Введение 3
1. Адаптация, ее механизмы и способы выхода на внешний рынок 11
1.1. Категория адаптации 11
1.2. Этапы и формы выхода компании на внешний рынок 15
1.3. Механизмы адаптации предприятий при выходе на внешний рынок 34
2. Итальянский бизнес в России 49
2.1. Россия как сфера развития итальянского бизнеса: экономические, политические и социальные особенности 49
2.2. Основные проблемы итальянских компаний при выходе на российский рынок 62
2.3. Организации, осуществляющие поддержку итальянского бизнеса в России 67
Глава 3. Коммуникативная и маркетинговая деятельность итальянских предприятий на российском рынке 74
3.1. Специфика маркетинговой деятельности итальянских предприятий в России 74
3.2. Особенности выстраивания внешних и внутренних коммуникаций итальянскими компаниями 85
3.3 Коммуникативные трудности итальянских предприятий при выходе на российский рынок и способы их решения 89
Заключение 92
Библиография 97
Приложения 105
Согласно статистическим данным за 2017г. Италия как торговый партнер России занимает 5 место по объему товарооборота, уступив только КНР, Германии, Нидерландам и Беларуси . В России функционирует почти сотня итальянских предприятий, которые организовали свое производство на территории страны, они дают более семидесяти пяти тысяч рабочих мест, общий оборот предприятий составляет более восьми миллиардов евро . Порядка трехсот компаний работают в России через официальных представителей, еще четыреста имеют свои офисы в разных городах страны.
Условно итальянских предпринимателей, которые разворачивают свою бизнес-деятельность в России, можно разделить на три типа. Первый тип – это акционеры крупнейших итальянских предприятий, имеющих разветвлённую сеть филиалов во многих странах мира. Второй тип представляют предприниматели – экспортеры, которые занимаются сбытом итальянской продукции на российском рынке. Третий тип – итальянские предприниматели, которые на территории России производят продукцию как для внутрироссийского рынка и рынка стран СНГ, так и для экспорта в другие страны. Подобный тип сотрудничества по оценкам экспертов, как для России, так и для Италии стратегически представляет наиболее интересное направление развития. Оно позволяет итальянским предприятиям создавать в России рабочие места и делиться с российской стороной опытом и технологиями, в то же время благодаря партнёрству с российской стороной выходить на абсолютно новые рынки, которые при работе на территории Италии развить практически невозможно.
Несмотря на долгое и планомерное развитие итало-российских бизнес-отношений в течение первого десятилетия XXI века, сегодня итальянский бизнес начинает терять свои позиции на российском рынке. В минувшем году российско-итальянский взаимный товарооборот снизился более, чем на треть, и составил немногим более 36 млрд. долларов, тогда как двумя годами ранее превышал 50 млрд . Причин снижения сразу несколько. Одна из главных – введение как западных, так и российских санкций в 2014 г. Немаловажным остается и влияние продолжающегося экономического кризиса в Еврозоне. В то же время российский рынок активно завоевывается другими странами, так за январь-март 2016 года объем инвестиций французских предприятий в Россию увеличился на 20%, итальянских — уменьшился на 13%. Отстают и объемы итальянских инвестиций в Россию: если немецко-российских совместных предприятий — около 1,5 тыс., то российско-итальянских — всего около сотни .
В чем же состоят основные проблемы итальянского бизнеса на российском рынке? Один из самых распространенных стоп-факторов развития для итальянских предпринимателей в России – это частая смена правил в отдельных секторах. На экспорт прямым образом влияет частое изменение таможенных правил, некоторых особенностей лицензирования импортной продукции. Немаловажен и тот факт, что процесс локализации итальянских предприятий на российском рынке из года в год становится все более сложным.
Санкции и падение курса рубля заставили российскую экономику уменьшить объемы импорта и сократить объем иностранных закупок. Итальянский экспорт в Россию за последние три года снизился более чем на 40% . Сегодня итальянские бизнесмены вынуждены выбирать: создавать предприятия на местах, искать российских бизнес-партнеров или уходить с российского рынка. Статистика показывает, что многие предприниматели выбирают именно третий вариант .
Большое значение имеют и коммуникационные трудности, возникающие у итальянских предприятий при выходе на российский рынок. По мнению опрошенных экспертов «Россия для итальянцев далеко не Европа», а российский рынок представляется «диким», «далеким» и «холодным». Итальянцев останавливают как культурные и коммуникативные особенности нашей страны, так и непонимание «загадочной широкой русской души».
