Н. Чагинцева / под ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2004. 340 с.
37. Гиллер И., Корель Н. Студенческий справочник на 1910 – 1911 академический год. СПб.: Типография И. Лурье, 1910. 210 с.
38. Груздева Е.Н. Академическое интермеццо. Очерки истории Санкт-Петербургского Императорского Женского педагогического института. СПб.: б. и., 2009. 192 с.
39. Груздева Е.Н. Екатерина Владимировна Лермонтова. К 120-летию со дня рождения // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 2. С. 68-72.
40. Груздева Е.Н. Екатерина Владимировна Эллади. К 120-летию со дня рождения // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 11. С. 46-48.
41. Груздева Е.Н. Елена Александровна Рыдзевская // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 6. С. 65-68.
42. Груздева Е.Н. Женский педагогический институт и революция 1905 – 1907 гг. // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 2. С. 72-74.
43. Груздева Е.Н. Ирина Константиновна Каховская // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 12. С. 35-39.
44. Груздева Е.Н. Мария Федоровна Романова (к 120-летию со дня рождения) // Законодательная и прикладная метрология. 2013. № 5. С. 48-50.
45. Груздева Е.Н. Петербургский историк Сергей Васильевич Рождественский. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 205 с.
46. Груздева Е.Н. Санкт-Петербургский Женский педагогический институт. 1903 – 1918: Основание, структура, личный состав, деятельность: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 2005. 197 с.
47. Груздева Е.Н. Софья Николавна Наркевич // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 5. С. 50-53.
48. Груздева Е.Н. Ядвига Ричардовна Шмидт // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 7. С. 69-71.
49. Деревицкий А.Н. Женское образование в России и заграницей: исторические справки и практические указания. Одесса: Типография Исакович и Бейленсон, 1902. 45 с.
50. Дюринг Е. Высшее женское образование и университеты. СПб.: Типография А. Лейферта, 1902. 132 с.
51. Ефремова Н.П. Первые шаги русских женщин к высшему образованию // Вестник истории. 1983. № 3. С. 74-83.
52. Зинченко Н.Е. Женское образование в России: Исторический очерк. СПб.: Книгоиздательство Н. Зинченко, 1901. 46 с.
53. Зотова Л. М. Педагогика женского образования середины XIX – начала XX века: Запад – Россия: исторические параллели. Киров: Типография «Старая Вятка», 2006. 535 с.
54. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце XIX – начале XX вв. М.: Академия наук СССР, Институт истории СССР, 1991. 392 с.
55. Игнатович В.В. Женское образование и женские школы в теории и на практике. СПб.: Типография Ф.С. Сущинского, 1865. 76 с.
56. ЛГПИ им. А.И. Герцена: сборник, посвященный 30-летней деятельности института. 17 ноября 1918 – 17 ноября 19148 / под ред. Ж.Л. Ганелли, В.Н. Бернадский. Л., 1948. 316 с.
57. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900 – 1917 гг. М.: Мысль, 1981. 285 с.
58. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086 – 1856). СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1899. 887 с.
59. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1856 – 1880). СПб.:Типография М.М. Стасюлевича, 1901. 648 с.
60. Марголин Д.С. Вадемекум по высшему женскому образованию. Полный сборник правил приема и программ всех высших женских общеобразовательных специальных и профессиональных, правительственных, общественных и частных учебных заведений в России. Киев: Типография И.И. Самоненко, 1915. 304 с.
61. Михеева Э.П. Высшее женское образование в дореволюционной России (1872 – 1917): Автореф. дис. на соискание учен.степени канд. ист. наук. М.: б. и., 1969. 23 с.
62. Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР: Сборник статей / под ред. Д.С. Бабурина. М.: б. и., 1972. 163 с.
63. Паршина В.Н. Гендерный аспект образования России второй половины XIX века: историография вопроса // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 879-884.
64. Патрикеева О.А. «Падчерицы русских университетов»: проблемы высшего женского образования в России в конце ХIХ – начале ХХ столетий // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2011. № 5. С. 177-191.
65. Педагогический университет им. А.И. Герцена: От Императорского воспитательного дома до Российского государственного педагогического университета / под ред. Г.А Бордовского, С.А Гончарова. СПб.: Лики России, 2007. 224 с.
66. Покровская М.И. О высшем женском образовании в России. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1906. 15 с.
67. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба: XVIII – начало XX вв. М.: Русское слово, 2008. 315 с.
68. Попова О. Д. Высшее женское образование и русская православная церковь // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 155-160.
69. Расчетина С.А. От Санкт-Петербургского императорского воспитательного дома к Российскому государственному педагогическому университету им.А.И.Герцена: история становления педагогического образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. №5. С. 8-17.
70. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы. 1878 – 1918: Сборник статей / под ред. проф. С.Н. Валка. Л.: Издательство ЛГУ, 1973. 303 с.
71. Спутник гимназистки. Справочник по общему специальному и профессиональному высшему женскому образованию в России и за границей на 1909 – 1910 гг. СПб.: б. и., 1909. 217с.
72. Тишкин Г.А. Женский вопрос в России. 50-60 гг. XIX в. Л.: Издательство ЛГУ, 1984. 240 с.
73. Тишкин Г.А. Первые студентки Петербургского университета // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1976. Вып. 3. С. 61-64.
74. Тишкин Г.А. Петербургский университет и начало высшего женского образования // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1982. Т.IV. С.15-32.
75. Тишкин Г.А. Студентки университета и слушательницы Бестужевских курсов в 1905 – 1907 гг. // Петербургский университет и революционное движение в России. Л.: Издательство ЛГУ, 1979. С.81-92.
76. Шилина Т.А. Эволюция женского образования в России: государственная политика и общественная инициатива (конец XVIII – начало XX вв.). Саратов: Издательство СГУ, 2015. 226 с.
77. Шохоль К.Р. Высшее женское образование в России: (Историко-юридический очерк). СПб.: б. и., 1910. 150 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