Введение 3
Глава 1. Социологические основания изучения потребительского поведения в
России и Китае 9
1.1. Социологические подходы к исследованию потребительского
поведения 9
1.2. Тенденции развития и структура потребностей в России и Китае 16
Глава 2. Процессы формирования потребительских стратегий российских и китайских студентов 32
2.1. Особенности потребительских стратегий студентов в России 32
2.2. Особенности потребительских стратегий студентов в Китае 39
2.3. Типизация потребительских стратегий китайского и российского
студенчества 44
Глава 3. Прикладное исследование потребительских стратегий студентов колледжей России и Китая 51
3.1. Анализ количественных данных: результаты опроса российских и
китайских студентов 51
3.2. Анализ качественных данных: интервью с российскими и китайскими
студентами 70
3.3. Рекомендации по совершенствованию социологических методов
изучения потребительского поведения студенчества 72
Заключение 79
Список Литературы 84
Приложение 1 95
Приложение 2 101
Актуальность темы Экономический рост и увеличение уровня жизни обычно сопровождаются ростом потребностей потребления. Увеличение доходов и доступность новых товаров и услуг ведут к изменению потребительского поведения, поскольку люди начинают ожидать более высокого качества жизни и уровня комфорта. Этот рост потребностей можно рассматривать как проявление развивающейся культуры потребления, которая основана на желании получить больше удовольствия и удобства в своей жизни. В связи с этим, изучение потребительского поведения становится все более важным. В рамках данной темы исследование потребительских стратегий студентов в России и Китае позволяет более глубоко понять культурные особенности восприятия товаров и услуг, а также различия и сходства в подходах к потреблению.
Совершенно очевидно, что студенчество — это отдельная социально-демографическая группа.
Социология студенчества традиционно была частью таких специальных социологических теорий, как социология образования и социология молодёжи. Но процессы развития социологической науки и углубления исследований новых социальных явлений и общностей диктуют правомерность появления новых специальных социологических теорий. На наш взгляд, в современных условиях, с учётом тех изменений, которые произошли в статусе и ролевых позициях студентов, уместно ставить вопрос об институционализации социологии студенчества как специальной социологической теории.
Л.Я. Рубина указывает на то, что «студенчество отличается от других групп формами организации жизнедеятельности, концентрацией в крупных вузовских центрах, «локализацией» образа жизни в стенах вуза, студенческой группе, общежитии, относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и не учебное время»...
Цель данного исследования потребительских стратегий китайских и российских студентов состоит в том, чтобы сравнить и проанализировать потребительское поведение и потребительские стратегии китайских и российских студентов, чтобы предоставить рекомендации лицам, принимающим решения, и исследователям в смежных областях.
Изменение концепции потребления студентов является не только изменением личного потребительского поведения, но и отражает развитие и изменение общества.
В России после распада Советского Союза подъем рыночной экономики привел к изменению концепций потребления.
В Китае, после реформ и открытости, с быстрым развитием экономики и изменением социальной структуры, концепция потребления также претерпела огромные изменения.
Эти изменения не только влияют на потребительское поведение студентов, но и отражают изменения и развитие всего общества. Изменение концепции потребления заставляет общество уделять больше внимания охране окружающей среды и здоровья и способствует устойчивому развитию общества. В то же время изменение концепции потребления также отражает признание и уважение обществом индивидуальной ценности и способствует развитию общества, уделяющего больше внимания правам и свободам личности.
На основе интервью, анкетирования и анализа студентов колледжей Китая и России мы делаем следующие выводы.
1. Существуют различия в потребительском поведении
Существуют очевидные различия в потребительских привычках китайских и российских студентов. Китайские студенты предпочитают покупать модные товары, а российские студенты больше внимания уделяют качеству и практичности изделий. Что касается потребления моды, у китайских студентов есть сильные индивидуальные потребности, и они стремятся к личному имиджу и признанию в кругу общения, поэтому они уделяют больше внимания модным брендам и модным тенденциям. Российские студенты больше внимания уделяют практичности и качеству продукции и относительно консервативны. Эта разница в потреблении как-то связана с культурными различиями между двумя странами: китайская культура уделяет больше внимания индивидуальности, самовыражению и социальным отношениям, а российская культура уделяет больше внимания практичности и качеству...
1. Анастасия Андреева, "Что такое потребительское поведение", 15 декабря 2022
2. Анисимов С. А., Павлов Б. С. Экономическое поведение современной российской семьи: проблемы и перспективы// Акмеология. 2017. №4(64). - С. 34-40.
3. Баринова, Н. В. Трансформация потребительского поведения: история и современность / Н. В. Баринова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2018. - № 3. - С. 140-146.
4. Белогина Н.С., Майорова А. Н., Майорова Е. А. Анализ потребительских предпоч-
5. Беляев И. А. Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 2 (96), февраль. — С. 24-30.
6. Беляев И. А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей: опыт типологизации: автореф. дис. ... докт. филос. наук: защищена 16.02.2012: утв. 18.10.2012. — Челябинск, 2012. — 55 с.
7. Бермус А. Введение в гуманитарную методологию. М, 2007.
8. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. СПБ., 2007. С. 21.
9. Бобков В.Н. Качество жизни: вопросы теории и практики/Бобков В.Н., Масловский-Мстиславский П. С., Маликов Н. С.; М-во труда и соц. развития РФ. Всерос. центр уровня жизни. М.: Всерос. центр уровня жизни, 2009. 32 с.
10. Брайман, Алан (2012). Методы социальных исследований (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
11. Буравой, М. Углубленное oase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж. - 1997-№ 10-11.
Бэбби, Эрл Р. (2010). Практика социальных исследований (12-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт Ченгейдж.
13. Васильев Г. А. Поведение потребителей: учеб, пособие. - М.: ИНФРА, 2010. - С. 23-25.
14. Вишневский Ю. Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. - 1997. - № 10. - С. 56-69.
15. Володин В. М., Михнева С. Г. Экономическое поведение молодежи в условиях модернизации российского общества// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №3(23). - С. 121-126...110