Подобные тенденции в сфере итало-российского бизнес-рынка достаточно новы, стратегия «выживания» и адаптации итальянских предприятий еще не сформировалась, что полностью обуславливает актуальность данного исследования.
Изучение темы русско-итальянских экономических отношений началось в 30-е гг. XXвека. Наибольший интерес в рамках настоящего исследования представляют труды сотрудников ИРТП Д.Курочкина, Ю.Агапова и Р.Алессандрелло, в которых раскрываются возможные пути развития итало-российских отношений в сфере бизнеса и экономики и сложности локализации итальянских предприятий, рассматриваются потенциальные рынки, оцениваются шансы на успех в разных секторах производства.
Вклад в изучение вопроса внесли и передовые исследователи Российско-итальянского центра при РАНХиГС. – итальянский экономист А. Фаллико и доктор экономических наук А. Аганбегян. В своих трудах ученые центра наибольшее внимание уделяют перспективам развития малого и среднего итальянского бизнеса в России, разработке вариантов совершенствования российского законодательства, благоприятных условий для сотрудничества России и Италии.
Итальянские исследователи Э.Ферленги и Ф.ЛиГотти уже несколько десятилетий занимаются темой русско-итальянских экономических отношений, в своих трудах освещают основные «подводные камни» подобного сотрудничества и раскрывают положительные стороны для итальянского предпринимательства в развитии своего бизнеса в России.
Большой интерес для достижения цели исследования и выполнения всех поставленных задач представляют и труды как по изучению российского рынка и перспектив его развития, так и по изучению итальянского бизнеса за рубежом.
Старейший центр по изучению российской экономики, перспектив ее развития в том числе и за границей - Институт мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН), основанный в 1956г. Институт занимается исследованием международных процессов, механизмов функционирования рыночной экономики и особенностей политических систем зарубежных стран. Другое направление деятельности института - издание журналов, ежегодников, альманахов, экономических бюллетеней. Ежегодно институт разрабатывает и выпускает серию прогнозов «Россия и мир». В 2011 г. ученые Института опубликовали масштабное исследование «Стратегический глобальный прогноз 2030». Основа работы - прогнозы ВВП, производительности труда, расходов на НИОКР и других индикаторов, полученные при помощи специальной методы ИМЭМО. Прогноз 2030 предлагает сконцентрировать внимание на устойчивых тенденциях развития мировой экономики и политики. Главная задача исследования– показать, какие риски и возможности ключевые мировые политико-экономические тенденции несут для России.
Другой немаловажный в данном исследовании научный центр - Коммерческий университет им. Луиджи Боккони. За последние годы в стенах университета был разработан специальный курс «Экономика мировых рынков и новых технологий», открыт научный центр CERTeT (Центр региональной экономики, транспорта и туризма), выпущен ряд трудов, посвященных развитию итальянского бизнеса на мировой арене.
Из вышесказанного можно заключить, что проблема развития итало-российских экономических отношений изучена достаточно полно и глубоко, однако также ясно, что материалов, посвященных адаптационным механизмам, а так же методам выстраивания планомерных коммуникационных стратегий итальянских предприятий на российском рынке практически нет.
Цель исследования - разработка коммуникативной стратегии деятельности итальянских предприятий по вопросам адаптации к условиям российского рынка.
Объект исследования– консультирование итальянского бизнеса при выходе на российский рынок.
Предметом исследования является деятельность итальянских предприятий по адаптации к условиям российского рынка.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1. уточнить сущность и содержание категории «адаптация» в условиях рынка;
2. выявить механизмы адаптации предприятий при выходе на внешний рынок;
3. изучить подходы международного маркетинга;
4. рассмотреть примеры применения механизмов адаптации и методов международного маркетинга итальянскими компаниями в России;
5. проанализировать экономические, политические и социальные условия России как потенциального внешнего рынка;
6. обозначить спектр вопросов, касающихся проблем адаптации итальянских предприятий на российском рынке и провести экспертные интервью;
7. изучить деятельность организаций, осуществляющих поддержку итальянского бизнеса в России;
8. проанализировать маркетинговую деятельность итальянских предприятий в России и выявить ее специфические черты;
9. рассмотреть особенности построения внешних и внутренних коммуникаций итальянскими предприятиями;
10. выявить основные коммуникативные трудности итальянских предприятий при выходе на российский рынок, обозначить способы их решения.
Для исследования термина адаптация используется метод анализа специальной литературы. Анализируется порядка десяти словарей и научных трудов по экономике, маркетингу и социологии. При выделении типов маркетинговых и коммуникативных стратегий применяются методы классификации и сравнения.
Эмпирической базой исследования является обобщение практической деятельности ряда итальянских компаний и бизнес-ассоциаций и консорциумов (Агентство по продвижению внешнеэкономической деятельности итальянских компаний ICE, Ассоциация итальянской промышленности в России, Российско-итальянский центр при РАНХиГС, «SinergieItaliane», «ATMA», «Санта-Кроче-суль-Арно», «ItalianWine&StylePromotion», «ANCI»). Для получения данных применяется метод кейс-стадис.
При написании исследования также используются результаты трех экспертных интервью. Цель интервью – получить обширные сведения о проблемах, возникающих у итальянских компаний при выходе на российский рынок. В качестве экспертов привлекаются бизнес-консультанты, которые напрямую работают по данным вопросам и имеют большой опыт их решения.
Структура курсовой работы полностью подчинена поставленным задачам. Введение раскрывает актуальность и разработанность рассматриваемой темы, определяет цель, задачи и методы исследования, его предмет и объект. Первая глава посвящена сущности и содержанию категории «адаптация», механизмам адаптации предприятий на внешних рынках, методам международного маркетинга. Во второй главе рассмотрены экономические, политические и социальные особенности России как внешнего рынка для итальянского бизнеса, деятельность организаций, которые предоставляют помощь итальянским предприятиям, освещены результаты экспертных интервью. Третья глава посвящена особенностям маркетинговой и коммуникационной деятельности итальянских компаний, а так же трудностям коммуникационного характера, которые возникают при выходе предприятий на российский рынок и способам их решения. В заключении подведены основные итоги исследования.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения, отражающие новизну проведенного исследования:
- за Россией в Италии закрепился образ «дикого», «холодного», «далекого» и «не европейского» рынка, где сложно строить бизнес и находить партнеров;
- наибольшие трудности при выходе на российский рынок испытывают предприятия малого бизнеса Италии;
-одна из главных коммуникативных проблем, возникающих у уже вышедших на российский рынок итальянских компаний – недостаток личного общения и личных контактов с российскими партнерами, ответственными представителями и сотрудниками;
-при построении внутренних и внешних коммуникаций итальянским предприятиям необходимо использовать стандартные схемы, адаптированные под условия российской действительности;
- для продвижения итальянских брендов главным концептом продвижения становится не товар или бренд, а знание о нем. При этом важно изучить традиции, обычаи и потребности целевой аудитории. Подобная стратегия требует времени и не ограничивается разовыми маркетинговыми мероприятиями;
-важным свойством любой итальянской продукции становится марка «MadeinItaly», для которой в восприятии потребителей характерны высокое качество, роскошь, элегантный дизайн;
-некоммерческие и государственные организации, которые осуществляют поддержку итальянского бизнеса в России, оказывают помощь в основном в финансовых вопросах, развитой системы консультирования итальянских предприятий по вопросам выстраивания коммуникаций нет.
Исследование показало, что при выходе на внешний рынок компания неминуемо сталкивается с рядом экономических, организационных и коммуникационных трудностей. Чтобы справиться с вызовами новой среды, предприятие, как любая система, использует особые механизмы адаптации.
Так в случае если предприятие предлагает уже представленный на рынке стандартный товар, следует рассмотреть варианты понижения цены, повышения повышение качества обслуживания или усовершенствования потребительских характеристик.
Не менее важный механизм адаптации, которому стоит уделить особое внимание - поиск надежного поставщика и посредников. Для укрепления своих позиций на рынке и продвижения своих интересов применяется механизм интеграции с другими компаниями отрасли посредством членства в различных консорциумах и стратегических альянсах.
Механизмы внутренней адаптации включают создание специализированных подразделений и подготовку специалистов.
В области маркетинга товара используется механизм коммуникационной адаптации, в случае его применения в зависимости от условий новой среды меняются каналы, средства и носители маркетинговой информации.
Особые механизмы адаптации применяются в области связей с общественностью, здесь основное внимание, как правило, сосредоточено на тщательном анализе новых целевых групп и интересов стейкхолдеров и изменении стандартных методов PR исходя из полученных данных.
Согласно данным исследования итальянские компании при выходе на российский рынок используют все вышеперечисленные механизмы адаптации. Важно отметить, что стандартных методов коммуникационной адаптации недостаточно при продвижении итальянских гастрономических брендов. Это связано с отсутствием гастрономической культуры и слабом представлении о должном качестве продуктов. Главным концептом продвижения при этом становится не товар или бренд, а знание о нем.
Помимо механизмов адаптации при выходе на внешний рынок компания проводит комплекс работ в рамках международного маркетинга. Первый этап работ – подготовительный, подразумевает детальный анализ мирового рынка, потенциала компании и выбор новой внешней среды для ее функционирования. На втором этапе определяется форма выхода компании на внешний рынок. Существует шесть общепринятых форм: экспорт (косвенный и прямой), сдача проектов под ключ, продажа лицензий, франчайзинг, создание совместных предприятий, создание собственных предприятий. Третий этап – разработка международной маркетинговой стратегии. Планирование ведется по классической схеме с поправками, связанными с неопределенностью нового рынка.
Анализ России в качестве внешнего рынка для итальянского бизнеса показал, что в нашей стране сложились положительные предпосылки для развития итальянских компаний. В России сложились условия благоприятные для зарубежных инвесторов. Так в стране на данный момент функционируют более двадцати особых экономических зон со льготными условиями по ведению бизнеса для зарубежных компаний. Девальвация рубля сделала российский рынок менее привлекательным для экспорта, иностранным компаниям выгоднее налаживать свое производство на территории страны. Введение санкций и продовольственного эмбарго не нанесли вред русско-итальянским политическим отношениям. Как Россия, так и Италия нацелены на плодотворное сотрудничество. Население России не воспринимает Италию как враждебную страну, в свою очередь, и в Италии образ России не имеет ярко выраженных отрицательных черт. Российский потребитель доверяет итальянскому производителю, бренды «MadeinItaly» традиционно воспринимаются как высококачественная продукция.
В ходе исследования с целью выяснить, с какими трудностями сталкивается итальянский бизнес на российском рынке было проведено три экспертных интервью. Все эксперты отметили, что российский рынок для итальянца – это пугающаяterraincognita. По словам экспертов сложнее всего закрепиться и адаптироваться в России небольшим итальянским предприятиям. Одна из главных коммуникативных проблем, возникающих у уже вышедших на российский рынок итальянских компаний – недостаток личного общения и личных контактов с российскими партнерами, ответственными представителями и сотрудниками.
И в России, и в Италии сформировался целый пул некоммерческих объединений, которые занимаются поддержкой итальянского бизнеса, выходящего на российский рынок. Основная деятельность носит консультационный, научный и финансовый характер. Организации помогают итальянским предприятиям решить экономические вопросы, пролоббировать свои интересы в государственных и политических структурах России. При этом ни одна из организаций не ставит своей прямой целью помочь итальянскому бизнесу решить вопросы коммуникационного характера, научные изыскания также касаются в основном только экономической стороны итало-российских отношений. Единственная помощь осуществляется в поиске и налаживании коммуникации с потенциальными партнерами и поставщиками. При построении коммуникации с работниками, потребителями, общественными организациями и при коммуникационной адаптации своей продукции итальянские предприятия решать возникающие проблемы вынуждены самостоятельно, без какой-либо поддержки.
При выходе на российский рынок и закреплении на нем компании активно используют весь спектр маркетинговых стратегий. Так как для Италии характерно большое количество малых предприятий, наиболее популярными становятся стратегии генерики и симбиоза. При продвижении своей продукции, как малые, так и большие компании пользуются популярностью бренда «MadeinItaly» и всячески подчеркивают связь с ним.
При построении внешних и внутренних коммуникаций в итальянском бизнесе, очень важную роль играет личное общение, итальянцу важно знать своего партнера «в лицо». Лидером компании становится сильный и харизматический человек.
После обобщения результатов экспертного интервью и данных об особенностях построения коммуникации в итальянских предприятиях, были рассмотрены основные трудности, возникающие у итальянских компаний на российском рынке, и предложены методы их решения.
На основании всех полученных в ходе работы сведений можно предложить следующую коммуникативную стратегию, обобщенную для всех итальянских предприятий, выходящих на российский рынок:
1) для продвижения продукции использовать методы коммуникационной адаптации. Менять каналы коммуникации с учетом предпочтений потребителей, широко использовать интернет-рекламу, размещать ее в таких социальных сетях, как «VKontakte»и «Одноклассники». Адаптировать рекламные сообщения, учитывая, в том числе такие, характеристики российских целевых групп, как низкую в сравнении с европейской покупательскую способность и доверие русского потребителя к Италии и итальянской продукции. Акцент в продвижении важно делать на принадлежности продукта к товарной марке «MadeinItaly». Важно также опираться не на бренд или товар, а на знание о нем.
2) с целью построения плодотворного диалога с властью использовать услуги профессионального лоббиста, развивать систему КСО в регионах присутствия, а также объединяться с другими итальянскими предприятиями, входить в состав объединений и ассоциаций, чтобы добиваться целей общими усилиями;
3) для построения крепких внутренних коммуникаций и преодоления языкового барьера пользоваться услугами переводчика, имеющего специализацию в отрасли производства, обучать персонал иностранным языкам, нанимать личных помощников – носителей русского языка;
4) с целью построения эффективных коммуникаций с партнерами разработать систему встреч, как в России, так и в Италии, организовывать обмен сотрудниками и совместные программы обучения.
Полученные в работе сведения могут стать основой консультирования итальянских предприятий по вопросам адаптации к условиям российского рынка: экономическим, политическим и социальным, а также с целью достижения стабильно высокого уровня коммуникаций со стейкхолдерами компании.
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление - Санкт-Петербург и др. : Питер, 2011.
2. Абрамова И. О. Развивающиеся страны в мировой экономике ХХI века: формирование новой архитектуры международных экономических отношений // ПСЭ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschiesya-strany-v-mirovoy-ekonomike-hhi-veka-formirovanie-novoy-arhitektury-mezhdunarodnyh-ekonomicheskih-otnosheniy
3. Акулич, И.Л.. Международный маркетинг : учеб.пособие / И.Л. Акулич. - Мн. :Выш. шк., 2016
4. Аналитический доклад «Средний класс в современной России: 10 лет спустя» URL: https://www.hse.ru/data/2016/01/22/1137785882/full.pdf
5. Ахлюстина И.С. Адаптация стратегий международного маркетинга российских предприятий-экспортеров к условиям глобализирующейся экономики: Ростов-на-Дону, 2006.
6. Багиев Г. Л., Моисеева Н. К., Черенков В. И. Международный маркетинг : учебник по специальности "Маркетинг" - Санкт-Петербург [и др.] : Питер Питер-Пресс, 2008
7. Биологический энциклопедический словарь. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/47/%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9F%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF
8. Бунич Г. А., Федякина Л. В. Франчайзинг: теория и практика- Москва : Дашков и К°, 2013.
9. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. – Чита, 2013. С.32
10. Вестник политических, экономических и культурных новостей из Италии. URL: http://www.italecon24.ru/
11. Габдрахманов О.Ф. Потенциал неформальных хозяйственных сетей в сфере услуг // Вестник ГУУ. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-neformalnyh-hozyaystvennyh-setey-v-sfere-uslug
12. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд.— СПб.: Питер, 2006.
13. Деловой Петербург URL: https://www.dp.ru
14. Демография. Федеральная служба Государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
15. Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Швайко И.Г. Маркетинг - Саратов : Научная книга, 2012.
16. Зонова Т.В. Российско-итальянские отношения: история и современность // Вестник МГИМО. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-italyanskie-otnosheniya-istoriya-i-sovremennost
17. Инвестиционный портал города Липецка. URL: http://investlipetsk.ru/investment-projects/history/indesit-international/
18. Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы. URL: https://promdevelop.ru/inostrannye-investitsii-v-ekonomike-rossii/
19. Институт проблем предпринимательства URL: https://www.ippnou.ru/print/012011/
20. Италия в начале XXI века (сборник статей по итогам конференции) / Отв. ред. – А.В. Авилова, Ю.Д. Квашнин. – М.: ИМЭМО РАН, 2015.
21. Карагулян Е.А. Работа предприятия по выходу на внешний рынок. Маркетинговые исследования. Стратегии выхода компании на внешний рынок. – Ханты – Мансийск. 2015.
22. Колесникова И. В., Дорофеева О. Б. Международный маркетинг : учебное пособие - Москва : Экон-Информ, 2008.
23. Королев В.И. Организационно-экономический механизм выхода фирмы на внешний рынок // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. №1.
24. Королев В.И., Королева Е.Н. Разработка экспортной стратегии компании // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №11.
25. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс. 2-е изд. / СПб.: Питер, 2006.
26. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ Росстат. - M., 2017.
27. Международная жизнь. №7, 2016.
28. Мониторинг состояния промышленности на основе индексов ИПЕМ, 2017 год. URL: http://ipem.ru/files/files/index_archive/20180124_index_dec_2017.pdf
29. Население России: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ 2016-2017 годов. URL: https://isp.hse.ru/monitoring
30. ДемоскопWeekly.URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0455/opros06.php
31. Коммерсант URL: https://www.kommersant.ru
32. Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru
33. Олливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг. М.: Экономика, 2009.
34. Основы предпринимательства: учебное пособие. – Чита, 2013. С.33
35. Официальный сайт «КерамаМарацци». URL: https://spb.kerama-marazzi.com
36. Официальныйсайт “Sinergie Italiane”. URL: http://www.sinergieitaliane.it/
37. Официальный сайт «ANCI». URL: http://www.assocalzaturifici.it/ancimain/homepage.html
38. Официальный сайт «DeLonghi» . URL: http://www.delonghi.com/ru
39. Официальныйсайт «Italian Wine & Style Promotion». URL: http://www.iwsp.it/
40. Официальный сайт «Магистраль северной столицы»: https://nch-spb.com/stroitelstvo/podryadchiki/
41. Официальныйсайт Agenzia per la promozione all’estero e l’internazionalizzazione delle imprese italiana. URL: https://www.ice.it/it
42. Официальный сайт Assocalzaturiuffici: http://www.assocalzaturifici.it
43. Официальныйсайт Confederazione Nazionale Coldiretti. URL: http://www.coldiretti.it
44. Официальный сайт Electrolux: http://brandlicensing.electrolux.com/en/our-brands/all/zanussi/
45. Официальный сайт GfK. URL: http://www.gfk.com
46. Официальный сайт АКАР. URL: http://www.akarussia.ru
47. Официальный сайт Finest. URL: http://www.finest.it
48. Официальный сайт PaviaeAnsaldo. URL: http://www.pavia-ansaldo.it/mosca/
49. ОфициальныйсайтTrade & Investment Agency. URL: http://www.sitoeng.ice.it/
50. Официальный сайт Zetta. URL: https://zetta.ru/kompaniya/postavschiki/furnitura-i-komplektuyushchie/
51. Официальный сайт АО «Гражданские самолеты Сухого». http://ir.superjet100.com/index.php?id=36
52. Официальный сайт Итало-Российской торговой палаты. URL: http://www.ccir.mosca.ru/
53. Официальный сайт компании «Обувь Италии». URL: https://obuvitalia.ru/
54. Официальный сайт компании UnionPorte. URL: http://www.union.ru/
55. Официальный сайт Левада-центр URL: https://www.levada.ru/2017/06/05/druzya-i-vragi-rossii-2/
56. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru
57. Официальный сайт ООО «Ферреро Руссия». URL: https://www.ferrero.ru
58. Официальный сайт ПАО «Энел Россия». https://www.enelrussia.ru
59. Официальный сайт Российско-итальянского центра при РАНХиГС. URL: http://russia-italia-center.ranepa.ru/index.php
60. ОфициальныйсайтСonfindustria Russia. URL: http://confindustriarussia.it
61. Официальный сайт Eni в России. URL: http://www.agip.su/?id=109
62. Официальный сайт сети итальянских ресторанов «MamaRoma». http://www.mamaroma.ru
63. Официальный сайт Федеральной особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк». URL: https://sezlipetsk.ru/
64. Панкрухин А.П.Маркетинг: учеб.для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. М.: Омега.Л, 2006.
65. Пашкус Ю.В., Мисько О.Н. Введение в бизнес. М.: Экономика, 2008.
66. ПерцовскийН.И., СпиридоновИ.А., БарсуковаС.В.. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. Н.И.Перцовского—М.: Высшая школа. 2001
67. Плавюк Н. А. Адаптация как функция менеджмента коммерческих организаций: Москва, 2004.
68. Гуманитарные технологии: http://gtmarket.ru
69. Российская газета. URL: https://rg.ru
70. Аргументы и факты URL: http://www.aif.ru
71. Учитель Ю. Г., Учитель М. Ю. SWOT-анализ и синтез - основа формирования стратегии организации / - Москва : URSS ЛИБРОКОМ, 2010.
72. Газета.руURL: https://www.gazeta.ru/business/2017/08/06/10820575.shtml?updated
73. Филатова Ю. В. Адаптация экономического поведения фирмы к современным условиям России - Волгоград, 2008.
74. Цветкова Д. Зарубежная продукция в концепции гастрономического бренда. URL: http://habeas-russia.ru/taxonomy/term/52/italjanskij-marsh
75. Чан В. Л. Стратегии выхода компаний на новые внешние рынки // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1.
76. Шумских А. "Ферреро Руссия". Вызовы стремительно растущего рынка. URL: https://www.iemag.ru/interview/detail.php?ID=16959
77. Эванс Дж. Р., Берман Б., Маркетинг - Москва : Сирин, 2002
78. Экспортеры России. Единый информационный портал. URL: http://www.rusexporter.ru
79. Федеральная налоговая служба. URL: http://customs.ru
80. Энциклопедия инвестора. URL: https://investments.academic.ru/
81. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.
82. Affari miei. URL: https://www.affarimiei.biz
83. Calzedonia, un’altra Perla nella scuderia. URL: http://www.corriere.it/economia/corriereconomia/13_maggio_17/calzedonia-perla_f64ed306-bd3a-11e2-a017-98f938f31864.shtml
84. Consumer Ad Sentiments. Rakuten Marketing Insights, 2017. URL: https://blog.marketing.rakuten.com/hubfs/rakuten-marketing-insights-consumer-online-ad-sentiments-what-needs-to-change-about-online-advertising.pdf
85. Corriere della Sera. URL: http://www.corriere.it
86. De Simone E., Ferrandino V. L'impresa familiare nel Mezzogiorno continentale fra passato e presente(Benevento, 2007)
87. Dizionario di Economia e Finanza (2012) URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/made-in-italy_(Dizionario-di-Economia-e-Finanza)/
88. Economic Research Allianz Global Wealth Report 2015. URL: https://www.allianz.com/v_1444168800000/media/economic_research/publications/specials/en/AGWR2015_ENG.pdf
89. Esportare la dolce vita. 2016 // URL: http://www.assolombarda.it/centro-studi/esportare-la-dolce-vita-slide-alessandra-lanza-e-luca-paolazzi
90. Eurasia Daily. URL: https://eadaily.com
91. Global Economic Prospects Managing the Next Wave of Globalization. 2007. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/805651468131974981/pdf/381400GEP2007.pdf
92. Guano E. Creative Urbanity: An Italian Middle Class in the Shade of Revitalization. Contributors: University of Pennsylvania Press. Philadelphia. 2017.
93. Investire in Russia, 2017. URL: https://ambmosca.esteri.it/Ambasciata_Mosca/resource/doc/2017/06/guida_investire_in_russia_29-06-2017.pdf
94. Forbes. URL: http://www.forbes.ru
95. Leggi oggi. URL: https://www.leggioggi.it
96. L’impresa familiare: modello di governance vincente? Una verifica empirica sulle imprese italiane quotate. URL: https://www.openstarts.units.it/bitstream/10077/2640/1/Family%20Business%20-%20capitoli%20-%20parte%20I.pdf
97. Maffeo S. Olivetti: cento anni di storia economica e imprenditoriale. URL: http://win.storiain.net/arret/num144/artic2.asp
98. Pensioni Economia Italia. URL: https://pensioni.economia-italia.com/
99. Pecchenino M. La communicazione d`impresa - 2014 - Language Arts & Disciplines.
100. Ru-Stat. URL: http://ru-stat.com/
101. Russia, made in Italy in ripresa. URL: https://unimpresa.ru/ru/news/publications/russia,-made-in-italy-in-ripresa.pdf
102. Russia: opportunità di crescita e raccolta per le imprese italiana / CReSV, Centro Ricerche sostenibilità e valore dell' Univ. Bocconi ; a cura di Maurizio Dallocchio - Milano : Egea, 2013.
103. Russia Today. URL: https://russian.rt
104. Weafer Chris. Sanctions Guide The Impact of Sanctions on Russia. URL: https://unimpresa.ru/ru/news/publications/summary-sanctions-guide-summary-september-2017.pdf
105. VC.RU. URL: https://vc.ru